Это интересно |
Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является
параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона
лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы,
что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение
сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом
достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного
каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий
резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей
усиление первого каскада.
Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень
сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при
желании получить более "теплое" звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не
рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за
их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного
трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до
0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней
простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора
входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.
Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После
прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано
предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется
правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о
высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете
вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и
его оттенками.
Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до
1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому
конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в
варианте с автосмещением).
Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора,
перебранный и "сваренный" в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на
чертежную кальку...
Далее... |
|
|
|
Волшебство лампового звука |
ВОЛШЕБСТВО ЛАМПОВОГО ЗВУКА
Казалось бы, радиолампы остались в далеком прошлом и в век новых
технологий представляют разве что историческую ценность. Но сейчас во
всем мире растет интерес к использованию радиоламп в аппаратуре, и
связано это, как ни странно, с цифровыми технологиями в звукозаписи.
Подход истинных ценителей качества звука к оценке аппаратуры во многом
похож на подход гурманов. В самом деле, разве настоящим ценителям
вкусной еды есть дело до скучных выкладок, сколько витаминов и
микроэлементов, а также жиров и углеводов содержится в блюдах,
подаваемых в лучших ресторанах?
С недавних пор особенно «вкусным аудиоблюдом» считается звучание
ламповой аппаратуры. Самые тонкие ценители за огромные деньги покупают
модели на лампах или даже делают заказы на их штучное производство.
И никто, наверное, уже не вспоминает, как всего два десятилетия тому
назад на помойки выбрасывались ламповые радиолы и телевизоры. И вот эта
техника возвращается, причем уже в качестве атрибута престижа. Что это -
просто модное увлечение или же техника, как иногда бывает, развиваясь по
спирали, сделала очередной круг и привела нас опять к лампам?
ИСТОРИЯ
Усилительная радиолампа была изобретена в 1906 году американцем Ли Де
Форестом. В этом году изобретению, которое в свое время произвело
настоящую революцию в технике, исполняется 100 лет. С началом серийного
выпуска радиоламп стали возможны радиовещание и телефонная связь на
большие расстояния. В 20-х годах появляются первые радиоприемники на
лампах. Затем усилители на лампах начинают использоваться в
электропроигрывателях. Расцвет ламповой техники пришелся на 50-е годы. В
это время радиоприемники, проигрыватели и телевизоры превратились в по-настоящему
массовые продукты. Но тогда же, в 50-х годах, у радиолампы появился
соперник: началось производство полупроводниковых усилительных устройств
- транзисторов. Поначалу транзисторы использовались только в переносной
технике, где были важны такие их преимущества, как малые размеры и
скромные потребности в электроэнергии. В 70-х годах в аппаратуру
начинают внедряться интегральные микросхемы. В одной микросхеме размером
с почтовую марку помещались сначала десятки, потом сотни (а теперь уже и
миллионы) транзисторов. Стало легко реализовывать функции, которые для
ламповой техники неприемлемы. С появлением микросхем в
аудиовидеоаппаратуре начали использоваться цифровые технологии. Однако
вплоть до середины 70-х годов ламповая аппаратура превосходила
устройства на полупроводниках как минимум по двум параметрам. Во-первых,
максимальная выходная мощность у ламповых усилителей была выше.
Во-вторых, они вносили меньше искажений в сигнал. Вот почему до середины
70-х годов высококачественная аудиоаппаратура делалась исключительно на
лампах. Кроме того, выпускалась комбинированная аппаратура, где
большинство узлов выполнено на транзисторах, но там, где были необходимы
большая мощность и большое напряжение, использовались лампы. У
транзисторов выше коэффициент полезного действия. Это значит, что при
равной потребляемой мощности у транзисторного усилителя выходная
мощность выше, чем у лампового. Возможности электропитания в обычной
квартире не безграничны, поэтому в итоге транзисторная аппаратура
обогнала по выходной мощности ламповую. Последним оплотом ламповой
техники были телевизоры. Ламповые телевизоры выпускались вплоть до конца
80-х годов. Замену ламп на транзисторы и микросхемы подстегнуло цветное
телевидение. Уже столь сложное устройство, как цветной телевизор, будучи
выполненным на лампах, оказывается недостаточно надежным и потребляет
очень много электроэнергии. Но в индустрии звукозаписи в начале 80-х
годов произошли события, которые заложили основу для триумфального
возвращения радиолампы. К ним мы еще вернемся, а пока посмотрим, что же
происходило за пределами мира бытовой радиоаппаратуры.
ВОЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Если в аппаратуре для широкого потребления, начиная с 50-х годов, шел
процесс активного перехода на полупроводники, то оборонная
промышленность как в СССР, так и на Западе, продолжала создавать новые
образцы аппаратуры на лампах. Мало того, сама конструкция лампы
продолжала совершенствоваться. Привычные всем нам радиолампы для
гражданского применения представляют собой «бочонки» диаметром 2-3 см и
длиной около 6 см. Громоздкость усугубляется тем, что для радиолампы
нужен еще специальный разъем (так называемая панелька), в который она
вставляется. Это позволяет быстро заменять лампу, ведь к такой процедуре
приходится прибегать довольно часто. Однако в 50-х годах для военных
целей были созданы радиолампы нового типа - так называемые нувисторы.
Время службы нувистора сопоставимо с временем службы транзистора. Это
значит, что можно обойтись без панелек и впаивать нувисторы
непосредственно в монтажную плату, точно так же, как и другие
радиодетали. Были разработаны и другие технические решения, позволившие
сделать радиолампы более компактными, экономичными и надежными.
Создавались военные рации на лампах размером с обычный переносной
приемник на транзисторах. Бортовая аппаратура военных самолетов также
создавалась на радиолампах. Причины, по которым военные в разных странах
отдавали предпочтение радиолампам, были связаны отнюдь не с их
консерватизмом. Просто ламповая техника долгое время больше подходила
для специфики военного применения, чем полупроводниковая. Так,
выпускавшиеся в 50-60-х годах транзисторы были очень чувствительны к
изменению температуры. Но самая главная причина заключается в том, что
ламповая техника лучше приспособлена к ядерной войне. При ядерном взрыве
создается мощный электромагнитный импульс, который способен вывести из
строя аппаратуру на полупроводниках. А вот радиолампы вполне способны
его выдержать. Радиация также губительна для полупроводниковой техники,
но почти не действует на радиолампы. Такова была ситуация по крайней
мере вплоть до 80-х годов. Как обстоит дело сейчас, смогли ли создать
транзисторы и микросхемы, способные работать в условиях ядерной войны,
неизвестно. По понятным причинам эта информация засекречена. Тем не
менее времена «холодной войны» подарили нам множество интересных решений
в области ламповой техники. В силу своей дороговизны они тогда не
использовались в аппаратуре широкого применения. Но сейчас производители
high-end-аппаратуры активно используют наработки прошлых лет.
Часть [1]
[2]
Алексей Васильев
Опубликовано по материалам
http://www.revkom.ru/info/?id=290194
|
|
|
|
Это интересно |
В начале 80-х годов появился CD, который стал первым массовым цифровым
носителем для записи звука. Сначала продвижение CD было четко
ориентировано на людей, серьезно увлекающихся музыкой. И здесь не
обошлось без некоторых накладок. Меломаны покупали CD-проигрыватели,
подключали к ним имевшиеся транзисторные усилители, изначально предназначенные для работы с проигрывателями для «винила» и...
испытывали разочарование. Сигнал, выходящий из винилового
проигрывателя, гладкий, его динамический диапазон (то есть соотношение
между мощностями самого громкого и самого тихого звуков) был сужен при
записи, чтобы поместиться в дорожку пластинки. Транзисторный усилитель
хорошо справлялся с таким сигналом. А что получалось на выходе CD-проигрывателя?
Динамический диапазон широкий, в сигнале много резких перепадов. Работая
с таким сигналом, транзисторный усилитель вносил в него значительные
искажения. И вот в какой-то светлой голове возникла мысль, а не
подсоединить ли CD-проигрыватель к ламповому усилителю? На первый взгляд
такое решение выглядело дикостью - подключить ультрасовременное
устройство к аппарату, выполненному из компонентов, признанных морально
устаревшими. Но результаты превзошли все ожидания - получилось чистое
звучание, CD смог раскрыть свои богатые возможности. Вопреки расхожему
мнению, именно появлению CD, а не ностальгической моде на «винил», и
обязана радиолампа своим триумфальным возвращением. В 80-е годы
американские меломаны в основной своей массе перешли с «винила» на CD.
Соответственно возник большой спрос на ламповые усилители. Но к тому
моменту производство радиоламп для широкого применения в США уже было
прекращено. Где можно было найти радиолампы? Оказывается, в СССР и Китае.
Неповоротливая советская электронная промышленность продолжала
производить радиолампы в большом количестве. Что касается Китая, то в
80-е годы он еще плелся в хвосте прогресса в электронной промышленности,
и там радиолампы...
Далее... |
|
|