Цифровые технологии изо дня в день все больше наполняют окружающий нас мир, и этот процесс со временем только ускоряется.
В повседневном обиходе любого из нас уже сегодня присутствует большое число самых различных цифровых устройств, каждое из
которых имеет характеристики и свойства, значение которых оказывается не всегда известным и понятным для потребителя. Некоторые
из ставших уже абсолютно привычными электронные устройства, равно как и компьютерные программы, остаются для потребителя
некими черными ящиками, устройство и принцип действия которых скрыто от глаз.
Потребительская аудио аппаратура, также как и остальная аппаратура - постепенно и уверенно переходящая на цифровые рельсы,
становится все сложнее, ее параметры – все запутаннее, а принцип действия – все менее ясным. Эта статья не является универсальным
путеводителем в области цифрового звука и цифровой аудио техники, однако в ней мы попытаемся разобраться с основными идеями,
а также теоретическими и практическими принципами, лежащими в основе современных цифровых аудио технологий и устройств. Автор
статьи надеется, что приведенные в ней сведения окажутся полезными для читателя и явят собой некую основополагающую теоретическую
базу, понимание которой просто необходимо всем активным аудио любителям.
Физика и психофизика звука
Разговор о звуке мы начнем с рассмотрения простейших физических понятий.
Физика звуковой волны
Понятие «звук» самым тесным образом связано с понятием «волна». Интересно, что это понятие, являясь привычным для абсолютно
всех, у многих вызывает затруднения при попытке дать ему внятное определение. С одной стороны, волна – это что-то, что связано
с движением, нечто, распространяющееся в пространстве, как, например, волны, расходящиеся кругами от брошенного в воду камня.
С другой стороны, мы знаем, что лежащая на поверхности воды ветка почти не станет двигаться в направлении распространения
волн от брошенного рядом камня, а будет в основном лишь колыхаться на воде. Что же переносится в пространстве при распространении
волны? Оказывается, в пространстве переносится некоторое возмущение. Брошенный в воду камень вызывает всплеск – изменение
состояния поверхности воды, и это возмущение передается от одной точки водоема к другой в виде колебаний поверхности. Таким
образом, волна – это процесс перемещения в пространстве изменения состояния.
Звуковая волна (звуковые колебания) – это передающиеся в пространстве механические колебания молекул
вещества (например, воздуха). Давайте представим себе, каким образом происходит распространение звуковых волн в пространстве.
В результате каких-то возмущений (например, в результате колебаний диффузора громкоговорителя или гитарной струны), вызывающих
движение и колебания воздуха в определенной точке пространства, возникает перепад давления в этом месте, так как воздух в
процессе движения сжимается, в результате чего возникает избыточное давление, толкающее окружающие слои воздуха. Эти слои
сжимаются, что в свою очередь снова создает избыточное давление, влияющее на соседние слои воздуха. Так, как бы по цепочке,
происходит передача первоначального возмущения в пространстве из одной точки в другую. Этот процесс описывает механизм распространения
в пространстве звуковой волны. Тело, создающее возмущение (колебания) воздуха, называют источником звука.
Привычное для всех нас понятие «звук» означает всего лишь воспринимаемый слуховым аппаратом человека
набор звуковых колебаний. О том, какие колебания человек воспринимает, а какие нет, мы поговорим позднее.
Звуковые колебания, а также вообще все колебания, как известно из физики, характеризуются амплитудой (интенсивностью),
частотой и фазой. В отношении звуковых колебаний очень важно упомянуть такую характеристику, как скорость распространения.
Скорость распространения колебаний, вообще говоря, зависит от среды, в которой колебания распространяются. На эту скорость
влияют такие факторы, как упругость среды, ее плотность и температура. Так, например, чем выше температура среды, тем выше
в ней скорость звука. В нормальных (при нормальной температуре и давлении) условиях скорость звука в воздухе составляет приблизительно
330 м/с. Таким образом, время, через которое слушатель начинает воспринимать звуковые колебания, зависит от удаленности слушателя
от источника звука, а также от характеристик среды, в которой происходит распространение звуковой волны. Немаловажно заметить,
что скорость распространения звука почти не зависит от частоты звуковых колебаний. Это означает, среди прочего, что звук
воспринимается именно в той последовательности, в какой он создается источником. Если бы это было не так, и звук одной частоты
распространялся бы быстрее звука другой частоты, то вместо, например, музыки, мы бы слышали резкий и отрывистый шум.
Звуковым волнам присущи различные явления, связанные с распространением волн в пространстве. Перечислим наиболее важные
из них.
Интерференция - усиление колебаний звука в одних точках пространства и ослабление колебаний в других
точках в результате наложения двух или нескольких звуковых волн. Когда мы слышим звуки разных, но достаточно близких частот
сразу от двух источников, к нам приходят то гребни обеих звуковых волн, то гребень одной волны и впадина другой. В результате
наложения двух волн, звук то усиливается, то ослабевает, что воспринимается на слух как биения. Этот эффект называется интерференцией
во времени. Конечно, в реальности механизм интерференции оказывается намного более сложным, однако его суть не меняется.
Эффект возникновения биений используется при настройке двух музыкальных тонов в унисон (например, при настройке гитары):
настройку производят до тех пор, пока биения перестают ощущаться.
Звуковая волна, при ее падении на границу раздела с другой средой, может отразиться от границы раздела, пройти в другую
среду, изменить направление движения - преломиться от границы раздела (это явление называют рефракцией),
поглотиться или одновременно совершить несколько из перечисленных действий. Степень поглощения и отражения зависит от свойств
сред на границе раздела.
Энергия звуковой волны в процессе ее распространения поглощается средой. Этот эффект называют поглощением звуковых
волн. Существование эффекта поглощения обусловлено процессами теплообмена и межмолекулярного взаимодействия в среде.
Важно отметить, что степень поглощения звуковой энергии зависит как от свойств среды (температура, давление, плотность),
так и от частоты звуковых колебаний: чем выше частота звуковых колебаний, тем большее рассеяние претерпевает на своем пути
звуковая волна.
Очень важно упомянуть также явление волнового движения в замкнутом объеме, суть которого состоит в отражении
звуковых волн от стенок некоторого закрытого пространства. Отражения звуковых колебаний могут сильно влиять на конечное восприятие
звука - изменять его окраску, насыщенность, глубину. Так, звук идущий от источника, расположенного в закрытом помещении,
многократно ударяясь и отражаясь от стен помещения, воспринимается слушателем как звук, сопровождающийся специфическим гулом.
Такой гул называется реверберацией (от лат. « reverbero » - «отбрасываю»). Эффект реверберации очень широко
используется в звукообработке с целью придания звучанию специфических свойств и тембральной окраски.
Способность огибать препятствия – еще одно ключевое свойство звуковых волн, называемое в науке дифракцией.
Степень огибания зависит от соотношения между длиной звуковой волны (ее частотой) и размером стоящего на ее пути препятствия
или отверстия. Если размер препятствия оказывается намного больше длины волны, то звуковая волна отражается от него. Если
же размеры препятствия оказываются сопоставимыми с длиной волны или оказываются меньше ее, то звуковая волна дифрагирует.
Еще один эффект, связанный с волновым движением, о котором нельзя не вспомнить - эффект резонанса. Он
заключается в следующем. Звуковая волна, создаваемая некоторым колеблющимся телом, распространяясь в пространстве, может
переносить энергию колебаний другому телу (резонатору), которое, поглощая эту энергию, начинает колебаться,
и, фактически, само становится источником звука. Так исходная звуковая волна усиливается, и звук становится громче. Надо
заметить, что в случае появления резонанса, энергия звуковой волны расходуется на «раскачивание» резонатора, что соответственно
сказывается на длительности звучания.
Эффект Допплера – еще один интересный, последний в нашем списке эффект, связанный с распространением
звуковых волн в пространстве. Эффект заключается в том, что длина волны изменяется соответственно изменению скорости движения
слушателя относительно источника волны. Чем быстрее слушатель (регистрирующий датчик) приближается к источнику волны, тем
регистрируемая им длина волны становится меньше и наоборот.
Эти и другие явления учитываются и широко используются во многих областях, таких как акустика, звукообработка и радиолокация.
Звук и формы его представления
Как мы уже выяснили, звук – это слышимые человеком колебания, распространяющиеся в пространстве. Что же представляет
собой звук в аудио аппаратуре?
В звуковой аппаратуре звук представляется либо непрерывным электрическим сигналом, либо набором цифр (нулей и единиц).
Аппаратура, в которой рабочий сигнал является непрерывным электрическим сигналом, называется аналоговой аппаратурой
(например, бытовой радио приемник или стерео усилитель), а сам рабочий сигнал – аналоговым сигналом.
Преобразование звуковых колебаний в аналоговый сигнал можно осуществить, например, следующим способом. Мембрана из тонкого
металла с намотанной на нее катушкой индуктивности, подключенная в электрическую цепь и находящаяся в поле действия постоянного
магнита, подчиняясь колебаниям воздуха и колеблясь вместе с ним, вызывает соответствующие колебания напряжения в цепи. Эти
колебания как бы моделируют оригинальную звуковую волну. Приблизительно так работает привычный для нас микрофон. Полученный
в результате такого преобразования аналоговый аудио сигнал может быть записан на магнитную ленту и впоследствии
воспроизведен.
Аналоговый сигнал с помощью специального процесса (о нем мы будем говорить позднее) может быть представлен в виде цифрового
сигнала – некоторой последовательности чисел. Таким образом, аналоговый звуковой сигнал может быть «введен» в компьютер,
обработан цифровыми методами и сохранен на цифровом носителе в виде некоторого набора описывающих его дискретных значений.
Важно понять, что аналоговый или цифровой аудио сигнал – это лишь формы представления звуковых колебаний материи, придуманная
человеком для того, чтобы иметь возможность анализировать и обрабатывать звук. Непосредственно аналоговый или цифровой сигнал
в его исходном виде не может быть «услышан». Чтобы воссоздать закодированное в цифровых данных звучание, необходимо вызвать
соответствующие колебания воздуха, потому что именно эти колебания и есть звук. Это можно сделать лишь путем организации
вынужденных колебаний некоторого предмета, расположенного в воздушном пространстве (например, диффузора громкоговорителя).
Колебания предмета вызывают колебаниями напряжения в электрической цепи. Эти самые колебания напряжения и есть аналоговый
сигнал. Таким образом, чтобы «прослушать» цифровой сигнал, необходимо вернуться от него к аналоговому сигналу. А чтобы «услышать»
аналоговый сигнал нужно с его помощью организовать колебания диффузора громкоговорителя.
Часть [1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
|