Это интересно |
Обратной связью называется связь между выходными и входными цепями
усилителя. Обратная связь может быть искусственной, созданной для
улучшения различных свойств усилителя, а также паразитной, возникающей
за счет нежелательного влияния выходных цепей усилителя на его входные
цепи. Паразитная обратная связь может значительно ухудшить работу
усилителя, а в некоторых случаях привести к его самовозбуждению. Свойства усилителя с обратной связью зависят от фазы напряжения,
попадающего с выхода усилителя на его вход. Если в результате введения
обратной связи входное напряжение уменьшается, то есть фаза выходного
напряжения, попадающая с выхода усилителя на его вход, противоположна
фазе входного напряжения, то такая обратная связь называется
отрицательной. В противоположном случае, обратная связь будет
положительной.
В усилителях звуковых частот практически применяется только
отрицательная обратная связь, которая способствует улучшению
качественных показателей усилителя.
Различают обратную связь по принципу действия: обратная связь по
напряжению, обратная...
Далее... |
|
|
|
Однотактный ламповый ... |
ЧАСТЬ 1
Несмотря на то, что в предыдущих моих статьях описаны основные принципы конструирования и использования радиоэлементов, письма, поступающие регулярно, говорят о недостаточном освещении этих вопросов. Мы с Вами попытаемся подробно разобраться по каждой группе проблем, подстерегающих начинающих (и не очень) конструкторов высококачественных ламповых усилителей. Сразу скажу, что статья не претендует на истину в последней инстанции, а отражает моё видение проблемы. Мысли изложенные ниже прошли многократную проверку временем и моими друзьями, и я счел нужным поделиться ими с Вами, уважаемые читатели. Для удобства, используем схему однотактного усилителя, изображенную на рис.1.
Схема не нова и много раз была опубликована в радиолюбительских журналах и в Интернете. Несмотря на это, она актуальна до сих пор, так как обеспечивает, при относительной простоте конструкции, отличное качество звучания. Итак, начнем.
Первая группа вопросов связана с регулятором громкости. Как вы видите, входной сигнал поступает прямо на него, и от качества этого элемента зависит звучание всего усилителя, уже начиная с входа.
Я применяю дорогой спаренный ALPS, потому что, с моей точки зрения:
-удобно регулировать громкость одной ручкой в двух каналах сразу.
-«разбаланс» сопротивлений двух резисторов этого регулятора минимален.
-«плавность хода» вне конкуренции.
-нет влияния (что очень важно) на характер входного сигнала.
Для справки, стоимость этого радиоэлемента 30-50$ (как повезет).
Теперь поговорим об его замене. Можно использовать обычные переменные резисторы группы «В» (желательно проволочные), по одному на каждый канал. В этом случае громкости каналов подбираются индивидуально. Естественно, резисторы придется многократно отслушивать по наилучшему звучанию, но никто не обещал легких путей. Регулятор громкости, по возможности, не должен вносить никакой «окраски» во входной сигнал, я уже не говорю о дребезге контактов, шуршании, заедании и т.д.
Хороший результат дает применение ступенчатого регулятора громкости (применялся в усилителе «Бриг», предварительном усилителе «Радиотехника» и т.д.). Выбор за Вами.
Вторая группа вопросов связана с применением ламп первого каскада усилителя. Для этого подойдут 6Н2П или её октальный вариант 6Н9С, 6Н1П или её октальный вариант 6Н8С, 6Г7 (у кого остались со старых времен) и их зарубежные аналоги (полистайте справочник). Хочу сразу сказать о звуке. Лампа 6Н9С звучит «теплее», а 6Н8С более «аналитично», 6Г7 звучит очень детально и мягко. Прекрасным вариантом является применение монотриодов 6С2С и 6С5С. Коэффициенты усиления и внутреннее сопротивление у всех этих ламп различны (специально не привожу, посмотрите справочник), поэтому и различны номиналы резисторов, применяемых в каскаде. Выбор за Вами, уважаемые конструкторы. Чтобы Вы не «изобретали велосипед», приведу данные анодного резистора для различных типов ламп, о которых я сказал. Знак равенства я поставил условно, так как режимы работы и параметры этих приборов схожи, но неодинаковы.
6Н8С=6Н1П – 20-30 ком
6Н9С=6Н2П – 47-51 ком
6Г7 – 100-110 ком
6С2С=6С5С – 20-30 ком
Вообще, сопротивление анодного резистора должно быть в пределах 3-5 (иногда до 10)Ri, где Ri – внутреннее сопротивление лампы. Если оно не указано, применяем основное уравнение лампы m=SRi, где m – коэффициент усиления, S – крутизна характеристики.
Следует иметь в виду, что с увеличением номинала анодного резистора увеличивается коэффициент усиления каскада, но сужается частотный диапазон и ухудшается динамика. Наоборот, с уменьшением сопротивления этого резистора, уменьшается коэффициент усиления каскада, расширяется частотный диапазон и растёт быстродействие. Если Вы посмотрите схемы усилителей, применявшихся в промышленных ламповых конструкциях середины прошлого века, то обратите внимание, что номиналы резисторов в цепи анода предварительных усилителей слишком завышены, а это приводит к росту третьей гармоники и о высоком качестве звучания придётся забыть. Не повторяйте этих ошибок!
Катодные резисторы подбираются по напряжению на катоде (относительно корпуса естественно) в пределах 1,45-1,7 вольта. Поскольку выходное напряжение современных источников сигнала обычно лежит в пределах 0,7-0,75 вольта, то напряжение смещения на управляющей сетке лампы первого каскада, как минимум, в 1,5-2 раза должно превышать его. В этом случае каскад будет работать без перегрузки. Если Вы применяете высококачественный предварительный усилитель, то его выходное напряжение ещё больше (до двух и более вольт). Как Вы понимаете, в этом случае напряжение на катоде лампы (или напряжение смещения на сигнальной сетке, что одно и тоже, только со знаком минус) входного каскада должно быть уже около 3 – 4 вольт. Кстати, если кто-то забыл, отрицательное напряжение смещения измеряют относительно катода. По падению напряжения на катодном резисторе легко узнать ток через лампу (по закону Ома). Следите за тем, чтобы этот ток не превышал справочного значения для конкретной применяемой лампы. Некоторые из Вас могут спросить, почему я не привёл в качестве примера лампы 6С3П, 6С4П. Отвечаю. Несмотря на хорошее звучание и отличную конструкцию, особенностью данных ламп является появление сеточных токов при смещении на сетке, начиная уже с – 1,1 вольта, поэтому их применение оправдано в каких-то конкретных случаях. Нужно также иметь некоторое количество этих ламп, чтобы выбрать экземпляры с минимальным микрофонным эффектом.
Если в выходном каскаде применяется триод или пентод типа 6П45С, то для их раскачки требуется гораздо большее напряжение. В этом случае в первом каскаде нужно применять пентод (например, 6Ж4, 6Ж49П, 6Ж52П, 6Э5П и т.д.) или использовать два каскада усиления по напряжению на триодах. Но имейте в виду, что в случае использования двух триодов в предварительном каскаде, Вы получаете в сумме три каскада, а это уже не кратчайший путь сигнала (со всеми вытекающими). Поэтому не нужно бояться использовать пентоды в штатном или триодном включении.
Многие зарубежные и отечественные производители применяют именно пентоды во входных каскадах своих усилителей, что не мешает им хорошо звучать.
Осторожно нужно относиться и к слишком категоричным суждениям типа: «применение SRPP обеспечивает транзисторное звучание» или «пентод не может хорошо звучать» и т.д. и т.п. Только сравнительное прослушивание различных усилителей позволит Вам выявить свои конкретные предпочтения в выборе схемы, ламп или радиоэлементов. Слушайте и ещё раз слушайте, ведь ухо – наиболее чувствительный прибор, не имеющий себе равных среди остальных измерителей. Приборы дадут Вам лишь количественную оценку каких-то параметров (коэффициента гармоник, выходной мощности и т.д.), но практически ничего не скажут о звучании в целом. Очень часто усилители с великолепными количественными показателями обеспечивают худшее звучание по сравнению с собратьями, обладающими гораздо более скромными параметрами.
Часть [1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
В. В. Пузанов, г. Брянск
Опубликовано по материалам http://www.vegalab.ru
|
|
|
|
Это интересно |
Некоторые из Вас спрашивают, что лучше, включать обе половинки лампы
предварительного каскада параллельно или использовать одиночные триоды. Отвечаю.
Применение параллельного включения позволяет:
- в два раза уменьшить внутреннее сопротивление лампы
- в два раза увеличить крутизну характеристики
- снизить шумы лампы
Можно также сказать и об увеличении входной ёмкости, но это хорошо, в основном, в
схемах винил корректоров, так как для магнитного звукоснимателя оптимальна
ёмкостная нагрузка. На первый взгляд, вроде всё хорошо. Но (опять «но»), есть и
недостатки. Как Вы понимаете, технологически невозможно сделать обе половинки
лампы абсолютно одинаковыми, поэтому она «поёт дуэтом». Чем больше разнятся
половинки лампы, тем сильнее проявляется своеобразная окраска в звучании. Звучание
становится менее сфокусированным, высокие частоты менее прозрачными и т.д., в
общем, разница заметна. Поэтому, применяя параллельное включение, желательно
подобрать экземпляры с возможно близкими характеристиками обоих триодов,
находящихся внутри одного баллона или принять меры по выравниванию их параметров.
Предлагаю Вам попробовать оба варианта, параллельное включение или одиночный
триод, тем более что переделки минимальны, и сравнить звучание.
Есть ряд вопросов, касающихся сравнительного звучания ламп октальной серии и ламп
с пуговичным дном. На мой взгляд, лампы октальной серии обеспечивают более
детальное и прозрачное звучание. Но это лишь моё мнение, поэтому попрошу
сторонников применения малогабаритных ламп, не беспокоиться.
Сразу скажу и о типах постоянных резисторов, применяемых в высококачественных
усилителях. Наилучшие результаты получаются при применении углеродистых
резисторов. Это старые, почти забытые ВС, БЛП, УЛИ, или новые Р1-71. Я применяю
последние. Делает их Нижний Новгород, предприятие называется «Резистор-НН»...
Далее... |
|
|