ЧАСТЬ 2
Да, действительно, искажения есть, и чем дальше от
источника, тем больше, даже в зале Консерватории, где искажения пока еще
отсутствуют, мой коллега любит сидеть с 10 по 15 ряд партера, а я - на
первом ряду балкона: у каждого своя комфортная зона.
Пошли дальше по пути искажений. Вот лежит передо мной тот самый
легендарный микрофон Neumann - 67. Его вид изнутри повергнет в шок
любого адепта: электролитический конденсатор в цепи звука, море
керамических конденсаторов, простые медные провода, трансформатор с
толстыми листами пермаллоя и обмоткой опять же из обычного медного
провода. Все это выпуска 50 - 60 годов. Где серебро, где фторопласт или
полипропилен? Далее идет несколько сот метров кабеля, пульт и аналоговый
магнитофон, в котором сразу три регулятора тембра: один по высоким
частотам в усилителе записи и два по высоким и низким в усилителе
воспроизведения с величиной коррекции +20 дБ, а не 10, как в регуляторах
тембра.
Посмотрим на виниловый диск: и здесь двойная коррекция - одна при записи,
другая - при воспроизведении с полной величиной 40 дБ. Вот вам и
неприкосновенный звук. Легенды, легенды, легенды...
Перейдем теперь к тем устройствам, вокруг которых и родилось это
множество мифов, претендующих на истину в последней инстанции, хотя сами
устройства и являются последними, но в длинной цепи.
Как хорошо известно, есть две версии усилителей мощности: однотактные и
двухтактные. Они могут строиться как на триодах, так и на тетродах и
пентодах.
Оба типа могут использовать и не использовать отрицательную обратную
связь (ООС). В общих чертах потенциальные преимущества и недостатки этих
двух версий заключаются в следующем.
Однотактные:
- более адекватный субъективному восприятию спектр гармоник (плавно
спадающий с отсутствием высших гармоник);
- более простая конструкция и схемотехника;
- более прозрачный и детальный верхнечастотный регистр (лучшая
детализация музыкального образа без смазывания отдельных нот, особенно
заметная на оркестровых и хоровых фрагментах);
- низкий кпд, реально 15 - 20% и, как следствие, малая выходная мощность;
- высокие требования к источнику питания, на порядок более высокие
требования по пульсациям питающего напряжения по сравнению с
двухтактными усилителями;
- сложность получения низшей рабочей частоты порядка 30 Гц при
сопротивлении анодной нагрузки более 2-3 кОм, так как из-за наличия
постоянного подмагничивания в сердечнике трансформатора происходит
падение магнитной проницаемости материала сердечника.
Это мы и слышим даже на очень дорогих усилителях. Обычно выходная
мощность составляет 10 - 15 Вт, и присутствует "рыхлый", с отсутствием
динамики бас.
Двухтактные:
- мощный, хорошо проработанный низкочастотный регистр, так как
отсутствует постоянное подмагничивание;
- высокий кпд, как следствие, высокая выходная мощность;
- меньшие требования к источнику питания по пульсациям выпрямленного
напряжения;
- более простой выходной трансформатор;
- худшая проработка верхнечастотного регистра. Так как сигнал
усиливается двумя лампами и складывается в нагрузке, то возникающие
временные ошибки, вызванные несовпадением времени прохождения сигналов,
и ошибки, вызванные несовпадением характеристик выходных ламп, приводят
к искажениям;
- более сложная схемотехника.
Следующим вопросом, касающимся усилителя, является использование в нем
отрицательной обратной связи. Ее отсутствие приводит к следующим
последствиям:
- верхнечастотный регистр становится более прозрачным и детальным;
- к топологии монтажа и источнику питания предъявляются более жесткие
требования;
- более жесткие требования также к схемотехнике и комплектующим изделиям;
- стабильность характеристик становится меньшей из-за того, что
изменения параметров ламп за время эксплуатации не компенсируются;
- ослабленный с меньшей динамикой низкочастотный регистр из-за большего
выходного сопротивления усилителя и худшего демпфирования
громкоговорителя.
Преимущества, связанные с применением ООС:
- менее жесткие требования к топологии монтажа и источнику питания, а
также стабильности параметров активных и пассивных элементов;
- меньшее выходное сопротивление усилителя и, как следствие, лучшее
демпфирование громкоговорителей.
Использование в выходном каскаде триода или тетрода (пентода) в
значительной степени определяет потенциальные возможности усилителя:
- применение триода ведет за собой потенциально большую линейность,
меньшее внутреннее сопротивление, меньшее усиление, меньшую выходную
мощность из-за худшего использования анодного напряжения и, как
следствие, худшую динамику низкочастотного регистра;
- в случае применения тетрода, пентода мы получим обратную картину.
Прослушивание различных усилителей и большой опыт их производства
позволяет сделать один интересный вывод: по своему звучанию лампы более
индивидуальны, чем транзисторы. В транзисторных усилителях в большей
степени "звучит" конструкция и схемотехника, и если мы возьмем два
разных транзистора с примерно одинаковыми параметрами, то в одном и том
же усилителе они будут звучать одинаково. С лампами картина несколько
иная, проиллюстрируем это следующим примером. Возьмем однотактный
усилитель в классе А, использующий EL-34 в триодном включении без ООС, и
снимем спектр гармоник (искажений) при одинаковой выходной мощности (1
Вт), первая гармоника принята за 0 Дб.
Через 2 минуты после включения:
0 -45 -50 -60 -52 -70 -70 -76 -74 -74
Через 30 минут после включения:
0 -43 -70 -80
Две лампы одного производителя:
0 -43 -70 -80
0 -38 -66 -76
Две лампы другого производителя:
0 -40 -64 -74
0 -40 -64 -76
Приведенный спектр гармоник и определяет индивидуальность звучания
усилителей на электронных лампах.
Выбор класса работы усилителя, пожалуй, самый простой вопрос: чем ближе
к классу А, тем меньше искажения и лучше звучание, но возникают проблемы
с отводом тепла.
Главное - слушать вам, и поэтому больше верьте себе, своему слуху, а не
мифам. Походите по магазинам и попробуйте различную аппаратуру,
последуйте совету легендарного Одиссея: не слушайте сладкоголосых сирен.
А лучше сходите в консерваторию 2-3 раза с небольшим перерывом и после
идите и делайте окончательный выбор. При этом используйте свой CD, но не
"болгарско-китайский".
На что следует обратить внимание при покупке аппарата:
1. Достоверность и натуральность тембров: нет усилителей специально для
классики и специально для поп-музыки. Если аппарат достоверно передает
богатство тембров симфонического оркестра, то со всем остальным проблем
не будет. Очень хорошо слушать хор - чем лучше усилитель, тем большее
количество участников вы слышите.
2. Разрешающая способность - это способность усилителя воспроизвести
раздельно наиболее тонкие нюансы музыкального произведения. Особенно
хорошо это слышно в высокочастотном регистре: чем большее количество
звуков и их изменений вы слышите, тем лучше.
3. Динамические характеристики - это способность усилителя передать
атаку. Большинство отечественных и импортных ламповых аппаратов
проигрывают по этому параметру транзисторным. Особенно внимательно надо
следить за тем, чтобы в момент прохождения через усилитель мощной
низкочастотной атаки не разрушалась структура высокочастотного регистра.
4. Способность усилителя справляться с низкочастотным регистром. Она
определяется не только возможностью воспроизведения самых низких частот,
но и тем, насколько достоверно передается фактура спада низкочастотного
сигнала. Даже в лучших транзисторных усилителях спад низкочастотного
сигнала смазан и идет просто "гудеж".
5. Чем меньше фазовые искажения в усилителе, тем в меньшей степени звук
привязан к акустическим системам, тем более целостзвук не должен
исходить из акустических систем - нужно, чтобы "звучало" пространство, и
колонки должны определяться только визуально.
6. Если применение сетевых фильтров , изменение полярности сетевой вилки
влияет на качество звучания, то это означает, что в усилителе
некачественно изготовленный блок питания, а если разработчики не смогли
грамотно выполнить блок питания, то как они могут сделать хороший усилитель?
7. Не принимайте всерьез фразы вроде: " ...а вот на других акустических
системах..." Если колонки не самые простые, то разницу в усилителях
слышно, и чем лучше усилитель, тем более безразличен он к акустике.
Прежде чем закончить наш краткий экскурс в "легендарную" область High
End, хочется еще раз напомнить, что приведенные здесь сведения
относительно особенностей усилителей определяют только потенциальные
возможности, а не свойства конкретных моделей. Но если проинтегрировать
наш опыт разработки и производства ламповых усилителей, то получается
следующая картина:
- однотактные усилители всегда окрашивают звук, делая его более
"приглаженным и сладковатым": мы как бы кушаем конфетку "апельсин",
забывая вкус настоящего апельсина;
- двухтактные усилители при грамотном исполнении более нейтральны, лучше
передают весь частотный диапазон, макро- и микродинамику.
Часть [1]
[2]
В. Костин, Салон AUDIO VIDEO январь 1998
|