Это интересно |
Казалось бы, радиолампы остались в далеком прошлом и в век новых
технологий представляют разве что историческую ценность. Но сейчас во
всем мире растет интерес к использованию радиоламп в аппаратуре, и
связано это, как ни странно, с цифровыми технологиями в звукозаписи.
Подход истинных ценителей качества звука к оценке аппаратуры во многом
похож на подход гурманов. В самом деле, разве настоящим ценителям
вкусной еды есть дело до скучных выкладок, сколько витаминов и
микроэлементов, а также жиров и углеводов содержится в блюдах,
подаваемых в лучших ресторанах?
С недавних пор особенно «вкусным аудиоблюдом» считается звучание
ламповой аппаратуры. Самые тонкие ценители за огромные деньги покупают
модели на лампах или даже делают заказы на их штучное производство.
И никто, наверное, уже не вспоминает, как всего два десятилетия тому
назад на помойки выбрасывались ламповые радиолы и телевизоры. И вот эта
техника возвращается, причем уже в качестве атрибута престижа. Что это -
просто модное увлечение или же техника, как иногда бывает, развиваясь по
спирали, сделала очередной круг и привела нас опять к лампам?
Усилительная радиолампа была изобретена в 1906 году американцем Ли Де
Форестом. В этом году изобретению, которое в свое время произвело
настоящую революцию в технике, исполняется 100 лет. С началом серийного
выпуска радиоламп стали возможны радиовещание и телефонная связь на
большие расстояния. В 20-х годах появляются первые радиоприемники на
лампах. Затем усилители на лампах начинают использоваться в
электропроигрывателях. Расцвет ламповой техники пришелся на 50-е годы. В
это время радиоприемники, проигрыватели и телевизоры превратились в по-настоящему
массовые продукты. Но тогда же, в 50-х годах, у радиолампы появился
соперник: началось производство полупроводниковых усилительных устройств
- транзисторов. Поначалу транзисторы использовались только в переносной
технике, где были важны такие их преимущества, как малые размеры и
скромные потребности в электроэнергии. В 70-х годах в аппаратуру
начинают внедряться интегральные микросхемы. В одной микросхеме размером
с почтовую марку помещались сначала десятки, потом сотни (а теперь уже и
миллионы) транзисторов. Стало легко реализовывать функции, которые для
ламповой техники неприемлемы...
Далее... |
|
|
|
Волшебство лампового звука |
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛАМПЫ
В начале 80-х годов появился CD, который стал первым массовым цифровым
носителем для записи звука. Сначала продвижение CD было четко
ориентировано на людей, серьезно увлекающихся музыкой. И здесь не
обошлось без некоторых накладок. Меломаны покупали CD-проигрыватели,
подключали к ним имевшиеся транзисторные усилители, изначально
предназначенные для работы с проигрывателями для «винила» и...
испытывали разочарование. Сигнал, выходящий из винилового
проигрывателя,гладкий, его динамический диапазон (то есть соотношение
между мощностями самого громкого и самого тихого звуков) был сужен при
записи, чтобы поместиться в дорожку пластинки. Транзисторный усилитель
хорошо справлялся с таким сигналом. А что получалось на выходе CD-проигрывателя?
Динамический диапазон широкий, в сигнале много резких перепадов. Работая
с таким сигналом, транзисторный усилитель вносил в него значительные
искажения. И вот в какой-то светлой голове возникла мысль, а не
подсоединить ли CD-проигрыватель к ламповому усилителю? На первый взгляд
такое решение выглядело дикостью - подключить ультрасовременное
устройство к аппарату, выполненному из компонентов, признанных морально
устаревшими. Но результаты превзошли все ожидания - получилось чистое
звучание, CD смог раскрыть свои богатые возможности. Вопреки расхожему
мнению, именно появлению CD, а не ностальгической моде на «винил», и
обязана радиолампа своим триумфальным возвращением. В 80-е годы
американские меломаны в основной своей массе перешли с «винила» на CD.
Соответственно возник большой спрос на ламповые усилители. Но к тому
моменту производство радиоламп для широкого применения в США уже было
прекращено. Где можно было найти радиолампы? Оказывается, в СССР и Китае.
Неповоротливая советская электронная промышленность продолжала
производить радиолампы в большом количестве. Что касается Китая, то в
80-е годы он еще плелся в хвосте прогресса в электронной промышленности,
и там радиолампы тоже производились. Было создано американо-советское
предприятие Sovtek, которое начало поставлять советские радиолампы в США.
И до сих пор этот бренд занимает серьезные позиции на американском рынке
радиоламп. Сейчас аппаратуру на радиолампах Sovtek производит, например,
американская компания Conrad-Johnson. Кроме Sovtek в продукции
американских фирм широко используются радиолампы знаменитого
санкт-петербургского завода «Светлана». Причем выбор на продукцию
предприятия из бывшего СССР пал не из-за цены, а потому, что оно
обеспечивает высокое качество звука. Существуют и отечественные
производители ламповых усилителей. Главным образом это небольшие фирмы,
которые выпускают аппаратуру мелкими партиями или по индивидуальным
заказам.
СЕКРЕТЫ ЛАМПОВОГО ЗВУКА
На заре развития транзисторной техники объяснение тому, что лампа
звучит лучше, было простое - полупроводниковые приборы были тогда еще
небезупречны. Но шло время, транзисторы совершенствовались, и прежнее
объяснение феномена лампового звука вызывало все больше вопросов. В
самом деле, коэффициент нелинейных искаженийу современных моделей
высококачественных транзисторных усилителей составляет 0,01-0,001%. А у
лампового усилителя по самому принципу его действия нелинейные искажения
составляют более 0,5%. Конструкция большинства ламповых усилителей
устроена таким образом, что сигнал на акустическую систему подается
через выходной трансформатор. Это ухудшает воспроизведение глубоких
басов. Ламповому усилителю с трудом дается воспроизведение динамичных
моментов в музыкальных произведениях. Тем не менее звучание ламповой
аппаратуры субъективно воспринимается как более приятное по сравнению с
транзисторной. На первый взгляд это парадокс - пользователь субъективно
оценивает более высоко устройство, у которого технические характеристики
хуже. Но существует и четкое научное объяснение этому феномену. Да,
современный транзистор вносит меньше искажений в сигнал, чем радиолампа.
Но это искажения различного типа, и то, как изменяет сигнал радиолампа,
более терпимо воспринимается человеческим слухом. Радиолампа при
усилении добавляет в сигнал четные гармоники. Субъективно слух
воспринимает звучание, в котором есть четные гармоники, как более теплое.
В том, что такие гармоники неизбежно добавляются при усилении,
естественно в разумных пределах, есть даже польза, потому что звучание
становится более приятным для слуха. Кроме того, ламповый усилитель
добавляет от себя главным образом гармоники низкого порядка (в основном
2 и 4), которые вызывают у слушателя меньше раздражения, чем гармоники
высокого порядка. Для транзистора характерно добавление в сигнал в
основном нечетных гармоник. Наш слух воспринимает звук, обогащенный
нечетными гармониками, как более резкий. К тому же транзисторы дают
гармоники высокого порядка (7 и даже выше), которые раздражают слух.
Таким образом, приятное звучание лампового усилителя создается во многом
за счет «приправы» в виде дополнительных четных гармоник. Возможно,
дополнительные четные гармоники даже частично маскируют нечетные,
которые могут возникнуть, например, в результате погрешностей при
цифроаналоговом преобразовании сигнала с CD. Еще одним фактором,
определяющим разницу между звучанием ламповой и транзисторной аппаратуры,
является ограничение сигнала. Для транзисторного усилителя характерно
жесткое ограничение. В результате «выбросы» громкости, которых много
именно в сигнале с CD, сопровождаются хорошо слышимыми щелчками. В
ламповом усилителе мягкое ограничение, которое не так заметно.
ИМИТАЦИЯ «ЛАМПОВОГО» ЗВУКА
Возникает вопрос: если особенности «лампового» звука сводятся к
добавлению новых компонентов в сигнал, неужели нельзя это как-то
имитировать современными средствами? Действительно, это возможно. В
некоторых профессиональных транзисторных усилителях для электрогитары
имеются специальные цепи, имитирующие искажения, характерные для
радиоламп. Для популярной компьютерной программы для воспроизведения
музыки WinAmp используются плагины, обогащающие сигнал четными
гармониками. Но применение компьютерной обработки сигнала или же
специальных цепей на транзисторах дает пока более скромные результаты,
чем прохождение сигнала через ламповый усилитель. Дело в том, что после
обработки в цифровой форме сигнал поступает на цифроаналоговый
преобразователь, который вносит потом свои искажения. Что касается цепей
на транзисторах, то они могут обогащать сигнал четными гармониками, но
при этом все равно добавят еще и нечетные. А ламповый усилитель доводит
сигнал до нужной кондиции без «побочных эффектов».
ПЕРСПЕКТИВЫ
Станет ли нынешний интерес к ламповой технике кратковременным увлечением
или же радиолампа вернулась всерьез и надолго? В аппаратуре высокого
класса лампы будут использоваться достаточно долго. По крайней мере до
тех пор, пока усилители, дающие «теплый» звук за счет комбинации
транзисторов трех типов, не станут значительно дешевле. Но, даже если
это случится, производители ламповой аппаратуры без работы не останутся.
Ведь, покупая такую технику, люди платят не только за прекрасный звук,
но и за приобщение к легенде.
Часть [1]
[2]
Алексей Васильев
Опубликовано по материалам http://www.revkom.ru/info/?id=290194
|
|
|
|
Это интересно |
Ох уж этот High End! Столько "капусты" сгнило, столько "лапши"
приготовили, что и ушей тех не видно, на которые ее повесили! Как
говорил один наш покупатель, продавая за 1500 долларов очередное "чудо",
купленное за 4500: "Наука стоит денег, за все надо платить". А надо ли,
или High End - это вновь открытый континент, где свои физические законы,
где закон Ома для тока, текущего в одну сторону проводника, один, а в
обратную - другой, где подложенные под шипы аппарата медные монеты
звучат лучше, чем никелевые? При такой постановке вопроса говорить о
звучании усилителя абсурдно, и можно судить только о качестве звука этих
самых монет. Как будто в школе не учились, а об институте уж и говорить
не приходится. Так что, High End действительно познается только на
эзотерическом уровне, или всему есть рациональное объяснение?
Чтобы понять это, постараемся ответить на четыре ключевых для данной
проблемы вопроса: Как оценить то, что мы слышим? Как и что мы слышим?
Как и что мы делаем? Как выбирать? То, с какой точностью мы на них
ответим, и определит правдивость полученного ответа.
В зависимости от назначения звуко воспроизводящей аппаратуры критерии
качества звучания будут различными, однако результат его восприятия -
одобрительно-неодобрительное оценочное суждение. При таком подходе
возникает одна из основных психологических задач оценки качества
звучания: изучение структуры положительных суждений, соответствующих тем
или иным критериям оценки . Такие мнения, возникающие у слушателей,
могут относиться как к непосредственному воздействию звука на
эмоциональную сферу, так и к точности его воспроизведения, которая, в
свою очередь, может порождать вторичные эмоции.
Далее... |
|
|