ЧАСТЬ 1
Sound Practices Sp. 1994 Giro Marzio & Cristiano Jelasi
Отличительной чертой этого усилителя с технической точки зрения является использование непосредственных
связей между каскадами, т.е. без использовния трансформаторов или конденсаторов. Схема разработана
на основе классической разработки Лофтина и Уайта, впервые представленной в американском журнале Radio
News еще в 1929 г. Статья вызвала широкий резонанс не только из-за технических характеристик усилителя,
исключительно высоких по меркам того времени, но и благодаря крайней простоте схемы.
Оригинальный усилитель L-W имел частотный диапазон 50 Гц -10000 Гц по уровню -0,5 дБ без использования
обратной связи - нововведения, примененного впервые всего годом ранее. Успех этого усилителя, кроме
того, был обязан и приличной выходной мощности в 3 Вт. Подобная схема быстро завоевала популярность
у любителей, а также была замечена производителями, которые стали изготавливать, как законченные конструкции,
так и наборы "собери сам" (kit).
В первоначальном варианте схемы L-W использовался тетрод 224 (предшественник 24-ой) во входном каскаде,
и триод 250 (предшественник 50-й) - в выходном, при этом общее усиление достигало 50 дБ. Наша конструкция
основана на триодных каскадах и обеспечит подходящую величину усиления для большинства стандартных источников.
Мы понимаем, что построение усилителя на основе схемотехники 60-ти летней давности многим из вас может
показаться странным, но это схема и по сей день обеспечивает непревзойденное качество воспроизведения
музыки. Популярность схемы L-W очень велика среди японских аудиофилов и конструкторов и даже во Франции
аудиофилы-безальтернативщики, весьма высоко ценят такие усилители за их музыкальность. По данным Jean
Hiraga одного из европейских адептов этого типа усилителей, примерно 30% самодельных конструкций японцев
в 70-80-ых годах были основаны на схемотех-нике L-W.
НАШ "L-W"
Монофонический вариант этого усилителя длительное время работал в домашнем комплекте аппаратуры одного
из авторов. Он был собран для того, чтобы слушать музыку, а не для представления другим конструкторам,
как законченное устройство. Наш усилитель имеет ряд специфических черт. Он сконструирован таким образом,
что может работать с лампами различных типов при минимальных изменениях в схеме. Это требует специальной
намотки анодного и накального трансформаторов. В большинстве же случаев усилитель проектируется под
определенный тип ламп. И далее его не беспокоят.
ВЫХОДНЫЕ ДАМПЫ
Существует ряд кандидатов для работы в выходном каскаде. Мы решили не использовать такие знаменитые
триоды как Mullard РХ4, Telefunken RE/604, Mazda РРЗ/ 250, Western Electric 275A и т.д., имеющие весьма
высокие звуковые качества, но которые сложно найти.
Есть значительное число более доступных ламп, как то: 2АЗ, 6АЗ, 6B4G (различаются между собой только
напряжениями накала и цоколями), VT52, 300В, 842, 10, 10Y, 801А (последние три - различные варианты одной лампы),
45 и 50. Первые пять из этого списка отличаются низким внутренним сопротивлением (700-800 Ом) и
хорошо работают при сопротивлении анодной нагрузки 2,5 кОм. Остальные требуют более высокого сопротивления
нагрузки.
В целом конструкция выходного трансформатора тем проще, чем ниже его сопротивление по первичной обмотке.
Иными словами, при одинаковом качестве трансформаторов, цена их ниже при меньшем сопротивлении по первичке
(даже у трансформаторов от одного изготовителя). Принимая это во внимание, мы решили остановиться на
лампах с малым внутренним сопротивлением.
Старые американские лампы 45 и 50 обеспечивают высокое качество звука, но их очень трудно найти.
Работа ламп китайского производства несколько хуже, но их легко достать, поскольку они производятся
до сих пор.
Итак, вот наши кандидаты
2A3: имеются два варианта -относительно редкий одно-анодный и более известный двуханод-ный. Последний,
по сути, представляет собой два запараллеленных триода в одном баллоне. Одноанодные 2АЗ выпускали Fivre
и Brimar. Эти лампы отличаются большой воздушностью, гармоничностью и детальностью звука. Средние и
высокие просто превосходны, а бас основателен и хорошо артикулирован. Это, действительно, один из самых
музыкальных триодов прямого накала.
Версия Fivre наиболее известна из двух вариантов одно-анодных 2АЗ. Она обладает сложной структурой
катода, состоящего из 12 параллельно соединенных нитей, которые закреплены на прямоугольной раме. Некоторые
считают, что прекрасным звучанием лампа обязана именно этой конструктивной особенности. Кстати, Telefunken
RE604 имеет такую же конструкцию катода и является единственным триодом, способным достичь высот одноанодных
2АЗ Fivre.
Многое из вышесказанного нельзя отнести к двуханодным версиям этой лампы: малейшая разность двух половинок,
составляющих лампу, намного ухудшит звук - бас менее основательный, проработка перспективы на высоких
слабее, детали не настолько сфокусированы. Короче, лампа чуть менее благозвучна.
Однако, и в этом случае, результаты будут много лучше тех, что можно получить, например, от КТ88,
6550 или EL34 в триодном включении (псевдотриоде). Двуханодные 2АЗ легкодоступны и по сей день производятся
в Китае. Звукового различия между старыми западными образцами и современными китайскими практически
не найдено. Номинальная выходная мощность составляет 3,5 Вт.
6АЗ - Идентична 2АЗ, за исключением напряжения накала в 6,3 В, вместо 2,5 В. Существуют одноанодные
варианты, как стрые американские, так и современные российские.
6B4G - Идентична 6АЗ во всем, кроме октального цоколя, вместо 4-х штырькового Х4. Существует только
в двуханодном варианте и до сих пор производится в Китае.
300В - Самый известный из триодов прямого накала. Славой своей обязан высочайшей музыкальности
(производства Western Electric), которая характеризуется полнокровным, мощным, но в то же время детальным
и аналитичным звуком обеспечивает драматическое воспроизведение тембра и окраски инструментов, чуть
ли не на уровне одноанодных 2АЗ Fivre. При этом 300В превосходит их по мощности, артикуляции и упругости
нижних частот. Но, несмотря на превосходные звуковые качества, высокая цена (пара - около 1600000 ит. лир)
заставляет присматриваться к другим вариантам. Собственно WE давно прекратил выпуск электронных ламп.
Версия 300В фирмы Cetron, обладая основными звуковыми особенностями WE 300B, проигрывает им в богатстве
звука, гармонии и панораме. Они весьма прилично звучат, хотя цена меньшая на 40%, чем у "родной' WE,
все равно остается высока.
Китайская 300В немного "слабее" Cetron'овских и цена их более приемлема. Увы, их качество лишь слегка
превосходит качество двуханодных 2АЗ. С нашей точки зрения, применение этих ламп оправдано только в тех
случаях, когда необходима выходная мощность около 10 Вт.
Номинальная выходная мощность 300В составляет 17 ВТ, однако WE рекомендовала их использование с мощностью
11-12 Вт (в соответствии с техническими данными WE 1459).
VT52 (45 Special) - заслужила превосходную репутацию за свою музыкальность. Очень похожа на 300В
по характеру звукоизвлечения и изящности, с которой она доносит детали и нюансы музыкальных событий.
Лишь солидность и артикуляция в басу чуть меньше. Увы, эту лампу сложно найти, ведь она не выпускалась
уже десятилетия, (прим.: VT52 -военная лампа и точного коммерческого аналога не имеет). Номинальная
мощность достигает 4,5 Вт.
ВХОДНЫЕ ЛАМПЫ
В отношении ламп входного каскада выбор несколько проще и, на практике, может быть сведен к небольшому
числу ламп:
1) группа 6DJ8; Е88СС/6922
2) группа 12АХ7 5751/Е83СС/7025
Мы получили хорошие результаты с лампами от Philips, Telefunken и Mullard, но хороши будут и другие
лампы подобного качества.
Если требуется значительное усиление, как, например, в случае работы усилителя непосредственно от CD
или предусилителя с малым выходным напряжением, имеет смысл попробовать применить лампу 5751
(m=70), а если усиления все равно не хватит, то Е83СС (m=100).
Все перечисленные входные лампы являются двойными триодами, соответственно, вы можете либо вообще
не использовать одну половину лампы, либо запараллелить обе секции. В последнем случае следует уменьшить
величину R4 на 10 - 20%.
Каждое из этих решений имеет свои достоинства и недостатки. Параллельная работа половинок лампы
уменьшает внутреннее сопротивление с последующим улучшением работы в нижнем диапазоне частот и уменьшением
чувствительности к нестабильному питанию. Однако, можно констатировать, что, чем больше различия половинок
лампы, тем хуже будет разрешение усилителя.
Если вы желаете использовать усилитель в широкополосной системе, запараллеливание секций входной
лампы будет интересным компромиссом, особенно совместно с двуханодной 2АЗ, которая представляет собой
два параллельно включенных триода. Используйте тщательно отобранные маломощные лампы с минимальным
различием секций. Окончательное решение лучше принимать в ходе прослушивания, - и оно останется за
вашим вкусом. С другой стороны, в случае, когда усилитель работает в высокочастотном звене многополосной
системы, использование только одной половины, дает лучшие результаты практически всегда.
Представленная нами схема оптимизирована под использование ламп 2АЗ (или аналогов), раскачиваемых
Е88СС. Можно применить и VT52, не забывая про различие в напряжении накала. Основная причина такого
выбора - относительная доступность 2АЗ. Для правильной работы ламп других типов нужно слегка изменить
параметры источников питания.
ВЫХОДНОЙ ТРАНСФОРМАТОР
Пожалуй это самый критичный элемент схемы. Качество разработки и сборки значат больше, чем точное
значение сопротивления по первичной обмотке. Мы использовали 1,5 кОм-трансформатор, но вполне возможно
поставить его с большим сопротивлением, вплоть до 3,5 кОм. Для усилителя такого уровня нужно отыскать
компонент, который будет под стать качеству аппарата.
Учитывая высокую цену и дефицитность лучших моделей трансформаторов Tango, Magne Quest, Partridge,
мы с радостью сообщаем, что хорошие выходные, анодные и макальные трансформаторы, подходящие для нашего
усилителя, производит Elettrica Brenta (Италия).
ПАССИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
При конструировании аппаратуры, способной достигнуть вершин музыкальности, качество пассивных элементов
становится важной составляющей успеха. В частности, это касается конденсаторов. Обратите внимание, что
в списке компонентов электролитические конденсаторы не рекомендуются даже для фильтра питания. Мы шунтируем
конденсаторы значительной емкости (за исключением С1, для которого этот момент непринципиален) слюдяными
(с обкладками из серебра) или бумагомасляными. Такое решение обычно используют радикально настроенные
экспериментаторы, знающие, насколько сильно эти элементы влияют на окончательный результат.
В качестве С2, СЗ, С4 мы взяли тефлоновые конденсаторы производства CSI. Их качество воистину "заоблачное",
равно как и их цена. Кроме того, их сложно найти. По правде говоря, разница между CSI и обычными лавсановыми
или бумажными конденсаторами совсем невелика, если зашунтировать их хорошими конденсаторами малой емкости.
Если на CSI вы заработаете бессонницу, просто используйте тефлоновые Signalcaps или все, что душе угодно.
Мы предлагаем в первом варианте вашего усилителя применить обычные углеродистые резисторы (их преимущество
безындуктивность и весьма хорошее звучание), а в качестве резисторов большой мощности - проволочные
на керамических каркасах. Многие экспериментаторы (правда не все) считают углеродистые резисторы более
музыкальными, чем металлофольговые. Проведите сами несколько тестов, чтобы определить свои предпочтения.
Если почувствуете необходимость, то можете приобрести специальные (и дорогие) резисторы, такие как Caddock,
Vishay или на основе танталовой фольги.
Если вы решите заменить входной резистор R1 аттенюатором, помните, что качество этого элемента окажет
решающее влияние на конечный результат. Избегайте применения резисторов на основе проводящих пленок
на этом участке. Значительно лучше будет применить переключатель на два направления для подключения
резистора требуемой величины. В этом случае на пути сигнала будет всего один резистор, два контакта
и один резистор, подключенный к "земле". Излишне говорить о том, что качество контактов должно быть
очень высоким. Учитывая, что набор высококачественных переключателей увеличит стоимость аппарата на
10-30%, мы предлагаем использовать их в случае крайней необходимости регулировки входного напряжения
усилителя.
Для расчета величин резисторов аттенюатора можно использовать следующие формулы:
RB=Rt10-A/20 Ra=Rt - RB
Ra - сопротивление резистора, включенного последовательно в цепь сетки лампы V1;
RB -сопротивление резистора утечки;
Rt - общее сопротивление аттенюатора;
А - желаемое ослабление (в дБ).
Дискуссия, подобная той, что касалась резисторов, возможна и в отношении кабелей. Для начала мы предлагаем
использовать хорошие OFC - проводники, желательно в тефлоновой изоляции для исключения случайных повреждений
жалом паяльника.
Если после прослушивания усилителя вам захочется заменить проводники внутренней разводки, то можете
использовать для нее экзотические кабели
из бескислородного серебра или других "хитрых" материалов. Мы использовали кабели для военно-космической
техники из бескислородной меди, покрытой серебром. Они стоят дешевле, чем "именитые* кабели из hi-fi-магазинов
и обеспечивают высокое качество звука.
Когда вы будете продумывать прокладку кабелей в усилителе не забывайте о возможности использования
всех трех пространственных измерений. В отличие от печатного монтажа, где используется только два.
Постарайтесь достигнуть правильного размещения кабелей с электрической точки зрения, а не с точки
зрения видимой эстетики - они не всегда совпадают. Не отдавайте предпочтение "косметическим" характеристикам
в ущерб достижению более важных электрических. Помните, что все земляные шины должны соединяться только
в одной точке - около самого входа во избежание фона переменного тока.
Часть [1] [2]
Источник: Вестник А.Р.А. №2
|