ЧАСТЬ 7
13.1. Так плюсы или минусы?
Двухтактные оконечные усилители, плечи которых работают на общую нагрузку в противофазе, обладают рядом неоспоримых достоинств.
1) Они позволяют добиться более высокой выходной мощности (а при определенных условиях - намного большей, чем удвоенная выходная мощность
обычного каскада на той же лампе).
2) Обеспечивают (опять же при определенных условиях) значительно лучший КПД.
3) Компенсация постоянных составляющих токов в двух половинах первичной обмотки трансформатора ликвидирует нежелательное подмагничивание.
4) При идеальном балансе схемы компенсируются четные гармоники (и самая интенсивная - вторая), так что общий уровень нелинейных искажений
существенно ниже.
Впрочем, сторонники модного течения в аудиотехнике, не придавая большого значения двум первым преимуществам, причисляют два последних скорее к
недостаткам.
Так, постоянное подмагничивание сердечника имеет и свою положительную сторону: перемагничивание происходит по частной петле гистерезиса, что снижает
искажения, вносимые железом трансформатора.
Подавление второй гармоники, как считают, нарушает привычное для уха соотношение обертонов, делая звук менее естественным.
13.2. А, В и АВ
Двухтактные схемы, как и однотактные, могут работать в режиме класса А. Только теперь каждое плечо работает на свою половину первичной обмотки, а
переменные составляющие токов будут складываться в нагрузке. Базовые расчеты ничуть не отличаются от случая параллельного соединения ламп.
Однако возможно поставить двухтактный каскад и в режим класса В. Как раз здесь и достигается существенное увеличение КПД: ток покоя устанавливается
практически равным нулю, а каждое плечо ответственно за воспроизведение только одной полуволны колебаний.
Энергетические соотношения режима В будут другими. Общий постоянный ток, потребляемый от источника питания, теоретически равен 0,64 от анодного тока
на пике гармонических колебаний. Этот ток будет меняться вместе с изменением амплитуды сигнала.
"Чистый" режим В вряд ли целесообразен, поскольку связан с нежелательным использованием участков малых токов; на практике устанавливают
промежуточный режим АВ, когда имеется заметный ток покоя (хотя и меньший, чем требуется для режима А).
13.3. Фазоинверторы
Двухтактные схемы требуют симметричного возбуждения, то есть подачи на сетки выходных ламп равных, но противофазных сигналов. Возникает
проблема фазоинверторов - схем, расщепляющих фазу колебаний.
Хорошим фазоинвертором является междуламповый трансформатор с вторичной обмоткой, состоящей из двух частей. Это практически единственный
приемлемый вариант, если предусматривается заход в область положительных напряжений на сетках. Еще одно достоинство - возможность (при необходимости)
повысить напряжение раскачки.
Однако здесь могут возникнуть проблемы с частотной характеристикой передачи.
Неплохим фазоинвертором служит каскад с разделенной нагрузкой. Принято отмечать его недостаток - разное выходное сопротивление с анода и катода (второй
выход является выходом катодного повторителя). Тем не менее, если к этим цепям подключены равные нагрузки, то симметрия сохраняется. Действительная проблема
тут в трудности получения больших амплитуд: с каждого из выходов удастся снять вдвое меньший сигнал, чем в обычном каскаде. Возможно, потребуется увеличение
напряжения анодного питания, либо введение дополнительного "минусового" источника для подпитки катодной цепи. Хорошую симметрию по выходам обеспечивает известная нам балансная схема. Эта симметрия тем лучше, чем выше подавление синфазного сигнала
(чем выше сопротивление RK по сравнению с 1/S).
13.4. Самоинвертирующие каскады
Рассмотрение последней схемы наталкивает на мысль, что сам балансный каскад может служить и выходным, соответственно, не требуя
фазоинвертора, и это действительно так - теоретически.
Симметрия каскада обеспечивается тем лучше, чем выше RK: постоянное падение напряжения на этом резисторе должно быть во много раз больше,
чем рабочая амплитуда входного сигнала ламп. Значит, на практике потребуется большой запас по напряжению, значительная часть мощности будет впустую нагревать
катодный резистор. Приемлемо ли это - судить разработчику.
14.1. Чудеса отменяются
В этой последней главе мы коротко разберем особенности
усилителей, охваченных общей отрицательной обратной связью (в отличие от местной
ООС, которой касались ранее). Коротко - потому что вопрос не простой, кому
интересно и по силам - способен сам разобраться, получив здесь начальную
подсказку. А другому - нечего и голову забивать сложностями.
Общепринято мнение, что отрицательная обратная связь расширяет
полосу пропускания линейных схем, снижает нелинейные искажения и уменьшает
выходное сопротивление усилителя. И, в общем, так оно и есть.
Но специалист не вправе верить в волшебство, полагая, что ООС
способна демонстрировать чудеса вопреки законам природы, не вникая в механизм
действия. Если говорить конкретнее - нельзя выводы, базирующиеся на линейных
моделях, слепо распространять на устройства, работающие с большими сигналами.
Чудес в решете не будет! И здесь мы должны разобраться - почему.
14.2. Сильная и слабая ООС
Уже в 50-е годы во многих радиоприемниках можно было увидеть
цепи обратной связи, охватывающие аудиоусилители в целом. Рисунок представляет
фрагмент подобной схемы.
Здесь катод триода играет роль второго входа "дифференциального
усилителя", на него подается часть выходного напряжения. Важно, что напряжение
сетка-катод теперь не является входным, это - так называемый "сигнал ошибки".
Глубина общей ООС зависит от соотношения рабочих уровней
"сигнала ошибки" и собственно входного напряжения. Или, по-другому, от
соотношения усиления - при разомкнутой и замкнутой цепи ООС.
Если напряжение, возвращаемое по цепи ООС, имеет тот же порядок,
что и напряжение сетка-катод первого каскада, то мы имеем дело со слабой
обратной связью, которая способна лишь несколько скорректировать параметры
усилителя (амплитудную и амплитудно-частотную характеристику, выходное
сопротивление).
Если напряжение ООС существенно меньше напряжение сетка-катод,
то перед нами напрасное усложнение схемы, обратная связь практически не
действует.
При сильной обратной связи сигнал ошибки существенно меньше
входного сигнала. Именно здесь в принципе достигается полноценный эффект ООС. В
частности, усиление по напряжению со входа на вторичную обмотку приблизительно
обратно коэффициенту деления в цепи обратной связи.
И именно здесь наиболее вероятно возникновение пренеприятных
явлений, упомянутых в заглавии раздела.
Дело в том, что любые ограничения (амплитудные, частотные) в
тракте передачи - поначалу компенсируются цепью ООС. Неизбежно такая компенсация
упрется в амплитудное ограничение в предыдущем звене, происходит разрыв контура
обратной связи. Возникает перегрузка с выходом сигналов за пределы входных
апертур усилительных каскадов. Это и создает эффект "транзисторного" звука.
Быть может, изложено не очень понятно? Попробую пояснить на
примерах.
14.3. Мягкое и жесткое ограничение
На левом рисунке показаны осциллограммы колебаний в оконечном
каскаде усилителя без обратной связи. Относительно правильное колебание uC(t),
поданное с драйвера на сетку, несколько искажено оконечным каскадом. При
увеличении амплитуды возбуждения - искажения будут нарастать: лампы мягко
ограничивают колебание, создавая приплюснутую вершину синусоиды. Это -
"ламповый" звук.
Ради простоты ограничение принято симметричным, хотя в
однотактном каскаде такого, конечно, не будет.
Если усилитель охвачен сильной ООС, то картина кардинально
меняется (средний рисунок). Цепь ООС стремится поддержать неискаженную форму
колебания на выходе. Это достигается за счет колебаний на выходе драйвера:
мягкое ограничение в выходном каскаде до поры компенсируется обратным
предыскажением на его входе.
При возрастании амплитуды (справа) резервы компенсации
исчерпываются. Верхушки uC(t) резко вытягиваются, упираясь в
ограничение (но уже в драйвере!). Оно будет жестким, а не мягким, колебания на
выходе усилителя окажутся грубо обрезанными - типичный эффект транзисторного
усилителя.
Но это еще цветочки... Ягодки не замедлят.
14.4. Проблема частотных границ
Особенность лампового усилителя состоит в том, что в его
оконечном каскаде имеется звено частотного ограничения (трансформатор),
определяющее верхнюю и нижнюю границы полосы пропускания.
При переходе в область спада амплитудно-частотной
характеристики, цепь ООС пытается все же поддержать заданное усиление. Это
происходит путем автоматического увеличения напряжения раскачки с выхода
драйвера (а также доворота фазы для компенсации фазовых искажений). Разумеется,
драйвер снова очень быстро упрется в амплитудное ограничение, и выходное
колебание станет резко несинусоидальным.
Явление, отлично знакомое по плохим транзисторным усилителям:
выход частоты сигнала за некоторые границы вызывает не мягкое снижение
амплитуды, а появление грубых искажений.
Пожалуй, теперь пора уже напомнить (о чем до времени
умалчивали), что и сопротивление нагрузки - акустической системы - совсем не
является активным и постоянным. Выводы очевидны.
Вдобавок - перегрузки каскадов сильным сигналом ошибки (при
размыкании ООС) вызовут эффект сеточного автосмещения, который на время запрет
лампы. Качества звука это также не добавит.
14.5. Выход есть?
Реальный аудиосигнал, конечно, вовсе не синусоидален. Широкий
спектр, крутые фронты сигнала приведут к тому, что искушенному слушателю
специфические призвуки будут просто бить по ушам.
Как быть? Самый простой путь: не использовать ООС (кроме, быть
может, местной).
Кто-то может счесть, что это не выход. В таком случае, следует
иметь в виду очевидный принцип: все ограничения (амплитудные, частотные) должны
действовать до усилителя с ООС, т.е. раньше, чем скажутся внутри петли.
Амплитудное ограничение вообще-то есть, натурально, в каждом
источнике сигнала, просто не надо допускать перегрузки. А вот установить
частотоограничивающий фильтр (как сверху, так и снизу) на входе такого усилителя
будет крайне полезно.
14.6. Иллюзии выходного сопротивления
Как "всем известно", ООС служит мощным средством понизить
выходное сопротивление усилителя; в принципе - до любой желаемой величины.
Однако этот несомненный факт подталкивает к недопониманию. Не
учитывают, что речь идет о динамическом (малосигнальном) сопротивлении, и
никаком ином. Даже самая сильная обратная связь не может помочь каскаду отдать в
нагрузку больший ток, чем тот, на который он рассчитан.
Допустим, выходное сопротивление (каскада, усилителя в целом)
уменьшилось. Что это конкретно значит?
Во-первых, - что теперь выходное напряжение меньше будет
зависеть от нелинейности вольтамперной характеристики нагрузки.
Во-вторых, - что теперь выходное напряжение меньше будет
зависеть от полного сопротивления нагрузки на различных частотах.
И больше ничего! К тому же и то, и другое - только до поры,
пока, например, возрастающий реактивный ток не вгоняет оконечный каскад в
ограничение. При этом неизбежно наступает все то, о чем выше писалось.
Беда незадачливых разработчиков в том, что они ожидают "чудес в
решете". Уменьшенное за счет ООС выходное сопротивление они полагают за
возможность подключить низкоомную нагрузку и ожидать большего нагрузочного тока!
А поскольку такое невозможно, то выносится вердикт о том, что глубокая ООС
неизбежно связана с плохим звуком...
Вывод: общая отрицательная обратная связь в линейных схемах -
вовсе не панацея для решения любых задач; но и не пугало. Это частное средство,
занимающее (при грамотном его применении) свое скромное место.
15.1. Два принципа
Эти разделы, вероятно, не имеют прямого отношения именно к
ламповым устройствам. Однако их наличие кажется уместным: ведь для большинства
ценителей старой техники ламповый аппарат - это прежде всего радиоприемник, и
желательно понимать, чем руководствовались разработчики при его создании.
Кстати, и телевизор является ведь также радиоприемником...
Начнем с того, что профессиональный прием сигналов с амплитудной
модуляцией - это синхронный прием, либо квазисинхронный - в квадратурных
каналах. Такая обработка эквивалентна простому частотному сдвигу канала приема к
нулевой частоте, а селекция канала осуществляется с помощью низкочастотных
фильтров. Увы, это весьма изощренная техника, которая несовместима с ламповой
электронной базой. В старой аппаратуре мы всегда наблюдаем другой принцип:
селекцию и усиление сигнала на радиочастотах с тем, чтобы подавать сигналы уже
высокого уровня на относительно простые демодуляторы.
Хотя нечто близкое к первой идее мы также встречаем в ламповых
аппаратах - в виде так наз. телеграфного гетеродина, предназначенного для приема
сигналов телеграфии незатухающими колебаниями, или телефонных передач на одной
боковой полосе (SSB).
Кстати хочу напомнить, что попытки применения синхронного приема
в бытовых аппаратах делались на заре радио (так наз. синхродины).
15.2. Супергетеродинный прием и прямое усиление
Дешевые аппараты прямого усиления довольно быстро были вытеснены
приемниками супергетеродинной системы, главное достоинство которой - стабильная
на всех частотах приема характеристика основной селекции. Это преимущество
перевесило многочисленные недостатки супергетеродинов. Укажем пока лишь на один
из них, а с остальными повременим до следующей главы.
Как нынешние аудиофилы, так и слушатели прошлых годов,
справедливо отмечают какую-то особую "кристальность" звучания приемника прямого
усиления, недостижимую в суперах. Принято объяснять ее более широкой полосой
пропускания. Однако и расширение полосы супергетеродина ни к чему похожему не
приводит.
Действительная причина состоит в более простых избирательных
системах простого приемника. Многоконтурные фильтры супергетеродина обладают
крутой и нелинейной фазочастотной характеристикой; ее неизбежная асимметрия
относительно частоты настройки приводит к неодинаковому фазовому сдвигу парных
боковых составляющих в спектре АМ сигнала относительно несущей.
В книгах нередко можно встретить утверждение, что ухо
нечувствительно к фазовым искажениям. Возможно. Но тут-то мы имеем дело с
фазовыми сдвигами не в аудиосигнале, а в спектре модулированного сигнала;
несимметрия боковых составляющих неизбежно вызывает нелинейные искажения на
выходе детектора огибающей, отсюда и характерный "суперный" звук.
К этой теме нам еще предстоит вернуться. Сейчас главное вот что:
избирательные системы приемников вообще заслуживают того, чтобы разобраться в
них подробнее.
15.3. Колебательный контур
За избирательность приемных устройств, в отношении как
"соседнего канала", так и каналов паразитного приема, отвечают селективные цепи,
образованные колебательными контурами (либо их аналогами, кварцевыми
резонаторами, к примеру). Между прочим, перед нами две совершенно различные
задачи.
1) С точки зрения формирования характеристики основной селекции
- важно понять поведение колебательного контура при небольших частотных
расстройках относительно резонанса.
2) В аспекте подавления паразитных каналов приема нас
интересуют, напротив, свойства контура при расстройках, далеко выходящих за
полосу пропускания.
Посему стоит потратить время, чтобы проанализировать эту
простейшую цепь - колебательный контур, причем в двух указанных аспектах.
Аналитическая зависимость модуля полного сопротивления
параллельного контура из L и С от частоты выглядит не такой уж
сложной:
(f0 - частота резонанса: ).
Достаточно умножить |Z| на крутизну пентода, и мы
получим, например, выражение для частотной зависимости коэффициента усиления
каскада, нагруженного на контур.
Здесь RP - сопротивление контура при
резонансе, равное ,
а
- это
характеристическое сопротивление контура:
.
Q - добротность контура.
На графике показаны характеристики |Z|(f),
которые можно считать амплитудно-частотными характеристиками (АЧХ).
15.4. Полоса пропускания
При небольших расстройках относительно резонанса частотная
характеристика контура приближенно выразится так:
.
Здесь -
расстройка относительно центральной частоты f0.
Спад, равный
= 0,707, соответствует расстройке относительно резонанса, равной f0/2Q,
а полная полоса пропускания: П = f0/Q.
Спад за полосой пропускания (в известных пределах, о которых
упомянем дальше) можно легко оценивать исходя из того, что он пропорционален
расстройке, за единицу отсчета принимая границу полосы. Пусть, например, полоса
пропускания контура: П
= 8 кГц (т.е. расстройка, соответствующая границе полосы - 4 кГц
от середины). Тогда ослабление при расстройке, скажем, на 12
кГц будет равно 3, на 20 кГц - 5, и т.д.
15.5. Подавление внеполосных сигналов
Из приведенных выше кривых видно: при относительной расстройке
начиная с 10% и больше - ход характеристик не зависит от добротности контура. В
указанных точках подавление сигнала (относительно центральной частоты)
составляет Q/5. Интересно, что более избирательный контур никак не
улучшит абсолютное подавление далеко отстоящих от резонанса сигналов, а только
относительное!
Для расстроек, превышающих эту границу, характеристика контура
приближенно выразится так:
для
f < f0, и:
для
f > f0.
Разумеется, увеличение расстройки относительно резонанса всегда
увеличивает ослабление. Но следует иметь в виду, что чем дальше, тем в меньшей
степени растет это ослабление.
Например, для контура с добротностью 200 первые 10 процентов
отстройки дадут подавление нежелательного сигнала, равное 40 (32 дБ).
Но следующие 10% добавят лишь 5 дБ, а следующие 10 - всего 3...
15.6. Связанные контура
Желательную АЧХ для приемного тракта мы представляем себе
равномерной в полосе пропускания и быстро спадающей за ее пределами - так
сказать, "прямоугольной". АЧХ одиночных контуров очень далеки от такого идеала:
они слишком "острые" посередине и чересчур вяло спадают при расстройках.
Приходится переходить к многоконтурным трактам.
Такие тракты могут быть построены по одному из двух принципов:
1) как цепочки одиночных контуров (настроенных на единую
частоту, но иногда - и взаимно расстроенных);
2) как системы связанных контуров.
Под одиночными контурами понимают либо контура, полностью
разделенные друг от друга лампами, либо контура со слабой связью между собой
(передача сигнала есть, но нет энергетического влияния друг на друга).
Но в приемниках диапазонов ДВ, СВ, КВ обычно используют
связанные контура. В бытовой аппаратуре мы чаще всего встречаем пары связанных
контуров, в специальной - многоконтурные фильтры сосредоточенной селекции (ФСС).
Такие сложные избирательные системы, использующие высокодобротные резонаторы,
обеспечивают в одно и то же время и относительно плоскую вершину АЧХ в области
пропускания, и крутой спад на ее "хвостах". Но это достигается ценой ухудшения
фазовой характеристики, что неизбежно сказывается на звучании.
Впрочем, для связных приемников вопрос качества звучания совсем
не первостепенный. А для приема однополосной модуляции (SSB) фазовые искажения
уж точно не важны.
Следует иметь в виду, что подавление сигналов, значительно
выходящих за полосу приема, зависит только от общего числа контуров.
15.7. Гауссов тракт
Рассмотрим теперь тракт с одиночными контурами. Приведенная
выше, хорошо известная, формула для полосы пропускания будет уже неверна, если
мы имеем цепочку каскадов с контурами. Например, пара контуров при расстройке
f0/2Q даст общий спад 0,707 · 0,707 = 0,5, полоса
пропускания сузится (кривая 2) по сравнению с одним контуром (кривая 1), но
путем снижения добротности ее можно привести к прежнему значению (кривая 3).
Доказано, что если наращивать число несвязанных контуров
(соответственно регулируя их добротность), то результирующая характеристика
приближается к кривой Гаусса, которая дана на втором рисунке.
Эта кривая тоже не слишком-то похожа на предполагаемую идеальную
АЧХ, но имеет немалое достоинство: ей соответствует линейная фазочастотная
характеристика. Там, где крайне важно сохранить форму огибающей после
демодуляции (в радиолокаторах, в трактах изображения телевизоров), применяют для
основной селекции именно цепочку каскадов с одиночными контурами - чтобы
получить гауссову АЧХ. Для вещательных приемников АМ здесь можно увидеть путь
достижения превосходного звучания.
Сергей Гаврилов
Часть [1] [2] [3]
[4] [5] [6]
[7] [8]
|