Это интересно |
Как вы знаете, мир разделен на два противоположных лагеря – с одной стороны поклонники однотактных усилителей, с другой их противники - поклонники двухтактной схемотехники.
Доводы противников однотактных аппаратов основаны на объективных данных. Это маленькая выходная мощность, ограниченный частотный диапазон, высокий уровень искажений и т.д. (более подробно об этом можно прочитать в любой радиолюбительской литературе).
Сторонники однотактников, напротив, указывают на их чисто субъективные качества.
Это музыкальность, прозрачность звучания, мягкость, певучесть и т.д.
Рассмотрим поподробнее основные «за» и «против». Простая логика подсказывает, что мощности чем больше, тем лучше, а искажений соответственно наоборот. Известно, что большая выходная мощность достигается переводом усилителя в режим АВ, а это приводит к росту искажений всех видов. Вы можете мне возразить, и применить отрицательную обратную связь, но хочу сразу сказать, что применение ООС не повысит качества звука (к чему мы в конечном итоге стремимся), а заменит одни искажения другими. Любые посредственные транзисторные усилители легко обеспечивает 50-100 Вт выходной мощности при коэффициенте гармоник порядка 0,003-0,05%, но звучат они плохо. Их звучание лишено окраски, звук плоский, лишенный объема и эмоциональности.
Исследования показали, что акустическая система с чувствительностью 90 ДБ и выше совместно с усилителем мощности 5-10 Вт, способна в маленькой комнате (какими в большинстве случаев являются комнаты в наших квартирах) создать звуковое давление соизмеримое со звуковым давлением, создаваемым симфоническим оркестром в концертном зале. Я не поверю тому, кто скажет, что ему нужно еще больше (тут уже и до травм ушей недалеко).
Теперь самое время поговорить об уровне нелинейных искажений. Психоакустики утверждают, что заметность нелинейных искажений на слух для гармоник разного порядка неодинакова. Эксперты не замечают 1% второй гармоники, а обычные люди начинают чувствовать ее примерно с 4-5%. Нужно обязательно сказать и о том, что заметность на слух какой-нибудь гармоники более высшего порядка, пропорциональна квадрату ее номера. Легко можно подсчитать, что 0,1% десятой гармоники и 2,5% второй гармоники, вызовут соизмеримое ухудшение качества звука. Важно и то, что спектральное сочетание плавно спадающих по уровню гармоник (третья за второй, четвертая за третьей и т.д.), для человеческого уха наиболее благозвучно. Вот отсюда и следует неприятный вывод, что приводимые в паспортах аппаратуры сведения об общем уровне нелинейных искажений, без указания спектра этих искажений, ничего не говорят о качестве звучания в целом. Так что не гонитесь за 0,0000…..%, а слушайте и анализируйте.
В любой литературе описаны четыре основных преимущества двухтактных ламповых выходных каскадов:
а) отсутствие постоянного подмагничивания...
Далее... |
|
|
|
Однотактный ламповый ... |
ЧАСТЬ 10
Автор схемы этого усилителя занимается конструированием
высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему
мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное
звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих.
Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.
Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя
мощности в двух вариантах. Первый - бюджетный, с автоматическим
смещением выходной лампы. Второй - с фиксированным смещением от
отдельной обмотки силового трансформатора.
По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается
более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим
смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать
звучание своих любимых записей.
Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на
рис.1 Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую
сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления
и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо.
В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать
в любой радиотехнической литературе.
Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является
параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона
лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы,
что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение
сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом
достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного
каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий
резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей
усиление первого каскада.
Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень
сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при
желании получить более "теплое" звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не
рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за
их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного
трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до
0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней
простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора
входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.
Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После
прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано
предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется
правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о
высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете
вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и
его оттенками.
Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до
1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому
конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в
варианте с автосмещением).
Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора,
перебранный и "сваренный" в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на
чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы
"Аудиоинструмент".
По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема
усилителя которого приведена в журнале "Радиохобби" №2 за 2003год
(стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно.
Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной
лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного
для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно
заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы
построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих
десятилетий. Это:
- Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.
- Высококачественные комплектующие.
- Триодный режим выходного каскада.
- Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и
нецелесообразно. С этим к сурдологу.
Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от
описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал
постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.
Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема
которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный
источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным
резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной
точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.
В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении,
измеренные А. Манаковым.
Р вых =2,5вт при КНИ=2-3% на частоте 1000 гц. При Рвых=2,2вт КНИ=0,8-1%
При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35-40Гц до 18 - 19кГц при
неравномерности 1,5 - 2,0 Дб. (Зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9).
При использовании TW6SE фирмы "Аудиоинструмент",диапазон частот еще шире.
Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте
моего хорошего друга Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru
Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность - в комплекте с
акустикой, чувствительностью от 90 Дб, 2-Звт вполне достаточно.
В дальнейшем предполагается ознакомить читателей со многими схемами
А.Манакова, отличающимися простотой и оригинальностью, а так же
прекрасным звуком.
Часть [1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
В. В. Пузанов, г. Брянск
Опубликовано по материалам
http://www.vegalab.ru
|
|
|
|
Это интересно |
Казалось бы, радиолампы остались в далеком прошлом и в век новых
технологий представляют разве что историческую ценность. Но сейчас во
всем мире растет интерес к использованию радиоламп в аппаратуре, и
связано это, как ни странно, с цифровыми технологиями в звукозаписи.
Подход истинных ценителей качества звука к оценке аппаратуры во многом
похож на подход гурманов. В самом деле, разве настоящим ценителям
вкусной еды есть дело до скучных выкладок, сколько витаминов и
микроэлементов, а также жиров и углеводов содержится в блюдах,
подаваемых в лучших ресторанах?
С недавних пор особенно «вкусным аудиоблюдом» считается звучание
ламповой аппаратуры. Самые тонкие ценители за огромные деньги покупают
модели на лампах или даже делают заказы на их штучное производство.
И никто, наверное, уже не вспоминает, как всего два десятилетия тому
назад на помойки выбрасывались ламповые радиолы и телевизоры. И вот эта
техника возвращается, причем уже в качестве атрибута престижа. Что это -
просто модное увлечение или же техника, как иногда бывает, развиваясь по
спирали, сделала очередной круг и привела нас опять к лампам?
Усилительная радиолампа была изобретена в 1906 году американцем Ли Де
Форестом. В этом году изобретению, которое в свое время произвело
настоящую революцию в технике, исполняется 100 лет. С началом серийного
выпуска радиоламп стали возможны радиовещание и телефонная связь на
большие расстояния. В 20-х годах появляются первые радиоприемники на
лампах. Затем усилители на лампах начинают использоваться в
электропроигрывате- лях. Расцвет ламповой техники пришелся на 50-е годы. В
это время радиоприемники, проигрыватели и телевизоры превратились в по-настоящему
массовые продукты. Но тогда же, в 50-х годах, у радиолампы появился
соперник: началось производство полупроводниковых усилительных устройств
- транзисторов. Поначалу транзисторы использовались только в переносной
технике, где были важны такие их преимущества, как малые размеры и
скромные потребности в электроэнергии. В 70-х годах в аппаратуру
начинают внедряться интегральные микросхемы. В одной микросхеме размером
с почтовую марку помещались сначала десятки, потом сотни (а теперь уже и
миллионы) транзисторов. Стало легко реализовывать функции, которые для
ламповой техники неприемлемы. С появлением микросхем в
аудиовидеоаппаратуре начали использоваться цифровые технологии. Однако
вплоть до середины 70-х годов ламповая аппаратура превосходила
устройства на полупроводниках как минимум по двум параметрам. Во-первых,
максимальная выходная мощность у ламповых усилителей была выше.
Во-вторых, они вносили меньше искажений в сигнал. Вот почему до середины
70-х годов высококачественная аудиоаппаратура...
Далее... |
|
|