Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Для того чтобы оценить работу усилителя, совсем не обязательно прибегать к моделированию. Ре­жимы работы вполне можно определить, выполняя построения на анодных характеристиках выбран­ной лампы и делая несложные промежуточные вычисления. Ниже будет дана методика подобного рас­чёта на примере схемы (54). Перед выполнением расчётов необходимо подготовить график с анодными харак­теристиками. Если характеристики имеются в "бумажном" варианте, то чертёж необходимо отска­ниро­вать и увеличить при распечатке до размеров формата A4. Впрочем, не менее удобно выполнять по­строения и на компьютере, загрузив отсканированный рисунок в какой-нибудь графический редактор.
    1) Для выбранной лампы задаёмся током покоя. В общем случае, это значение берётся из пас­порта лампы. Чтобы можно было сравнить результаты расчётов с результатами моделирования - зада­димся током покоя Iп:
    2) Задаёмся напряжением смещения лампы VL1. В общем случае, также обращаемся к паспортным данным. При выборе напряжения смещения следует учитывать амплитуду входного сиг­нала. Поскольку предполагается работа без сеточных токов, то напряжение смещения должно быть больше амплитудного значения напряжения входного сигнала. Поскольку в паспорте лампы 6Н6П ска­зано, что напряжение отсечки сеточного тока составляет -0,2 В, то примем напряжение смещения Uсм1 лампы VL1:
    3) Определяем сопротивление резистора автоматического смещения в цепи катода лампы VL1:
    Выбираем ближайшее значение резистора, либо составляем резистор из 2х. В данном случае, имеются резисторы 86 Ом.
    4) По идее, нужно рассчитать и блокировочный конденсатор C2. Его ёмкостное сопротивление на самой нижней частоте должно быть много меньше параллельно соединённых R3 и т.н. сопротивле­ния лампы со стороны катода, которое равно 1/S:
    Рассчитаем ёмкостное сопротивление применённого конденсатора 4700 мкф на частоте 20 Гц:
    что вполне соответствует условию (62).
    5) Напряжение смещения лампы VL2 зависит от сопротивления резистора R3. При R3 = R2, напряжения смещения будут равными, при R3 = 2 * R2 напряжение смещения Uсм2 = 2 * Uсм1 и равно 4,6 В. В общем случае, напряжение смещения VL2:
    6) Определим напряжение питания усилителя. Падение напряжения на лампе VL1 в режиме по­коя определяется из анодных характеристик лампы. На анодных характеристиках проводят горизонталь­ную линию от оси токов до пересечения с характеристикой, соответствующей напряжению смещения в режиме покоя - 2,3 В (67). Это - ток покоя. Пересечение горизонтальной линии с анодной характеристи­кой даст точку "C", из которой нужно опустить перпендикуляр на ось напряжений. Полученное значение есть падение напряжения на лампе VL1 в режиме покоя.
    Аналогичную операцию нужно проделать для лампы VL2, только анодную характеристику нужно выбирать другую, соответствующую напряжению 4,6 В (75). Поскольку кривых с дробными напряже­ниями на графиках, как правило, не бывает, то необходимую характеристику придётся дорисовать само­стоя­тельно. Это несложная задача.
    Итак, из анодных характеристик определяем, что падение напряжения на лампе VL1 составляет 120 В, на лампе VL2 - 160 В. Стало быть, напряжение питания Uпит будет:
    7) Теперь нужно определить напряжение "холостого хода" и ток короткого замыкания усилителя, с тем, чтобы рассчитать выходное сопротивление. Зная эти три параметра легко вычислить напряжение на нагрузке, оценив, тем самым, коэффициент передачи по напряжению, а также целесообразность при­менения конкретной лампы в данном усилителе.
    Напряжение холостого хода определим учитывая тот факт, что при отсутствии нагрузки лампу VL2 с резистором R3 можно заменить эквивалентным резистором. Сопротивление резистора определим из выражения (25):
    Для большего совпадения с результатами моделирования статический коэффициент усиления взят из модели лампы 6Н6П.
    Далее...

 
 

"УСИЛИТЕЛЬ" ДЛЯ НАУШНИКОВ НА SRPP

 

ЧАСТЬ 5

 

Ближе к реальности

 

Для проверки всего вышеизложенного, был собран опытный экземпляр усилителя по следующей схеме:

 

Принципиальная схема лампового усилителя для низкоомных наушников

 

Анодное напряжение выбрано равным 290-300 В. Для задержки анодного напряжения собрана схема на транзисторе VT1 и реле K1. Время задержки порядка 60 с. Питание цепей накала выполнено обычным образом, последующие измерения подтвердили нецелесообразность применения более слож­ных решений (питание накала постоянным током, подача на нити накала постоянного напряжения смеще­ния и т.д.)

Налаживание усилителя не требуется. После прогрева катодов ламп и включения реле K1 необхо­димо измерить высокоомным вольтметром указанные на схеме напряжения. Если они отличаются более чем на 10 %, то, скорее всего, придётся заменить лампу.

Для проверки усилителя была использована звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi Xtreme Au­dio. В качестве генератора использовалась эта же звуковая карта + программный генератор (синус, 1000 Гц).

Спектр "сквозного канала" звуковой карты (выход звуковой карты подключен перемычкой к линейному входу карты):

 

Спектрограмма сквозного канала звуковой карты

 

Суммарный коэффициент искажений не превышает 0,003 %. Собственный шум карты находится на уровне - 130 дБ, поэтому на спектрограмме не виден. Амплитудное значение сигнала на выходе зву­ковой карты приведено к значению 1 В.

Вместо перемычки к звуковой карте подключаем усилитель. В качестве нагрузки к усилителю подключены наушники. Генератор 1000 Гц - отключен:

 

Фон переменного тока усилителя

 

Пик на частоте 100 Гц по уровню -88 дБВ  - фон переменного тока. Возник вопрос, что является причиной. Пульсации анодного напряжения или цепь накала? Кратковременные отключения реле K1 прояснили суть дела - при отключении реле пик на частоте 100 Гц исчезал. Поскольку фон переменного тока в наушниках не прослушивался, было решено оставить ёмкость конденсатора фильтра C4 без изме­нения.

Включаем генератор 1000 Гц:

 

Коэффициент нелинейных искажений усилителя

 

Указанное на рисунке значение коэффициента искажений было получено путём перебора некото­рого количества ламп ("новые" лампы выпусков 1964 -1966 годов). Разброс коэффициента искажений на сигнале 1 В составлял приблизительно 0,3 %.

Следует отметить, что искажения реального усилителя получились больше моделируемого. Уже при напряжении сигнала 1 В искажения почти сравнялись с теми, что получились при моделировании на 2 Вольтах входного сигнала. Ослабление же сигнала весьма точно совпадает с ожидаемым. Теперь проверим, как отразится уменьшение резистора R5 (или R3 при моделировании) до 86 Ом:

 

К проверке выравнивания анодных токов ламп

 

В левом канале был замкнут один из двух резисторов по 86 Ом. В результате, коэффициент искажений вырос до 1,7 %. Разница хоть и не такая большая, как при моделировании, но, всё же, весьма заметная.

Субъективно, громкость сигнала амплитудой 1 В, в наушниках, явно больше "средней". При прослушивании сигнала 1000 Гц ощущается явный дискомфорт. При уменьшении громкости звучания до приемлемого уровня на слух (получилось -15 дБВ) суммарный коэффициент искажений уменьшился до уровня 0,2-0,3 %:

 

 

Далее, были пробные заслушивания "усилителя" на различных музыкальных произведениях. От классики до попсы. Думается, что рассыпаться в описании субъективных "очучений" смысла не имеет. Если совсем коротко - эффект есть и слышен невооружённым ухом :-). Возможно, дополнительно сказы­вается токовое питание наушников. Тот, кто повторит конструкцию, услышит всё сам.

 

Автор: Олег Иванов

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Опытный экземпляр усилителя собран на гетинаксовой пластине размерами 190 x 110 x 5:
    Монтаж усилителя выполнен по общеизвестным правилам навесным способом. При монтаже следует использовать, по возможности, собственные выводы деталей.
    Реле K1 - неизвестного происхождения с открытыми контактами. Несмотря на рабочее напряже­ние (обмотки) 24 В, оно надёжно срабатывает при напряжении 7,5 В.
    По поводу конденсаторов нужно сказать отдельно. В литературе и Сети масса статей по поводу того, какие нужно применять конденсаторы. Почитать весьма познавательно. Аудиофилы здесь не должны мелочиться. Использовать продукцию только именитых фирм, как, например, бумажномасля­ные "Jensen". Применяются в качестве разделительных. Стоимость за штуку порядка 30$. Из электроли­тов - "BlackGate". Стоимость доходит до 100$ за штуку.
    Из отечественных неэлектролитов, следует ставить полистирольные К71, полиэтилен- терефталат­ные К73, полипропиленовые К78, фторопластовые ФТ, хотя, по поводу отечест­венных, мнения раз­нятся.
    Автор разоряться не стал и поставил следующее. Электролиты - "Jamicon", C3, C4 - 220 мкФ x 350 В (хотя, ёмкость C3, C4 нелишним будет увеличить в 2 раза), C7 - 4700 мкФ x 25 В, C10 - 470 мкФ x 220 В. C5, C9 - плёночные К73-17 1 мкФ x 630 В, C6, C8 - ... керамические SMD конденсаторы. После этой фразы у истинных аудиофилов должен случиться ин­фаркт! И неспроста. Керамические конденсаторы заслуженно получили дурную славу среди любителей качественного звука. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
    В Сети можно найти много интересной информации по исследованию качества конденсаторов. Суть исследований заключается в следующем. Собирается нехитрая схема:
    Для исследований используется какая-либо программа, позволяющая увидеть спектр входного сигнала и программный генератор. Далее, сравнивается спектр сигнала без конденсатора и спектр сиг­нала, пропущенного через конденсатор C1. В одном из примеров, выходной сигнал составлял 2 В (дей­ствующее значение), а R1 подбирался таким образом, чтобы напряжение на резисторе составляло при­мерно 1,5 В, т.е. ослабление по напряжению порядка 3 дБ.
    Такой подход несколько озадачил. Если рассматривать возможность применения того или иного конденсатора в качестве разделительного, то тогда, очевидно, должно выполняться условие X(C1) << R1 т.е. ёмкостное сопротивление конденсатора на выбранной частоте должно быть много меньше сопро­тивления нагрузки R1. Наоборот, если нужно оценить качество конденсатора, как такового, то необхо­димо выполнить условие X(C1) >> R1. Автор решил провести собственные "исследования", с учётом этих требований.
    Для эксперимента были выбраны конденсаторы К73-17 ёмкостью 1 и 4,7 мкФ и керамический SMD конденсатор 2,2 мкФ.
    Сопротивление (ёмкостное) конденсатора 1 мкФ на частоте 1000 Гц составляет 159 Ом, конденса­тора 2,2 мкФ - 72 Ома. Исходя из этого, были выбраны два значения сопротивления R1: 22 кОм и 8,2 Ом (МЛТ). Результаты проверки представлены ниже.
    Спектр сигнала без резисторов и конденсатора (амплитуда напряжения на выходе - 1 В):
    Спектр сигнала с конденсатором К73-17 1 мкФ и резистором 22 кОм:
    Очевидно, спектр сигнала остался прежним.
    Спектр сигнала с конденсатором К73-17 1 мкФ и резистором 8,2 Ом:
    Суммарный коэффициент искажений значительно возрос! Отчётливо "прорезалась" вторая гармо­ника, которой практически не было в исходном сигнале. Проверка конденсатора К73-17 4,7 мкФ дала практически те же результаты, поэтому спектрограммы не приводятся. Значительно интереснее обстоит дело с керамикой.
    Спектр сигнала с керамическим конденсатором 2,2 мкФ и резистором 22 кОм:
    Т.е. в своём "нормальном режиме" конденсатор не привнёс никаких искажений. Оно и понятно - ведь та же звуковая карта, как ни крутись, а работает!
    Далее...

 

Информация

- Плитка из терракоты в современных интерьерах [1] [2] [3]

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1