ЧАСТЬ 15
Силовой трансформатор усилителя собран на сердечнике из пластин
УШ-30, толщина набора 60 мм. Расположение обмоток трансформатора показано на
рис.67. Выходной трансформатор выполнил на таком же сердечнике, что и силовой.
Все слои вторичной обмотки выходного трансформатора соединены параллельно и
содержат одинаковое число витков. Намоточные данные трансформаторов приведены в
таблице.
Обозначение по схеме |
Число витков |
Число слоев в обмотке |
Провод |
Тр1 |
|
|
|
1-2 |
430 |
7 |
ПЭВ-1 0,55 |
экран |
- |
1 |
ПЭВ-1 0,25 |
4-5 |
380 |
5 |
ПЭВ-1 0,41 |
6-7 |
375 |
5 |
ПЭВ-1 0,41 |
8-9-10 |
122x2 |
2 |
ПЭВ-1 0,25 |
11-12-13 |
13x2 |
2 |
ПЭВ-1 1,08 |
Тр2 |
|
|
|
1-2 |
270 |
3 |
ПЭВ-1 0,41 |
3-4 |
60 |
1 |
ПЭВ-1 0,64 |
5-6 |
60 |
1 |
ПЭВ-1 0,64 |
7-8 |
270 |
3 |
ПЭВ-1 0,41 |
9-10-11 |
180 |
2 |
ПЭВ-1 0,41 |
12-13 |
270 |
3 |
ПЭВ-1 0,41 |
14-I5 |
60 |
1 |
ПЭВ-1 0,64 |
16-17 |
ВО |
1 |
ПЭВ-1 0,64 |
18-13 |
270 |
3 |
ПЭВ-1 0,41 |
При монтаже усилителя следует выполнить два условия: все
заземляемые цени усилителя соединить с шасси в одной точке, лучше всего около
первой лампы пли входного гнезда, а отрицательные выводы конденсаторов фильтра
подключить к катодным резисторам тех ламп, анодное напряжение которых они
фильтруют. Закончив сборку, усилитель можно включить в сеть, предварительно
вынув из него все лампы. В первую очередь с помощью вольтметра рекомендуется
проверять напряжения питания анодов +510 В, экранирующих сеток +270 В и смещения
-80 В выходных ламп. Затем потенциометрами R20 и R23 установить на управляющих
сетках 6РЗС напряжение -45 В. После этого можно вставить лампы 6РЗС и
резисторами R20 и R23 установить ток катода равным 25 мА. Такому току
соответствует падение напряжения 0,25 В на резисторах R31 и R32. Далее вставляют
лампы 6Н6П и 6Н1П и проверяют параметры усилителя. Если усилитель возбуждается,
следует поменять местами концы вторичной обмотки выходного трансформатора. Затем
с помощью резистора R7 по измерителю нелинейных искажений устанавливают минимум
нелинейных искажений при выходной мощности 70...80 Вт. При отсутствии измерителя
нелинейных искажений, по осциллографу следует установить одинаковые амплитуды
напряжений на резисторах R31 и R32, чему приблизительно н соответствует минимум
искажений.
Если емкости переходных конденсаторов С5, С6 и С8, С9 или
сопротивления резисторов R11, R12, R22, R24 меньше требуемых, усилитель может
возбудиться на низких частотах. Возбуждение устраняется подбором емкости
конденсатора СЗ.
В любом случае самовозбуждение можно устранить, увеличивая
сопротивление резистора R30 и, таким образом уменьшая глубину отрицательной
обратной связи. Но здесь надо считаться с неизбежным увеличением нелинейных
искажений, уровня фона и чувствительности усилителя.
Заключение
В заключительной главе приводятся сведения, которые необходимы
при практической работе над собственным усилителем. Конечно, все вопросы,
связанные с теорией радиоэлектроники и технологией изготовления монтажа,
невозможно осветить даже в целой книге, однако некоторые наиболее часто
встречающиеся проблемы эти сведения помогут преодолеть.
ДИЗАЙН HIGH-END АППАРАТУРЫ, ИЛИ СТОИТ ЛИ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ЯРКУЮ УПАКОВКУ
Вместо послесловия
Огромное значение в формировании спроса на любые изделия
современной промышленности играет их внешний вид, эстетическое оформление, все
то, что принято называть модным ныне словом дизайн. Как отмечал известный
американский экономист Питер Коул, "покупателю можно продать что угодно,
абсолютно не нужную и даже вредную для него вещь, стоит только позаботиться о
соответствующей "упаковке" и как следует ее подать".
Эти слова невольно всплывают в памяти при попытке бросить беглый
взгляд на рынок высококачественной бытовой радиоэлектронной аппаратуры. К
сожалению, отечественные изделия на этом рынке практически не просматриваются и
при сохранении нынешнего кризиса в экономике вообще и в радиоэлектронной
промышленности в частности, могут навсегда исчезнуть с горизонта, оставив о себе
лишь слабые воспоминания и надежды. Поэтому о них, как о величинах второго
порядка малости, говорить не будем и сосредоточимся только на аппаратах
импортных.
А здесь, перефразируя известного классика, смело можно сказать:
"на какие только уловки не идут "проклятые капиталисты", чтобы завлечь
доверчивого покупателя и подороже загнать ему свой товар". Чего стоит только
широко разрекламированная кампания по золочению абсолютно всех соединений и
разъемов в High-End-овской аппаратуры. Спору нет. Аппарат выглядит весьма круто,
и золота в нем не меньше, чем на самой "упакованной" моднице. Да еще и какого -
583-й пробы. Хотя непонятно, можно было и повыше пробу взять. Несомненно, такой
агрегат является предметом гордости его счастливого владельца и неподдельной
зависти друзей, жаждущих и самим поскорее достичь такой же "крутизны".
Впрочем, если взглянуть на всю эту возню трезвым взглядом, то
окажется, что "тотальное озолочение" - это не более чем наживка, тонкая игра на
человеческих слабостях - самодовольстве и тщеславии. Как показывают результаты
многочисленных тестов, никакой разницы в звучании "золотого" аппарата в
сравнении с его обычными "серенькими" собратьями, которые, кстати, намного
дешевле, нет, да и быть не может. Потому что золото, хотя и очень устойчиво к
окислению, является относительно мягким металлом, а проводимость его не такая
высокая, как у меди или серебра. К тому же вряд ли современная бытовая аудио-
или видеоаппаратура работает в таких же экстремальных условиях и с такими же
жесткими требованиями по надежности, как радиоэлектронное оборудование
космических кораблей. Однако и там золочению подлежат только наиболее
подверженные окислению контакты и узлы. Вот и не могут, сколько ни стараются,
самые квалифицированные профессионалы заметить серьезной разницы в качестве
воспроизведения между золотыми и простыми кабелями, потому что ее в принципе
нет. А есть более серьезные проблемы, касающиеся принципов построения классной
аппаратуры, но для их решения еще нужно много и много работать. А тут можно
получить солидную прибыль уже сегодня - всего лишь позолоти контакты. Хуже от
этого не будет, это точно. Но и лучше тоже не станет. Единственной компенсацией
за выброшенные деньги для покупателя
облагороженного аппарата остается ощущение того, что и ты не лыком шит,
можешь себе позволить покупать подобные золотые украшения.
Возьмем другой яркий образец - акустическую систему "B&W
Nautilus" в форме раковины. Смотреть на это, вне всякого сомнения, произведение
искусства, поверьте, доставляет истинное наслаждение. Можно даже подойти и
погладить эти гладкие, приятные на ощупь завитки спирали. Своей
экстравагантностью, неизбитостью эта колонка, безусловно, заворожит не одно
женское сердце и украсит интерьер любого, даже самого роскошного помещения. Если
исходить только из этих критериев, то "High-End"- действительно очень полезная и
нужная в хозяйстве вещь.
Однако не будем забывать о том, что это все же звуковая колонка,
и настоящий, уважающий себя фан не смотрит на нее, а слушает, как она звучит. И
его вряд ли собьют с толку рекламные заявления об "экспоненциальной форме
рупора" или о "звуке, теряющемся в бесконечности". Невольно хочется спросить, о
какой бесконечности здесь идет речь? Реальная длина завитков раковины вовсе не
такая большая, как утверждается, а от центра спирали звуковая волна отражается
не хуже, чем от плоской бетонной стены. Так что, дай Бог, чтобы данная
акустическая система звучала не хуже колонок традиционной, проверенной формы.
Наконец, рассмотрим еще третий поучительный пример -
субмикросистемы компании JVC UX-1000 и UX-2000K. Это, конечно, не High-End, но
тоже крутой аппарат. Более поздняя модель отличается от предыдущей
"значительными" новшествами, самым серьезным из которых является то, что ящики
акустических систем целиком сделаны из вишневого дерева. Красивая, радующая глаз
отделка! Но независимые тестирования нескольких экспертов не подтверждают
какого-либо улучшения качества звучания. И вряд ли их собьют с толку
предоставленные фирмой амплитудно-частотные характеристики, такие же гладкие и
ровные, как в набившем всем оскомину телевизионном рекламном ролике "О дироле с
ксилитом и карбамидом". Разница между двумя моделями только одна, но весьма
существенная - цена. Убедитесь, заглянув в прайс-лист.
Можно продолжать перечисление примеров того, как
фирмы-производители стараются облагородить, "подать" свой радиотовар. Но уже
приведенных случаев достаточно, чтобы сделать некоторые выводы. Несомненно, в
формировании стиля современной бытовой радиоаппаратуры присутствуют определенные
эстетические моменты, некоторые элементы моды. Но по сравнению с предметами
одежды в дизайне электронной аппаратуры несравненно больше практической
целесообразности. Даже в одном из последних писков High-End-овской моды
-ламповых усилителях с вынесенными наружу лампами, которые иногда в целях
безопасности закрываются ажурными сетками самой причудливой формы, налицо явная
рациональность - так проще обеспечить охлаждение ламп.
В отличие от модной застежки конструкция, например,
коаксиального разъема жестко определяется требованием обеспечить надежный
электрический контакт как внутреннего, так и внешнего проводников стыкуемых
кабелей, и элементы творчества здесь могут присутствовать разве что в том, чтобы
покрыть детали разъема золотом.
Конечно, для других частей конструкции современной
радиоаппаратуры, таких как корпусов, ручек, крышек панелей и т.п., у
разработчиков есть большая свобода выбора. Однако и в этом случае прослеживается
явная тенденция - чем солиднее фирма и выше качество продукции, тем строже
выдерживается подчеркнутая простота дизайна. Нет ничего лишнего,
нерационального, аляповатого, никаких треугольных ручек и бог знает какой формы
индикаторов. Дизайн новинки отличается от оформления старых моделей разве что
более светлым, ярким цветом, как в последних моделях фирмы Sony.
Поэтому, пробуя ответить на вынесенный в подзаголовок вопрос,
рискнем сказать: да, стоит, но только очень осторожно, взвесив все за и против
и, получив консультацию у квалифицированных специалистов, которые регулярно
читают журнал "Радiоаматор" и знают, что скрывается за приятной упаковкой. А
впрочем, в свободной стране свободный человек волен поступать так, как ему
заблагорассудится...
КАК ИЗМЕРИТЬ РЕЖИМ ЛАМПЫ?
Под термином "режим лампы" принято понимать совокупность всех постоянных напряжений на
электродах и токов в цепях лампы в конкретной работающей схеме. На рис.68 показана
схема резистивного каскада усиления напряжения НЧ, собранного на пентоде, на
основе которого Ю. Прозоровский показывает методику измерений (Р-5/66).
К точкам, обозначенным на схеме Uh, присоединена обмотка
накала силового трансформатора. Напряжение на нити накала можно измерить вольтметром переменного тока,
включив его между точками 1 и 2. Ток в цепи накала 1н измеряют амперметром
переменного тока, который можно включить в разрыв цепи в точке 2.
Источник питания анода
и экранирующей сетки включен между точками, обозначенными +Еа и -Еа. Напряжение
источника питания -Еа измеряют вольтметром постоянного тока, включенным между точками 3
(сюда присоединяется плюсовый провод вольтметра) и 1 (минусовый провод).
Принято все напряжения
на электродах ламп (кроме нити накала) определять по отношению к катоду
лампы. Поэтому напряжение на аноде лампы Ua измеряется
между точками 4 и 5, а напряжение на экранирующей сетке Uэ - между точками 6 и
5.
Если мы разорвем цепь в
точке 3 и в разрыв включим миллиамперметр постоянного тока плюсом к зажиму +Еа,
минусом к выводу резистора анодной нагрузки Ra, то прибор покажет
анодный ток лампы Ia. Тот же ток покажет прибор и при включении в
разрыв цепи в точке 4. Лучше, однако, измерять анодный ток в точке 3, так как при этом
меньше нарушается работа цепей переменного тока. Аналогично в точках 7 или 6
измеряется ток экранирующей сетки Iэ.
Оба эти тока Ia и Iэ в сумме составляют общий катодный ток лампы Iк.
Током в цепи управляющей сетки при определении катодного тока можно пренебречь, так
как он в большинстве случаев равен нулю (кроме генераторных схем). Катодный ток лампы можно измерить в
точке 5. Плюсовый провод миллиамперметра присоединяется при этом к катоду, минусовый - к выводу
резистора Rk.
Вольтметр, которым
измеряют напряжения в цепях усилителей или приемников, должен быть высокоомным. Это
означает, что его внутреннее сопротивление должно быть значительным.
Обычно определяют его в пересчете на один вольт. Хорошие высокоомные вольтметры
имеют внутреннее
сопротивление порядка 20000 Ом на вольт. Например, вольтметр со шкалой до 300 В имеет внутреннее
сопротивление 20 000x300=6 МОм.
ТРЕБОВАНИЯ К
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЯМ НИЗШИХ ЗВУКОВЫХ ЧАСТОТ
Изготовление хорошего
усилителя НЧ достаточной мощности в настоящее время не представляет
трудностей. Значительно сложнее сделать акустическую систему, отвечающую требованиям
высококачественного воспроизведения звука. Легче всего решается задача
воспроизведения высших звуковых частот путем применения в установке высококачественных
громкоговорителей, способных воспроизводить необходимую область частот.
Значительно труднее обеспечить воспроизведение
низших частот, поскольку решение этой задачи зависит не
только от наличия низкочастотных громкоговорителей, но и от их акустического
оформления. Между тем воспроизведение низших частот, охватывающих область от
30...50 до 200...300 Гц, оказывает очень большое влияние на качество звучания
акустической системы.
Как писал в свое время
М. Эфрусси (Р-8/72), для хорошего воспроизведения низших звуковых частот
необходим громкоговоритель с возможно более низкой частотой основного (первого)
резонанса. Требование это вызывается тем, что ниже резонансной частоты резко падает
отдача громкоговорителя, то есть создаваемое им звуковое давление. Низшая
частота, воспроизводимая установкой, использующей данный громкоговоритель,
равна 0,8...0,9 частоты его основного резонанса. Это, однако, может быть только
при правильно выполненном внешнем оформлении громкоговорителя, устраняющем
излучение обратной стороны диффузора. В настоящее время только три вида внешнего
оформления позволяют обеспечить эффективное воспроизведение низших частот при
использовании громкоговорителей с достаточно низкой частотой основного резонанса: закрытый
ящик, фазоинвертор и лабиринт. Наиболее доступен для изготовления
радиолюбителями закрытый ящик и фазоинвертор, поэтому в этой статье мы ограничимся
рассмотрением этих двух вариантов внешнего оформления.
Закрытый ящик полностью исключает излучение задней
стороны диффузора. Однако упругость
находящегося в нем воздуха, особенно если объем его не слишком велик (меньше 1 м3 = 1000 литров), складываясь с
упругостью подвижной системы громкоговорителя,
повышает его основную резонансную частоту, и таким образом ухудшает отдачу на низших частотах.
Расчеты показывают, что основным условием использования
закрытого ящика небольших габаритов для воспроизведения самых низших частот
является наличие громкоговорителя с очень низкой частотой основного резонанса и
небольшим диаметром диффузора. Невыполнение этих условий ухудшает к. п. д.
громкоговорителя и его отдачу. Чтобы скомпенсировать уменьшение отдачи таких
громкоговорителей, повышают их мощность, увеличивая размеры звуковых катушек.
Радиолюбительский High-End. К.: "Радiоаматор", 1999, 112 с. с
ил.
Часть [1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
[18]
|