ЧАСТЬ 2
Musical Fidelity X-GVNSv3
Новый облик
X-CANSv3 принадлежит к третьему
поколению усилителей Musical Fidelity
для наушников. Аппарат стал очень
респектабельным внешне: прежние
цилиндрические формы обрели твердость
параллелепипеда. Похвалы заслуживает
большой металлический регулятор
громкости на потенциометре Alps; прошлый
был совсем маленьким и неудобным. Шкала
проградуирована в духе студий
звукозаписи: обратный отсчет от -70 до 0
дБ. Опоясывающие ребра по периметру
кожуха X-CANSv3 — скорее дань единству
дизайнерской концепции усилителей MF,
чем борьба с перегревом; во всяком
случае, за пару часов работы корпус
еле-еле потеплел. Хромированное гнездо
под штекер наушников завершает картину
благополучия и надежности. А вот
отдельный выключатель питания
по-прежнему отсутствует.
Схема каскада усиления X-CANSv3 была
позаимствована у знаменитого фирменного
SACD-плеера серии Tri-Vista — с той лишь
разницей, что для X-CANS вместо
тривисторов milspec 5703 традиционно
используется пара ламп Philips 6922:
все-таки не будем забывать о цене нашего
испытуемого.
Неслабо!
Абы какой источник питания к X-CANSv3 не
подсоединишь—для этих целей у него на
задней панели имеется XLR-разъем,
знакомый нам по обзору источника X-PSU.
Его и рекомендуют использовать: это
здорово скажется на качестве звука, но
увы, по конечной стоимости выведет
усилитель за ценовые рамки мегатеста.
Так что подключать придется штатным БП.
При прослушивании сразу чувствуется
хороший запас по мощности (производитель
заявляет о показателе, достигающем 1 Вт,
— внушительном для аппаратов этого
класса), стало быть, и динамика на
высоте.
X-CANSv3 демонстрирует мощный звук с
хорошей пространственностью. Вообще у MF
любовь к широте звуковых полотен
находится в крови. Для наушников, с их
извечной проблемой «музыки в голове»,
расширить сцену никогда не помешает.
Однако следует отметить и некоторую
чрезмерность X-CANSv3 в подаче высоких
частот. Басовой атакой X-CANSv3 не
обделен, хотя назвать ее быстрой нельзя.
Зато чем хорош усилитель от MF, так это
лояльностью к фонограмме, будь она даже
неважно записана. Ухо поначалу пытается
искать и цепляться за недостатки, однако
это занятие быстро сменяется каким-то
благодушием и нежеланием снимать
наушники.
Меняем лампы.
Как уже упоминалось, в X-CANSv3
используются неплохие, но не лучшие в
мире триоды 6922. Их не очень сложно
заменить отечественными 6Н1П!
Также при выборе аппарата обратите
внимание на отсутствие микрофонного
эффекта у ламп конкретного экземпляра —
все постукивания по корпусу не должны
передаваться на динамики головных
телефонов. Эту процедуру следует
проводить с помощью чувствительных
низкоомных наушников.
ПЛЮСЫ:
Запоминающаяся внешность, высокая
мощность, комфортный звук
МИНУСЫ: Не очень быстрый бас
Pro-Ject Head Box II
С легким сердцем
Эту пару мы рассмотрим аналогично совмещенному обзору участников от
Creek. Надо сказать, что несмотря на именитость марки данные усилители
для наушников не столь известны среди любителей аудио, как те же Creek
или MF. Мы решили восполнить этот досадный пробел, тем более что на тест
к нам явились весьма любопытные собратья.
Элементная база у усилителей Pro-Ject схематически хоть и схожа, но по
начинке все-таки неодинакова. Head Box II зиждется на операционном
усилителе JRC 2068D, a Head Box SE — на JRC 4580 (его, кстати, часто
можно встретить в студийном оборудовании Behringer). Обе микросхемы не
очень дорогие (как, впрочем, и вся начинка остальных участников
мегатеста) но это не суть. Нам ведь интересен конечный результат, не
правда ли? А внутри пусть стоит что угодно, хоть три скрепки. Что же
касается внешнего вида и функциональности, то здесь Pro-Ject, в отличие
от Creek, предлагает куда больше аргументов для выбора между моделями II
и SE.
Pro-Ject Head Box II оказался самым маленьким участником теста, опередив
по компактности даже изящную шкатулку Grado. Однако в руке малютка
довольно-таки тяжела. Этакий увесистый брусочек — в кармане уместится,
зато и оттянет его неслабо. Убранство передней панели предельно
лаконично. И правильно — а что еще нужно, может, инвертор фазы? Здесь
нет ничего лишнего: разъем под джек и ручка громкости. Сзади — 2 пары
позолоченных RCA: входы и выходы под «петлю» между предом и мощником.
Усилитель SE — совсем другой. И дизайнерская концепция у него иная:
лакированная панель, ребристый корпус — так и ждешь, что внутри
непременно будет стоять ламповый каскад. Вообще-то у Pro-Ject Head как
раз есть такая версия — с окошками, в которых виднеется пара «свечек»,
только это уже фонокорректор и называется он не Head Box, a Tube Box SE.
Нашим усилителем тоже можно освещать окрестности, правда, мощный синий
светодиод питания уж очень интенсивно бьет по глазам. Почему-то из-за
больших габаритов SE кажется легче, чем Head Box II, хотя по
спецификации тяжелее — вот они, обманывать не будут. А самый важный
момент — это то, что Pro-Ject Head Box SE оказался чемпионом по
оснащению среди тестируемых: три независимых входа, куда можно
подключить две пары наушников и независимо регулировать громкость на
каждой из них. Это очень удобно — практически студийное решение.
Начинаем прослушивание с младшей модели — она, как уже сказано, не только самая компактная в тесте, но и
имеет минимальную цену среди участников.
ПЛЮСЫ:
Нейтральный адекватный звук, цена/качество, компактность
МИНУСЫ:
За эту цену нет
Pro-Ject Head Box SE
Единство непохожих
Однако эта малышка определенно достойный конкурент — причем безо всяких
скидок на бюджет. Возможно, благодаря действительно неплохим
транзисторам BD139/140 или отсутствию операционников JRC 580, которыми
комплектовалось предыдущее поколение Head Box. Вот его-то, между прочим,
поругивали, да и разговоров о негативном влиянии ОУ JRC 4580 на звук
было предостаточно... Забегая вперед, отметим, что звучание
«младшенькой» действительно приглянулось нам как-то больше, хотя и не
кардинально. Быть может, уже размер и уровень качества как-то сразу
породили психологическую симпатию...
А вообще уже в первую минуту обратила на себя внимание легкая,
непринужденная манера игры Head Box II. Даже удивительно — такая
«взрослая» детальность и ясность звука. Казалось бы, что может быть
общего у усилителя для наушников и винилового проигрывателя Pro-Ject
Debut? А вот поди ж ты, что-то есть! Недаром «дебюты» пользуются
спросом.
У Head Box SE в принципе сохраняется такой легкий «про-джектовский»
характер — несколько сухо-деревянный. Только данном случае (полагаем, не
в последнюю очередь из-за JRC 4580) эта сухость приобретает более
сильную окраску, набирающую силу с ростом громкости. Для тембрально
простых композиций с использованием секвенсоров эта особенность
усилителей Pro-Ject совершенно некритична даже по сравнению с самыми
музыкальными моделями. Но в записях, где большую роль играет нюансировка
исполнения и прочая микродинамика, может произойти определенное
нивелирование настроения фонограммы.
Connecting people
Совет по Head Box II очевиден уже из его габаритов — возьмите этот
кусочек Hi-Fi с собой в дорогу! С версией SE можно придумать несколько
затей. Например сравнивать между собой источники (допустим два плеера с
одинаковыми дисками и треками), щелкая селектором входов. Так сделали
мы, чтобы послушать разницу в звучании между DVD- и Blu-ray-плеерами.
Также два разъема на панели усилителя пригодится для просмотра кино в
паре. Всё — с Head Box SE наушники больше не являются символом стены,
отгораживающей тебя от окружающих! Еще более развитой и цивилизованный
вариант — использовать усилитель совместно с коллегой по работе: каждый
слушает свое с высоким качеством усиления и никому не мешает.
ПЛЮСЫ:
Наилучшая оснащенность
МИНУСЫ:
Сухость саунда
Rega Ear Скромность украшает
Перед нами еще один представитель компании, прославившей себя виниловыми
проигрывателями. Rega — это некий стандарт аналогового воспроизведения.
И на самом деле весьма логично: занимаясь фонокорректорами, невозможно
не задуматься об усилителе для наушников. Потому-то Rega для своей
модели Ear и использует алюминиевый корпус фирменного фонокорректора
Fono. Ну что ж, это практично и к тому же органично вписывает компонент
в «реговскую» линейку. Схема усиления Ear базируется на малошумящих
сдвоенных ОУ с внутренней компенсацией 5532а производства Philips
Semiconductor.
Экземпляр, попавший к нам в лабораторию, окрашен в серебристые тона,
однако, честно говоря, нам больше приглянулся второй, темный образец. В
целом Rega Ear к красавцам не относится: скромная панель, пара кнопок
(сетевая и Mute), средних размеров ручка громкости — модель неприметна,
как разведчик.
Зато крайне порадовало то, что питание можно выключить по-человечески,
нажав на Power, а не выдергивая кабель из устройства. Да и вообще сделан
аппарат хоть и скромно, но на совесть — ничего не болтается и не хрипит.
На задней панели имеются выходы RCA, предназначенные для того, чтобы
включить Rega Ear в цепь между предом и усилителем мощности, а в
инструкции содержатся подробные наущения о четырех способах коммутации.
Let's rock'n'roll!
Звучание прибора в принципе не выбивается из фирменной концепции Rega —
смягченные верхние частоты и очень хороший (пожалуй, лучший в тесте)
бас, упругий и подвижный. В то же время огорчает наличие постороннего
фона в аудиотракте — по всей видимости, виноваты здесь источник питания
и недостаточная фильтрация на выходе. Это замечание справедливо лишь при
отсутствии сигнала и вообще заметно на большой громкости, но тем не
менее... Зато Rega Ear прекрасно ведет себя на композициях с
электрогитарой — роскошный басовый регистр и капелька компрессии на ВЧ
добавят таким записям напора и «мяса».
Сколько вешать в омах?
Следует иметь в виду, что модель Rega Ear разрабатывалась специально под
наушники семейства Sennheiser (с индексами 580, 600, 650), имеющие
высокое сопротивление — от 300 Ом. Если же к аппарату подключить
низкоомные чувствительные головные телефоны (те же Grado, например), то
можно запросто их повредить, ведь уровень усиления здесь довольно
значителен и достигает 27дБ. В принципе слушать такие наушники на этом
усилителе ничто не мешает, только регулятор громкости должен быть
переведен в минимальное положение.
ПЛЮСЫ:
Лучший в тесте бас, кнопка Power
МИНУСЫ:
Фон в звуковом тракте
Кто победил?
Да-да, четная гармоника ламповых усилителей в наушниках совершенно не
мешает жить. А вот искажения нечетного порядка, «любимые» транзисторными
моделями на больших громкостях (там, где лампа мягко компрессирует
перегрузку по аналогии с магнитной лентой), превращаются в «нож по
стеклу». Но сегодня у нас тот случай, когда абсолютного победителя
назвать невозможно: хотя каждый участник чем-нибудь да отличился, однако
собрать воедино все достоинства, увы, не смог.
Вот Laconic HA-03B2 продемонстрировал самое лучшее звучание, но от
безоговорочной рекомендации удерживает его внешний вид, находящийся за
гранью добра и зла. Несмотря ни на что, ставим ему пятерку, но имейте в
виду — с ним не во всякий дом впустят. Породистый Musical Fidelity дарит
широкую сцену, у Rega Ear чемпионский бас, a Creek дотошно раскладывает
по полочкам все обертона. Малышки Grado и Pro-Ject Head Box II
очаровали, но опять же каждая по-своему. Pro-Ject Head Box SE позволяет
приобщить к музыке не только вас. И не только один источник. Словом, все
наши усилители оказались такими разными, что читатель, надеемся, на сей
раз простит нас за отсутствие первого места. Главное, что все модели
имеют четкое адресное видение своего покупателя, а мы, в свою очередь,
постарались максимально объективно донести этот посыл до ваших глаз. И
наушников.
Ярослав Годына, DVDXPERT, 1/2007
Часть [1]
[2]
|