Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Компания George Ohm, в отличие от большинства производителей на территории нашей Родины, делает усилительную технику для сцены. В последние пару лет Юрий Малышев увлекся домашним audio. Про его усилитель - Fast Imagination А. Белканов писал в журнале "C.A.V.". Воды с тех пор утекло много, много чего изменилось и в подходе к звукоусилению на фирме George Ohm. Малышев прислал к нам в редакцию целый трактат, где без утайки расписано, что они там у себя делают и как. Хоть бери и, по этой документации филиал в Питере открывай.
    Напечатать все - нет решительно никакой возможности. Поэтому мы решили ознакомить читателя со схемотехникой (благо она едина и для профессионального применения и для быта) и с подходом в конструировании выходных трансформаторов. Ну кто, скажите на милость, и когда еще поделится такими секретами?
    На Рис. приведена схема МХ-430. Эта машина отдает честных 2x200 Вт (при работе обоих каналов одновременно). Силовой трансформатор - 1300 Вт, удельная энергоемкость фильтра - 0,19 Дж/Вт выходной мощности. В усилителе применяется неглубокая ОС (4 или 12 дБ), хотя он способен работать и с отключенной обратной связью.
    В выходном каскаде чаще всего применяются лучевые тетроды 6П41С (для варианта 200 Вт - 3 шт. в плече, для 500Вт - 7 шт. в плече). Такой огород, конечно, требует тщательного отбора ламп и регулировки при сборке и настройке. Усилитель очень молчалив - уровень шума - 100 дБ при чувствительности 0,775 V (0 дБ). Искажения при выходной мощности 100 Вт не превышают 2% (в полосе 30Гц - 20 кГц), при естественном снижении на малых уровнях. Вес аппарата не превышает 21- 22 кг. Такова формальная сторона дела. "Транзисторных" людей подобными параметрами не удивить; одновременно с тем, они лишены, быть может, главной радости при строительстве усилителей мощности - намотки выходных трансформаторов.О них и об их свойствах в трактате идет речь.
    В любых моделях, начиная с бытовых по 25 - 45 Вт в канале, кончая "монстрами" с 2x500 Вт, применяется железо ПЛ (лента толщиной 0,3 мм). Для маломощных усилителей - трансформатор стержневой конструкции, для старших братьев - броневой, смотри Рис. 1. Для всех трансформаторов характерна особая конструкция вторички - со средней точкой. См. Рис. 2. Измерения показывают, что даже при минимальной ОС = 4 дБ, частотный диапазон расширяется вплоть до 120 - 130 кГц(хотя, как заметил мой приятель Д.Иордан: "Это же не генератор. К чему тратить убийственные усилия на то, что к звуку никакого отношения не имеет"). Как знать, как знать...
    Обратная связь симметрично включена в катодную цепь второго каскада (в каждое плечо). Никаких ускоряющих цепочек в ОС на схеме не указано, быть может, при таком построении выходного трансформатора,в них нет необходимости. Чтобы ничего не упустить, приводим три таблицы данных на три типа трансформаторов. Сами изучайте и секреты мотайте на ус. Если и есть непонятные места, то мы в том не виноваты,таблицы приведены без купюр. Справка: каждый из рассмотренных типов трансформаторов изготовляется профессиональным намотчиком стечение 6-8 часов при автоматической подаче провода. Укладка и натяжение осуществляется вручную. До 70% времени, затраченного на полное изготовление трансформатора, уходит на укладку изоляции, обработку выводов, сборку пакета. Так что, господа самодельщики, делайте свои выводы. А наш совет будет таков: если Вы еще не чувствуете полной уверенности при расчете и изготовлении такой капризной штуки, как трансформатор, не рискуйте. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу, чтобы не случилось как в том анекдоте, обращайтесь к профессионалам. С электричеством шутки плохи, тем более - со звуковым.
    Компания George Ohm, в отличие от большинства производителей на территории нашей Родины, делает усилительную технику для сцены. В последние пару лет Юрий Малышев увлекся домашним audio. Про его усилитель - Fast Imagination А. Белканов писал в журнале "C.A.V.". Воды с тех пор утекло много, много чего изменилось и в подходе к звукоусилению на фирме George Ohm. Малышев прислал к нам в редакцию целый трактат, где без утайки расписано, что они там у себя делают и как. Хоть бери и, по этой документации филиал в Питере открывай.
    Напечатать все - нет решительно никакой возможности. Поэтому мы решили ознакомить читателя со схемотехникой (благо она едина и для профессионального применения и для быта) и с подходом в конструировании выходных трансформаторов. Ну кто, скажите на милость, и когда еще поделится такими секретами?
    На Рис. приведена схема МХ-430. Эта машина отдает честных 2x200 Вт (при работе обоих каналов одновременно). Силовой трансформатор - 1300 Вт, удельная энергоемкость фильтра - 0,19 Дж/Вт выходной мощности. В усилителе применяется неглубокая ОС (4 или 12 дБ), хотя он способен работать и с отключенной обратной связью.
    В выходном каскаде чаще всего применяются лучевые тетроды 6П41С (для варианта 200 Вт - 3 шт. в плече, для 500Вт - 7 шт. в плече). Такой огород, конечно, требует тщательного отбора ламп и регулировки при сборке и настройке. Усилитель очень молчалив - уровень шума - 100 дБ при чувствительности 0,775 V (0 дБ). Искажения при выходной мощности 100 Вт не превышают 2% (в полосе 30Гц - 20 кГц), при естественном снижении на малых уровнях. Вес аппарата не превышает 21- 22 кг. Такова формальная сторона дела. "Транзисторных" людей подобными параметрами не удивить; одновременно с тем, они лишены, быть может, главной радости при строительстве усилителей мощности - намотки выходных трансформаторов.О них и об их свойствах в трактате идет речь.
    Далее...

 
 

Life in Vacuum. EL34

 

Пентод из семейства электровакуумных приборов, предназначенных специально для звукоусиления (наряду с 6L6/KT66, 6550/КТ88, EL84/6BQ5 и конечно же - 300В).

Разработан на Philips в начале 50-х. Из европейских производителей лампу с таким названием делали все, быть может, кроме британских GEC, M.O.V., Brimar и Mullard. Эти любые лучевые тетроды называли KinklessTetrode (тетрод с отсутствием излома, т.е. без динатронного эффекта). Поначалу EL34, будучи от рождения пентодом, отчего-то стала называться ими КТ77. Правда, позднее ошибка была исправлена. Убедившись в популярности европейской лампы и нужности ее в усилителях, американцы (GE и TungSol), спустя некоторое время, также выпустили свой аналог - 6СА7. У той анод был лишен характерного скругления и внешне был похож на анод прямоугольной формы 6550. Возможно, сказалась американская школа. Английская фирма Mazda выпустила EL60 - электрическую копию EL34, но неудачный цоколь (9 штырей) обрек лампу на скорое вымирание.

EL34, как известно - пентод, а вот на "Светлане" в начале 60-х умудрились разработать полноценный лучевой тетрод 6П27С с характеристиками, полностью соответствующими оригинальной "тридцатьчетверке"Форма анода была похожа на 6СА7, баллон от 6ПЗС. Поверхность анода была цирконирована*, сетки позолочены. Уже тогда отказались от ножки для выводов на цоколь и применили мощные сквозные траверзы из толстого никелевого прутка диаметром 1.5 мм.

В общем была 6П27С лампой и в пир, и в мир, и в добрые люди. Жаль, что выпустили только установочную партию в 5 тыс. штук и на этом карьера советской тридцатьчетверки была закончена. Лишь в последнее время был возобновлен выпуск 34-к на основе оригинальных пентодов. Сначала на "Рефлекторе" по инициативе Sovtek году в 93-м, позднее на "Светлане" по инициативе S.E.D. в 95-м. Некоторое время, в эти же годы, в Новосибирске тоже вырабатывали нечто похожее на 6СА7. Однако, до сих пор неизвестно, кто мог быть заказчиком ламп столь посредственного качества.

На данный момент, кроме наших заводов, тридцатьчетверки выпускают китайцы (те, что со значком Golden Dragon, очень высокого качества), Югославы (Ei / Edicron) и Teslovak (осколок от Tesla). Последнее предприятие делает их специально для PentaLabs и 40(GrooveTubes - крупных американских дистрибьюторов и производителей гитарных усилителей. Чехи, известные европейские стеклодувы, льют для EL34 цветные баллоны - розовые и голубые, наверное, для девочек и для мальчиков.

Что касается диаметра колбы и формы. Самые изящные среди них - Telefunken и "Рефлектор" - диаметр 28.3 мм (чуть толще беломорины). Чехи наворотили с конструкцией черт-те что, плюс название E34L (вообще-то честь им и хвала, умеют они свой товар лицом представить, в отличие от российских производителей). Вместе со "светлановскими", они имеют баллон диаметром 31 мм, более короткий цоколь с ребрами/выемками между штырями, что делает их применение с высокими анодными напряжениями более безопасным. EL34 "Светлана" кроме прекрасно отлитого баллона, очень ровного по толщине, имеет "родимое пятно" - вроде маленькой увеличительной линзочки внутри, ни с чем не спутать. Американские (оригинальные GE, TungSol) 6CA7 - 34 мм с массивным, как у 6ПЗС, цоколем. Югославские имеют характерную "пимпочку" наверху, как у пальчиковых ламп, и еще-цоколь 'Magnoval", как у 6П36С и подобных.

Если говорить о качестве, то из ныне выпускаемых более других на слуху "Светлана" и "Рефлектор" за их высокое соотношение качество/цена. Питерские лампы выглядят побогаче, хотя и стоят дороже. Может кого-то убедит тот факт, что сетки у них золоченые и щелчок имеет отзыв более короткий и звонкий. В бытовой технике они имеют больший спрос, зато в своих гитарных усилителях Marshall применяет преимущественно "Рефлектор" с надписью Sovtek. Это, возможно, вызвано лишь огромным заказом ламп у Sovtek'a, а вовсе не исключительным качеством ламп "Рефлектора".

Следует отметить, что R&B гитаристы еще во времена Wynonie "Mr.Blues" Harris'a и Freddy King'a предпочитали EL34 всем остальным. Любые металлисты вообще имеют пристрастие к 6550-м. Так что, говорить о несомненном лидерстве и отрыве какой-либо одной фирмы, смысла не имеет (у любовницы моего приятеля глаза вета перезрелого гороха, а ему нравится!). Касаемо самых заметных представителей бытового звука, то в свое время EL34 использовались в знаменитых Marantz Model 9, Quick Silver M135, Dynaco ST-70. Сейчас к ней неравнодушны Tube Technology, Golden Tube, Conrad Johnson, Luxman/Samsung. Но никогда, слышите,никогда ее не применяли Mclntosh и Audio Research!

Параметры лампы во всех мыслимых режимах и включениях приведены в таблице. Чтобы понятно было, что это за Fig.1 - Fig.6 в колонке S,ниже приведены сами Fig's, то есть схемы включения. Может быть, кому-то будет интересна схема из MJ Stereotechnic 4/1988. Лампа включена триодом, раскачивается от 5692 RCA через межкаскадный трансформатор NC-18 (Tango). Его суммарное сопротивление по первичке - 8 кОм, витки -1+1 : 1.5+1.5. Входной триод является точным аналогом нашей 6Н8С. При указанных напряжениях и Raa=5 кОм можно получить 20 Вт мощности, при гармониках не выше 2%. Если смущает межкаскадный транс, используйте вторую половинку 6Н8С как повторитель (хотя, можно обойтись без оного,если дать входной лампе току около 10-15 мА. Только не спалите!). Выходные трансформаторы, вполне пригодные для данной схемы, можно приобрести в SPb Sound (читай объявления на заборах!).

* При таких размерах активной части катода и плоском аноде достигается избыточно высокая плотность электронного потока. Поэтому, чтобы не перегреть анод, приходится либо делать его камерным, как у TV-тетродов для строчной развертки, либо придумывать дополнительные "крылья", увеличивающие поверхность излучения, либо прибегнуть к дорогому покрытию (цирконий), оставив простую форму анода. Выбрали последнее.

RB300-3CX / Perkins Electro-Acoustic Research Laboratory - PEARL

3CX-300A1 / Svetlana Electron Devices - S.E.D.

Еще немного и лампа из разряда жутко секретных станет дико популярной. Собственно, сама лампа никаких секретов не содержит; гриф имеет отношение к ее военному прошлому. Нынче, если уж американское предприятие S.E.D. получило добро на вывоз ее в Штаты, канадцы (PEARL - превосходная аббревиатура) пользуют ее в своих зирегусилителях, то и нам не грех обнародовать способности родного отечественного суперприбора. Характеристики приведены в статье Д.Андронникова об SE усилителе на этой лампе. Ранее о ней было сказано предостаточно, осталось добавить, что при конвективном (естественном) охлаждении мощность, рассеиваемая на аноде - 30 Вт,а завораживающая цифра 300 Вт - при обдуве вентилятором. Не выгорит она и при 60-80 Вт без принудительного охлаждения, но все ж таки лучше дуть, не стоит рисковать и снижать ресурс ее работы. Пусть не смущает ее нестеклянный вид. При тех режимах, в которых она работает в самолетах, стекло просто не выдержало бы. Для ознакомления с ее устройством ниже приведен разрез в масштабе 1:1. Цоколь лампы Loctal, соответственно подойдет любая керамическая панель для локтальных цоколей (12П17Л пентод и подобные), обозначение ее ПЛЗ-5-13 и прочие модификации. Западное обозначение панельки - SK2A.

 

Вестник А.Р.А. №3

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

В середине 20-х мировой радио промышленности настоятельно требовалась лампа с высоким коэффициентом усиления и низкой проходной емкостью, способная работать на радиочастотах. В лаборатории EMI / Marconi Osram был разработан первый пентод и назывался он DF 51. В 1932г. российские потребители буквально взмолились перед "Светланой": Разработайте и выпустите двухсетку с бариевым катодом для питания от сухих элементов. Что и было выполнено в том же году.
    Что же сейчас? Ситуация повторяется с той лишь разницей, что отечественные производители полностью ориентированы на зарубежный рынок. Внутреннего спроса нет и не предвидится (по их просвещенному мнению),а тот невеликий ассортимент, который ими выпускаем нынче, итак находит покупателя. Не у нас, а там , далеко... Все как всегда. Гром пока не грянул.
    Помните наше обращение в прошлом номере к отечественным производителям с предложением сотрудничества? Так вот, следует признаться честно - это оказалось им абсолютно ненужным. То есть конечно мы встретились с разработчиками на "Светлане", представили свои мыслишки по модификации существующих и разработке новых, но ... никакой реакции и внимания. А ведь лампы нужны не только отечественным любителям, они могли бы стать ходким товаром "за бугром" и тем самым принести немалую прибыль неблестяще чувствующим себя производителям.
    Заодно мы выяснили, что специфики применения звуковых ламп разработчики не ведают и видимо, не желают ведать. Им же хуже!
    Итак, что же предлагалось?
    1. В СССР была в свое время мощная лампа, не уступающая ничем 300В. Называлась она сначала МС-3, затем М-457, потом ГМ57 и наконец приобрела вполне бытовую маркировку - УБ180. Прямой накал, оксидное покрытие катода, Uн=4 В, Iн=2,1 А, мощность на аноде 50 Вт, m = 9 и Ri=1,6 кОм. Характеристики на Рис.1. Вполне реально было бы перевести лампу на октальный цоколь только не с гребешковой ножкой*, а с обычным донышком, как у EL34, 5881(6ПЗС-Е), 6550 и др. Причем цоколь применить от 6550 (с диаметром 43мм), на который можно поставить баллон тоже солидных размеров. Он вполне подойдет от 6550, либо несколько большей высоты. Чем не альтернатива 300В российской разработки? Один существенный минус - внутреннее сопротивление вдвое больше, чем у "трехсотки". Есть над чем подумать...
    2.Если вы считаете 300В самой бескомпромиссной лампой всех времен и народов, то это не совсем верно. В довоенные и послевоенные времена те же английские фирмы - MOV (Marconi Osram Valve ), GEC (General Electric Company - England), Mullard,Mazda, а также Siemens и Telefunken выпускали лампы Da, Ed (Siemens),DA30, DA60, DA120, PX 4 (Marcony),PX 25 (Ever Ready) и т.д. по параметрам и звуку ничуть не хуже, чем 300В.Для справки: после того как трехсотка утратила значок WE (Western Electric) и стала производиться под маркой головной компании AT&T, назначение ее было вовсе не для звука. Она уходила на склады Пентагона для ламповых стабилизаторов напряжения. В звуке за нее работали прекрасные европейские лампы. Так вот, баллоны у них были прямые, цилиндрические, не похожие на "кобру" трехсотки. Поэтому мы предложили "втащить" 300В в баллон 6550 с родным октальным цоколем. На нем найдутся лишние ножки для вывода средней точки. То, что баллон выдержит максимальную мощность анода 45 Вт + тепло накала (5В х 1,2 А = 6 Вт) сомнений не вызывает. Такой же баллон рязанского триода 572 выдерживает более 100 Вт. Делается это не ради внешнего вида. Во-первых, при одинаковой цоколевке с 6B4G (6-ти вольтовый аналог 2АЗ), вышла бы очень неплохая замена на триод более мощный. Вопрос с совместимостью напряжений накала технических проблем не представляет (погасить лишние 1,6 В балластным резистором). Во-вторых, появляется возможность более жесткого закрепления в баллоне, применив слюдяные держатели от той же 6550. В-третьих, втискивать электродную систему в такой баллон куда проще, чем манипулировать с коброй, хотя прямого отношения к потребительским свойствам это не имеет. А вот дешевле, следовательно - доступнее из-за упрощения операции, лампа стать вполне может.
    3.Наконец, всем известен лучевой тетрод, применяемый для строчной развертки в устаревших телевизорах - 6П45С. Его аналог Telefunken EL509/6KG6 очень популярен в усилителях. Кстати, Тим Паравичини (E.A.R. England) опубликовал схему KITa в Sound Practices на EL509 и производит их большим числом под названием YOSHINO 859 (раскачка выходной лампы происходит по второй сетке). Лампа имеет два недостатка: 1)подвод опасного анодного напряжения к макушке баллона; 2) цоколь Magnoval, требующий применения хрупкой и достаточно дефицитной 9-ти штырьковой панельки.
    В первую очередь мы предложили убрать анодный вывод вниз, на донышко. Выводы в основании (очень мощные и жесткие, гораздо лучше по качеству, чем у EL509, обеспечивают высокую жесткость закрепления электродной системы и минимальное число переходов) перевести на геометрию Octal, а затем на них посадить все тот же октальный цоколь. Контакт штырей Magnoval и трубчатых штырей Octal осуществлялся бы пайкой, либо сваркой, при том, что они и так входят друг в друга внатяг. (см. рис).
    Кроме этого предлагалось удалить камерный анод, который снижал динатронный эффект, но попутно ухудшал линейность лампы. Лампа, очень похожая на 6П45С, но обладающая несомненно более высокой линейностью, выпускалась под названием 6П42С.По качеству исполнения, среди доступных советских/российских, она могла бы считаться №1...
    Далее...

 

Информация

- Плитка из терракоты в современных интерьерах [1] [2] [3]

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1