ЧАСТЬ 1
Усилители для наушников относятся к сравнительно молодым устройствам. Во
всяком случае, появились они уже после CD-проигрывателей. В 70-80-х
годах вопрос об отдельном устройстве для «ушей» вообще не стоял —
соответствующее гнездо имела практически любая кассетная дека,
катушечный магнитофон или интегральный усилитель. Начиная с 90-х
подсоединить наушники к стандартным компонентам в стойке стало намного
сложнее. Причин тому несколько. Каких? Кто-то скажет, что требования
слушателей к качеству звука начали расти и крепнуть, вторые будут
бранить маркетинговый заговор, родивший само понятие High End, третьи —
рассуждать об экономии на комплектующих. Но что остается в сухом
остатке?
Выходы для наушников, которые на первых порах встраивались в
CD-проигрыватели, оказались в большинстве своем очень слабыми. Раскачать
высокоомные (свыше 300 Ом) модели они были не в состоянии да и вообще
всерьез не воспринимались. Так что в современных CD- и DVD-плеерах этого
излишества уже не встретить. Интегральные усилители поводов для
оптимизма давали немногим больше. Чтобы согласовать их мощность с
динамиками наушников, на пути основного сигнала ставился мощный
резистор. В AV-ресиверах применяется аналогичное решение, изящество
которого может оценить каждый, кто подсоединит свои «ушки» в
соответствующее гнездо. Результат будет, мягко говоря, посредственным.
Об уровне способностей подавляющего количества компьютерных аудио-карт
на этом поприще лучше и не вспоминать. Да еще проблемы с малым уровнем
сигнала, аналогичные CD-проигрывателям. В итоге на сегодняшний день
ситуация с выходами для наушников такова:
а) в современных усилителях они довольно редки, а там, где встречаются,
— не очень радуют;
б) в усилителях класса High End практически не встречаются;
б) в AV-ресиверах — маловпечатляющие;
в) в составе звуковой карты ПК — очень нужные, но совсем паршивые.
Определенно, наши головные телефоны способны на большее и достойны
лучшей участи. Если увлеченные люди готовы заниматься с отдельными
фонокорректорами для виниловых проигрывателей, ЦАПами, выносными блоками
питания и подбором кабелей — почему наушники должны оставаться в
стороне? Изоляция звукового тракта от возможных наводок еще никому не
вредила. Другой немаловажный аспект — экономический. Как бы там ни было,
но система «наушники — усилитель» требует довольно скромных затрат: уже
за пятьсот долларов у вас будет прекрасный мобильный комплект,
конкурирующий по музыкальности с основным набором компонентов.
Как показал анализ рынка, предложений в этом направлении не так уж и
много. Линейки модернизируются нечасто, модели годами не снимаются с
производства — это вам не прошивку в DVD-плеере обновлять. Но еще меньше
можно обнаружить попыток сравнительного тестирования усилителей для
наушников, хотя на интернет-форумах вопросы по их выбору возникают с
завидной регулярностью. Новый, 2007-й, год мы решили встретить именно в
наступлении на это «белое пятно», для чего собрали в своей лаборатории
следующие усилители для наушников:
Роль контрольных мониторов на этот раз играли головные телефоны
AKG-240M, заслужившие доброе имя на многих радиостанциях и студиях
звукозаписи. У модели AKG-240M сопротивление равно 600 Ом — это как раз
тот случай, когда из-за высокого сопротивления различным слабогрудым
усилителям портативной техники и компьютерных аудиокарт сложно заставить
наушники звучать громко.
Музыкальный материал использовался самый разный, и мы даже не будем
перечислять весь его поименно. Поверьте, у нас большая коллекция: в
списке было более десятка альбомов — и классика, и поп, и гитарные
композиции, и электронные.
Creek ОВН-21 Ручей звука
Этот отчет будет общим для обоих устройств от Creek. Поскольку речь идет
о несходстве электронной начинки, версия Special Edition (она же SE)
отличается использованием более качественных компонентов. Поэтому, решая
основную задачу — найти лучший усилитель для наушников, мы параллельно
выясним, стоит ли эта разница между ценами базовой и люксовой версий
родственных аппаратов Creek.
История усилителей для наушников Creek началась 10 лет назад, когда была
выпущена первая (и весьма успешная!) модель ОВН-11, разработанная
нашим бывшим соотечественником — талантливым инженером Алексеем
Никитиным. Аппараты с индексами ОВН-21 и ОВН-21 SE — тоже его рук дело.
Что же находится перед нами?
Два аккуратных Hi-Fi-пенальчика с парой выходов на наушники у каждого.
Чисто косметически ОВН-21 SE отличается надписью, полированной кромкой
анодированной панели да позолотой разъемов RCA. Регулировка на ручке
громкости у ОВН-21 SE плавная, у ОВН-21 — дискретная. Честно говоря,
второй вариант тактильно понравился даже больше. Но это все мелочи.
Внутри же все куда серьезнее.
Модификация SE избавлена от проходных конденсаторов в цепи сигнала и
использует слюдяные электролиты для ВЧ-фильтрации. Радуют и
установленные в ней операционные усилители — это пара скоростных LM7171
(National Semiconductor), тогда как в базовой версии ОВН-21 работают
более скромные NE5534 (Texas Instruments). Впрочем, NE5534 тоже весьма и
весьма неплохи. Но зато в ОВН-21 SE есть еще малошумящая микросхема
TL074 в качестве сервоусилителя, поддерживающего режим по постоянному
току, что позволяет отказаться от входного и выходного конденсаторов. На
этом мы закончим с радиотехническими подробностями и, вынырнув из
неглубоких внутренностей аппаратов, оглядимся по сторонам.
Между прочим, тестируемые усилители оснащены разными блоками питания —
соответственно ОВН-1 и ОВН-2. Если первый из них практически ничем не
отличается от стандартных БП, которыми комплектуется масса бытовой
электроники, от радиотелефонов до модемов, то ОВН-2 представляет собой
более серьезный стабилизированный блок питания с малым уровнем шумов и
пульсаций. Даже внешне он раза в три больше скромного ОВН-1. Ведь что
собой представляет ОВН-1? Это простой выпрямитель с небольшим
сглаживающим конденсатором — с пульсациями напряжения он справляется
неважно.
ПЛЮСЫ: Компактность, разборчивость на ВЧ
МИНУСЫ: Нуждается в блоке питания ОВН-2
Creek OBH-21 SE Тюнигованный близнец
Решив произвести «апгрейд питания», мы подключили ОВН-2 к усилителю
ОВН-21, и это действительно благотворно сказалось на саунде — на
границах диапазона он сделался чище, что косвенно свидетельствовало о
падении уровня искажений, хотя до высот ОВН-21 SE он все-таки не
дотянул.
Оба усилителя продемонстрировали четкое и разборчивое звучание. Знакомые
композиции выявили детали и штрихи, не замеченные в ходе испытаний
остальных участников теста. Аналитичность week на верхних частотах
достойна всяческой похвалы, но оборотной стороной аналитичности, как
известно, может стать жесткость. Что примечательно, и здесь звук модели
с индексом SE оказался абсолютно не зажатым и вообще более раскованным и
гладким по характеру. Словно тучи рассеялись. Разница с базовой версией
все-таки присутствовала. Пожалуй, среди изученных нами транзисторных
усилителей для наушников Creek ОВН-21 SE показал наилучшее качество.
Еще одна отличительная мелочь — у ОВН-21 наблюдалось возникновение фона
при касании рукой регулятора громкости [заметим сразу, что это было
слышно только при отсутствии музыкального сигнала в низкоомных,
чувствительных наушниках). В SE такой проблемы с наводками не выявлено.
Оба усилителя Creek оснащены двумя гнездами под наушники. Когда к
аппаратам подключены две пары наушников, сопротивление на выходе будет
идентичным. Если же планируется подключить только одну пару головных
телефонов, то оно будет разным. Это сделано специально, чтобы оптимально
согласовать импеданс наушников и усилителя. Производитель прямо не указывает, на каком из выходов оно будет больше,
предоставляя свободу выбора владельцу прибора. Сам Никитин в частной
беседе указывал, что в правом гнезде сопротивление будет меньше, однако
поручиться за все партии усилителей, выпущенные после его ухода из
компании, он уже не мог. Что показали наши собственные впечатления?
В случае использования высокоомных наушников (AKG-240М с сопротивлением
600 Ом) на левом гнезде был отмечен прирост ВЧ. Низкоомные наушники
(AKG-181DJ с 42 0м) на правом гнезде предъявили больше баса. Это были
наши «полевые» наблюдения, вам ничто не мешает дополнить их собственными
экспериментами.
Также в случае выбора базовой версии ОВН-21 (все-таки более милосердной
по цене) можно попробовать испытать их с блоком ОВН-2. Трата будет не
самая большая, а результат развеет последние сомнения.
ПЛЮСЫ: Звучание
МИНУСЫ: Цена
Grado RA-1 Все гениальное — просто
Концепция и дизайн Grado RA-1 вызывают у людей полярные эмоции — верный
признак того, что а перед нами продукт неординарный. Маленькая коробочка
размером с портсигар сделана из дерева твердой породы Mahogany. Корпус
производит очень приятное впечатление — как тактильно, так и визуально.
Элементы управления и коммутации Grado RA-1 предельно лаконичны — ручка
громкости, гнездо и малюсенький светодиод питания. Сзади расположены
позолоченная пара входов RCA и простейший тумблер. Как уже сказано, к
Grado RA-1 нельзя остаться равнодушным. Нужно знать остальную линейку
Grado — деревянные чашки наушников, корпуса фонокорректоров, - чтобы
понимать и ценить эту очаровательную «кустарщину», включая серийный
номер, нанесенный маркером.
Наш участник — единственный в тесте автономный аппарат с собственным
питанием. Идея отвязать усилитель от грязной городской электросети с ее
проблемами не нова. Никаких преобразователей питания, скачков напряжения
и прочей гадости: только батарея и pure audio... Внизу, под
отвинчивающейся крышкой, у Grado RA-1 найдется местечко под две
9-вольтовые «кроны», которых, по заявлениям производителя должно хватать
на 50 часов работы.
На форумах часто можно встретить досужие обывательские комментарии
относительно недорогой внутренней начинки RA-1. Действительно, деталей
там маловато. Однако надо заметить, что успехи в хорошем звуке не прямо
пропорциональны насыщенности элементной базы.
Исполнительские таланты не подвели усилитель. Правда, следует
оговориться, что вывести наши контрольные 600-омные наушники AKG-240M на
самую полную громкость ему не удалось, хотя и был достигнут комфортный
уровень звука. Все-таки этот аппарат прежде всего ориентирован на работу
с семейством Grado, традиционно обладающим низким сопротивлением в 320м.
Впрочем, популярные 300-омные модели (например, Sennheiser 580, 600 и
650) проблем с громкостью в паре с RA-1 иметь не будут. Нейтральное
звучание усилителя характеризуется скромной аккуратностью и плавностью.
Учитывая, что наушникам Grado свойственна определенная «праздничная»
окраска звука.
Для тех, кому лень время от времени приобретать батареи для Grado RA-1,
существует модификация с внешним блоком питания. А в целях гибкости
можно к «аккумуляторной» версии (идеальный вариант в дороге благодаря
малому весу и габаритам) докупить ИП (уже для дома). Главное, чтобы у
него провод заканчивался разъемом, аналогичным «кронам». Обойдется он в
сущие копейки, зато вы заодно узнаете о различном влиянии, оказываемом
на звук автономным источником питания и городской электросетью.
ПЛЮСЫ: Автономность и легкость устройства при впечатляющем мягком звуке.
МИНУСЫ:
Laconic HA-03B2 Славянская натура
Отечественные усилители Laconic: на рынке недавно, и все они в различных
вариациях (их чуть меньше десятка) представляют собой конструкцию с
полностью ламповым усилением. В нашей модели НА-03В2 использована пара
прекрасных ламп 6Н6П на выходном каскаде (согласно преданиям, аналоги
6Н6П стояли в легендарном Audio Note Ognaku). Предварительное усиление
осуществляет лампа 6НЗП—она встречается чуть реже. Внутри еще можно
обнаружить огромный тороидальный трансформатор, к которому подходит
толстый кабель и довольно крупные конденсаторы. И как жаль, что вся эта
роскошь облачена в столь малопривлекательную оболочку!
В принципе было понятно желание разработчиков презентовать некую
фантазию на тему ретро-дизайна, но стрелочные индикаторы, датированные
1991 годом и штампами ОТК, слишком топорно сидят на своих местах. Все
как-то вразнобой. Ручка громкости вдруг пластмассовая, дурацкая
совершенно (даром что внутри стоит отличный потенциометр от ALPS или
PIHER). Металлический крашеный корпус, стянутый винтами, больше
напоминает небольшой сварочный трансформатор. Гнездо для наушников
зачем-то оснащено защелкивающимся зажимом. Наушники не выдернешь, пока
не отожмешь красный рычажок. Не знаем, насколько лучше стал контакт, но
риск повредить с непривычки капсюль Джека наушников вырос в разы.
Довершает картину синий пузырек индикатора сети.
На тестирование этот аппарат прибыл последним. До его прихода победителя
в категории «лучший звук» назвать было затруднительно. Каждый усилитель
имел что-то свое, но общего уверенного превосходства над соперниками не
было в помине. Laconic НА-03В2 сразу же по включении, безо всякого там
прогрева, поднял планку звучания на новую высоту. Просто удивительно!
Автор материала никогда не был замечен в поклонении «баллонам», но
НА-03В2 определенно играл лучше всех. Мягкий, пушистый бас. Не
слипающиеся и в самых агрессивных моментах верха. А самое главное —
появилась не просто сцена или воздух, но и эшелонирование инструментов.
При полном отсутствие «песка» и связанной с ним усталости. Попахивая
сквозь решетку горячей изоляцией (а грелся корпус НА-03В2 прилично), наш
усилитель играючи обставил по звуку заморских пижонов, но девушкам его
все-таки лучше не показывать...
Ламповые каскады прекрасно сочетаются с высокомными наушниками. Так что
слова «ламповый усилитель для наушников» — уже сами по себе совет. Чтобы
вас не выгнали из дома, все-таки отберите такой экземпляр, у которого
начинка не так источает запах горячего ПВХ, как у нашего гостя. Но
вообще аппарат интересный, его обязательно стоит послушать.
ПЛЮСЫ: Лучший звук теста
МИНУСЫ: Дизайн, отделка
Ярослав Годына, DVDXPERT, 1/2007
Часть [1]
[2]
|