Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Далее, установив регуляторы тембра в среднее положение, а регулятор уровня сигнала - в положение максимальной громкости, подать на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 1 кГц и уровнем 0,1 В. Затем, поочередно подключая осциллограф к управляющим сеткам ламп VL5 и VL6, нужно проконтролировать форму положительной и отрицательной полуволн сигнала при плавном увеличении напряжения на входе усилителя (до насыщения). Закончив эту операцию, подстроечным резистором R22 нужно добиться полной симметрии и равенства амплитуд контролируемых сигналов на сетках выходных ламп с точностью 0,05 В.
    После этого, подключив ко вторичной обмотке трансформатора Т1 эквивалент нагрузки в виде постоянного резистора сопротивлением 16 Ом и мощностью 20 Вт и установив на входе усилителя напряжение 0,25 В, следует проверить переменные напряжения на электродах всех ламп на соответствие указанным на принципиальной схеме.
    Далее, контролируя напряжение на эквиваленте нагрузочного сопротивления, по максимальному его значению опытным путем найти место вывода вторичной обмотки трансформатора, к которому следует подключить цепь ООС R34-C17. Затем, измерив номинальное (при входном сигнале 0,25 В) и максимальное (при едва заметном насыщении) напряжения на эквиваленте нагрузочного сопротивления, по известной формуле определить номинальную и максимальную мощности усилителя.
    На принципиальной схеме показан вариант подключения нагрузки сопротивлением 16 Ом. Для работы усилителя с АС сопротивлением 8 Ом при регулировке усилителя следует подключить к нему соответствующий эквивалент нагрузки и по изложенной выше методике подобрать новое место отвода вторичной обмотки выходного трансформатора.
    Снова конструкция уже известного по этой книге автора. Это мощный двухканальный УМЗЧ А. Баева (МРБ-1974). К многоканальным эту конструкцию отнести нельзя, потому что оба канала идентичны и могут использоваться одновременно в режиме "двойное моно" (аналог "стерео" для сигналов с большой стереобазой или "квазистерео" для больших помещений или площадок) или "квадро" при наличии двух комплектов усилителя.
    Усилитель имеет следующие данные: максимальная мощность на канал 65 Вт, сопротивление нагрузки канала 14 Ом, полоса частот 20...40000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений 0,6...0,8 %, чувствительность с микрофонного входа.5...0,6 мВ, со входа 3-20 мВ, с входа 4 0,8 В. Регулировка тембра раздельная на частотах 40 Гц и 15 кГц в пределах 15 дБ.
    Принципиальная схема одного канала изображена на рис.36. Микрофонные усилители собраны на транзисторах Т1 - Т4. Для получения хорошего отношения сигнал/шум и высокого входного сопротивления их первые каскады собраны на полевых транзисторах. Каскады охвачены отрицательной обратной связью по току (через резисторы R3 и R13), благодаря чему они обладают высоким входным сопротивлением во всем диапазоне рабочих частот. Для снижения выходного сопротивления первых каскадов ток истока выбран достаточно большим - около 0,8 мА. Несмотря на это, уровень шума на их выходах очень мал, так как шумы полевых транзисторов не зависят от тока в канале.
    Со стоков транзисторов Т1 и ТЗ сигналы поступают через разделительные конденсаторы С2 и С6 на вторые каскады усилителей, собранные на транзисторах Т2 и Т4. Резисторы R4, R6, R14 и R16 являются элементами обратной связи, а резисторы R4 и R14, кроме того, служат для подбора и стабилизации режима работы транзисторов.
    Переменные резисторы R7 и R17 служат для регулировки громкости сигналов, поступающих на микрофонные усилители. Для устранения фона переменного тока накальные нити ламп Л1 и Л2 питаются постоянным током, подаваемым с выпрямителя, собранного на диодах Д17, Д18 (рис.37). С этой же целью в цепь накала лампы ЛЗ с делителя R55. R56 подается положительное (относительно катода) напряжение 50 В. После фазоинверторного каскада (Л2) сигналы усиливаются каскадом на лампе ЛЗ. Сопротивления резистров в анодных цепях триодов этой лампы выбраны так, чтобы получить максимальное неискаженное напряжение на управляющих сетках выходных ламп.
    Анодные цепи ламп Л1, Л2, ЛЗ питаются через развязывающие фильтры R27, СЮ, R37, С17 и R43, С20, устраняющие фон переменного тока и предотвращающие паразитную связь между каскадами усилителя.
    Оконечный каскад усилителя мощности собран по двухтактной схеме на лампах Л4 и Л5. Смещение на управляющие сетки ламп оконечного каскада подается от отдельного выпрямителя, собранного на диоде Д19. Переменный резистор R59 служит для установки величины напряжения смещения на управляющих сетках - 58 В. При этом напряжении ток покоя каждой из выходных ламп составляет 40 мА. Переменный резистор R47 предназначен для выравнивания напряжений смещения на управляющих сетках, а резистор R52 - для установки напряжения на экранной сетке лампы Л5, равного напряжению на экранной сетке лампы Л4. Выключатель ВЗ предназначен для отключения накала выходных ламп в тех случаях, когда не требуется одновременная работа обоих усилительных каналов.
    Для снижения нелинейных искажений и выравнивания частотной характеристики последние четыре каскада усилителя охвачены глубокой отрицательной обратной связью. Ее сигнал подается с вторичной обмотки выходного трансформатора Тр1...
    Далее...

 
 

Ламповый High-End

 

ЧАСТЬ 9

Сложные многоканальные УМЗЧ

Несложный по набору деталей двухканальный усилитель А. Слонима (Р-9/67) вполне можно спутать с простой схемой, но основные признаки сложной схемы говорят о правильном отнесении рассматриваемого усилителя к данной статье классификации. Схема его приведена на рис.41, он предназначен для высококачественного воспроизведения грамзаписи. Низкочастотный канал усиливает низшие звуковые частоты от 40 до 1 000 гц, а высокочастотный - высшие от 1 000 до 15 000 гц. Чувствительность   усилителя -100 дБ, выходная мощность каждого канала -3,5 Вт.

Схема лампового усилителя

Первый каскад усиления собран на лампе Л1 типа 6Ж4, он является общим как для высших, так и для низших звуковых частот. Между первым и вторым каскадами включены разделительные фильтры. Фильтр R5, С2, СЗ, С4, R9, R8 выделяет высшие звуковые частоты (на резисторе R9), а фильтр R5, СЗ, R6, С5, R7 - низшие. Напряжение высших частот с резистора R9 подается на сетку левого (по схеме) триода лампы 6Н9С. Напряжение высших частот с резистора R7 подается на сетку правого (по схеме) триода этой же лампы.

Таким образом, каскад, собранный на левой половине лампы Л2, является предоконечным каскадом усиления низших звуковых частот, а каскад, собранный на правой половине этой же лампы, предоконечным каскадом усиления низших звуковых частот. Потенциометры R14 и R16 регулируют усиление каждого из каналов в отдельности.

Выходные каскады обоих каналов одинаковы. Они собраны на лампах 6Н5С по широко распространенной двухтактно-параллельной бестрансформаторной схеме. Триоды лампы 6Н5С работают в противофазе: на сетку каждого правого триода подается напряжение сигнала в противофазе с напряжением на сетке каждого левого триода. Это обстоятельство позволяет обойтись без фазоинверторных каскадов и сократить число ламп в усилителе. В нагрузке колебания анодного тока выходных ламп суммируются.

В целях снижения выходного сопротивления оконечные каскады охвачены отрицательней обратной связью, напряжение которой снимается с нагрузки каждого выходного каскада, и через резисторы R20 и R21 подается в цепи катода ламп предоконечных каскадов. Эта мера приводит также к уменьшению нелинейных искажений.

Схема лампового усилителяВ целях уменьшения уровня фона и помех при монтаже используется "земляная" шина - голый луженый медный провод, надежно соединенный с шасси. Особое внимание следует уделить компоновке деталей разделительных RC-фильтров и цепей регулировки усиления. Лучше всего RC-фильтры выполнить в виде отдельного блока и поместить его в экран из тонкого алюминия, хорошо заземлив последний.

Остальные лампы можно заменить на аналогичные пальчиковые. Так, лампы 6Ж4 и 6Н9С можно с успехом заменить лампами 6Ж1П и 6Н2П. Номиналы деталей, входящих в каскады с этими лампами, можно оставить прежними, лишь в случае замены 6Ж4 на 6Ж1П следует уменьшить сопротивление резистора R4 до 1,2 МОм.

Лампы 6Н5С, как известно, не имеют пальчиковых аналогов, но по параметрам к ним ближе всего подходят триоды 6С19П, поэтому можно заменить каждую лампу 6Н5С на две 6С19П. Схема такого выходного каскада приведена на рис.42.

Оптимальной нагрузкой каждого канала является громкоговоритель, сопротивление звуковой катушки которого колеблется в пределах от 150 до 550 Ом. Наиболее подходят для этой цели громкоговорители 4ГД5 и 5ГД16. Относительно неплохие результаты можно получить, соединив последовательно достаточное количество обычных низкоомных громкоговорителей. В самом крайнем случае можно воспользоваться согласующим автотрансформатором, что нежелательно, так как все достоинства бестрансформаторного выхода в этом случае будут сведены на нет.

Силовой трансформатор (рис.43) собран на сердечнике, набранном из пластин Ш32, толщина набора 52 мм. Сетевая обмотка I содержит 385+60 витков провода ПЭЛ 0,64, сетевая обмотка И-325 витков провода ПЭЛ 0,41, повышающая - 900 витков провода ПЭЛ 0,2, а обмотка накала - 23 витка провода ПЭЛ 1,35. Выпрямитель собран на селеновом столбике АВС-120-270.

Налаживание усилителя сводится к устранению фона и подгонке режимов. Если, несмотря на экранировку, развязку и т. д., уровень фона остается значительным, следует попробовать питать нить накала первой лампы постоянным током от отдельного выпрямителя, как показано на рис.43. Хорошие результаты дает присоединение параллельно цепи накала потенциометра общим сопротивлением 30-100 Ом. с заземленным средним выводом. При этом нельзя использовать шасси в качестве одного из проводов накала.

В случае применения пальчиковых ламп, последние следует поместить в хорошо заземленные экраны. Основными источниками самовозбуждения усилителя являются, как правило, RC-фильтры и цепи регулировки усиления. Поэтому эти соединения следует выполнять экранированным проводом, тщательно продумывая расположение деталей.

Схема лампового усилителя

Для более мощных усилителей подойдет следующая схема уже известного автора - двухканальный бестрансформаторный оконечный каскад Ф. Кюне (рис.44).

Принцип действия этой схемы, собранной на пентодах EL84 и UL41, основан на том, что одна из ламп (Л2) работает в качестве ведущей, а другая (Л1), работающая оконечной, включена триодом.

Напряжение низкой частоты подводится к управляющей сетке ведущей лампы и усиливается ею. Часть этого напряжения снимается с сопротивления R9 и через сопротивление R7 подводится к управляющей сетке оконечной лампы. Сопротивление R9 одновременно выполняет функцию источника смещения этой лампы.

Обе лампы (Л1 и Л2) оконечного каскада включены по постоянному току последовательно. Таким образом, напряжение источника анодного питания распределяется между ними пропорционально сопротивлению этих ламп постоянному току.

Громкоговорители подключены к катоду оконечной лампы через разделительный конденсатор С9 большой емкости. Таким образом, обе лампы оконечного каскада, питающие громкоговоритель, оказываются включенными по переменному току параллельно. Благодаря этому оптимальное сопротивление нагрузки оконечного каскада при данных лампах и выбранном для них режиме питания равно 800 ом.

Разделение на два канала значительно упрощает цепи регуляторов тембра. Разделительный конденсатор С2 в верхнем канале пропускает только высшие звуковые частоты, которые могут подавляться регулятором тембра R4. В нижнем канале низкочастотные сигналы подводятся в основном к регулятору тембра R1, а высокочастотные сигналы отфильтровываются конденсатором С4 в цепи управляющей сетки лампы ЛЗ.

Высококачественная стереофоническая установка, сконструированная инженером Г. Карасевым (Р-3/66), состоит из четырехканального усилителя и двух широкополосных акустических агрегатов, в каждом из которых размещено по пять динамических громкоговорителей. Усиление подводимых звуковых сигналов в каждом стереоканале производится раздельно для низших (от 20 до 500 Гц) и высших (от 500 до 30 000 Гц) частот, что позволило значительно ослабить интермодуляционные искажения. Звук при этом приобретает особую чистоту и "прозрачность".

С целью снижения нелинейных искажений каждый канал усиления охвачен глубокой отрицательной обратной связью и заканчивается двухтактной оконечной ступенью, выполненной по ультралинейиой схеме.

Более чем достаточная выходная мощность каждого стереоканала позволяет использовать усилитель в "легком" режиме и устраняет перегрузку у последнего при резких изменениях уровня входного сигнала.

Несмотря на кажущуюся громоздкость схемы, изготовление усилителя совершенно доступно радиолюбителю средней квалификации, а налаживание при правильно выполненном монтаже сводится к проверке режимов ламп высокоомным вольтметром.

Диапазон воспроизводимых усилителем частот при ослаблении на краях диапазона не более 2 дБ составляет от 20 гц до 30 кГц. Частота разделения каналов усиления 500 гц. Максимальная выходная мощность 24 Вт, а номинальная- 16 Вт. Коэффициент нелинейных искажений при номинальной мощности на частоте 400 гц не более 0,3% .Уровень фона. - 70 дБ.

Регулировка тембра - раздельная: по низшим частотам в пределах +12 дБ, по высшим - +15 дБ. Чувствительность каждого стереоканала при номинальной мощности на выходе - 200 мВ. Потребляемая от сети мощность не более -100 Вт.

Оба стереоканала усиления совершенно идентичны, поэтому на схеме (рис.45) изображен один из них и общий для обоих каналов источник питания.

От переключателя П1 звуковой сигнал подводится к управляющей сетке лампы Л1 (во втором стереоканале - Л10) типа 6Ж32П. В цепи сетки этой лампы находится потенциометр R2, регулирующий усиление (громкость) без тонкомпенсации. Такая схема регулирования позволяет применить обычный сдвоенный потенциометр без отводов. Разумеется, при наличии специального сдвоенного потенциометра с отводами тон компенсацию следует предусмотреть.

Усиленный первым каскадом входной сигнал подается затем на фильтры высших (С6, R9, С7 R10) и низших (R31, С15, R32, С16, R33, С17) частот. Раздельная регулировка тембра производится R12 и R30. Частота разделения каналов выбрана довольно низкой - 500 Гц, при такой частоте разделения мощности каналов высших и низших звуковых частот должны быть одинаковыми, что позволяет выполнить последующие каскады (в том числе и оконечные) совершенно идентичными.

Дальнейшее усиление осуществляется раздельно по высшим и низшим частотам левыми (по схеме) половинами ламп Л2 и Л5, (соответственно). Аноды левых половин этих ламп непосредственно соединены с управляющими сетками правых половин, играющих роль фаэоинверторов. Отсутствие переходных конденсаторов уменьшает общий фазовый сдвиг в канале и повышает устойчивость усилителя при глубокой отрицательной обратной связи. Выходные каскады (ЛЗ, Л4, Л6, Л7,) выполнены по ультралинейной схеме. Начальные токи (покоя) оконечных ламп выравниваются резисторами R26 и R45.

Переключатель П1 (желательно на керамической основе) имеет 11 положений, но ограничен девятью. Соответствующие входы подключены через одно положение, промежуточные контакты заземлены.

Схема лампового усилителя

Оболочки конденсаторов С2 и С102 (типа МБМ) также следует заземлить, если применены конденсаторы без такой оболочки (например, КБГИ), нужно изготовить для них экраны из жести в виде цилиндров, полностью закрывающих корпус, и заземлить их.

Шасси усилителя не должно играть роль "земляного" провода. Этот провод прокладывают изолированно от корпуса и соединяют с ним около первой лампы в каждом стереоканале. Электролитические конденсаторы усилителя также изолируют от шасси.

В источнике питания применен силовой трансформатор, собранный на сердечнике из пластин Ш-32, толщина набора 63 мм. Обмотка I содержит 381 виток провода ПЭВ-1 0,86, обмотка II -279 витков провода ПЭВ-1 0,64, экранная обмотка-один слой провода ПЭЛ0.41, повышающая обмотка III имеет 795 витков провода ПЭВ-2 0,41, обмотки IV и V содержат по 20 витков провода ПЭВ-1 1,35, а обмотка VI - 20 витков провода ПЭВ-1 1,0. Можно применить и другие силовые трансформаторы мощностью 100 Вт или даже два - по 50 Вт, выпрямленное высокое напряжение при этом не должно быть меньше 260-270 В.

 

Радиолюбительский High-End. К.: "Радiоаматор", 1999, 112 с. с ил.

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16]  [17]  [18]  

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 

 

 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Информация

 

Это интересно

Дроссель фильтра Др1 собран на сердечнике из пластин Ш-16, толщина набора 45 мм, зазор в сердечнике 0,5 мм. Его обмотка содержит 1200- 1400 витков (до полного заполнения каркаса) провода ПЭВ-1 0,44.
    В выпрямителе использованы четыре селеновых столбика Д1002. Их можно заменить тремя селеновыми выпрямителями АВС-120-270, включенными параллельно, или применить полупроводниковые диоды Д7Ж в параллельно-последовательной схеме включения (16 шт.).
    Если усилитель собран правильно и в нем применены рекомендованные детали и элементы, то в налаживании нет необходимости. Схема рассчитана таким образом, что нужные режимы (указаны на схеме) устанавливаются автоматически.
    Включив усилитель, следует убедиться в его работоспособности, подавая на вход сигнал от звукоснимателя или прикасаясь отверткой к управляющим сеткам ламп Л1 и Л101. Регулятор усиления должен стоять в среднем положении.
    Включая высокоомный вольтметр поочередно между анодами оконечных ламп всех четырех каналов, добиваются с помощью потенциометров R26, R45, и R126, R145 минимального (не более 1 В) показания прибора. Такую операцию следует проделывать в соответствующем канале и после замены какой-либо из оконечных ламп.
    Если источник питания обеспечивает необходимое напряжение +280 В, то режимы во всех каскадах подбирать нет необходимости. В иных случаях, подбирая величины сопротивлений R20 и R39, следует добиться, чтобы в точках А и Б (при закороченном входе) установились потенциалы, указанные на схеме (рис.45). Остальные режимы установятся автоматически. Отклонение напряжений на +10 % не влияет на работу усилителя.
    Уровень фона при рациональном монтаже в усилителе очень низок. Так, при закороченном входе и максимальном усилении на расстоянии в 1 м от акустических агрегатов фон не прослушивается совершенно. Минимальный уровень фона устанавливают потенциометром R49. Если нет осциллографа или лампового милливольтметра, минимум фона устанавливают на слух, приложив ухо к низкочастотному громкоговорителю.
    О качестве работы стереоусилителя можно судить по прослушиванию записей новых долгоиграющих стереофонических или монофонических грампластинок, а также программ ЧМ-вещания.
    В усилителе отсутствует специальный генератор, позволяющий установить объективный стереобаланс. Практически более важен субъективный стереобаланс, который зависит от многих факторов, в частности от акустики помещения, взаимного расположения акустических агрегатов и слушателя, симметричности выходов источника звуковой программы и т. п.
    Субъективный стереобаланс можно установить следующим простым способом. К усилителю, работающему в режиме "моно", подводят входной сигнал. Регулятор усиления - в положение 75 % максимума, низшие частоты завалены, высшие - подняты. Вращая ручку "баланс", добиваются такого положения, когда звук сигнала будет исходить из точки, находящейся на биссектрисе угла, образованного головой слушателя и двумя колонками. В качестве источника сигнала при настройке лучше всего использовать шум свободной от записи дорожки пластинки или начало магнитной ленты без записи.
    В двухканальном ультралинейном УМЗЧ А. Межеровского (Р-5/68) применен весьма редко встречающийся метод разделения каналов с помощью глубокой отрицательной обратной связи, напряжение которой подается с обоих выходных трансформаторов в катодную цепь лампы разделительного каскада. Это дало возможность получить те же частотные характеристики, что и в ранее известных сложных усилителях с дополнительными разделительными каскадами и громоздкими частотными фильтрами, но при значительно меньшем количестве усилительных каскадов, при меньшем числе фильтров и их предельно упрощенной схеме. Номинальная выходная мощность каждого канала усилителя 7,5 вт при нелинейных искажениях в низкочастотном канале 0,8%, в высокочастотном 0,85%. Полоса воспроизводимых звуковых частот от 15 гц до 30 кГц при неравномерности частотной характеристики 0,5 дБ. Частота раздела каналов 1000 гц со снижением мощности каждого из них на этой частоте на 3 дБ. Диапазон регулировки усиления низкочастотного канала +20...-30 дБ на частоте 30...40 Гц, а высокочастотного канала +19...-26 дБ на частоте 15 кГц. Чувствительность усилителя 0,15 в. Уровень фона - 65 дБ. На входе усилителя (рис.46) установлены три пары гнезд с переключателем для наиболее часто используемых источников сигнала. При работе усилителя от трансляционной сети необходимо добавить четвертую панель входных гнезд с делителем напряжения сигнала, как это показано пунктиром на схеме.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

 

XD850MKIII

 

Акустическая система Music Angel One

 Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

 

XD800MKIII

 

Усилитель ламповый MINIP1

 

MINIP1