ЧАСТЬ 7
Классификация режимов усиления
На Рис. 56 можно видеть, как сигнал качается относительно суммарной (результирующей)
рабочей точки Q. В режиме-В (96) каждая лампа находится в проводящем (открытом) состоянии
ровно 180° (т.е. половину целого периода). Затем обе половины точно складываются на
линии пересечения. Прекращение тока через лампу
раньше времени приводит к так называемым перекрестным искажениям (97, 98) на малых уровнях,
либо к искажениям типа "ступеньки" на больших уровнях мощности (99, 100, 101). Класс-C
(угол проводимости лампы меньше 180°) обладает настолько большими искажениями, что он
эффективно применяется только в специальных усилителях передатчиков.
В классе АВ существует перекрытие между полуволнами (Рис. 57) из-за того, что обе лампы
открыты больше, чем 180°, но меньше 360° - полного цикла. Это перекрытие необходимо, чтобы
"победить" кривизну в нижней части анодных характеристик, в противном случае это привело
бы к появлению перекрестных искажений (Рис. 58). Кривизна анодных характеристик в нижней
части линии нагрузки представляет собой характерное местоположение точек, где лампа
включается в проводящее состояние (102, 103). Как только сигнал проскочит
это место еще ниже, то отрицательная половина его отсекается, лампа ток уже не проводит,
она закрыта (104).При достаточном перекрытии, т.е. моменте времени, когда обе лампы находятся
в открытом состоянии, отсечек не происходит (то, что мы называем "ступенькой").
Ступеньки происходят только в том случае, если присутствуют искажения перекрестного типа
(скорее справедливо обратное утверждение, т.к. искажения являются
следствием нарушения формы сигнала и количественным определителем - Ред.).
В классе - А анодный ток через лампу проходит в течение полного периода (т.е. 360°).
Чистый - А дает полное перекрытие, когда верхняя и нижняя лампы, не закрываясь, "создают"
одинаковые сигналы, только перевернутые относительно друг друга на 180°. При этом не создается
нарушений формы и, следовательно, отсутствуют искажения перекрестного и ступенчатого типа.
С точки зрения линейности, выходной сигнал является точным воспроизведением входного.
Кроме создания перекрытия, увеличение тока покоя спрямляет динамическую характеристику передачи.
(т.к.это поднимает линию нагрузки при том же наклоне ее,при соответствующем увеличении анодного
напряжения, и тем самым отодвигает рабочую область дальше от искривленных анодных характеристик).
Ток покоя, т.е. его рост позволяет увеличить скорость нарастания сигнала (Slew rate).
Межобмоточные емкости выходного трансформатора являются главной причиной высокочастотных
искажений в ламповых усилителях, а увеличение тока покоя позволяет лампе с меньшими усилиями
перезаряжать эти емкости.37 Таким образом, работа в классе - А уменьшает искажения не только для
сигналов низкого и среднего уровня, но и при усилении высокоскоростных (с крутым фронтом) и
с большой амплитудой. Недостатком режима является его низкая эффективность. Выходная
мощность должна быть снижена из-за требований контроля над мощностью рассеяния на анодах.
Ресурс лампы тоже оставляет желать лучшего 38, так как форсированная эмиссия катода резко
снижает долговечность работы.
Какой бы режим усиления не применялся, увеличение сигнала на входе создаст соответствующее
увеличение выходного сигнала, так что удлиняемая часть линии нагрузки упрется в препятствие.
На Рис. 55 можно увидеть, что при движении от класса - А к классу - С выходной сигнал
может быть явно больше, чем в других режимах. Так как увеличение возможно и по току и по
напряжению (Dе, Di), то и результирующая мощность так же будет больше. И это главная выгода
от применения режима -АВ вместо -А. На той же линии нагрузки теперь расположится полуволна
вместо целой волны. Усиленный режим - АВ не так уж сильно уступает в качестве чистому - А.
Однако увеличение амплитуд (е, i) в классе - АВ достигается ценой увеличения искажений.
Рис. 42 поясняет, почему они растут пропорционально амплитуде: промежутки на линии нагрузки
становятся шире (по крайней мере, для пентодов). И даже линейный режим - А не способен
с этим справиться впрямую. Он всего лишь накладывает условия на величину выходного сигнала,
когда требуется проводить ток в течение всего периода. И работа происходит на участке,
где разница между отрезками еще не так велика.
Только обратная связь впрямую уменьшает искажения, возникающие из-за неравенства промежутков
между характеристиками. Обратная связь действует методом наложения инвертированного сигнала
на входной. Как только 1) фазовый угол близок или равен 180°; 2) компенсация обеспечивает
критическое затухание (без выбросов на фронтах) и 3) входной каскад имеет достаточный запас
по амплитуде (headroom), то обратная связь буквально "меняет" очертания выходного сигнала
в сторону большего соответствия входному сигналу. Если характеристики эквивалентной лампы
с отрицательной обратной связью отразить на рисунке, то становится ясно, что разница промежутков
между ними уже менее заметна (Рис. 59) (105). Сравните пунктирные линии с идеальными на Рис. 40.
Выводы
Как мы убедились, чтобы обрести музыкальность звучания, искажения высших порядков должны быть
уменьшены ниже порога слышимости. Триоды, так как они создают искажения низких порядков,
кроме случая с максимальными амплитудами, есть вполне естественный путь в решении этой задачи.
Говоря гипотетически, идеальный усилитель не должен иметь искажений выше порога слышимости,
позволяя тем самым уху останавливать внимание лишь на гармониках самой музыки. Двухтактный
усилитель может рассматриваться, как конструктивный шаг в эту сторону.
Однако, из-за некоторой специфики работы двухтактника, могут применяться некоторые
схемные ухищрения.
Один из методов подавления нечетных гармоник состоит в специальном подборе ламп или других
активных элементов в соответствии с тем, каково поведение их характеристик (при тщательном
подборе возможно ослабление уровня 3-й гармоники на 10 - 12 дБ). Другим методом является
введение местной ОС в выходном каскаде - главном источнике искажений.
Альтернативой может оказаться и умышленное поднятие уровня второй гармоники с помощью
разбаланса выходного каскада. В этом случае возможно получить более благозвучный спектр сигнала.
Вдобавок, можно вести постоянную составляющую тока в первичную обмотку, с тем, чтобы сдвинуть
рабочую точку железа по петле гистерезиса вверх. Изысканность, тонкость звучания SE часто
связывают с его "смещенным" трансформатором, отсутствием перекрестных искажений и работой в
чистом классе-А. Платой за это становится неспособность выдать большую мощность. Это
в свою очередь заставляет применять высокочувствительную акустику и массивный дорогостоящий
выходной трансформатор, если речь заходит о хоть сколько-нибудь заметной мощности (10-20 Вт).
Одно из очевидных решений - обойтись вовсе без трансформатора (OTL - output transformer less).
Однотактные OTL с большой выходной мощностью способны раскачивать обычные динамики до нормального
уровня, имея при этом не слишком высокий выходной импеданс. В такой схеме уже успешно используются
транзисторы, благодаря их низкому выходному сопротивлению (106,107). Однако не следует тут же
заключать, что транзисторный SE усилитель в силу самого факта однотактности, сможет звучать
как ламповый SE. Слишком много других различий сюда заложено, чтобы им стать одинаковыми.
SE, будь они ламповыми или транзисторными (и какими-нибудь еще), должны исключать кривизну
характеристик на отрицательной полуволне, что дает рост второй гармоники. Такое требование
обеспечивается симметричной работой. Она желательна, если целью является движение излучателя
любого типа. Наша интуиция подсказывает, что положительное смещение его должно быть в точности
равно отрицательному, если мы хотим создать точную копию входного сигнала. Только два типа
усилителей толкают динамик одинаково в обе стороны:1) SE с полным отсутствием искажений и
2) сбалансированный РР (без внимания к факту, есть ли при этом нечетные гармоники или нет40).
Более чем что-либо еще, созвучность и гармоническая насыщенность определяет музыкальность.
При этом нужны многие другие качества чтобы полностью воссоздать атмосферу зала. При этом
такие, что напрямую не соотносятся с созвучностью, к примеру - разрешение, локализация образа,
масштабность (размерность) звукового образа, переходная характеристика, динамика, коэффициент
демпфирования. Не похоже, чтобы эти параметры были особыми достоинствами однотактников.
Нейтральность звучания, для примера, означает отсутствие в спектре случайных, инородных
составляющих.
Великим достоинством триодного однотактника является то, что, оставаясь музыкальным,
он не требует "очистки" от искажений, Возможным объяснением этого предполагается сочетаемость
естественного спектра нашего анализатора со спектром искажений, создаваемых SE усилителем.
Надпись на обложке январского номера Stereophile за 1994 г. гласит: "Если один из этих
усилителей ПРАВИЛЬНЫЙ... другой должен быть НЕПРАВИЛЬНЫМ". Если мы предположим, что записи
музыки тоже не абсолютны по качеству, то ответ на загадку трехлетней давности станет ясным:
Ни один из усилителей не прав. Один из подходов имеет целью правдоподобие, в то время как
другой - красоту.
Эта амбивалентность приводит к украшательству самих записей музыки и становится притчей
во языцех в аудиофильских кругах. Полезность последнего (собственно красоты звучания, но
не украшательства) в том, что есть цель в развитии творчества, искусства. Полезность первого
(технической верности) в том, чтобы работал контроль, и предмет контроля не утерял собственной
сути.
Сегодняшнее внимание аудиофилов, сосредоточенное на SE усилителях, буквально держит за руку
индустрию в ее движении к стерильности. В этом состоит беспокойство аудиообщества. Таким образом,
прогресс в искусстве представляется типом ретроградного движения: два шага вперед, один шаг назад.
Это прекрасно, когда происходят реальные прорывы, открытия. С другой стороны, верно и то, что
должны быть периоды оценок и контроля. Все это вместе - единственный знак и предвестник прогресса.
* Клиппирование -это не простое ограничение сигнала вследствие короткой динамической
характеристики передачи каскада. В этот момент происходит форсированный заряд различных
емкостей (переходов в П/П элементах, переходных конденсаторов и
др.). Для рассасывания заряда и возврата прибора в прежнее состояние требуется время. Ред.
** RIAA - Recording Industries Association of America - Американская Ассоциация Предприятий
Звукозаписи. По ее рекомендованным стандартам (уровни записи, постоянные времени и пр.)
осуществлялась звукозапись (аналоговая) за последние 30 лет во всем
мире. Ред.
*** TIM - Transient Intermodulation (distortion) - искажения, вызванные быстрыми
переходными процессами, когда характеристика передачи входного каскада "модулируется"сигналом,
пришедшим с выхода. Ред.
25 Теперь мы видим, что тандем усилитель/громкоговоритель представляет собой крепко
связанную "инфрасистему". Кроме согласования чувствигпельностей, другим фактором
согласования может считаться "содружество" тональных характеров усилителя и
громкоговорителя (в плане поведения импеданса акустики от частоты и одновременного,
в связи с этим, изменения коэффициента демпфирования).
26 Эти дремучие сложности на практике можно обойти. Реакция усилителя на
прямоугольный сигнал должна быть настроена на критическое демпфирование "звона"
в отсутствие нагрузки, что может являешься частичной гарантией для худшего
случая нагрузки. Наихудшей нагрузкой является чистая емкость, вызывающая максимальный
звон. Для измерительных целей обычно берут 0,47 мкФ для ламповых усилителей. В этом
случае могут потребоваться управляющие действия (в виде фазовой компенсации)
для достижения оптимального демпфирования. Обычно - это конденсатор, шунтирующий
резистор обратной связи, величиной 100- 500 пФ.
27 Из-за того, что ОС начнет подавлять продукты искажений и... вместе с ними
благозвучность воспроизведения.
28. Отрицательная ОС бессильна против насыщения
сердечника, так как при подавлении (компрессии) сигнала с
помощью ОС, сразу же уменьшается и сам сигнал ОС.
29. Некоторые производители трансформаторов делают
гибридные сердечники, в которых вместе со сталью
используются никелевые пластины.
30. При идентичных рабочих условиях и оптимизированном импедансе нагрузки для каждого случая.
31. Окончательное определение в отношении РР появилось в 1957 г. из работы М.А. Melehy'n
(см. источник 86). Его статья представляет элегантный математический анализ, "применимый
ко всем режимам работы двухтактного усилителя в предположении нелинейных свойств ламп".
Он использовал дифференциальные уравнения, чтобы показать мгновенные значения и соотношения
между токами и напряжениями.
32. Двухтактное включение оказывает спрямляющее действие только на индивидуальную пару
характеристик (вверху и внизу), и никакого воздействия на расстояние между ними. Хотя и
неправдоподобно на первый взгляд, но подобные эффекты существуют в РР усилителях между
выходной мощностью и мощностью рассеяния на анодах (87).
Когда линия нагрузки пересекает неравномерно расположенные между собой анодные характеристики,
форма усиливаемого сигнала начинает изменяться и возникают гармоники. Т.к. неравномерное
расположение симметрично относительно оси (напряжения),искажения будут нечетного порядка.
33. Характеристика передачи триода 2АЗ проанализирована вплоть до 5-й гармоники Хатчисоном
в его статье "Графический анализ гармоник" (88).
34. То, о чем Уильямсон постоянно твердил по поводу КТ66;"Включенные триодами, эти лампы
имеют характеристики,почти идентичные настоящему триоду РХ25". (89)
35. Возможно, здесь лежит ключ к разгадке, чем вызвано возрождение интереса к триодным усилителям
в середине 80-х.
36. Инвертор, используемый в усилителе Уильямсона, отвечал требованиям
пунктов 1) и 2), но не 3). Но непосредственно связанный с каскадом усиления (без
разделительной емкости) он обладает превосходными характеристиками.
37. Предостережение: ток покоя не может быть произвольно повышен пользователем; эта мера
предосторожности изначально должна быть заложена в разработке, в противном случае лампы
могут быть перегреты.
38. О ресурсе пампы КТ77 можно справиться в собственном выпуске М. О. Valve
(выпуск 3, апрель 1947г. стр. 4).
39. Усиленный режим АВ работает с токами, находящимися в промежутке от -А до режима-В.
40. Нечетные искажения не ухудшают симметрии смещений, так как в сбалансированном РР усилителе
искажения идентичны для каждой полуволны.
Referens
[44] H.F. Olson, Music, Physics, and Engineering, second ed., Dover
Publications, New York, 1967.
[45] Stereophile, Vol.17 No.l, January 1994, pp.104- 1 12.
[46] Hermann L.F. Helmholtz, Он tlie Sensations of Time as a Physiological Basis
for the Ttwry of Music, Dover Pubs., New York, 1954, chaps. XI and XII.
[47] F. Winckel, Music, Sound, and Sensation, Dover Pub, New York, 1967,
pp.112-119, 135-141.
[48] H.F. Olson: cfrel. 44, pp 38-39, 254-260.
[49] A.W. Ladner, "The Analysis and Synthesis of Musical Sounds,"
Electronic Engineering, October 1949, p.381.
[50] A ?. Richmond, Calculus (or Electronics, second ed., McGraw-Hill,
New York, 1972, pp.395-412.
[51] A.V Eastman, Fundamental* of Vacuum Tubes, third ed., McGraw-Hill,
New York, 1949, pp.327-334.
[52] I. Millman and C.C. Halkias, Electronic Devices and Circuits, McGraw-
ill, New York, 1967, pp.544-556.
[53] J A. Hutcheson, "Grapliical Harmonic Analysis," Elect., January 1936,
pp.16- 18, 34.
[54] J. Millman and C.C. Halkias, op at, pp.558-560.
[55] R.L. Wegel and C.E. Lane, "The Auditory Masking of One Pure
Tone by Another and its Probable Relation to the Dynamics of the Inner
Ear," Phys. Ret'., 23, 1924, p266-285.
[56] Stanley Smith Stevens and Hallowcll Davis, Hearing, Us Psychology and
Phisiology, John WUey & Sons, New York, 1938, pp.208-217.
[57] A.V. Eastman, op at, pp.505-506.
[58] Francis Wcston Sears, Principles of Physics I, Addison-Wesley Press,
Cambridge, Mass, 1947, pp.500-503.
[59] Henry Jocobowitz, Electronics Made Simple, Doubleday & Co., New
York, 1958, pp.136- 138.
[60] T.S. Gray, Applied Electronics, second ed,John Wiley & Sons, New
York, 1954, pp.738-744.
[61] R.N. Marsh, "Understanding Common-Mode Signals," Audio,
February 1988, pp.58-65.
[62] F. Longford-Smith, eA, Radiotron Designer's Handbook, fourth ed.,
Amalgamated Wireless Valve Co. Pty., Sydney, Australia (distributed in US
by RCA); fourth ed., 1953, pp.606-611.
[63] J.R. Stuart, "An Approach to Audio Amplifier Design, Pts. 1-3,"
Wireless World, 1973: August, pp.387-391; September, pp.439-446;
October, pp.491 -494.
[64] J. Moir, "Just Detectable Distortion Levels," Wireless World, February
1981, pp.32-34, 38.
[65] D.E.L. Shorter, "The Influence of High-Order Products in Non-
Linear Distortion," Electrical Engineering, April 1950, pp.152-153.
[66] Parker. Sybil P., ed., Acoustics Source Book, McGraw-Hill Book
Company, i988, pp.290-313.
[67] G.Е. Valley, Jr. and H. Wallman, eds., Vacuum Tube Amplifiers,
McGraw-Hill,'New York, 1948, pp.424-467.
[68] N. Pass, "Cascode Amp Design," Audio, March 1978, pp.52-59.
[69] H.W. Bode, "Relations Between Attenuanon and Phase in Feedback
Amplifier Design," BSTj, 19:3, July 1940, pp.162, 303.
[70] Garde, P., "Transient Distortion in Feedback Amplifiers," Journal of the
Audio Engineering Society, 26:5, May 1978, pp.314-322.
[71] Marts Otalai "Transient Distortion in Transistorized Power
Amplifiers," IEEE Traits. Audio Elcaroacoustics, AU-18.3, September 1970,
pp.234-239.
[72] Matti Otala and Eero Leinonen, "The Theory of Transienr
hitermoiiulation Distortion," IEEE Trans. Acous,, Speech, and Sig. Proc.,
ASSP-25:1, Febгuary 1977, pp.2-7.
[73] E.M. Cherry, "Transient Intermodulation Distortion — Part 1: Hard
Nonlinearity," IEEE Trans. on Acous., Speecli, and Sig. Proc., 292, April 1981,
pp.137-146.
[74] R.O. Rowlands, "Harmonic Distortion and Negative Feedback,"
Wireless Engineer, June 1953, pp.133-135.
[75] 'Cathode Ray1 (M.G. Scroggie), "Negative Feedback and Non-
Linearity," Wireless World, April 1961, pp.225-230; rewritten for transistors,
Wireless World, October 1978, pp.47-50.
[76] G.S.C. Lucas, "Distortion in Valve Characteristics," Exp. Wireless,
November 1931, pp.595-598.
[77] J.E. Flood, "Negative-Feedback Amplifiers, Conditions for Critical
Damping," Wireless Engineer, July 1950, pp.201-209.
[78] Thomas Roddam, "Calculating Transient Response," Wireless World,
August 1952, pp.292-295.
[79] Peter J. Baxandall, "Audio Power Amplifier Design—3," Wireless
World, May 1978, pp.83-88.
[80] STAFF OF THE DEPARTMENT OF ELECTRICAL ENGINEERING, MIT,
Magnetic Circuits and Transformers, John Wiley and Sons, New York, 1958
p.485.
[81] W.T Cocking, "High Quality Amplification," Wireless World, May 4,
1934, pp.302-304; "Push-Pull Quality Amplifier," May 11, 1934
pp.320-323; cont. May 18, 1934, pp.336-339.
[82] J. Millrnan and C.C. Halkias, Electronic Devices and Circuits, McGraw-
Hill, New York, 1967, pp.544-556.
[83] F.E. Terrain, ed., Electronic and Radio Engineering, McGraw-Hill, New
York, 1955, pp.348-350.
[84] BJ. Thompson, "Grapliical Determination of Performance of Push-
Pull Audio Amplifiers," Proc. IRE, 21.4, April 1933, pp.591-600
[85] H.L. Kraus, "Class-A Push- Pull Amplifier Theory," Proc. IRE, January
1948, pp.50-52.
[86] MA. Melehay, "Push-Pull Audio Amplifier Theory," Trans. IRE on
Audio, July-August 1957, pp.86-89.
[87]J.D. Ryder, Engineering Electronics, McGraw-Hill, New York, 1957,
pp.168-178; /also T.S. Gray, op at, pp.614-629.
[88] 1A. Hutcheson, "Grapliical Harmonic Analysis," Elect., January 1936
pp.16-18, 34.
[89] D.T.N. Williamson, "Design for a High Quality Amplifier," Wireless
World, April 1947 (Part 1), pp.118-121; May 1947 (Part 2), pp.161-163.
[90] W.T. Cocking, "Ultra-Linear Amplifiers" (editorial), Wireless Engineer,
32.8, August 1955,pp.l99-200.
[91] G.S.C. Lucas, "Distortion in Valve Characteristics," Exp Wireless
November 1931, pp.595-598.
[92] John H. Pratt, "The Equivalent Characteristics of Vacuum Tubes
Operating in Feedback Circuits," RCA Rev., 6:1, July 1941, pp.102-113.
[93] O.H. Schmitt, "Cathode Phase Inversion,"/ Sd. Instrum., March 1938
15, p.100.
[94] J.N. Van Scoyoc, "A Cross Coupled Input and Phase-inverter
Circuit," Radio & TV News (Eng. Ed!), November 1948.
[95] American Standard Definitions if Electrical Terms — ASA. no. C42;
American Institute of Electrical Engineers, New York, 1941, p.234.
[96] J.D. Ryder, op tit, pp.158-168; /also TS. Gray, op tit, pp.610-613.
[97] F.R.W. Strafford, "Join-Up Distortion in Class-B Amplifiers," Wireless
Engineer, October 1935, p.539.
[98] J. Millman and C.C. Halkias, op tit, pp.564-565.
[99] A. Pen-Tung Sah, "Quasi Transients in Class-B Audio-Frequency
Push-Pull Amplifiers," Proc. IRE, 24:11, November 1936, pp.1522-1535.
[100] Frank Mclntosh and Gordon Gow, "Description and Analysis of a
New 50-Watt Amplifier Circuit," Audio Engineering, December 1949
pp.9-11, 35-40.
[101] N.H. Crowhurst, "Realistic Audio Engineering Philosophy," Audio,
October 1959, pp.52-60, cont. pp.113-114.
[102] I. Langmuir, "The Effect of Space Charge and Residual Gases on
Thermionic Currents in High Vacuum," Phys. Rev., 2, 1913.
[103] Yuziro Kusunose, "Calculation of Characteristics and the Design of
Triodes," Proc IRE, 17:10, October 1929, pp.1706-1749.
[104] J.D. Ryder, op tit, pp.158-168; /also T.S. Gray, op at, pp.610-613.
[105] R.G. Middlcton, "Graphical Analysis of Degenerative Amplifiers "
Radio, March 1946, pp.23-24 50.
[106] Nelson Pass, "Build a Class-A Amplifier," Audio February 1977
pp.28-34
[107] Nelson Pass, "Nelson Pass on Single-Ended Class-A," Audio Forum,
November 1994, pp.10-13.
BECTHИK A.P.A. №3
Часть [1] [2] [3]
[4] [5] [6] [7]
|