Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

В номере 1/95 Рик Берглунд опубликовал интересную статью об измерениях OPT (output transformer)1. Как разработчик широкополосных выходных тороидальных трансформаторов (компания Plitron, серия PAT) 2,3, я был рад появлению столь весомого материала, где указаны инструменты оценки. Я испытал его методы и нахожу, что они оправданы и надежны. В его статье содержатся также важные положения, которые, я полагаю, требуют особого внимания:
    «Трансформатор с наименьшим значением тока и наиболее прямой линией зависимости тока от поданного напряжения, даст наименьшие искажения по басу... Трансформатор с высоким значением индуктивности первички не обязательно даст минимум искажений по отношению к трансформатору с меньшей индуктивностью... Высокоиндуктивный трансформатор может обладать весьма нелинейной зависимостью тока от напряжения.»
    Что все это означает? Что происходит в выходном трансе? Как и почему он искажает поданный на него сигнал? Как можно избежать этих искажений? Какой процент искажений плох? С этими вопросами я и приступил к измерению индуктивности вторичной обмотки.
    На рис. 1 (из статьи Берглунда) представлена схема измерений. Напряжение частотой 20 Гц или 25 Гц подано на выводы 0-8 Ом. Первичная обмотка остается разомкнутой, поэтому, соблюдайте осторожность, так как напряжение на ней может оказаться очень высоким. Результаты измерений Берлунда сведены в табл. 1; я же привел эти значения в виде графиков на рис. 2 и добавил измерения на тороидальном РАТ4006. Правда частота была не 20 Гц, а 25 Гц, с тем чтобы уравновесить условие измерений, так как вторичка у Т4006 рассчитана на 5 Ом против 8 Ом в образцах Берглунда.
    Графики имеют ощутимые различия и причина тому в разных конструкциях и применяемых материалах. Минимальные значения тока указывают на максимальную индуктивность. Из-за того, что точек измерения недостаточно, кривые представлены довольно грубой аппроксимацией, поэтому я увеличил число измеряемых точек и представил РАТ4006 на рис. 3. Из графика видно, что поведение Is/ Vs (индекс S — secondary, относится к вторичной обмотке. Прим. переводчика) подобно прямой линии в очень широком диапазоне. Очевидно это удовлетворяет требованию, выведенному Берглундом в статье. Однако, линейность может быть выражена языком аналитическим, то есть, более детально: при абсолютной линейности, отношение Vs/ Is в любой точке , должно быть величиной постоянной (рис. 4). При том, что индуктивное сопротивление со стороны вторички велико, очевидно явное отклонение от прямой линии. В соответствии с этим, в определение Берглунда о линейных свойствах трансформатора я внес бы дополнения: линейность характеристики 4 (VJ может быть рассчитана как импеданс вторички Zs = Vs/Is(Vs).
    Что же представляет собой отклонение от прямой линии значение индуктивного импеданса, и чем это вызвано? Чтобы ответить на этот вопрос , мы должны исследовать поведение материала сердечника. Из рис. 4 явно следует, что девиации вызваны эффектами, происходящими в железе и ничем иным. Чтобы нащупать их, я изобразил эквивалентную схему трансформатора для низких частот со стороны вторичной обмотки (рис. 5). Ris — активное сопротивление меди вторички. Потери в железе на гистерезис и вихревые токи представлены Rc Третий элемент в схеме — индуктивность вторичной обмотки. Чтобы формализовать реакцию этой цепочки, я намеренно исключил влияние потерь в железе, которые заметно проявляются только при насыщениии . На средних уровнях мощности соотношение Vs/Is от частоты выглядит так:
    Величина активного сопротивления измеряется просто, тогда можно вычислить значение Zs для любой частоты (естественно Vs/Is должны быть измерены по схеме на рис. 1).Результаты представлены графиком на рис. 6 , тогда как на рис. 7 приведен график индуктивности со стороны первичной обмотки, вычисленной по известной формуле: Lp=Ls х (Np\Ns)2. Np и Ns означают число витков в первичной и вторичной обмотках соответственно.
    Из графика видно (равно как из расчетных значений), что величина 4 непостоянна. Так как Ris очень мало (0,18 Ом), кривая зависимости 4 от напряжения на вторичке будет повторять ход кривой Vs/Is . Вот теперь мы с полным правом можем задаться вопросом более предметным: что же заставляет изменяться индуктивность вторички?
    Далее...

 
 

Измерение характеристик выходного трансформатора


ЧАСТЬ 2

 

НЧ характеристика и звучание в этой области

У меня накопилась огромная информация с объяснением специфического характера звучания ламповых усилителей. Я сосредоточился главным образом на звучании баса, так как именно здесь искажения выходного трансформатора доминируют над всеми искажениями схемы. Формула (7) дает значение частоты, ниже которой искажения по напряжению становятся угрожающими.

На выходе усилителя, чьи искажения ниже 40 Гц резко растут, мы намеряем хвост из гармоник: 80 Гц — вторая, 120 Гц — третья и так далее. Когда мы станем слушать этот сигнал, то услышим не продукты искажений, а сильный, богатый бас.

Этот тест выявляет удивительную способность нашего слуха конвертировать набор искажений в основную составляющую. Нам слышится 40 Гц и, благодаря присутствию гармоник, этот тон воспринимается громче и интенсивнее. Также был проведен опыт, когда на выходе усилителя основной тон удалялся и оставались только гармоники6. В этом случае казалось, что мы ясно слышим этот тон, гармоники словно воссоздавали его.

Указанный эффект имеет место только в басовой области, когда середина и высокие остаются неискаженными. Таким образом эти искажения проявляются не как хрипы, но как вполне приемлемое для уха звучание, ничуть не раздражающее.

Но что же произойдет, когда мы используем выходной трансформатор с очень большой индуктивностью? Может быть, это удивит вас, но бас будет звучать мягче. Искажений не возникает, вы слышите только чистый тон. Это обнаружилось при работе с PAT 4006.

Во время теста я заметил, что звучание тороидального транса несколько мягче, чем звук трансформатора на Ш-железе с невысокой индуктивностью (всего ЗО Гн). Частотная характеристика, благодаря громадной индуктивности тора, протягивается вниз гораздо дальше, чем у обычного (Ш-пластины). Вроде бы бас должен восприниматься громче, но это не так. Соображения, приведенные выше, как раз объясняют этот факт, а я оставляю вам судить, насколько желаемы или нет искажения в басу.

Высказанная теория проясняет, отчего же выходные трансформаторы в разных приложениях могут звучать различно. Она же объясняет, отчего в гитарных усилителях они играют решающую роль в создании специфического тонального баланса и почему трансформаторы с солидными размерами не используются там. Эта модель способна объяснить, почему в качественных hi-end аппаратах мы встречаем трансформаторы огромных размеров: они таковы, чтобы искажения на низких частотах были низки насколько возможно. В этом свете тороидальные ОТ как раз следуют выдвинутой теории.

Коэффициент демпфирования

схема

В предыдущем обсуждении и взаимодействии акустики и усилителя я исходил из того, что последний работал без ОС. Я также полагал, что в нашем распоряжении нет громкоговорителя с постоянным импедансом, не зависящим, от частоты. Представьте теперь идеализированный усилитель с абсолютно линейной частотной характеристикой, линейностью передачи без искажений и совершенными временными параметрами.

Такой вот «идеальный» прибор, при подключении его к нормальной акустике с гуляющим импедансом, может вызвать специфические эффекты. Нет, я не имею в виду, что усилитель начнет возбуждаться. Я говорю о совершенно другом эффекте, ранее изученном и до ныне остающимся очень важным, рис. 16 представляет эквивалентную схему усилителя и подключенную к ней нагрузку ZL.

Выходной импеданс усилителя Zвых определен формулой (8):

Zвых = ( Ns / Np ) ґ (2rP + Ris )      (8)

Благодаря совершенной частотной характеристике и отсутствию общей обратной связи, выходной импеданс такого усилителя будет частотнонезависим. Положим, что усиление равно А при входном напряжении Vin . Тогда выходное напряжение Vout на клеммах акустики будет определено формулой (9):

В этой формуле коэффициент демпфирования представляет собой отношение импеданса нагрузки к выходному сопротивлению усилителя DF = ZL/Zout. паспорте на усилитель обычно указан импеданс нагрузки в 8 Ом, так что при выходном сопротивлении усилителя в 2 Ом, DF= 4.

Однако в реальной ситуации из-за того, что импеданс громкоговорителя изменяется с частотой, действительный коэффициент демпфирования постоянным не будет. Следовательно, как показывает формула (9), напряжение на входе динамика будет также изменяться с частотой.

Но, большинство громкоговорителей спроектированы на то, чтобы напряжение на зажимах поддерживалось постоянным во всем диапазоне частот и, таким образом, давление на оси (SPL — Sound Pressure Level) оставалось бы постоянным. С ламповыми усилителями с низким коэффициентом демпфирования дело обстоит иначе.

Регулируемый DF

Регулируемый DF

Чтобы исследовать этот факт, я построил усилитель с регулируемым DFM подключил его к головке электродинамического типа, попросту — к обычному дифузорному излучателю с подвижной звуковой катушкой. У меня была возможность выставлять коэффициент демпфирования в 100, 8, 4, 2 и 1 (по отношению к 8-омной нагрузке). Измерения давления выполнялись калиброванным микрофоном в хорошо заглушенном помещении. Характеристика громкоговорителя при DF = 100 была взята за эталон, так что остальные графики дают лишь степень отклонения от этой характеристики, не являясь при этом собственной частотной характеристикой динамика. Результаты на рис. 17.

Результаты оказались поразительными. Чем меньше коэффициент демпфирования, тем большее отклонение характеристики от эталонной. Ламповые усилители, особенно без ОС, имеют весьма малый DF и таким образом большой завал высоких частот. Я повторил эксперимент с разными динамиками и характер графиков подтверждал общее правило.

Однако, прослушивание этих громкоговорителей не выявило большой разницы при изменении DF от 1 до 100. Почему же я не заметил субъективных изменений частотной характеристики? Не я один, поскольку ламповые усилители с ОС или без нее широко распространены в мире, и я не слышал нареканий в их сторону. Объясняю это тем фактом, что ухо человеческое быстро адаптируется к изменениям частотной характеристики, если они не происходят очень быстро. Но пойдем дальше.

Исследования Kirk'a показали, что после короткого периода адаптации, человек начинает предпочитать ограниченный частотный диапазон всему остальному (под остальным имеется в виду диапазон со стандартными границами 20 Гц — 20 кГц — прим. ред.]. Большинство из существующих ныне ламповых усилителей имеет DF меньше 16 и, следовательно, имеют больший или меньший завал на верхних частотах. При этом звучание их более удовлетворительное, чем звук с заведомо более широкой полосой, вплоть до 22 кГц у современных CD с транзисторными усилителями, где демпфирование очень велико.

Минуя цифровые барьеры

Работая ревьюером/обозревателем в одном датском hi-end журнале, я выполнил массу тестов прослушивания лучших усилителей, акустики и CD проигрывателей, доступных в мире на тот момент. Все эти системы звучали замечательно, но мои предпочтения сместились в сторону ламповой техники с ее специфическим звучанием. Я спроектировал и построил множество ламповых усилителей с разными диапазонами, искажениями и демпфированием, какие только можно вообразить. Остановился на DF = 4 и поныне этот результат меня вполне устраивает.

Недавно я заимел DAT магнитофон (Pioneer D-07). Он имеет переключаемые тактовые частоты: 32, 48 и 96 кГц, что соответствует полосе записи 16, 24 и 48 кГц соответственно. Запись проводилась на этих грех частотах с использованием очень хороших микрофонов. Я субъективно оценивал качество записей и открыл для себя замечательный эффект.

Запись с полосой до 16 кГц звучала очень естественно и правдиво. При расширении полосы до 24 кГц, все мои приятели, жена и я сам задались вопросом — что произошло с акустикой и усилителем, что в них сломалось. Однако, переходе на диапазон до 48 кГц звук стал абсолютно устраивать — очень натуральный, свежий, связный, без шероховатостей.

Исследования электрической активности мозга**

Эти субъективные результаты хорошо соотносятся с недавними научными исследованиями, где измерялась электрическая проводимость нейронов в момент прослушивания музыки (Gamelan music). Измерения проводились однажды в диапазоне до 26 кГц, другой раз в более широком, вплоть до 48 кГц 8. Точнейшие детекторы были способны измерять а-импульсы, которые генерировал мозг, когда включалась музыка. Эти сигналы имеют частот около 8 кГц и присутствие их говорит за то, данному субъекту музыка доставляет удовольствие. При широкой полосе воспроизведения, сигналы более сильные, чем при полосе, ограниченной 26 кГц. Ясно, что наблюдаемый предпочитает полосу в 48 кГц более узкой и имеет ясное различие между ними. Исследователи сделали вывод, что человек способен неким образом выявить присутствие сигналов частотой выше порога слуха в 20 кГц и конвертировать их в сигналы мозговой деятельности.

Мои опыты добавили некоторые факты к этим исследованиям. Я нашел, что характер воспроизведения весьма хорош при полосе записи в 16 кГц, но расширение ее до 22 кГц не вносит улучшений — раздражающие компоненты попадают в записанный сигнал. Однако звучание записи, сделанной в полосе до 48 кГц, признается отличным, указывая на отсутствие раздражающих компонентов в сигнале.

Логично было бы сделать вывод, что в промежутке от 16 до 22 кГц порождается «скрежещущий» характер звука, в то же время когда музыкальная информация протягивается до 48 кГц, раздражающий характер исчезает.

Результаты эти строго совпадают с поведением ламповых усилителей. Как было отмечено выше, частотный диапазон, в отсутствие ОС и с низким DF, имеет воспроизводимую акустически полосу около 16 кГц. Тем самым, мы получаем меньше раздражающих компонент, как я и описал это. Усилитель с включенной ОС имеет большее значение DF и воспроизводит сигналы вплоть до 22 кГц (имеется в виду работа с реальной акустикой и диапазон сигналов, подаваемых на нее — прим. переводчика). Мне часто приходилось слышать мнение людей, предпочитающих звучание усилителя без обратной связи и, в свете воспроизведения усилителем промежутка между 16 кГц и 22 кГц, становятся понятными их предпочтения.

Отсюда должно бы выйти следующее: не ломайте сути ламповых устройств. Оставьте как есть, ведь они адаптированы к нашему восприятию. Моим ответом будет и «да» и «нет». Ответ положительный понятен, а вот объяснение моего «нет» последует ниже.

Цифровые эволюции и ламповый ответ им

Цифровые технологии входят в нашу жизнь. Новый видеодиск с высокой плотностью (HDVD) был принят во всем мире как носитель для video. Он обладает очень большими возможностями по оптимальной записи и воспроизведению и поэтому особо известные и важные люди образовали некоторое сообщество Acoustic Renaissance for Audio (ARA — вот это да! Мы не одни в этом мире! — Ред.). Их целью было использование новой технологии для audio. Они внесли предложения и рекомендации по использованию HDVD как носителя звуковой информации высокого качества — HQAD (High-Quality Audio Disk).

На этом диске, к примеру, вы можете поместить 24-х битовую с тактовой частотой 44.1 кГц или до шести каналов, создающих пространственное звучание. Другой его возможностью является частота сэмплирования в 96 кГц, что означает расширение воспроизводимого диапазона до 48 кГц. Тогда мы будем использовать способности нашего уха гораздо полнее, включая эффекты а-сигналов, уже упомянутые.

Когда это произойдет, тандем усилитель/акустика должны будут способны воспроизводить этот диапазон без всякого ограничения. Естественно, что новые ВЧ-головки должны появиться в скором времени. Однако что все это значит для ламповых усилителей? Они должны иметь очень широкий частотный диапазон и высокую мощность; значительно превосходить 40-килогерцовый барьер, даже в отсутствие ОС, чтобы исключить частотные и временные искажения. Кроме того, DF должен быть велик, чтобы не было завала на высокой частоте, как было уже отмечено выше.

Широкий диапазон потребует специальных схем и трансформаторов. Высокое значение DF потребует введения специальной ОС, что может быть реализовано с помощью общей ОС большой глубины или посредством локальных связей в выходном каскаде.

На основании расчетов и субъективных оценок я предпочитаю последнее.

* Автор неверно определил эффективное сопротивление в случае триодного включения. Внутреннее сопротивление 6550 в триоде равно 1,5 кОм, тогда 2rP = 1,5 кОм, с учетом работы двух ламп в плече. Прим. Ред.

** Не являясь специалистом в области нейрофизиологии, приношу свои извинения за возможно неверный перевод терминов. Однако я постарался верно передать смысл - прим. переводчика.

REFERENCES

1. Rickard Berglund, "Quick, Simple Output Transformer Tests", GA 1/95, pp. 24,49.

2. Menno van der Veen, "Theory and Practice of Wide Bandwidth Toroidal Output Transformers," AES preprint #3887 (6-2), 97tti Convention, November 10-13, 1994, San Francisco, CA.

3. Menno van der Veen, Transformers and Tubes in Power Amplifiers, Plitron Manufacturing Inc., 250 Wildcat Rd., Downsview, ON M3J 2N5, Canada.

4. N. Partridge, "Distortion in Transformer Cores," Wireless World, June 22/29 and July 6/13,1939.

5. Tom Hodgson, "Single-Ended Amplifiers, Feedback and Horns: Some History," Sound Practices, Spring 1994, pp. 39-42.

6. "Auditory Demonstrations," IPO, NIL), ASA; Philips CD1126-061; demonstration 20, 'Virtual Pitch," track 37.

7. R. Е. Kirk, "Learning, a Major Factor Influencing Preferences in High Fidelity Reproducing Systems," JAES 1957,5(4), pp. 238-241.

8. Tsutomu, Oohashi et al, "High-Frequency Sound Above the Audible Range Affects Brain Electrical Activity and Sound Perception," AES preprint 3207 (W-1), 91st Convention, October 4-8,1991, New York.

 

Часть [1]  [2]

 

Вестник А.Р.А. №4

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Эпоксидные
электроизоляционные
герметики и клеи для электроники, а также герметизации намоточных и других электротехнических изделий, пропитки стеклоткани
, каталог технических ссылок и другая полезная информация.

 

Это интересно

Кто возьмется отрицать тот факт, что лампа ЕСС83 является самой популярной, когда требуется большое усиление сигнала по напряжению? Из современных триодов это, пожалуй, единственная лампа, что обладает большим усилением (m = 100). До нее с таким усилением была 6F5 (6Ф5С), но то был монотриод с октальным цоколем.
    Производители радиоприемников уже успели оценить достоинства миниатюрных пальчиковых ламп, впервые выпущенных на рынок фирмой RCA в 39-41 г. В Европе миниатюрные лампы появились после войны. Однако Mullord и Mazda, затем Philips и Telefunken были поставлены перед выбором — продолжать ли дальше разработку и производство ламп с цоколем RimLock или вовремя перейти на 9-ти штырьковый цоколь, к тому времени уже вовсю производимый американцами. RimLock подобен цоколю Locktal, только меньше размером и без выходящего наружу штенгеля, укрытого ключом, как это сделано у октальных/локтальных цоколей.Штырей у него тоже было 8. Так что соперничество европейских и американских производителей представляло собой не просто формальное столкновение разных конструкций, но и дальнейшую борьбу за рынки. К этому моменту появилась организация НАТО и конфликт был решен в пользу 9-ти штырьковой лампы, с названием noval. Из-за нее многим европейским ламповым заводам пришлось отказаться от производства лампы ЕСС40, прекрасного двойного триода, близкого по характеристикам к 6N7/6H7C; последним, кто прекратил его делать, был Tungsram, наши же его так и не освоили. На тот момент MOV (Marconi Osram Valve) и Philips оказались самыми продвинутыми компаниями и первыми ввели noval. В 1947г. у MOV появился пентод Z77/B7G/CV138/ EF91 (семиштырьковая), a Philips/Milliard вовремя переделали пентод UL41 в EL41, ставший первым миниатюрным пентодом для звуковых целей, от которого затем пошло целое семейство во главе с ЕL84/6П14П.
    Компания Philips собрала под свою крышу в Эйндховене самую мощную команду исследователей и разработчиков и уже в 48-м году явила миру ставшую скоро знаменитой троицу — ЕСС81/82 и 83. Первое упоминание об этом я нашел в Miniwatt Pocket Book, филипсовском справочнике за 1957г. Кто действительно имеет приоритет на ЕСС83/12АХ7 не знаю, но год спустя, в 1949-м, компания RCA ответила выходом семьи 12А с более длинным списком: 12АТ7, -AV7, -AU7, -АХ7, -AY7, -AZ7. Самая долгая жизнь суждено была лампе 12АХ7. Притом, что и АТ7, и AU7, и любимая микрофонщиками AY7 применяются и доныне, АХ7 остается безоговорочным лидером по современному производству и применяемости. Только она оказалась лампой настолько универсальной, одинаково пригодной для использования в индустриальном оборудовании и в звуковом — студийном, для сцены и бытовой технике.
    Позднее появятся субминиатюрные лампы для спецтехники, не уступающие и часто превосходящие пальчиковые. Это лампы с индексом Б в конце названия, которые еще ждут своего часа у звукотехников; будут и нувисторы, о звуковых возможностях которых до сих пор не стихают дискуссии, но пальчиковые производятся до сих пор — Саратов, Калуга, Shugang (Китай), Tesla/ Groove Tube (Чехи/Штаты), Ei/Edicron(Югославия/Англия), и заката их популярности не видно.
    Производители ламп, почувствовав, что 12АХ7 оказалась лампой весьма удачной, принялись создавать клоны, причем каждый всяк по своему. Со временем оказалось, что нет ни одного завода, где бы не делалась своя версия 12АХ7.
    Кто знает, может быть хрущевская «оттепель» как раз помогла нашим разработчикам взяться за внедрение этой лампы. По параметрам она несколько отличается от оригинальной (S - 2 mA/V, m = 97.5); главным же отличием было то, что напряжение накала было только 6.3 V против 12.6/6.3 V, а 9-я ножка использовалась как экран между двумя триодами. Впрочем, по конструкции катода (плоский против круглого), размерам анода наша лампа также ощутимо отличалась от оригинальной. Естественно, цоколевка ее совпадала с общепринятой, но тоже с оговоркой. Если импортную лампу можно было установить взамен нашей, соответственно перебросив выводы на панельке, то при питании импортной 12.6 V накала,нашу уже не установить. Существовала легенда: нити накала у наших ламп включались параллельно потому, что технологически нельзя было обеспечить равенство сопротивлений двух раздельных нитей и включить их последовательно*. Вряд ли это было весомой причиной.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1