ЧАСТЬ 2
ПИТАНИЕ НАКАЛА ЛАМПЫ
Все вторичные обмотки дают напряжение переменного тока. Вторичка нашего накального трансформатора
позволяет получать множество различных напряжений с заземленной средней точкой. Некоторые конструкторы
питают цепь накала постоянным током, дабы избежать фона и для возможности стабилизации напряжения накала.
Мы не обнаружили, что стабилизация напряжения накала дает существенное звуковое преимущество (разве,
что в местностях, где напряжение электросети претерпевает частые и быстрые изменения), хоть и известна
большая чувствительность прямонакальных ламп к изменению тока накала по сравнению с лампами косвенного
накала. Какие-либо проблемы с фоном перед нами не вставали.
АНОДНОЕ ПИТАНИЕ
Примененное нами анодное питание обеспечивается одним трансформатором со вторичной обмоткой с отводами,
чтобы можно было установить требуемое питание для различных типов выходной лампы. Выпрямитель - двухполупериодный,
кенотронный.
Мы предпочитаем в качестве выпрямительного элемента газотрон с ртутным наполнением 83-го типа, хотя
никаких противопоказаний к использованию других типов выпрямительных элементов (GZ33, GZ34, GZ37, 5R4GY,
AZ50 и др.) не имеется. Звуковые качества усилителя будут чуть различными при применении различных выпрямителей.
"Идеальный" фильтр следует составить из двух секций р-фильтров, что позволяет довести уровень помех от
источника питания до исчезающе малого.
Элементы, обведенные пунктирной линией, - дополнительные, и даже без них вы можете получить прекрасные
звуковые свойства усилителя.
Мнения о звуковой пригодности GZ34 диаметрально противоположны. Известный журналист Jean Hiraga (редактор
La Nouvelle Revue du Sun и редактор L'Audiopfile) считает, что присутствие этого кенотрона делает звук
грубым и не очень детальным. Наоборот, авторитетный Joe Roberts считает эту лампу, в частности версию
Mullard, обладающей достойным звучанием. Честно признаться, мы не горим особым энтузиазмом в отношении
GZ34 и считаем, что все другие перечисленные лампы и их аналоги бесспорно лучше. В любом случае, последнее
решающее слово должно принадлежать вашему слуху, если вам удастся произвести сравнение.
И, наконец, улучшить результаты может применение раздельных выпрямителей и фильтров для каждого каскада:
такое решение позволяет сильно сократить паразитные межкаскадные связи через источник питания. В настоящее
время у одного из нас именно так и сделано. Здесь мы не приводим схему с двойным источником питания,
но можем сделать это в дальнейших статьях, если читатель проявит интерес. Увы, но с таким источником
питания габариты усилителя возрастут.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРЕВ НАКАЛА
В усилителях с непосредственными связями, напряжения на электродах ламп взаимозависимы и, следовательно,
на время прогрева нитей накала смещение выходной лампы не будет соответствовать номинальному. Как следствие,
мы получим значительный бросок тока через
выходные лампы. Очевидно, что такое жестокое обращение с ними сокращает их срок службы. Во избежание
этой проблемы, необходимо задержать включение анодного напряжения на время полного прогрева катодов
ламп. Учитывая, что мы используем раздельные анодные и накальные трансформаторы, очевидным решением проблемы
будет применение двух раздельных выключателей в цепях сетевых обмоток питающих трансформаторов.
Накальный трансформатор включают первым, а через 30 -40 секунд вслед за ним анодный. Другое решение
- это применение схемы задержки, рекомендуемое, в частности, для "особо безмозглых", а также тех, у
кого дома маленькие дети или излишне любопытные родственники (См. "Дельные вещи" - Ред.).
АДАПТАЦИЯ СХЕМЫ К РАЗЛИЧНЫМ КОМБИНАЦИЯМ ЛАМП
Указанные на схеме номиналы элементов соответствуют случаю применения ламп 2АЗ или VT52 в паре с
Е88СС/6922. При использовании Е83СС или 5751 во входном каскаде номиналы резисторов R5 и R6 следует
увеличить вдвое. Требования к анодному напряжению также различны для различных пар ламп. Не рекомендуется
увеличивать напряжение анод-катод выходной лампы выше 300V для 2АЗ или 6В46 и 330V для VT52.
Хотя справочные данные 2АЗ определяют анодное напряжение не выше 250V в однотактном усилителе и
300V в двухтактном, многие любители в однотактных схемах работают с 300 V на аноде без каких-либо
проблем и без сокращения срока службы ламп.
Максимальная мощность рассеяния на аноде составляет 15 Вт для 2АЗ, 6АЗ и 6В46, 18 Вт для VT52 фирмы
Hytron и 15 Вт для VT52 фирмы WE и Sylvania. Напоминаем, что для определения мощности на аноде нужно
перемножить анодный ток и анодное напряжение, т.е. разность потенциалов между анодом и катодом. Не
пытайтесь хитрить с этими величинами: их превышение над максимальными заметно сократит жизнь лампам.
СИСТЕМНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
С этим усилителем следует использовать источник сигнала и предусилитель действительно высокого качества.
Учитывая его исключительную прозрачность, усилитель проявляет индивидуальные звуковые особенности всех
компонентов цепи сигнала. Очевидно, что это утверждение верно и для записей: мы сами открыли для себя
заново несколько записей, чье высокое качество прежде не было реализовано.
Что касается громкоговорителей, то хорошо было бы применить высокочувствительные модели, в особенности,
если вы пользуетесь широкополосной системой. В многополосной усилительной системе вопрос о неискаженной
выходной мощности стоит менее остро. Симбиоз такого усилителя с рупорной акустикой просто замечателен.
Окраска звука в среднем диапазоне, вносимая акустикой типа Klipschorn или Altec "Voice of the Theatre",
снижается до вполне приемлемого уровня. Системы тембрально ровные во всем диапазоне, приобретают необычайную
прозрачность, музыкальность и реалистичность.
K ВОПРОСУ О ПРОСЛУШИВАНИИ
Мы хорошо осознали, что мнение о звучании аппарата, написанное автором проекта, может обладать долей
субъективизма, поэтому мы постарались быть беспристрастными, такими же, как и при прослушивании усилителей
других конструкторов. Кроме того, наше длительное общение с этими усилителями позволяет считать, что
мы знаем их особенности.
Первый вариант, который мы слушали, работал с двуханодной 2АЗ на выходе. Затем мы сравнили его с одноанодной
2АЗ. Усилители работали в однополосной системе совместно с самодельными громкоговорителями на основе
компонентов JBL (чувствительность 95 дБ/Вт/1м, АЧХ линейна вплоть до 25 Гц (-3 дБ)). Впечатления от
прослушивания приводим отдельно для каждого автора.
Giro
Вариант с двуханодной 2АЗ
Середина воздушна и естественна, с хорошей передачей эффекта присутствия и отличной музыкальностью.
Очень хорошая подача голоса, без какого-либо внутреннего напряжения и грубости. Высокие приятны и
существенны, но не чрезмерно детальны. Бас основателен и хорошо артикулирован, но иногда хочется несколько
большей контролируемости. Динамика и микроструктура превосходны, даже на небольшой громкости. Можно
получить достаточную громкость, даже несмотря на небольшую выходную мощность. Малые составы передаются
с хорошей детальностью и звуковым образом, хотя есть некоторые трудности в распознавании отдельных
инструментов больших оркестров, в особенности на динамичных пассажах.
Музыкальность, гармоничность на уровне выше среднего. В системе bi-amping (двухполосной) при работе
усилителя в СЧ-ВЧ звене, результат несколько лучше. Когда от усилителя не требуют воспроизведения полного
звукового диапазона, он доносит музыкальность и естественность игры большого оркестра и с легкостью
прорисовывает самые драматические нюансы музыкальной ткани.
Вариант с одноанодной 2АЗ
Ощущение, будто подняли занавес - и звуковая сцена, уже до того чистая и высокого качества, дополняется
деталями и цветами, которые сначала были недоступны восприятию. Хорошая фокусировка образов, инструменты
имеют превосходно проработанные контрасты и прямо-таки осязаемы. Середина и верх сверкающе-прозрачны,
а подача низов основательна и чувствительна.
Возможно, бас не настолько контролируем и очерчен, как в вашем лучшем "твердотельном"
усилителе, но этот аппарат предлагает артикуляцию, богатство тембра и исключительную естественность,
практически не уступающие легендарному звучанию ламп 300В, 845 или 211 на низких частотах.
Перкуссии и переходы отличной верности и естественности. Музыканты живые и присутствуют на сцене;
можно чувствовать их дыхание и движения. Динамика и микроструктура на небывалой высоте, а субъективное
восприятие громкости несколько превосходит таковой для лампы с двумя секциями.
Большой оркестр передается естественно, с замечательной интроспективой и отличной пространственной
перспективой чувствуются не только инструменты на ясной и широкой сцене за акустикой, но и расстояние
между инструментами. Единственный недостаток - не всегда хватает мощности для гарантированного реального
уровня громкости при воспроизведении наиболее мощных органных аккордов. Однако, это не проблема при
использовании высокочувствительной акустики типа Klips-chorn.
В системе bi-amping все улучшается, с легкостью решаются проблемы с выходной мощностью и небольшими
потерями основательности в нижнем диапазоне. В результате получается подлинный реализм воспроизведения
и истинное наслаждение от прослушивания.
Cristiano
В этом усилителе меня потрясла в первую очередь его музыкальность. Многие часы прослушивания различных
жанров ни на йоту не утомляют вас. Стереокартина очень точна, а одноанодные 2АЗ существенно расширяют
сцену за громкоговорителями, восстанавливая естественные глубину и ширину образов. С этой точки зрения
двуханодные 2АЗ чуточку хуже.
Способности к передаче пространства очень высоки. Я обнаружил, что на некоторых практически "не слышимых"
записях можно определить, что музыканты живы, в частности, дышат; пианист время от времени нажимает педали;
контрабасист осторожно перемещает подушечки пальцев по струнам. Невозможно описать словами все испытанные
чувства. Не единожды, слушая музыку с закрытыми глазами, затем открывая их, я удивлялся тому, что нахожусь
не перед оркестром, а перед стереосистемой. Этого никогда не случалось при прослушивании музыки через
другие усилители, в том числе и известные, например, Audio Research Classic 60. Наверное, это самое
главное достоинство прямонакальных одноанодных триодов - способность заставить вас забыть о том, что
вы слушаете всего лишь запись. Короче, это исполнение мечты каждого истинного аудиофила.
Лишь один отрицательный момент: с той исключительной точностью, с которой усилитель Лофтина-Уайта передает
сигнал, он также беспристрастно выявляет любые дефекты в остальных звеньях тракта. С другой стороны,
он весьма критичен к типу акустики и ее чувствительности.
ВЫВОДЫ
В конце такого длинного рассказа мы можем подытожить наши впечатления словами глубокого удовлетворения.
Эти усилители не только позволяют получить превосходную музыкальность, но и просты в изготовлении.
Они ответят и на другие вопросы, касающиеся современного возрождения триодных усилителей, в частности
об их способности выявить достоинства высокочувствительной акустики.
Если приглядеться повнимательнее, то можно обнаружить, что высокочувствительные АС распространены гораздо
шире, чем можно понять из современных аудио-журналов. Увы, сегодня на рынке имеется лишь несколько
моделей таких АС. Однако, многие любители используют самодельные конструкции или старые модели акустики
с маломощными ламповыми усилителями.
Игнорируйте моду, диктуемую массовым производством. Для достижения настоящего наслаждения от музыки
нет ничего лучше, чем изготовить пару триодных моноблоков и установить пару чувствительных колонок.
Слушайте и получайте удовольствие!
ОТ РЕДАКЦИИ
Существенные трудности у отечественных самодельщиков вызывает отсутствие таблиц аналогов импортных
и отечественных ламп. На сегодняшний день в России имеются аналоги практически всем выпущенным на Западе
лампам, либо со своими (ГОСТ-овскими), либо с фирменными наименованиями.
Итак, выходные лампы:
2АЗ: 2АЗ (до 1950 г.); 2С4С; 6B4G; 6АЗ (до 1950 г.); 6С4С VТ52: УО186(до 1950г.) 300B: М456 (до 1950 г.); 300В (современные)
Лампы входного каскада:
E88CC: 6Н23П; 6Н23П-Е
5751: 6Н10С (октальная); 6Н9С (приближенный аналог, октальная)
Е83СС: 6Н2П; 6Н2П-Е; 6Н9С (приближенный аналог)
Выпрямитель:
83: ГР 1-0,25/1,5 (приближенный аналог)
вакуумные кенотроны: 5ЦЗС, 5Ц4С, 5Ц9С.
Конденсаторы в сигнальных цепях (С5, С6, С7, С4), принимая во внимание их значительную емкость,
лучше всего использовать бумажные с вазелиновой пропиткой типа МБГЧ или полипропиленовые К78-24.
Шунтирующие емкости - К40У-9 (бумага в масле) и СГМ-3 (слюда с серебряными обкладками).
Емкости типа МБГО с односторонним лаковым покрытием бумаги несколько хуже (больше ток утечки. ТКЕ
и нелинейность зависимости емкости от приложенного напряжения).
Отечественные углеродистые резисторы - ВС, УЛ, УЛИ или бороуглеродистые БЛП, обладающие крайне низким
ТКС и шумами.
Часть [1] [2]
Источник: Вестник А.Р.А. №2
|