ЧАСТЬ 3
Самый честный процессор
Признаюсь сразу, я верую в UltraAnalog как в религию, а в Дэвида Мэнли, как в бога. Почему так категорично? Потому что с помощью UltraAnalog Мэнли спас аудиофильский мир от бездуховности, заложенной в компакт-диске, и дал надежду, что потеря звуковых "виниловых" высот не является невосполнимой.
Успех 20-Bit Reference DAC целиком связан с личностью его создателя. Дэвид Мэнли — один из самых одержимых среди создателей High End Audio, и многие его вещи являются результатом этой одержимости. Другие ламповые фирмы, скажем, Audio Research или Sonic Frontiers, к сожалению, слишком приземлены в своих расчетах (то есть менее одержимы), чтобы претендовать на абсолют. Их мелочность и экономия при разработке техники (достаточно один раз заглянуть под кожух их аппаратуры, чтобы это увидеть) иногда просто поражают. В результате их процессоры существенно уступают Manley (хотя бы по упомянутому критерию музыкальности).
В эталонном процессоре Manley мелочей нет. Как и в других подобных изделиях высшего класса, в нем в качестве альтернативы дешевым входным приемникам (Входной приемник принимает поток звукоданных, организованных в соответствии с определенным протоколом передачи, и производит первичное преобразование в форму, удобную для дальнейшей обработки цифровым фильтром) - микросхемам YM 3623 фирмы Yamaha или CS 8412 фирмы Crystal Semiconductors - стоит специальный входной приемник AES 21 от UltraAnalog. Технология его изготовления аналогична вышеописанному процессу производства ЦАПов.
Для борьбы с эффектом "джиттера" (дрожания фаз тактовых импульсов) в приемнике используется двойная схема PLL для "грубой" и "тонкой" зацепки за фазу. Для лучшей тепло- и виброизоляции отдельная высокочувствительная схема выделения тактового импульса помещена в корпус из латуни, чем достигается снижение "джиттера" до уровня, не превышающего пикового значения в 40 пикосекунд (для 16-разрядных систем при частоте сигнала 20 кГц максимально допустимое дрожание фазы тактовых импульсов составляет 200 пс. Однако типовая величина девиации зачастую достигает 1000 пс, что может привести к снижению точности преобразования на 6(!) младших значащих бит).
Следом за входным приемником в цифровом тракте конвертора Manley установлен 20-битовый фильтр фирмы NPC. А сердцем процессора являются два 20-битовых ЦАПа от UltraAnalog, включенные в параллель для увеличения соотношения сигнал/шум при преобразовании еще на 3 dB. Выходная аналоговая часть процессора построена по дифференциальной схеме на двух ламповых каскадах, в которых используются триоды. Все дорожки на печатной плате, сделанной из специального диэлектрика, покрыты золотом. Питание выполнено фундаментально: четыре раздельных блока, каждый со своим сетевым трансформатором, обслуживают накальные цепи, цифровую часть и аналоговые каскады.
Конечно, цена Manley 20-Bit Reference DAC ($8800) не позволяет отнести его к категории доступных. Помню, когда узнал цены процессора Manley и неплохого SFD-2 Mark II фирмы Sonic Frontiers, я заметил Дэвиду Мэнли, что его детище почти вдвое дороже "лучшего процессора 1994 года". На что он с горячностью ответил: "Но ведь он и в два раза лучше!" Послушав после в Москве его процессор, я позвонил Дэвиду и сказал, что он все же был неправ: его процессор звучит не в два, а как минимум в пять раз лучше. Так что вопрос цены не всегда очевиден.
В обычной шкале приоритетов колонки занимают самое важное место в аудиосистеме. Усилитель мощности, согласованный с колонками, как правило, второе. Затем по важности следуют: предусилитель, конвертор, цифровой кабель, компакт-дисковый транспорт и аналоговые провода. Однако из этого правила есть исключение. Следом за колонками можно поставить референсный DAC Manley, радикально улучшающий качество звучания даже относительно скромных систем. Могу привести пример, когда этот процессор ставился в систему из "самопальных" усилителей и чешских колонок Tesia, купленных за $200 пара, после чего вся система переставала звучать формально: звук наполнялся музыкальной формой и глубиной.
Что дает HDCD?
До сих пор я говорил большей частью о компакт-дисковой звуковоспроизводящей технике, которой, на мой взгляд, теперь вполне по силам тягаться в совершенстве звучания с лучшими "виниловыми" проигрывателями. Однако совершенствуется не только техника, но и носители. Последним достижением в этой области стал формат HDCD (High Definition Compatible Digital), предложенный фирмой Pacific Microsonics из Калифорнии. Насколько революционно это открытие, покажет время. Пока особенности технологии HDCD не разглашаются, поэтому судить о ней со знанием дела трудно. И я надеюсь, что наш опыт общения с HDCD будет интересен читателю.
Как и в случае с "винилом" и CD, мы построили два звуковоспроизводящих тракта, претендующих на абсолютную достоверность, но только для сравнения обычных компакт-дисков и дисков HDCD.
В системе вновь был использован пасиковый транспорт TL-1 фирмы С.Е.С., колонки Magnepan МG-2.7 QR, усилители мощности Manley 350 Reference Mono, предусилитель Manley Purist (хоть использованные нами конверторы и имеют регулировку громкости, все же с предусилителем звук получается более полноценным, в частности, он динамичнее по басу), аналоговые провода XLO Signature. Наконец, в качестве эталонного ЦАПа мы выбрали Manley 20-bit Reference DAC и его же HDCD-версию — Manley 20-bit Reference HDCD DAC (они отличаются только технологией цифровой фильтрации: в HDCD-версии вместо фильтра NPC стоит специальный чип, на котором построен фильтр как для обычных CD, так и для HDCD).
Позволю себе небольшое отступление в адрес цифрового кабеля, соединяющего транспорт с процессорами. Нами был использован провод Data-FLEX Studio фирмы Illuminati. Испробовав другие провода, я готов теперь поспорить с любым о степени влияния на звучание системы такой, казалось бы, незначительной детали. Этот провод — лакмусовая бумажка на точность настройки всех компонентов: разница в звуке, которую дает правильно сделанный цифровой кабель, соответствует разнице между транспортом за $1000 и за $5000. Благодаря кабелю Illuminati, можно с уверенностью сравнивать звучание разных транспортов или процессоров; до его появления это было не сравнение, а гадание на кофейной гуще.
Теперь о музыкальном материале. Мы использовали потрясающую пластинку (как по содержанию, так и по качеству записи) английской джазовой певицы Карол Кидд "The Night We Call It A Day" (Linn Records). Одна из самых влиятельных аудиофильских фирм Англии, Linn имеет представление о качестве, чего не скажешь о многих больших фирмах грамзаписи, которые порой сознательно вносят предыскажения в записи популярной музыки, дабы они не звучали блекло на дешевом "ширпотребе". Linn, по всей видимости, стремилась передать на этом диске все нюансы в тонких динамических контрастах. До сих пор мне не встречались удачные попытки добиться этого на компакт-диске. Кроме того, использовались еще три фонограммы: HDCD Sampler, выпущенный на Reference Recordings, Montserrat Caballe & Jose Carreras. Love Duets (Philips) и Julio Iglesias. Crazy (Columbia). Последний диск был взят для того, чтобы не ограничиваться только "правильной" музыкой, и может вполне служить примером неплохо записанной коммерческой вещи.
Итак, различие между процессором, оборудованным конвертором HDCD, и обычным процессором оказалось следующим.
На обычной версии процессора Manley любые диски звучали как бы мягче и квази-музыкальнее (эта особенность хорошо заметна на менее дорогих системах, которые не в состоянии адекватно передать дополнительное разрешение и по верху, и по басу). Причем в этом случае разница в звучании обычных CD и записей HDCD была крайне несущественной и даже, возможно, не в пользу HDCD. Далее, при проигрывании HDCD на новой версии процессора Manley тут же выявился ряд преимуществ: при той же необыкновенной музыкальности стала очевидной прибавка в гармоническом разрешении во всех областях спектра, улучшились и пространственные характеристики. Самое интересное, что обычные записи на HDCD-версии процессора также звучали лучше (это легко было услышать с помощью диска HDCD Sampler, содержащего музыкальные фрагменты обоего типа). Записи, кодированные в HDCD, звучали, конечно, получше, но разница, признаться, была совсем невелика.
По сути это означает, что фильтр, стоящий внутри микросхемы PMD 100 (HDCD-конвертора), просто имеет лучшие характеристики, чем фильтр фирмы NPC, установленный на обычной версии процессора Manley. Впрочем, не стоит спешить делать вывод, что формат HDCD не дает улучшения. Некую прибавку в музыкальности звучания он все же дает.
Индустриальная дискотека
Что можно сказать о дальнейших путях эволюции компакт-диска? Этот формат сейчас устраивает большинство потребителей и производителей (удобством пользования, широкой распространенностью, отработанной технологией тиражирования). А потому его развитие будет идти скорее всего без особых неожиданностей. Какое-то время CD будет испытывать дальнейший рост популярности, продажи будут расти при возможном снижении цен, а затем его популярность плавно пойдет на убыль, когда появится какой-нибудь очередной принципиально новый носитель. А о том, что новое пришествие уже не за горами, свидетельствует хотя бы повышенный интерес производителей аудиотехники к новой технологии цифрового видеодиска DVD.
Перспективы HDCD, как и год назад, остаются туманными. Еще недавно, имея в распоряжении всего пятнадцать дисков HDCD, выпущенных Reference Recordings для пробы, ведущие эксперты говорили, что успех этого формата всецело зависит от того, поддержат ли его гиганты звукозаписи. Сейчас начали появляться диски HDCD, выпущенные другими фирмами. Однако, зададимся вопросом: есть ли резон гигантам платить по лицензионным соглашениям маленькой Pacific Microsonics, причём за технологию, которая требует декодировки на этапе воспроизведения дисков? Гигантам проще будет использовать технологию SBM (Super Bit Mapping) все той же Sony, которая не требует никакой декодировки и является разновидностью технологии Noise Shapping (перенос спектра цифрового шума в сверхвысокочастотную область, где его не слышно), применяемой теперь уже на этапе обработки 20-24-битовых мастер-лент. Более того, с самого начала у HDCD появились ярые противники. Марк Левинсон при мне "поливал" HDCD, говоря, что это шарлатанство, и предлагал в качестве альтернативы технологию UV 22, разработанную в лабораториях фирмы Apogee Electronics. В отличие от HDCD, для UV 22 опять же никакой кодировки не требуется.
Самую мудрую позицию в отношении HDCD заняли производители. Они просто предлагают аппаратуру как оборудованную конвертором HDCD, так и без него, рассматривая, видимо, сам конвертор в качестве неплохого цифрового фильтра.
С "винилом" ситуация еще более туманна. Честно говоря, я просто не вижу причин для производителей вновь переключаться пусть на добротную, но с каждым часом морально стареющую аналоговую технологию. А нынешнее увлечение "винилом" на Западе, по моему мнению, связано с постепенным переходом этого товара в разряд эксклюзивно-раритетного. Мода нынче такая. Да, цены и объемы продаж растут. Но долго ли так будет продолжаться?
Ясно одно: будущее, как бы ни противились тому многие, останется за "цифрой". И отвечая на вопрос, возможен ли "виниловый" ренессанс, я лишь могу выразить надежду, что ренессанс "винилового" качества звука воплотится в... "цифре". В принципиально новом цифровом музыкальном формате, в котором будет исключен весь негативный опыт Compact Disc Digital Audio, опыт попыток DCC и Mini Disc испробовать на звуке технологию компрессии данных, леденящую своей безжалостностью сердце аудиофила, опыт, в конце концов, компромиссов HDCD.
...Ровно год назад в Лос-Анжелесе я сидел за одним столом с основателем журнала Stereophile Гордоном Холтом. Увидев подходящего к нам Дэвида Мэнли, я сказал Холту, что его издание, описывая в деталях каждый крошечный шажок цифровой техники, который она делает навстречу качеству (и о котором все забывают на следующий день), совершенно упустило из виду такое крупное достижение "цифры" в High End Audio, как процессор Manley. А ведь это, мягко говоря, может дезориентировать его читателей. Холт тогда смутился и обещал исправиться.
Часть [1]
[2]
[3]
Михаил Кучеренко, журнал "Салон АВ"
|