|
|
|
|
DVD-Audio |
SACD |
CD |
Диаметр/толщина диска, мм |
120/1,2-1,4 |
120/1,2 |
120/1,2 |
Рабочая поверхность |
1 (редко 2) |
1 |
1 |
Объем одного слоя диска, GB |
4,7 |
4,7 |
0,7 |
Динамический диапазон, db |
>120 |
144 |
96 |
Рабочие слои |
1 или 2 |
1 или 2 |
1 |
Частота дискретизации для стерео диска, кГц |
44,1 - 192 |
2 822,4 |
44,1 |
Частота дискретизации для многоканального диска, кГц |
44,1 - 96 |
2 822,4 |
нет |
Запись видео и фото на диск |
есть |
есть |
нет |
Разрядность, бит |
16/20/24 |
1 |
16 |
Длинна ямок (Pit), нм |
650 |
650 |
780 |
Основной аудиосигнал |
PCM |
DSD |
PCM |
Количество каналов |
2 - 6 |
1 - 6 |
2 |
Воспроизводимый диапазон для стерео диска, Гц |
5 - 96 000 |
2 - 100 000 |
5 - 20 000 |
Воспроизводимый диапазон для многоканального диска, Гц |
5 - 48 000 |
2 - 100 000 |
нет |
Запись текста на диск |
да |
да |
CD-text |
Максимальный поток данных, Mb/c |
9,6 |
аналоговый выход |
1,4 |
Дополнительные записи |
текст, фото, видео |
текст, фото, видео |
текст |
Разделение на 6 каналов из стерео |
да |
нет |
нет |
Воспроизведение на компьютере |
да |
нет |
да |
Защита данных |
да |
многоступен- чатая |
нет |
Оглавление (TOC), дорожек |
? |
до 255 |
до 99 |
Длительность записи, мин. |
74 |
до 109 |
74 |
Региональное кодирование |
нет |
нет |
нет |
Количество наименований дисков |
? |
>1 500 |
1 млрд. |
Количество проигрывателей (млн.) |
? |
>2 |
>500 |
Формат DVD-audio
DVD-Audio – стандарт хранения аудио информации на DVD дисках. Принцип кодирования исходного аналогового сигнала
схож с обычными CD аудио дисками, однако за счёт увеличения частоты дискретизации и разрядности цифровых данных
оцифрованный звук существенно ближе к оригиналу. Для увеличения времени записи также происходит сжатие информации
без потерь качества. Время записи на DVD-A дисках обычно составляет 74 минуты, количество каналов - от 2 до 6. Для
совместимости с проигрывателями обычных DVD (видео) дисков, иногда может присутствовать аудиосигнал объёмного звука в
форматах Dolby Digital и DTS.
Технические сведения о DVD audio
Аудио сигнал записывается в формате PCM (ИКМ - импульсно-кодовая модуляция). Частота дискретизации может
быть от 44 до 96 кГц (для стерео - до 192 кГц), разрядность данных от 16 до 24 бит. Воспроизводимый частотный диапазон -
от 5 до 48000 Гц (до 96000 Гц для стереосигнала), динамический диапазон - до 144 dB. Объём данных - 4.7 Гб для
однослойного диска. Использованием алгоритм сжатия звука без потерь MLP(5) (Meridian Lossless Packing), обеспечивающий
примерно двукратное сжатие аудио данных.
Преимущества стандарта DVD-audio:
Высокое качество звука, большой динамический диапазон.
Запись многоканального звука.
Возможность воспроизведения на компьютере.
Распространённый на студиях звукозаписи формат кодирования PCM.
Общие сведения о формате SACD
SACD - Super Audio Compact Disk - цифровой формат записи
звука, разработанный компаниями Sony и Philips, официально
появился в 1999 году. Диск размером как и обычный CD, только
рабочий слой другого оттенка(золотистый). Информационная
ёмкость гораздо больше, чем на CD, однако, в силу высокого
качества кодирования звука, длительность записи составляет
74 минуты (иногда 109 минут). На одном из слоев двухслойного
(или гибридного) диска обычно записана музыка в формате SACD
на другом - в формате CD. Эти диски можно слушать и на
обычных стерео CD проигрывателях. На SACD проигрывателях
используется многоканальный режим (Multi Channel или
Surround), реже двухканальный режим (стерео) или даже моно -
при переиздании старых записей.
Преимущества стандарта SACD
-
Естественность звучания и высокое качество записи
-
Защита от цифрового копирования
-
Многоканальный (до 6-ти каналов) звук
Технические сведения о стандарте SACD
Большее время записи в SACD достигнута за счёт новой
технологии кодирования и сжатия звука, а также уменьшения
физических размеров ямок (питов) на поверхности рабочего
слоя. Для оцифровывания аудиосигнала используется технология
прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital).
Звуковой поток с оригинала переводится в цифровой вид с
использованием сверх высокой частоты дискретизации 2822 KГц.
Уменьшение уровня сигнала кодируется как 0, увеличение, как
1. Поскольку частота считывания данных очень велика, то
качество преобразования очень велико и гораздо ближе к
аналоговому оригиналу, чем у традиционного CD.
Для дальнейшего сжатия используется алгоритм компрессии
без потерь — Direct Stream Transfer (DST). Исходный цифровой
поток уменьшается в объёме примерно в два раза.
SACD дает звуковой сигнал с полосой частот до 100 кГц
(на обычном CD - до 20 кГц), а его динамический диапазон
достигает 144 дБ (на обычном CD - 96 дБ). Частота
дискретизации - 2822,4 кГц. Объём диска - 4.7 Gb.
Защита записи от копирования
Для дисков стандарта SACD была придумана специальная защита
от копирования. В потайных секторах спрятаны информация о
диске, изготовителе а также кодовый ключ, которые должны
быть считаны проигрывателем перед началом воспроизведения.
При перезаписи SACD эти данные не копируются, и такой диск
любым SACD проигрывателем не читается. Само содержимое диска
зашифровано с помощью ключа. Защитные данные (PSP метки)
могут быть скопированы только на лицензионном записывающем
устройстве SACD. Дополнительно на всех устройствах
воспроизведения применяется специальная "заглушка" на
цифровой выход (DTCP) дополнительная защита от цифрового
копирования.
Самый известный формат - CD-Audio
Если говорить о первом стандарте цифрового звука, который в
буквальном смысле совершил прорыв в сознании людей, то
несомненно это будет стандарт CD-Audio, с которого по
большому счету и началась эра всепоглощающего проникновения
цифрового звука в нашу повседневную жизнь.
Музыкальный компакт-диск, он же CD-Audio, был изобретен,
стандартизирован и введен в обращение в начале 80-х фирмами Sony и Philips. Основными характеристиками цифрового звука,
заложенными в этот стандарт, стали частота дискретизации
44.1 кГц и 16-битное представление амплитуды сигнала. Выбор
подобной частоты дискретизации был обусловлен необходимостью
обеспечить совместимость с разработанными ранее
аудиосистемами, работавшими с видеокассетами.
Первым и несомненным плюсом разработанного компакт-диска
стала беспрецедентная долговечность. Ни один более ранний
носитель, например магнитофонные ленты или пластинки, не мог
сравниться с ним по этому показателю. Отсутствие
механического контакта между диском и считывающим
устройством позволяло эксплуатировать компакт-диски по
несколько раз в день и делать это годами. Даже появление
небольших царапин никогда больше не досаждало пользователю
растущим уровнем шумов и дефектов.
Вторым плюсом стали более компактные размеры диска, что
значительно упрощало эксплуатацию нового носителя. Появилась
возможность привнести новый стандарт в салон автомобиля, так
как все попытки конструкторов использовать в серийных
масштабах в салоне автомобиля звуковую аппаратуру высокого
класса (большие катушечные магнитофоны и виниловые
проигрыватели) окончились неудачей.
Еще одним пунктом превосходства Audio CD над винилом стало
качество звучания. В 1980 году «прогрессивность» нового
формата был заявлена величинами динамического диапазона
сигнала и отношения сигнал/шум — более 90 дБ, что вместе с
искажениями менее 0,01 % означало крах виниловой пластинки.
Однако, у компакт-диска был и один недостаток, замеченный
чуть позже. Верхняя частота диапазона воспроизведения
компакт-диска была равна половине его частоты дискретизации,
то есть 22.05 кГц, в то время как у аналоговых носителей
этот показатель был гораздо выше. И хотя частоты выше 19-20
кГц уже относятся к ультразвуку и относятся к «неслышимым»,
обертональные составляющие большинства акустических
инструментов лежат именно в этой так называемой «неслышимой»
области и оказывают влияние на впечатление от прослушивания.
Если их нет, запись кажется "неживой".
Поэтому не за горами появление новых стандартов цифрового
представления аудио информации, и можно с уверенностью
сказать, что самое интересное в цифровом звуке еще только
начинается.
Опубликовано по материалам
http://uniteka.com/techno/
и
http://www.elenoize.com/more.php?id=A264_0_1_0_M
|