Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Как правило, в однотактном оконечном каскаде УНЧ работает одна электронная лампа. Параллельное включение применяют редко.
    Применяют однотактные каскады в следующих случаях:
    1. В ламповых схемах с питанием от электросетей при номинальной выходной мощности не более 2 - 3 Вт. В данном случае самой подходящей для оконечного каскада будет наиболее современная лампа 6П14П (или аналогичная по параметрам лампа EL84.
    Можно применить также пентодную часть лампы 6Ф1П, 6ФЗП, 6Ф4П, 6Ф5П или лампу старого типа 6П1П, 6П6С, 6П9 и т. п.
    2. В ламповых схемах с батарейным питанием при номинальной выходной мощности не более 0,1-0,15 вт. При этом следует применять лампу 2П2П (или 2П1П).
    При больших выходных мощностях следует применять двухтактные выходные каскады.
    Электровакуумные триоды в оконечных каскадах применяют очень редко, обычно только в тех случаях, когда на выход усилителя включается телефон.
    Основные схемы (рис. 1, а и б, 2, а). Первичная обмотка I понижающего выходного трансформатора Тр, имеющего сердечник из магнитного материала. Ко вторичной обмотке II подключен громкоговоритель (громкоговорители). От действия НЧ сигнала, поступающего с предварительного усилителя в цепь управляющей сетки, анодный ток пульсирует. Проходя по обмотке I, он индуцирует в обмотке II переменную э.д.с., которая создает ток через звуковую катушку громкоговорителя Гр, заставляя его звучать.
    Выходные мощности каскадов с электронными лампами разных типов приведены в табл. 1.
    При небольшой выходной мощности оконечного каскада громкоговоритель или наушники можно включить непосредственно в цепь анода (выходной трансформатор или ав­тотрансформатор не требуется - рис 1в).
    Сверхлинейная схема (см. рис. 2,б). Экранирующая сетка пентода или лучевого тетрода подключена к отводу обмотки. Вследствие этого из анодной цепи в цепь экранирующей сетки получается отрицательная обратная связь, значительно уменьшающая возникающие в оконечном каскаде нелинейные искажения.
    Корректирующая цепочка. Включенные параллельно обмотке I конденсатор С3 и резистор R3 (см. рис. 1 и 2) образуют корректирующую цепочку, улучшающую равномерность усиления различных частот. Сопротивление резистора R3 должно быть примерно равно эквивалентному сопротивлению Rа нагрузки лампы (табл. 1).
    Смещение на управляющую сетку подогревной лампы оконечного каскада обычно автоматическое - с резистора R1 в цепи катода этой лампы (рис. 2). Емкость шунтирующего его конденсатора С2 при лампах 6П1П, 6П6П или 6Ф1П не менее 30 мкф и номинальное напряжение не менее 12 В, а при лампах 6П14П или 6П18П - соответственно 50-100 мкф и 8 В. Иногда смещение подают от отдельного выпрямителя.
    При питании от батарей смещение на сетку получают от отдельной батареи (рис. 1,б) или с помощью резистора R1, включенного между отрицательными полюсами батарей анода и накала (см. рис. 1, а). Сопротивление его в Омах находят по формуле
    Выходные трансформаторы для ламповых каскадов. В самодельном ламповом усилителе НЧ лучше всего применить выходной трансформатор заводского изготовления (табл. 2), рассчитанный на работу с выбранными для оконечного каскада лампой и громкоговорителем.
    Для самодельного выходного трансформатора каскада с лампой 2П1П, 2П2П или 6Ф1П (пентодная часть) можно использовать сердечник типа Ш16Х16 или большего размера; число витков первичной обмотки w1 = 2 700 ÷ 3 000, провод ПЭЛ 0,1-0,12. Выходной трансформатор для лампы 6П1П, 6П6С или 6П14П должен иметь сердечник Ш16Х20, УШ19Х19, Ш20Х20 или большего размера; число витков первичной обмотки wI =2 400 ÷ 2 800, провод ПЭЛ 0,12-0,16.
    В сверхлинейной схеме (см. рис. 2,б) с лампой 6П14П число витков, от которого нужно сделать отвод в первичной обмотке, равно 0,22wI , а при использовании лампы 6П1П или 6П6С 0,11wI
    Вторичную обмотку наматывают проводом ПЭЛ 0,6-0,8 с числом витков
    Далее...

 

Информация

 
 

Трансформаторы в однотактных усилителях

 

(Из статьи Dr. Тоm Hodgson'a „Single-ended Amplifiers, Feed back and Horn: some history". Ж. Sound Practices Spring 1994.)

Меня крепко заинтересовала статья J. Roberts'a в SP # 1 об одноактном (SE) усилителе WE91 на триоде 300В. Приведенные "за" и "против" SE в сравнении с двухтактным (РР) заставили меня пересмотреть собственные соображения, почему SE могут звучать лучше. Это касается работы выходной лампы на выходной трансформатор ( ОТ - output transformer) и величины результирующих искажений по напряжению. Причем в наихудшем случае - на самых низких частотах, когда индуктивное сопротивление ОТ минимально.

Я сам являюсь "ламповым чудаком", никогда не испытывавшим музыкального удовлетворения от транзисторного звука, по причине, мною еще не объясненной. Моя приверженность к SE основана прежде всего на том, что тандем выходная лампа + ОТ вероятно линейнее, чем в случае PP. Так как в однотактном усилителе через выходной трансформатор протекает несбалансированный (как в двухтактном) постоянный ток, то сердечник с пластинами из кремнистого железа должен иметь воздушный зазор, дабы избежать насыщения.

Действие вздушного зазора на петлю гистерезиса

На рис 1а, b приведены типичные формы петли гистерезиса для ОТ без зазора (а) и с воздушным зазором (Ь). Заметьте, что напряженность магнитного поля по оси Н в случае 1Ь в 10 раз больше. Железо в современных трансформаторах имеет максимальное значение магнитной индукции В (точка насыщения) около 18 килоГаусс, так что, если постоянный ток дает "смещение" железу в 8-10 кило-Гаусс, а музыкальный сигнал будет качать эту точку с амплитудой +/- 3000 Гаусс, то очевидно, что SE с подмагничиванием должен быть более линейным. Все просто, вроде бы. Однако, рассмотрим глубже вопрос конструирования ОТ для однотактного включения.

Во время второй мировой войны я находился в Англии и затем взрослел одновременно с "золотым веком" Британской ламповой звукотехники. А сейчас вот кинулся на поиски страниц журнала Wireless World (WW - по-русски "Радио Мир" - Ред.), начавшем свою деятельность в 1920 году Поначалу это были еженедельные публикации, но в войну журнал выходил ежемесячно. Теперь вот мною овладело желание отыскать следы истории SE и РР, а также применение обратной связи в них и выяснить хронологию всего этого.

Первая статья датирована 11 мая 1934 г, и касалась двухтактного усилителя мощностью 4 Вт на триодах РХ4. Автор W.I.Cocking назвал ее "Проектирование аппаратуры без искажений". РХ4 -триод фирмы Marconi отдавал в SE 2,5 Вт и стоил 4 фунта (по тем временам это треть недельной зарплаты). Более мощный триод DA60 (Osram) стоил 20 фунтов и отдавал в SE 12 Вт. Я был приятно удивлен тем фактом, что масса статей в WW была посвящена радиоприемникам с однотактным выходным каскадом. Среди них было несколько по намотке трансформатора, но нигде не упоминалось о применении воздушного зазора. Правда, M.G. Scroggie из ф. Mullard в номере от 1 июня за 1932 г. давал метод графического расчета дросселя, основанный на теории Наппа от 1927 г. Все-таки я напал на жилу: номера за 22 и 29 июня, 6 и 13 июля за 39 год имели серию статей с названием "Искажения в магнитопроводах выходных трансформаторов", автором их был д-р N. Partridge. Данная статья и ее более академическая версия в трудах Британского института радиоинженеров (Britis-Inst. of Radio Engineers) за 1942 г были отмечены в библиографии "Справочника радиоконструктора" Radiotrone/RCA 4-ю издания (Этот классический справочник вообще заслуживает перевода на русский и упоминается во многих статьях, посвященных лампам и их работе в любых режимах - Ред.). Я откопал также, что работы Partridg'a появились в текстах с наиболее полным освещением данного вопроса, к примеру, "Конструирование радиоресиверов" Sturley (это единственный, известный мне источник по расчету выходных трансформаторов для SE) или "Трансформаторы для электронных схем" Grossner'a. Последний достаточно доступен.

Упрощенная модель трансформатора

Для определения искажений в трансформаторе Partridge применил и теоретический анализ и данные экспериментов. Выходная лампа может быть представлена как источник переменного напряжения Е с внутренним сопротивлением RP нагруженный на индуктивность первичной обмотки LP . Ток через лампу I, активное сопротивление обмотки RDC включено последовательно с RP . Когда ко вторичной обмотке подключена нагрузка RL, то пересчитанная в первичку как R0=n2RL, она подключается параллельно индуктивности. Рис.2. Перед тем, как станет очевидно, почему эта цепь содержит искажения по напряжению, необходимо более детально взглянуть на петлю гистерезиса в координатах ВН. При подаче синусоидального напряжения на катушку наблюдается следующая картина петли гистерезиса. Рис.3.

Кривая петли гистерезиса для сердечника выходного трансформатора

Напряжение от источника вызывает ток через RL и нагрузку с импедансом Z. В этом случае магнитный поток определен как Ф=(магнитная индукция В)х(сечение железа А), где B находится на кривой ВН при данной напряженности магнитного поля H=0,4NI/l ( где l - длина магнитного потока по железу, а N -число витков первичной обмотки. Уравнение с несложной математикой следует решать относительно Н или ампер-витков NI, но не относительно В, находимой из графика. Напряжение на ненагруженной вторичной обмотке пропорционально скорости изменения магнитного потока Ф,. Заметьте, однако, что В=Ф/А является очень нелинейной функцией от Н (что очевидно из графика ВН, Рис.3.). Железо влетает в насыщение в точке BMAX когда, как не увеличивай ток, поток им вызванный и индукция, не растут. И тут же есть пара значений В при данном токе I или Н, разных по величине в зависимости от того, вверх пошла синусоида приложенного напряжения или вниз. Если при подмагничивании постоянным током дать еще небольшое переменное возбуждение, то процесс изменения магнитной индукции пойдет по частному циклу. См снова Рис.3 с малой петлей в правой верхней четверти.

Как же исторически справлялись ученые с очень непростой задачей определения В. Даже великий акустик лорд Релей (Reyleigh) обратил внимание на проблему в 1886 г.* Он аппроксимировал петлю двумя перевернутыми параболами, обозначив ход кривой штрихом. Так что для простоты, если мы через начало координат проведем наклонную прямую, то получим квазилинейные магнитные характеристики. Соотношение между В и Н записывается как В = mН,
    где (m - принято называть проницаемостью магнитного материала. Для случая очень медленного изменения тока m = const, является наклонной линией В/Н (вплоть до насыщения, где наклон резко меняет угол). Это квазилинейное поведение магнитного материала дает начальную (основную) петлю гистерезиса. Действительно, из Рис.З. видно, как наклон ее зависит от I, и от Н и В.

Я задержал внимание на формуле определения индуктивности LP . Она может быть записана как L=0,4pNI или L=0,4(pN2AmIL)108 (в системе СГС), но заметьте, что здесь нелинейность не очевидна. А каким принять значение m, чтобы вычислить LP ? В отсутствие подмагничивания постоянным током m может быть равна 2000 в сравнении с m=1 для воздуха. Если мы "введем" этот воздух, т.е. воздушный зазор, то становится понятно, почему петля на Рис.1b резко наклонилась вправо. В присутствие зазора "магнитное сопротивление" потоку, пересекающему этот барьер, стало велико, и чтобы перепрыгнуть его, требуется большая (намагничивающая) сила, созданная током подмагничивания.

(Порочный круг - изначально, имея подмагничивание постоянным током, мы вводим зазор. А при введении его вынуждены увеличивать ток, чтобы оставить прежним Ф. И опять растет Н, что ведет к росту магнитного сопротивления и тормозит пропорциональный рост В. И так в плоть до насыщения. Где остановиться? - Ред.).

В свете сказанного выше стало понятным элегантное описание Partridg'eм искажений в выходном трансформаторе. Ток в цепи первички создает магнитный поток Ф, что в свою очередь на индуктивности LP (и во вторичке тоже) вызывает падение напряжения, зависящее от мгновенного значения I (или Н) и от подверженного изменениям m . Так что I искажается, B искажается, а с ними и напряжение во вторичной обмотке.Соответственно будет искажаться и напряжение на RP со знаком, противоположным напряжению на LP (т.е. при увеличении напряжения на RP напряжение на LP будет уменьшаться, и наоборот. Помним, что источник принят нами, как не имеющий искажений). Так как кривая ВН симметрична относительно оси Н, то продукты искажений h (harmonic distortion) от основной частоты f (frequency) будут нечетного порядка - 3, 5, 7 и т.д. Partridge измерял соотношение IH/If и называл его коэффициентом искажений тока, присущим определенному типу железа, в его случае с 3,5% содержанием кремния.**

Искажения тока в зависимости от амплитудных значений

На Рис.4 искажения отображены в зависимости от амплитудных значений Bpeak. Partridge называл эти искажения "внутренними", присущими данному ОТ, типу железа и индукции В. Он также показал, что эти измерения подтверждают теорию для нагруженного трансформатора, когда сопротивление RL пересчитывается в первичку (см Рис.2). Активная составляющая искажений по напряжению теперь будет падать на параллельном сопротивлении R'=RPIIR0. Его окончательный результат таков:

%иск.напряжения=( Ih/If )x( R'/XP )

Где XP является импедансом индуктивности первички на некоторой основной частоте (скажем f= 50 Гц) равным 2pfLP. В статьях за 1942 г. Partridge указал формулу более сложную и точную, но я привожу упрощенную из статей за 1939г.

Возьмем теперь обычный двухтактный (РР)усилитель, подобный тому, на котором Partridge демонстрировал свои результаты. Скажем на выходе стоят 2хКТ66 пентоды с внутренним сопротивлением каждого 25 кОм (подобные нашим 6ПЗС-Е). Тогда 2RP=50 кОм, а сопротивление между анодами примем равным R0=5 кОм, при этом пусть 2pfLP=20 кОм (f = 50 Гц). Тогда, при Bpeak=3000 Гаусс по Рис.4 определим, что искажения по току равны 14%, а по напряжению: (14%)х4,5 кОм / 20 кОм=3,2% в отсутствие обратной связи. Преимущество триодов перед пентодами вытекает непосредственно из формул Partridg'a. Скажем, применяются триоды WE300B с тем же трансформатором (для упрощенной ситуации). Триод имеет RP=700 Ом , тогда искажения по напряжению:

   ((14%)х2х700 Ом / 20 кОм) =1%

опять же без применения ОС! Я полагаю что это вычисление наиболее очевидно "голосует" за триодные каскады.

Искажения по напряжению

И вновь Partridge подтверждает это заключение с помощью измерений. Если RP=0 (например в виде мощного генератора с ничтожным выходным сопротивлением), то искажений по напряжению не возникает (См. Рис.5а). В реальном случае RP0 и искажения присутствуют (См. Рис. 5b).

Сейчас для меня представляет интерес 4-я часть из еженедельно выходивших статей в Wireless World. Partridge выступает за использование большого воздушного зазора в ОТ для двухтактников. Я рассчитал, что это порядка 5 мил (около 0,13 мм), кроме обычных 1-2 мил всегда неизбежных при сборке трансформатора с EI пластинами. По его мнению, такая процедура помогает бороться с увеличением наклона вправо петли гистерезиса (что дает уменьшение m), подобно однотактному включению, когда присутствует постоянный ток и резкое снижение первичной индуктивности. Проще посмотреть на это с точки зрения Н или ампер/витков на дюйм. Тогда напряженность магнитного поля, чтобы поддерживать неизменным магнитный поток, должна быть:

   Нобщx(1+а)=Нобщx1+Нвозд

где Нвозд равно численной величине В (магнитной индукции), т.к. m=1 для воздуха. Железо сердечника продолжает работать в тех же условиях, что и прежде, так что составляющая искажений по току IPH останется неизменной, такой же. Но при этом Нобщ, и соответственно If будет намного больше, скажем в 4-5 раз. Тогда отношение IH/If должно уменьшиться во столько же раз. Но, к прискорбию, как только петля испытала наклон (См. Рис.1b), так и эффективная проницаемость (дифференциальная Dm ) упала на ту же величину. Уменьшилось и значение 2pfLP=ZP а следовательно и отношение R0/XP ! Так что искажения по напряжению остались той же величины!!!

По моему Partridg'a просто преследовала затея с воздушным зазором, хотя он прекрасно отдавал себе отчет, что изменения величины зазора не вызывают изменений в искажениях по напряжению. Я назвал это Парадоксом Partridga и именно этот феномен заставил меня взяться за перо. Исследователь не считал полученный результат "глухим делом", полагая, что в этом случае мы получаем "изначально" более линейный трансформатор и об этом следует знать в начале проектирования. Остается лишь "настроить" для себя отношение R0/XP выбрав триоды и изготовив заведомо больший ОТ. Попутно нужно наложить ограничение по верхней частоте, так как больший по размерам (габаритам) сердечник имеет и большее значение индуктивности рассеяния LS. Как итог - трансформатор по Partridg'y для двухтактного усилителя должен иметь гораздо большую индуктивность по первичке до введения зазора, чем обычно требуется для глубоких НЧ в случае ОТ без зазора.

Сказанное выше справедливо и для однотактного выхода, где присутствует несбалансированный ток подмагничивания. Таким образом:

Применение выходного трансформатора одного сечения для SE, что и для РР, впрямую не ведет к уменьшению искажений по напряжению.

Существует дополнительная проблема, что теперь петля представляет собой частный цикл (См. Рис. 3), который "болтается" относительно точки с индукцией 8-10 килоГаусс. Наклон петли определяет значение дифференциальной проницаемости Dm для данного случая подмагничивания и в свою очередь зависит от ширины воздушного зазора. Так вот, проблема заключается в определении оптимального зазора, при котором индуктивность первички максимальна.

В конце концов по Partridg'y, при расчете хорошего тандема лампа-трансформатор (предпочтительно при большом сечении ОТ), следует добиваться низких искажений по току. Теперь то я знаю, что эти требования достаточно противоречивы. Так как проектирование ОТ - целое искусство то лучше оставить это дело профессионалам, например Майку ля Февру - Mike La Fevre, который терпеливо выслушал эту историю по ОТ. (Смотри его статью "Выбор трансформаторов питания" в этом номере). Особенно следует быть осторожным, применяя ленточный тороидальный сердечник. Петля гистерезиса ВН у него очень узкая, почти прямоугольная, подобная той, что на Рис.1а для беззазорного магнитопровода.

Пока вы не сбалансируете полностью токи по плечам в двухтактнике, петля ВН будет иметь сильный наклон и асимметрию относительно оси Н. В противном случае рискуете получить 30-40% искажений второго порядка на низких частотах, что сделает звук темным и мрачным по басу, одновременно верх будет притушенным и вялым.

Делая выводы по следам работ Partridg'a, мне хотелось иметь возможность обсудить их вместе с автором. Я благодарен Dr. G.A.V. Sowter'y (коллега д-ра Партриджа, ему к моменту написания статьи весной 1994 г. было 93 года - Ред.) за печальное открытие, что друг его пал жертвой ракетной бомбардировки Фау-1 в 1944 г.

(Продолжение следует)

От редактора.

Надо сказать, что мне несколько раз доводилось встречать имя д-ра Партриджа в статьях и схемах. В японском ж. MJ Stereotechnic обсуждались достоинства повышающих трансформаторов для МС звукоснимателей и в статье были изображены странной формы трансформаторы с надписью "Partridge". Стоили они огромных денег - 280.000 йен (на 1984 г.), обладали экстраординарными характеристиками и признавались лучшими из всех. Весила пара около 5 кг!

Еще раньше, в 1982 г. мне пришлось столкнуться с комбиком Hiwatt. последователем Marshall. Шикарная 100 Ваттная машина была в то время особо любима Питером Тауншендом (The Who), который таскал ее повсюду на гастроли. Тогда многие из его окружения недоумевали, считая его приверженность Hiwatt'y прямым вызовом знаменитому Marshall'y, мол парень это делает из вредности.

В Питере того времени этот усилитель, конечно, не был собственностью P.Townshend'a и "болел" отсутствием выходных ламп. Квартет тесловских EL-34 я поставил, но обратил внимание на исполинского вида выходной транс. Он был собран из пластин EI, причем узкие перемычки были собраны в пакет и установлены через прокладку Для двухтактного усилителя - странное дело. На трансформаторе имелась надпись "Partridge. Custom Made". Кто такой Partridge я понятия не имел, так как нигде в отечественной литературе его трудов не встречал. Остался лишь вопрос: была ли когда-нибудь у Dr. Partridg'a фирма, продолжавшая производить трансформаторы и после его смерти, либо кто-то давал имя железякам в память о "трансформаторном кудеснике". Кто ответит?

Rа

 

Вестник А.Р.А. №1

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Яркий представитель американского audioaндегрэунда (a.a.а. - русская аббревиатура собственного приготовления - Ред.) - Дж Моррисон (J.C. Morrison) строит Hi-End у себя на дому. Судя по всему, никакой это не Hi-End, а просто настоящий звук, чего и вам желаем.
    В молодые годы audio на радиостанциях и в кинотеатрах водилось всевозможное "усилительное зверье" Совершенно дикое. То, что в те времена считалось "произведением искусства"*1, по нынешним стандартам признается откровенным курьезом.
    До появления недорогих постоянных магнитов, исполинские послевоенные динамики с катушкой подмагничивания и с магнитами альнико (тоже очень не маленькими) могли гордиться эффективностью свыше 100 Дб при 1 Вт на м. Да и рупорные колонки не являлись особой экзотикой.
    Основной заботой создателей audio были не мощность ради громкости или heardroom*2, но линейность и малость искажений.
    Выходными лампами служили триоды, просто потому, что они работали лучше. Их низкое внутреннее сопротивление в совокупности с хорошей линейностью и коротким шлейфом продуктов искажений приводили к прекрасно звучавшим схемам. Мощность усилителя редко поднималась выше 5 Вт и ограничивалась лишь требованиями линейности. См. Рис.1.
    Общая ОС применялась редко, так как возникающая при этом амплитудная компрессия давала довольно сомнительный прирост качества, да и звук получался, по мнению создателей, несколько странным. Признаком великих триодных усилителей было хорошее демпфирование, гладкий, но при этом точный звук, несложность и высокая надежность акустики.
    Усилители не были слабым звеном в цепи воспроизведения, источники и громкоговорители приносили гораздо больше хлопот и требовали исследований. Конструирование и производство акустики являлось весьма затратным делом и хороший динамик стоил очень не дешево. Естественно, что колонки с высокой отдачей были привлекательнее и 600 мВт было достаточно для них, а уж триодный усилитель с 6-ю ваттами обладал более чем достаточным запасом мощности.
    Все это навело меня на мысль: а что сегодня применимо из всей этой "архаики"? Сработает ли сочетание выходных триодов и чувствительной акустики для современного audioфилa? Конструируя свой Tubesaurus Rex, я не ставил особой задачи повторить усилитель 40 - 50-х годов, но желал, чтобы старое сочеталось с новым, в надежде получить улучшение породы. Думая так, я внедрил некоторые современные "примочки", которые хорошо сказались на звуке.
    Одна из них - дифференциальный драйвер с непосредственной связью с входным каскадом.*3 (См. схему).. Версии такой схемы известны всем вокруг, но в коммерческом производстве применялись на удивление редко, возможно из-за требований к подбору ламп и тонкому процессу настройки. Зато взамен получим хорошо балансируемую, широкополосную схему. А если применить резисторы с небольшим сопротивлением в анодах - схема будет очень быстра в передаче скоростных атак сигнала.
    Непосредственная связь потребовала некоторых усилий и источник питания оказался в результате не слабым, но как раз здесь-то любители и смогут "оттянуться" со своими доработками и фантазией. Другой фокус заключался в оптимизации блока питания для схемы в классе А. Здесь я применил дроссель на входе фильтра и полипропиленовые конденсаторы. Это дало замечательный эффект на звук. Так что теперь я вряд ли вернусь к электролитам.
    Хочу предостеречь "свернутых" от применения мегаФарад в питании и следовать тому, что указано. Еще один урок, уясненный из "прошлого": сглаживающий фильтр является фильтром НЧ. Так что не наворачивайте лишних конденсаторов в LC цепи и по достижении пульсаций в 0,01% нет особого смысла наращивать емкость фильтра. Следует помнить, что усилитель работает в классе А. Максимальное рассеяние тепла на анодах ламп происходит в отсутствие сигнала, и так как усилитель двухтактный, то потребляемый ток от источника будет болтаться в пределах 10-20 mА от тока покоя. Солидный дроссель фильтра (10 Генри, 60 Ом) легко препятствует качаниям анодного напряжения при малых изменениях тока, а потому каких-либо дополнительных элементов в фильтре не требуется. Выпрямители - кенотроны 5V3 и 5V4 *4 с низкими внутренними сопротивлениями и достаточными анодными токами.
    Как видно из Рис. 2, рабочим режимом для ламп типа 2АЗ является Ua= 250 V, Ia = 60 mА при Uc=-45V. Допустимо применение анодного напряжения Ua =300 - 350V. Каскады драйвера требуют 400 - 450 V. При разработке схемы я исходил из этих напряжений, отрицательное напряжение нужно для подачи на хвост первого дифференциального каскада.
    Рекомендуемое сопротивление нагрузки между анодами выходных ламп при автоматическом смещении равно 5 кОм.
    Далее.....

 

Информация