Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Кабели, кабели, кабели…
Вы поверите, что кабели могут значительно влиять на характеристики аудио и видео
систем?
Многие готовы
заплатить огромные деньги за высококачественные колонки, современные
усилители и различные компоненты системы, прежде чем обратить внимание
на кабели. За последние десять лет многие компании добились
значительных успехов в области разработки аудио и видео кабелей для
повышения качества записи и воспроизведения. Сторонниками компаний
стали скептически настроенные инженеры, специалисты в области
звукозаписи и любители, которые видели и слышали разницу.
Чтобы понять, как кабели могут повысить
качество системы, необходимо учитывать значительный прогресс в области
аудиотехники, за последние двадцать лет. Новые материалы и космические
технологии подготовили почву для новых изделий. В динамиках стали
применяться более мощные магниты, прочные диффузородержатели, гибкие
подвесы и легкие, но жесткие диффузоры. Усилители строятся по более
совершенной схемотехнике, имеют более мощные и
стабильные источники питания и хорошее экранирование. У проигрывателей
компакт-дисков появились расширенные функциональные возможности и
улучшенные механические характеристики. Большинство разработчиков
сконцентрировали внимание на повышении качества именно этих
компонентов, не принимая во внимание соединительные кабели.
Между тем кабель работает как
сложный пассивный фильтр со множеством характеристик. Они так же важны,
как важны правильно выбранные покрышки для современного автомобиля, и их
качество невозможно оценить отдельно. Они должны быть правильно
подсоединены, сбалансированы и их нужно уметь правильно эксплуатировать.
Кабели, являясь неотъемлемой часть комплекса, могут подчеркнуть его
недостатки, либо замаскировать их. Большинство инженеров рассматривают
только два основных электрических параметра кабеля: сопротивление
(свойство проводов препятствовать прохождению тока) и емкость (жила и
экран являются по сути, обкладками конденсатора, который
может значительно влиять на частотную характеристику). Получается, что
любой кабель с малым сопротивлением и умеренной емкостью будет
удовлетворительно работать в системе. На самом деле это не так,
(поскольку существует еще и индуктивность, и другие параметры,
зависящие от частоты, тока и времени. Хороший кабель должен
удовлетворять многим требованиям (подчас абсолютно противоречивым)
одновременно, и его достоинства можно оценить, даже не обладая
идеальным слухом. Высокие частоты передаются чисто, без искажений;
средние - хорошо фиксируются в пространстве, бас естественный и глубокий.
Звучание музыки приближается к оригиналу, многие слушатели отмечают ее
естественность и свежесть. Это не удивительно, ведь человеческое ухо
распознает нюансы звучания очень четко, ведь тысячи лет слух был важен
для человека при выслеживании добычи или распознавании сигналов
опасности.
Из истории
Двадцать лет назад американский аудио обозреватель Боб
Фултон впервые опубликовал материал о влиянии соединительных кабелей на
звучание аудиосистемы. До тех пор никто не принимал их всерьез -
надежный контакт и нужная длина считались исчерпывающим перечнем
характеристик любого изделия. Тема враз стала модной, в цветных журналах
появились обзоры, тесты и теоретические выкладки, а торговые марки с
добавлениями "wire" и "cable" стали плодиться с невероятной быстротой. И
все же понадобилось еще почти десять лет, чтобы кабель перестал
считаться аксессуаром и получил статус полноправного компонента
системы...
Но и по сей день ни одно звено аудио-тракта не окружено
таким мистическим ореолом, как аудиокабели. Почему при одинаковых
объективных параметрах они звучат так непохоже? Как влияет на звучание
материал проводника и изоляции? С чем следует бороться в первую очередь
- емкостью, индуктивностью или сопротивлением? К сожалению, одновременно
минимизировать все эти параметры невозможно, и обязательно приходится
жертвовать одним или двумя из них, фундаментальная наука не в состоянии
ответить на большинство вопросов (поскольку попросту не задавалась ими),
и во многих случаях выводы делаются эмпирически по результатам
прослушивания экспериментальных образцов. А они, в свою очередь,
основываются на субъективном мнении экспертов. Вот почему изделия разных
фирм так не похожи друг на друга: кто-то предпочитает медную моножилу, а
кто-то, наоборот, серебряный литцендрат, у одних тройное экранирование
сигнального проводника, у других оно отсутствует вовсе...
Секретные материалы
Лучшие специалисты в своей области изучали свойства
металлов и диэлектриков, зависимость характеристик кабеля от формы и
взаимного расположения проводников. Выяснилось, что решающее влияние на
передачу музыкального сигнала оказывают два параметра - диэлектрическая
проницаемость конструкции и скорость распространения сигнала. Первый
позволяет судить о величине потерь при передаче, а второй - о
широкополосности, динамике и уровне ГВЗ (групповое время задержки). Была
разработана уникальная технология экструдирования проводника тефлоном (о
ней ниже), позволившая добиться уникальных характеристик.
Для звуковых применений была найдена несколько другая
геометрия кабеля. Это плоская лента, состоящая из нескольких групп
медных проводников, расположенных строго определенным образом. Медь
применяется исключительно бескислородная ОFС, ее чистота определяется
классом изделия, а начиная с определенных моделей на ее поверхность
экструдируется слой серебра. Сам проводник, в зависимости от назначения
кабеля, может представлять собой либо моноструктуру прямоугольного
сечения, либо плетение, состоящее из большого количества круглых жил.
Плоские кабели не только более удобны для инсталляции (их можно спрятать
под ковром, например, или обоями), но и обладают меньшим скин-эффектом и
электромагнитным взаимодействием между отдельными проводниками. Но самое
главное, что и индуктивность, и емкость такой ленты оказывается в 3 - 5
раз ниже, чем у любого другого кабеля традиционной конструкции.
Напомним, что повышенная индуктивность ухудшает передачу низких частот,
а емкость "режет" высокие. Происходит это из-за того, что кабель
становится LС-фильтром, параметры которого зависят от выходного
сопротивления источника и входной емкости приемника, причем особенно это
заметно на видеосигнале, частота которого намного выше.
Вообще-то плоские кабели обладают повышенной
индуктивностью, но благодаря точности изготовления каждого элемента и
всего кабеля в целом удается полностью контролировать этот параметр. Это
непросто и требует высоких технологий в полном смысле этого слова.
Проводники полируются ультразвуком в среде инертного газа, а затем
вдавливаются в тефлон. Контакт проводника с воздухом на всех этапах
изготовления отсутствует, а параллельность проводников и расстояние
между ними контролируется лазерными датчиками. При обнаружении малейших
отклонений резак автоматически отрубает бракованный участок, и он
отправляется в печь.
В самых качественных интерконнектах, а также колоночных,
цифровых и видеокабелях применяется уникальная технология. Суть ее в
том, что перед нанесением слоя тефлона на проводник последний оплетается
тефлоновой ЖЕ нитью, препятствующей непосредственному контакту меди с
внешней изоляцией, Таким образом, между ними образуется постоянный
воздушный зазор, а воздух, как известно, является лучшим диэлектриком
(его диэлектрическая постоянная Е = 1, у тефлона - 2,1). В результате Е
межблочника, например, составляет всего 1,38. т.е. ненамного больше, чем
у воздуха. Интерконнект состоит из моножил из бескислородной меди
(99,999999%), распределенных на группы.
|