ЧАСТЬ 1
Желающие освоить подзабытую технику электронных ламп обращаются
к литературе прежних лет. Но с этим не все обстоит благополучно. Хотя бы потому,
что такой литературы осталось мало. Но главное - эти книги устарели морально,
чаще всего это просто сборники "типовых схем", мало разъясняющие суть проблем,
перед которыми стояли разработчики. Вдобавок они содержат ошибки, привычно
переходящие от одного автора к другому.
Конечно, изданы даже и в последние годы книги по ламповой
тематике. Они порой весьма продвинуты. Но вряд ли в них найдется то, что имеет
сказать автор этих строк.
Явная потребность в новых пособиях по старой технике подтолкнула
написать эту работу. Точнее, подтолкнули просьбы друзей - радиолюбителей. Но
автор не имел достаточно свободного времени, чтобы создать какой-то
фундаментальный труд. Поэтому предполагается, что читатель имеет некоторые
базовые представления о предмете изложения, и уж, конечно, знаком с основами
электро- и радиотехники. Больше того: сведения, которые можно найти в книгах,
стоящих на магазинных и ваших полках, иногда намеренно опускаются в пользу
рассмотрения ранее не освещавшихся вопросов. Чтобы даже искушенный знаток нашел
здесь для себя что-то новое, неожиданное.
По указанной выше причине материал написан лаконично. Здесь не
стоит выискивать готовых схем для любительского повторения, в еще меньшей
степени - шаманских рецептов, гарантирующих чудодейственные результаты;
каких-нибудь советов по выбору особенно хорошо звучащих ламп (и даже
резисторов): такого добра наплодили немало. Изложены именно сами принципы
функционирования и разработки устройств на лампах.
Наоборот - здесь по возможности минимизировано число схем,
формул, оставлено лишь самое необходимое. Автор повсюду старался въедливо
растолковать, почему ламповые схемы построены именно так, как они построены,
какие трудности стояли перед тогдашними инженерами, как они преодолевались, и
как эти проблемы видятся сейчас.
Впрочем, нередко эти пояснения иллюстрируются практическими
расчетами или прикидками, ведь они нагляднее, чем отвлеченные формулы, не правда
ли?
Данная работа представляет собой оригинальный труд,
созданный специалистом высокой квалификации. Хотя она и открыта для свободного
доступа, это не значит, что на нее не распространяется авторское право. Любое
полное или частичное воспроизведение возможно только с согласия
автора.
1.1. Интересна ли нам история
Об этапах становления производства электронных ламп написано
много, и этот короткий исторический обзор вовсе не претендует на новизну. Просто
хочется еще раз с удовольствием проследить славные вехи, принадлежащие, в
сущности, мировой культуре ХХ века.
Не слишком ли громко сказано? Думается, что нет. Мы же
согласимся, например, что к музыкальной культуре могут быть по праву отнесены не
только сами произведения, но и инструмент - скрипки талантливых мастеров.
Сейчас уже трудно как следует осознать, что миллионы людей в
прошлом веке связывали восхитительную возможность слышать весь мир - с теплыми
огоньками внутри стеклянных колб. Волнующие вопросы о том, на скольких
радиолампах собран аппарат, чем заменить редкую лампу - были достоянием не
узкого круга радиоспециалистов, а буквально каждого. Нынешние, действительно
намного более функциональные, черные "мыльницы", не несущие явно видимого
отпечатка живого труда и человеческого ума, вряд ли можно представить в подобной
роли властителя душ.
А такие шедевры творческой мысли и виртуозного исполнения, как,
например, германский радиоприемник "Кельн" - вполне достойны сохраняться для
будущих поколений наравне со скрипками Страдивари. Я не шучу.
1.2. Первые серии
В качестве первых массово выпускаемых радиоламп следует
упомянуть европейские лампы 20-х годов серий RE, RES, RENS. В СССР выпускались
десятью годами позже их аналоги. Например, тетрод СБ-147 из популярного тогда
приемника ЭКЛ-5 - это (изображенный на фото) RES094 фирмы Telefunken.
Лампы эти были еще несовершенными: громоздкими, неэкономичными,
с нелепыми на нынешний взгляд цоколями и клеммами, а их параметры - невысокими.
В настоящее время они представляют, пожалуй, только коллекционную ценность.
Впрочем, некоторые типы этих ламп до сих пор ценятся аудиофилами
и числятся в "легендарных".
1.3. Цоколи-пауки
В середине 30-х годов появились европейские лампы нового
поколения - "красная серия". Впервые начала претворяться в жизнь идея
"гармонических" серий: были разработаны наборы взаимосогласованных (как
считалось) типов ламп - целевым образом для построения определенных классов
массовых радиоприемников.
Это были лампы с необычным, так наз. бесштырьковым цоколем (с
боковыми ламелями). Такие цоколи еще назывались "пауками". Впрочем, выпускались
они также и с американским "октальным" цоколем, и с другими цоколями.
Особенностями нового этапа являлась уже чрезвычайно широкая
номенклатура ламп, а также появление комбинированных ламп. Например: ACH1 -
гексод с триодом. Электрические параметры к этому времени значительно
повысились.
Трофейные радиоприемники с лампами "красной серии" в свое время
в немалом количестве привозились из Германии. Лампы для них пользовались большим
спросом, сейчас они довольно редки.
1.4. Золотой век
Годы накануне войны некоторые считают "золотым веком" развития
техники электронных ламп, да и вообще радио. В Европе были созданы лампы
следующего поколения - так наз. "стальная серия". Продолжая линию
"гармонических" серий, новые лампы имели значительно более высокие электрические
параметры и экономичные катоды. Отметим еще одну важную веху: электронное
машиностроение впервые освоило монтаж ламп на "плоской ножке" вместо прежней -
"гребешковой". Это повысило технологичность и позволило значительно снизить
индуктивности выводов, а значит - расширить частотный диапазон приборов.
Лампы стальной серии оформлялись в приземистом железном баллоне
(отсюда и название), электродная система лежала горизонтально. Они имели
странного вида цоколь с короткими штырьками. Впрочем, отдельные типы мощных ламп
помещались и в стеклянный баллон.
Но
лампы этой серии выпускались и с другими цоколями, в особенности интересны лампы
с так наз. "локтальным" цоколем - восьмиштырьковым, на плоской цельностеклянной
ножке, с замком на ключе. Локтальные лампы имелись и у нас, например, 12Ж1Л,
аналог знаменитой немецкой RV12P2000 (имевшей, впрочем, совсем другую
конструкцию).
Отечественная ламповая промышленность предвоенных лет взяла,
однако, курс на США. В те годы у нас было начат пробный выпуск американских
"октальных" ламп в металлических баллонах с восьмиштырьковым цоколем, оснащенным
ключом. Технически эти лампы были хуже европейских, но проще в производстве.
Октальные лампы, металлические и стеклянные, господствовавшие в
отечественной технике не менее двадцати лет, знакомы каждому, их можно встретить
и сейчас.
1.5. Последний рывок
Послевоенное развитие электронных ламп во всем мире определялось
потребностями освоения диапазонов ультракоротких волн, вызванными к жизни
развитием радиолокации, телевидения, связи и вещания на частотах десятки и сотни
мегагерц. Именно с этими увлекательными делами и было связано начало выпуска
ламп, известных как "пальчиковые" (с цоколями "гепталь" и "новаль"). Конструкции
на "плоской ножке" теперь стали обычными для ламп любых размеров. Были освоены
рамочные сетки и прочие новшества.
Справедливости ради надо отметить, что прототипы таких ламп были
созданы тоже в Германии - для средств связи вермахта.
В 60-70 г. создано множество типов ламп нового поколения,
имеющих фантастические по прежним меркам параметры и сверхэкономичные катоды -
специально для работы в высокочастотных диапазонах, в каскадах широкополосного
усиления и в импульсном режиме.
Многим знакомы сверхминиатюрные лампы с гибкими выводами. В
основном они находили применение в ракетной и авиационной бортовой аппаратуре
(модели прямого накала использовались в носимой связной технике).
Последним рывком техники радиоламп можно считать производство
"нувисторов" - ламп, созданных как конкурент полупроводников, превосходящий
последние в отношении стойкости к облучению потоком нейтронов. Думается,
комментарии в этой связи не нужны.
1.6. Прямой и косвенный накал
Большинство из когда-либо выпускавшихся ламп составили лампы
косвенного накала. Кроме возможности питания нити накала от сети переменного
тока, они обладают еще одним достоинством: самостоятельный вывод катода дает
куда больше свободы в схемотехнических решениях. Известны случаи применения ламп
косвенного накала даже в аппаратуре батарейного питания.
Впрочем, это нечастый вариант. Все же прямонакальные лампы
отличает большая экономичность, что для аппаратов автономного питания крайне
важно. Например, лампу 6П1П можно считать довольно близкой к 4П1Л. Однако, при
похожих электрических параметрах и выходной мощности, она потребляет на накал
3,15 Вт вместо 1,36 Вт у прямонакальной 4П1Л.
2. Музыка из ящика
2.1. Лампы и звук
Ламповый "ренессанс" последних лет неотделим от новых подходов к
сфере разработки высококачественной аудиотехники. И этот сюжет обойти никак
невозможно.
Домашний радиоприемник явился по времени первым источником
электрически воспроизведенной музыки (вторым было звуковое кино). Создателями
стандартов де-факто на бытовые радиоприемники на два десятка лет вперед считают
европейские фирмы Telefunken и Philips. К середине 30-х годов полностью сложился
облик такого радиоприемника (в отношении типовых схемных решений, конструкции,
дизайна и требований к параметрам).
Долгое время показатели качества звуковоспроизведения у массовых
бытовых приемников были невысокими, по нынешним временам - просто смешными. Вот
типичные их значения:
1) коэффициент нелинейных искажений - до 7-10%;
2) диапазон воспроизводимых частот - от 100 Гц до 5-7
кГц;
3) выходная мощность - 1-2 Вт.
Кто-то может, кстати, возразить: выходная мощность - это не
качественный, а скорее количественный показатель, уровень громкости, так
сказать; для чего он сюда затесался? Однако это мнение неверно, а почему - будет
ясно из дальнейшего.
2.2. Что же было до
А пока мы попытаемся разобраться: почему столь низкими были
требования к аппаратуре? Разумеется, сама по себе ламповая техника не несла
каких-либо принципиальных ограничений на качество звуковоспроизведения. Нет,
дело было в ином.
До начала 50-х годов практически отсутствовали
высококачественные источники звуковых сигналов. Точнее, таковым могла считаться,
пожалуй, только звуковая дорожка фильма, по этой причине озвучивание кинотеатров
и выполнялось совершенно на другом уровне.
Прием программ с амплитудной модуляцией не мог дать высокого
качества звучания. Полоса модулирующих частот при радиовещании с АМ не превышает
4-5 кГц, а амплитудный детектор на диоде создает нелинейные искажения,
достигающие нескольких процентов. Еще худший звук давали электромагнитные
звукосниматели совместно с хрипящими шеллачными грампластинками. В таких
условиях не было смысла удорожать технику с целью повышения качества звуковых
трактов.
Вспомним еще кое-что. И эфир, и грампластинки сопровождали
полезный сигнал шумами и помехами, это делало бессмысленным наращивание выходной
мощности бытовых низкочастотных усилителей. Для тех, кто по-прежнему не
понимает, причем тут мощность - небольшое отступление.
2.3. Динамический диапазон
В старых радиолюбительских книгах можно прочесть рекомендации,
наподобие следующей: для озвучивания даже большой комнаты вполне достаточно
выходной мощности радиоприемника 2 - 3 ватта. Как так, ведь нынешние домашние
аудиосистемы выпускаются на мощность минимум десятки ватт; разве мы стали хуже
слышать? Попытаемся разобраться.
Любой источник звука обладает важной характеристикой:
динамическим диапазоном. Это соотношение между уровнем наиболее громких, и самых
тихих звуков. Собственно, этот диапазон можно считать даже бесконечным, ведь
самый тихий звук - это моменты тишины.
Однако динамический диапазон звука, пропущенного через
радиоаппарат, уже принципиально ограничен: даже в режиме "молчания" - на выходе
неизбежно присутствуют различного вида помехи. Полезные звуки, лежащие ниже
уровня помех, не будут воспроизведены. Если мы соотнесем максимальный уровень
громкости, который может быть обеспечен данным аппаратом, с уровнем помех, то
получим динамический диапазон звукового тракта.
Разумеется, просто нет смысла устанавливать громкость на таком
уровне, чтобы были явственно слышны шумы, помехи, фон - они будут раздражать
слушателя. Вот и выходит, что чем уже динамический диапазон системы, тем ниже
требования к ее выходной мощности.
Но при высококачественном воспроизведении звука, когда уровень
помех невелик, есть смысл увеличивать среднюю громкость. Иначе самые тихие звуки
будут потеряны, звуковая картина обеднена. А для неискаженного воспроизведения
на пиках громкости - понадобится соответственно более высокая выходная мощность.
2.4. Рождение Hi-Fi
Триумфальное шествие в послевоенные годы пришедшей к нам из
Америки концепции Hi-Fi (и аппаратуры данного класса) было связано с рядом
факторов: технических, социальных, психологических, экономических, и понять их
небесполезно.
Технические предпосылки очевидны: появление высококачественных
источников сигналов потребовало, естественно, и аудиооборудования должного
уровня. Речь идет о новых, так называемых виниловых (или долгоиграющих)
грампластинках, системах магнитной записи, а также о радиоприеме в УКВ диапазоне
с частотной модуляцией. Эти источники звукового сигнала отличаются значительно
более широким диапазоном воспроизводимых частот, меньшим уровнем нелинейных
искажений, низкими шумами.
Типичными значениями показателей качества аппаратуры лампового
этапа Hi-Fi (конец 50-х - начало 60-х годов) уже можно считать:
1) коэффициент нелинейных искажений - не более 2-3%;
2) диапазон воспроизводимых частот - по меньшей мере, от 60
Гц до 10-12 кГц;
3) выходная мощность - 4-6 Вт.
В качестве социальных и психологических причин успеха новшества
нельзя не упомянуть общую перестройку жизни на мирный лад, усталость от войны и
политики, ориентацию в большей мере на развлечения. Это хорошо поняли
производители. Вместо прежнего лозунга: "сидя дома, ты сможешь слушать весь
мир", в массы был внедрен новый: "сидя дома, ты почувствуешь себя как в
концертном зале".
Концепция "высокой верности воспроизведения" (сокращенно Hi-Fi)
была подкреплена и еще одним: сформировавшейся у широкого потребителя
готовностью тратить на электронную аппаратуру заметно больше денег, чем ранее.
2.5. Техника Hi-Fi
Технической базой первоначальной, ламповой аппаратуры Hi-Fi
явились схемные решения, может и не бывшие абсолютно новыми, но ранее нечасто
применявшиеся в массовых бытовых устройствах. В их ряду следует упомянуть:
1) двухтактные оконечные каскады;
2) оконечные тетроды, включенные по ультралинейной схеме;
3) отрицательные обратные связи.
Эти решения вели, конечно, к усложнению и удорожанию схем. Но
эпоха успеха примитивных, предельно дешевых аппаратов уже кончалась.
2.6. Ламповый и транзисторный звук
Попытаемся разобраться, чем вызвано нынешнее возобновление
интереса к ламповой аудиотехнике.
Первой и, возможно, главной причиной являются отзвуки давних
баталий вокруг "транзисторного" и "лампового" звука.
Транзисторные Hi-Fi усилители, распространившиеся в 60-70 г.,
строились на принципах так наз. операционных усилителей и имели по всем
объективным показателям огромные преимущества перед ламповыми. Они обеспечивали
небывало широкий диапазон передаваемых частот, имели фантастически низкий
уровень нелинейных искажений, крайне малое выходное сопротивление, выдавали
большие мощности, обладали несопоставимо более высоким КПД, небольшой массой и
размерами, малым тепловыделением - короче, лампы проигрывали им по всему фронту.
Кроме одного. Субъективно эти транзисторные усилители звучали
неважно.
Слушатели, покоренные небывалой чистотой звучания
полупроводниковых систем, тем не менее, отмечали и негативные моменты. Можно
было встретить примерно такие суждения.
"Звучание лампового аппарата кажется мягким, "бархатным",
транзисторного - резким, раздражающим".
"Звук лампового приемника льется свободно, транзисторного - как
бы прорывается через преграду".
"Ламповый аппарат хочется слушать и слушать, транзисторный -
быстро утомляет".
Дело было, конечно, не в каком-то особом "звучании" транзисторов
самих по себе. Причины указанного явления выяснены, они кроются в специфике
работы устройств с глубокими отрицательными обратными связями (а без таких
связей полупроводниковые усилители приемлемо работать не могут, таковы уж
особенности характеристик транзисторов). Кстати, по этой причине возможно
"транзисторное" звучание и чисто ламповых схем (дальше об этом будет немало).
Ясны и меры борьбы с "транзисторным звуком", в современных
полупроводниковых схемах он совершенно не ощутим.
Тем не менее, многие аудиофилы уверены, что негативные
особенности звучания до конца устранить невозможно, и искушенное ухо отдает
неоспоримое преимущество звуку ламповых усилителей, не имеющих обратных связей
(по крайней мере, глубоких). Автор решительно не готов выступать в этом вопросе
экспертом.
2.7. Никаких компромиссов
Нынешний ламповый "Hi-End" - это кажущийся возврат к прежней
технике, но на другом уровне, под лозунгом "никаких компромиссов": все подчинено
только качеству звука. В техническом отношении он выливается зачастую как бы в
отрицание Hi-Fi (никаких обратных связей, никаких двухтактников, непременно
триоды...).
Но почему же, ведь решения Hi-Fi класса в свое время и так уже
достигли, пожалуй, потолка возможных параметров? Дело в том, что сменилась сама
парадигма: важны не объективные показатели, замеренные приборами (они-то как раз
обычно невысоки), а субъективные ощущения аудиофила.
Опять настаиваю, что, не будучи изощренным ценителем,
категорически уклоняюсь от личных мнений по этому вопросу.
2.8. Эстетический феномен
Есть и иные, даже более убедительные, причины "лампового
ренессанса". Ламповый аппарат не только звучит, но еще и согревает душу. Теплое
свечение ламп чем-то сродни огоньку домашнего очага, а статус несомненного
раритета добавляет удовольствия процессу несуетливого прослушивания. Это - такой
же объективный эстетический феномен, как и впечатление какого-то особенного
наслаждения от звучания старых музыкальных инструментов. Для многих - с лампами
связывается ностальгия по "доброму старому времени", и уж конечно здесь нет
ничего плохого. К тому же признаем, что ведь и сами радиолампы, особенно
стеклянные, изумительно красивы.
Иные из домашних умельцев считают ламповую технику более
подходящей для самостоятельного конструирования. Транзисторные аппараты,
особенно сложные, все же предполагают владение технологией печатных плат, а она
не всем доступна.
И еще одно. При кустарном исполнении аппарата, претендующего на
современность, как ни старайся с внешним оформлением, никак не уйти от впечатления
самопальной поделки. В то время как сами лампы, располагаемые, по
нынешней моде, снаружи блока, являются настолько мощной эстетической доминантой,
что и некоторые дизайнерские огрехи будут казаться лишь своеобразным
"индустриальным" (а может, ретро) стилем.
Сергей Гаврилов
Часть [1] [2] [3]
[4] [5] [6]
[7] [8]
|