|
Рис. 2. Прямой и отраженные сигналы
|
Рассмотрим процессы, происходящие в помещении
при звучании источника И (рис. 2). Первым в точку приема Пр, где находятся
уши слушателя или микрофон, приходит по пути 1 прямой звук, затем по пути
2 звуки, отраженные от ближайших к источнику поверхностей, далее звуки по
пути 3, отраженные от удаленных поверхностей. Позже приходят звуки,
претерпевшие двукратные отражения на пути 4, и т. д. Количество отражений
в единицу времени возрастает пропорционально второй степени времени.
Помещение постепенно заполняется звуковой энергией. После прекращения
звучания источника начинается процесс отзвука. В той же
последовательности, как и при начале звучания, сперва в точку приема
приходят сравнительно редкие начальные отражения. Далее плотность
запаздывающих импульсов увеличивается, а их энергия постепенно спадает
(рис. 3).
|
Рис. 3. Структура ранних отражений реверберационного
отклика |
Статистическая теория занимается
именно этой, второй частью отзвука с повышающейся плотностью импульсов во
времени и уменьшающейся их энергией. Прямой звук и начальные сравнительно
редкие отражения статистической теорией не принимаются во внимание.
Метод, предложенный У. Сэбином, основан на модели идеального помещения,
в котором звуковое поле после прекращения действия звукового сигнала может
быть рассчитано на основе статистического рассмотрения процесса затухания
звука. При этом предполагается, что амплитуды и фазы отраженных звуковых
волн распределены хаотически, т. е. в волновом движении нет преобладающих
направлений потоков и симметрии в распределении амплитуд. Принятое
допущение позволяет считать, что средние значения звуковой энергии по
различным направлениям одинаковы, т. е. звуковое поле изотропно, и средняя
по времени плотность звуковой энергии в любой точке помещения тоже
одинакова. Такое звуковое поле называют диффузным. Его рассмотрение дало
возможность пренебречь явлениями интерференции и применить при расчетах
энергетическое суммирование. Этот подход подобен используемому в
кинетической теории газов и основан на математической теории вероятностей.
Л. Бреховских показал, что для помещений, линейные размеры которых велики
по сравнению с длиной волны, получаются достаточно удовлетворительные
результаты.
Методами математической статистики в диффузном поле определяют среднюю
длину пробега звукового луча между двумя отражениями. Для помещения в
форме прямоугольного параллелепипеда с линейными размерами, близкими к
"золотому сечению" (длина относится к ширине и к высоте, как 2 :
20,5 : 1, по другому определению 5 : 3 : 2), статистически
определенная средняя длина свободного пробега звукового луча
lср = 4V / S ,
где V - объем помещения, S - общая площадь всех ограничивающих
поверхностей (пола, потолка, стен).
Впоследствии было установлено, что полученная зависимость примерно
сохраняется и для помещений, линейные размеры которых отклоняются от
"золотого сечения", и для помещений более сложной формы.
При каждом отражении часть падающей энергии поглощается преградами и
превращается в тепло. Процесс постепенного уменьшения плотности звуковой
энергии У. Сэбин назвал реверберацией (reverberation в переводе означает
"отражение", "отзвук"). В Германии для обозначения этого процесса
используется слово Nachhall, в переводе на русский "отзвук", "отголосок",
"отклик". Термин "отзвук" ранее встречался и в русской технической
литературе.
За длительность процесса, реверберации - время реверберации - было
принято считать промежуток, за который плотность звуковой энергии
уменьшается в 106 раз, звуковое давление в 103, а уровень звукового
давления на 60 дБ.
Прямых объяснений мотивов выбора спада уровня на 60 дБ нет. Попытаемся
найти разумные причины. Фортиссимо оркестра соответствуют уровни звукового
давления 90-100 дБ, а пианиссимо - 35-40 дБ. Тогда средние уровни составят
63-70 дБ и принятое по определению (спад на 60 дБ) время реверберации
будет примерно соответствовать длительности спада средних уровней до
порога слышимости. Возможно, данное обстоятельство и стало причиной выбора
такого определения времени реверберации.
Разумеется, все это справедливо в отсутствии акустических помех. При
шумах, например, с уровнями 30-40 дБ, что характерно и для жилой комнаты,
и для концертного зала, значительная часть отзвука будет маскироваться
шумами, и слышимый отзвук будет длиться менее половины времени
реверберации.
Расчетные соотношения. Для экспериментального определения времени
реверберации Сэбин пользовался простейшими приспособлениями: органными
трубами как источником звука и секундомером. Он нашел, что время
реверберации Т прямо пропорционально объему помещения V и обратно
пропорционально произведению среднего коэффициента поглощения
aср и площади всех преград S:
Средний коэффициент поглощения:
где a1, a2,... - коэффициенты поглощения
различных материалов;
S = S1 + S2 + ... - общая площадь преград; n -
количество разных преград.
Из этого выражения можно заключить, что средний коэффициент поглощения
соответствует единому материалу, которым можно было бы покрыть все
поверхности преград помещения с сохранением общего звукопоглощения А =
aсрS. Единицей поглощения считают 1 м2 открытого
проема, полностью поглощающего всю падающую на него энергию (без учета
дифракции). Эту единицу назвали сэбин (Сб).
По измерениям времени реверберации в пяти
различных помещениях в форме прямоугольного параллелепипеда и объемами от
96 до 1960 м3 У. Сэбин принял значение коэффициента k = 0,164
(это число примерно равно хорошо запоминающейся дроби 1/6). При
теоретическом выводе формулы для расчета времени реверберации было
получено значение k = 0,161, которое и указывается в большинстве
учебников. Чтобы согласовать физические размерности в левой и правой
частях формулы, было решено придать коэффициенту k размерность с/м.
В дальнейшем было обнаружено, что k различно для помещений разной
формы. Измеренные значения k приведены в таблице.
Форма помещения |
k |
Крестообразное в плане, с куполообразным потолком |
0,177 |
Близкое к "золотому сечению" |
0,164 |
Трапециевидное в плане, театрального типа |
0,160 |
Кубической формы |
0,157 |
Очень широкое в плане, с низким потолком |
0,152 |
Из приведенных примеров видно, что форма помещения влияет на значение
времени реверберации, хотя из структуры самой формулы У. Сэбина это не
вытекает. Дело в том, что от соотношения линейных размеров зависит средняя
длина пробега между двумя отражениями lcр, следовательно,
зависит и время реверберации Т.
Теоретический вывод формулы Сэбина основан на предположении о
диффузном, равномерном распределении звуковой энергии по пространству
помещения и о непрерывном поглощении энергии преградами в процессе
реверберации.
Это допущение дает сравнительно небольшое отклонение рассчитанной
величины Т от измеренной, если средний коэффициент поглощения мал, и
поэтому количество отражений получается достаточно большим, чтобы
пренебречь дискретностью этого процесса.
На самом деле звуковая энергия поглощается преградами не непрерывно, а
скачками, по мере достижения волной той или иной поверхности. Поэтому
вполне равномерного заполнения энергией всего объема по-мещения не
будет.
Более точные исследования реверберации были проведены в 1929 г.
Шустером и Ветцманом, а в 1930 г. - Карлом Эйрингом. Формула Эйринга имеет
вид:
Разложив выражение ln(1-a) в ряд и оставив в нем ввиду малости a только
первый член, обнаружим, что при небольших значениях a формула Эйринга
переходит в формулу Сэбина. Действительно,
Объясним смысл знака минус в знаменателе формулы. Логарифм чисел меньше
единицы имеет отрицательное значение. Знак минус введен, чтобы исключить
физическую несообразность - отрицательное значение Т. Выражение, стоящее в
знаменателе, является эквивалентом общего поглощения А = aсрS,
содержащегося в формуле Сэбина.
Сравнивая формулы Сэбина и Эйринга, приходим к выводу, что приближение
Сэбина дает завышенное значение T. Расхождение увеличивается с
возрастанием aср:
aср |
0,2 |
0,5 |
0,8 |
Завышение Т, % |
11 |
37 |
100 |
При значении aср = 1 получается физически нереальный
результат: T= V/6S, хотя в этом случае должно Т = 0.
Формулы Сэбина и Эйринга могут быть применены, если звукопоглощающие
материалы распределены по ограждающим помещение поверхностям достаточно
равномерно, чтобы можно было пользоваться понятием среднего коэффициента
поглощения.
Для оптимизации акустических условий в концертных залах рекомендуется
aср = 0,19. Поэтому вполне допустимо время реверберации в этом
случае рассчитывать по формуле Сэбина.
При выводе формулы Сэбина и Эйринга приняты некоторые допущения,
которые редко оговариваются в литературе по акустике. Формула Сэбина
получена в предположении, что волны падают на преграды под любыми углами,
а при выводе формулы Эйринга принято, что волны падают на преграды под
углами, близкими к нормали. Поэтому, строго говоря, в формулу Сэбина
следовало бы подставлять значения коэффициента поглощения, определенные в
диффузном поле, в реверберационной камере, а в формулу Эйринга - значения
коэффициента поглощения, измеренные в плоском поле, при нормальном
падении, т. е. в трубе.
При очень неравномерном распределении общего поглощения результат,
вычисленный по формуле Эйринга, может оказаться далеким от измеренного.
Миллингтон (Millington) объяснил причину этого расхожде-ния. Эйринг
полагал, что число отражений от разных поверхностей с площадями
S1, S2,... одинаково. В действительности вероятность
числа отражений от данной поверхности тем больше, чем больше сама
поверхность. На основании этих соображений Миллингтон вывел иную формулу
для расчета времени реверберации:
где Si - площадь материалов с коэффициентами поглощения
ai.
Недостаток формулы Миллингтона заключается в следующем: вычисленное
значение времени реверберации получается равным нулю, если хотя бы один
элемент преграды, как бы он ни был мал, имеет aср = 1.
По-видимому, при выводе формулы было принято какоето сомнительное
допущение. Впрочем, парадоксального результата легко избежать, приняв, что
ни один коэффициент поглощения не равен единице.
Практика показала, что для помещений с
небольшим aср (театральные и концертные залы, учебные аудитории
и т. п.) все три формулы дают одинаково удовлетворительный результат. Для
помещений со средними коэффициентами затухания (например, студии) более
близки к измеренным значения времени реверберации, рассчитанные по формуле
Эйринга. Если материалы имеют сильно различающиеся ai, а сами
материалы распределены по поверхностям неравномерно, более близкими к
измеренным получаются значения Т, рассчитанные по формуле Миллингтона.
Используя названные формулы, необходимо принять те a, которые были
рассчитаны с помощью этих же формул при обработке экспериментального
материала, полученного в звукомерной камере.
Определение коэффициента поглощения. Коэффициенты
поглощения материалов определяют измерениями в "гулкой" (реверберационной)
камере. Обозначим объем камеры через V, а ее время реверберации через
TO. После внесения в камеру исследуемого материала с площадью
SM время реверберации уменьшается до TM. Тогда:
Если площадь исследуемого предмета (например, стола, кресла и т. д.) не
может быть выражена определенным числом, находят поглощение предмета
Итак, с помощью вышеприведенных формул Сэбина и Эйринга решают обратную
задачу: определяют a или А по измеренному времени реверберации.
А. П. Ефимов, профессор МТУСИ
Опубликовано по материалам
http://www.install-pro.ru/archive/005/44-49.shtml
Часть [1]
[2]
|