Это интересно |
Много людей любит говорить о качестве, однако никто не получают больше
чем запудривания мозгов особенно в специализированном HI-END аудио*.
Заслуживающее качество ламповых усилителей продаваемых на рынке сегодня
получено в результате использования старых схем и старой литературы.
Некоторые из пользующихся спросом современных полупроводниковых
усилителей имеющиеся в настоящее время на рынке спроектированы слишком
сложно, с применением интегральных схем, а также скомплектованы
посредственными по качеству трансформаторами. При этом средства массовой
информации, другие издания массового аудио бизнеса не рекламируют
воистину высококачественные изделия.
Целью статьи является опубликование схемы, которая бы произвела самое
жесткое соревнование с любой другой опубликованной схемой. Короче
говоря, этот проект усилителя без компромиссов.
В декабре 1955 года в Radio Electronics magazine - радиоэлектронном
журнале, авторитетным Дэвидом Хафлером (David Hafler) сотрудником
компании Dynaco, был опубликован вариант схемы усилителя Уильямсона (D.T.N.Williamson)
с выходным каскадом, выполненным на лучевых тетродах 6550 фирмы
Tung-Sol.
В то время для воплощения в жизнь принципов высокой верности звучания
(HI-FI) стали появляться новые типы акустических систем с так называемым
акустическим подвесом, обладающих низкой чувствительностью, например
модель AR-1, фирмы Acoustic Research, и ранние модели фирмы KLH. Для
возбуждения таких акустических систем требовалось не менее 30 ВАр.
Появление же на рынке лучевых тетродов 6550 фирмы Tung-Sol было очень
своевременным, так как они позволяли получить от двух тетродов более 40
Ватт с низким искажением и без излишней установки дополнительных ламп.
Лучевой тетрод 6550 фирмы Tung-Sol предназначался именно для аудио
применения и был первым вариантом лучевого тетрода с усиленным анодом.
Расчетные значения выходной мощности тетродов 6550 фирмы Tung-Sol в
двухтактной схеме и триодном включении позволяли достичь 28 Вт. И 100
ватт в тетродном включении при питании анодов напряжением в 600 В.
В схеме Уильямсона опубликованной в статье 1955 года, впервые было
предложено применить этот новый тетрод, используя для раскачки выходных
ламп драйвер, составленный из двух 6SN7s (6Н8С)**, с кенотроном 5U4GB
(5Ц3С)** в качестве выпрямителя. Также в статье 1955 года было
рекомендовано использовать лучшие из доступных на то время выходные
аудио трансформаторы A–430 фирмы Dynaco (Raa=4300 Ом)** или ещё лучший
на тот момент суперсолидный Acrosound ТО–330 (Raa=3800 Ом)**
производства Acro Products Company.
Так как очевидно, что схемы двухтактных ламповых усилителей в
значительной мере сформировались под влиянием схемы Уильямсона, и уже
явно, что двухтактные усилители, сколько ни будь значительно, не
улучшились с тех пор, то соответственно эта новая реплика схемы
Уильямсона, версии XXI века относиться к лучшим классическим стандартам
двухтактных усилителей. Лучший из доступных выходных трансформаторов
для данной реплики был выбран, Plitron 4142. Он не только имеет
практически идеальную в нашем случае нагрузку между анодами (Raa)
равную 3960 Ом**, но и позволяет применять ультралинейное подключение
лучевых тетродов (34%)**, которое, и использовано в этой схеме нами
специально.
После достаточно длительных испытаний и исследований, стало ясно, что
этот выходной тороидальный трансформатор фирмы Plitron равен по
качеству дорогостоящему и дефицитному трансформатору ТО–330 фирмы Acro,
а то и лучше. Возможно некоторые любители старины, некие «ретро снобы»
не согласятся со мной, но они не будут иметь никаких фактических
обстоятельств, чтобы базировать на них, и аргументировано возражать.
Частотный диапазон в малосигнальном режиме трансформатора Plitron легко
превышает 100 кГц, при этом оригинальные ТО–330 фирмы Acro только иногда
приближаются к такому частотному диапазону, и то далеко не всегда!
В новой реплике схемы Уильямсона, применены тетроды производства НПО «Светлана»
KT88SV по простой причине - они лучшие лучевые тетроды, в настоящее
время из доступных. В отличие от других современных 6550 или KT88...
Далее... |
|
|
|
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
на 6550/KT88, LS50/ГУ50, ГУ19-1 |
Известно, что высококачественное, но при этом простое изделие бывает
подчас создать труднее, чем сложное, при этом обычно или мешает
закостенелое мышление, или мы не особенно и задумываемся над этой
проблемой. Тем не менее, поговорка — «все гениальное просто», с каждым
днём становиться всё актуальнее. Данный усилитель, несмотря на кажущуюся
сложность, является достаточно простым, атлетичным и законченным
изделием.
Следует обратить внимание на то, что фильтр блока питания усилителя
рассчитан на эксплуатацию в американской сети, частотой 60Гц. Поскольку
особенностью схемы блока питания являться её простота автор статьи Джон
Экланд подчеркивает, что всегда найдутся недовольные снобы, которые
будут требовать стабилизации анодного напряжения. Необходимо помнить,
что использование стабилизатора из-за его низкого КПД на порядок
повышает требование к сетевому трансформатору по его мощности, индукции,
габаритам и соответственно цене и весу. Блок питания в этой схеме можно
несколько улучшить задемпфировав диоды моста последовательными RC
цепочками. Эта мера поможет снизить уровень мультипликативной помехи и
паразитных колебаний, вызванных отсечкой тока в момент его коммутации
диодами. Тем не менее, из-за разделения каналов усиления на моноблоки,
использования достаточно высокого анодного напряжения, применения
быстродействующих (широкополосных) маслонаполненных конденсаторов
фильтра, эффективность данных блоков питания достаточно высока. Для
сохранения высоких динамических качеств данной реплики усилителя, не
желательно уменьшать напряжение анодов выходных ламп меньше чем 500
Вольт.
Что касается самой схемы усилителя, то авторами статей 1955г Давидом
Хафлером и 2003г Джоном Экландом за основу была взята оригинальная
классическая схема усилителя Уильямсона с выходным каскадом на лучевых
тетродах КТ66 и опубликованной весною 1947 года, в журнале Wireless
World. Поскольку схема это довольно простая и в месте с тем эффективная
то соответственно имеет ряд неоспоримых достоинств как в прочем и
недостатков.
Идеология схемы Уильямсона, касается, прежде всего, важного
взаимодействия ламп драйвера с лампами выходного каскада, которая
заключается в компенсации искажений четных порядков (в основном второй
гармоники) лучевых тетродов КТ66, искажениями четных порядков
предвыходного каскада (драйвера). Поскольку Кг2 тетродов КТ66 включенных
лжетриодами достигает порядка 6% то теоретически подобные же искажения
поданные на сетку выходных ламп в противофазе могут скомпенсировать эту
нелинейность.
На практике, по разным причинам, анализ которых выходит за рамки статьи,
идея компенсации искажений четных порядков выходного каскада в
двухтактных усилителях искажениями драйвера мало осуществима или
недостаточно эффективна по сравнению с однотактными схемами. Однако, в
схеме 1955 года, а также в её современной реплике 2003 года, применено
комбинирование этой идеи Уильямсона с не менее революционной и даже
гениальной идеей.
Так по заявке изобретателей Давида Хафлера (David Hafler), Герберта
Кероеса (Herbert Keroes), фирме инвестору Acro Products Company
патентным отделом США был выдан патент от 7 июня 1955 года за №
2.710.312 на ультралинейные усилители.
Не уменьшая достоинств прочих важных изобретений в области ламповой
схемотехники, анализ патентов в этой области техники за более чем
полувековой период показывает что, по своему значению, и массовому
признанию, ультралинейная схема стала значительным открытием в области
звуковоспроизведения. Являясь простой и элегантной по своей сути, эта
схема позволила значительно снизить нелинейность тетродов (и пентодов)
функционирующих в классе В и АВ снизив её значение до ничтожных величин
даже по сравнению с лучшими прямонакальными триодами функционирующих в
этих классах усиления. При этом ультралинейная схема сохраняла
энергетическую эффективность тетродов или пентодов.
Наиболее продвинутые образцы ультралинейных трансформаторов были
произведены американской фирмой Acro Products Company (торговая марка
Acrosound).
Достаточно рассмотреть описанную в патенте конструкцию предложенного
Давидом Хафлером и Гербертом Кероесом трансформатора, что бы понять, что
способы намотки трансформаторов пригодных для использования в
ультралинейных схемах, рекомендованные авторами некоторых Советских
учебников, как правило, являлись не лучшим их вариантами.
В первоначальном патенте прекрасно просматриваются все тонкости этого
ответственейшего узла. Предложенная Давидом Хафлером и Гербертом
Кероесом конструкция уникальна и тем, что в ней, как и подобает
настоящему элегантному творению, напрочь отсутствуют излишние элементы,
например новомодные в то время электростатические экраны, функцию
которых успешно выполняют грамотно расположенные вторичные обмотки.
Интересно, и то, что в описании патента уже активно используется термин
- HI-FI (высокая верность), а трансформаторы фирмы Acro стали
легендарными и в настоящее время неимоверно ценятся на Западном рынке.
Необходимо помнить, что в приведенной реплике усилителя Уильямсона,
из-за низкого собственного уровня второй гармоники в выходном каскаде и
наличия повышенного уровня второй гармоники в драйвере, возможна
ситуация когда возникнет перекомпенсация искажений выходного каскада,
что может негативно отразиться на звучании усилителя. Поэтому повторять
данную реплику схемы Уильямсона с выходным ультралинейным каскадом
следует весьма осмотрительно. По крайней мере, в ультралинейном
варианте схемы Уильямсона представленной здесь, необходимо добиваться
оптимальной нелинейности драйвера по второй гармонике. Необходимый
уровень второй гармоники драйвера можно задавать, варьируя сопротивления
его анодной нагрузки (47кОм). Увеличивая значения анодных сопротивлений
можно уменьшить уровень, как второй, так и крайне неприятной на слух –
третьей гармоники, при этом, возможно, придется несколько
откорректировать значение общего катодного сопротивления (680 Ом)
двойного триода драйвера по нужной величине напряжения сеточного
смещения.
Необходимый уровень второй гармоники драйвера зависит от режима
выходного ультралинейного каскада и типа примененных в нем ламп.
Например, по данным фирмы Tung-Sol, лучевые тетроды 5881(отечественный
аналог 6П3С–Е) РР/UL = 43%, Ua = 445В и Raa = 6500 Ом имеют уровень
второй гармоники, на максимальной выходной мощности 28Вт, порядка 1%,
КТ88 Genelex РР/UL = 40%, Ua = 425В и Raa = 3200 Ом Кг2 =1,5% при
выходной мощности 50Вт.
Согласно зарубежным и отечественным исследованиям влияния величины
сопротивления выходного каскада нагруженного реальным громкоговорителем
на качество воспроизведения музыкальных программ установлено, что
выходное сопротивление усилителя в данной системе должно иметь некое
оптимальное конечное значение.
Так по данным опубликованным Норманном Х. Кроухорстом (Norman Crowhurst)
в журнале Glass Audio 3/96 приведенное выходное сопротивление РР/UL
двухтактного каскада на 5881производства Tung-Sol в классе АВ
превосходит сопротивление нагрузки всего лишь в 1,25 раза. Т.е. с
помощью неглубокой ООС порядка 6 - 8 дБ, по лучшему звучанию, на слух,
можно легко довести выходное сопротивление усилителя до оптимальной
величины.
Для справки (из этой же статьи) выходное приведенное сопротивление
двухтактного лжетриодного (5881) каскада в классе АВ уже в 1,4 раза
больше сопротивления нагрузки, что уже далеко от оптимального значения.
Выходное приведенное сопротивление триодов в двухтактном каскаде и «чистом»
классе А составляет всего 0,3 от сопротивления нагрузки, но уже из-за
излишне низкого его значения тоже не является оптимальным.
Вместе с тем высокое сопротивление триодов в классе АВ по сравнению с
классом А косвенно свидетельствует о повышенной нелинейности триодов в
АВ и В режимах.
Трансформатор ТО –330 фирмы Acrosound, рекомендованный в статье 1955г,
успешно заменяют выходные тороидальные трансформаторы производства ООО «Электро
Девайс» ТТВ–250–19РР/3800 с приведенным сопротивлением между анодами в
3800 Ом.
Малораспространенные в странах СНГ лучевые тетроды 6550/КТ88, можно с
большим успехом заменить высококачественными отечественными лучевыми
тетродами ГУ19-1. Также вполне удачным будет замена 6550/КТ88 на лучевые
пентоды ГУ50/LS50. В случае использования лучевых пентодов ГУ50/LS50,
необходимо применять выходной тороидальный трансформатор производства
ООО «Электро Девайс» ТТВ–300–50РР/4000 с приведенным сопротивлением
между анодами в 4000 Ом, и отдельной, гальванически развязанной,
ультралинейной обмоткой.
Кроме описанной здесь схемы Уильямсона существует ещё один
альтернативный вариант построения высококачественного двухтактного УМЗЧ.
Схема основана на довольно простой и популярный схеме фазоинвертора с
разделенной нагрузкой одновременно являющийся предвыходным каскадом (драйвером)
для оконечных ламп (рис 3). Начинать опыты с выходным тороидальным
трансформатором, который имеет рекордно высокую связь как между
первичной и вторичной обмотками, так и половиной первичной обмотки
трансформатора в частности, я бы и посоветовали с этой схемы. Схема эта
практически аналогична известной схеме УМЗЧ «Прибой» но с заменой ламп
6Н6П на 6Н30П и заменой входного пентода 6Ж32П на половинку Е88СС
производства «Тесла» или «Телефункен». Незначительный уровень второй
гармоники входного каскада на Е88СС будет гармонично придавать «бархатистость»
чрезвычайно прозрачному звучанию УМЗЧ. Советский аналог 6Н23П,
применять не рекомендую, из-за низкой повторяемости параметров триодов в
партии.
Приведённое сопротивление лучевых тетродов ГУ19-1/КТ88/6550 (и лучевых
пентодов ГУ50/LS50) в ультралинейном режиме (Rаа) для использования со
схемой с разделенной нагрузкой, обязательно следует увеличить до
5000-6000 Ом (6000-7000 Ом).
Перечисленные в статье выходные лампы и особенно ГУ-50 могут иметь
большой разброс параметров, из-за чего желательно иметь в схеме
возможность регулировок токов покоя плеч выходного каскада, с
возможностью контроля тока покоя с помощью встроенного в схему
амперметра.
Рекомендации для повторения реплики даны А.Г. Красильниковым,
electrodevice@yandex.ru
|
|
|
|
Это интересно |
А. J. van den Hul известен, прежде всего, своими кабелями, но на самом
деле круг его профессиональных интересов гораздо шире. Он проектирует и
сам собирает наиболее дорогие фоно-картриджи, прекрасно ориентируется в
усилительной технике и акустике. Неоднократно выполнял заказы для
звукозаписывающих студий, поэтому знает всю «кухню» изнутри. Имеет
несколько ученых степеней. Сегодня мы начинаем публиковать советы
профессора ван ден Хула, которые он любезно предоставил нашему [AudioVideo]
журналу.
ЧАСТЬ 1
1. Недорогой, но наиболее эффективный способ улучшить звучание колонок —
заменить внутреннюю проводку более качественной. Попробуйте наш кабель
CS-12, а еще лучше — SCS-12. Следующий шаг вперед — замена
электролитических конденсаторов в фильтрах пленочными. Например, из
металлизированного поликарбоната*.
2. Пропаивайте все соединения, избегайте обжимных контактов. Внутренний
провод также должен быть припаян к входной клемме. Никаких лепестков и
гаек.
3. Продублируйте все дорожки на печатной плате кроссовера более толстым
проводником, тем самым, что вы использовали для внутренней проводки.
Зачистите его хорошенько перед пайкой, иначе от грязи и в звучании не
избавиться.
4. Усильте корпус колонки внутренними распорками, а на стенки нанесите
слой битума. Это уменьшит окраску звучания.
5. По сравнению с традиционным подключение bi-wiring имеет ряд
преимуществ. Разделите НЧ и ВЧ/СЧ-секции кроссовера, перерезав дорожки
на печатной плате. Поставьте дополнительную пару клемм для подачи
сигнала на среднечастотник и твитер.
6. Уберите колонки из углов комнаты. Любой угол акцентирует низкие
частоты и вносит «рупорную» окраску. Каждая колонка должна стоять
свободно, подальше от стен. Конечно, это зависит от площади вашей
комнаты прослушивания. Избавиться от лишней мебели полезно в любом
случае, да и улучшение звучания вас наверняка порадует.
7. Если сможете, поставьте колонки так, чтобы линия, соединяющая их
фронтальные панели, составляла 15 град. с одной из стен. Это реально
помогает устранить комнатные резонансы, если бас чересчур напорист.
Таким образом, обе колонки будут размещаться в комнате прослушивания
несимметрично. При симметричной установке обе АС вызывают возникновение
одной и той же моды. Каждая колонка возбуждает в комнате собственную
резонансную частоту (т.е. моду), зависящую от расстояния до ближайшей
стены. Дистанция между колонками и потолком дает вторую частотную
доминанту. При абсолютно симметричном расположении АС в комнате
резонансные эффекты удваиваются, что приводит к изломам АЧХ на частотах,
выше доминирующих. Чтобы нарушить эту структуру, советую поставить
колонки так, как показано на рисунке. Проблема с окраской звучания будет
решена на 99%. Если не поможет, попробуйте 20 градусов. Способ дает
отличные результаты и на Hi-Fi Show в отелях, где не слишком смышленые
демонстраторы любят все ставить симметрично. Именно так, как делать
нельзя.
8. При чрезмерном обилии верхних частот положите в центре комнаты
симпатичный коврик, подаренный тещей. Он поглотит отражения от пола, и «звона»
станет меньше.
9. Если удастся принести с улицы тротуарную плитку размером 30 х 30 см
или более, подсуньте ее под колонку. Вторую можно взять перед домом
соседа и положить сверху. Между ними стоит поместить лист гибкого и
клейкого материала. Таким образом, в один прекрасный день с улицы
пропадут четыре плитки. О времена, о нравы!
10. У ваших колонок мягкие грили? Cнимите их, пожалуйста. Но только не в
том случае, если вы любите детей и кошек...
Далее... |
|
|