ЧАСТЬ 1
Scott Frankland, Stereophile, 12/96
Являясь музыкантом по призванию и образованию, в колледже Скотт Франкланд увлекался философией,
чтобы в конце концов полнлстью переключиться на электронику и прикладную математику. С 1983 г. он
занимается разработкой техники для Moor, Frankland Assotiates (MFA) и для Wavestream Kinetics.
В марте 1996-го он получил патент на свой триодный усилитель мощности. Является независимым автором
во многих аудиоизданиях со статьями технического и философского характера.
На обложке январского выпуска Stereophile за 1994 г. показаны двухтактный Krell и однотактный Сагу.
Надпись гласит: "Если один из этих усилителей ПРАВИЛЬНЫЙ... другой должен быть НЕПРАВИЛЬНЫМ". Данная
статья является попыткой разрешить эту загадку, а заодно ответить на риторику Дж. Аткинсона
в декабрьском/95 Stereophile (стр. 17), когда он задался вопросом - звук однотактников хорош из-за
слышимых или измеряемых проблем, либо вопреки им.
Что есть звучание однотактников (SE)? Чем он соблазнителен для столь многих опытных слушателей?
Есть ли ему хоть какая-то альтернатива? Эти вопросы появились в High-End'e несколько лет назад.
В этой трехчастевой статье я стану обсуждать механизм появления искажений нечетного порядка, уделяя
особое внимание следующему. 1) Всегда ли они неприятны? 2) Каким образом они маскируются при однотактном
усилении? 3) Как они возникают в двухтактном? 4) Что можно с этим поделать?
Здесь не обойтись только указанными вопросами, тем не менее, каждому из них будет дана обязательная
оценка. Хотя пассивные элементы могут 'созидать" или "разрушать" звук по некоторому конструкторскому
замыслу(*1) (Refs.1, 2 о влиянии на качество пассивных элементов, включая сюда различные лампы от
разных изготовителей), с целью упрощения дискуссии, эта тема не будет обсуждаться.
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ
Хорошо известно, что искажения становятся менее терпимы по мере роста их порядка (3, 4), даже очень
небольшая величина продуктов искажений высших порядков хорошо различима (5). Однако, когда спектр
становится комплексным, влияние их на звук становится плохо предсказуемым. Спектр искажений для
обывателя выглядит подобно туманным испарениям. Тем не менее, возможно разглядеть характерные особенности
спектров и сделать наглядные выводы.
В контексте данной статьи я пытаюсь измерениями не подменить прослушивание, но дать оценку и
расширить диапазон измерений, имеющих корреляцию со слуховым опытом. Допускаю, что эти измерения
более полезны для разработчиков, но и аudioфилы и ревьюеры смогут отыскать полезные корреляции,
если осмелятся взглянуть на них. Перед тем, как двинуться в дорогу, неплохо бы окинуть взглядом
перспективу данного вопроса.
ТРИОДЫ И ТЕЛЕФОННЫЕ ЛИНИИ
Изобретение триода, как электронной лампы, принято считать точкой отсчета современной электроники(*2).
Подобно кристаллу микросхемы в наше время, триод пришпорил усилия армии физиков, химиков, материаловедов
во всем мире. Новые патенты, споры за приоритеты и лицензионные соглашения все тянутся с начала века
до наших дней.
Историческая ценность триода не может быть излишне завышена. Вот как А. Харлоу описывает триод в
своей книге "Old Wires and New Waves": "Для непосвященных он мало что значит, но этот миниатюрный
баллончик был на самом деле "крошкой-гигантом" во всей истории и возможно, квинтэссенцией разума
человеческого. Он придал невиданные мощности антеннам, а с усилением голоса человека радиотелефония
стала законченным продуктом. Добавляя к одной лампе еще одну, затем еще одну, усиление росло в
громадной степени - миллионы, миллиарды раз".
Этот факт не прошел мимо Ли Де Фореста, который в 1912 г. изобрел первый в мире многокаскадный
усилитель (7). Выражаясь технически, это был трехкаскадный однотактный усилитель напряжения.
Усилитель едва дышал, однако, благодаря присутствию газа в баллонах. Как и большинство ученых того
времени, Де Форест полагал, что молекулы газа способствуют усилению. Позднее стало понятно, что это
справедливо лишь при низких анодных напряжениях. При высоких, положительные ионы препятствуют нормальной
работе лампы(*3).
В тот же год Де Форест представил свой усилитель фирме The American Telephone & Telegraph Company.
Люди от телефонии заинтересовались этой новинкой, но совершенно не знали, что с ней делать. Из
Чикагского университета был приглашен Harold Arnold, чтобы осознать смысл всего этого. Из теоретических
работ, проведенных совместно с нобелевским лауреатом Robert'ом Millikan'ом Arnold сделал предположение,
что электронный разряд способен создать электрический ток только при отсутствии ионов газа (неизвестное
"голубое свечение"). Химик-исследователь living Langmuir из General Electric Company (GE) был близок
к догадкам Arnold'a, предполагая чистую термоионную эмиссию, однако, вплоть до 1912 г. (появления
высоковакуумного насоса) ни один не мог подтвердить это на деле.
Вооруженный лишь собственными предположениями, Arnold создал лампу с высоким вакуумом на Western
Electric - производственном отделении AT&T. Его упорство было вознаграждено - в 1915 г. состоялся
выпуск триода 101В. Это был прорыв, ибо средний ресурс лампы был 4000 часов - в 10 раз больше, чем
у любого предшественника (*4). С этого момента WE начала установку ламповых усилителей, работающих
как "ретрансляторы" на трансконтинентальных телефонных линиях. Это было первым опытом использования
электронных усилителей в коммерческих целях (8).
В Штатах большинство пионерских разработок ламповых технологий связано с фирмами либо WE, либо GE.
Наиболее сложно было откачать воздух из баллона, когда вся начинка уже была установлена, а затем
"запечатать" созданный вакуум. Второй задачей было создание прочного массивного катода с высокой
эмиссией. Третьей проблемой стал анализ общих характеристик триодов, чтобы целенаправленно вести
разработки для различных целей (*5). После решения первых трех можно было приступить к оценке факторов,
влияющих на срок жизни лампы.
Эволюция усилителей шла параллельно разработкам новых ламп. Но она происходила только исходя из
задач WE - передача голоса, либо иных сигналов на значительные расстояния, сначала по кабелю, затем
по воздуху. Необходимо сказать, что усилители проектировались с минимальными искажениями, насколько
возможно, чтобы чисто усиливать голосовые сигналы и затем передавать их внятно по длинным линиям.
Следует отметить, в этой связи, сколько новшеств появилось в audio благодаря исследованиям в
коммуникациях, осуществленных AT&T. К примеру, двухтактный трансформатор был изобретен в 1912 г.
спустя только пять лет после изобретения триода (9). Удивительно, что это случилось в тот же год,
когда Де Форест изобрел однотактный усилитель! Двухтактная схема была предложена Е.Н. Colpits'eM,
главой отдела разработок на WE. Для меня остается мистикой, почему WE, имея изобретение двухтактного
усилителя и владея правами на триод Де Фореста, не приступила сразу же к реализации двухтактного
принципа с целью уменьшения искажений в телефонных трансляторах. Ясное дело, что эти трансляторы
были однотактными. Будет неправдой, однако, заключить, что инженеры WE находили однотактники более
качественными по сути. Наоборот, специалисты фирмы бились за уменьшение искажений все двадцатые
годы и еще в тридцатые.
Человеком, способным решить проблемы искажений, стал H.S.BIack. Начав работать на WE в 1921 г.,
он принялся за разработку средств, с помощью которых, несколько звуковых каналов (голосовых, как
правило) можно было подать на усилитель, а на выходе получить их несмешанными и чисто усиленными.
К тому моменту стало понятно, что искажения, создаваемые каждым усилителем, размещаемым на равных
интервалах по длинной линии для компенсации потерь, вносимых милями медного провода, на выходе
"накапливались". Вдобавок присутствовала взаимная модуляция каналов между собой. Black выяснил,
что подачей инвертированного выходного сигнала на вход, можно добиться уменьшения искажений (10).
Тогда, рассчитывая усилитель с "избыточным усилением", можно добиться снижения искажений посредством
"обратной связи", оставив при этом требуемое усиление полезного сигнала на выходе. Это обманчивое
своей простотой решение пришло ему в голову во время переправы через Гудзон.
Спустя много лет, в 1957 году, Харальд Блэк был награжден Золотой медалью Американского Института
электроинженерии (AIEE). Вот что сказал в этой связи M.J. Kelly, президент Bell Labs: "Наряду с
изобретением аудиона Де Фореста, работа Блэка является самой значительной в электронике и связи за
последние 50 лет... Без стабильного усиления, свободного от искажений, достигнутого благодаря
изобретениям Блэка, современные многоканальные коммуникации на континенте и через океан не были бы
возможны (11)".
ПЕРВЫЕ УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ
В 1924 г. появилась статья с расчетом оптимальной нагрузки триода с целью получения максимальной
мощности (12). В1925 г. уже появилась обобщающая теория электронного усиления мощности (13). Она
была написана ни кем иным, как Эдвардом Келлогом (Ed. Kellogg - вместе с Rice'oм изобрел динамик
электродинамического типа с подвижной катушкой, остающийся и по сей день самым популярным). В статье
Kellogg предположил, что 5% искажений являются предельно допустимыми в звуковых усилителях. Он показал
при этом, что данная величина приемлема только в том случае, если кривизна характеристики передачи
является "непрерывной и однородной, даже если сама характеристика резко обрывается на концах". Под
этим подразумевалось, что продукты искажений должны быть низкого порядка, т.е. второго, третьего, четвертого
и вероятно пятого.
В Британском еженедельнике Wireless World (14) появился исчерпывающий анализ работы двухтактного
усилителя. Примерно в то же время фирма Thordarson предложила свои усилительные конструкции (КIТы) на
рынок Штатов. В журнале Radio и подобных ему реклама гордо гласила: "Это даст шанс вашему радио
воспроизвести реальную музыку. Построй усилитель мощности Thordarson". Компания предлагала и
однотактные и двухтактные усилители. Потребность в усилителях с большой мощностью и высоким КПД
обнаружилась в кинотеатрах еще в самом начале 30-х (15). В результате двухтактные усилители с
трансформаторной связью получили признание в РА (Public Adress - озвучание больших площадок,
вещание на широкую аудиторию). Они работали в классе-В, с целью получения максимальной мощности
на выходе (16). Сразу же были выяснены проблемы с качеством в этом режиме и подобный подход больше
не возникает в hi-fi кругах (17,18).
Весьма заметным продуктом в тот период явился однотактный усилитель WE Model 91-А. Рассчитанный
на озвучание малых кинотеатров, он использовал на выходе один триод 300В, дававший 3,5 ватта. Для
больших театров был предназначен двухтактный Model 86-А. Пара ЗООА на выходе давала 15 ватт.
Так обстояло дело до эры hi-fi, чьи проблески уходят в ранние 30-е.
THE HIGH-FIDELITY УСИЛИТЕЛЬ
В 1934 году в Wireless World (19) появилась статья, давшая начало новой эре. Ее автор W.T. Cocking
предположил, что 5% искажений слишком много для качественного усилителя. Он заявил, что целью воспроизведения
является создание в домашних условиях того звука, который мог быть услышан в студии.
Этой декларацией отмечено концептуальное рождение эры high-fidelity, насколько верно я могу отыскать
его корни. Считать Cocking'a предвестником следует не потому только, что он был влиятелен и авторитетен,
но и оттого, что его усилитель постепенно эволюционируя, привел к знаменитому усилителю Уильямсона
(D.T.N. Williamson).
Подход Cocking'a заостряет три момента: уменьшение частотных искажений, амплитудных искажений и,
наконец, - фазовых искажений. Частотный диапазон был расширен до 10 кГц посредством емкостной
(гальванической) связи между каскадами, а не межкаскадными трансформаторами, как было принято в то
время (20). Это также вело к уменьшению фазовых искажений в верхнем диапазоне, улучшая, таким образом,
отклик на скоростные сигналы с крутыми фронтами.
После этого он сравнил триоды с пентодами и пришел к выводу о предпочтительности триода за его
лучшую способность демпфировать колебания подвижной системы на резонансе. Далее последовало сравнение
SE и РР включений и сделан вывод, что последний (РР) объективно создает меньше искажений второго порядка.
По поводу искажений Cocking заявил: "Отсутствие амплитудных искажений оказалось наиболее заметным
при проведении тестов (прослушиваний), а повышенная ясность и чистота выявили тот факт, что хотя
искажения, вносимые обычной техникой усиления и не велики, они имеют неблагоприятное воздействие.
В итоге: отсюда должно быть ясно, что идеальным выходным каскадом для существующего типа громкоговорителей
является пара триодов в двухтактном включении" (*6).
Этот концептуальный разбор получил хождение по всей Британии вплоть до Австралии. Cocking упорно
"добивал" начатое дело, завершив его серией статей в Wireless World'. В самом деле, эти работы оказали
в 30-е годы такое же влияние на умы публики, как впоследствии статьи Уильямсона, опубликованные в 40-х.
"The Wireless World Push-Pull Quality Amplifier" - качественный двухтактный усилитель WW. Он стал
как бы семенным фондом, неким законодателем, на который оглядывались последующие 20 лет.
РОЖДЕНИЕ УСИЛИТЕЛЯ WILLIAMSON'A.
В августовском номере за 1938 г. (22) в редакционной статье WW был дан способ адаптирования усилителя
Cocking'a для использования в связном приемопередатчике (22). Доработка содержала фазоинвертор с
разделенной нагрузкой по входу с тем, чтобы принять обычный сигнал (усилитель Cocking'a имел балансный
вход). В январе 1946-го появилась статья - продолжение довоенной, где в схему была введена обратная
связь (23). Год спустя D.T.N. Williamson опубликовал свою статью "Конструирование высококачественного
усилителя"'.
Он не только добавил инвертор (впрочем, уже известный), но и ввел дополнительный каскад усиления
по напряжению. По его замыслу каскад должен был компенсировать потерю усиления из-за введения
обратной связи, оставляя чувствительность по входу неизменной. Уильямсон был сосредоточен главным
образом на "эффективном усилении", т.е. максимальном продлении полосы вверх, так как раннее падение
усиления могло подействовать на "точное воспроизведение скоростных, транзитных сигналов". Дополнительный
каскад имел непосредственную связь с инвертором по входу, что давало некоторый плюс по уменьшению
фазового сдвига на крайних низких частотах.
В своей статье он перекликается с идеями Cocking'a, суммируя требования при конструировании высококачественного
усилителя: "... Тогда выходит, что расчет усилителя для воспроизведения звука, дающего высшее качество,
должен быть основан на применении триодов в двухтактном включении с использованием отрицательной обратной
связи".
Он уделил особое внимание следующим выдающимся постулатам:
1) Выходной импеданс усилителя должен быть "много меньше", чем у громкоговорителя. "Чтобы избежать
высокого резонансного выброса, жесткость подвеса в качественных головках должна быть малой и,
очевидно, потери (энергии) в таком подвесе не должны быть велики. Таким образом, электромагнитное
демпфирование является важным моментом в управлении колебаниями диффузора". Уильямсон полагал, что
коэффициент демпфирования усилителя при работе с динамическими громкоговорителями должен быть
порядка 20-30.
2) Отрицательная обратная связь должна быть оптимизирована в районе 20 дБ.
3) С целью минимального влияния фазового сдвига на краях слышимого диапазона, частотная характеристика
усиления должна быть не уже 3,3 Гц-60 кГц по уровню -3 дБ.
4) Фазовый набег не должен превышать 20(*8) во всем диапазоне, чтобы тем самым не ухудшать переходные
характеристики и эффективность обратной связи.
5) Достаточный запас по мощности, чтобы выдерживать высокие динамичные выбросы на музыкальной
программе.
6) Выходной трансформатор должен быть рассчитан под определенные требования, задаваемые линией
нагрузки.
Вот так, длинный эволюционный путь, начатый в 1934 г. Cocking'oM, вышел в точку кульминации в 1947-м.
Родовая особенность усилителя Уильямсона во всех его инкарнациях -триоды в двухтактном включении(*9).
Им было отдано предпочтение, так как, не глядя на снижение выходной мощности, производимые ими
искажения были менее заметны. Предположения, сделанные автором в том же 47-м, получили поддержку
Харри Олсона (25) (Harry F. Olson - руководитель лаборатории электроакустических исследований фирмы
RCA).
ВОЗВРАТ К ПЕНТОДУ
На волне успеха, продолжавшегося уже 13 лет (с момента появления усилителя Cocking'a), усилитель
Уильямсона въехал в американский рынок. Сам автор ввел окончательные доработки в обратную связь, с
которой он испытал затруднения при добавлении еще одного каскада с низким усилением до инвертора.
В своей статье-продолжении он показал, как добиться устойчивости усилителя посредством введения
фазовой компенсации (коррекции) по выходу первого каскада (26) (*10). В 1949-м его схема становится
мировым прототипом усилителя с обратной связью. В своих статьях Уильямсон часто указывал на тесную
взаимосвязь между линейностью фазовой характеристики и переходной. Эта тема усиленно разрабатывалась
дизайнерами усилителей с обратной связью (27, 28, 29) (*11).
За спиной громадного интереса к усилителю Уильямсона (30, 31) стало расти новое поколение пентодных
усилителей, бросая вызов двухтактно-триодным традициям. Движение в сторону применения пентодов, поначалу
считавшихся пригодными для РА, получило новые стимулы после того, как были найдены методы, позволявшие
зазвучать пентодам подобно триодам.
Как хорошо известно, ахиллесовой пятой триодов является их высокая входная емкость. Она определяет
спад характеристики на высоких частотах. Тетрод имеет вторую сетку, назначение которой уменьшить величину
проходной емкости. Пентод содержит еще один элемент, работающий для усиления напряжения, и в конечном
случае, - выходной мощности. Это может быть либо третья сетка, либо лучеобраэующие пластины. В последнем
случае лампа называется "лучевым тетродом" или "kinkless tetrode" - то есть тетрод без излома характеристики
(имеется в виду отсутствие жесткого динатронного эффекта).
Отрицательной стороной многосеточных ламп стал тот факт, что продукты искажений имеют диссонансный
характер восприятия в сравнении с триодами. Диссонанс возникает из-за того, что характеристика передачи
имеет "резкий перелом" по обе стороны (используя терминологию Kellogg'a). Перед разработчиками встала
проблема подавления этих неблагозвучных составляющих спектра искажений. В особенности отличились
три компании в достижении этой цели:
1) В 1945 г. глава фирмы Acoustical Manufacturing (с продукцией под маркой Quad) Peter J. Walker
(в русской транскрипции - Питер Уолкер) нашел метод значительного прдавления искажений пентода путем
включения небольшого числа витков в цепь катода выходной лампы (Рис.1).
|
Рис. 1 Верхнее плечо выходного каскада QUAD. Частичное включение катода в первичную обмотку (Уильямсон и Уолкер). |
Это позволило распределить
нагрузку, приведенную в первичную обмотку, между анодом и катодом лампы, в соответствии с числом
витков в каждой части. Как только нагрузка подключена ко вторичке, так эти обмотки включаются в параллель.
Это уменьшает внутреннее сопротивление каскада, тем самым, расширяя диапазон (32, 33). Более широкая
полоса затем транслируется в меньшие фазовые сдвиги, что в свою очередь обеспечивает более эффективное
действие ОС на высоких частотах (вследствие того, что сигнал обратной связи остается даже на высоких
частотах близким к идеальному фазовому углу -180°).
Более того, здесь осуществлена местная ОС благодаря импедансу катодной обмотки по переменному току.
Такой вид обратной связи имеет тот же эффект, что и общая петля ОС, но с одним огромным преимуществом:
здесь всего лишь один высокочастотный полюс, формирующий фазовый набег (*12). Таким образом, в
усилителе Quad II искажения высших порядков, связанные с работой пентодов, заметно подавлены и при
этом не ценой выходной мощности, что имело место с триодами (*13).
2) В 1949 г. Frank Mclntosh и Gordon Gow в своем усилителе 50W-1 предприняли еще один шаг в развитие
концепции разделенной нагрузки - посредством выходного каскада с "единичной связью" (unity-coupled).
По их замыслу, теперь катодная обмотка имеет витков столько же, сколько имеет анодная (Рис. 2), что
приводит к более сильной локальной обратной связи (*14).
|
Рис. 2 Одно плечо выходного каскада Mc Intosh (no Кроухерсту).. |
Сверх того, анодная и катодная обмотки выполнены бифилярной намоткой. Тогда это действительно получается
"единичная связь" между двумя обмотками. Индуктивность рассеяния в таком трансформаторе уменьшена
втрое, полоса соответственно расширилась, а фазовый сдвиг тем самым уменьшился (34). Так как ток сигнала
через каждую половину обмотки протекает полный период (т.е. от 0° до 360°, а не от 0° до 180° как в классе-В),
искажения типа "ступенька" отсутствуют, как это происходит в классе-А и, по той же причине - здесь
нет резкой отсечки тока при переходе от одной полуволны к другой в точке их встречи (18, 35).
Редакция журнала Audio Engineering поздравила Фрэнка Макинтоша с "первым основательным изменением
за годы существования концепции "распределенной нагрузки" (34).
3) В 1951 г. David Hafler и Herbert Keroes подошли к проблеме применения пентода под иным углом:
они вернули часть переменного анодного напряжения на вторую сетку (Рис. 3).
|
Рис. 3 Половина ультралинейного (UL) выходного каскада (Хафлер и Кврос). |
Эта петля местной ОС стала
известна под названием "ультралинейного" включения. Оно стало основой для усилителя Aero Ultra Linear.
Хотя Keroes, являвшийся специалистом по трансформаторам, знал, что действие экранной сетки нелинейно
при подаче на нее прямого сигнала, равно как и при подаче сигнала обратной связи (36,37)(*15), он нашел,
что существует точка отвода в анодной обмотке, когда действие ОС линейно (33,38,39). Этот узкий просвет
в рабочих характеристиках и был искомым, чтобы обеспечить "ультралинейность"". По его собственному
выражению: "Мы добились нового типа лампы без конструирования и создания самой лампы. Это не триод
и не тетрод, но его улучшенная линейность выше того и другого, оправдывая свое название
"ультралинейной" (39).
F. Langford-Smith " в своей оценке (33) аргументировано подтвердил решение, найденное Хафлером, в
то же время как Уильямсон и Уолкер отнеслись к ней с пренебрежением. Уолкер заявил, что его схема
может делать все то же, что делает ультралинейная схема и даже больше. Лангфорд-Смит не согласился.
Cocking наблюдал за развитием конфликта и в результате математического анализа устроил разнос двум
У за подобное принижение идеи Хафлера (36). (На тот момент Cocking был главным редактором весьма
влиятельного в Британии журнала Wireless Engineer).
Пока различные центры влияния были заняты выяснением деталей, Hafler и Keroes начали публиковать
статьи, имевшие целью улучшение усилителя Уильямсона - перевод его в ультралинейное включение
(31,40,41)(*18). Это было все, что требовалось, так как производители и аудиофилы были заинтересованы
в победе лучшей схемы: ультралинейный усилитель с полнейшей сертификацией со стороны мировой электронной
прессы привлекал легионы последователей и противостояние триод/пентод эффективно разрешилось.
Ультралинейное включение (UL) было последовательно принято более чем 20-ю различными производителями
в Штатах (41), включая Marantz, Harman/Kardon, Fisher, Scott, Eico и Dynaco.
Одной из важнейших причин популярности UL стала экономика. Технология UL была дешевле в исполнении
и переделках, чем технология Quad или MAC (Me Intosh), давая большую мощность и меньшие искажения,
чем сравнимые с ней триоды тех дней. Больше, чем все другие схемы, такое решение выходного каскада
определило рождение золотой эры high-fidelity. Сам по себе знак "Litre-Linear" стал общим местом в
технике звукоусиления, а не обозначением определенного усилителя, применяющего подобную схему. Другой
вопрос, оправдывал ли он свой экзальтированный статус.
Вестник А.Р.А. №2
Часть [1] [2] [3]
[4] [5] [6] [7]
|