Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Пентод из семейства электровакуумных приборов, предназначенных специально для звукоусиления (наряду с 6L6/KT66, 6550/КТ88, EL84/6BQ5 и конечно же - 300В).
    Разработан на Philips в начале 50-х. Из европейских производителей лампу с таким названием делали все, быть может, кроме британских GEC, M.O.V., Brimar и Mullard. Эти любые лучевые тетроды называли KinklessTetrode (тетрод с отсутствием излома, т.е. без динатронного эффекта). Поначалу EL34, будучи от рождения пентодом, отчего-то стала называться ими КТ77. Правда, позднее ошибка была исправлена. Убедившись в популярности европейской лампы и нужности ее в усилителях, американцы (GE и TungSol), спустя некоторое время, также выпустили свой аналог - 6СА7. У той анод был лишен характерного скругления и внешне был похож на анод прямоугольной формы 6550. Возможно, сказалась американская школа. Английская фирма Mazda выпустила EL60 - электрическую копию EL34, но неудачный цоколь (9 штырей) обрек лампу на скорое вымирание.
    EL34, как известно - пентод, а вот на "Светлане" в начале 60-х умудрились разработать полноценный лучевой тетрод 6П27С с характеристиками, полностью соответствующими оригинальной "тридцатьчетверке". Форма анода была похожа на 6СА7, баллон от 6ПЗС. Поверхность анода была цирконирована*, сетки позолочены. Уже тогда отказались от ножки для выводов на цоколь и применили мощные сквозные траверзы из толстого никелевого прутка диаметром 1.5 мм.
    В общем была 6П27С лампой и в пир, и в мир, и в добрые люди. Жаль, что выпустили только установочную партию в 5 тыс. штук и на этом карьера советской тридцатьчетверки была закончена. Лишь в последнее время был возобновлен выпуск 34-к на основе оригинальных пентодов. Сначала на "Рефлекторе" по инициативе Sovtek году в 93-м, позднее на "Светлане" по инициативе S.E.D. в 95-м. Некоторое время, в эти же годы, в Новосибирске тоже вырабатывали нечто похожее на 6СА7. Однако, до сих пор неизвестно, кто мог быть заказчиком ламп столь посредственного качества.
    На данный момент, кроме наших заводов, тридцатьчетверки выпускают китайцы (те, что со значком Golden Dragon, очень высокого качества), Югославы (Ei / Edicron) и Teslovak (осколок от Tesla). Последнее предприятие делает их специально для PentaLabs и 40(GrooveTubes - крупных американских дистрибьюторов и производителей гитарных усилителей. Чехи, известные европейские стеклодувы, льют для EL34 цветные баллоны - розовые и голубые, наверное, для девочек и для мальчиков.
    Что касается диаметра колбы и формы. Самые изящные среди них - Telefunken и "Рефлектор" - диаметр 28.3 мм (чуть толще беломорины). Чехи наворотили с конструкцией черт-те что, плюс название E34L (вообще-то честь им и хвала, умеют они свой товар лицом представить, в отличие от российских производителей). Вместе со "светлановскими", они имеют баллон диаметром 31 мм, более короткий цоколь с ребрами/выемками между штырями, что делает их применение с высокими анодными напряжениями более безопасным. EL34 "Светлана" кроме прекрасно отлитого баллона, очень ровного по толщине, имеет "родимое пятно" - вроде маленькой увеличительной линзочки внутри, ни с чем не спутать. Американские (оригинальные GE, TungSol) 6CA7 - 34 мм с массивным, как у 6ПЗС, цоколем. Югославские имеют характерную "пимпочку" наверху, как у пальчиковых ламп, и еще-цоколь 'Magnoval", как у 6П36С и подобных.
    Если говорить о качестве, то из ныне выпускаемых более других на слуху "Светлана" и "Рефлектор" за их высокое соотношение качество/цена. Питерские лампы выглядят побогаче, хотя и стоят дороже. Может кого-то убедит тот факт, что сетки у них золоченые и щелчок имеет отзыв более короткий и звонкий. В бытовой технике они имеют больший спрос, зато в своих гитарных усилителях Marshall применяет преимущественно "Рефлектор" с надписью Sovtek. Это, возможно, вызвано лишь огромным заказом ламп у Sovtek'a, а вовсе не исключительным качеством ламп "Рефлектора".
    Следует отметить, что R&B гитаристы еще во времена Wynonie "Mr.Blues" Harris'a и Freddy King'a предпочитали EL34 всем остальным. Любые металлисты вообще имеют пристрастие к 6550-м. Так что, говорить о несомненном лидерстве и отрыве какой-либо одной фирмы, смысла не имеет (у любовницы моего приятеля глаза вета перезрелого гороха, а ему нравится!). Касаемо самых заметных представителей бытового звука, то в свое время EL34 использовались в знаменитых Marantz Model 9, Quick Silver M135, Dynaco ST-70. Сейчас к ней неравнодушны Tube Technology, Golden Tube, Conrad Johnson, Luxman/Samsung. Но никогда, слышите,никогда ее не применяли Mclntosh и Audio Research!
    Параметры лампы во всех мыслимых режимах и включениях приведены в таблице. Чтобы понятно было, что это за Fig.1 - Fig.6 в колонке S,ниже приведены сами Fig's, то есть схемы включения. Может быть, кому-то будет интересна схема из MJ Stereotechnic 4/1988. Лампа включена триодом, раскачивается от 5692 RCA через межкаскадный трансформатор NC-18 (Tango). Его суммарное сопротивление по первичке - 8 кОм, витки -1+1 : 1.5+1.5. Входной триод является точным аналогом нашей 6Н8С. При указанных напряжениях и Raa=5 кОм можно получить 20 Вт мощности, при гармониках не выше 2%. Если смущает межкаскадный транс, используйте вторую половинку 6Н8С как повторитель (хотя, можно обойтись без оного,если дать входной лампе току около 10-15 мА. Только не спалите!). Выходные трансформаторы, вполне пригодные для данной схемы, можно приобрести в SPb Sound (читай объявления на заборах!).
    При таких размерах активной части катода и плоском аноде достигается избыточно высокая плотность электронного потока. Поэтому, чтобы не перегреть анод, приходится либо делать его камерным, как у TV-тетродов для строчной развертки, либо придумывать дополнительные "крылья", увеличивающие поверхность излучения, либо прибегнуть к дорогому покрытию (цирконий), оставив простую форму анода. Выбрали последнее.
    Далее...

 
 

Какая лампа нам нужна и будет ли она?

 

В середине 20-х мировой радиопромышленности настоятельно требовалась лампа с высоким коэффициентом усиления и низкой проходной емкостью, способная работать на радиочастотах. В лаборатории EMI / Marconi Osram был разработан первый пентод и назывался он DF 51. В 1932г. российские потребители буквально взмолились перед "Светланой": Разработайте и выпустите двухсетку с бариевым катодом для питания от сухих элементов. Что и было выполнено в том же году.

Что же сейчас? Ситуация повторяется с той лишь разницей, что отечественные производители полностью ориентированы на зарубежный рынок. Внутреннего спроса нет и не предвидится (по их просвещенному мнению),а тот невеликий ассортимент, который ими выпускаем нынче, итак находит покупателя. Не у нас, а там , далеко... Все как всегда. Гром пока не грянул.

Помните наше обращение в прошлом номере к отечественным производителям с предложением сотрудничества? Так вот, следует признаться честно - это оказалось им абсолютно ненужным. То есть конечно мы встретились с разработчиками на "Светлане", представили свои мыслишки по модификации существующих и разработке новых, но ... никакой реакции и внимания. А ведь лампы нужны не только отечественным любителям,они могли бы стать ходким товаром "за бугром" и тем самым принести немалую прибыль неблестяще чувствующим себя производителям.

Заодно мы выяснили, что специфики применения звуковых ламп разработчики не ведают и видимо, не желают ведать. Им же хуже!

Итак, что же предлагалось?

1. В СССР была в свое время мощная лампа, не уступающая ничем 300В. Называлась она сначала МС-3, затем М-457, потом ГМ57 и наконец приобрела вполне бытовую маркировку - УБ180. Прямой накал, оксидное покрытие катода, Uн=4 В, Iн=2,1 А, мощность на аноде 50 Вт, m = 9 и Ri=1,6 кОм. Характеристики на Рис.1. Вполне реально было бы перевести лампу на октальный цоколь только не с гребешковой ножкой*, а с обычным донышком, как у EL34, 5881(6ПЗС-Е), 6550 и др. Причем цоколь применить от 6550 (с диаметром 43мм), на который можно поставить баллон тоже солидных размеров. Он вполне подойдет от 6550, либо несколько большей высоты. Чем не альтернатива 300В российской разработки? Один существенный минус - внутреннее сопротивление вдвое больше, чем у "трехсотки". Есть над чем подумать...

2.Если вы считаете 300В самой бескомпромиссной лампой всех времен и народов, то это не совсем верно. В довоенные и послевоенные времена те же английские фирмы - MOV (Marconi Osram Valve ), GEC (General Electric Company - England), Mullard,Mazda, а также Siemens и Telefunken выпускали лампы Da, Ed (Siemens),DA30, DA60, DA120, PX 4 (Marcony),PX 25 (Ever Ready) и т.д. по параметрам и звуку ничуть не хуже, чем 300В.Для справки: после того как трехсотка утратила значок WE (Western Electric) и стала производиться под маркой головной компании AT&T, назначение ее было вовсе не для звука. Она уходила на склады Пентагона для ламповых стабилизаторов напряжения. В звуке за нее работали прекрасные европейские лампы. Так вот, баллоны у них были прямые, цилиндрические, не похожие на "кобру" трехсотки. Поэтому мы предложили "втащить" 300В в баллон 6550 с родным октальным цоколем. На нем найдутся лишние ножки для вывода средней точки. То, что баллон выдержит максимальную мощность анода 45 Вт + тепло накала (5В х 1,2 А = 6 Вт) сомнений не вызывает. Такой же баллон рязанского триода 572 выдерживает более 100 Вт. Делается это не ради внешнего вида. Во-первых, при одинаковой цоколевке с 6B4G (6-ти вольтовый аналог 2АЗ), вышла бы очень неплохая замена на триод более мощный. Вопрос с совместимостью напряжений накала технических проблем не представляет (погасить лишние 1,6 В балластным резистором). Во-вторых, появляется возможность более жесткого закрепления в баллоне, применив слюдяные держатели от той же 6550. В-третьих, втискивать электродную систему в такой баллон куда проще, чем манипулировать с коброй, хотя прямого отношения к потребительским свойствам это не имеет. А вот дешевле, следовательно - доступнее из-за упрощения операции, лампа стать вполне может.

3.Наконец, всем известен лучевой тетрод, применяемый для строчной развертки в устаревших телевизорах - 6П45С. Его аналог Telefunken EL509/6KG6 очень популярен в усилителях. Кстати, Тим Паравичини (E.A.R. England) опубликовал схему KITa в Sound Practices на EL509 и производит их большим числом под названием YOSHINO 859 (раскачка выходной лампы происходит по второй сетке). Лампа имеет два недостатка: 1)подвод опасного анодного напряжения к макушке баллона; 2) цоколь Magnoval, требующий применения хрупкой и достаточно дефицитной 9-ти штырьковой панельки.

В первую очередь мы предложили убрать анодный вывод вниз, на донышко. Выводы в основании (очень мощные и жесткие, гораздо лучше по качеству, чем у EL509, обеспечивают высокую жесткость закрепления электродной системы и минимальное число переходов) перевести на геометрию Octal, а затем на них посадить все тот же октальный цоколь. Контакт штырей Magnoval и трубчатых штырей Octal осуществлялся бы пайкой, либо сваркой, при том, что они и так входят друг в друга внатяг. (см. рис).

Кроме этого предлагалось удалить камерный анод, который снижал динатронный эффект, но попутно ухудшал линейность лампы. Лампа, очень похожая на 6П45С, но обладающая несомненно более высокой линейностью, выпускалась под названием 6П42С.По качеству исполнения, среди доступных советских/российских,она могла бы считаться №1. Рамочные сетки, и первая и вторая, обеспечивают небывалую симметричность по обеим сторонам катода. При этом они гораздо меньше "микрофонят"; наконец, в триодном включении лампа имеет очень низкое RI-500 Ом при мощной эмиссии катода. То есть,по нашим понятиям, лампа 6П45С имеет реальные перспективы для работы в звуке.

Думаете это все? Если выбор ламп для входных каскадов достаточно широк (одна 6922 чего только стоит, скоро обещает появиться ЕСС83 с высоким анодом, точная копия Milliard CV4004 и др.), в лампах для выходных каскадов тоже недостатка не наблюдается, а вот настоящей драйверной лампы, как не было, так и нет. Ранее в СССР производились триоды прямого накала УО-104, ТО-143, ПО119. Характеристики УО-104 и ТО-143 на Рис.2. У нас в редакции даже есть образцы, по которым было установлено, что лампы прекрасно работают в качестве драйвера. Однако восстановить оснастку будет нелегко, а то и просто нерентабельно.

Для порядка и экскурса вкратце осветим положение дел с драйверными лампами. Из того, что производит/производила Россия: 6Н8С (6SN7),6Н23П-ЕВ (6922,6DJ8), 6Н6С (вполне адекватная замена 5687, но "фирма" имеет накал 12,6 В), 6С19П (очень малое усиление m = 2,5), 6С15П /6С45П (довольно мощные лампы по току, но имеют узкий раскрыв анодной характеристики, то есть полезность большого m = 50 под большим вопросом). И, наконец, очень привлекателен лучевой тетрод в триодном включении - 6П41С. Кабы он еще выпускался, то был бы первым кандидатом в "чистые" триоды для драйвера. На Западе, кроме 5687 и 5842 (точный аналог 6С45П),имеют хождение в качестве драйверных 6FQ7/6CG7, ЕСС80/Е80СС, 6072/12АY7/6Н4П. Бывает дело и до 6N7(6Н7С) доходит. Верно, лампа хорошая, только любит она работать в "правом" режиме и внутреннее сопротивление Ri=7,5 кОм, при соединении обоих триодов в один, все таки велико для идеальной драйверной лампы.

Так или иначе, все перечисленные лампы в "чистые" драйверы не годятся, не ставить же вместо них УО186 или 6С4С, в самом деле! Справедливости ради, стоит упомянуть лампу 6BX7-GT, весьма точно соответствующую требованиям драйверной лампы. Применялась она в усилителях кадровой развертки , имела обычное октальное оформление и два триода в одном баллоне, что для двухтактного усилителя только плюс. Может где-нибудь в древних фирменных телевизорах ее и можно откопать. Только, кто же будет держать такой TV, сейчас все больше Samsung да Sony, а они, как известно, сделаны из единого куска кремния. А пока что, буржуям ничего не остается, как использовать лучевые тетроды и пентоды в триодном (и в штатном тоже) включении. Nobu Shishido в своем экзотическом усилителе WAVAC 805 на вестерновских триодах 805 использует в качестве драйверов 6L6, Golden Tube - EL34,для раскачки 300В. Самый убойный вариант драйвера - 300В, правда "трехсотка" и раскачивает не менее достойную - 845 (Marantz Project T1).

Вот тогда наше внимание привлекли новые лампы, производимые на "Светлане" - EL34 и 6L6. Что если заставить их работать триодами, причем не "псевдо", когда вторая сетка подключена на анод, а настоящими, 3-х электродными лампами? Для этого требуется удалить экранные сетки и лучеобразующие пластины. Просто их оборвать и не подключать вовсе нельзя, так как наведенный на них заряд (причем переменный от величины тока анода и потенциала на нем)будет вносить непрогнозируемое влияние в работу триодной системы. Лампа EL34 внешне выглядит предпочтительнее, так как имеет эффективную поверхность анода большую, сравнении с 6L6, и катод ее имеет гораздо большие размеры, чем у "классика" американской ламповой промышленности. Такое сочетание способно обладать низким внутренним сопротивлением и высокой эмиссией на пиковых сигналах. Не следует забывать, что и мощность на аноде у EL34 все таки на 3 - 5 Вт выше, чем у 6L6, а в штатном (пентодном) режиме, максимальное значение напряжения на аноде 800 В (чемпион среди бытовых ламп). С таким напряжением Ua без проблем можно получить 400 В р-р. Этого достаточно, чтобы раскачать любую доступную лампу,будь то ГМ70, 211 либо 845 и SV572-3. Конечно, у ныне издаваемой EL34 проблемы есть, и перед тем, как пытаться сделать ее триодом, невредно заранее их предвидеть. Скорее всего они проявятся в виде большой емкости Сс-к и Сс-а (входная и проходная емкости), прежде всего из-за больших размеров катода и эффективной площади анода. Расстояние от анода до сетки велико, что даст при той же густоте сетки небольшой коэффициент усиления, а он нужен порядка 8-12. При высокой конструкции электродной системы, а она гораздо выше, чем у 6L6, появится особая забота с жестким закреплением внутри баллона.Однако, при указанных уровнях сигнала, "микрофонить" такая конструкция вряд ли будет, по крайней мере, уровень паразитной модуляции будет весьма мал.

В качестве прототипа была предложена ЕС360 производства еще восточногерманской фирмы WF, но та едва имеет m = 3 и низкое допустимое напряжение на аноде. Хотя при этом Ri = 350 - 400 Ом (лучшего и желать не надо).

Что в итоге? Из всех наших рассуждений и споров родилось вполне конкретное представление о драйверной лампе, которая могла бы много шуму наделать на международном рынке,да и на нашем пригодилась бы несомненно.

Чем мы руководствовались при составлении требований?

1.Лампа должна иметь широкий раскрыв по сеточным напряжениям.Это обеспечит большую перегрузочную способность по входу каскада, а вместе с этим всего усилителя. Лампы, имеющие глубокую (в смысле возможности подачи на сетку больших амплитуд) характеристику, при сохранении параллельности линий la-Da,являются наиболее линейными.

2.Внутреннее сопротивление Ri должно быть как можно ниже (предпочтительно 0,8 - 1 кОм) до 1,5 кОм (max), чтобы исключить проблемы согласования с последующим каскадом Если принять сопротивление анодной нагрузки большим в 4 раза, чем Ri = 1 кОм (к примеру), то Ra = 4 кОм. Межкаскадный трансформатор, все чаще применяемый в последнее время в высококачественной технике, может быть реализован без особых проблем. Чем меньше Ri и больше Ra, тем большую амплитуду выходного напряжения можно получить, при данном напряжении питания.

З.Лампа должна уверенно работать не только на емкостную нагрузку следующего каскада (наихудший случай 200 пФ), но также с сеточным током выходной лампы. У модуляторных ламп 845,211, SV811-10, SV572-10 при глубокой раскачке, т.е. при потенциале сетки больше нуля (относительно катода, естественно) появляется сеточный ток. При значениях выходных мощностей однотактных усилителей в районе 30 Вт, сеточный ток для всех перечисленных типов не превышает 20 мА. Следовательно, максимальный ток, отдаваемый в нагрузку будет около 35 мА**.

Из сказанного вытекают следующие параметры:

1. Усиление 10 -12. Нижний предел - 8.

2. Внутреннее сопротивление Ri = 0,8 -1,5 кОм, соответственно крутизна S = 8 -12 мА/В.

3. Максимальное напряжение на аноде Ua (max) = 600 В. (min 450 В)

4. Мощность на аноде Pa (max) = 12-15 Вт (min 10 Вт).

5. Катод косвенного накала, U = 6,3 В.

6. Цоколь октальный. Цоколевка должна совпадать с EL34/6L6 и др.

7. Режим измерений (рабочий режим):Ua = 250 - 300 В; Uc1 = -20 В; Ia =35- 50 mА.

8. Желаемая емкость CC-A = 6 - 7пФ.

На рис.3 представлены смоделированные анодные характеристики требуемой лампы.

Теперь можно без лишней патетики закончить: На мировом рынке нет драйверной лампы!

И все склоняется к тому, что ее и не будет, по крайней мере, в России.Если умницы-разработчики еще не перевелись, то руководителей производств, способных оживить былую славу российских мозгов, нет, по определению. Работа наших предприятий на американцев (что сейчас и происходит с двумя ведущими заводами - "Светланой" и "Рефлектором") обязывает не рассуждать. Аминь!

P.S. Краткий перевод обращения к производителям, опубликованного в американских журналах:

"...Другие недостатки триода 300В следующие: дурацкий, по современным понятиям, 4-штырьковый цоколь, нестандартное питание накала 5 В и слишком малое усиление, что затрудняет раскачку лампы с малыми искажениями, пока не применишь дорогостоящий межкаскадный трансформатор.

На смену ушедшим WE300B разработайте триод с малым усилением для работы в выходных каскадах усилителей массового рынка. Он должен иметь октальный цоколь,мощность рассеяния на аноде 50 Вт, максимальное напряжение анода 600 В, косвенный накал с питанием 6,3 В,усиление порядка 8, внутреннее сопротивление около 700 Ом и цоколевку, совместимую с 6550/КТ88.

Такая лампа может быть использована для модификации усилителей,применяющих 6550/КТ88 в ультралинейном включении. Просто установил новую лампу, триод, без каких-либо перепаек и переделок. Потенциальный рынок для такой лампы огромен и нужность ее трудно переоценить...".

Ed Warden. Lynchburg, VA, US. Журнал Sound Practices, №3/93.

* Ножкой называется трубка, в которую введены электроды, затем выводимые на цоколь, иштенгель, через который ведется откачка вакуума. Благодаря такой технологии (гляньте на старую 6ПЗС), в лампе много переходов с одного проводника на другой и жесткость закрепления электродной системы в колбе оставляет желать лучшего.

** К определению анодного тока драйвера, работающего на входную емкость выходного каскада.

Требуемый ток удобно рассчитать через скорость нарастания сигнала. В свое время (1977 г.) Walter Jung определил требования, при выполнении которых,у каскада не возникает проблем с искажениями, вызванными ограничением скорости нарастания (S.R. - Slew Rate).

При верхней частоте Fв = 20 кГц и Еампл =100В(+/- 50В), S.R.= 12,56 v/mS.

По условию Junga, скорость нарастания должна быть выше в 5 раз, следовательно требуемое значение S.R. = 62,8v/mS. Вместе с тем S.R. равен току заряда поделенному на значение заряжаемой емкости, т.е. S.R. =i/С, откуда требуемый ток: i = S.R./C.

Для наших условий, при С = 200 пФ (динамическая входная емкость) и S.R.= 62,8 v / U.S, i = 12,56 мА. Это означает, что кроме сеточного тока выходной лампы (около 20 мА ), каскад драйвера должен иметь запас по току, как минимум, еще 13 мА. Итого - 33 мА. Данная величина и определяет требуемый ток покоя драйверной лампы.

Список литературы, которая не помешает.

В.Ф.Власов. Электровакуумные приборы. Связьиздат. Москва. 1949г.

Г.С.Цыкин. Трансформаторы низкой частоты. Расчет и конструирование. Связьиздат. Москва. 1937г.

С.Н.Кризе. Усилители низкой частоты. Связьиздат. Москва. 1948 г.

Р.Лэнди, Д.Дэвис и А.Альбрехт.Справочник радиоинженера. Госэнергоиздат. М-Л. 1961 г. Трансформаторы усилительной и измерительной аппаратуры. В.К.Кузнецов, Б.Г.Оркин, Ю.С.Русин. Энергия. Ленинград. 1969г.

А.М.Бройде, Ф.И.Тарасов. Справочник по электровакуумным и полупроводниковым приборам. Госэнергоиздат, серия МРБ. Ростовское книжное издательство. 1962 г. А.М.Бонч-Бруевич. Применение электронных ламп в экспериментальной физике.Изд. 3-е. Госиздат технико-теоретической литературы. Москва. 1965 г.

Приемно-усилительные лампы повышенной надежности. Справочник."Советское Радио". Москва. 1962 г.

Электровакуумные приборы.Справочник. Госэнергоиздат. М-Л. 1956 г.

Ю.А.Кацман. Электронные лампы. "Высшая школа". Москва. 1979 г.

Б.Б.Гурфинкель. Приемно-усилительные электронные лампы. Госэнергоиздат. М-Л. 1949 г.

Г.С.Векслер. Электропитание спецаппаратуры (звуковой). "Вищашкола". Киев. 1975 г.

Цыкин Г.С. Усилительные устройства. - Москва, "Связь", 1971 г.

Каталог электронных ламп.Брудна. Й.Поустка. Госиздат тех. лит. Прага. 1957 г.

Кроме указанных здесь источников, естественно, и те, что приведены в статьях NN 1 и 2 "Вестника". В серии МРБ издательства "Энергия" только что, в 1997 году вышла книжка Г.С.Гендина - "Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты". Рекомендуем!

 

А. Белканов, Вестник А.Р.А. №3

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Аудиторская компания "БАУ-Консалт" Бухгалтерское сопровождение, налоговое планирование, юридический консалтинг, аудиторские услуги в Москве

Бизнес-иммиграция в Канаду на ПМЖ для инвесторов без знания английского языка.

Деревянные жилые дома, модульные быстровозводимые здания

 

Это интересно

Минуло только три года с момента появления моей статьи «Transformer Coupled WE-300B, Single-Ended Amp» (GA 1/94), которая, я полагаю, стала первой по данному типу усилителя в этом журнале. Как я был поражен, увидев череду однотактников на зимней выставке WCES'96 в Лас Вегасе, где прежде героями ходили транзисторные монстры. Мне трудно было поверить, что американские аудиофилы способны воспринять DHT-SE* ничтожной мощности даже после того, как издатель Glass Audio Эдвард Делл (Ed. Dell) подбил меня написать что-либо об audio в Японии и особенно об однотактниках.
    Мне известно, что Jean Hiraga**, живший в Японии одно время, в своих статьях защищал японский audiocraib — DHT-SE и рупорные громкоговорители. Сейчас он работает во Франции и в Европе его деятельность довольно популярна. Но в Америке? Стране гигантских мощностей и гигантского всего остального. Я был крайне скептично настроен. Однако, реакция читателей на мои письма в GA заставила внонь обратиться к теме, что именуется мистическим японским аудиосообщестзом. Сама выставка WCES'96 и многочисленные ревю о DHT-SE в журналах убедили меня в том, что тема однотактников воспринята в Америке с энтузиазмом, запредельным для моего понимания. Только теперь я исполнен вдохновением большим, чем когда-либо, писать об однотактниках.
    Улучшений 300В SE усилитель
    Я спроектировал и построил усилитель на 300В с межкаскадным трансформатором в конце 70-х и полагал, что поставил точку в моих бесконечных играх с 300В. Однако, я ошибался. Выходит, что для улучшений еще остался запас. На рис. 1 дана схема моей новой улучшенной версии, включая все изменения, внесенные мной в первоначальную, опубликованную в GA 1/94. Наиболее значительным изменением было удаление конденсатора между первым каскадом и драйвером. Возможность прямой связи в предыдущих каскадах оправдывает значительную выгоду от применения межкаскадного трансформатора. Из-за того, что резистивное сопротивление первички IT (Interstage Transformer) мало, мы без усилий получаем высокое напряжение питания на аноде драйвера. Его хватает, чтобы и на катоде оно было столь высоким, чтоб управляющую сетку непосредственно соединить с выходом каскада усиления напряжения. При этом еще остается достаточная разница между анодом и катодом, чтобы драйверу работать в подходящем режиме.
    Второе улучшение: схема SRPP входного каскада, главным образом отвечающего за усиление напряжения. Это позволило исключить большое сопротивление в аноде, потенциальный источник ухудшения звука.
    Теперь я могу честно признаться, что не знаю, почему схема с межкаскадным трансом звучит лучше, равно как не знаю, почему сопротивление порядка нескольких десятков кОм на пути сигнала способно ухудшать звучание. Ведь восточная культура тем и отличается от западной, что мы менее расположены добиваться ответа на «почему это так работает», чем найти, что это вот работает, а вот это — нет. Другими словами, восточная культура более склонна к эмпирике, нежели к аналитическому изучению.
    Хорошим примером здесь является китайская медицина, которая работает, но при этом не сходится с западной научной аналитической медициной. Мы не восприняли бы так однотактники, если б необходимо было перед тем «научно» объяснить их феномен. Однако, я не хочу, чтобы это понималось как то, что мы не желаем знать, почему так происходит. В связи с этим я глубоко признателен Reid'y Welch'y за попытку объяснить, почему межкаскадный трансформатор так работает (см. статью в GA «Driving the 300B» в 1/96). Это и есть прекрасный пример взаимосвязи двух культур.
    Межкаскадник можно и подешевле
    Мне известно, что многих любителей смущает запредельная цена межкаскадного транса Tango NC-20, который я использую. С этой целью я публикую информацию об альтернативных изделиях японского происхождения.
    Таким можно считать Tango NC-16. Если вы соедините параллельно обе первичные обмотки, он будет держать ток 30 mА и импеданс первичной обмотки 2,6 кОм — вполне нормальный для 6F6 в триодном включении. Вы можете также включить параллельно вторичные обмотки, при этом получить трансформацию 1:2 и расширить диапазон. Можно их соединить последовательно и добиться увеличения напряжения в 4 раза, но при этом диапазон станет несколько уже. Стоимость NC-16 вдвое меньше цены NC-20.
    Вы также можете использовать Tamura A-342. Для всех межкаскадных трансов Tamura характерно одно слабое место — суженный частотный диапазон, обычно от 30-50 Гц до 15 кГц,хотя качество их в этом диапазоне нареканий не вызывает. Другой их недостаток в том, что они довольно габаритны. Зато они выигрывают по цене. Помните, однако, что качество выходного трансформатора вместе с межкаскадным столь же важно, как и качество ламп. Потратьте на них столько, сколько сможете себе позволить, и лишь потом думайте об экзотических резисторах с конденсаторами. Их вы можете заменить позже, когда будут деньги.
    Уменьшение искажений находится в противоречии с мощностью на аноде.
    Существует два пути уменьшения гармонических искажений в триодных однотактниках. Один из них — увеличение нагрузки в анодной цепи. Как видно из табл. 1, при тех же значениях Ер (напряжение на аноде) и Iр (анодный ток без сигнала) и, следовательно, при той же мощности на аноде, мы получим меньшие искажения при увеличении сопротивления нагрузки R(, правда ценой максимально возможной выходной мощности. То есть, полезная мощность в нагрузке снизится.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1