Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

C наступлением века цветного TV и дальнейшим увеличением экрана, родилась потребность в мощных лампах строчной развертки. Естественно, первыми их разработали американцы на RCA еще в конце 50-х. Это были 6LQ6, 6LF6, 6JE6. От них требовалась огромная эмиссия катода и способность выдерживать на аноде амплитуды сигнала в импульсе до 10 kV. С момента реализации проекта 6L6 Отто Шадом на RCA прошло 20 лет и к середине 50-х ламповая промышленность готова была удовлетворить столь адские требования производителей телевизоров.
    Наши, как всегда, приотстали, но уже в 1963 году был завершен целый ряд разработок для новых моделей унифицированных телевизоров. В числе 1Ц21П, 6Д20П, 6Ф5П, 6Н24П и других появилась 6П36С. Конечно, до нее были лампы для развертки и самой известной явилась 6П13С, которая до сих пор имеет спрос, очевидно для замены в древних чернобелых телеприемниках где-нибудь в Богом забытой деревне.
    6П36С была лишена устаревшего октального цоколя и устанавливалась на керамическую панельку MAGNOVAL с 9-ю гнездами. Тогда, на пике «золотого века», карболитовому цоколю был вынесен вердикт; откуда им было знать, что OCTAL окажется самым живучим, настолько, что спустя почти сорок лет серьезно встал вопрос об унификации цоколя для всех ламп, применяемых в звуковой аппаратуре.
    По правде сказать, 6П31С (ранее) и 6П36С (позднее) были содраны с выпускавшихся Telefunken EL36 и EL500, соответственно. Зато, появившаяся в 1967-м (наверное приурочили к 50-летию Октября) 6П42С имела оригинальное, российское происхождение и аналога ей, хотя бы цоколевкой, нет. Анод ее подозрительно напоминал очертания ГУ-50, был одинаков с ней по высоте, хотя и шире в два раза, но при этом имел камерный анод. Нужен он был для уменьшения плотности электронного потока, чтобы тем самым спасти лампу от перегрева. То есть, говоря технически, обеспечивал подавление динатронного эффекта вместе с лучеобразующими пластинами.
    Лампа выпускалась недолго, так как были к ней претензии по высоковольтной надежности и ресурсу. Где-то к году 75-му она вовсе исключена с конвейера «Светланы». Вышедшая ей взамен 6П45С уже полностью повторяла EL509 Tele* и цоколевкой и параметрами и высотой анода. Но, поскольку наша индустрия того времени, когда решалась выпустить что-то действительно способное конкурировать, была безумно затратной, то и 6П45С тратила на накал не 2 А, как ее зарубежная сестра, а 2,5 А. В нижней части лампы наблюдался сильный нагрев, так что отсутствие карболитового цоколя и керамическая панель очень пришлись к месту в новом облике лампы.
    Пока дело не коснулось применения ламп в звуке, следует сказать добрых слов про конструкцию и качество исполнения наших ламп.
    Главным качественным отличием советских строчных ламп нового поколения от импортных является устройство сеток, управляющей и экранирующей. И первая и вторая имеют рамочную конструкцию. Это когда на штампованную рамку или сделанную из толстых стержней, навиваются и привариваются тонкие проводники, образуя мелкоячеистую структуру сетки; при этом она плоская, без провиса и специально отформованного радиуса закругления. Такая технология была впервые разработана на фирме Bell Telephone Labs и освоена в производстве Western Electric.
    В 1949 году выпущен первый ВЧ триод подобной конструкции —WE416A и с тех пор, триоды, считавшиеся бесперспективными для использования в ВЧ диапазоне, обрели новую жизнь. В СССР одной из первых ламп с мелкоструктурной сеткой стал пентод 6Ж4 и только в 55-50-м под руководством Н. В. Черепнина была разработана серия пальчиковых ламп, 6С3П/6С4П в том числе.
    Так вот, рамочная конструкция позволяет не только более просто оптимизировать электрические параметры лампы (наряду с высоким усилением, добиться и высокой крутизны) но и обеспечить высокую повторяемость их при серийном производстве. Улучшалось токораспределение, то есть сетки были сориентированы строго друг против друга, как в идеализированной модели лучевого тетрода; таким образом, ток второй сетки был мал и «сжирал» лишь малую часть тока катодного, должного весь попасть на анод. К тому же, благодаря материалу, названному пентаметалл, возникало более равномерное распределение тепла по аноду.
    У буржуйских ламп наверху толстых сеточных траверз приваривался солидных размеров флажок из того же материала, что анод. Ни одна строчная лампа из зарубежных, имеющихся в редакции, не имеет рамочных сеток! Может быть только Mullard E55L способна конкурировать по качеству своей конструкции, зато уж по мощности она и рядом не стоит. Кроме всего, при одинаковых зазорах между электродами, в сравнении с обычной навивкой на траверзы, рамочная конструкция обладает меньшим микрофонным эффектом за счет предварительного напряжения поясков рамки, исключающего провис при нагреве.
    Второе немаловажное конструктивное отличие состоит в том, что штыри лампы насквозь проходят через донышко — ножку и в четырех местах закрепляются в пустотелых заклепках на нижней слюде. Такое крепление вообще характерно для ламп, разработанных на «Светлане». Это и 6П3С и ГУ-19-1, а также ГУ-50, 6С33С/6С41С, ГИ-30, впоследствии переданные для производства в Ульяновск. К тому же и переходов со штырька на электрод меньше, чем при обычной технологии — посмотрите на EL34, 6550, 6П3С-Е, 6П44С. Особо бронебойная посадка электродной системы была разработана «Светланой» для демпферного диода 6Д22С, где анод прямо, без переходных лепестков, посажен на штырьки в донышке. Эта минимизация конечно может оказать положительное влияние на звук, но основной целью было достижение максимальной вибропрочности конструкции лампы.
    Интерес к строчным лампам, для использования их в усилителях, появился лет 5–6 назад в заметкам Рика Берглунда (Rickard Berglund) на страницах Glass Audio. Сначала швед опубликовал список строчных ламп, способных заменить в выходном каскаде 2А3.
    Затем последовала его весьма содержательная статья об использовании тетродов со списком ламп-драйверов, которые путем компенсации нелинейности давали бы максимально неискаженную мощность на выходе*** (GA 2/96, p. 1). Здесь же приведены схемы включения тетродов с трансформаторами и даны рекомендации по величинам анодной нагрузки для каждой лампы.
    Даже такой «типично триодный» журнал как Sound Practices поместил письмо Тима де Паравичини (Tim de Paravicini) со схемой YOSHINO 859, где выходная EL509 получала раскачку по второй сетке (смотри схему выше). Наиболее простое использование 6П42С/6П45С/EL509/6KG6 было предложено тем же Берглундом. В таком триодном включении венгр Zoltan Gal получил 7 Вт на выходе (см. схему) при анодной нагрузке трансформатора 1,9 кОм.
    Кроме того, бывший контрибутивный редактор (постоянный автор на штате) Брюс Розенблит, увлекавшийся в своих статьях схемами OTL, после ухода из GA разработал для производства усилитель на 6П45С (об этом в «Вестнике» N№4). И наконец, Аллан Киммель (A. Kimmel) в журнале VTV N№ 8 представил очень сложную схему на 6П45С, опубликовать которую нам пока слабо (много места потребует). Она тоже бестрансформаторная — OTL и при 4 лампах в плече на 8-омной нагрузке отдает 210 Вт. Нам известно, что один из читателей в Самаре, увидев схему, быстро остыл головой.
    Пара слов об экзотических образцах 6П42С/6П45С.
    Мы, к сожалению, не в курсе, кому принадлежала идея выпуска 6П42С без камерного анода, но такая лампа есть! Дата выпуска на ней — 1972 г. Довольно забавно выглядит, будто камерный анод (без дополнительных пластин-камер) вывернут наружу. Считать ли это ошибкой природы, либо в то время пытались сделать полноценный тетрод, который бы ни в чем не уступал прославленному 6550?
    Помните в N№3 наше предложение по переделке 6П45С, с установкой ее на октальный цоколь и без анодного колпачка на макушке? Так вот мы получили первые образцы и тайно лелеем планы, что в таком виде лампа наконец появится на мировом и нашем с вами рынке. Если, конечно, после этих заметок лица, крайне в этом не заинтересованные, не задушат дело на корню.
    Ирония судьбы — в редакции находится небольшое количество EL509 Telefunken, которые были приобретены «Светланой» как раз для копирования, а затем сравнения характеристик с уже нашей 6П45С. — Ред.
    К сожалению, от такой дорогостоящей технологии, придуманной Texas Instruments, давным давно отказались. И порою, пятна локального перегрева на современных лампах, есть следствие упрощения технологий.
    Так вот, наша лампа в списке не участвовала, но аналогу ее EL509 были прописаны пентоды EBF80, EF83. Лучшей среди ламп TV серии признавалась EL130.
    Эта лампа просто обречена была на то, чтоб рано или поздно появиться в звуковом тракте. До этого она использовалась в армейской электронике и радиорелейных ретрансляторах. Если не изменяет память, то единственным гражданским прибором, где она применялась в качестве усилителя сигнала ошибки, является УИП-1 — мощный источник стабилизированного питания, способный выдать 600 V при токе в нагрузке 0,6 А.
    Собственно «по жизни» 4П1Л — пентод, предназначенной для усиления сигналов частотой до 100 Мгц. Но некоторые особенности его параметров и устройства конструкции позволяют применять его в звуке.
    Во-первых, он прямонакальный, что при нынешней разогретой моде на DHT* — особый плюс. Нить накала образует букву М, при этом нити не расставлены широко (потребляемый ток не велик — 0,33 А при 4,2 V), что гарантирует высокую линейность управления.
    Далее...

 
 

Обзор журнала Glass Audio за 1999 год

 

№ 1/99

Уже с обложки Michael Burrows (Майкл Берроуз) осыпает нас риторическими вопросами: что вы скажете о виниловых записях 50-х, берущих за душу при их отнюдь не хайфайном качестве? А как насчет ваших старых ацетатных пленок, записанных еще с пьезоэлектрического микрофона? Для прослушивания винила и других источников звука (включая CD) с нестандартными АЧХ автор предлагает предусилитель-эквалайзер, рассчитанный на подключение до 7 источников. Все каскады выполнены по схеме SRPP, на выход подключаются наушники (см. рис.1). При использовании в выходном каскаде ламп 6П14П и телефонов с сопротивлением 600 Ом обещана выходная мощность до 0.8 Вт при коэффициенте гармоник в полпроцента. С уменьшением сопротивления нагрузки мощность падает, а искажения растут. Для подключения магнитофона на запись имеется буфер на катодном повторителе. В отличие от предыдущего проекта Майкла, сплошь состоящего из моточных узлов, этот предусилитель содержит их только в блоке питания. В довершение ко всему его конструкция оснащена вентилятором, подобно домашнему компьютеру. Общая стоимость деталей усилителя составила $1885.

SRPP усилитель M.Burrows

Рис.1 SRPP усилитель M.Burrows

Mark Kelly предлагает заземлить сетку выходного триода и раскачивать его через катодную цепь

Для раскачки мощных выходных триодов в классе А2 драйверы с низким выходным сопротивлением и трансформаторной связью, а также катодные повторители с непосредственной связью считаются наиболее популярными. Неплохо ведут себя и драйверы с дроссельной нагрузкой и мю-повторители. Однако всем им свойственны проблемы, возникающие с появлением сеточного тока выходной лампы. Во избежание этих проблем Mark Kelly (Марк Келли) предлагает заземлить сетку выходного триода и раскачивать его через катодную цепь (см. рис.2). На фоне постоянно протекающей (класс А) через катод анодной составляющей тока появление или пропадание сеточной составляющей теперь не будет столь заметным и не приведет к существенному изменению режима работы драйвера.

Компьютерный аналитик Steve Robertson (Стив Робертсон) очень подробно, в деталях рассказывает, как он купил за $15 старый усилитель и восстановил его. Очередной двухтактник на EL84 и паре 12AX7.

Среди множества объявлений привлекла внимание реклама нового программного продукта под Windows для конструирования и анализа выходных каскадов однотактных усилителей SE Amp CAD. Программа содержит данные о 30 электронных лампах и более ста выходных трансформаторов. Компания GlassWare приглашает вас посетить сайт в интернете www.tubecad.com.
    Прим. редакции: мы попробовали эту программу и сочли ее интересной для начального моделирования выходных каскадов. Программа не отражает поведения каскада в реальных условиях, ибо не учитывает влияние драйвера. Однако если вам лень просчитывать кучку связанных между собой формул, то проще всего использовать именно этот программный продукт.

№ 2/99

Larry Lisle (Ларри Лайл) предлагает прекрасный проект для начинающего – его усилитель (см. рис. 3) содержит всего 6 деталей, не считая блока питания. Впрочем, последний состоит тоже всего из 6 деталей. Для начала предлагается построить выходной каскад, а затем по мере надобности снабдить его и входным. прекрасный проект для начинающего В роли входного транса на рис. 3 выступает выходной, включенный наоборот, так что он повышает напряжение примерно в 17 раз, поэтому полоса пропускания будет очень узкой, около 5 килогерц. Тем не менее, звук будет отнюдь не слишком ужасным, более того, это может оказаться полезным в НЧ канале при биампинге. Однако на самом деле это сделано для того, чтобы только запустить выходной каскад. Впоследствие предлагается заменить трансформатор лампой (см. рис. 5). Резистор R1 в блоке питания (см. рис. 6) — гасящий. В зависимости от параметров силового транса этот резистор может и не понадобиться. Для надежности и защиты от начинающих выходная лампа выбрана 811-3. При анодном напряжении в 300 В вы можете закоротить цепь смещения и лампа это спокойно выдержит. Не пытайтесь ставить такие опыты с 300В! Спалить же 811-ю при таком низком анодном возможно лишь подав его на нить накала! Ларри обращает внимание, что накальный трансформатор расположен на плате усилителя, а анодный - на плате блока питания, и выдвигает 7 причин на это. Что же получилось в итоге? Прекрасный звук, хотя и при не очень высокой мощности. Во-первых, вы можете наслаждаться музыкой! Во-вторых, вы можете попробовать иные лампы взамен 811-й либо увеличить ей анодное (вполне возможно, что ламповым выпрямителем с масляно-бумажными конденсаторами). В-третьих, попробовать схему компенсации гармоник, иные лампы на входе и т.д. и т.п.

схема выходного каскада без моточных деталей вход SRPP на 12AX7, фазоинвертор-драйвер на 12AU7, на выходе 6С33С-B

Очередной двухтактник смотрит на нас с обложки второго номера. Daniel J.F. David (Дэниэл Дэвид) и Jean B. Fortias (Жан Фортиас) использовали по входу SRPP на 12AX7, фазоинвертор-драйвер выполнили на 12AU7, а на выходе поставили 6С33С-B (см. рис. 7). Авторы отмечают, что при фиксированном смещении 6С33С ведут себя нестабильно, поэтому пришлось использовать автоматическое и обязательно с одним резистором на обе лампы, иначе 6С33С плывут от малейшего изменения любого параметра.

Еще об одном триодном двухтактнике рассказывает John Stewart (Джон Стюарт). В целом ничего необычного за исключением небольшой обратной связи — аноды драйверов питаются от ультралинейных отводов первички выходного транса . Автор перепробовал с полдюжины выходных ламп и остановился на квартете из 6080, что при анодном напряжении в 400 В дало ему 30 Вт выходной мощности. Еще половина этого теряется на катодных резисторах. Приведены спектры выходного сигнала при наличии/отсутствии обратной связи, анодном в 300/400 В и выходной мощности 10/25 Вт.

выходной лампы ток сетки драйвера будет равен нулю

В разделе “Письма читателей” Charlie Rhodese (Чарли Роудз) делится своими идеями. Одна из них касается тока сетки при работе выходного каскада в классе А2. Если драйвер выполнить по схеме катодного повторителя, а его анод подключить к аноду выходной лампы, то получится некое подобие “составного” транзистора, так что даже при наличии тока сетки выходной лампы ток сетки драйвера будет равен нулю (см. рис. 8). Другая его идея касается принципа компенсации гармоник Ларри Лайла. Чарли не считает, что этот принцип будет точно реализован при емкостной связи между каскадами, разве что лишь при усилении одной синусоиды. Поскольку музыкальный сигнал весьма и весьма сложен, а положительные его полуволны совсем не похожи на отрицательные, то Чарли предлагает вместо емкости использовать стабилитрон, как это делают для сохранения постоянной составляющей в видеоусилителях. Что ж, не все же строить транзисторные усилители по ламповой схемотехнике, надо попробовать и транзисторные принципы в ламповой аппаратуре!

№ 3/99

Eсли бы вы могли по мановению волшебной палочки сконструировать усилитель вашей мечты, то на что он был ы похож? Рыская по каталогам в бесконечных поисках лучшего и лишь натыкаясь на более или менее подходящие компромиссы Виктор Хоменко (Balanced Audio Technology) пытается определить “идеальную” лампу для каскада предварительного усиления. Исходя из предъявляемых к предусилителю требований:
- триодный;
- не катодный повторитель;
- без общей ООС;
- низкоомная цепь анодной нагрузки;
- работа при больших токах;
- среднее усиление (15-20 дБ) он определяет и требования к используемой в нем лампе:
- вакуумный триод;
- усиление от 15 до 25;
- очень низкое внутреннее сопротивление — 100 Ом или меньше, чем меньше, тем лучше!
- высокая крутизна для уменьшения шумов — до 250 мА/В!
- ток накала 10 мкА — ого, не мечты ли это?!
- миниатюрные размеры.
    Хотя такая лампа еще не создана, наиболее близка к ней вездесущая 6922, но все же и она достаточно далека от идеала. К счастью для нас (читай: для них) в глубинах бывшего советского ВПК жизнь не замерла, и постоянно рождаются новые разработки. Спустя годы появилось новое чудо – 6Н30П, до лета 1998 года бывшая недоступной для Запада. Однако в ходе общения за рюмкой чая Виктору удалось узнать о существовании этого чуда, а вскоре и заполучить несколько экземпляров для изучения. Пробные результаты превзошли все ожидания. 6Н30П превзошла 6922 не только по параметрам, но и по звуку. Виктор с удовольствием сообщает, что теперь Balanced Audio Technology и обладает исключительными правами на сей девайс. 6Н30П под маркой Balanced Audio Technology применяется в предусилителе VK-50SE и, по существу, заполняет промежуток между той отдаленной мечтой и сегодняшним промышленным стандартом — 6922. Попросту говоря, она утраивает или даже учетверяет все “совершенство” 6922. Более любознательные могут ознакомиться с материалом на сайте www.balanced.com.
    Примечание редакции: лампа 6922, она же ECC88, выпускается отечественной промышленностью под названием 6Н23П.

№ 4/99

в очень маленьких размерах карманный ламповый предусилитель Вероятно, многие из вас помнят популярные в 50-60-х годах портативные радиолюбительские конструкции вроде радиоприемника в мыльнице. Eric Barbour (Эрик Барбур) решил продемонстрировать, что можно сделать на лампах в очень маленьких размерах и изготовил карманный предусилитель (см. рис. 8, где он для наглядности изображен рядом с карандашом). В поисках подходящей лампы Эрик Барбур остановился на 6021, которая не микрофонит в отличие от 6922 и легко обставляет дешевую 12AU7. Схема представляет собой обычный каскад с общим катодом, разве что в аноде вместо резистора — источник тока на MOSFET’e. Для чего могла понадобиться такая конструкция — так и осталось непонятным.

маленький ламповый усилитель с  питанием от 12-вольтовой бортовой сети автомобиля Bob Danielak в этот раз приготовил очередной небольшой сюрприз — маленький ламповый усилитель с питанием от 12-вольтовой бортовой сети автомобиля. Нити накала ламп он запитал от сети через гасящие резисторы, приняв во внимание, что напряжение там вполне может подниматься до 14.5 вольт. Для получения анодного напряжения 250В служит ШИМ-преобразователь на микросхеме (см. рис.9), частота преобразования около 100 кГц. Импульсный трансформатор намотан на сердечнике от Magnetic Inc. 43019-40 с зазором, первичная обмотка содержит 10 витков при индуктивности 40 мкГн, вторичная — 132 витка, намотанных в два слоя. Сперва намотана половина вторички, затем через два слоя изоляции первичка и после еще двух слоев изоляции — оставшаяся половина вторички.

№ 5/99

Необычную конструкцию на непривычной лампе ECLL800 — триоде - двойном пентоде, разработанном SEL-Lorenz, предлагает Frans Scheyving (Франс Шивинг). Это двухканальный двухтактный усилитель мощности всего на трех лампах, схема одного канала приведена на рис. 10. Оригинальная схема была опубликована в Electronic Tube Handbook, Edition 1971, De Muiderkring. Ток выходных пентодов составляет 27 мА, а выходная мощность — 4,3 Вт. При этом звук на удивление хорош — чист, без тяжести или агрессии. Тональный баланс натурален, а мощности на однополосных акустических системах хватает для нормальных уровней громкости.

усилитель на ECLL800

Рис.10 усилитель на ECLL800
Прим. редакции: не пытайтесь искать среди отечественных ламп аналог ECLL800, его не существует. Но данное решение было очень популярным в 60-70-х годах при построении портативных радиоприемников и музыкальных центров тех лет.

Ветеран звука, изучающий богатую ламповую историю Scott Frankland (Скотт Франкланд) прослеживает рождение и развитие вездесущих пентодов с их отличительным “пятым элементом”. Подробно освещая историю появления второй и третьей сеток и снабжая повествование иллюстрациями из RCA Tube Manual, Скотт попутно проводит сравнение пентодов с лучевыми тетродами, а в довершение ко всему приводит обзор книги “Лампы для усилителей звуковых частот”, в которой рассказывается о слабосигнальных лампах EF86, ECC40 и ECC83 и освещается работа блока питания и кенотрона GZ34.

№ 6/99

Наш бывший соотечественник Петр Белов в ночь перед Рождеством решил построить свой первый hi-fi усилитель. Имея полный доступ к Svetlana’s Audio Lab, он выбрал спараллеленые 6Н1П в нижнем плече входного каскада, SV83 в верхнем, а на выход поставил по паре SV300B в параллель и применил выходные трансы One Electron (см. рис.11). В блоке питания (см. рис.12 на следующей странице) стоят светлановские же 6Д22С. Звук в конечном итоге по мнению автора получился весьма оригинальным. Он не такой чистый, как у SV6550C, и не столь теплый как у светлановских EL34, но при 16 Вт на канал его достаточно, чтобы раскачивать большинство громкоговорителей, при том придавая вашим любимым компактдискам уникальное звучание.

Рождественский усилитель Петра Белова

Рис.11 Рождественский усилитель Петра Белова

Блок питания для рождественского усилителя П.Белова

Рис.12 Блок питания для рождественского усилителя П.Белова

тестер полярности трансформатора

Небольшой, но полезный прибор соорудил Charles Hansen (Чарльз Хансен) для определения полярности обмоток трансформаторов (см. рис. 13). ANSI/IEEE C57.12.80-1978 определяет полярность трансформатора как мгновенное направление токов в его обмотках. Концы первички и вторички имеют одинаковую полярность если импульс, входящий в первичку, создает выходящий отклик во вторичке. Схема этого прибора приведена на рисунке 14. Для ее питания необходим источник постоянного тока напряжением 12В и отдающий ток как минимум 1А. Вследствие возможно значительной величины тока, протекающего через ограничительный резистор R1, не рекомендуется держать кнопку S1 длительное время.

По материалам А.Р.А.

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Продвижение сайтов

Лучший Ивановский трикотаж

 

Это интересно

Говорят, знакомство порождает презрение. Я бы сказал, что презрение порождает знакомство! Я начал разрабатывать трансформаторы и другие элементы с «железным» сердечником более 60-ти лет назад. Так что вопросы, которые мне задают, помогают мне видеть в среднем человеке недостаток понимания относительно того, как они работают, тогда как мне это «очевидно»!
    Первичная индуктивность, индуктивность рассеяния, емкость обмотки; как эти величины реагируют с импедансом ламп и другими элементами схем, например, громкоговорителями или микрофонами — остается глубокой тайной для большинства аудиофилов, в то время как мне это знакомо. Так что я начну сначала, как кто-то предложил Алисе в Стране чудес.
    Сначала схема, куда Вы подключаете ваш трансформатор: мы идеализируем как ее, так и его; затем мы рассмотрим недостатки обоих. Везде, где Вы поставите трансформатор, он работает от сопротивления источника на сопротивление нагрузки.
    Начнем со входа: микрофон или любое другое устройство в качестве источника подключено к первичной обмотке трансформатора. Источник имеет сопротивление. Вторичная обмотка подключена к другому сопротивлению. Во времена ламп это было сетка, теперь это может быть что-нибудь другое, вроде перехода база-эмиттер у транзистора, или даже больший импеданс, чем сетка лампы — полевой транзистор (рис. 1).
    Межкаскадные трансформаторы теперь не очень-то в моде — и верно, имеются лучшие способы — но там, где они используются, они должны работать аналогично: между двумя различными сопротивлениями (импедансами).
    Выходные трансформаторы работают от сопротивления источника, которым может быть триод, пентод, нечто среднее — подобно пентоду или тетроду, работающему в ультралинейном режиме или что-нибудь еще. Их разработка может быть усложнена такими вещами как класс - AB, но мы придем к этому позже. Все они подключены к сопротивлению, которое мы считаем активным, но более вероятно, что это одна или более звуковых катушек громкоговорителей, или почти все, что угодно, кроме активного сопротивления!
    В теории трансформаторов понятие источника включает в себя понятие «генератора». Трансформатор видит это как источник «сигнала» (звукового), с которым должна работать вся остальная схема. Сложные теории предлагают выбор эквивалентов генератора: источник напряжения или тока. Каждый из них является подходящим в различных ситуациях. Но начнем с источника напряжения, он проще в понимании.
    Рис. 2 показывает схему, использующую эквивалент генератора напряжения. Считается, что внешняя по отношению к трансформатору схема состоит из эквивалентных сопротивлений (позже мы это распишем полнее). Строчная «r» — это сопротивление источника, в то время как прописная «R» — нагрузка на выходе (иногда удобно поменять их местами). Мы начнем с этого и объясним, что каждая часть означает в типовых схемах.
    Нам не доступен совершенный трансформатор, но мы можем понять, что реальный с реальными дефектами, включенный соответствующим образом, лучше совершенного. Итак, что сделал бы совершенный трансформатор?
    Даже это многие плохо понимают, так что простите меня за урок, если Вы его уже знаете. Сердечник совершенного трансформатора не испытывает действия намагничивающего тока. Считается, что этого тока просто нет. Фактическая первичка потребляет крошечный намагничивающий ток для установления напряжения на обмотке. Но теоретически совершенный транс дает нам отсутствие намагничивания. Первичные и вторичные напряжения непосредственно пропорциональны их соответствующим числам витков (рис. 3).
    Теперь наступает первый сложный момент. Потому что теоретически в совершенном трансформаторе именно это «отсутствие» намагничивания производит требуемое число вольт на виток (или витков на вольт), так что присутствие тока в двух обмотках должно быть совершенно сбалансировано. Если в одной обмотке нет тока, то его нет и в другой. Мы имеем только напряжения, но не ток.
    Предположим, коэффициент трансформации равен 20:1. Итак, если на одной обмотке 20 V, то на другой — 1 V. Теперь предположим, что вторичная (1 V) обмотка подключена к схеме, которая потребляет 50 mA. Это должно быть сбалансировано первичным током в 20 раз меньшим (по количеству витков), так что первичная должна потребить ток в 1/20 от 50 mA, что составляет 2,5 mA. Давайте интерпретировать это в терминах импеданса.
    Сопротивление нагрузки, потребляющей 50 mA при 1 V, должно быть 20 Ом. Чтобы сбалансировать это, первичная потребляет 2,5 mA при 20 V (рис. 4). Таким образом в первичной это выглядит как 8 кОм**, что в 400 раз больше 20 Ом вторичной нагрузки, вызывающей это.
    Итак, совершенный трансформатор умножает сопротивление на квадрат отношения витков. Напряжение умножено на отношение витков, а ток делится на отношение витков. В действительности он скорее трансформирует сопротивление, чем напряжение или ток. Измените вторичную нагрузку на 40 Ом, и первичная будет выглядеть как 16 кОм вместо 8.
    Как мы увидим позже, совершенный трансформатор трансформирует реактивные значения типа индуктивности и емкости таким же способом. Он также работает обоими способами. Я только что описал наиболее очевидный: он отражает сопротивление нагрузки обратно умноженным на квадрат отношения витков. Он также и таким же образом отражает сопротивление источника вперед, на сопротивление нагрузки. Цифры могут пояснить, что это означает (рис. 5).
    Реальная нагрузка в 20 Ом отражается на первичку как 8 кОм, т. е. умноженная на квадрат отношения витков, равный 400 : 1. Предположим, что цепь анода (или что является источником для первички) эквивалентна 2 кОм. Величина взята как пример, нагрузочные линии лампы сообщат Вам истинное значение. Трансформатор делает так, что 2 кОм выглядят как 5 Ом на вторичной — это 2000, поделенные на квадрат отношения витков.
    В целях разработки далее удобно думать о совершенном трансформаторе как о перемещении всего «на одну и ту же сторону», если бы такая была. После этого станем думать о том, как дефекты реального трансформатора влияют на его работу.
    Наша нагрузка 20 Ом, как договорились. Если мы относим все к первичке, то это 8 кОм. Мы думаем о первичной индуктивности, индуктивности рассеяния, емкости обмоток, оптимальном секционировании, как управлять специальными выходными каскадами, обо всех этих вещах, приводя все к первичке.
    Вернемся к рис. 2, повторенному на рис. 6 с некоторыми дополнениями. Дефекты реального трансформатора помещают дополнительные эквивалентные «компоненты» в схему несколькими способами. Сначала мы определим первичную индуктивность. Это ток, собственно и создающий передачу энергии из первичной во вторичную обмотки, но взамен намагничивающий сердечник, и порождающий потери, он в нашем совершенном трансформаторе отсутствует. Это похоже на шунтирующую индуктивность между источником и нагрузкой.
    Присутствие этого тока может иметь много эффектов, но пока мы будем думать о низкочастотном склоне, а в другие проблемы, обусловленные намагничивающим током, вникнем позже. На отметке в -3 дБ индуктивное сопротивление первичной обмотки равно параллельно соединенным сопротивлениям источника и нагрузки.
    Смотрите, что это означает! Пусть источник — 2 кОм, а нагрузка — 8 кОм, параллельное соединение из тех двух рисунков дает 1,6 кОм — немного меньше источника. Индуктивность, имеющая на частоте 20 Гц сопротивление в 1,6 кОм, приблизительно равна 12,75 Гн.
    Теперь предположим, что тот же самый усилитель используется с пентодом или тетродом, который по-прежнему работает на 8 кОм-ную нагрузку, но внутреннее сопротивление источника равно (снова те нагрузочные линии) 100 кОм, что в параллель составит около 7,4 кОм, не намного меньше нагрузки. Это означает, что переход на пентод или тетрод отодвинет точку -3 дБ у того же самого трансформатора на 92,5 Гц, что, согласитесь, является совершенно различным в сравнении с триодом***.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1