№ 4/98
Испанец Ignacio Vila’ вознамерившись в своем проигрывателе Linn заменить головку звукоснимателя,
решил к тому же поменять и предусилитель. Тогда он распотрошил свой транзисторный Marantz 3300 и
начинил его ламповыми схемами своей разработки. Основная его цель была в том, чтобы заставить каскад
SRPP работать более эффективно, то есть с меньшим выходным сопротивлением и большей линейностью, чем
это достижимо в SRPP. Новая схема получила название Beta-follower, очевидно по созвучию с μ-follower.
«Бету» изображает транзистор, включенный между верхней лампой — повторителем и нижней — усилителем.
Получается, что нижняя лампа нагружена на транзисторный источник тока. Характеристики такого каскада
(рис. 8) впечатляют, особенно когда THD = 0,001 при 36 V RMS на выходе. Даже при том, что в цифры
вкралась ошибка (лишний ноль или два), это все равно очень здорово. Автор просит не волноваться адептов
«чисто ламповых схем» — мол, транзистор не «сидит в сигнале», а лишь представляет собой очень большое
сопротивление. Здесь представлена схема только линейного усилителя. Вместо 6CG7 и ЕСС82 (пальчиковых)
подойдет классическая октальная — 6H8C/6SN7.
С получением на руки образцов новой улучшенной «трехсотки» Sovtek 300B, уже известный читателю Matt Kamna
занялся формальным обмером всех 300В, собравшихся у него. Нечто похожее на шок вызвал не тот факт,
что 300В Svetlana имела рекордные показатели, но то, что и «старая» и «новая» 300В Sovtek вели себя
одинаково плохо в этой компании (см. таблицу 3). Когда же автор «посмотрел» российские лампы на характериографе,
то разница между ними выглядела следующим образом (см. рис. 9 а, б). Мэт, как человек творческий и
крутой инженер с многолетним стажем в Tektronix, решил проблему путем снижения напряжения накала у
Sovtek 300B с 5 V (штатных) до 3 V. Только после этого ее анодные характеристики заметно «выпрямились»
и стали хоть как-то похожи на стандартные. Даже в этом случае удалось выжать из нее не более 7,6 Вт,
что в общем-то маловато против 12,6 Вт у SV300B. После этого автор на полном серьезе заявляет, что
«трехсотка» из Саратова скорее близка 2АЗ с ее напряжением накала в 2,5 V. Возможно, что после 2000
часов работы, когда эмиссия подсядет, ее можно будет включить на 5 V по накалу, но это не совсем прямой
путь траты ваших денег.
По нашей скромной оценке статья L.Olson’a и M. Kamna в GA N№ 4/97 явилась лучшей статьей в этом журнале за
прошлый год — Sound of the Machine: the Hidden Harmonics Behind THD — Звук машины: гармоники, стоящие за спиной
цифр искажений. Если мы не соберемся опубликовать ее в N№ 6 «Вестника», так как статья довольно большая, то во всяком
случае она появится в «Специальном выпуске» на выставке РХЭ’99 в Москве.
Как всегда, Don Jenkins поражает педантизмом и основательностью подхода к измерениям характеристик
ламп. На этот раз он путем прямых измерений и составлением математической модели проверяет лампы 6550С
и 6L6GC Svetlana, а также VV52B — могучего прямонакального триода нового поколения, разработанного в
95-м А. Вайшем. Обмеру и подтверждению заявленных параметров подлежали основные — μ, S и Rp.
Как известно, любой заявленный параметр обладает высокой степенью доверительности только при оговоренных
условиях. Так 6L6GC RCA ( по их родному справочнику времен Отто Шада) имеет Rp = 33 кОм при Ua = 350V,
Ug2 = 250 V, Ug = –18V.
Для 6L6GC Svetlana этот параметр оказался равным 53,9 кОм, причем цифра уверенно повторялась. Затем
были проделаны измерения с большей динамикой, когда сигнал по входу был не 0,125 V RMS, как в первом
случае, а близким к реальному, вплоть до 10 V RMS и при начальных смещениях на сетке от –12,6 V до –21,6 V.
Только в этих режимах лампа стала подтверждать заявленные показатели. Как всегда, чем ближе к предельной
мощности на аноде лампы, тем предсказуемей ее поведение. Начиная от –14,4 V на сетке и меньше (ближе к нулю)
наша Svetlana 6L6GC имела Rp равное классической RCA 6L6GC = 30 кОм! Причем наблюдалась тенденция к
уменьшению при увеличении амплитуды на сетке.
Та же операция была проведена с VV52. При высочайшей линейности анодных характеристик (заявленных),
внешне убедительных на первый взгляд, выясняется, что этот триод изменяет собственное внутреннее сопротивление
от 350 Ом до 510 Ом, зависящее от первоначально установленного смещения (на аноде было 450 V, диапазон
смещений от –83 V до –103 V, при раскачке сетки 50 V RMS. Смотри рис. 10, 11).
Что же все это означает и какие практические выводы следуют из этих измерительных игр? По заявлению
автора в итоговой части статьи: «... при разработке устройств на лампах, разработчикам следовало бы
не пренебрегать измерениями и математическим моделированием с применением коэффициентов высших порядков
(хотя бы до 3-го включительно). Описанная технология позволяет с высокой степенью точности анализировать
поведение ламп в любом диапазоне изменений. Особенно это касается многоэлектродных ламп (тетродов и пентодов),
параметры которых не остаются постоянными даже в пределах малых изменений по смещению на первой и второй сетках».
И тут же, как честный ученый, Jenkins отмечает, что для практических, реальных схем не будет особой
разницы, откуда были взяты параметры, лишь бы лампа им соответствовала. E. Barbour уже как сотрудник
Svetlana Electron Devices (S. E. D.), а не как штатный редактор GA приводит свои изящные оправдания,
суть которых в следующем: «Все лампы, несмотря на отработанные технологии их производства, даже такие
архилинейные, как 845 и SV572–3, имеют разбросы параметров по крутизне, усилению и Rp в различных рабочих
точках. Вполне вероятно, что «новодел» упомянутых тетродов несколько отличается от оригинальных ламп,
хотя заявленные характеристики просто содраны один к одному из старых справочников. Так ведь они являются
усредненными и/или «грубо» измеренными в некоторой «законной» точке и, если требуются более точные данные,
тогда, конечно, без компьютерного моделирования не обойтись. Естественно инженеры на «Светлане» в
Питере повторяли свои новые SV6L6GC и SV6550C в полном соответствии с динамическими параметрами
«модели». Наконец, новые лампы, будучи установлены взамен старых, оригинальных, оказываются очень близкими
по звуку «американской классике».
Дистрибьютер ламп VV Ron Welborne, хозяин компании Welborne Labs, даже слегка изображает обиду. Мол,
если б мистер Jenkins попытался сделать то же самое с выходными триодами других производителей, то
результаты оказались подобными. Когда б кто-либо проектировал прецизионные фильтры или измерительную
аппаратуру, тогда б динамические параметры нужны были, а в выходных каскадах сгодятся коэффициенты
первого порядка.
Позволим себе небольшой комментарий.
Кроме собственно статьи с измерениями и данными, мистер Jenkins дает историческую справку по методам
измерений, откуда следует, что производящие компании и окружающая их наука перед выпуском лампы в
мир, проводили весьма серьезные обмеры ее, с целью детального выяснения поведения этой лампы в любых
мыслимых режимах и снабжали рекомендациями по оптимальному использованию ее. Здесь же он приводит десяток
схем существовавших технологий измерений от 1928 года вплоть до 50-х. Возможно, что самым разумным
было бы внедрение современных методов у нынешних производителей. При этом им не вредно знать, что изделия
их используются в звуковых трактах со всей спецификой, присущей звукоусилению. И характеристики должны
быть, как бы мягче выразиться, снятыми с реальных образцов, а не взятыми из известных справочников.
Надеемся, что это только укрепит популярность наших российских ламп в мире. .
Вновь S. Perugini после статьи с корректором RIAA делится успехами в матмоделировании вакуумных
диодов. Целью является не только блеснуть арифметическими способностями, но и уточнить некоторые параметры
кенотронов при работе их в цепях выпрямления. Кроме того он составил схемы с различными фильтрами и
весьма точно рассчитал (а затем сравнил с результатами реальных измерений) амплитуды пульсаций токов
и напряжений и, что не менее важно, их форму. Автор выразил надежду, что его материалы окажутся полезным
дополнением в многоцветную мозаику нынешнего увлечения лампами, а также уверенность в том, что
технологии электронных ламп и применение самих ламп в звуке еще далеко не полностью исчерпали свой
реальный потенциал.
В конце журнала, в разделе Letters, тронуло душу письмо известного корреспондента GA Марка Келли (Mark Kelly
, Australia). Он сообщает, что однажды попробовал применить силовой трансформатор для двухтактного
выхода на 6B4G/6C4C (как на рис. 12). Это дало ему RA-A = 2,4 кОм, при +300V питания 7 Вт
мощности в полосе 20 Гц — 17 кГц (по –3 дБ), без ОС. Он так и оставил его работать дальше. Помещение
было с очень большой реверберацией и уставлено железными ящиками и бочками, так что недостаток высоких
в усилителе оказался только плюсом. Однако попытки и дальше применять силовые трансы в качестве выходных
одна за другой заканчивались неудачей. Трансформатор в 330VA (12 см2 сечения) имел около 1000 витков
в первичке и при длине магнитной силовой линии в 30 см его индуктивность оказалась не выше 6 Гн.
С учетом того, что большинство изготовителей силовых трансформаторов декларируют мощность при
максимальной индукции — 1,8–20 Тл и стараются тратить меньше меди, то как раз с большими трансами
(свыше 100 VA) лучше не связываться (мало витков, индуктивность не высока). К тому же и средняя длина
витка провода у них большая (из-за раздутого сечения железа), что приводит к повышенной индуктивности
рассеяния. А вот старые, на Ш-железе, вполне могут сгодиться; у них и окно большое и меди тогда не
жалели. Для уменьшения затрат на эксперименты, да и вообще для использования в качестве выходных,
смело их рекомендуем.
Rp (подстрочная буква p = plate — анод) равносильно нашему обозначению Ri — внутреннему
сопротивлению лампы. Но у них Ri применяется для обозначения выходного сопротивления каскада.
№ 5/98
Журналы становятся толще, но и рекламы в них больше. Однако количество полезной информации либо
остается прежним, либо падает в обратной пропорции. Таков и N№ 5. Если в ходу микросхемы и транзисторы,
то отчего не прицепить к ним лампы, либо наоборот — может быть слабосильным лампам помогут своим
мощным кремниевым здоровьем транзисторы и m-схемы? Как раз этим, едва ли
не гамлетовским, вопросом мучается Bill Chater. В итоге получился вот такой двухтактник с
кремниево-ламповым каскадом в плече (на рис. 13 показана только половина). Забыл, наверное, слова
поэта: «В одну телегу впрячь не можно...» и так далее. Под статью убита ровно треть журнала, жаль...
Зато после этого вдвойне приятно, что на страницах столь уважаемого издания появился репринт из
Radio News за октябрь 30-го года. Статья называется «How to Use Power Tubes», то есть «Как применять
мощные лампы». Этакий ликбез, начиная от закона Ома и заканчивая работой трансформатора на выходе усилителя.
Чего только стоит рамка для оформления рисунка, кроме самой схемы (см. рис. 14)! Вот бы и нам так
же. Так ведь нет, сожрут чистоплюи-буквоеды, бойцы за гостовские начертания схем.
От Larry опять статья, маленькая, но такая убедительная. Он предлагает двухкаскадную схему
усилителя мощности, где первый каскад с закрытым входом регулируется смещением по сетке. В цепях смещения
1Q5-GT и 45 применяются батареи, в накале первой лампы тоже батарея. Ларри приводит кривую зависимости
2-й гармоники первого каскада от смещения, благо оно независимо. При изменении от –8 V до –3 V (соответственно
анодный ток изменялся от 2,5 mA до 14 mA через обмотку межкаскадного трансформатора), вторая гармоника
уменьшалась от 3,52 % до 0,81 %. Вот вам, пожалуйста, один из эффективных способов увеличения линейности
тракта, без всяких заклинаний, пений мантр, суперкабелей и чисто серебряных разъемов (см. рис. 15, 16)!
Наконец, кроме вороха материалов на «еще одну схему двухтактника» J. N. Still’а, энтузиаст
EL509/6П45С Bob Danielak публикует схему своего компактного однотактника. В противовес монстру «Magnum»,
автор обошелся всего парой баллонов и получил 10,6 Вт при 4,8 кОм (при 2,4 кОм — 10,3 Вт). Мало сомнений
— скоро наша 6П45С станет «народной» у американцев (см. схему на рис. 17).
Здесь правда не обошлось без применения ОС и надо же, автор использовал достижения вычислительной
техники в прикладной электронике — на сайте Duncan’а Munro в Internet’e отыскал анодные характеристики
EL509 с управлением по второй сетке и они позволили определить рабочую точку точнейшим образом! Кстати,
Web адрес Munro: http://duncanamps.simplenet.com/spicevalves.html. Там много этого добра, но чтобы
воспользоваться им, нужно иметь Adobe Acrobat и Pspice программы.
Да, стоит упомянуть. В конце номера есть отзыв на книгу Aspen’а Pittmana — The Tube Amp Book.
Это хозяин серьезной дистрибьютерской компании Groove Tube скомпилировал книжку, вышедшую уже 4-м
изданием. В ней огромное количество схем и характеристик ламп; здесь же советы по ремонту гитарных
усилителей и замене одних ламп на другие.
Часть [1]
[2]
|