Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Применяемые в электроакустике аппараты являются преобразователями одного вида энергии в другой. Например, подводимая к зажимам громкоговорителя электрическая энергия частично затрачивается на нагрев проводника и, таким образом, превращается в тепловую, а частично превращается в механическую энергию колебаний подвижной системы громкоговорителя. Для выяснения сущности процесса преобразования одного вида энергии в другой и связи между электрической цепью и механической колебательной системой преобразователя рассмотрим, для примера, наиболее распространенный в электроакустике электродинамический принцип преобразования.
    Из электротехники известно, что если поместить в магнитное поле проводник с током, то он начнет двигаться в направлении, определяемом правилом левой руки. Например, пусть проводник имеет форму плоского витка, в котором ток направлен по часовой стрелке, а магнитные силовые линии направлены по радиусам от центра витка. Тогда сила, которая действует на виток, окажется направленной вверх. При перемене направления тока на обратное сила, действующая на виток, также изменит свое направление. Поэтому, если в проводнике будет протекать переменный ток, то проводник будет колебаться. Наоборот, если виток, находящийся в магнитном поле, колеблется под влиянием какой-либо действующей на него силы и перерезает при этом магнитные силовые линии, то в нем будет индуктироваться э. д. с. Если виток замкнуть, то в цепи потечет ток. Рассмотрим несколько подробнее явления, происходящие при электродинамическом способе преобразования.
    Если приложить к катушке, состоящей из нескольких витков и находящейся в магнитном поле, переменное напряжение U, то она начинает колебаться под действием возникающих сил. При этом в витках катушки, которая пересекает магнитные силовые линии, индуктируется э. д. с. Направление э. д. с. по правилу Ленца таково, чтобы противодействовать причине, ее вызвавшей, т. е. приложенному напряжению. Значение противо- э. д. с. равно Blx, где В — магнитная индукция, Тл; l — длина проводника кагушки; м; х— скорость движения катушки, м/с. Если обозначить электрическое сопротивление катушки через R, то по закону Ома ток в ней
    Скорость движения катушки согласно (1) определяется как частное от деления силы F на полное механическое сопротивление zm. Сила, движущая проводник в магнитном поле, равна, как известно,
    Отсюда x=F/zm=BlI/zm.
    Подставляя значение скорости х в (3), получаем
    Решая это уравнение относительно I, имеем
    Таким образом, при механических колебаниях катушки с током в магнитном поле в ней возбуждается противо- э. д. с, вследствие чего в цепи катушки электрическое сопротивление R как бы увеличивается на значение B2l2/zM , называемое вносимым электрическим сопротивлением
    где К—коэффициент электромеханической связи.
    Вносимое сопротивление обратно пропорционально механическому сопротивлению. Например, если механическое сопротивление катушки равно бесконечности, то вносимое сопротивление равно нулю. Это становится понятным, если учесть, что при бесконечно большом механическом сопротивлении катушка находится в покое, и, следовательно, в витках ее не возбуждается противо- э. д. с.
    Итак, сопротивление, вносимое из механической системы в электрическую цепь или из электрической цепи в механическую систему, отражает связь этих систем и их взаимодействие. Ясно, что взаимодействие это тем больше, чем больше коэффициент электромеханической связи К. Попытаемся глубже выяснить природу вносимого сопротивления. Для простоты предположим, что механическое сопротивление чисто активно (ZM = r). Тогда (3) можно переписать в виде:
    Умножая обе части на I и преобразуя, получаем:
    Очевидно, что левая часть равенства — электрическая мощность, подводимая к катушке, а в правой части равенства — член I2R представляет собой мощность, затрачиваемую на нагрев проводника, и член 12rвн — часть подведенной электрической мощности, преобразованной в механическую и затраченной в механической системе на преодоление трения.
    Если электрическое и механическое сопротивления реактивны, то в правой части выражения (9) получим сумму величин — кажущейся электрической мощности в катушке и кажущейся электрической мощности, перешедшей в кажущуюся механическую мощность.
    Таким образом, вносимое сопротивление отображает ту часть подводимой мощности, которая преобразовывается в другой ее вид.
    Аналогично могут быть получены выражения для коэффициента электромеханической связи и вносимого сопротивления для электростатического и пьезоэлектрического преобразователей.
    Электростатический преобразователь состоит из неподвижной и подвижной обкладок, находящихся на расстоянии d. При приложении к ним постоянного напряжения Uo и переменного напряжения частоты ω подвижная обкладка начнет колебаться с той же частотой Коэффициент электромеханической связи будет
    Для пьезоэлектрического преобразователя с изгибной деформацией, представляющего собой пластинку длиной l и толщиной h, колеблющуюся при приложении к ней переменного напряжения частоты ω, коэффициент электромеханической связи будет
    где К0 — коэффициент пьезоэффекта.
    Далее...

 
 

Бытовые акустические системы

 

ИЗЛУЧЕНИЕ ЗВУКА ПОРШНЕВЫМ ИЗЛУЧАТЕЛЕМ

Для создания звукового поля источник звука — излучатель должен развивать некоторую мощность, которую он излучает. Очевидно, что для этого к источнику должна быть подведена мощность. Предположим, что источник звука представляет собой невесомый поршень, колеблющийся без трения в бесконечной стене. Если вокруг поршня создан вакуум, то ясно, что для приведения поршня в колебание достаточна бесконечно малая возбуждающая сила и соответственно такая же мощность. Однако картина резко изменится, если поршень окружает обычная среда. Оказывается, что при этом к поршню должна быть приложена определенная возбуждающая сила F, состоящая из активной и реактивной составляющих:

(17)

где х — колебательная скорость поршня.

Для того чтобы выяснить роли величин rR и хR, умножим обе части уравнения (17) на х. Очевидно, что в результате умножения сил на скорость мы должны получить полную мощность в левой части и в правой части — активную и реактивную ее составляющие:

(18)

Полученное выражение аналогично, выражению для полной электрической мощности в цепи с индуктивностью и активным сопротивлением: P=I2R+jI2ωL,

В идеальном случае неограниченной среды активная мощность х2rR идет на создание звукового поля в невозбужденных частях среды. Она теряется поршнем необратимо и должна непрерывно пополняться. Формально, поскольку процесс имеет необратимый характер, можно сказать, что мощность х2rR л затрачивается на каком-то сопротивлении rR. Сопротивление rR называют сопротивлением излучения. Таким образом, излученная источником звука мощность Р может быть выражена как

(19)

Обычно среда, в которой происходит распространение звука, ограничена (например, поверхностями помещения, границами земной атмосферы). Казалось бы, что после возбуждения конечного объема среды источнику больше не на что затрачивать свою мощность, но необходимо помнить, что реальные среды обладают поглощением, т. е. при распространении звука часть его энергии превращается в тепло. Потери мощности имеют место также при отражении звука от ограничивающих объемов звукопоглощающих поверхностей. Поэтому при распространении звука в конечных объемах источник должен также доставлять мощность для покрытия этих потерь.

Что касается реактивной мощности х2rR, то дело обстоит так, как будто из-за наличия среды, окружающей поршень, поршень приобрел какую-то дополнительную массу и соответственно механическое реактивное (инерционное) сопротивление. Эта проявляющаяся при колебаниях масса, обусловленная наличием среды, носит название соколеблющейся или присоединенной массы.

Величины rR и хR не являются постоянными, а зависят от вида источника, его поверхности, от соотношения между размерами источника и длиной волны излучаемого звука, а также от удельного акустического сопротивления среды. Полное сопротивление излучения ZR может быть выражено как

(20)

где S — поверхность источника; ρс — волновое или удельное акустическое сопротивление среды; r'r, xr — соответственно безразмерные удельные коэффициенты активного и реактивного сопротивлений, отнесенные к единице поверхности источника и к среде с единичным удельным акустическим сопротивлением.

Три типа поршневых излучателей

Рис. 9. Три типа поршневых излучателей: а — круглый поршень в бесконечной стене;
б — односторонний поршень без экрана; в — двусторонний поршень без экрана

Значения r'r, x'r могут быть вычислены с помощью довольно сложных математических выкладок. Результаты этих вычислений для поршня, колеблющегося в бесконечной стене (рис. 9,а), изображены графически на рис. 10,а. Здесь коэффициенты rr, x'r выражены в зависимости от значения ka = 2πa/λ = 2πfa/c = ωa/c, где а — радиус поршня.

При больших и малых значениях ka, т. е. соответственно на высоких и низких частотах, для коэффициентов r'r, x'r получаются следующие приближенные выражения: при ka << 1

(21)

при ka >> 1 r'r =1, x'r =0.

Коэффициент x'r определяет реактивную часть сопротивления излучения на низких частотах (при малых ka). Полное сопротивление этой части

Оно обусловлено некоторой соколеблющейся или присоединенной массой 8/Зρа3. Поэтому величину xr иногда называют инерционной частью сопротивления излучения.

При колебаниях поршня не в бесконечной стене возможны два случая: одна поверхность закрыта и не излучает (рис. 9,б), обе поверхности поршня открыть и излучают (рис. 9,в). Во втором случае при движении поршня, например, вправо, он создает сгущение правой стороной и разрежение — левой. Если взять какую-либо точку среды, находящуюся в плоскости поршня, то очевидно, что сгущения и разрежения доходят до нее одновременно и нейтрализуются. Следовательно, в плоскости поршня звуковое давление равно нулю. Возьмем теперь точку О, лежащую где-либо вне плоскости поршня. Пути колебаний (сгущения и разрежения) до точки О от обеих сторон поршня различаются на какую-то величину ∆l. Соответственно разность фаз φ колебаний, приходящих от обеих сторон поршня, равна уже не π, а φ = π + 2π∆l /λ.

Член 2π∆l /λ, должен быть достаточно большим, чтобы в точке О сгущения м разрежения не нейтрализовались. На низких частотах при заданной разности путей ∆l значение 2π∆l /λ мало. Поэтому будет мало и развиваемое звуковое давление. Чтобы увеличить звуковое давление на низких частотах, необходимо поршень помещать в бесконечную стену (при этом ∆l = ∞), а практически—в экран достаточно больших размеров.

Обычно вместо экрана применяют оформления в виде открытых с задней стороны ящиков, о чем подробнее будет сказано далее.

В поршне с закрытой задней поверхностью, изображенном на рис. 9,6, нейтрализация звукового давления, создаваемого передней поверхностью поршня, отсутствует. Однако на низких частотах звуковое давление, создаваемое таким поршнем, меньше, чем звуковое давление, создаваемое поршнем, колеблющимся в бесконечной стене. Это происходит за счет того, что в первом случае энергия излучается в окружающую среду в пределах телесного угла 4π, в то время как во втором она излучается только в пределах угла 2π. На высоких частотах разница будет небольшой из-за направленности излучения, о чем будет сказано далее. Следовательно, для излучения звуков низких частот важно помещать поршень в большой экран.

На рис. 10 кроме кривых rr, x'r для поршня в бесконечном экране (а) приведены кривые r'r, x'r для поршня, закрытого с одной стороны (б), и кривые r'r, x'r для поршня, открытого с двух сторон (в) Для малых значений ka аналогично (21) значения r'r соответственно равны:

(22)

Удельное сопротивление излучения различных видов излучателей

Рис. 10. Удельное сопротивление излучения различных видов излучателей

Соответственно значения x'r будут:

Отсюда можно получить для величины соколеблющейся массы:

(23)

Сопротивление излучения, будучи весьма малым для поршня, малого по сравнению с длиной волны и колеблющегося в бесконечном экране, становится еще меньше, если этот поршень колеблется без экрана или излучает только одной стороной. Таким образом, для излучения значительных мощностей поршень, малый по сравнению с длиной волны и имеющий малое сопротивление излучения, должен иметь весьма большие колебательные скорости.

Рассмотрим излучение поршня, находящегося в бесконечном экране (рис. 11). Положим, что мы находимся в точке, расположенной на прямой, идущей под углом α к оси поршня. Если эта точка расположена достаточно далеко от поршня, то можно считать, что все прямые, проведенные от различных точек поверхности поршня к ней, будут идти почти параллельно. Колебания же, распространяющиеся вдоль этих прямых, придут в эту точку с разными фазами, Отсюда колебания от крайних точек поршня диаметром d придут в рассматриваемую точку со сдвигом фазы

При достаточно большом отношении d/λ колебания от разных точек диафрагмы будут приходить в фазе или с небольшой разностью фаз только в направлении оси или близком к ней (а мало). Поэтому в этих направлениях будет иметь место заметное излучение. В других направлениях разности фаз колебаний могут быть такими, что они будут нейтрализовываться. Следовательно, в этих направлениях излучение будет мало или будет совершенно отсутствовать Таким образом, излучаемая звуковая энергия концентрируется в пределах более или менее узкого телесного угла.

Излучение поршня в разных направлениях относительно его оси

Рис. 11. Излучение поршня в разных направлениях относительно его оси

Характеристика направленности

Рис. 12. Характеристика направленности при отношении d = l,75

Количественно направленность излучения определяется характеристиками направленности, обычно изображаемыми в полярных координатах. Характеристика направленности представляет собой графическое изображение относительной величины звукового давления Rα, развиваемого излучателем в данном направлении, по сравнению с давлением, развиваемым излучателем в направлении оси, в зависимости от угла, образованного осью излучателя и направлением излучения. Так, например, измерив на рис. 12 радиус-вектор, получим, что звуковое давление на любом расстоянии от излучателя под углом 15° к его оси составляет 0,8 значения звукового давления на том же расстоянии по оси излучателя. При излучении поршня без экрана характеристика направленности изображается косинусоидальной (восьмеркой при построении в полярных координатах). На рис. 13 изображены характеристики направленности излучения поршня, помещенного в бесконечный экран для различных значений отношения диаметра поршня к длине волны. Направленность излучателя может быть оценена и через так называемый коэффициент концентрации — отношение мощности, излученной направленным излучателем, развивающим звуковое давление, такое же, как .и у ненаправленного излучателя на его оси к мощности, излученной последним. Коэффициент концентрации для ненаправленного излучателя равен единице, а для излучателя с восьмерочной (косинусоидальной) характеристикой направленности — трем. Направленность реальных излучателей в зависимости от частоты описывается более сложным образом и практически определяется при измерениях.

Характеристики направленности излучения поршня в бесконечном экране при различных отношениях

Рис. 13. Характеристики направленности излучения поршня в
бесконечном экране при различных отношениях d/λ

 

В.К. Иофе, М.В. Лизунков     

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [5]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]


Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Рыбный суп по-чешски

Дома из оцилиндрованного бревна - от строителей Бани на Волге.

 

Это интересно

Преобразование одного вида энергии в другой, в частности электрической в акустическую, практически не происходит без искажений. Основными видами искажений являются: амплитудно-частотные (АЧИ), фазово-частотные (ФЧИ), переходные (ПИ), которые могут быть определены через первые два, нелинейные (НИ).
    Сущность АЧИ заключается в том, что преобразователь воспроизводит электрические сигналы разной частоты неодинаково. Например, при подведении напряжения 1 В на частоте 100 Гц к данному преобразователю он будет развивать на расстоянии 1 м по его оси звуковое давление 0,1 Па, а при подведении напряжения 1 В, но на частоте 1000 Гц он будет развивать звуковое давление 0,2 Па. Амплитудно-частотные искажения легко определяются по амплитудно-частотной (АЧХ) или чаще для краткости называемой частотной характеристике, где по оси абсцисс откладывается (как правило, в логарифмическом масштабе) частота, а по оси ординат также в логарифмическом масштабе (а децибелах) развиваемое звуковое давление в определенной точке пространства и при заданном режиме подведения напряжения к преобразователю, например при неизменном напряжении на всех частотах. Бланки АЧХ стандартизованы ГОСТ
    16122—78 (рис. 14) и стандартом МЭК (рис. 15). Мерой АЧХ является ее неравномерность. Так, представленная на рис. 14 осевая АЧХ имеет неравномерность 15 дБ в диапазоне 40—20 000 Гц. Причинами АЧИ являются частотные зависимости сопротивления излучения и механических сопротивлений элементов преобразователя и их комбинаций, а также зависимость от частоты электрического входного сопротивления преобразователя.
    Сущность ФЧИ заключается в том, что сдвиг фазы между подводимым электрическим напряжением и развиваемым преобразователем звуковым давлением отличен от равномерно растущего с частотой сдвига фаз звукового давления между двумя точками поля, находящимися на разных расстояниях от естественного источника. Действительно, как следует из (13), сдвиг фазы пропорционален частоте и расстоянию от источника. Нарушение этой зависимости в преобразователях при излучении ими звука обусловливается, по существу, теми же причинами, которые имеют место при АЧИ.
    Переходные искажения заключаются в том, что при подведении к преобразователю переменного напряжения излучаемое им звуковое давление не сразу достигает постоянного значения, а нарастает постепенно и не сразу спадает до нуля при выключении подводимого напряжения. Причины переходных искажений — инерция и упругость элементов преобразователя ПИ. Переходные искажения и ФЧИ отечественными стандартами не нормируются.
    Нелинейные искажения проявляются в том, что при подведении к преобразователю напряжения одной или нескольких частот в излучаемом им звуке кроме составляющих этих частот появляются еще и другие. Эти частоты могут быть кратными подводимым частотам (гармоники), или в целое число раз меньше их (унтертоны или субгармоники), или являться суммой или разностью подводимых частот. В последнем случае говорят об интермодуляционных искажениях. Причинами НИ является то, что смещения, скорости, ускорения элементов преобразователя под воздействием приложенных к ним сил становятся непропорциональными приложенным силам, что вызывается их нелинейной зависимостью. По своей величине НИ оцениваются, во-первых, суммарным коэффициентом гармоник
    где p1 — звуковое давление на частоте подводимого напряжения; p2, p3 — звуковые давления в излученном звуке на частотах 2f1 , 3f1 и т. д.
    Кроме суммарного коэффициента гармоник часто НИ оцениваются характеристическим коэффициентом гармоник, который отличается от суммарного коэффициента гармоник тем, что в (24) значение p1 заменяется pср.
    Другим видом оценки НИ являются коэффициенты интермодуляционных искажений, определяемые при подведении к преобразователю частот f1 , f2 как
    где pf2 — звуковое давление на частоте f2; pf2-f1, pf2+f1, pf2-2f1, pf2+2f1 — соответственно звуковые давления на частотах, указанных в индексах. Общий коэффициент интермодуляционных искажений
    Следует заметить, что наибольшего значения НИ достигают при увеличении подводимой к преобразователю мощности до предельно допустимой.
    Близким НИ видом искажений являются дребезжание и призвуки. И те и другие хорошо ощущаются при подведении к преобразователю синусоидального напряжения постепенно изменяющейся частоты.
    Акустическая система (АС) любого типа характеризуется показателями, определяющими эффективность и качество ее работы. Важнейшие из них: чувствительность (отдача), диапазон воспроизводимых частот и неравномерность АЧХ в этом диапазоне, номинальная мощность и соответствующий ей коэффициент НИ, паспортная мощность, форма характеристики направленности, входное сопротивление.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1