Это интересно |
Некоторые из Вас спрашивают, что лучше, включать обе половинки лампы
предварительного каскада параллельно или использовать одиночные триоды. Отвечаю.
Применение параллельного включения позволяет:
- в два раза уменьшить внутреннее сопротивление лампы
- в два раза увеличить крутизну характеристики
- снизить шумы лампы
Можно также сказать и об увеличении входной ёмкости, но это хорошо, в основном, в
схемах винил корректоров, так как для магнитного звукоснимателя оптимальна
ёмкостная нагрузка. На первый взгляд, вроде всё хорошо. Но (опять «но»), есть и
недостатки. Как Вы понимаете, технологически невозможно сделать обе половинки
лампы абсолютно одинаковыми, поэтому она «поёт дуэтом». Чем больше разнятся
половинки лампы, тем сильнее проявляется своеобразная окраска в звучании. Звучание
становится менее сфокусированным, высокие частоты менее прозрачными и т.д., в
общем, разница заметна. Поэтому, применяя параллельное включение, желательно
подобрать экземпляры с возможно близкими характеристиками обоих триодов,
находящихся внутри одного баллона или принять меры по выравниванию их параметров.
Предлагаю Вам попробовать оба варианта, параллельное включение или одиночный
триод, тем более что переделки минимальны, и сравнить звучание.
Есть ряд вопросов, касающихся сравнительного звучания ламп октальной серии и ламп
с пуговичным дном. На мой взгляд, лампы октальной серии обеспечивают более
детальное и прозрачное звучание. Но это лишь моё мнение, поэтому попрошу
сторонников применения малогабаритных ламп, не беспокоиться.
Сразу скажу и о типах постоянных резисторов, применяемых в высококачественных
усилителях. Наилучшие результаты получаются при применении углеродистых
резисторов. Это старые, почти забытые ВС, БЛП, УЛИ, или новые Р1-71. Я применяю
последние. Делает их Нижний Новгород, предприятие называется «Резистор-НН».
Можно применить С2-33Н или, в крайнем случае, МЛТ, но есть и ограничения, все
резисторы класса точности 1-2%. Рекомендую применять их с 2х-3х кратным запасом по
мощности. В сильно разогретом состоянии резисторы начинают шуметь, а нам это
совсем не нужно.
Третья группа вопросов связана с типами и номинальными ёмкостями применяемых
конденсаторов. Этот вопрос будет условно разделен на три части...
Далее... |
|
|
|
Однотактный ламповый ... |
ЧАСТЬ 3
EL 34 – очень распространенная лампа, применявшаяся во многих эстрадных усилителях
(Regent 60, Beag, Marshall и т.д.) Имеет богатое, «сладкое» (иногда даже слишком)
звучание, но очень многим нравится, тем более что позволяет получить мощность в
однотактном включении около 3-3,5 Вт.
6L6 (GA, WXT и т.д.) – по параметрам и цоколёвке, аналог 6П3С. Очень часто её
называют гитарной. Наверное, потому, что во многих зарубежных инструментальных
комбо усилителях стояли именно эти лампы. Параметры параметрами, а звучание лампы
6L6, при сохранении «певучести» 6П3С, характеризуется удивительной «воздушностью»
и детальностью. Такое ощущение, что акустических систем просто нет. Плотность
звучания при этом нисколько не страдает. Мощность – около 2,5 Вт. Не забывайте,
что Отто Шад (RCA) спроектировал лампу 6L6 именно для звукоусиления.
6П45С – ну очень мощная лампа. Имеет низкое внутреннее сопротивление, и позволяет
при использовании соответствующего выходного трансформатора получить до 12
ватт!!!! выходной мощности. Усилитель, выходной, каскад которого работает на лампе
6П45С, запросто «расправляется» (в хорошем смысле слова) практически с любыми
акустическими системами. Но есть и маленькая «ложечка дёгтя». Для раскачки этой
лампы лучше всего применять пентод, например 6Э5П, также не очень удобно и то, что
цоколь у неё не стандартный. Звучание усилителя при использовании лампы 6П45С
очень мощное и плотное, но, как следствие, присутствует некоторая потеря
детальности и прозрачности. В общем – на любителя.
Отдельно нужно сказать о 6Ф3П, 6Ф5П. Имея такие лампы, можно создать очень
компактный аппарат, так как в одном баллоне содержится и триод и пентод. Схемы и
особенности работы многократно описаны в литературе и на сайтах, поэтому вдаваться
в подробности не буду. Мощность усилителя в этом случае 2 Вт, звучание достаточно
ровное и детальное. С моей точки зрения, немного не хватает «напора», зато джаз,
соул, ритм энд блюз – очень неплохо.
Заметили, сколько телевизионных ламп я привел в качестве примера? Это совсем не
случайно. Лампы, специально разработанные для схем строчной развёртки телевизоров,
в большинстве своём обеспечивают неплохое качество звучания. Как Вы понимаете,
дефекты изображения заметны очень сильно, поэтому высокий вакуум, хорошо
продуманная конструкция, высокая рассеиваемая мощность, очень большая
электрическая прочность, надёжность и долговечность, а также высокое качество
изготовления этих приборов гарантированы. Всё это благотворно сказывается и при
использовании этих ламп в звуковом тракте. Поэтому не бойтесь применять
телевизионные лампы в своих конструкциях, многие из Вас при этом будут приятно
удивлены результатом.
Не могу обойти вниманием и организацию смещения. Как Вы знаете, оно может быть
фиксированным и автоматическим. Каждый способ имеет свои неоспоримые достоинства и
недостатки. Я попытаюсь изложить основные особенности каждого, а выбор
предоставить Вам. Итак, начнём с фиксированного. Основным достоинством является
изменение в широких пределах рабочей точки лампы, позволяющее Вам выбрать наиболее
оптимальное звучание. Некоторые конструкторы отмечают при применении
фиксированного смещения лучшую артикуляцию в басовом регистре. Также отсутствует
конденсатор в катодной цепи (как правило, дорогой, высокого качества). Недостатки
(как же без них) следующие. Во первых, наличие дополнительной обмотки в силовом
трансформаторе. Во вторых, с течением времени требуется корректировка смещения. В
третьих, некоторые типы ламп при фиксированном смещении (например, 6П14П, 6С33С)
уходят в саморазогрев. В четвёртых, некоторые лампы (например, 6Н8С) звучат при
фиксированном смещении, с моей точки зрения, жёстко, а я так не люблю. В пятых,
рекомендуется применять только новые, не работавшие лампы. При автоматическом
смещении всё наоборот. Мне кажется, что проще купить несколько хороших
электролитических конденсаторов и применить автоматическое смещение, чем постоянно
думать о том, не ушли ли режимы, не разогрелась ли лампа и т.д. и т.п. Я думаю,
что Вы сами решите, какое смещение применять, руководствуясь соображениями,
изложенными в этой части статьи. Частным случаем является комбинированное смещение
и как вариант фиксированного, смещение с помощью батарейки, которая может
находиться в цепи катода или сетки. В некоторых случаях конструкторы для
организации фиксированного смещения применяют светодиоды или стабилитроны. Я не
рассматриваю эти типы смещений, так как применяются они не часто, и в каких-то
конкретных случаях.
Очень часто в выходных каскадах ламповых однотактных усилителей применяются
прямонакальные триоды 300В, 6С4С, 2А3, ГМ 70 и т.д., а также триоды косвенного
накала 6С19П, 6С41С, 6С33С и т.д. Звучанию этих ламп, схемам и особенностям их
работы, будет посвящена отдельная статья, так как оконечные каскады, выполненные
на них, имеют свои специфические особенности.
При выборе ламп, предпочтение следует отдавать новым, не работавшим лампам,
выпущенным до 1970 года (качество было выше), желательно с большими колбами и
чёрными анодами. В любом случае, выбирать и слушать Вам, уважаемые читатели.
Ещё одно очень важное дополнение. Анализируя звучание ламп, я пришёл к интересному
выводу. Суть его такова. Лампы выходного каскада, несмотря на индивидуальные
особенности, оказывают меньшее влияние на звучание усилителя в целом, чем лампы
предварительного каскада. Использование различных ламп во входном каскаде и
изменение их режимов, позволяет изменять звучание всего усилителя радикально.
Поэтому, в неудовлетворительном звучании аппарата, не спешите обвинять выходной
каскад. При правильном расчёте и монтаже он более «прозрачен» для звука, чем
входной.
Переходим к шестой группе вопросов, связанных с особенностями монтажа. Для
достижения наилучших параметров усилителя существует ряд общих рекомендаций,
которые я попытаюсь изложить.
Как вы знаете, трансформаторы и другие моточные изделия, имеют большие поля
рассеивания, которые взаимодействуя с радиоэлементами схемы и друг с другом, могут
давать различные наводки в виде фона, призвуков и т.д. Поэтому, для начала, лучше
всего располагать их как можно дальше друг от друга, следя за тем, чтобы
сердечники магнитопроводов были взаимно перпендикулярны. Хорошие результаты
получаются при вертикальной разноске этих элементов (например, выходные
трансформаторы в подвале шасси, если высота позволяет). Прежде чем сверлить шасси,
хорошо бы попробовать различные варианты взаимного расположения элементов
усилителя, используя 2х сторонний скотч (продаётся в автомобильных магазинах).
Сэкономите силы и время. Кстати о самом шасси. Хорошо, но не обязательно,
выполнять его из меди, алюминия или стали. Я, например корпус усилителя, делаю из
дубовых дощечек, а в качестве горизонтальной плоскости использую односторонний
стеклотекстолит, повёрнутый фольгой внутрь. Некоторые радиолюбители для
изготовления корпусов применяют даже простую фанеру, оклеенную изнутри
металлизированной плёнкой (продаётся в магазинах канцелярских или хозяйственных
товаров), или вообще без неё, но должен предупредить, что в последнем случае,
из-за отсутствия экранировки, может несколько увеличиться чувствительность
усилителя к наводкам.
Для монтажа используйте провод достаточного сечения (диаметром от 1мм) и не
допускайте замкнутых контуров. Вы ведь конструируете высококачественный усилитель,
а не радиоприемник. Естественно, все провода должны быть, по возможности,
короткими.
Отдельно скажу о разводке «земляной» шины. Очень многие были наказаны
неудовлетворительной работой усилителя именно из-за неправильного монтажа
«земляных» шин. Монтаж выполняется проводом (можно голым) большого сечения и имеет
контакт с шасси в одной точке, желательно рядом с входом. Все «земляные»
соединения выполняются «звездой». Это означает, что из точки контакта с шасси, к
каждому каскаду усилителя, источнику питания, входному и выходному разъёму, идет
отдельный провод и в этой точке получается соединение, похожее на паука или
звезду. Все гнёзда, входные и выходные, не имеют контакта с шасси.
Часть [1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
В. В. Пузанов, г. Брянск
Опубликовано по материалам
http://www.vegalab.ruu
|
|
|
|
Это интересно |
Для соединения входных гнёзд с выводами переменного резистора, отлично подходит
медный одножильный провод, сечением 0,5-0,7 мм. Провода перевиты между собой и
изолированы друг от друга тонким шнурком для обуви. Перевиты так же и провода
цепей накала ламп. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этих же
целей служат и резисторы R9-R12. Для еще большего подавления фона цепей накала
ламп следует применить схему, изображённую на рис.2. Это делитель напряжения 1:10.
Посредством него, на накалы ламп подается положительное смещение, которое
«запирает» участок накал-катод. Варьируя сопротивлениями резисторов делителя,
нужно следить за тем, чтобы запирающее напряжение, подаваемое на R9-R12, было на
8-10 вольт больше напряжения автоматического смещения (на резисторе R8) конкретной
выходной лампы. Вместо пар резисторов R9R10 и R11R12, можно применить переменные
на 100-200ом, соединённые средним контактом с делителем. Вращением движка
переменного резистора, в этом случае, достигается наименьший уровень фона (можно
контролировать на слух).
Седьмая группа вопросов связана с выходными трансформаторами. От качества их
изготовления, как Вы понимаете, звучание усилителя зависит в наибольшей степени.
Очень неплохое качество звучания дают выходные трансформаторы, намотанные на
железе от трансформаторов ОСМ.
Если Вы не в силах о самостоятельно осуществить намотку выходных трансформаторов,
можно обратиться на http://audioportal.spb.ru где есть готовые с хорошим
звучанием, также в этой фирме могут осуществить намотку выходных трансформаторов
по вашим расчётам на каркасах, присланных Вами. Можно обратиться также на
http://audioinstr.h1.ru, или по телефону 8 926 522 28 70 (Романов Александр).
Изделия «Аудиоинструмента» характеризуются неплохим качеством и демократичными
ценами.
Безусловно, Tango, Tamura и т.д. – намного лучше. Выбор опять же за Вами. Но цены
на эти изделия исчисляются сотнями долларов, и далеко не каждый может позволить
себе такое удовольствие.
Отдельно нужно сказать про акустические и межблочные кабели. Многие почему-то
недооценивают влияние этих...
Далее... |
|
|