Акустические свойства помещения – одно из важнейших условий правильного звучания музыки. Даже самая качественная студийная
запись, воспроизведенная на прекрасной аппаратуре, теряет большую часть частот в помещении с плохой акустикой.
Отделочные материалы и архитектурные элементы разных типов отвечают акустическим требованиям в большей или меньшей степени.
Акустическая эффективность материалов выражается коэффициентом звукопоглощения а, который может изменяться в интервале от 0 до 1,
если коэффициент звукопоглощения а равен 0, то это значит, что поверхность полностью отражает звук, если коэффициент звукопоглощения а
равен 1, то это означает, что весь звук попавший на данную поверхность полностью поглощается. Соответственно, те или иные материалы подходят или
не подходят для отделки и оснащения помещения для прослушивания музыки.
Распределение звуковой волны в помещении подчиняется физическим законам. Поэтому акустика комнаты зависит как от ее пропорций и
размеров, так и от типов отделочных материалов и конструктивных элементов.
Стены
Наилучший материал для отделки стен в плане акустики – пробка.
Пробковые панели идеально поглощают звуковую волну, и не только. Пробка имеет удивительное свойство поглощать и ту часть звуковых волн, которая прошла
сквозь неё и отражается от стены обратно в помещение. При толщине пробкового покрытия 0,5 мм, достигнутый коэффициент звукопоглощения, определённый
стандартом NP670/1974, а=0,1 (измеренный при частоте 1000 Гц), он означает значительное снижение распространения шума, полное исчезновение ревербации
(ревербация это время звучание отраженного сигнала, человеческим языком — эхо).
Конечно же, пробка, как любой другой натуральный материал, достаточно дорога. Поэтому существуют альтернативы: некоторые
вспененные композитные материалы обладают схожими характеристиками и более лояльной стоимостью. Покрытые звукопоглощающим материалом стены – это хорошо
и здорово, но как же быть с окнами и дверьми, потолком, полом?
Окна и двери
Во-первых,
установить пластиковые окна. И лучше – с двухкамерными стеклопакетами. Стеклопакеты в
окнах тоже играют немаловажную роль в стандартной комплектации используется двухкамерный стеклопакет шириной 32 мм, с тремя стёклами толщиной 4 мм и
расстоянием между стёклами по 10 мм, такой стеклопакет обладает минимально возможными характеристиками по шумоизоляции, т.е. снижает уровень шума на
31-32 дБ. Для максимальной шумоизоляции, рекомендовано использовать двухкамерный стеклопакет 32 или 40 мм, с разной толщиной стёкол и
межстекольным расстоянием, наиболее оптимальная формула двухкамерного стеклопакета 32 мм: стекло 6 мм — межстекольное расстояние 8 мм и далее два
стекла по 4 мм с 10 мм расстоянием между ними. Для двухкамерного стеклопакета 40 мм: первое стекло 6 или 8 мм, далее камера 12 или 10 мм и
также два стекла по 4 мм и расстоянием между ними по 10 мм. Стеклопакеты с первым стеклом 6 или 8 мм, относятся к классу шумоизоляционных и позволяют
снизить уровень шума на 32-36 дБ.
Дистанционная рамка (она устанавливается между стёклами в стеклопакете) — спейсер, также играет немаловажную роль, стандартный
вариант спейсера — это алюминиевая дистанционная рамка, она долговечна, не подвержена коррозии, но в нашем случае не применима из-за того, что при
прохождении и преломлении звуковой волны через первое стекло в стеклопакете, в 99% случае, создаёт эффект резонанса и при прослушивании музыки мы
получим посторонний металлический звон от стёкол и спейсера. Для установки в таких помещениях идеально использовать, так называемый тёплый спейсер из
полиамида и других составляющих, опустим теплотехнические характеристики такого стеклопакета, для нас они имеют второстепенное значение, основное
его преимущество в том, что практически отсутствует антирезонансный эффект, так как не используется алюминиевая дистанционная рамка. Более толстое
стекло, в нашем случае, ставится внутрь помещения. Поскольку гладкая поверхность лучше отражает звуковую волну, стоит по возможности завесить
окна шторами. Желательно – максимально плотными, льняными, шерстяными или даже байковыми. Чем плотнее и толще материал, тем лучше он поглощает звук.
Двери – немалая проблема и слабое место с точки зрения акустики помещения. Потери качества здесь практически неизбежны. Но свести к
минимуму эти потери все-таки можно. Стоит выбирать двери с шероховатой поверхностью и по возможности более плотным наполнителем, чем воздух или
сотовый картон. Самый лучший вариант использовать двери изготовленные из ПВХ профиля, аналогичного пластиковым окнам, только более силовой конструкции,
тогда с применением различных видов стеклопакетов и ПВХ заполнения можно добиться эффекта аналогичного окнам. Из ПВХ профиля выпускаются
межкомнатные и входные двери различной цветовой гаммы и конфигурации. Единственное
но, такие двери кроме шумоизоляции обладают хорошей герметичностью и нужно будет продумать систему вентиляции воздуха в помещении. Дополнительно можно
завесить дверной проем тяжёлой плотной шторой, если это допускает дизайн помещения.
Потолок
Пробковые потолки – нонсенс, даже в случае, если вы решили сражаться за чистоту звучания до конца. Отделывать потолок пробкой,
увы, не принято. Но принято, и даже очень модно, устанавливать подвесные потолки – лёгкие конструкции из алюминиевого профиля, удерживающего панели
из прессованной минеральной ваты, материала, звукопоглощающие свойства которого не фатально уступают пробке. По крайней мере, учитывая, что
звуковая волна распространяется больше в стороны, подвесной потолок весьма эффективно способствует улучшению акустики помещения. Чем более шероховата
поверхность панелей такого потолка – тем, кстати, лучше. Многие европейские компании для этих целей наладили выпуск специальных акустических потолков,
одна из таких компаний Rockfon (Дания), при толщине панели 15 мм они удовлетворяют классу звукоизоляции С и имеют коэффициент звукопоглощения 0,6.
Пространство между основным и подвесным потолками лучше не оставлять пустым, а заполнить его утеплителем. Традиционно для этой цели
используется базальтовая вата или маты. Основные характеристики базальтовых матов таковы, что при толщине мата 50 мм, нормальный коэффициент
шумопоглощения при диапазоне частот от 100 до 250 ГЦ (низкочастотный) равен от 0,08 до 0,46, в диапазоне частот от 250 до 1000 ГЦ (среднечастотный)
равняется от 0,46 до 0,73, в диапазоне от 1000 до 2000 ГЦ (высокочастотный) соответствует от 0,37 до 0,86.
Но в последнее время на рынке появился пеноизол – жидкая альтернатива пенополистирола, материал, прекрасно поглощающий звук.
Смесь пеноизола и угольного порошка используется спецслужбами многих стран для усиления стен комнат секретной связи, зачищенных от любого
прослушивания. Акустические свойства пеноизола таковы, что, благодаря его структуре, наиболее интенсивное поглощения звука наблюдается при 800-3200
Гц, максимальное при 1000 Гц, лучше всего делать комбинированную звукоизоляцию пенопласт 5 сантиметров плюс пеноизол, при этом
шумопоглощающий эффект будет максимальным.
Пол
При выборе материала для напольного покрытия стоит вернуться к пробке. Получится дорого, но безупречно. Расчётные
характеристики такого пола, положенного в один слой в соответствии со стандартом ASTM C 423-90a имеют класс звукопоглощения 0,05, т.е. средне
арифметическое значение для коэффициентов звукопоглощения в четырёх диапазонах 250, 500, 1000 и 2000 Гц. В профессиональных студиях (и в
квартирах эконом класса в подмосковье особо продвинутых аудиофилов)
используются два слоя пробки разной толщины с прослойкой из тонкого алюминиевого листа. Понятно, что стоимость такого пола вряд ли получится скромной.
В условиях обычной городской квартиры или загородного дома заменить пробковые полы может мягкий линолеум на вспененной основе, а
вместо алюминиевого листа и второго звукопоглощающего слоя можно использовать специальную подложку с алюминиевой фольгой. Если акустическому
помещению суждено пережить капитальный ремонт, стоит последовать примеру профессиональных студий звукозаписи и добавить в цементную стяжку вспушенную
целлюлозу или любые волокнистые наполнители. Это снизит резонанс и сведёт отражение звуковой волны к минимуму.
Все приведенные в статье материалы и технологии могут быть использованы, когда проводится ремонт
квартир в Санкт-Петербурге или коттеджей и загородных домов в Ленинградской области.
Винник С.А.
|