Это интересно |
А. J. van den Hul известен, прежде всего, своими кабелями, но на самом
деле круг его профессиональных интересов гораздо шире. Он проектирует и
сам собирает наиболее дорогие фоно-картриджи, прекрасно ориентируется в
усилительной технике и акустике. Неоднократно выполнял заказы для
звукозаписывающих студий, поэтому знает всю «кухню» изнутри. Имеет
несколько ученых степеней. Сегодня мы начинаем публиковать советы
профессора ван ден Хула, которые он любезно предоставил нашему [AudioVideo]
журналу.
ЧАСТЬ 1
1. Недорогой, но наиболее эффективный способ улучшить звучание колонок —
заменить внутреннюю проводку более качественной. Попробуйте наш кабель
CS-12, а еще лучше — SCS-12. Следующий шаг вперед — замена
электролитических конденсаторов в фильтрах пленочными. Например, из
металлизированного поликарбоната*.
2. Пропаивайте все соединения, избегайте обжимных контактов. Внутренний
провод также должен быть припаян к входной клемме. Никаких лепестков и
гаек.
3. Продублируйте все дорожки на печатной плате кроссовера более толстым
проводником, тем самым, что вы использовали для внутренней проводки.
Зачистите его хорошенько перед пайкой, иначе от грязи и в звучании не
избавиться.
4. Усильте корпус колонки внутренними распорками, а на стенки нанесите
слой битума. Это уменьшит окраску звучания.
5. По сравнению с традиционным подключение bi-wiring имеет ряд
преимуществ. Разделите НЧ и ВЧ/СЧ-секции кроссовера, перерезав дорожки
на печатной плате. Поставьте дополнительную пару клемм для подачи
сигнала на среднечастотник и твитер.
6. Уберите колонки из углов комнаты. Любой угол акцентирует низкие
частоты и вносит «рупорную» окраску. Каждая колонка должна стоять
свободно, подальше от стен. Конечно, это зависит от площади вашей
комнаты прослушивания...
Далее... |
|
|
|
Как улучшить звучание HI-FI системы, не потратив почти ничего, кроме времени |
ЧАСТЬ 2
1. Содержите в чистоте все электрические контакты. Любое окисление ухудшает звук. Поэтому, где возможно, пропаивайте соединения, избегая лепестков, зажимов и голых проводов в клеммах. В условиях повышенной влажности негативный эффект возникает быстрее и проявляется сильнее. Кроме того, соль от отпечатков пальцев является катализатором коррозии.
2. Пользуйтесь, по возможности, экранированными акустическими кабелями, защищенными от проникновения ВЧ-помех. Наиболее чувствительны к ним открытые и плоские кабели. Они, подобно антеннам, ловят излучение от окружающих мобильных телефонов.
3. Располагайте колонки как можно дальше от источников сигнала, например CD и [особенно] LP-проигрывателя. В противном случае вибрации могут передаваться от выхода к входу, т.е. возникнет электромеханическая обратная связь. На расстоянии она в значительной степени ослабляется.
4. Если приходится увеличивать громкость, чтобы расслышать кое-какие нюансы, значит, ваш тракт все еще не в порядке. Виновата не обязательно акустика, причина может быть в чем-то другом. В хорошей системе все подробности должны быть слышны при малом уровне громкости.
5. Некоторые производители рекомендуют устанавливать свою акустику параллельно стене. Тем не менее попробуйте развернуть колонки «лицом» к своему любимому месту прослушивания. Кстати, АЧХ акустики меряется именно в таком положении*. Зачем же терять высокие частоты, направляя их в диван, например?
6. Чем меньше расстояние между вами и колонками, тем слабее ощущается влияние комнаты. А ведь это как раз то, что нам надо. В электростатических наушниках, например легендарных Stax, так и делается. Чем ближе ухо [к источнику звука], тем менее заметна окраска.
7. Корпус колонки всегда вибрирует, и чтобы убедиться в этом, достаточно дотронуться до боковой стенки. Резонансные моды легко услышать, если приложить ухо к любой из панелей. Медицинский стетоскоп скажет вам гораздо больше. Амплитуду вибраций можно даже измерить, причем безо всякого микрофона. Наклейте на исследуемую стенку небольшой магнит, для чего подойдет любой [не застывающий «намертво»] компаунд. Возьмите старую ММ-головку и выньте из нее иглу. Закрепите картридж на какой-нибудь подставке и придвиньте к магниту как можно ближе. Вибрации стенки вызовут модуляцию напряженности магнитного поля, которая, в свою очередь, наведет э.д.с. в обмотке головки. Если ее подключить к фоно-входу усилителя, будет слышен механический резонанс корпуса. Таким образом находится самое подходящее место для внутренних распорок. Более наглядный результат получается при подключении осциллографа к линейному выходу усилителя.
8. Чтобы определить угол поворота колонок, используйте лампу с фокусирующим отражателем, а еще лучше — лазер**. Таким образом, вы увидите, как сигнал распространяется в комнате. В этом, конечно, нет смысла, если производитель рекомендует ставить АС параллельно стене. Метод особенно полезен, если нужно найти оптимальное положение для нескольких слушателей.
9. Вы уже поэкспериментировали с bi-wiring? Так вот, tri-wiring еще лучше. Отключите от кроссовера ВЧ-звено, просверлите еще пару отверстий и поставьте в них дополнительные клеммы. Уверен, что поможет.
10. Если у вас относительно небольшие колонки, купите еще пару таких же и поставьте их на уже имеющиеся вверх тормашками. Получится нечто подобное конфигурации д’Аполлито. При возможности удвойте количество колонок и поставьте по 4 в каждый канал, развернув «лицом» к себе. Вы не поверите своим ушам.
11. Любыми способами пытайтесь уменьшить влияние комнаты. Разбивайте поверхности стен стеллажами с пластинками, книжными полками (читать книги не обязательно), коврами, мебелью, деревянными решетками с несимметричным расположением планок. На стены и потолок можно повесить панели из поролона или пористого пенопласта. Чем чаще преломляется звук, тем эффективнее ослабляются стоячие волны, и звучание становится менее утомительным.
12. Никогда не придвигайте свое кресло вплотную к стене, как я видел однажды в доме известного американского эксперта. При этом воспроизведение ухудшается из-за чересчур акцентированного баса.
13. Определите оптимальное расстояние между акустикой и слушателем. Чем тщательнее вы это сделаете, тем четче будут стереообразы. Если, конечно, ваша система в порядке.
14. Подключайте всю технику через одну розетку. Это поможет избежать земляных петель и, как следствие, фона.
15. Померяйте индикатором полярности*** остаточное напряжение на корпусе вашей аппаратуры. Для этого отсоедините все межблочные кабели и убедитесь, что между компонентами нет механического (а значит, и электрического) контакта. Включите их в сеть и коснитесь щупом клеммы заземления на задней стенке. Если прибор покажет около 55 В, переверните вилку, а еще лучше — измените полярность в самой розетке. В правильном положении напряжение на корпусе не должно превышать 12 В. Сделайте на вилке какую-нибудь отметку, чтобы потом не перепутать. Проделайте все это и с другими компонентами системы, после чего подключите интерконнекты. Теперь вредный потенциал между ними сведен к минимуму, и вы увидите, какие радикальные изменения произошли в звуке. Метод не годится для британских розеток, где вилку невозможно перевернуть. Совет: после правильного включения измените полярность вилки и послушайте снова.
Часть [1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
* Т.е. на акустической оси.
** Подойдет обычная лазерная указка.
*** Этот прибор напоминает индикатор фазы, только вместо неоновой лампочки у него либо цифровое табло, либо линейка светодиодов. В Европе продается почти во всех крупных магазинах «Электротовары» и стоит от 20 до 50 евро. За неимением такового можно воспользоваться обычным тестером с высоким входным сопротивлением, подключив его между корпусом аппарата и «нулевым» (neutral) контактом сетевой розетки. Соблюдайте осторожность при работе с электричеством.
Опубликовано по материалам
http://www.salonav.com/arch/2005.06/htm/093.htm
|
|
|
|
Это интересно |
1. Всегда залуживайте концы акустического кабеля, даже если производитель
разъемов гарантирует надежный контакт голого провода. Как бы сильно он ни был
зажат, между жилами обязательно останется воздух. Со временем они окислятся, и
звучание изменится, причем не в лучшую сторону.
2. Избегайте сильного скручивания, изгиба и натяжения кабеля. Иногда при
инсталляции домашнего кинотеатра тонкий акустический кабель застревает в узком
канале. Не пытайтесь его вытянуть силой, а то из 5 м и без того тонкого провода
вы получите 10 м вдвое меньшего диаметра. Система будет работать, но звучать -
вряд ли. Поэтому в подобных случаях всегда оставляйте некоторый запас, чтобы
избежать напряга.
3. Сетевые и межблочные кабели всегда располагаются очень близко друг от друга
на задней панели компонентов. Тем не менее старайтесь разделить их, насколько
это возможно. Если пересечения неизбежны, делайте их под прямым углом. В
идеальном случае все сетевые кабели должны быть с одной стороны, а сигнальные -
с другой.
4. Неэкранированные сетевые шнуры являются мощным источником помех. Так что по
возможности старайтесь использовать специальные кабели с экраном (всем на благо,
хотя блага доступны не всем). Из нашей линейки подойдут The Mainsstream, The
Mainsstream BS и The Mainsserver. Последний разработан для маломощных
потребителей, примерно до 400 ВА.
5. Полностью разделяйте цифровые и аналоговые сигналы. Они имеют разную природу
и не понимают друг друга. Это вообще разные языки. Чтобы избежать конфликта,
разведите их как можно дальше. Для передачи цифровых данных используйте
экранированный кабель, и лучшим решением будет наш The Digicoupler. Благодаря
семикратному экранированию он ослабляет излучение сигнала с частотой 1 GHz на
126 dB, а 4 GHz - на 86.
Далее...
|
|
|