Это интересно |
Казалось бы, радиолампы остались в далеком прошлом и в век новых
технологий представляют разве что историческую ценность. Но сейчас во
всем мире растет интерес к использованию радиоламп в аппаратуре, и
связано это, как ни странно, с цифровыми технологиями в звукозаписи.
Подход истинных ценителей качества звука к оценке аппаратуры во многом
похож на подход гурманов. В самом деле, разве настоящим ценителям
вкусной еды есть дело до скучных выкладок, сколько витаминов и
микроэлементов, а также жиров и углеводов содержится в блюдах,
подаваемых в лучших ресторанах?
С недавних пор особенно «вкусным аудиоблюдом» считается звучание
ламповой аппаратуры. Самые тонкие ценители за огромные деньги покупают
модели на лампах или даже делают заказы на их штучное производство.
И никто, наверное, уже не вспоминает, как всего два десятилетия тому
назад на помойки выбрасывались ламповые радиолы и телевизоры. И вот эта
техника возвращается, причем уже в качестве атрибута престижа. Что это -
просто модное увлечение или же техника, как иногда бывает, развиваясь по
спирали, сделала очередной круг и привела нас опять к лампам?
Усилительная радиолампа была изобретена в 1906 году американцем Ли Де
Форестом. В этом году изобретению, которое в свое время произвело
настоящую революцию в технике, исполняется 100 лет. С началом серийного
выпуска радиоламп стали возможны радиовещание и телефонная связь на
большие расстояния. В 20-х годах появляются первые радиоприемники на
лампах. Затем усилители на лампах начинают использоваться в
электропроигрывателях. Расцвет ламповой техники пришелся на 50-е годы. В
это время радиоприемники, проигрыватели и телевизоры превратились в по-настоящему
массовые продукты. Но тогда же, в 50-х годах, у радиолампы появился
соперник: началось производство полупроводниковых усилительных устройств
- транзисторов. Поначалу транзисторы использовались только в переносной
технике, где были важны такие их преимущества, как малые размеры и
скромные потребности в электроэнергии. В 70-х годах в аппаратуру
начинают внедряться интегральные микросхемы. В одной микросхеме размером
с почтовую марку помещались сначала десятки, потом сотни (а теперь уже и
миллионы) транзисторов. Стало легко реализовывать функции...
Далее... |
|
|
|
DCC90 / 3A5 |
Используется в усилителях
XD850MKIII и XD8502AIII |
|
|
Specification and max
ratings Class A Amplifier |
Filament Voltage | 2.8/1.4 DC |
Filament Current | 0.11/0.22 A |
Plate Voltage (max) | 135 V |
Plate Current (max) | 3.7 mA |
Plate Dissipation (max) | 1 W |
Grid No. 1 Voltage | -2.5 V |
Amplification Factor | 15 |
Plate Resistance (approx) | 8.3K |
Transconductance | 1800 µ |
|
|
|
6SL7 / 6N9 / 6Н9С |
Используется в усилителях XD845MKIII и XD845BMKIII |
|
|
Specification and max ratings |
Filament Voltage | 6.3 V | Filament Current | 0.3 A |
Plate Voltage (max) | 300 V | Plate Current (max) | 6 mA |
Plate Dissipation (max) | 1 W | Grid Voltage | -2 V |
Dissipate cathode-heater current | £20 mkA |
Gain coefficient | 70 | Operation time | ³1500 h |
|
|
|
6SN7 / 6N8 / 6Н8С |
Используется в усилителях XD845MKIII и XD845BMKIII |
|
|
Specification and max ratings |
Filament Voltage | 6.3 V | Filament Current | 0.6 A |
Plate Voltage (max) | 450 V | Plate Current (max) |
20 mA |
Plate Dissipation (max) | 5 W | Grid Voltage | -8 V |
Dissipate cathode-heater current | £50 mkA |
Gain coefficient | 21.5 | Operation time | ³2000 h |
|
|
|
|
|
Это интересно |
... что лучше, включать обе половинки лампы
предварительного каскада параллельно или использовать одиночные триоды.
Применение параллельного включения позволяет:
- в два раза уменьшить внутреннее сопротивление лампы
- в два раза увеличить крутизну характеристики
- снизить шумы лампы
Можно также сказать и об увеличении входной ёмкости, но это хорошо, в основном, в
схемах винил корректоров, так как для магнитного звукоснимателя оптимальна
ёмкостная нагрузка. На первый взгляд, вроде всё хорошо. Но (опять «но»), есть и
недостатки. Как Вы понимаете, технологически невозможно сделать обе половинки
лампы абсолютно одинаковыми, поэтому она «поёт дуэтом». Чем больше разнятся
половинки лампы, тем сильнее проявляется своеобразная окраска в звучании. Звучание
становится менее сфокусированным, высокие частоты менее прозрачными и т.д., в
общем, разница заметна. Поэтому, применяя параллельное включение, желательно
подобрать экземпляры с возможно близкими характеристиками обоих триодов,
находящихся внутри одного баллона или принять меры по выравниванию их параметров.
Предлагаю Вам попробовать оба варианта, параллельное включение или одиночный
триод, тем более что переделки минимальны, и сравнить звучание.
Есть ряд вопросов, касающихся сравнительного звучания ламп октальной серии и ламп
с пуговичным дном. На мой взгляд, лампы октальной серии обеспечивают более
детальное и прозрачное звучание. Но это лишь моё мнение, поэтому попрошу
сторонников применения малогабаритных ламп, не беспокоиться.
Сразу скажу и о типах постоянных резисторов, применяемых в высококачественных
усилителях. Наилучшие результаты получаются при применении углеродистых
резисторов. Это старые, почти забытые ВС, БЛП, УЛИ, или новые Р1-71. Я применяю
последние. Делает их Нижний Новгород, предприятие называется «Резистор-НН».
Можно применить С2-33Н или, в крайнем случае, МЛТ, но есть и ограничения, все
резисторы класса точности 1-2%. Рекомендую применять их с 2х-3х кратным запасом по
мощности. В сильно разогретом состоянии резисторы начинают шуметь, а нам это
совсем не нужно.
Третья группа вопросов связана с типами и номинальными ёмкостями...
Далее... |
|
|