Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

   В некотором смысле звукотехника - это наука об искажениях, с которыми ведется непрерывная борьба на всех участках звукового пути. Все искажения можно условно подразделить на линейные и нелинейные. Первые влияют только на уровень и форму сигнала, изменяя их, вторые же добавляют в сигнал посторонние продукты, которых не было в изначальном входном сигнале.
    К нелинейным искажениям относятся THD (Total Harmonic Distortion) - гармонические (и субгармонические) искажения, IMD (Intermodulation distortion) - интермодуляционные искажения (комбинационные, разностная и суммарная частоты), самые заметные на слух, динамические (клиппинг, "ступенька", перемодуляция).
    К линейным - амплитудно-частотные (искажения АЧХ, то есть неравномерность), фазово-частотные (ФЧХ), временные, пространственные (например, связанные с направленностью), переходные (искажения переходных процессов).
    АЧХ - амплитудно-частотная характеристика - зависимость, выраженная графически, между постоянным уровнем входного сигнала и уровнем выходного на рабочей полосе частот. Весьма интересная (и хитрая) характеристика, которая обычно неплоха на декларируемых номинальных уровнях входного сигнала, хотя в случае изменения (понижения) этого уровня часто разъезжается по швам. То есть при уровне -20 dB (в 10 раз меньше), прежде относительно линейная характеристика усилителя (владельцы советских амплиферов обычно очень гордятся этими характеристиками), например 20-20.000 гц по среднеоктавному уровню -0,2 dB при входном сигнале 1v для УМЗЧ или 0,25v для полного/предварительного усилителя, становится совсем нелинейной и может сохраняться в данной полосе частот уже при отклонении в -5 dB. dB - децибел, в данном случае общепринятая единица относительной логарифмической шкалы при сравнении уровней сигналов. Относительно честно эта характеристика используется у производителей качественных магнитных лент, которые приводят замеры АЧХ на уровнях насыщения магнитной ленты (0 dB) и на уровне -20 dB, более информативном и наиболее статистически вероятном на реальном музыкальном сигнале.
    Неравномерность АЧХ в полосе частот 100-8000 гц в АС категории Hi-Fi (High Fidelity - высокая верность звучания, изрядно затасканный термин) должна составлять не более 4 dB на октаву. А в студийных АС (мониторах) не более 1dB.
    Эффективно воспроизводимый диапазон частот - диапазон, в пределах которого уровень звукового давления снижается на заданную величину по отношению к уровню, усредненному в некоторой полосе частот. В международном стандарте МЭК 581-7, определяющем минимальные требования к АС категории Hi-Fi, он составляет 50-12500 гц по уровню -8 dB по отношению к уровню звукового давления, усредненному в полосе 100-8000 гц.
    По стандарту СТ СЭВ 1356-78, диапазон воспроизводимых частот, на нижней и верхней границах которого наблюдается снижение уровня звукового давления, также должен быть не уже 50-12500 гц. Отклонение частотных характеристик АС, совместно используемых в стереофонической аппаратуре, не должно превышать 3 дБ в полосе частот 250-8000 гц при усреднении характеристик в каждой октаве.
    В случае акустических систем еще присутствует такая характеристика, как направленность. Каждый динамик имеет свою характеристику направленности. Обычно акустическая мощность нелинейно убывает при отклонении от центральной оси динамика (это не совсем так, часто присутствует лепестковая структура характеристики, где боковые лепестки, конечно, слабее основного), причем на разных частотах по разному. На низких частотах уменьшение акустической мощности при отклонении от оси динамика меньше, а в случае сабвуферов направленностью обычно вообще пренебрегают. Слушатель далеко не всегда не находится точно напротив акустической системы, и, при смещении слушателя в сторону, меняется уровень различных частот. В первую очередь потери заметны в области высших звуковых частот. В многополосных АС использование узконаправленных твитеров (ВЧ-динамиков) может кардинально ухудшить звуковую картину при смещении слушателя на небольшое расстояние в сторону от оси. Акустические системы, имеющие хорошую АЧХ по оси, но узкую характеристику направленности, особенно с выраженной зависимостью ее ширины от частоты сигнала, звучат утомительно, жестко, стереообраз неустойчив и смещается в зависимости от распределения частот в сигнале. Очень острая характеристика направленности присуща планарным акустическим системам на базе электростатиков и изодинамических систем, что делает их весьма чувствительными к расположению относительно слушателя.
По существующим стандартам отклонение АЧХ от среднего значения под углами +- 20-30° по горизонтали или +- 5-10° по вертикали не должно превышать +- 4dB.
    Часто встречается неправильное понимание термина эффективная полоса частот звукового тракта, когда говорят о том, что хотя верхняя среднестатистическая частота, улавливаемая человеческим слухом, имеет значение, равное 20.000 гц, но для усилителя необходимы еще более высокие частоты, так как с этим связывают такие понятия, как скорость нарастания сигнала и необходимость слышать обертона и гармоники верхних составляющих исходного сигнала. Тогда стоит понять, что из себя представляют гармоники.
    Любой сигнал несинусоидальной формы всегда можно представить в виде одновременно воспроизводимого набора синусоидальных частот различных амплитуд и длительностей. Именно любой, сколь угодно сложной формы. Это называется разложением на гармоники, приведением к гармоническому ряду. Строго говоря, разложение на гармоники подразумевает разложение сигнала на набор кратных друг другу частот, а самая нижняя синусоида называется основной, первой гармоникой. Остальные гармоники называются по номерам, в соответствии с множителем кратности частоты, то есть вторая, третья и так далее.
    Так вот, та верхняя синусоидальная частота, которую мы слышим, предположительно является частотой 20 Кгц (реально часто 16-18Кгц и снижается с возрастом). И, даже если сигнал с частотой 20 Кгц будет представлять собой не синусоиду...
     Далее...
 

Информация

 
 

Лампы или транзисторы? Лампы!

     "High-End" разделил любителей высококачественного звучания на два лагеря. Представители одного из них отдают предпочтение транзисторной усилительной технике, другого - ламповой. Стороннику первого направления уже была предоставлена возможность высказать свои соображения на страницах "Радио" (см. №2 за 1997 г.). Сегодня редакция знакомит читателей с мнением одного из энтузиастов лампового направления в "High-End" Валентина Николаевича Костина. Старые подписчики журнала, видимо, помнят его статью "Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ". Тогда она вызвала многочисленные и весьма разноречивые отклики. В. Костин считает, что с помощью ламповой усилительной техники легче удается наиболее полно воссоздать музыкальный образ, задуманный композитором, исполнителем и звукорежиссером. Поскольку схемотехника ламповых усилителей многими уже основательно подзабыта, а молодое поколение ее всерьез и не изучало, автор начинает с рассказа о принципах работы и построения таких усилителей.

     Что такое "High-End"? Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли кто-то сможет. Дело в том, что это понятие сугубо эмоциональное. Создать такой электроакустический тракт, который бы удовлетворял абсолютно всех, просто невозможно.
     Одна из характерных особенностей нового направления в развитии высококачественного звуковоспроизведения - возрождение интереса к использованию электронных ламп в усилителях ЗЧ. Связано это с тем, что при проведении сравнительных прослушиваний звучания ламповой и транзисторной аппаратуры эксперты все чаще стали отдавать предпочтение первой из них.
Схемы включения     В статье "Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ" автор этих строк впервые попытался установить связь между объективными характеристиками электронных ламп и субъективным восприятием звучания, обеспечиваемого ламповыми усилителями ЗЧ. Остановимся на этом более подробно.
     Прежде всего напомним читателям об основных особенностях использования ламп в усилителях ЗЧ. Известны три схемы их включения: с общим катодом (рис. 1 ,а), с общим анодом (рис. 1 ,б) и общей сеткой (рис. 1,в). Четырехполюсниками U1 и U2 условно обозначены входные и выходные цепи каждого из показанных на рис. 1 каскадов. Причем четырехполюсники должны быть построены таким образом, чтобы через анодные цепи ламп мог протекать постоянный ток, а на сетку относительно катода можно было бы подать необходимое постоянное напряжение смещения.
     Наибольшее распространение получил усилительный каскад, построенный по схеме с общим катодом. В простейшем виде он показан на рис. 2. Известно, что свойства лампы, как элемента электрической схемы, определяются зависимостями между токами и напряжениями в цепях ее электродов. Схема с общим катодомПри расчете ламповых усилителей принято пользоваться статическими анодно-сеточными характеристиками:
Ia = f(Uc) при Ua = сonst и
Ia = f(Ua) при Uc = const
     Семейства этих характеристик взаимосвязаны, так что имея одни из них, можно построить другие. Примеры таких характеристик триода и пентода показаны соответственно на рис. 3 и 4.
     Основные параметры лампы легко установить по статическим характеристикам. Коэффициент усиления определяют как отношение приращения напряжения на аноде к приращению напряжения на сетке при постоянном анодном токе:
µ = ∆Ua /∆ Uc при Ia = const.
Внутреннее сопротивление определяется как отношение приращения напряжения на аноде к приращению тока анода при постоянном напряжении на сетке:
Ri = ∆Ua /∆ Ia
при Uc = const.
Крутизна лампы представляет собой отношение приращения тока анода к приращению напряжения на сетке при постоянном напряжении на аноде:
S = ∆ Ia /∆ Uc при Ua = const.

Графики

     Теперь о работе ламп в реальном усилительном каскаде. Условно различают три режима: А, В и С. В режиме А начальное положение рабочей точки выбирают таким, чтобы при реальной амплитуде сигнала она перемещалась в пределах линейного участка сеточной характеристики лампы. В режиме В рабочая точка находится у нижнего сгиба этой характеристики, а в режиме С - левее сгиба. В результате в двух последних режимах лампа работает как нелинейный элемент.

Графики

     Начальный режим работы лампы задается напряжениями источников питания цепей ее электродов за вычетом падений постоянных напряжений на элементах этих цепей. Падения напряжений и токи в цепях электродов легко найти, пользуясь характеристиками лампы.
     Мы не будем останавливаться на основных особенностях работы лампы в каскаде линейного усилителя и не станем приводить основные расчетные формулы для той или иной схемы ее включения, отошлем читателя к литературе (1,2). Отметим только, что свойства ламповых усилительных каскадов, по сути, эквивалентны свойствам аналогичных каскадов на транзисторах. Однако есть и отличия.
     Во-первых, крутизна лампы от температуры анода (в разумных пределах) не зависит, коэффициент же передачи тока транзисторов h21э изменяется при колебаниях температуры его кристалла. В результате в ламповых усилителях удается избежать инфранизкочастотной модуляции сигнала и обеспечить хорошее воспроизведение низкочастотного участка спектра звукового диапазона частот. Существующее заблуждение относительно "слабого баса" в ламповых усилителях связано, на наш взгляд, с недостаточной мощностью выходных трансформаторов и трансформаторов питания.
     Во-вторых, лампы, в отличие от транзисторов, управляются напряжением, а не током. Это позволяет разгрузить предыдущий каскад в ламповых усилителях и соответственно уменьшить вносимую им нелинейность. Не следует, конечно, забывать о входной емкости последующего каскада, которая может быть достаточно высокой. Так, в каскаде на лампе 6Н2П ее величина при максимальном коэффициенте усиления составляет около 73 пФ, но для зарядки такой емкости требуется значительно меньший ток, чем ток управления транзисторным каскадом.
     В-третьих, лампы более индивидуальны, чем транзисторы, по вносимым в сигнал нелинейным искажениям. В качестве примера приведем уровни гармонических искажений выходного сигнала для двух взаимозаменяемых ламп 12АХ7 и 6Н2П в эквивалентных каскадах (табл. 1).
Таблица 1
Лампа

Выходное напряжение

Уровень гармонических составляющих, дБ

Суммарный коэф­фициент гармоник %

Второй

Третьей Четвертой
12АХ7 2 -50 - - 0,31
5 -52 -80 - 0,5
10 -40 -62 - 1
20 -38 -54 -74 1,26
6Н2П 2 -62 - - 0,085
5 -56 -70 - 0,33
10 -46 -52 -70 1
20 -46 -40 -53 1,1

     Подобные сведения для транзисторных каскадов были указаны в статье автора, опубликованной в "Радио" № 12 за 1987 г. Следует иметь в виду, что изменение режима в обоих случаях ведет за собой перераспределение уровней гармонических составляющих.
     Теперь поговорим о факторах, влияющих на качество звучания, обеспечиваемое выходными каскадами усилителей на электронных лампах. Начнем с источника питания, поскольку, как показывает практика, от него в значительной мере зависит работа любого усилительного устройства.
     В связи с тем что установка стабилизатора напряжения в ламповом усилителе неэкономична, повышаются требования ко всем элементам его источника питания.
     Чтобы устранить потери 8 сетевом проводе, его токовая нагрузка не должна превышать 2,5 А/мм2 сечения. Перед первичной обмоткой сетевого трансформатора нужно установить заграждающий фильтр, подавляющий проникающие в усилитель высокочастотные и импульсные помехи. Он, правда, не спасает от "щелчков", проникающих в усилитель при включении и выключении бытовых приборов с реактивной нагрузкой (холодильников, пылесосов и т. д.), но защищает от помех, создаваемых источниками мощных радиоизлучений.
     На трансформаторе питания следует остановиться особо. Его конструкция должна обеспечивать подавление помех, прошедших через заграждающий фильтр.
     Существуют три основные конструкции трансформаторов - броневые, стержневые и тороидальные. Наиболее широкое распространение получили броневые трансформаторы на Ш-образных магнитопроводах. Они дешевы, технологичны, но имеют большие поля рассеяния. К тому же на таких трансформаторах очень трудно добиться устранения наводок и помех, а значит, и подавления "щелчков" при работе бытовых приборов. Трансформаторы на тороидальных магнитопроводах не имеют указанных недостатков, однако они слишком дорогие.
     Весьма важны выбор сечения магнитопровода сетевого трансформатора и расположение на нем его обмоток. Для повышения качества звучания нужно стремиться к снижению индуктивности рассеяния и собственной емкости трансформатора. Особое внимание нужно обратить на изоляцию, экранировку и расположение сетевой обмотки на магнитопроводе, так как любые паразитные связи способствуют проникновению в усилитель помех из сети. Выбирая сечение магнитопровода и диаметр проводов обмоток трансформатора, необходимо учитывать, что ток, проходящий через вторичную обмотку, нагруженную на мостовой выпрямитель, может достигать трехкратной величины выпрямленного тока. Практика разработки усилителей ЗЧ показывает, что реальный сетевой трансформатор должен иметь двух - трехкратный запас по сечению стали магнитопровода и меди провода обмоток относительно общепринятых методик расчета.
     К выпрямителям источников питания ламповых усилителей мощности никаких особых требований, отличных от требований к аналогичным устройствам транзисторных усилителей, не предъявляется. Разве что для ламповых должны использоваться более высоковольтные выпрямительные приборы, поскольку анодное напряжение ламп значительно превосходит напряжение, необходимое для питания транзисторов.
     В последнее время, правда, стало модным вместо кремниевых диодов использовать в выпрямителях кенотроны. Действительно, кенотрон открывается более плавно, и выпрямленный им ток содержит меньше высокочастотных составляющих, однако хорошие сглаживающие фильтры и правильно выбранная топология монтажа позволяют сконструировать отличный выпрямитель и на кремниевых диодах. Иными словами, при правильно сделанном выпрямителе на кремниевых диодах у кенотронного выпрямителя нет перед ним никаких преимуществ.
     Третьим основным элементом источника питания усилителя является сглаживающий фильтр. В источниках питания высококачественных усилителей ЗЧ желательно применять фильтры на фторопластовых или полипропиленовых конденсаторах. Однако такие конденсаторы имеют малую удельную емкость и недостаточно сглаживают пульсации выпрямленного напряжения. В связи с этим приходится устанавливать в фильтрах оксидные конденсаторы. Наиболее подходят К50-27. Вместо одного конденсатора большой емкости рекомендуется использовать несколько параллельно включенных конденсаторов меньшей емкости и шунтировать оксидный конденсатор полипропиленовым небольшой емкости. Впрочем, в последнее время появились полипропиленовые  конденсаторы К78-12, К78-17 и К78-20 емкостью порядка десятков микрофарад, рассчитанные на рабочее напряжение 500В.
     Теперь - о факторах, определяющих зависимость звучания от самого усилителя. При выборе однотактной или двухтактной схемы усилителя мощности обычно учитывают следующие их преимущества и недостатки. Гармоники, содержащиеся в выходных сигналах однотактных усилителей, менее заметны при субъективном восприятии; такие каскады обеспечивают более мягкое звучание высокочастотного регистра, они проще по схемотехнике и конструкции. Из недостатков однотактных каскадов можно отметить низкий (15...20 %) КПД и, как следствие, малую выходную мощность, высокие требования к уровню пульсаций и стабильности напряжения источника питания, трудности воспроизведения низших звуковых частот. Последний из названных недостатков связан с наличием постоянного подмагничивания магнитопровода выходного трансформатора однотактного усилителя мощности. Это приводит к снижению магнитной проницаемости магнитопровода, а значит, и к уменьшению индуктивности первичной обмотки выходного трансформатора и повышению частоты среза его частотной характеристики.
     Попытки повысить индуктивность увеличением числа витков первичной обмотки мало что дают, так как при этом растет подмагничивание и реальное увеличение индуктивности будет незначительным. К тому же при увеличении сопротивления обмотки возрастет теряющееся на ней напряжение и снизится КПД. Улучшить ситуацию с воспроизведением низших звуковых частот можно, увеличивая сечение магнитопровода, на что и идут многие конструкторы однотактных ламповых усилителей.
     Двухтактные усилители мощности лучше воспроизводят низшие звуковые частоты, так как постоянное подмагничивание магнитопроводов в их выходных трансформаторах отсутствует. Такие усилители имеют более высокий КПД и выходную мощность, они менее требовательны к параметрам источника питания, им необходим более простой выходной трансформатор. Однако двухтактные усилители с меньшей точностью воспроизводят высшие звуковые частоты и имеют более сложную схемотехнику.
     Для получения неискаженного звучания очень важна идентичность характеристик ламп двухтактного выходного каскада. Обычно их подбирают по крутизне и напряжению закрывания, но, как показывает опыт, подбор только по этим параметрам бывает недостаточен. Так, при разбалансе токов выходных ламп возникает амплитудная модуляция гармоник выходного сигнала частотой 100 Гц, т. е., например, при усилении сигнала частотой 1000 Гц на выходе усилителя будут присутствовать составляющие частотой 900 и 1100 Гц. А это приводит к появлению дополнительных и, смеем вас уверить, слышимых искажений. При разбалансе растет, разумеется, и общий коэффициент нелинейных искажений.
     Последние исследования показали, что пары ламп необходимо подбирать по совпадению вольт-амперных характеристик с точностью не хуже 5 % во всем диапазоне рабочих токов.
     Вопрос об использовании в усилителе мощности ООС можно решить, учитывая известные ее достоинства и недостатки. Полагая, что достоинства ООС хорошо известны читателям, скажем только, что усилитель без ООС, например, лучше воспроизводит высшие и хуже низшие звуковые частоты. Его характеристики сильно зависят от стабильности параметров как ламп, так и других элементов схемы, а также свойств источника питания. Он требует более тщательного продумывания монтажа.
     Параметры выходного каскада усилителя в большой степени определяются работающими в нем лампами. В первую очередь, учитывая особенности ламп, следует решить, какие из них целесообразнее всего применить в усилителе - триоды или пентоды (тетроды). Скажем, по сравнению с пентодами триоды обеспечивают лучшую линейность усиления и имеют меньшее внутреннее сопротивление, однако у них более низкое усиление, и из-за худшего использования анодного напряжения они не позволяют получить большую выходную мощность.
     Как уже отмечалось, лампы более индивидуальны с точки зрения обеспечиваемого ими качества звучания. Приведем (табл. 2) спектр гармоник выходного сигнала однотактного усилителя мощности без ООС на лампе EL-34, работающей в режиме А при амплитуде выходного сигнала, соответствующего мощности 1 Вт. Уровень первой гармоники принят за 0 дБ.  

Таблица 2
  Уровень гармоник, дБ
Номер гармоники Лампы EL-34
одного производителя
Лампы EL-34 другого производителя
  Первая Вторая Первая Вторая
Вторая -43 -38 -40 -40
Третья -70 -66 -64 -64
Четвертая -80 - - -
Пятая - -76 -74 -76

     Как видно из таблицы, усилительные каскады на однотипных лампах даже одного производителя имеют различные спектры гармоник выходного сигнала, а значит, будет неодинаковым обеспечиваемое ими звучание.
     Выбор режима работы усилителя мощности обычно не представляет затруднений. Целесообразнее всего использовать режим А, как обеспечивающий получение меньших искажений и лучшее звучание.
     Гораздо сложнее решить вопрос о схемотехническом построении выходного каскада усилителя, но об этом пойдет речь в следующей статье.

В. Костин, г. Москва, «Радио» №1/1998, стр. 16-18. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Войшвилло Г. Усилители низкой частоты на электронных лампах. - М.: Энергоиздат, 1959.
2. Эрглис К., Степаненко И. Электронные усилители. - М.: Наука, 1964.

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 

 

 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

     Много людей любит говорить о качестве, однако никто не получают больше чем запудривания мозгов особенно в специализированном HI-END аудио.
     Заслуживающее качество ламповых усилителей продаваемых на рынке сегодня получено в результате использования старых схем и старой литературы. Некоторые из пользующихся спросом современных полупроводниковых усилителей имеющиеся в настоящее время на рынке спроектированы слишком сложно, с применением интегральных схем, а также скомплектованы посредственными по качеству трансформаторами. При этом средства массовой информации, другие издания массового аудио бизнеса не рекламируют воистину высококачественные изделия.
     Целью статьи является опубликование схемы, которая бы произвела самое жесткое соревнование с любой другой опубликованной схемой. Короче говоря, этот проект усилителя  без компромиссов.
     В декабре 1955 года в Radio Electronics magazine - радиоэлектронном журнале, авторитетным Дэвидом Хафлером (David Hafler) сотрудником компании Dynaco, был опубликован вариант схемы усилителя Уильямсона (D.T.N.Williamson) с выходным каскадом, выполненным на лучевых тетродах 6550 фирмы Tung-Sol.
     В то время для воплощения в жизнь принципов высокой верности звучания (HI-FI) стали появляться новые типы акустических систем с так называемым акустическим подвесом, обладающих низкой чувствительностью, например модель AR-1, фирмы Acoustic Research, и ранние модели фирмы KLH. Для возбуждения таких акустических систем требовалось не менее 30 ВАр. Появление же на рынке лучевых тетродов 6550 фирмы Tung-Sol было очень своевременным, так как они позволяли получить от двух тетродов более 40 Ватт с низким искажением и без излишней установки дополнительных ламп.
     Лучевой тетрод 6550 фирмы Tung-Sol предназначался именно для аудио применения и был первым вариантом лучевого тетрода с усиленным анодом. Расчетные значения выходной мощности тетродов 6550 фирмы Tung-Sol в двухтактной схеме и триодном включении позволяли достичь 28 Вт. И 100 ватт в тетродном включении при питании анодов напряжением в 600 В.
     В схеме Уильямсона опубликованной в статье 1955 года, впервые было предложено применить этот новый тетрод, используя для раскачки выходных ламп драйвер, составленный из двух 6SN7s (6Н8С)**, с кенотроном 5U4GB (5Ц3С)** в качестве выпрямителя. Также в статье 1955 года было рекомендовано использовать лучшие из доступных на то время выходные аудио трансформаторы A–430 фирмы Dynaco (Raa=4300 Ом)** или ещё лучший на тот момент суперсолидный Acrosound ТО–330 (Raa=3800 Ом)** производства Acro Products Company.
     Так как очевидно, что схемы двухтактных ламповых усилителей в значительной мере сформировались под влиянием схемы Уильямсона, и уже явно, что двухтактные усилители, сколько ни будь значительно, не улучшились с тех пор, то соответственно эта новая реплика схемы Уильямсона, версии XXI века относиться к лучшим классическим стандартам двухтактных усилителей. Лучший из доступных выходных трансформаторов для данной реплики был выбран, Plitron 4142. Он не только имеет практически идеальную в нашем случае нагрузку между анодами (Raa) равную 3960 Ом**, но и позволяет применять ультралинейное подключение лучевых тетродов (34%)**, которое, и использовано в этой схеме нами специально.

      После достаточно длительных испытаний и исследований, стало ясно, что этот выходной тороидальный трансформатор фирмы Plitron равен по качеству дорогостоящему и дефицитному трансформатору ТО–330 фирмы Acro, а то и лучше. Возможно некоторые любители старины, некие «ретро снобы» не согласятся со мной, но они не будут иметь никаких фактических обстоятельств, чтобы базировать на них, и аргументировано возражать.
Частотный диапазон в малосигнальном режиме трансформатора Plitron легко превышает 100 кГц, при этом оригинальные ТО–330 фирмы Acro только иногда приближаются к такому частотному диапазону, и то далеко не всегда!
     В новой реплике схемы Уильямсона, применены тетроды производства НПО «Светлана» KT88SV по простой причине - они лучшие лучевые тетроды, в настоящее время из доступных. В отличие от других современных 6550 или KT88, мы заметили, что никакие значения напряжений смещение тетродов KT88SV производства НПО «Светлана» не вызывает дрейфа тока анода, в то же время они мало отличаются от спецификации оригинальных KT88.
     Также в этой новой реплике схемы Уильямсона не используются ни одного электролитического конденсатора, и исключительно только высококачественные заполненные маслом или полимерные пленочные. Если схема достаточно консервативна, а данная схема именно такая, то анодное напряжение выходных каскадов в этом случае уже вполне достаточно эффективно отфильтровано. Электронная стабилизация анодного напряжения здесь не нужна, и только добавляет недостатки и неудобства, снижает надежность. Правда, как всегда опять найдутся снобы, которые будут требовать электронной стабилизации анодного напряжения.
     Эта реплика схемы Уильямсона, была собрана на массивном алюминиевом шасси со встроенным амперметром для измерения тока катодов выходных тетродов. Анодное напряжение KT88SV - 515 Вольт, ток покоя каждого тетрода 45 мA...
     Далее...  

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD845MKIII

 

XD845MKIII

 

Усилитель ламповый XD8502AIII

 

XD8502AIII

 

Усилитель ламповый MINIP1

 

MINIP1

 

Акустическая система Music Angel One

 Music Angel One