От «Золотого века» электронных ламп нам досталось в наследство наибольшее количество ламп октальных. Еще
в начале 80-х они считались лампами дико устаревшими, даже против уходящих со сцены пальчиковых. Но вот заканчиваются 90-е, а в звуковом мире уже
какой год все растет и растет потребность на проверенные временем и внешне похожие с трех метров 6Н8С и 6Н9С.
В СССР производились несколько версий этой лампы, что было вызвано существованием заводов,
ориентировавших свою продукцию для различных секретных и несекретных ведомств. Самые первые появились спустя почти десять лет, как американцы
разработали 6SN7. Судя по имеющимся образцам, это был год 1948 и выпускал их Московский электроламповый завод* под названием 6Н8М.
Лишь позднее, начиная с1952г., лампы освоили на эвакуированном оборудовании в Саратове, Новосибирске и Ташкенте.
Московские «восьмерки» имели на цоколе ободок из никелированной латуни, что, возможно, было вызвано особыми армейскими капризами или требованиями
разработчиков в закрытых сталинских шарагах (см. А.Солженицин, «В круге первом»). Кроме того, у ламп очень небольшой партии этого же завода
имеются отверстия в анодах напротив сеточных траверз — широкораспространенная технология в пальчиковых лампах для уменьшения
проходной емкости Сс-а и возможность ослабить тепловой режим сетки при работе в правой области в импульсных устройствах. Ведь наши военные тоже
решили создать свой «supercomputer», вслед за первой вычислительной машиной ENIAC американцев (1946 г.). Его триггеры состояли исключительно из 6SN7GT.
По сложившейся российской традиции (выбрать лампу-чемпиона), лучшей по звуковым качествам считается 6Н8С московского завода. Не станем рвать
тельник на груди и доказывать иное. Уместно, однако, вспомнить об еще одной экзотике советской ламповой промышленности — 1578. Этот номер был
присвоен «восьмерке» в нескольких партиях по заказу нашей атомной энергетики. Такие лампы использовались в приборах автоматического
управления и контроля процессов в первых атомных реакторах. Специальными требованиями были: одинаковость половинок внутри баллона, сниженный до
минимума микрофонный эффект, ресурс работы — не менее 5000 часов. Хотя живучесть этой лампы, наряду с технологическими ухищрениями, достигалась
за счет снижения максимального анодного до 2758 против 300В у обычной и мощности рассеяния до 1.5Вт против 2.5Вт Производил лампу в 1961 и 1962
гг. саратовский «Рефлектор». Ленинградский завод «Светлана» в производителях «восьмерки» не числится, но именно здесь были разработаны
первые образцы, а затем документация и оснастка переданы Е- Саратов и Новосибирск. Западные производители ламповой техники относятся к нашим
6Н8С с миной довольно-таки кислой, справедливо считая свои, производства RCA, Ken-Rad, GE, вне конкуренции. Однако они всегда отмечают, что 6Н8С,
попавшие к ним, имеют значок «Sovtek», не шибко при этом задумываясь над тем, кто же сделал «восьмерки» на самом деле. В дорогих Kit'ax Audio Note
и в VK-60 Виктора Хоменко (Balanced Audio Technology, US) были .замечены 6Н8С саратовского производства и еще кое-где — московского. А «лимонную»
реакцию у них вызывали новосибирские лампы, не блещущие качеством последние 10-15 лет.
Что касается ближайших аналогов, доступных на сегодняшний день, то стоит перебрать лишь те лампы, которые имеют подобные характеристики, хотя
они различны по конструктиву и цоколевке. Сразу отметим, что все эти лампы имеют цоколь octal — 8 штырей и электродную систему, изображенную на
рисунке. С овальным анодом российских «восьмерок» не было, вопреки латентному мифу о якобы редчайших образцах, сделанных в количестве
нескольких тысяч штук. Такой лампой была VT-207 RCA для целей авиации и довольно необычные CRC 6SN7GBT/JAN Tung-Sol и Brimar.
Ближе всех по родству электродной конструкции стоит монотриод 6С2С. До 1956 г. он выпускался с металлической юбкой на цоколе тем же московским
заводом. Был краткий выпуск с металлическим баллоном. После этого в стекле его еще лет двадцать производили в Новосибирске. В силу того, что
лучеиспускание происходит симметрично с обоих сторон анода, то способность к рассеянию тепла у лампы выше, чем у стандартной 6Н8С. Не лишено своей
логики и то, что проявление микрофонного эффекта у «двойки» меньше: те же две траверзы и крепление верхней слюды в баллоне тратятся на один триод, а
не на два и тем самым обеспечивают симметричную устойчивость электродной системы против вибраций.
Очень интересен экзотический монотриод 6С8С. У него на макушке два рога для вывода анода и сетки. Кто
не выносит соединений через панельку, может припаять провода непосредственно на лампу сверху. Среди аналогов «восьмерки» он по праву
может считаться чемпионом по жесткости закрепления: верхняя слюда имеет четыре пружины-распорки на баллон да плюс к этому — нижняя и верхняя слюды
соединены двумя стойками-траверзами, выходящими прямо из ножки, без всяких дополнительных сварных элементов. Все это вместе дает основания считать
лампу созданной специально для исследовательских и лабораторных целей. Крутизна 6С2С и 6С8С слегка больше, чем у 6Н8С, очевидно, благодаря
несколько большей эффективной площади анода. На наших образцах мы намерили 3.2-3.5 мА/В, а значит и внутреннее сопротивление меньше обычной величины
— 6-6.5 КОм.
Из достаточно известных триодов к аналогам можно отнести и 6С5С, хотя она имеет несколько иную систему электродов, об
этом см. в №2 «Вестника».
Теперь о зарубежных версиях 6SN7. С 1939 года лампа являла собой стандарт двойного триода со средним
усилением и ничего лучшего в ее классе не существовало. Появившиеся позднее пальчиковые 6CG7/6FQ7, 12ВН7, 5687 и октальные 6ВХ7 и 6BL7, в
большей или меньшей степени заимствовали конструкцию материнской лампы. Индексы после семерки, вроде GT, GTB указывали на степень специальности
лампы, как-то вибропрочность, эмиссионную способность в импульсе, повышенный ресурс и большую мощность рассеяния на аноде. Кстати в
советских справочниках за 48-50 гг. обозначение 6SN7GT для наших «восьмерок» приводится как старое, бывшее в ходу не более двух лет. До сих
пор можно найти отечественные лампы с латинским обозначением.
Очень маловероятно, но могут встретиться 12SX7 и VT207 — двойные триоды с 12-вольтовым накалом и максимальным анодным 28V. Они
производились RCA и Ken-Rаd для радиооборудования самолетов. По заявлению Е.Ваrbour'а, лучшей лампы из серии двойных триодов со средним m он не слышал.
Для обслуживания
ракетных комплексов Пентагона RCA производила лампу особой надежности и вибропрочности. Она имела, как и все лампы индустриального применения,
четырехзначный номер, в данном случае 5692, а цвет цоколя был красный. Знаменитый Red base! Свихнутые американские ценители и коллекционеры дают
за нее $75-100, однако, прежде чем приобретать, советуем послушать ее в том тракте, куда установить собирались. Возможно, что наши лампы окажутся
не хуже, зато дешевле. Кроме шестивольтовых накалов, у американцев был принят и двенадцативольтовый — 12SN7.
Для Британских Вооруженных Сил General Electric Company (GEC) производила В65 (6.3В), В36
(12.6В), но такие встречать не доводилось.
По поводу мифов. Владельцы Саrу, Rogers, AN и прочего с ног сбились в розысках 6SN7
производства Philips (обычно с голубым клеймом), якобы сделанной для штатников. Решительно все наоборот! Это американцы (Sylvania, ставшая в
60-е собственностью европейского концерна) делали 6SN7 для Philips, которая занималась разработкой и производством военного оборудования для
NATO в Европе. Европейскими фабриками,производившими «восьмерки» (и «девятки» тоже) были Brimar и GEC. Про Cossor, Mullard, STC, Mazda,
Lissen, Ferranti — британские заводы, ручаться не станем, этих ламп из производства мы не видели.
Все хорошие слова, доставшиеся «восьмерке», по праву можно адресовать и «девятке». У нее гораздо меньше
клонов, чем у 6Н8С, по крайней мере в России.
Опять же, лучшие лампы из отечественных производили в Москве, до 56-го с
металлическим ободком, позднее — с черным карболитовым цоколем. Анод их был выполнен из блестящего карбонизированного никеля, формовка элементов
выполнена по высшим стандартам.
Не меньших похвал заслуживает двойной триод специального
назначения 1579 саратовского производства. Похоже, что эти «девятки» делали точно в одно время с 1578, так как даты производства на баллонах
тех и других совпадают. Цвет анода очень похож на московские. Кроме того, на верхней и нижней слюде закреплены жесткие пружины, удерживающие всю
электродную систему внутри баллона абсолютно симметрично. При щелчке ногтем по нему с разных сторон, отзыв был высокий, без призвука, но
главное — одинаковый при разных направлениях удара.
Если при описании звучания опустить тонкие нюансы, то главное отличие лампы
против 12АХ7 состоит в том, что октальная имеет удивительно ясное, гораздо более детальное звучание и вместе с тем мелодичность (певучесть, если
хотите) ничуть не страдает. Кроме использования в цепях предварительного усиления, ее можно встретить в качестве драйвера, хотя малые токи анода и
значительное внутреннее сопротивление будут препятствием в деле усиления мощных сигналов для раскачки выходных каскадов. Между тем, ее можно без
опасений использовать в РР-схеме для раскачки 6С4С, как это делает А&Т Sound/Золотая Середина.
*Этакая ирония судьбы: значок МЭЛЗ'а очень схож со значком метро, а станция << Электрозаводская >> — ударение на последних гласных
— находится акурат рядом с проходной завода...
Вестник А.Р.А. №4
|