Миф первый: качество CD лучше "аналога".
Наверное, некоторым читателям будет смешно и непонятно читать
данную статью об аналоговой звукозаписи на магнитную ленту в век стремительного
захвата нашего бытия цифровыми системами и носителями звука, однако это было бы
смешно, если бы не было так грустно. Производители цифровой звуковой аппаратуры
всеми силами пытаются изжить в нас любовь к старому аналоговому звучанию путём
замены его на суррогатный цифровой звук, а также выбить из меломанов лишние
денежки путём постоянного якобы "совершенствования" и смены цифровых форматов
звукозаписи, которые на самом деле являются топтанием на месте - переиграть
хороший аналоговый тракт не удалось ещё ни одной цифровой системе. Я лично
занимаюсь усовершенствованием цифровых систем воспроизведения (внешних
ЦА-конвертеров и стационарных проигрывателей компакт-дисков) с 1993 года, но ни
от одной цифровой системы (даже очень дорогой) не слышал того проникновенного и
эмоционального звучания, свойственного хорошему аналоговому тракту.
Конечно, чтобы почувствовать разницу в звучании аналогового и
цифровых трактов нужно иметь достаточно высококлассную аналоговую аппаратуру. Ни
о каких переносных кассетниках и пластмассовых "проигрывателях" винила с кривыми
иголками, "убивающими" пластинки, которыми пичкали нас "братья" из Китая не
может быть и речи. Я бы сказал, что этими изделиями они дискредитировали и
практически уничтожили представление о нормальной аппаратуре аналоговой
записи-воспроизведения у молодого поколения, выросшего на компьютерах и
CD-ROM'ах, призванных хранить информацию, но не воспроизводить музыку, что
хитрый производитель заставил их делать "по совместительству".
Наше поколение (тем кому от 30) прекрасно помнит могучие
бобинники и прекрасные стационарные кассетники. В то время одно лишь слово "Nakamichi"
или "AKAI" приводило в трепет меломанов и сочувствующих, а упоминание "Tandberg"
просто заставляло упасть ниц :))). Отсюда вновь возникший интерес к аналоговым
носилям звуковой информации: магнитной ленте и виниловым пластинкам, а также
устройствам для их воспроизведения - магнитофонам и проигрывателям. Но легенды
легендами, а что же всё таки заставляет нас искать и потом с упоением слушать
Vintage технику? А вот что: недостижимые для "цифры" возможности аналогового
оборудования донести до нас эмоциональные переживания музыкантов в момент сессии
записи, саму атмосферу "живых" концертов, пространство и объём зала. Недаром
история хранит такие факты: многие музыканты, впервые "записавшиеся" на
компакт-диски были жестоко разочарованы в качестве и разнице звучания "цифры" и
студийной аналоговой мастер-ленты, которая являлась исходным материалом для
производства компактов. Конечно, с того времени много воды утекло и "цифра"
сделала огромный шаг вперёд, но всё таки, всё таки...
Миф второй: полоса частот CD шире "аналога".
Отойдём от субъективизма и рассмотрим вопрос с формальной
точки зрения: разница в звучании связана с тем, что цифровой аудиосигнал по сути
своей является дискретной функцией, причём жёстко уложенной в тиски математики
(теорема Котельникова), т.е. для определённой частоты дискретизации существует
формула: Fвер. = 1/2 Fдискр, где Fвер. является верхней теоретически
записываемой частотой. По русски говоря, цифровой стандарт укладывает нас при 16
битах (реально 13-15 бит, а в CD-ROM'ах - 10-12бит) и частоте дискретизации
44.1кГц (наиболее распространённый бытовой формат) в полосу до 20кГц (что в
принципе маловато для полной звуковой картины - подтверждено многочисленными
психоакустическими экспериментами) и чем выше частота звукового сигнала, тем
меньше отсчётов приходится на неё, говоря другими словами, точность
восстановления звукового сигнала с ростом частоты падает-отсюда ярко выраженное
жёсткое и утомительное звучание цифровых "верхов". Чтобы улучшить точность,
применяется дополнительная передискретизация сигнала, которая вносит свои
специфические искажения, неприятно влияющие на слух.
А что же аналог? Аналоговый сигнал представляет собой
непрерывный сигнал во времени - именно так он и записывается, и воспроизводится.
Конечно, аналоговым аппаратам свойственны свои искажения сигнала (идеала нет и
не будет), но эти искажения совершенно другого свойства и не так болезненно
воспринимаются ухом. Хороший бобинник записывает и воспроизводит частоту до
25-28кГц, а хорошие "виниловые" головки имеют полосу вплоть до 50кГц - столько,
конечно, не надо, но всё таки - факт остаётся фактом.
Миф третий: долговечность CD выше "аналога".
Одним из главных преимуществ CD производители указывают
простоту использования и долговечность этого носителя. Если с первым сложно
спорить, то второе явно наврано. В зависимости от фирмы-изготовителя (а
конкретно - чистоты производства) срок службы компакт дисков составляет 20-25лет
до момента окисления алюминиевой подложки, запрессованной внутрь. Срок службы
перезаписываемых болванок и того меньше. Опять таки,на время службы влияют
температура и влажность - наверно многие видели, что становится с компактом,
случайно забытым на солнце или перегретым внутри какого-либо китайского
авторесивера "Pioneer".
Теперь об аналоговых носителях - мои друзья и я имеем для коллекции
шеллачные пластинки производства начала века. Например, у меня есть пластинки
выпуска аж 1912 года-так вот хотите верьте, хотите нет - они даже не
покороблены. Да что так далеко ходить, многие имеют "винил" выпуска 50-ых годов,
с которым за полвека абсолютно ничего не произошло, естественно, если он не
выкладывался на солнышко и их не царапали металлическими предметами :).
А студийные мастер-ленты, которые при должном хранении до сих пор
используются при производстве матриц для компакт дисков - за 30-40 лет они не
потеряли своего качества. Опять таки, могу развенчать ещё один из мифов
ухудшения качества магнитных лент после нескольких проигрываний - этот миф
навеян отвратительным качеством выпускавшихся советских лент "Свема" и "Тасма" -
они и без установки на магнитофон осыпались, а после прогона создавалось такое
ощущение, что магнитофон вываляли в грязи :))). Поэтому советую применять ленты
фирм "Ampex", "Basf", "Agfa", которые выпускаются и по сей день для студийных
целей, конечно, не в таком массовом количестве как раньше. Также, при применении
импортных лент Вы будете избавлены от "дурной" привычки менять головки на
аппарате раз в полгода - они совершенно не абразивны и обладают отличным
качеством полировки, поэтому изнашивают головки очень слабо, в отличие от
отечественных "наждачных бумаг" :)). Для примера, последним своим полностью
переделанным "Олимпом-005" я пользуюсь уже 4 года, так вот "головы" там ещё
стоят родные - пользуюсь только лентой "Ampex". Конечно, это дорогое
удовольствие, но поверьте - оно стоит того. Вы будете избавлены от постоянной
чистки ЛПМ, изводя на это литры спирта; выпадения сигнала при перезаписи
перестанут Вас мучать и в ярости прерывать процесс записи для повтора,
перестанет домогать неровная намотка на катушки вследствие косо нарезанной ленты
и т.д. Единственной достойной лентой на данный момент осталась профессиональная
"Свема" тип А4620-6Р, 3 км которой мне попалось по случаю. Единственное
неудобство - она продаётся в размотке 1000 метров на бобышке и её нужно
перематывать на пустые катушки, которые сейчас довольно сложно найти. Кстати, о
катушках. Советские пластмассовые катушки подвержены короблению и лента при
сходе с неё задевает её краями, что негативно сказывается на сроке службы ленты,
поэтому рекомендую использовать катушки либо "Славич" (из жёсткой пластмассы),
либо импортные металлические (что я и делаю). Единственное но при использовании
металлических катушек, необходимость иметь NAB-адаптеры - к сожалению, довольно
редкая вещь.
|