Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Для повышения выходной мощности усилителей кроме "запараллеливания" ламп еще в 30-е годы применяли двухтактные каскады (push-pull). Для возбуждения двухтактного каскада необходимы два противофазных напряжения, которые проще всего получить при помощи трансформатора. Так до сих пор и поступают в самых бескомпромиссных конструкциях, но степень влияния междулампового трансфрматора на качество сигнала едва ли не больше, чем выходного. Поэтому в подавляющем большинстве двухтактных усилителей для получения противофазных напряжений используется специальныой фазоинверсный каскад.     Основные типы фазоинверсных каскадов
    отдельный инвертирующий каскад в одном из плеч усилителя
    автобалансный фазоинвертор
    фазоинвертор с катодной связью
    фазоинвертор с разделенной нагрузкой
    Каждому из решений свойственны достоинства и недостатки. В пору расцвета высококачественных ламповых усилителей наибольшее распространение получили фазоинверторы с разделенной нагрузкой и катодной связью.
    Фазоинвертор с катодной связью дает некоторое усиление, но идентичность выходных сигналов зависит от степени связи. Глубокую связь можно получить только при использовании большого сопротивления связи (за это схему назвали long tail - "длиннохвостая") или источников тока в цепи катода (а это тогда вообще не приветствовалось). Кроме того, выходные сопротивления плеч такого фазоинвертора значительно различаются (один триод включен по схеме с общим катодом, второй - с общей сеткой).
    Фазоинвертор с разделенной нагрузкой позволяет получить идентичные сигналы, но несколько ослабляют их. Поэтому приходится увеличивать усиление до фазоинвертора (что чревато его перегрузкой) или использовать двухтактный предоконечный каскад. Однако именно этот тип фазоинвертора получил наибольшее распространение в промышленных конструкциях, поскольку обеспечивает хорошую повторяемость при серийном производстве.
    Вопрос экономии в те годы был первоочередным. И радиолюбителей, и конструкторов очень смущала лишняя лампа. Поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов на страницах радиотехнических изданий появились схемы двухтактных усилителей, не содержащих отдельного фазоинвертора. Выходной каскад таких усилителей был выполнен по схеме с катодной связью и работал в "чистом" классе А. Предлагались как новые схемы, так и переделка существующих однотактных усилителей в двухтактные. По нашу сторону "железного занавеса" этот тип усилителей не прижился в силу малой экономичности, а по ту сторону они были в ходу еще долго.
    Предельно простая схема такого усилителя, предназначенная для повторения любителями, приведена ниже (спасибо Клаусу, приславшему схему - без нее картина была неполной). Обратите внимание на дату...
    Простой двухтактный усилитель Pвых = 6 Вт. Выходной каскад выполнен по схеме с катодной связью. Приведенное сопротивление нагрузки - 8 кОм. Конструктивные данные трансформатора неизвестны. В источнике питания использован двухполупериодный выпрямитель на прямонакальном кенотроне 5Y3GT и LC-фильтр. / Melvin Leibovitz Hi-Fi Power Amplifier (Electronic World, June 1961)
    Интересно включение регулятора громкости на входе оконечного каскада и всего один переходной конденсатор. Степень катодной связи невелика, так что характер звучания, скорее всего, будет как у однотактника (с четными гармониками). Общей ООС нет, поскольку запас усиления невелик.
    Однако введение ООС в пентодный усилитель крайне желательно - без нее выходное сопротивление очень велико. Это хорошо только для полосы СЧ (ибо снижает интермодуляционные искажения в динамике), а для всех остальных применений противопоказано. Глубокую ООС в усилитель можно ввести только при непосредственной связи каскадов.
    Двухтактный усилитель класса А. Усилитель выполнен по схеме с непосредственной связью каскадов и охвачен глубокой ООС (~30 дБ). Двухтактный выходной каскад работает в классе А. Он выполнен по схеме с катодной связью и не требует отдельного фазоинверсного каскада. Сетка VL3 заземлена по переменному току. Часть напряжения с катодов выходных ламп подана на экранирующую сетку VL1, что стабилизирует режим по постоянному току.
    Налаживание сводится к подбору R1...R3 так, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп составило -12 В относительно их катодов.
    Выходной трансформатор выполнен на сердечнике Ш-22х50. Первичная обмотка содержит 2х1000 витков провода d=0,18 мм, вторичная - 42 витка провода d=1,25. Обмотки секционированы, вторичная обмотка размещена между слоями первичной. (В. Павлов. Высококачественный усилитель НЧ (Радио, №10/1956, с.44)
    Усилители в режиме A обеспечивают высокое качество звучания, однако переход к режиму AB при той же мощности рассеяния на аноде позволяет получить в два-три раза большую выходную мощность. Выходной каскад в режиме AB уже не может работать с катодной связью, поэтому без отдельного фазоинверсного каскада не обойтись.
    Далее.....

 

Информация

 
 

SE на RB300

 

Еще года два-три назад российские любители об однотактных триодных усилителях слышали, в большинстве своем, лишь краем уха. Аудио-пресса потрудилась на славу и, сегодня, только ленивый не знает об однотактниках. Да и рынок электровакуумных приборов весьма разнообразен - тут можно найти и мощные как тетроды и пентоды (6L6, EL34, 6550, ГУ50, ГУ72 и др.), так и триоды (6СЗЗС,6С41С, 6С4С, 300В). Правда, некоторые выдающиеся представители триодного племени до сих пор оставались в тени - сначала из-за их принадлежности к закрытой военной продукции, потом из-за прекращения их выпуска в связи с (кон)диверсией и, в конце концов, из-за малых объемов производства. Речь идет о мощном триоде RB300-3CX, разработанном в конце 50-х - начале 60-х годов специалистами Ленинградского НПО "Светлана"для оборонных целей и там же выпускающегося по сей день.

RB300-3CX

Согласно ТУ электронная лампа RB300-CX представляет собой модуляторный триод коаксиальной цилиндрической конструкции, с косвенным накалом. Лампа выполнена в металлокерамическом оформлении с внешним анодом, рассчитанным для работы с принудительным воздушным охлаждением. Основное назначение -работа в схемах анодной модуляции. Триод имеет высокую крутизну характеристики (до 25 мА / В), низкое внутреннее сопротивление (менее 500 Ом). Выдерживает высокие анодные напряжения (постоянное 2,2 кВ, импульсное 5кВ) и способен рассеять на аноде 300 Вт.

Выбор этого триода в качестве кандидата на роль выходной лампы однотактного усилителя не случаен - выокая степень линейности характеристик, большой коэффициент усиления и крутизна позволяют сконструировать очень простой усилитель, обладающий хорошими характеристиками и достойным звучанием и, к тому же, очень длительным сроком службы ресурс лампы составляет 10000 час (это по оборонным стандартам, для быта эта цифра втрое больше). Пожалуй, единственным недостатком RB300 является высокая стоимость, но, если учесть, что она прослужит столько же, сколько 3-5 комплектов знаменитых 300В, отдавая при этом вдвое большую мощность, то, наверное, это не так уж и страшно. Макет подобного усилителя был представлен на выставке "Российский High-End'97" от редакции журнала и, вот уже около года, скрашивает своим звуком мое существование. Итак, что же можно получить от металлокерамического произведения искусства под названием RB300-CX производства "Светланы". Немало: 16 Вт выходной мощности (6% искажений), при 50 В амплитуды возбуждения.

Это при анодном напряжении всего лишь в 520 В, т.е. значительно меньше, чем требуется для получения подобных значений от ГМ70 или SV572-3. Небольшая амплитуда раскачки позволяет сделать усилитель всего о двух каскадах, его чуствительности хватит для работы с большинством источников сигнала. Кроме того, двухкаскадный усилитель дает возможность бескомпромиссно реализовать принцип взаимной компенсации четных гармоник, ранее рассмотренный в журналах Sound Practices Fall 1994 и Glass Audio V8 No4 1996.

Об этом немного подробнее. Если внимательно изучить выходные характеристики лампы с нанесенной на них динамической характеристикой (см."Вестник" №2), то можно увидеть, что если подать на сетку чистый синус, положительная и отрицательная полуволны анодного напряжения будут разными. Увеличение сеточного напряжения вызывает рост анодного тока, крутизны характеристики и падение внутреннего сопротивления. Напряжение на аноде при этом уменьшается. С другой стороны, уменьшение напряжения на сетке закрывает лампу, снижает анодный ток, крутизну и увеличивает Ri. Характеристики лампы как бы "сжимаются" и, соответственно, амплитуда положительной полуволны анодного напряжения будет меньше отрицательной (не забудьте, что каскад инвертирует фазу входного сигнала). Это означает, что в спектре сигнала, снимаемого с анода лампы, появились четные (2-я и 4-я)гармоники. Теперь представим себе, что такой асимметричный сигнал будет подан на сетку следующего каскада на подобной лампе. При подаче на следующий каскад, отрицательная полуволна (большая) будет "сжиматься" по амплитуде, а положительная (меньшая) получит возможность большего усиления. То есть, процесс происходит в противоположном направлении. Таким образом, при полной идентичности ламп и их условий работы, возможна и полная компенсация четных гармоник. На практике входная и выходная лампы обычно разных типов, работают в различных режимах и на разные (в т.ч. комплексные, например, выходной трансформатор с подключенной акустикой) нагрузки. Но даже в этих условиях можно добиться реального снижения уровня четных гармоник на 10 - 20 Дб на средних и 2- 10 Дб на крайних частотах рабочего диапазона. Наилучшая компенсация наблюдается при выполнении условия:

Ra1 / Ri1 = Ra2 / Ri1 , (1)

где Ra1 и Ra2 - сопротивления анодных нагрузок 1-го и 2-го каскадов;

Ri1 и Ri2 - внутренние сопротивления соответствующих ламп.
   Следует помнить, что компенсация эффективно действует только по от ношению к четным гармоникам и не реализуется в отношении нечетных гармоник, доминирующих в спектре сигналов тетродов и пентодов: так что такой метод повышения линейности усилителей применим только к триодным конструкциям.

Вернемся к усилителю на RB300.Полная схема одного канала приведена на рис.1 , а выходные характеристики RB300 с линией рабочей нагрузки (динамической прямой) для Ra = 4,5кОм - на рис.2.

Первый каскад устройства выполнен на триоде 6С4П и обеспечивает предварительное усиление сигнала, поступающего на вход. Выбор лампы 6С4П обусловлен подобием ее характеристики характеристикам RB300ЗСХ, а также высоким усилением и низким внутренним сопротивлением. Последнее условие немаловажно -так как динамическая входная емкость выходной лампы может достигать величины 180 пФ, что на частоте 20 кГц имеет импеданс около 50 кОм. Кроме того, этот триод очень малошумящий и его геометрия строго выдерживает принцип эквипотенциальности (плоскопараллельная конструкция).Напряжение питания каскада выбрано равным 215 В и стабилизировано газоразрядными стабилитронами СГ2П. Для уменьшения шума, генерируемого стабилитронами, они зашунтированы высокочастотным конденсатором С4, а для снижения флуктуации напряжения стабилизации -электролитом СЗ. Анодная нагрузка 6С4П (13 кОм) выбрана из условия получения достаточного усиления (около 40) и необходимой амплитуды выходного напряжения на сетке лампы второго каскада -100 В (от пика до пика).

Смещение на сетку 6С4П фиксированное, регулируется по степени компенсации искажений, вносимых выходной лампой. Достоинства такого способа подачи смещения, по сравнению с автоматическим (резистор в цепи катода), рассмотрены в моей статье в"Вестнике" №2.

Выходной каскад выполнен по классической схеме однотактного трансформаторного усилителя класса А с нагрузкой в цепи анода [1]. Напряжение смещения на сетку - фиксированное. Связь между каскадами - емкостная, через С5. Выходной трансформатор имеет коэффициент трансформации 22,6, что дает величину анодной нагрузки лампы в 4,1 кОм (при сопротивлении нагрузки 8 Ом). Расчет обмоток выходного трансформатора производился из условия максимальной переменной составляющей индукции в магнитопроводе 3000 Гс, чтобы избежать его насыщения при максимальной амплитуде сигнала частотой 45 Гц. Снижение индуктивности рассеяния достигнуто путем секционирования обмоток [2], а уменьшение распределенной емкости - междуобмоточной изоляцией большой толщины.

Источник питания отличий от известных схем не имеет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это выбор диодов высоковольтного выпрямителя. Известно, что одно из принципиальных различий в работе вакуумного и полупроводникового диодов заключается в наличии у последнего процесса обратного восстановления при подаче' на диод обратного напряжения. После протекания прямого тока, он закрывается не мгновенно, а через определенное время. Все это время через диод протекает значительный ток. Несмотря на краткость процесса восстановления (сотни наносекунд - десятки микросекунд для различных типов диодов),значительная величина обратного тока, носящего импульсный характер, в реальной схеме выпрямителя вызывает возникновение широкого спектра электромагнитных помех, наводящих соответствующие ЭДС и токи во всех близлежащих проводниках и искажающих форму напряжения сети в моменты перехода через ноль. Это безусловно влияет на звуковые цепи, увы, только в сторону ухудшения качества. Бороться с такими помехами можно несколькими способами: либо применять вакуумные диоды, либо обвешивать выпрямитель уймой цепей поглощения энергии заряда, накопленного в диодах (Sound Practices Fall 1994), либо установить в выпрямителе диоды с большой площадью кристалла. Дело в том, что величина накопленного заряда в диоде прямо пропорциональна плотности прямого тока через переход. Следовательно, применив диоды с большой площадью перехода (т.е. на значительные токи 10 - 100 А) для выпрямления тока в 100 - 200 мА, можно заметно уменьшить энергию импульса обратного восстановления. Поэтому в выпрямителе рекомендую использовать силовые диоды с допустимыми токами более 10 А. Попутно замечу - практически все силовые диоды могут быть высоковольтными (обратные напряжения до 2000 В) [3], что решает проблему выпрямления анодных напряжений без последовательного соединения приборов. Вот, похоже, и все особенности схемы. Теперь несколько слов о компонентах.

Все электронные компоненты схемы усилителя - отечественного производства. И дело здесь отнюдь не в редкости и цене импортных или в моем патриотизме (хотя и то, и другое имеет место). Большинство наших соотечественников даже не предполагают, насколько богата земля русская радиодеталями высшего качества. Начнем с резисторов. Многие адепты буржуйской элементной базы сходят с ума по продукции Alien Bradley и МСМ. Но многие ли знают, что наши ВС, УЛИ, С1-4, УНУ - ничем не хуже и представляют собой углеродное напыление на керамической основе без малейшего намека на полупроводниковые свойства металлооксидных и иных покрытий, а бороуглеродные БЛП, при аналогичных звуковых свойствах, обладают еще и редкостной стабильностью параметров и низким значением собственного шума. Как-то, читая "Sound Practices", я обратил внимание, как часто авторы, при шунтировании конденсаторов большой емкости, используют слюдяные с серебряными обкладками, емостью около 1000 - 5000 пФ, считая их наилучшими, с точки зрения звука. Бедные буржуи! Они вынуждены довольствоваться "слюдой" 3000 пФ х500 В за 3-5 USD , тут же у себя в ящиках я обнаружил конденсаторы КСГ0.1мкФ х 500 В 1 % - как раз то самое - серебро и слюда. Кроме того, их ТКЕ -всего 20 х 10-6 на 1°С от номинала, т.е. менее 0,5% в интервале температур от-60°С до +100°С. А маленькие СГМ1-СГМ4, вовсю применявшиеся даже в бытовой технике и лампах дневного света - та же самая конструкция, только пропитана техническим вазелином (до 10000 пФ, напряжение - до 500 В).Случаются еще большие чудеса - мне приходилось использовать конденсаторы ССГ - слюда-серебро; пропитка - церезин; емкость - 0,2 мкФ 0,1%; напряжение - 1000 В. Бумажные емкости - если и не такие "крутые", - далеко не аутсайдеры. Я не говорю об известных МБГ... (далее одна из множества букв алфавита) - про них всем известно. А вот старые емкости МКВ - бумага + станиолевая фольга, и все это пропитано парафином под давлением около 50 атм - думаю, заставили бы задуматься и самого Хироясу Кондо.Всякие MULTI- и MUSI-САРы, усиленно рекламируемые во многих изданиях, в России известны вот уже лет 40 под названиями ФТ, ФГТ, ФГТИ, ФПГН и отличаются от западных только в лучшую сторону - здесь в качестве диэлектрика работает небезызвестный фторопласт-4. "Телевизионные" К78-2 ни в чем не уступают полипропиленовым от VIMA. Для выбора просто перечислю типы отечественных конденсаторов, которые хороши во всех отношениях:

1. Бумага в масле: К40У-9, КБГ-М, КБГ-И,МКВ, БГТ;

2.Металлобумажные: МБГП, МБГУ,МБГВ, МБГТ;

3.Фторопластовые: ФТ-, К72П-6, К72-9,ФСД-Э;

4.Полипропиленовые: К78-2, К78-3,К78-4, К78-6;

5. Поликарбонатные: К77-1, К77-2, К77-4.

Единственные емкости из отечественных, которые лучше не трогать - это электролиты... Ну не везде же быть лучшими... Поэтому электролиты в фильтрах питания - Rubycon или Nichicon, хотя наши К50И-8, К50-23 -очень достойны, спору нет. Трансформатор ТР2 - ТАН 77 или ТАН 112, ТРЗ- ТПП 248, ТПП 262 или ТА 1, ТА 11, ТА 12. Переменные резисторы R5 и RB300-3CX 11 - СПО-2. Разделительные конденсаторы С1 и С5 - любые из вышеуказанных типов на напряжение не ниже 3 В (С1) и 200 В (С5). Наилучшие результаты дают слюда и фторопласт.Это же относится к шунтирующим конденсаторам С2, С6, С4, С7, С10.

Опыный образец этого усилителя,изготовленный в редакционной лаборатории, обладал следующими параметрами:

1.Номинальная входная мощость 16 Вт

2. Коэффициент гармоник(1000 Гц) < 2%

3.Номинальный диапазон частот при мощости:

0,001 Вт 10Гц - 45кГц,

0,1 Вт 10Гц-45кГц,

1 Вт 10Гц - 45кГц,

10Вт ЗОГц-45кГц,

16 Вт 45Гц-45кГц.

4. Относительный уровень шумов и помех на выходепри мощности16 Вт): невзвешенное значение 85дБ,взвешенное по МЭК-А 98-1ООдБ.

5. Чувствительность при Рвых16Вт0,7В (RMS)

6.Выходное сопротивление 1,56 Ом

В заключение хочу заметить, что лампа RB300-3CX обязательно требует принудительного воздушного охлаждения, которое обеспечивает вентилятор (компьютерный, 12- вольтовый, работающий при пониженном напряжении и, поэтому практически не создающий акустического шума). Необходимо, чтобы воздух сначаланабегал на цоколь лампы, а затем проходил через радиатор. Утечки воздуха необходимо исключить, чтобы весь поток проходил через лампу. Уверен,что инженерный гений практически любого российского самодельщина способен справиться с этой задачей.

Лампы RB300-3CX и панели для них можно заказать в редакции журнала. Более подробная схема (значения напряжений на анодах, токи анодов, величины смещений ) и реализация конструкции будут высланы по заказу.

 

Д. Андронников, BECTHИK A.P.A. №3

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

При рассмотрении работы выходного трансформатора весьма существенным шагом может быть устранение из схемы всех высоко вольтных цепей. Действительно, при описании работы лампы и трансформатора во взаимодейст- вии ,все элементы цепи лампы - сама лампа, резистор автосмещения, шунтирующий его конденсатор, разделительный конденсатор и резистор утечки в цепи сетки могут быть удалены и заменены одним резистором, равным внутреннему сопротивлению лампы в рабочей точке.
    Однако, поскольку лампа является активным прибором, то она генерирует определенную мощность в цепи выходного электрода, следовательно, мы должны к резистору Ri добавить еще и генератор напряжения, мощностью, соответствующей отдаваемой лампой в нагрузку. Выполнив это,мы увидим, что часть схемы, обведенная пунктиром (Рис. 6А), может быть заменена всего двумя элементами (Рис. 6В) - резистором Ri и генератором с бесконечно малым внутренним сопротивлением, соединенными последовательно.
    Собственно выходной трансформатор упростить будет несколько сложнее. Типовая схема, показанная на Рис.4А, состоит из двух изолированных обмоток магнитносвязанных сердечником. Вторичная обмотка нагружена на сопротивление звуковой катушки громкоговорителя. Для начала, заменим, устраним из схемы резистор RLS звуковой катушки, чтобы получить схему Рис.4В. Следующий шаг придется просто принять на веру. Коэффициент трансформации, обычно обозначаемый n, не зависит от частоты, следовательно, чтобы не домножать любое сопротивление во вторичной цепи на n2 при каждом вычислении, примем соотношение витков обмотки равным 1:1, т.е. число витков первичной и вторичной обмотки возьмем одинаковыми.
    Нагрузочный резистор величиной, скажем 1кОм, подключенный ко вторичной обмотке трансформатора с n=1 может быть заменен резистором точно такой же величины в цепи первичной обмотки, в том числе и на нижних частотах рабочего диапазона. Так мы упростили схему до состояния, показанного на Рис.6С, где трансформатор и нагрузка сведены к параллельной цепи из резистора RL и индуктивности LP, представляющую собой собственную индуктивность первичной обмотки, измеренную на нижней частоте с разомкнутой цепью вторичной обмотки.
    Если выходное напряжение генератора не зависит от частоты, то изменения напряжения на RL и LP будут в точности соответствовать закону изменения напряжения на сопротивлении звуковой катушки.
    Даже без конкретных значений RL очевиден ход частотной характеристики на нижних частотах и те меры, которые нужно предпринять для получения плоской АЧХ. Если генератор выдает напряжение очень низкой частоты, ток пойдет по цепи из последовательно соединенного га с параллельной ветвью RL и LP . В этом случае напряжение на RL (или LP ), будет представлять собой лишь малую часть собственного напряжения генератора - ведь величина импеданса LP (XL=2wfLP) на низких частотах очень мала.
    По мере повышения частоты генератора импеданс LP будет расти (прямо пропорционально частоте) и на некоторой высокой частоте существенно превысит RL. Начиная с этой и для более высоких частот индуктивность LP может быть без ущерба удалена из рассмотрения и схема упростится до состояния Рис. 6D - генератор и два резистора.
    Оно будет таковым и на всех более высоких частотах (о самых высоких частотах см. дальнейшие рассуждения).
    Теперь условие получения плоской АЧХ на нижних частотах становится очевидным - индуктивность LP должна быть достаточно высокой, чтобы не шунтировать резистор RL.
    Технически подготовленные читатели могут найти слабое место в этих рассуждениях. На тех частотах, где импеданс LP мал по сравнению с RL,общий импеданс цепи будет невелик и ток, отбираемый от генератора с постоянным выходным напряжением значительно возрастет, поддерживая примерно на постоянном уровне величину напряжения на RL и LP.
    Детальный анализ показывает, что этот эффект компенсации может быть точно учтен путем уменьшения сопротивления в цепи генератора до величины параллельного соединения RL и rа, что еще более упрощает схему (Рис. 6Е). Эта схема имеет АЧХ в точности соответствующую АЧХ схемы Рис. 6А и демонстрирует удобство использования эквивалентных схем.
    В схеме на Рис.6Е хорошо видно, что Uвых стремится к Uвх по мере увеличения импеданса Lp. Величина XL=2cofLp прямо пропорциональна частоте и легко понять, как трудно увеличить XL до величин, сравнимых с RG (сопротивление эквивалентного генератора) на самых низких частотах в несколько герц. При использовании трансформатора невозможно исключить спад на низких частотах, но частоту, на которой спад достигает заданной величины можно снижать путем увеличения LP.
    По причинам, которые мы рассмотрим ниже, за нижнюю частоту среза принимают частоту, на которой импеданс LP равен значению RG; на этой частоте спад АЧХ будет равен ЗдБ. В большей степени это математическая абстракция, чем реальная точка, с которой начинается значительный спад характеристики. В реальности же ниже этой частоты выходная мощность будет падать со скоростью 6дБ /октаву.
    Далее.....

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1