|
Мнение редакции сайта "Ее Величество Лампа" только частично совпадает
с позицией авторов данной статьи. Но уважая труд Алексея Бартова и Павла Королева, мы в полном
объеме помещаем их статью у себя на сайте.
|
|
Часть 1 Предисловие |
Начало |
Вскрытие |
Консилиум |
Лампы |
Работы
Часть 2 Доводка |
Отзывы группы поддержки |
Выводы |
Постскриптум |
Другие проекты |
Ссылки
ПРЕДИСЛОВИЕ
В процессе улучшения собственных трактов , была поставлена задача :
получить серьезный усилитель пользуясь комплектами КИТ , или апргрейдировать
новый усилитель не выходя из сметы в 1000 $ . Собственно говоря , это и
привело к тому , что на коллективном исследовательском столе оказался
усилитель MUSIC ANGEL . Публикация эта предназначена не для технических
экспертов и изобретателей от музыки , а для технически одареных аудиолюбителей
, уважающих благосостояние своей семьи . Поэтому никто не будет забивать им
голову сложными техническими терминами , разве что тогда , когда без этого не
обойтись.
Пожалуй , нужно сразу создать ремарку , дабы разделить читающих на две
группы . Любопытствующие , и решительно настроенные . Во вторую группу можно
наверное включить не только размышлющих над покупкой , но и печальных
владельцев уже купленных усилителей , которых думаю немало . Очень заманчиво
купить аппарат , пускай китайский , с легендарными лампами , потому что цена
флагманских фирм совершенно неподъемны даже для среднего класса . Думаю , что
они не промахнулись , но слегка не расчитали . Первозданный MUSIC ANGEL
XD845MKIII своим звуковоспроизведением продвинутого слушателя не слишком
обрадует . Но аппарат может звучать , и если никто никогда не называл ваши
руки кривыми , все достаточно легко поправить . Собственно об этом , с
небольшими отступлениями , здесь и ниже будет написано . Кому то эта повесть
покажется длинной , кого то интересует вся история , без купюр . Выбирайте
сами , в конце будет резюме , большую часть текста можно пропустить.
НАЧАЛО
Наконец то . Три стандартно упакованные коробки в моем купе отчалили с
Казанского в сторону Уральских гор . После долгих выискиваний в инете
всевозможных конструкций , презентабельных и не очень , комплектов деталей и
готовых изделий , приобрели - аж три комплекта - довольно интересный с виду и
по рассказам усилитель низкой частоты MUSIC ANGEL XD845MKIII на выходных
прямонакальных триодах 845 . Пожалуй , именно лампы 845 определили выбор . Про
845 было говорено много . Вот только некоторые из публикаций в музыкальных
таблоидах :
Много чего было сказано про эти изделия мастерами словесных образов . Не
всегда им доверишься , этим аудиомурзилкам , но зерно как правило есть . NAGRA ,
кстати , использует как раз китайские лампы нашего розлива . Это успокаивает .
Читать и писать статьи про звук без собственно прослушивания аппаратов я считаю
делом безнравственным и несерьезным , поэтому далее возвращаюсь к нашей теме.
Прослушивание при покупке не потрясло воображение . Были другие модели , на
300В , ЕL34 . Они вроде звучали помягче .. Для покупки 845-ой оказалось
достаточно того самого ощущения , про которое корифеи звукари начинали
прицокивать языком и закатывать глаза . Это крупномасштабный , открытый звук ,
настоящий большой звук , с серьезными оговорками конечно , но слегка поработать
над базовым вариантом - это даже интересно . Было бы обидно работать рад
неинтересным аппаратом . А этот сразу внушил уважение.
Итак , куплено три усилителя . Три комплекта , готовых к работе . Начинаем .
Усилитель MUSIC ANGEL XD845MKIII в интерьере
При первом прослушивании аппаратов в собственном домашнем тракте ничего
нового не обнаружилось . Снова явно интересное звучание , но только его зачатки.
Обычное звучание аппарата бюджетного класса . Вроде бы радует открытость
середины , и глубина баса , однако чувствуется значительный нераскрытый
потенциал лампы 845 . Главная проблема - некоторая резкость звучания и
недостаток прозрачности . Мы были к этому готовы . Поэтому огорчения никто не
испытывал , испытывали исключительно азарт и предвкушение стоящего результата .
Один комплект в отстойник , два другие были распороты параллельно на двух
домашних полигонах . Все работы далее были проведены параллельно на обоих
аппаратах , при диалогах , спорах и распрях . Результат одобрен всем меломанским
сообществом . Вот летопись нашей победы.
ВСКРЫТИЕ
Внешне аппарат выглядит столь же аккуратно , как и на картинке . Никаких
проколов в качестве покрытий , перекосов , щелей , прогибов или другой привычно
китайской дуроты не обнаружено . Достойные металлические корпуса трансформаторов
. Хорошее дерево . Приличный кузов . Переворачиваем.
Ну что , не так плохо . Вспоминая комплекты КИТ , которые были предложены за
эти деньги врассыпную на Самоделке . ру , можно начинать улыбаться . Сборка
аккуратная , платы блока питания заводские , пайка в тракте навесная . Пытаясь
оценить работу - в домашних условиях так не сделать . Очень аккуратная модель -
конструктор , чего , собственно , и искали . Достаточно хорошо спланированное
шасси , с легким доступом к демонтажу аудиотракта . Блок питания отделен
перегородкой . Примена задержка при включении для увеличения ресурса ламп .
Некоторые провода внушают негодование . Тут все ясно . Все равно монтировать
по новому . Шина 1 мм круглая медь . Цепи сетевого напряжения , как и другие
цепи с промышленной частотой 50 Гц имеют бифилярную свивку .(Витая пара). Как
старшие товарищи учили . Хорошо . Обращаем внимание на качество элементов .
Средненько . Это радует , потому что сразу наполовину снимается подозрение с
выходных трансформаторов - на всякий случай грешили и на них , по поводу полосы
пропускания . Практически все конденсаторы в звуковом тракте - под замену .
Поменяли потенциометр начального уровня на более высококачественный .
Фото китайского и японского "ALPS"
Кроме того , обнаружены расхождения в конструкции живого аппарата и
заявленной на сайте поставщика схемой . Есть над чем поразмыслить . Сравнили все
три - одного помета , все собраны по одной схеме . Откуда разночтения ? Поглядим.
Только в одном из трех аппаратов в районе выходных трансформаторов обнаружены
указанные в схеме дроссели анодного питания входного каскада . В остальных
усилителях зияла пустота . Да и тот , что был обнаружен , на поверку оказался
вырезанным из цепи . Странно . Как нибудь на досуге докопаемся , почему китайцы
заменили его на резистор .
Силовые трансформаторы работают стабильно , не перегреваются . Хвалить
китайца я бы пока не стал , но за такие деньги ... Ничего в целом .
Итого : Есть непыльная творческая работа по подбору звучания новых элементов
в значимых местах .
КОНСИЛИУМ
Тут коротко . Менять весь сигнальный тракт от входа до выходного триода .
Конденсаторы заказать серьезные , BLACK GATE и AUDIN , резисторы по совещаниям в
интернете выбрать пока доступные . Но все равно поменять . Есть русские угольные
типа ВС , есть УЛИ , есть ПТМН ... Китайский "ALPS" уничтожить . Список
составлен , ждем поставок . Пока работаем с наиболее хорошо себя
зарекомендовавшими русскими деталями для подбора номиналов . Межкаскадный
конденсатор менять сразу , не дожидаясь поставок серьезных марок . Тем более ,
что его потенциал 0.56 МкФ - не соответствует опубликованной схеме - там 0.33
МкФ . Менять конденсаторы в блоке питания на более ёмкие и породистые . Хорошая
скорострельность этих элементов - совсем даже не последнее дело . Чистить и
усилить качество анодного питания . Диоды нужны скоростные , Шотке . Кабеля
внутренней разводки меняем на среднего уровня PHOENIX GOLD в двойном экране ,
характерный своим беспристрастным звучанием . Ребята с кафедры приборостроения
полосу пропускания выходных трансформаторов не осудили . Предложили переделать
входной каскад по системе Лофта Вайта . Пока отладим текущую схему . За работу .
ЛАМПЫ
Лампами нужно будет заняться отдельно . Не подобрав должным образом лампы
входного каскада , ждать гармоничного звучания усилителя преждевременно .
Попробуйте сами , и вы убедитесь , что простая замена лампы 6Н9С даёт больше ,
чем замена , допустим , межблочного кабеля с плохого на самый лучший . Эта лампа
очень важна для звучания , и заменить ее не составляет проблему . Вот несколько
типов , доступных каждому , и по цене , и по распостраненности . Китайская ,
советская бытовая до 1961 г. выпуска , и военного образца . Китай звучит очень
резко . Наши бытовые до 61 г играют удовлетворительно , для незвзыскательных .
Военные лампы , прошедшие двойную проверку , показали себя наилучшим образом .
Значительно более мягкий и прозрачный звук . Не зря они полетали в свое время на
различного рода ракетах . Есть входные лампы еще лучшего качества , их нужно
заказывать отдельно . Есть PHILIPS , есть еще один тип 1579 , советский ,
Саратовский - совершенно иной внутренней конструкции , говорят лучший из всего
произведенного в мире . Когда добудем их , я добавлю фото . Вот мои зайки .
Лампы входного каскада 6Н8С и 6Н9С . 1579 выглядят также как и девятка , за
разницей внутренней конструкции . Все таки добыли мы десяток , 60 года выпуска .
Переиграли они военные лампы , с так называемой пятой ( авиационной ) приемкой .
Военные лампы на поверку , приоткрывали звук только в средне высоком диапазоне .
1579 - практически везде . Гораздо более ровно и воздушно . От тарелок и вокала
до барабанных бочек . Входная лампа - это очень важно .
Про лампу 845 говорить не будем , вариантов для замены пока нет . Российских
аналогов не существует . Появились в продаже усовершенствованные китайские лампы
845в . Говорят , очень хорошо играют амеровские RCA , но стоят как небольшой
самолет . Не слышал , не знаю . В течении месяца 845в будут куплены , отчитаемся.
РАБОТЫ
Дабы не затруднять интересующихся ненужной информацией , сразу скажу , что
практически все работы свелись в результате к доведению до ума входного каскада
. Схема новизной не отличалась , один из многочисленных вариантов СРПП ,
практически классический для серьезных аппаратов . Некоторые радиоспециалисты
считают звучание каскада СРПП "сухим" , "транзисторным" , "плоским" . Однако
такие построения каскада используют в топовых моделях такие монстры как CARY .
Это говорит о многом .
Пробовали и другую схему . Но это того не стоило . Ушло довольно много
времени на изыскания в области резисторов . В приведенных выше схемах видно ,
что на заявленной на сайте дилера схеме многие резисторы отсутсвуют . Пробовали
привести в соответсвие . Не получается . Звук приоткрывается , но усилитель
начинает играть разболтанно . Заводятся лампы , серьезный клиппинг . После
долгих мытарств , от греха оставили их на местах , по одному добавляя обратно в
тракт . Заодно заменили на добрые , выбрали из всех доступных корейские
полосатенькие светло кофейного цвета , те что имеются в радиомагазинах , они
оказались угольными . Многие сделали такой выбор , и неспроста . Тульские
мастера , "ART AUDIO LAB " , тоже выбрали такие резисторы , применяют их даже в
своих люксовых изделиях категори SE . Желательно , применить и более дорогие ,
вроде RIKKEN OHM , особенно в анодных цепях , мы это обязательно сделаем чуть
позже .
Далее , в ожидании поставок аудиофильских конденсаторов , обратили наконец
внимание на ключевой объект - межкаскадный проходной конденсатор . Именно этот
элемент в нашей истории сыграл главную роль в настройке звучания усилителя .
Долго тут говорить нечего , факт известный - это главный конденсатор в
аудиосигнальном тракте . С него , собственно и начали .
Вынимается он двумя тычками паяльника , ставится другой , в обратной
последовательности . И так далее . На этом этапе сильно подвезло . Прайсы на
дорогие конденсаторы в серьезных конторах одним печатным листом не заканчиваются
. Вмешался тут один гуру , с необидным для меломана прозвищем " Квортруп " . И
все встало на свои места . Добра ему здоровья . Не дал пропасть в дебрях . Очень
скоро по его наставлению поставили AUDIN Kp-Sn , и все встало на свои места . В
этом аппарате и при наших предпочтениях , представить себе более подходящий
элемент сложно . Я лично дальше экспериментировать отказываюсь . Это то что
нужно . И дело не в лености , простое попадание в точку . Неплохо , но
скучновато звучали ФТ-3 . Ярко , но окрашено в ВЧ диапазоне играли К40-У9 . Ну
JENSEN ... И что ? Нет просторанственного звучания . Был дорогущий MULTICAP .
Точно , но слишком резко до болезненности . В тесте учавствовали элементы от 20
руб. (ФТ) до JENSEN бумагомаслянный , 47 евро . Именно нам , именно здесь нужен
AUDIN Kp-Sn , и дальше я в прениях принципиально не учавствую . Попробуйте сами.
Несколько слов о блоке питания . Похоже опять есть разночтения с
опубликованной схемой . Заявленная конструкция с удвоителем напряжения на
поверку оказалась типовой схемой с диодным мостом . Это не страшно , почему то
русские любят ее больше . Считается что удвоитель существует только для того ,
чтобы экономить на количестве меди в трансформаторе . Есть другие данные - уже
привычная ссылка на разработчиков Cary . Они считают , судя по их констукциям ,
что удвоитель напряжения - схема более быстродействующая . У нас тут сложилось
мнение , что одно другого стоит . Пускай этот спор ведется где нибудь в
лабораториях , мы здесь занимаемся делом . Возьмемся за диоды . Китайские диоды
не лучшие . На выходной лампу 6.3 вольта стоят неплохие , остальные хорошо бы
заменить . Нашли вот что :
Закрома Родины широки . Из стратегических запасов ВПК еще достаточно много
можно выгрести дельного .
Перепаяли конденсаторы блока питания . Применили MUNDORF M-Litic HV ,
сделанные специально для ламповой техники . Сдвоенная ёмкость , по посадочному
диаметру равная штатному конденсатору . Немного выше , 85 мм , но располагается
в тех же гнездах .
Вот здесь наступает переломный момент . Усилитель зазвучал правильно .
Довольно долго шли прения по поводу номинала конденсатора , благо друзья китайцы
оставлили достаточно места для вольного трактования этого параметра . Все было
перепробовано - от 0.15 мкФ , до заявленных 0.56 мкФ . Сразу можно оговориться ,
что марка , или тип конденсатора имеет преимущественное значение . Но в прочих
равных условиях , номинал все же играет свою каверзную роль . Завязалась
потасовка из за номиналов 0.22 и 0.33 одного и того же типа AUDIN . Оба , положа
руку на сердце , играют . Но номинал 0.22 играет слегка отодвигая назад середину
, причем вместе с мидбасом . Это на любителя . 0.33 мкФ в финале . Есть еще один
интересный момент , на который обязательно нужно обратить внимание . Вольтаж
элементов явно влияет на упругость и плотность баса . Больший вольтаж бас держит
лучше . Может быть и все остальное тоже , но по басу значительно заметно .
Подмечено на нескольких типах конденсаторов при одной и той же ёмкости .
Проверьте .
Подошла из Питера партия остальных конденсаторов сигнального тракта . Не
стали мучить себя , впаяли сразу все . Хорошо конечно , было бы отследить за
каждым , добавляя его в тракт и отслушивая результаты . Тяжеловато . Усилитель
весом в 25 кг это вам не плюшевый зайка , вертеть его ... Ах , кабы мне кто вот
такую статейку подсунул ранее ...
Таки вот . MUSIC ANGEL XD845MKIII начинает оправдывать свое название .
Усилитель запел ангельским хором . Стереозона позволяет определять
местонахождение инструментов . Глубина сцены ощущается как в лучших местах
партера . То есть вот она , Елла Фитцжеральд , метрах в пяти , дальше оркестр ,
и в третьем ряду справа труба с сурдинкой . Все вот оно . Практически в любой
композиции можно прочитать аккустику зала . То есть не просто слушать
инструменты , но даже оценить размер и аккустические свойства помещения , в
котором сделана запись . Никогда больше не позволю себе экономить на элементах .
Намеренно не стану , как в глянцевых журналах , рассказывать в красках , как
поставили Тома Вэйтса , как сопли пустили присутсвующие , тайно их рукавом
утирая .. Надоело за годы . Ставили все . И Стэна Гетса , и Майлса Дэвиса , и
Матт Бианко , и Габин , Таривердиева ... Играет . Светало ...
Часть [1]
[2]
|