Если
Вы будете выбирать аппаратуру в аудиосалоне, то Вам поставят диск с
красивыми звуками, например, аудиофильскую джазовую запись или чисто
записанный оркестр. Музыку сложную для воспроизведения Вам включать не
будут, чтобы Вы не заметили недостатков аппаратуры. В разных салонах,
магазинах и у Вас дома - разные акустические условия. Особенно это
касается воспроизведения басового аккомпанемента. Например, колонки,
воспроизводящие в магазине низкие частоты (НЧ) чересчур "солидно", дома
могут играть без "баса". Возможна и обратная ситуация - в салоне
акустические системы (АС) играют "сухо", без "баса", а дома - "гудят",
подчёркивая НЧ. Кроме того, если звукопоглощение в магазине и у Вас дома
сильно отличается, то там, где оно сильнее, звучание будет детальнее,
прозрачнее и т. д. Таким образом, с формальной точки зрения звучание в
салоне и дома всегда будет разным. Значит ли это, что при выборе
аппаратуры неизбежны ошибки? Конечно - не значит.
Выше сказанное значит только то, что запоминать, как
воспроизводятся те или иные звуки в разных условиях различной
аппаратурой - достаточно бесполезное занятие. Важно, что даже в не очень
хороших акустических условиях хорошая аппаратура адекватно воспроизводит
музыку. Если музыка воспроизводится адекватно, то слушатель быстро
забывает о реальности и "уходит" в музыку, начинает переживать те же
чувства, которые испытывал и музыканты и вокалисты, выполняя задачу
создания художественных образов.
Большая часть музыкальных произведений требует от музыкантов
создания достаточно определённых художественных образов, вполне понятных
даже неподготовленным слушателям. Ведь композиторы сочиняют музыку не
для искусствоведов, а для всех людей.
Адекватная передача музыкальных художественных образов -
очень трудная задача и требует от аудиосистемы большей точности, чем
красивая передача звуков специальных аудиофильских записей, используемых
для убеждения клиентов в необходимости покупки техники, имеющейся в
аудиосалоне. Полезнее брать с собой несколько дисков с музыкой, которая
заставляет Вас испытывать сильные чувства , благодаря таланту
исполнителей. Нормально, если некоторые из этих дисков записаны с шумами
и искажениями. Артистизм исполнителей важнее технического совершенства
записи.
Не воспринимайте всерьёз пошлые и высокомерные рассуждения
продавцов о недопустимости тестирования на неидеальных записях. Если
пойдут такие разговоры - будьте внимательны, обычно на технически
несовершенных записях заметнее недостатки аппаратуры. Если продавцы
боятся таких записей - недостатки, скорее всего - есть.
Для сильного воздействия на эмоциональную сферу слушателя от
аппаратуры требуется очень точное воспроизведение музыки, поэтому
случайного "кайфа" при прослушивании не бывает. Если музыка не оставляет
Вас равнодушным - перед Вами аппаратура высокого класса, каким бы
непривычным в чужих акустических условиях не казалось Вам её звучание.
Для того, чтобы обезопасить себя от явных искажений звучания,
аудиофильский джаз тоже не подходит.
Имейте с собой записи с вокалом, фортепиано и оркестровую
музыку с тембрально насыщенными моментами, когда много музыкантов и
вокалистов громко и эмоционально поют и играют. Такие записи быстро
выявляют неестественную окраску звучания, которую нельзя заметить,
прослушивая вялое музицирование трёх - четырёх музыкантов, записанных на
аудиофильском диске.
Довольно наивно проверять, сохраняются ли "басы" на тихой
громкости. Из - за свойств слуха при снижении громкости низкие частоты
ослабляются сильнее средних, поэтому, равновесие между низом и серединой
на низкой громкости соответствует очень вредному для музыки преобладанию
"басов" при нормальной громкости. Ровный баланс между "низом, серединой
и верхами" должен достигаться при среднем уровне громкости. Признаком
отличного качества является нежелание слушателя анализировать "низ,
середину и верх". Когда звучание сбалансированно - человеку не интересно
прислушиваться к звукам, он слушает музыку, не "спотыкаясь" о "стыки"
между частотными областями.
Как выбрать CD плеер:
Сравните по рассмотренным критериям несколько моделей между собой. Если
АС и усилитель в магазине не "раскрывают" музыку, сравнивайте CD плейеры
по воспроизведению тихих звуков, а именно - по воспроизведению
акустической атмосферы помещения, где записывалась музыка ("воздух") и
по передачи тонких интонаций вокалистов и солирующих музыкантов. То и
другое хорошо передаётся только при чёткой передаче тихих звуков, то
есть при хорошей работе цифро-аналогового преобразователя и при малом
уровне джиттера выбираемого CD плейера.
А. Клячин
-----
Опубликовано по материалам
http://audio.goldprivacy.com/index.php?articl=93&button=Button2
|