Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Все рассмотренные выше электронные лампы имеют катоды, разогреваемые током от внешнего источника. Однако существует большая группа ламп, наполненных газом, в которых ни один электрод не разогревается, а свободные элек­троны существуют и «работают». Такие лампы называют лампами с холодным катодом (или, иначе, лампами с холодным или тлеющим раз­рядом). Они обладают большой экономичностью.
    Какие же физические процессы происходят в газонаполненных приборах?
    Представим себе стеклянный баллон с двумя электродами, в котором создан обычный для ра­диоламп вакуум, а затем в него введено неболь­шое количество газа (аргон, неон, водород): Если к электродам присоединить источник тока, то при некоторой разности потенциалов между ними непроводящий газовый промежуток может резко изменить свои свойства и стать хорошим проводником: произойдет так называемый холод­ный электрический разряд. При этом газовый промежуток освещается характерным цветом (например, аргон — мертвенно-синим, неон — оранжево-красным и т. п.). Из-за этого светового эффекта, сопутствующего разряду, напряжение, при котором он начинается, называют потенциалом зажигания. Остановимся подробно на сущ­ности происходящих в газонаполненной лампе процессов.
    Атомы разреженного газа не имеют электри­ческого заряда, но если с орбиты атома будет каким-то образом удален один электрон (или несколько) или если атом приобретет дополнитель­ный электрон, то атом превратится в ион (в пер­вом случае — положительный, во втором — от­рицательный). В массе газа всегда имеется не­которое количество свободных электронов. Эти электроны при отсутствии электрического поля в баллоне движутся по хаотическим траекто­риям. Но если к электродам газонаполненной лампы приложить разность потенциалов, то свободные электроны, естественно, начнут дви­гаться по направлению к положительно заряжен­ному электроду — аноду. Встречая на своем пути атомы газа, эти электроны ударяются о них и меняют направление своего движения, хотя общий их поток и сохраняет направленность к аноду. Чем меньше напряжение, приложенное к электродам газонаполненной лампы, т. е. чем слабее электрическое поле в баллоне, тем труд­нее «пробираться» свободным электронам внутри массы газа. Разряда в газе, следовательно, нет.
    Но вот при увеличении напряжения энергия свободных электронов достигает такой вели­чины, что они при соударении с атомами газа будут выбивать с их орбит электроны и таким образом превращать атомы газа в положитель­ные ионы. Выбитые из атомов электроны также будут разгоняться электрическим полем и в свою очередь начнут выбивать из встречных атомов электроны. Такой процесс нарастает мгновенно, газ из-за наличия большого числа электронов становится хорошо проводящим: в баллоне проис­ходит вспышка, начинается тлеющий разряд. Этот разряд может далее существовать длитель­ное время, поддерживая сам себя. Происходит это по следующей причине.
    Положительные ионы, образовавшиеся при соударении атомов с электронами, движутся к отрицательному электроду-катоду и образуют вблизи него положительно заряженное ионное «облачко». Ионы этого «облачка» с большой си­лой притягиваются катодом и бомбардируют его, выбивая свободные электроны, а сами при ударе присоединяют электроны, имеющиеся в избытке на катоде, и превращаются в нейтральные атомы. Такой процесс при определенных условиях проис­ходит непрерывно, т. е. не происходит накопле­ния положительных ионов, а разряд поддержи­вается за счет выбиваемых вновь из катода элек­тронов. Интересно отметить, что тлеющий раз­ряд продолжается при падении напряжения между электродами, меньшем, чем потенциал зажигания. Другим важным свойством газонаполненной лампы с холодным катодом является способность пропускать при разряде ток раз­личной величины без изменения величины паде­ния напряжения на лампе.
    На рисунке графически показана зависимость тока, проходящего через лампы от напряжения на ее электродах. В области А Б процессы в лампе происходят так, как. описано выше. Если же через лампу пойдет ток, меньший IА, то лампа может погаснуть. Наоборот, увеличение тока свыше IБ означает увеличение эмиссии электро­нов с катода, причем после того, как эмиссия охватит всю площадь катода, ее увеличение будет возможно только за счет увеличения ско­рости бомбардировки ионами, т. е. потребуется повышение разности потенциалов на электро­дах. Увеличение энергии электронов, бомбарди­рующих катод, приводит к его разогреву и по­явлению термоэлектронной эмиссии с катода. Значит, резко увеличится число электронов в бал­лоне, а это приведет к лавинообразному переходу тлеющего разряда в дуговой, который может раз­рушить лампу. Поэтому рабочей областью лампы с холодным катодом является участок АБ.
    Поясним, почему лампа с холодным катодом светится. При ударе свободного электрона по атому может случиться, что энергии «бомбар­дира» не хватает для выбивания электрона с ор­биты атома. Но все-таки атому будет сообщено некоторое количество энергии, и это выразится в том, что электрон атома перейдет на другую орбиту. Такое «возбужденное» состояние атома является ненормальным и продолжается всего
    около 1 / 100 000 000 сек, после чего электрон вер­нется на свою орбиту, а излишек энергии вы­делится в виде света (газ светится). А так как в массе газа многие электроны не обладают достаточной энергией для ионизации атомов, но лишь могут их возбудить, то при «тлеющем» раз­ряде лампа с холодным катодом светится.
    Далее...

 
 

Обзор журнала Glass Audio за 1998 год


№ 1/98

Erno Borbely (Эрно Борбели) упорно пытается «поженить» полупроводники с вакуумными приборами. На этот раз в статье «Low Voltage Tube/MOSFET Line Amp» — Линейный гибридный усилитель с низковольтным питанием — представлена схема, по мнению автора, сочетающая звучание ламп с транзисторной мощью и низким выходным сопротивлением (50 Ом). Однако, если без иронии, она представляет собой определенный интерес.

Зачастую любителей экспериментировать сдерживает тот факт, что анодные напряжения очень высоки и получить их от стандартных источников питания, как правило предназначенных для транзисторной техники, невозможно. Когда же, по мнению многих, стрелка вольтметра заползает за смертельную отметку +250 V, то думается в этот момент все больше о вечном, чем о тонкостях звукоусиления. Зная это, Эрно разработал изящную схему, балансную по входу (дифференциальный усилитель позволяет это реализовать) и однотактную по выходу, использующую вполне транзисторное питание ±24 V. Полевые транзисторы по выходу (2SJ79 и 2SK216) имеют характеристики подобные ламповым, так что сохраняется определенная надежда, что звучание окажется тоже TUBE.

Признаться, так нам ни разу не приходилось оценивать совместное звучание ламп и транзисторов в одной схеме. Может быть кого-то эта схема подвигнет на разработку собственной, хотя бы и на отечественных элементах. Вместо ЕСС86/6GM8 подойдет наша 6Н27П. Смотри рис. 1.

Larry Lisle (Ларри Лайл) становится известен на страницах GA своими статьями о прямонакальных лампах с низким (<4 V) напряжением накала. Раньше он вывел, что практически забытые триоды и тетроды с питанием накала от батарей, ведут себя очень линейно и имеют широкий раскрыв анодных характеристик. На этот раз он предлагает простенькое устройство, с помощью которого можно наблюдать анодно-сеточную характеристику лампы. Количественная оценка, быть может, затруднительна (необходима градуировка по напряжениям и токам), но для качественного сравнения и отбора одинаковых половинок двойных триодов, такое устройство вполне пригодится. (Смотри рис. 2, 3, 4).

Andre Jute пожалуй впервые попробовал свое перо в GA, хотя известен как новеллист в мире High End. Плюс к тому, он возглавляет ирландскую фирму Real McCoy, которая производит кроме всего и ламповые усилители. Здесь же Андре делится опытом покупки лампового конструктора Miybe-VP-300BD, производимого японской компанией Triode Supply Japan. Пусть его описание не лишено налета рекламности, но оно показывает отношение к делу г-на Yamazaki. Много места уделено расчудесным конденсаторам и резисторам, качеству печатной платы и не обойден вниманием тот факт, что в упаковке нашелся малюсенький паяльник, непригодный для работы с массивными элементами и клеммами. И все-таки два момента могут привлечь взгляд российского hobby’ста: 1) дана пространственная (трехмерная) карта сборки и схема разводки проводов, 2) принципиальная схема с режимами в любой точке. На фотографиях в журнале приведена последовательность сборки автором статьи. В конце — импрессионистические высказывания Jute о звучании. Комментировать схему (см. рис. 5) нет особого смысла, кроме того, что на катоде 6SN7 (та половинка, что работает повторителем) аж 221 V, в то время как предельно допустимое напряжение между накалом и катодом для 6SN7/6Н8С не должно превышать 200 V в амплитуде (у лучших образцов для спецприменения). Конденсаторы фильтра 470 мкФ 400 V при выпрямленном +383 V, оказываются в опасной близости от своего предельного напряжения. Наши К50-27 (220 мкФ 450 V), в случае повторения кем-либо схемы, оказались бы предпочтительнее, хотя они не столь компактны.

Вообще же публикуемая статья полезна не столько для повторения схемы, сколько дает пример того, как серьезные kit’ы (конструкторы «собери сам») должны сопровождаться исчерпывающими данными и полезными советами. Как раз в это время питерская «Золотая Середина» усиленно работает над оформлением руководства по сборке ее kit’ов.

Рис.5 Один канал Miyabe-VP-300BD. Блок питания работающий на два канала.

№ 2/98

На обложке фото еще одного двухтактника с возможностью перевода выходных ламп 6550 в триод и UL (автор J. N. Still). При этом гарантируется 40 Вт триодной мощности и 60 Вт ультралинейной. Еще один PP усилитель и, поскольку всех их не переделать, то и приводить схему его не станем.

Зато, как всегда, интересны заметки Дона Дженкинса (D. Jenkins. Will the Real 300B Please Stand Up?). На этот раз он обмеряет столь популярные «трехсотки», ныне расплодившиеся без счету по свету, и чемпионские, во всех отношениях мощные триоды VV фирмы KR Enterprise (VV300B, VV302B, VV52B). Кроме показателей габаритов и веса, Jenkins приводит таблицы с электрическими статическими параметрами (табл. 1 и 2). На основании этого делается вполне резонный вывод: все лампы, несущие на баллоне знак 300В (естественно, кроме WE) не равноцены оригиналу. Ни по размерам, ни электрически они не взаимозаменяемы полностью. Автор предостерегает, что когда цена за пару доходит до $ 750, не вредно придирчиво поинтересоваться специфическими параметрами, прежде чем пытаться установить взамен старой новую «более качественную трехсотку».

В конце статьи приведены слабо аргументированные оправдания Риккардо Крона (Dr. Riccardo Kron — фактический хозяин ламп, вышедших первоначально под именем Vaice Valve, ныне Vacuum Valve) и представителя китайской фирмы China National Elеctronics/Valve Audio Connexion (знак на цоколе Valve Art). Суть их заявлений: «Конечно, Дон прав, может это и не «трехсотки» вовсе в сравнении с оригинальной Western Electric 300B, но они ни в коем случае не хуже». По справедливости, господа, так вы просто спекулируете на знаменитом имени 300В и готовы едва ли не любой лампе присвоить название, в котором бы присутствовали легендарные цифры и буква. — Ред.

Итальянский автор статьи «A PSpiced Preamp With THD Cancellation» Стефано Перуджини (Stefano Perugini) провел с RIAA корректором настоящую исследовательскую работу с тем, чтобы при низких анодных напряжениях (два аккумулятора по 12 V), схема имела бы полноценные параметры по искажениям, перегрузочной способности и выходному напряжению. Все цепи (включая корректирующую) просчитаны на компьютере, приводятся графики частотной и фазовой характеристик вплоть до 100 кГц (Рис. 6). Конструкция помещена вместе с батареями в деревянную коробочку; в статье приведен подробный чертеж установки деталей. Лампы, используемые для проекта, были E188CC-SQ/7308, очень похожие на Е88СС/6922, но все-таки имеющие незначительные отличия от известных у нас 6Н23П-ЕВ.

Интересно в схеме то, что здесь применена распределенная цепь коррекции (3180/318 мксек в начале и 75 мксек в конце). По утверждению автора, такое построение позволило добиться снижения и гармонических и интермодуляционных продуктов искажений. Они не превышают 1 % при нагрузке на выходе не менее 40 кОм, в этом перегрузочная способность равна 22 дБ по отношению 5 mVp-p = 1 кГц.

Кажется, что с появлением программ PSpice для расчета и анализа схем на лампах, сам факт творчества, сопряженный с пайкой, настройкой и итоговым прослушиванием, отошел на второй план. Теперь люди способны дотошно выявлять коэффициенты полиномов, описывающих поведение лампы. Не подлежит сомнению, что еще до наступления нового века, окажутся математически описаны все мыслимые лампы и кенотроны, когда достаточно будет запустить программу, чтобы знать о задуманной схеме все. Только вот машина бессильна сообщить нам, как будет звучать то, что она рассчитала, так что паять схемы все-таки придется, несмотря на всю привлекательность «звука» на экране компьютера. Любителям же виртуального сообщаем, что статья J-C Maillet’a «Algebraic Technique For Modeling Triodes» написана для них. Очевидно это полезный материал.

В отсутствие S. E. D. 300В саратовская лампа признана наиболее близкой к WE300B, по крайней мере по статическим параметрам.

№ 3/98

Номер очень интересен, начиная с обложки, где снят усилитель V. Taylor’a. Он убежден, что лампа R120 в его SE усилителе звучит лучше, чем 2А3, являясь триодом косвенного накала, да и стоит дешевле — всего $ 16. У него, как человека американского, есть возможность выбирать не только лампы, но и перебирать выходными трансформаторами. Из списка с Magnequest, Sowter, Audionote, SJS, UTC и других он выбрал знаменитый Parfridge TK7441, так что вполне можно доверять его слуху и его выбору лампы. Схема приведена ниже (рис. 7). Может кто-нибудь, как Taylor, возьмется доказать, что триоды с косвенным накалом тоже имеют право на жизнь, хотя у американцев в крови бросать вызов любому общепринятому мнению. Между прочим в названии статьи «An IHSET Amplifier» нам впервые попалась новая аббревиатура — IHSET, что означает Indirectly-Heated-Single-Ended-Triode. Интересно, тем кто использует в SE лампу 6С33С, приходило ли в голову такое дьявольское сокращение?

Опять Larry Lisle в статье «Try Battery Tubes» — Попробуйте лампы батарейного питания — дает небольшую ретроспективу по прямонакальным лампам с низким напряжением накала (1,4–2,0 вольта), видя в них реальную основу для построения хорошо звучащего тракта. Как знать, может быть кто-то из наших российских любителей сможет уже сейчас поделиться опытом использования 2Н1 (СО-243), 2П1 (СБ-244)?

Когда летом 98-го мы с А. Пугачевским готовили статью о Standby и Softstart (режим ожидания и плавный запуск), как раз пришел N№ 3/98 GA, где M. Kajdas выдал множество решений по этой теме. Как бы читатель не решил, что мы занимается плагиатом, но статья с нашими «секретами» плавного запуска и standby все-таки выйдет. Случится это скорей всего к выставке РХЭ’99. Так что публиковать отдельные куски из статьи своей и Kajdas’a сейчас преждевременно. Sorry!

Статьи Нормана Кроухерста интересны всегда. На этот раз Norman H. Crowhurst дает уроки применения ОС. Статья «Feedback — Head Cook and Bottle Washer!» направлена на то, чтобы понимание ОС не сводилось только к примитивному соединению «хвоста с головой» для достижения низких искажений и широкой полосы. Здесь подробно, насколько позволяет журнальная статья, разобран случай работы усилителя с ОС на реальную нагрузку/громкоговоритель и указано на возможные опасности, приводящие систему к генерации. Пора, пора собраться с духом и перевести все, что было опубликовано в GA под авторством N. H. Crowhurst’а! Тем, кто решил самостоятельно ознакомиться с трудами выдающегося ученого и практика, сообщаем, что репринт его книги «Audio Measurements» осуществлен издательством Old Colony Sound Lab. Цена ее $ 12,95 , каталожный номер #BKAA41.

Статья в GA N№ 3/98 явилась перепечаткой из журнала «Audio Engineering» Jan/1962.

 

Часть [1]  [2]


Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Сетевое оборудование Eurolan, Legrand, Efapel

Делаете ремонт ? Строите дачу ? Купили собаку ? Потек кран ? Ваш лучший помощник сайт Дом, интерьер на куличках

организация фуршетов

Квадраметр - Вся недвижимость Волгограда

Каталог интернет-магазинов Торгового Портала TradeLine.

 

Это интересно

Испанец Ignacio Vila’ вознамерившись в своем проигрывателе Linn заменить головку звукоснимателя, решил к тому же поменять и предусилитель. Тогда он распотрошил свой транзисторный Marantz 3300 и начинил его ламповыми схемами своей разработки. Основная его цель была в том, чтобы заставить каскад SRPP работать более эффективно, то есть с меньшим выходным сопротивлением и большей линейностью, чем это достижимо в SRPP. Новая схема получила название Beta-follower, очевидно по созвучию с μ-follower. «Бету» изображает транзистор, включенный между верхней лампой — повторителем и нижней — усилителем. Получается, что нижняя лампа нагружена на транзисторный источник тока. Характеристики такого каскада (рис. 8) впечатляют, особенно когда THD = 0,001 при 36 V RMS на выходе. Даже при том, что в цифры вкралась ошибка (лишний ноль или два), это все равно очень здорово. Автор просит не волноваться адептов «чисто ламповых схем» — мол, транзистор не «сидит в сигнале», а лишь представляет собой очень большое сопротивление. Здесь представлена схема только линейного усилителя. Вместо 6CG7 и ЕСС82 (пальчиковых) подойдет классическая октальная — 6H8C/6SN7.
    С получением на руки образцов новой улучшенной «трехсотки» Sovtek 300B, уже известный читателю Matt Kamna занялся формальным обмером всех 300В, собравшихся у него. Нечто похожее на шок вызвал не тот факт, что 300В Svetlana имела рекордные показатели, но то, что и «старая» и «новая» 300В Sovtek вели себя одинаково плохо в этой компании (см. таблицу 3). Когда же автор «посмотрел» российские лампы на характериографе, то разница между ними выглядела следующим образом (см. рис. 9 а, б). Мэт, как человек творческий и крутой инженер с многолетним стажем в Tektronix, решил проблему путем снижения напряжения накала у Sovtek 300B с 5 V (штатных) до 3 V. Только после этого ее анодные характеристики заметно «выпрямились» и стали хоть как-то похожи на стандартные. Даже в этом случае удалось выжать из нее не более 7,6 Вт, что в общем-то маловато против 12,6 Вт у SV300B. После этого автор на полном серьезе заявляет, что «трехсотка» из Саратова скорее близка 2АЗ с ее напряжением накала в 2,5 V. Возможно, что после 2000 часов работы, когда эмиссия подсядет, ее можно будет включить на 5 V по накалу, но это не совсем прямой путь траты ваших денег.
    По нашей скромной оценке статья L.Olson’a и M. Kamna в GA N№ 4/97 явилась лучшей статьей в этом журнале за прошлый год — Sound of the Machine: the Hidden Harmonics Behind THD — Звук машины: гармоники, стоящие за спиной цифр искажений. Если мы не соберемся опубликовать ее в N№ 6 «Вестника», так как статья довольно большая, то во всяком случае она появится в «Специальном выпуске» на выставке РХЭ’99 в Москве.
    Как всегда, Don Jenkins поражает педантизмом и основательностью подхода к измерениям характеристик ламп. На этот раз он путем прямых измерений и составлением математической модели проверяет лампы 6550С и 6L6GC Svetlana, а также VV52B — могучего прямонакального триода нового поколения, разработанного в 95-м А. Вайшем. Обмеру и подтверждению заявленных параметров подлежали основные — μ, S и Rp. Как известно, любой заявленный параметр обладает высокой степенью доверительности только при оговоренных условиях. Так 6L6GC RCA ( по их родному справочнику времен Отто Шада) имеет Rp = 33 кОм при Ua = 350V, Ug2 = 250 V, Ug = –18V.
    Для 6L6GC Svetlana этот параметр оказался равным 53,9 кОм, причем цифра уверенно повторялась. Затем были проделаны измерения с большей динамикой, когда сигнал по входу был не 0,125 V RMS, как в первом случае, а близким к реальному, вплоть до 10 V RMS и при начальных смещениях на сетке от –12,6 V до –21,6 V. Только в этих режимах лампа стала подтверждать заявленные показатели. Как всегда, чем ближе к предельной мощности на аноде лампы, тем предсказуемей ее поведение. Начиная от –14,4 V на сетке и меньше (ближе к нулю) наша Svetlana 6L6GC имела Rp равное классической RCA 6L6GC = 30 кОм! Причем наблюдалась тенденция к уменьшению при увеличении амплитуды на сетке.
    Та же операция была проведена с VV52. При высочайшей линейности анодных характеристик (заявленных), внешне убедительных на первый взгляд, выясняется, что этот триод изменяет собственное внутреннее сопротивление от 350 Ом до 510 Ом, зависящее от первоначально установленного смещения (на аноде было 450 V, диапазон смещений от –83 V до –103 V, при раскачке сетки 50 V RMS. Смотри рис. 10, 11).
    Что же все это означает и какие практические выводы следуют из этих измерительных игр? По заявлению автора в итоговой части статьи: «... при разработке устройств на лампах, разработчикам следовало бы не пренебрегать измерениями и математическим моделированием с применением коэффициентов высших порядков (хотя бы до 3-го включительно). Описанная технология позволяет с высокой степенью точности анализировать поведение ламп в любом диапазоне изменений. Особенно это касается многоэлектродных ламп (тетродов и пентодов), параметры которых не остаются постоянными даже в пределах малых изменений по смещению на первой и второй сетках».
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1