Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Использование Dolby Digital в DVD-производстве принципиально не отличается от чисто "киношного". Применяется тот же кодек AC-3, частота дискретизации 48 кГц, однако производителям дисков доступна здесь большая свобода. Во-первых, это свобода выбора битрейта (от 32 до 448 Кбит/с, в кино только 320) и количества закодированных каналов (от 1 до 6). При этом можно, допустим, закодировать стереофонограмму с битрейтом 448 Кбит/с, тем самым повысив ее качество. В метаданнных AC-3 указывается, какой тип фонограммы кодируется, чтобы DVD проигрыватель или декодер знали, как с ней обращаться - например, двухканальная фонограмма может быть как обычной стерео, так и матричной Dolby Surround (Dolby Stereo). В первом случае декодер подает на выход два канала, а во втором раскодирует матричную фонограмму в четыре. При издании старых фильмов с фонограммой в Dolby Stereo на DVD категорически не рекомендуется раскодировать ее в студии, с последующим переводом в "фальшивый" 5.1 (с четырьмя работающими каналами). Выигрыша в качестве при такой операции никакого, но у некоторых пользователей могут возникнуть проблемы, особенно если "фальшивый" 5.1 будет смикширован обратно в матричный формат декодером.
    Несмотря на возможность автоматического микширования в форматы с меньшим количеством каналов (так называемый "downmixing"), при работе с DVD также рекомендуется делать отдельное сведение для слушателей, у которых пока нет декодера Dolby Digital и они используют аналоговый Pro Logic. Обычно стереодорожка с матрично закодированным звуковым сопровождением размещается на DVD в виде несжатого PCM-звука как альтернативная.
    Dolby Digital был принят в качестве стандартного для многих форматов цифрового телевещания и телевидения высокой четкости (HDTV). Этому способствовало наличие метаданных, а также "записываемость" потока AC-3 на аудиодорожки современных цифровых видеомагнитофонов. Однако использование Dolby Digital в чистом виде создает ряд проблем для вещателей - закодированный звук нельзя редактировать (при этом нарушается целостность потока), а после нескольких циклов кодирования-раскодирования стремительно теряется качество звука. Поэтому специально для нужд вещателей Dolby разработала формат Dolby E, который лишен перечисленных недостатков.
    В Dolby E используется повышенный битрейт, поэтому звук, записанный в этом формате, может без существенной потери в качестве проходить цикл кодирования-раскодирования до 10 раз (по крайней мере, так утверждает Dolby). Кроме того, звук в Dolby E можно редактировать напрямую, без раскодирования, так как размер блока данных в нем установлен таким, чтобы на протяжении одного видеокадра число блоков было целым (соответственно, не нарушается структура потока). При этом все достоинства "обычного" Dolby Digital сохранены - Dolby E так же хорошо "живет" на цифровых видеомагнитофонах и в нем полностью поддерживаются метаданные. Стоит отметить, что Dolby E разрабатывался исключительно для профессионального применения, бытовых декодеров этого формата не существует, непосредственно перед вещанием звук из Dolby E перекодируется в Dolby Digital. Для работы с Dolby E выпускаются кодер Dolby DP 571 и декодер DP 572, а также DP 583 - прибор для синхронизации аудиопотока с видеокадрами.
    Этот новый формат кинозвука был разработан Dolby в сотрудничестве с THX и Skywalker Sound Studios. Он был представлен публике в 1999 году с фильмом "Star Wars: Episode I - The Phantom Menace" Джорджа Лукаса. В Dolby Surround EX звук записан по схеме 6.1, дополнительная шестая дорожка используется как центральный канал эффектов (он располагается сзади, между левым и правым surround-громкоговорителями). Однако закодирован шестой канал не дискретно, а старым добрым матричным способом - он записывается в противофазе в левый и правый surround-каналы. С одной стороны, дополнительная звуковая дорожка добавляет в палитру звукоинженера новый инструмент, но возврат к матричному кодированию (и присущим ему ограничениями) понравился не всем. Для Dolby такой способ добавки звукового канала, несомненно, выгоден - не требуется полного переоборудования кинотеатра, а только покупка небольшого "довеска" к декодеру; соответственно, распространился новый формат довольно быстро. К тому же полностью сохранилась совместимость с кинотеатрами, оборудованными Dolby Digital 5.1. В настоящее время уже доступны и бытовые декодеры Dolby Surround EX, поэтому новый формат все чаще находит себе место и на DVD.
    Схема расположения громкоговорителей в кинотеатре, оборудованном для воспроизведения звука в формате Dolby Surround EX или DTS ES. Для бытовых устройств Dolby выпустила также новую систему Pro Logic II, которая (по утверждению производителя) позволяет получить из аналоговой Dolby Stereo или даже обычной стерео полноценную программу 5.1. Естественно, качество получается не таким, как при прослушивании Dolby Digital, но многие предпочитают Pro Logic II старому матричному декодеру Dolby Pro Logic.
    Формат DTS (от одноименной компании Digital Theatre Systems) был впервые представлен публике в 1993 году вместе с фильмом Jurassic Park (Парк Юрского периода) Стивена Спилберга. В разработке и тестировании нового формата активно участвовали как сам Спилберг, так и компания Universal, являющиеся совладельцами DTS. Следует иметь в виду, что DTS-кодирование для показа в кинотеатрах и для записи звука на бытовые носители (CD, LD и DVD) сильно между собой различаются. Сама компания DTS этот факт не слишком афиширует, называются обе разновидности совершенно одинаково, хотя способы кодирования, степени сжатия и качество звука у них довольно ощутимо разнятся. Делается это, видимо, из каких-то маркетинговых соображений, но зачастую вносит немалую путаницу в представления широкой публики (да и многих профессионалов) о возможностях DTS в его разных ипостасях.
    Мы же постараемся отделить зерна от плевел и начнем рассмотрение DTS в ее "киношной" реинкарнации. Разработчики формата посчитали, что выкраивать на кинопленке (где уже разместились аналоговая дорожка и Dolby Digital) дополнительное место для записи многоканального цифрового звука не имеет смысла, поэтому было принято решение записать звук на CD-ROM, и с него воспроизводить фонограмму в кинотеатрах. Для точной синхронизации с изображением на кинопленку...
    Далее...

 

Информация

 
 

Многоканальный окружающий звук

 

ЧАСТЬ 4

DTS для CD, LD и DVD

Система кодирования DTS нашла довольно широкое применение и на бытовых носителях. Изначально DTS дебютировала на видеодисках формата LaserDisc (такие большие "блины" с аналоговым видео и цифровым звуком). Впоследствии довольно широко распространились чисто музыкальные программы с многоканальным (5.1) звуком, записанным с применением DTS на обычные аудио-CD. С приходом DVD система DTS заняла свое место и на этом носителе, хотя так и не стала для него обязательным звуковым форматом. Однако для размещения многоканального звука на бытовых носителях DTS применила другой способ кодирования звука - Coherent Acoustics (разработан фирмой AlgoRhythmic Technology). В его основе лежит все тот же ADPCM, но при кодировании учитываются особенности человеческого слуха (психоакустическая модель). Кроме того, алгоритм Coherent Acoustics очень гибок в применении - с его помощью можно закодировать от одного до восьми независимых звуковых каналов с разрядностью от 16 до 24 бит и частотой дискретизации от 8 до 192 кГц. Диапазон возможных битрейтов - от 32 до 4096 Кбит/с. Естественно, в DTS используются не все эти возможности - в классическом варианте этой системы кодируется звук в формате 5.1 (на этот раз субвуферный канал независимый) с частотой дискретизации 44,1 кГц (для LD и CD) или 48 кГц (для DVD). Разрядность кодируемого источника может быть различной, от 16 до 24 бит, при этом кодер использует преимущества 20/24-битного звука. Сама фирма DTS утверждает, что звук, закодированный с помощью Coherent Acoustics, примерно соответствует по качеству 20-битному несжатому PCM (то есть лучше, чем у классического CD), но это все-таки "небольшое маркетинговое преувеличение".

В процессе кодирования в Coherent Acoustics, входящий PCM-звук так же, как и в AC-3, разбивается на блоки. Размер блоков может быть разным: 256, 512, 1024, 2048 или 4096 семплов. Конкретное значение длительности блока определяется кодером в зависимости от нужного битрейта и сложности материала - чем больше блок, тем эффективнее сжатие, но хуже качество звука. На больших битрейтах (с которыми в основном и приходится иметь дело в нашем случае) размер блока, как правило, не превышает 1024 семплов. Затем в каждом блоке происходит разбиение на 32 равные частотные полосы, причем для этой задачи могут применяться два типа фильтров. Первый тип - non-perfect reconstructing (NPR) - использует фильтры с более крутой характеристикой (соответственно, обеспечивается лучшее разделение между соседними частотными полосами), и сжатие информации в данном случае происходит более эффективно. Однако при декодировании такой тип фильтров не позволяет точно восстановить исходный материал, что, естественно, сказывается на качестве звучания. Во втором типе - perfect reconstructing (PR) - фильтры более пологие, и информация в двух соседних частотных полосах перекрывается сильнее. В этом случае сжатие менее эффективно, зато при декодировании использование такого типа фильтров позволяет точно восстановить исходный материал. Какой из этих двух типов будет применен в каждом конкретном блоке, кодер решает "по обстоятельствам" и включает информацию о типе фильтров в поток данных DTS, чтобы декодер впоследствии мог правильно раскодировать материал. На высоких битрейтах, как правило, используется второй тип фильтров.

Затем в каждой частотной полосе происходит ADPCM-сжатие, построенное по такому же принципу, что и в apt-X100. Однако в Coherent Acoustics сжимаются не все частотные полосы подряд и с одинаковой степенью, как в случае с apt-X100. Перед стадией ADPCM-кодирования звук анализируется кодером и, в соответствии с заданной психоакустической моделью, определяются необходимость и степень (количество выделенных битов) ADPCM-сжатия. При этом в поток данных включается информация для декодера о том, было ли использовано сжатие или нет. Такая техника позволяет совершенствовать психоакустическую модель (и, соответственно, качество кодирования) без смены парка декодеров.

Для улучшения передачи транзиентных сигналов в Coherent Acoustics применяется детектор быстрой смены громкости звука (детектирование применяется для каждой частотной полосы отдельно). Если кодер замечает транзиентный сигнал, то он вычисляет коэффициент громкости и расположение такого сигнала в блоке, и эти данные передаются в потоке DTS-декодеру. Используя эту информацию, декодер может восстановить исходный транзиентный сигнал более качественно.

В Coherent Acoustics используются также алгоритмы распределения доступной пропускной способности между каналами (тот канал, который считается кодером вносящим больше значимой звуковой информации в общую картину, получает больший "кусок", а для малозначительного, с точки зрения кодера, канала отводится меньший), однако эти алгоритмы не такие изощренные, как в Dolby Digital, и используются в гораздо меньшей степени. На низких битрейтах допускается объединение высоких частот (так же, как и в Dolby Digital), но к DTS на CD, LD и DVD это не относится. В Coherent Acoustics предусмотрено использование метаданных, управляющих автоматическим микшированием и динамическим диапазоном фонограммы, однако из-за недостатка инструментария для работы с метаданными они в настоящее время практически не используются.

DTS-звук записывается на CD и LD с битрейтом 1235 Кбит/с, степень сжатия при этом варьируется от 2,9:1 (если использовался 16-битный исходный материал) до 4,3:1 (при 24-битных исходниках). На DVD, из-за использования рабочей частоты дискретизации 48 кГц, битрейт возрастает до 1509 Кбит/с. В DTS предусмотрен также уменьшенный битрейт для DVD (он может использоваться, например, для дополнительной звуковой дорожки) - 754 Кбит/с, естественно, качество звука при таком битрейте ухудшается.

Для мониторинга и кодирования DTS-звука (не для кино) компания выпускает два прибора: CAE 4 (кодер) и CAD 4 (декодер). Кодирование в DTS может осуществляться также рядом программных средств, например, программой SurCode компании Minnetoka Audio или специальным подключаемым модулем для Pro Tools.

DTS-ES

Естественно, компания DTS не смогла не ответить на выход системы Dolby Surround EX и создала систему DTS-ES. В исполнении для кинотеатров (а это лишь небольшая насадка на существующие кинопроцессоры) способ получения дополнительного шестого канала такой же, как и в Surround EX - матричное кодирование в левый и правый surround-каналы (кстати, аббревиатуры EX и ES означают одно и то же - Extended Surround). Однако для декодеров, применяющихся в домашних кинотеатрах, DTS предусмотрела еще один режим - с независимым шестым каналом. Эти два режима называются, соответственно, DTS ES 6.1 Matrix и DTS ES 6.1 Discrete. Еще раз повторюсь, что в кинотеатрах (из-за особенностей примененного алгоритма сжатия) возможен только матричный способ.

Одновременно DTS представила систему NEO 6 (в пику Pro Logic II), которая предназначена для "разворачивания" полноценного (насколько это возможно) 5-6-канального окружающего звука из старых стереофонограмм (в том числе чисто музыкальных) и фонограмм Dolby Stereo. Естественно, NEO 6 применяется только в домашних кинотеатрах.

 

Качество звучания различных форматов

По поводу качества звучания различных форматов единого мнения в настоящее время не существует. В области бытовых носителей идет речь, в основном, о сравнении Dolby Digital и DTS. К сожалению, сравнить качество звука напрямую (прослушивая одну и ту же фонограмму, закодированную в разных форматах) практически невозможно. Во-первых, потому, что для одного и того же фильма (даже на одном DVD) исходники для изготовления фонограмм DTS и Dolby Digital чаще всего разные. Обычно многоканальную фонограмму немного "подстраивают" под конкретный кодек, чтобы максимально использовать его преимущества и скрыть недостатки. Если же "подстройки" не происходит, то возможна ситуация, когда одна фонограмма при прочих равных звучит лучше в DTS, а другая - в Dolby Digital. Кроме того, многое зависит от мастерства человека, закодировавшего звук. Если в кодерах DTS практически нет управляемых оператором параметров (кроме битрейта и количества каналов), то кодирование в Dolby Digital довольно тонкий процесс, позволяющий оператору динамически управлять, например, громкостью центрального канала (с помощью метаданных). И в этом случае слушатель может предпочесть один кодек другому только из соображений громкости (или разборчивости), а не общего качества звучания. Делать выводы, исходя только из битрейта, тоже некорректно - мы ведь имеем дело с разными алгоритмами (после изучения документации обеих фирм у меня лично сложилось впечатление, что DTS берет "числом", - высокие битрейты, довольно простые алгоритмы, а Dolby - "умением", все-таки, если при в три раза меньшем битрейте, по сравнению с конкурентами, нет единого мнения о превосходстве одного из форматов, это кое о чем говорит). В общем, однозначного выбора не существует, хотя для чисто музыкальных фонограмм предпочтение, в большинстве случаев, отдается DTS (правда, это может быть вызвано и активным продвижением DTS своего кодека на музыкальный рынок, в то время как Dolby в своей маркетинговой политике больше ориентируется на кино).

В связи с обсуждением сравнительного качества звучания разных форматов интересна история о "ссоре" Dolby и DTS. Все происходит довольно тихо, компании просто периодически выкладывают на свои сайты PDF-файлы с контраргументами (кстати, спор этот не закончен до сих пор). Началось все с того, что фирма Dolby, недовольная сложившейся ситуацией, когда для кодирования "чистой" музыки ее кодек обычно даже и не рассматривается (кстати, это действительно несколько несправедливо и является следствием маркетинговой политики обоих участников), решила провести собственное тестирование. Dolby приобрела кодер и декодер от DTS и провела сравнение субъективного качества звука на одном и том же оборудовании и на одном материале со своими кодером и декодером ("при участии квалифицированных экспертов"). Как и следовало ожидать, большая часть экспертов предпочла Dolby Digital. DTS такие результаты, естественно, не удовлетворили, и она представила свои аргументы, почему результатам этих тестов доверять нельзя (досталось и "квалифицированным экспертам"). Dolby не замедлила объяснить, почему аргументы DTS некорректны. И так далее. В общем, пока не будет квалифицированного независимого тестирования, этот спор, похоже, продолжится до бесконечности. К сожалению, пока ни одна из фирм-конкурентов по каким-то своим причинам не идет на проведение независимого теста.

 

DTS 96/24

Весной 2001 года компания DTS представила новое поколение своей системы сжатия звука, названной DTS 96/24 (она основана на Coherent Acoustics и, соответственно, предназначена для бытовых носителей, в основном для DVD). Как следует из названия, эта система позволяет кодировать многоканальный звук с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бит (последнее, впрочем, было возможно и в более ранних версиях DTS). Предполагается, что новая система найдет свое место на дисках DVD-Audio в качестве дополнительной фонограммы. Звук, закодированный в DTS 96/24, предполагается размещать в видеозону DVD и, таким образом, он может быть прослушан практически на любом DVD-проигрывателе (при наличии DTS-декодера). А несжатый PCM-звук располагается в аудиозоне диска, она "видна" только специальным проигрывателям для DVD-Audio, которые пока еще не слишком распространены. Особенностью системы DTS 96/24 является то, что она полностью обратно совместима со старыми версиями DTS. То есть фонограмма, закодированная в DTS 96/24, может быть раскодирована и предыдущими поколениями DTS-декодеров (правда, только с частотой дискретизации 48 кГц, вся "ультразвуковая" составляющая сигнала теряется). Это стало возможным благодаря самой природе алгоритма Coherent Acoustics - первые 32 частотные полосы передаются в DTS-потоке как обычно, а дополнительная информация о частотах от 24 до 48 кГц кодируется в дополнительные частотные полосы, которые не "видят" декодеры предыдущих поколений, но зато могут использовать новые модели. Пока декодеры (равно как и диски) DTS 96/24 еще не появились на рынке, однако новый формат в силу своей совместимости с имеющимся парком оборудования (а это и проигрыватели DVD-Video, и декодеры) имеет все шансы в ближайшем будущем стать довольно популярным.

SDDS

Система SDDS (Sony Dynamic Digital Sound) была представлена в 1993 году с фильмом Last Action Hero (Последний киногерой). SDDS доступна только для кинопленки, и это принципиальная позиция Sony - адаптации системы для DVD и прочих бытовых носителей не предвидится, поэтому мы рассмотрим ее лишь вкратце. Физически SDDS размещается на кинопленке между ее краем и перфорациями. Информация записывается посредством пикселей, причем эти пиксели имеют меньший размер по сравнению с Dolby Digital. По этой причине, а также из-за того, что SDDS записывается по всей длине пленки (а не только между перфорациями), достигается довольно большой поток данных - до 1235 Кбит/с (степень сжатия около 5:1).

Схема физического расположения различных форматов на кинопленке. Как видно, Dolby Digital, DTS и SDDS вполне могут сосуществовать на одной прокатной копии фильма.
Схема физического расположения различных форматов на кинопленке. Как видно, Dolby Digital, DTS и SDDS вполне могут сосуществовать на одной прокатной копии фильма.

 

В SDDS можно закодировать до восьми независимых звуковых каналов (семь полнодиапазонных и один низкочастотный), два дополнительных громкоговорителя при этом располагаются за киноэкраном между центральным и левым-правым (так же, как и в системе Todd-AO). По этой причине SDDS нашла широкое применение в больших широкоэкранных кинотеатрах (которые в последнее время опять начали набирать популярность). Естественно, в этой системе тоже теоретически возможно закодировать матричным способом дополнительный (девятый по счету) центральный канал эффектов (так же, как в Dolby Surround EX или DTS ES). Как утверждает Sony, работы в этом плане ведутся, однако готовый стандарт пока еще не вышел в свет (соответственно, нет и необходимого оборудования).

 

Схема расположения громкоговорителей в кинотеатре, оборудованном для воспроизведения звука в формате SDDS.
Схема расположения громкоговорителей в кинотеатре, оборудованном для воспроизведения звука в формате SDDS.

 

В SDDS используется система сжатия ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding), хорошо известная нам по минидискам той же Sony. Основная рабочая частота дискретизации ATRAC (как для кино, так и для минидиска) - 44,1 кГц. Кодирование в ATRAC построено примерно по тем же принципам, что и в AC-3 или Coherent Acoustics, то есть звуковой поток разбивается на блоки по времени, а затем по частоте, после чего с применением психоакустической модели "отсекаются" лишние для нашего слуха, по мнению кодера, данные. Временные блоки в ATRAC не имеют фиксированного значения, а варьируются кодером в пределах от 1,45 до 11,6 мс, что позволяет качественно кодировать быстрые транзиентные сигналы. Количество частотных полос - 52. ATRAC со времени своего представления широкой публике постоянно совершенствовался, и последние версии этого кодека звучат довольно хорошо (в том числе и на чисто музыкальном материале).

Для обеспечения надежности воспроизведения в SDDS предусмотрены три уровня "защиты": все-таки самый край пленки за перфорациями - не лучшее место на кинопленке для записи звука. Во-первых, это мощная система коррекции ошибок, способная исправить небольшие выпадения в считываемом цифровом потоке. Во-вторых - дублирование звуковой дорожки (SDDS записывается по обоим краям пленки, так что если возникают проблемы со считыванием звука с одной стороны, декодер начинает считывать информацию с другой). Ну и в-третьих - если ничто не помогает, и цифровой звук не может быть считан с кинопленки, декодер переходит на аналоговую звуковую дорожку. Таким образом, SDDS в настоящее время является одним из самых "продвинутых" форматов, сочетающим в себе высокое качество звука, большое количество доступных каналов, "пуленепробиваемую" надежность воспроизведения и простоту производства прокатных копий. Однако все это доступно только в кинотеатрах, да и то за пределами нашей страны.

Заключение

Собственно, мы рассмотрели практически все форматы сжатого цифрового многоканального звука для кинотеатров (в том числе и домашних). За рамками этой статьи остались малораспространенные специализированные форматы (типа панорамного IMAX с его десятью каналами звука), но это уже совсем экзотика. Я надеюсь, что технологии окружающего звука постепенно будут находить все большее распространение в нашей стране. И тогда эта статья поможет вам использовать многоканальный звук не "вслепую", а понимая механизмы работы выбранного формата.

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]

 

Антон БАЛАБАН Музыкальное Оборудование

 

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Миф первый: качество CD лучше "аналога".
    Наверное, некоторым читателям будет смешно и непонятно читать данную статью об аналоговой звукозаписи на магнитную ленту в век стремительного захвата нашего бытия цифровыми системами и носителями звука, однако это было бы смешно, если бы не было так грустно. Производители цифровой звуковой аппаратуры всеми силами пытаются изжить в нас любовь к старому аналоговому звучанию путём замены его на суррогатный цифровой звук, а также выбить из меломанов лишние денежки путём постоянного якобы "совершенствования" и смены цифровых форматов звукозаписи, которые на самом деле являются топтанием на месте - переиграть хороший аналоговый тракт не удалось ещё ни одной цифровой системе. Я лично занимаюсь усовершенствованием цифровых систем воспроизведения (внешних ЦА-конвертеров и стационарных проигрывателей компакт-дисков) с 1993 года, но ни от одной цифровой системы (даже очень дорогой) не слышал того проникновенного и эмоционального звучания, свойственного хорошему аналоговому тракту.
    Конечно, чтобы почувствовать разницу в звучании аналогового и цифровых трактов нужно иметь достаточно высококлассную аналоговую аппаратуру. Ни о каких переносных кассетниках и пластмассовых "проигрывателях" винила с кривыми иголками, "убивающими" пластинки, которыми пичкали нас "братья" из Китая не может быть и речи. Я бы сказал, что этими изделиями они дискредитировали и практически уничтожили представление о нормальной аппаратуре аналоговой записи-воспроизведения у молодого поколения, выросшего на компьютерах и CD-ROM'ах, призванных хранить информацию, но не воспроизводить музыку, что хитрый производитель заставил их делать "по совместительству".
    Наше поколение (тем кому от 30) прекрасно помнит могучие бобинники и прекрасные стационарные кассетники. В то время одно лишь слово "Nakamichi" или "AKAI" приводило в трепет меломанов и сочувствующих, а упоминание "Tandberg" просто заставляло упасть ниц :))). Отсюда вновь возникший интерес к аналоговым носилям звуковой информации: магнитной ленте и виниловым пластинкам, а также устройствам для их воспроизведения - магнитофонам и проигрывателям. Но легенды легендами, а что же всё таки заставляет нас искать и потом с упоением слушать Vintage технику? А вот что: недостижимые для "цифры" возможности аналогового оборудования донести до нас эмоциональные переживания музыкантов в момент сессии записи, саму атмосферу "живых" концертов, пространство и объём зала. Недаром история хранит такие факты: многие музыканты, впервые "записавшиеся" на компакт-диски были жестоко разочарованы в качестве и разнице звучания "цифры" и студийной аналоговой мастер-ленты, которая являлась исходным материалом для производства компактов. Конечно, с того времени много воды утекло и "цифра" сделала огромный шаг вперёд, но всё таки, всё таки...
    Миф второй: полоса частот CD шире "аналога".
    Отойдём от субъективизма и рассмотрим вопрос с формальной точки зрения: разница в звучании связана с тем, что цифровой аудиосигнал по сути своей является дискретной функцией, причём жёстко уложенной в тиски математики (теорема Котельникова), т.е. для определённой частоты дискретизации существует формула: Fвер. = 1/2 Fдискр, где Fвер. является верхней теоретически записываемой частотой. По русски говоря, цифровой стандарт укладывает нас при 16 битах (реально 13-15 бит, а в CD-ROM'ах - 10-12бит) и частоте дискретизации 44.1кГц (наиболее распространённый бытовой формат) в полосу до 20кГц (что в принципе маловато для полной звуковой картины - подтверждено многочисленными психоакустическими экспериментами) и чем выше частота звукового сигнала, тем меньше отсчётов приходится на неё, говоря другими словами, точность восстановления звукового сигнала с ростом частоты падает-отсюда ярко выраженное жёсткое и утомительное звучание цифровых "верхов". Чтобы улучшить точность, применяется дополнительная передискретизация сигнала, которая вносит свои специфические искажения, неприятно влияющие на слух.
    А что же аналог? Аналоговый сигнал представляет собой непрерывный сигнал во времени - именно так он и записывается, и воспроизводится. Конечно, аналоговым аппаратам свойственны свои искажения сигнала (идеала нет и не будет), но эти искажения совершенно другого свойства и не так болезненно воспринимаются ухом. Хороший бобинник записывает и воспроизводит частоту до 25-28кГц, а хорошие "виниловые" головки имеют полосу вплоть до 50кГц - столько, конечно, не надо, но всё таки - факт остаётся фактом.
    Миф третий: долговечность CD выше "аналога".
    Одним из главных преимуществ CD производители указывают простоту использования и долговечность этого носителя. Если с первым сложно спорить, то второе явно наврано. В зависимости от фирмы-изготовителя (а конкретно - чистоты производства) срок службы компакт дисков составляет 20-25лет до момента окисления алюминиевой подложки, запрессованной внутрь. Срок службы перезаписываемых болванок и того меньше. Опять таки,на время службы влияют температура и влажность - наверно многие видели, что становится с компактом, случайно забытым на солнце или перегретым внутри какого-либо китайского авторесивера "Pioneer".
    Теперь об аналоговых носителях - мои друзья и я имеем для коллекции шеллачные пластинки производства начала века. Например, у меня есть пластинки выпуска аж 1912 года-так вот хотите верьте, хотите нет - они даже не покороблены. Да что так далеко ходить, многие имеют "винил" выпуска 50-ых годов, с которым за полвека абсолютно ничего не произошло, естественно, если он не выкладывался на солнышко и их не царапали металлическими предметами :).
    А студийные мастер-ленты, которые при должном хранении до сих пор используются при производстве матриц для компакт дисков - за 30-40 лет они не потеряли своего качества.
    Далее...

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1