Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Отличительной чертой этого усилителя с технической точки зрения является использование непосредственных связей между каскадами, т.е. без использовния трансформаторов или конденсаторов. Схема разработана на основе классической разработки Лофтина и Уайта, впервые представленной в американском журнале Radio News еще в 1929 г. Статья вызвала широкий резонанс не только из-за технических характеристик усилителя, исключительно высоких по меркам того времени, но и благодаря крайней простоте схемы.
    Оригинальный усилитель L-W имел частотный диапазон 50 Гц -10000 Гц по уровню -0,5 дБ без использования обратной связи - нововведения, примененного впервые всего годом ранее. Успех этого усилителя, кроме того, был обязан и приличной выходной мощности в 3 Вт. Подобная схема быстро завоевала популярность у любителей, а также была замечена производителями, которые стали изготавливать, как законченные конструкции, так и наборы "собери сам" (kit).
    В первоначальном варианте схемы L-W использовался тетрод 224 (предшественник 24-ой) во входном каскаде, и триод 250 (предшественник 50-й) - в выходном, при этом общее усиление достигало 50 дБ. Наша конструкция основана на триодных каскадах и обеспечит подходящую величину усиления для большинства стандартных источников.
    Мы понимаем, что построение усилителя на основе схемотехники 60-ти летней давности многим из вас может показаться странным, но это схема и по сей день обеспечивает непревзойденное качество воспроизведения музыки. Популярность схемы L-W очень велика среди японских аудиофилов и конструкторов и даже во Франции аудиофилы-безальтернативщики, весьма высоко ценят такие усилители за их музыкальность. По данным Jean Hiraga одного из европейских адептов этого типа усилителей, примерно 30% самодельных конструкций японцев в 70-80-ых годах были основаны на схемотех-нике L-W.
    Монофонический вариант этого усилителя длительное время работал в домашнем комплекте аппаратуры одного из авторов. Он был собран для того, чтобы слушать музыку, а не для представления другим конструкторам, как законченное устройство. Наш усилитель имеет ряд специфических черт. Он сконструирован таким образом, что может работать с лампами различных типов при минимальных изменениях в схеме. Это требует специальной намотки анодного и накального трансформаторов. В большинстве же случаев усилитель проектируется под определенный тип ламп. И далее его не беспокоят.
    Существует ряд кандидатов для работы в выходном каскаде. Мы решили не использовать такие знаменитые триоды как Mullard РХ4, Telefunken RE/604, Mazda РРЗ/ 250, Western Electric 275A и т.д., имеющие весьма высокие звуковые качества, но которые сложно найти.
    Есть значительное число более доступных ламп, как то: 2АЗ, 6АЗ, 6B4G (различаются между собой только напряжениями накала и цоколями), VT52, 300В, 842, 10, 10Y, 801А (последние три - различные варианты одной лампы), 45 и 50. Первые пять из этого списка отличаются низким внутренним сопротивлением (700-800 Ом) и хорошо работают при сопротивлении анодной нагрузки 2,5 кОм. Остальные требуют более высокого сопротивления нагрузки.
    В целом конструкция выходного трансформатора тем проще, чем ниже его сопротивление по первичной обмотке. Иными словами, при одинаковом качестве трансформаторов, цена их ниже при меньшем сопротивлении по первичке (даже у трансформаторов от одного изготовителя). Принимая это во внимание, мы решили остановиться на лампах с малым внутренним сопротивлением.
    Старые американские лампы 45 и 50 обеспечивают высокое качество звука, но их очень трудно найти. Работа ламп китайского производства несколько хуже, но их легко достать, поскольку они производятся до сих пор.
    2A3: имеются два варианта -относительно редкий одно-анодный и более известный двуханод-ный. Последний, по сути, представляет собой два запараллеленных триода в одном баллоне. Одноанодные 2АЗ выпускали Fivre и Brimar. Эти лампы отличаются большой воздушностью, гармоничностью и детальностью звука. Средние и высокие просто превосходны, а бас основателен и хорошо артикулирован. Это, действительно, один из самых музыкальных триодов прямого накала.
    Далее...

 

Информация

 
 

Однотактный триодный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White.

 

ЧАСТЬ 2

ПИТАНИЕ НАКАЛА ЛАМПЫ

Все вторичные обмотки дают напряжение переменного тока. Вторичка нашего накального трансформатора позволяет получать множество различных напряжений с заземленной средней точкой. Некоторые конструкторы питают цепь накала постоянным током, дабы избежать фона и для возможности стабилизации напряжения накала. Мы не обнаружили, что стабилизация напряжения накала дает существенное звуковое преимущество (разве, что в местностях, где напряжение электросети претерпевает частые и быстрые изменения), хоть и известна большая чувствительность прямонакальных ламп к изменению тока накала по сравнению с лампами косвенного накала. Какие-либо проблемы с фоном перед нами не вставали.

АНОДНОЕ ПИТАНИЕ

Примененное нами анодное питание обеспечивается одним трансформатором со вторичной обмоткой с отводами, чтобы можно было установить требуемое питание для различных типов выходной лампы. Выпрямитель - двухполупериодный, кенотронный.

Мы предпочитаем в качестве выпрямительного элемента газотрон с ртутным наполнением 83-го типа, хотя никаких противопоказаний к использованию других типов выпрямительных элементов (GZ33, GZ34, GZ37, 5R4GY, AZ50 и др.) не имеется. Звуковые качества усилителя будут чуть различными при применении различных выпрямителей. "Идеальный" фильтр следует составить из двух секций р-фильтров, что позволяет довести уровень помех от источника питания до исчезающе малого.

Элементы, обведенные пунктирной линией, - дополнительные, и даже без них вы можете получить прекрасные звуковые свойства усилителя.

Мнения о звуковой пригодности GZ34 диаметрально противоположны. Известный журналист Jean Hiraga (редактор La Nouvelle Revue du Sun и редактор L'Audiopfile) считает, что присутствие этого кенотрона делает звук грубым и не очень детальным. Наоборот, авторитетный Joe Roberts считает эту лампу, в частности версию Mullard, обладающей достойным звучанием. Честно признаться, мы не горим особым энтузиазмом в отношении GZ34 и считаем, что все другие перечисленные лампы и их аналоги бесспорно лучше. В любом случае, последнее решающее слово должно принадлежать вашему слуху, если вам удастся произвести сравнение.

И, наконец, улучшить результаты может применение раздельных выпрямителей и фильтров для каждого каскада: такое решение позволяет сильно сократить паразитные межкаскадные связи через источник питания. В настоящее время у одного из нас именно так и сделано. Здесь мы не приводим схему с двойным источником питания, но можем сделать это в дальнейших статьях, если читатель проявит интерес. Увы, но с таким источником питания габариты усилителя возрастут.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРЕВ НАКАЛА

В усилителях с непосредственными связями, напряжения на электродах ламп взаимозависимы и, следовательно, на время прогрева нитей накала смещение выходной лампы не будет соответствовать номинальному. Как следствие, мы получим значительный бросок тока через выходные лампы. Очевидно, что такое жестокое обращение с ними сокращает их срок службы. Во избежание этой проблемы, необходимо задержать включение анодного напряжения на время полного прогрева катодов ламп.

Учитывая, что мы используем раздельные анодные и накальные трансформаторы, очевидным решением проблемы будет применение двух раздельных выключателей в цепях сетевых обмоток питающих трансформаторов.

Накальный трансформатор включают первым, а через 30 -40 секунд вслед за ним анодный. Другое решение - это применение схемы задержки, рекомендуемое, в частности, для "особо безмозглых", а также тех, у кого дома маленькие дети или излишне любопытные родственники (См. "Дельные вещи" - Ред.).

АДАПТАЦИЯ СХЕМЫ К РАЗЛИЧНЫМ КОМБИНАЦИЯМ ЛАМП

Указанные на схеме номиналы элементов соответствуют случаю применения ламп 2АЗ или VT52 в паре с Е88СС/6922. При использовании Е83СС или 5751 во входном каскаде номиналы резисторов R5 и R6 следует увеличить вдвое. Требования к анодному напряжению также различны для различных пар ламп. Не рекомендуется увеличивать напряжение анод-катод выходной лампы выше 300V для 2АЗ или 6В46 и 330V для VT52.

Хотя справочные данные 2АЗ определяют анодное напряжение не выше 250V в однотактном усилителе и 300V в двухтактном, многие любители в однотактных схемах работают с 300 V на аноде без каких-либо проблем и без сокращения срока службы ламп.

Максимальная мощность рассеяния на аноде составляет 15 Вт для 2АЗ, 6АЗ и 6В46, 18 Вт для VT52 фирмы Hytron и 15 Вт для VT52 фирмы WE и Sylvania. Напоминаем, что для определения мощности на аноде нужно перемножить анодный ток и анодное напряжение, т.е. разность потенциалов между анодом и катодом. Не пытайтесь хитрить с этими величинами: их превышение над максимальными заметно сократит жизнь лампам.

СИСТЕМНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

С этим усилителем следует использовать источник сигнала и предусилитель действительно высокого качества. Учитывая его исключительную прозрачность, усилитель проявляет индивидуальные звуковые особенности всех компонентов цепи сигнала. Очевидно, что это утверждение верно и для записей: мы сами открыли для себя заново несколько записей, чье высокое качество прежде не было реализовано.

Что касается громкоговорителей, то хорошо было бы применить высокочувствительные модели, в особенности, если вы пользуетесь широкополосной системой. В многополосной усилительной системе вопрос о неискаженной выходной мощности стоит менее остро. Симбиоз такого усилителя с рупорной акустикой просто замечателен. Окраска звука в среднем диапазоне, вносимая акустикой типа Klipschorn или Altec "Voice of the Theatre", снижается до вполне приемлемого уровня. Системы тембрально ровные во всем диапазоне, приобретают необычайную прозрачность, музыкальность и реалистичность.

K ВОПРОСУ О ПРОСЛУШИВАНИИ

Мы хорошо осознали, что мнение о звучании аппарата, написанное автором проекта, может обладать долей субъективизма, поэтому мы постарались быть беспристрастными, такими же, как и при прослушивании усилителей других конструкторов. Кроме того, наше длительное общение с этими усилителями позволяет считать, что мы знаем их особенности.

Первый вариант, который мы слушали, работал с двуханодной 2АЗ на выходе. Затем мы сравнили его с одноанодной 2АЗ. Усилители работали в однополосной системе совместно с самодельными громкоговорителями на основе компонентов JBL (чувствительность 95 дБ/Вт/1м, АЧХ линейна вплоть до 25 Гц (-3 дБ)). Впечатления от прослушивания приводим отдельно для каждого автора.

Giro

Вариант с двуханодной 2АЗ

Середина воздушна и естественна, с хорошей передачей эффекта присутствия и отличной музыкальностью. Очень хорошая подача голоса, без какого-либо внутреннего напряжения и грубости. Высокие приятны и существенны, но не чрезмерно детальны. Бас основателен и хорошо артикулирован, но иногда хочется несколько большей контролируемости. Динамика и микроструктура превосходны, даже на небольшой громкости. Можно получить достаточную громкость, даже несмотря на небольшую выходную мощность. Малые составы передаются с хорошей детальностью и звуковым образом, хотя есть некоторые трудности в распознавании отдельных инструментов больших оркестров, в особенности на динамичных пассажах.

Музыкальность, гармоничность на уровне выше среднего. В системе bi-amping (двухполосной) при работе усилителя в СЧ-ВЧ звене, результат несколько лучше. Когда от усилителя не требуют воспроизведения полного звукового диапазона, он доносит музыкальность и естественность игры большого оркестра и с легкостью прорисовывает самые драматические нюансы музыкальной ткани.

Вариант с одноанодной 2АЗ

Ощущение, будто подняли занавес - и звуковая сцена, уже до того чистая и высокого качества, дополняется деталями и цветами, которые сначала были недоступны восприятию. Хорошая фокусировка образов, инструменты имеют превосходно проработанные контрасты и прямо-таки осязаемы. Середина и верх сверкающе-прозрачны, а подача низов основательна и чувствительна.

Возможно, бас не настолько контролируем и очерчен, как в вашем лучшем "твердотельном" усилителе, но этот аппарат предлагает артикуляцию, богатство тембра и исключительную естественность, практически не уступающие легендарному звучанию ламп 300В, 845 или 211 на низких частотах.

Перкуссии и переходы отличной верности и естественности. Музыканты живые и присутствуют на сцене; можно чувствовать их дыхание и движения. Динамика и микроструктура на небывалой высоте, а субъективное восприятие громкости несколько превосходит таковой для лампы с двумя секциями.

Большой оркестр передается естественно, с замечательной интроспективой и отличной пространственной перспективой чувствуются не только инструменты на ясной и широкой сцене за акустикой, но и расстояние между инструментами. Единственный недостаток - не всегда хватает мощности для гарантированного реального уровня громкости при воспроизведении наиболее мощных органных аккордов. Однако, это не проблема при использовании высокочувствительной акустики типа Klips-chorn.

В системе bi-amping все улучшается, с легкостью решаются проблемы с выходной мощностью и небольшими потерями основательности в нижнем диапазоне. В результате получается подлинный реализм воспроизведения и истинное наслаждение от прослушивания.

Cristiano

В этом усилителе меня потрясла в первую очередь его музыкальность. Многие часы прослушивания различных жанров ни на йоту не утомляют вас. Стереокартина очень точна, а одноанодные 2АЗ существенно расширяют сцену за громкоговорителями, восстанавливая естественные глубину и ширину образов. С этой точки зрения двуханодные 2АЗ чуточку хуже.

Способности к передаче пространства очень высоки. Я обнаружил, что на некоторых практически "не слышимых" записях можно определить, что музыканты живы, в частности, дышат; пианист время от времени нажимает педали; контрабасист осторожно перемещает подушечки пальцев по струнам. Невозможно описать словами все испытанные чувства. Не единожды, слушая музыку с закрытыми глазами, затем открывая их, я удивлялся тому, что нахожусь не перед оркестром, а перед стереосистемой. Этого никогда не случалось при прослушивании музыки через другие усилители, в том числе и известные, например, Audio Research Classic 60. Наверное, это самое главное достоинство прямонакальных одноанодных триодов - способность заставить вас забыть о том, что вы слушаете всего лишь запись. Короче, это исполнение мечты каждого истинного аудиофила.

Лишь один отрицательный момент: с той исключительной точностью, с которой усилитель Лофтина-Уайта передает сигнал, он также беспристрастно выявляет любые дефекты в остальных звеньях тракта. С другой стороны, он весьма критичен к типу акустики и ее чувствительности.

ВЫВОДЫ

В конце такого длинного рассказа мы можем подытожить наши впечатления словами глубокого удовлетворения. Эти усилители не только позволяют получить превосходную музыкальность, но и просты в изготовлении. Они ответят и на другие вопросы, касающиеся современного возрождения триодных усилителей, в частности об их способности выявить достоинства высокочувствительной акустики.

Если приглядеться повнимательнее, то можно обнаружить, что высокочувствительные АС распространены гораздо шире, чем можно понять из современных аудио-журналов. Увы, сегодня на рынке имеется лишь несколько моделей таких АС. Однако, многие любители используют самодельные конструкции или старые модели акустики с маломощными ламповыми усилителями.

Игнорируйте моду, диктуемую массовым производством. Для достижения настоящего наслаждения от музыки нет ничего лучше, чем изготовить пару триодных моноблоков и установить пару чувствительных колонок. Слушайте и получайте удовольствие!

ОТ РЕДАКЦИИ

Существенные трудности у отечественных самодельщиков вызывает отсутствие таблиц аналогов импортных и отечественных ламп. На сегодняшний день в России имеются аналоги практически всем выпущенным на Западе лампам, либо со своими (ГОСТ-овскими), либо с фирменными наименованиями.

Итак, выходные лампы:

2АЗ: 2АЗ (до 1950 г.); 2С4С; 6B4G; 6АЗ (до 1950 г.); 6С4С VТ52: УО186(до 1950г.) 300B: М456 (до 1950 г.); 300В (современные)

Лампы входного каскада:

E88CC: 6Н23П; 6Н23П-Е

5751: 6Н10С (октальная); 6Н9С (приближенный аналог, октальная)

Е83СС: 6Н2П; 6Н2П-Е; 6Н9С (приближенный аналог)

Выпрямитель:

83: ГР 1-0,25/1,5 (приближенный аналог)

вакуумные кенотроны: 5ЦЗС, 5Ц4С, 5Ц9С.

Конденсаторы в сигнальных цепях (С5, С6, С7, С4), принимая во внимание их значительную емкость, лучше всего использовать бумажные с вазелиновой пропиткой типа МБГЧ или полипропиленовые К78-24. Шунтирующие емкости - К40У-9 (бумага в масле) и СГМ-3 (слюда с серебряными обкладками).

Емкости типа МБГО с односторонним лаковым покрытием бумаги несколько хуже (больше ток утечки. ТКЕ и нелинейность зависимости емкости от приложенного напряжения).

Отечественные углеродистые резисторы - ВС, УЛ, УЛИ или бороуглеродистые БЛП, обладающие крайне низким ТКС и шумами.

 

Часть [1]  [2]

 

Источник: Вестник А.Р.А. №2

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Продолжаю свои заметки, начатые в S.P. № 5, о пионерских работах Партриджа по искажениям в выходных трансформаторах. Вкратце напомню смысл первой части: д-р Партридж в конце 30-х был захвачен идеей выходного трансформатора (ОТ-Output transformer) для РР (push-pull) с воздушным зазором. Этот зазор уменьшал индуктивность первички, оттого габариты сердечника были существенно больше. Трансформатор его разработки для 10-ваттного двухтактника Уильямсона*, с КТ-66 на выходе, включенных триодами, весил 14 фунтов при Ш-железе и 10 фунтов при стержневой конструкции сердечника.
    Он показал, что искажения, вносимые ОТ максимальны на низких частотах и даже пытался ввести индексы для трансформаторов, путем измерения индуктивности на сетевой частоте, удобных при расчете для получения возможно большей мощности.** Им был поставлен вопрос об измерении искажений формы сигнала на частотах гораздо ниже общепринятых, где АЧХ линейна, так как продукты нечетного порядка буквально топили сигналы основного тона в области низких частот.
    Меня привлекла та часть его работ, в которой сказано: "... вместо того, чтобы иметь индуктивность, в громадной степени изменяющуюся от приложенного сигнала, умнее будет, чтобы в трансформаторе с зазором (хотя и большем по размерам) эта индуктивность оставалась бы без существенных изменений." После этого он посчитал, что таким образом обеспечив сравнительно низкие искажения в ОТ, следует поближе рассмотреть схему выходного каскада. По его теории выходило, что внутреннее сопротивление выходной лампы (или ламп) главным образом влияет на искажения по напряжению на выходе трансформатора. Так что триоды с Rj порядка 1 кОм выглядят предпочтительнее пентодов, внутреннее сопротивление которых порядка 10 кОм.
    Моя первая статья касалась приложения идей Партриджа к однотактным трансформаторам и в особенности кривых намагничивания для сердечников с зазором и без зазора. При ее написании я пытался найти простейший метод описания электромагнитных сложностей в SE трансформаторе и выяснить, почему однотактники так звучат. Моя точка зрения изложена ниже, вместе с проведенными магнитными измерениями на паре трансформаторов, любезно представленных мне Майком ля Февром (Magnequest) и Питером Квортрупом (Audio Note). Был также обмерен трансформатор с посредственными характеристиками.
    Главное, что требуется от трансформатора это, чтоб он был линейным устройством. Давайте посмотрим на его магнитные свойства с точки зрения выходного напряжения U (подобно индукции/плотности магнитного потока В) в зависимости от входного параметра - тока I (подобно намагничивающей силе Н). График будет подобен сквозной характеристике (зависимость вход/выход), присущей многим электронным устройствам. На Рис. 1 представлена начальная петля гистерезиса для современных типов кремнистого железа, применяемого для ОТ без зазора. Характеристика, как видим, далека от линейной. На малых уровнях усилитель будет иметь резко выраженные нечетные искажения (типа ступеньки). На самых высоких амплитудах, что соответствует магнитному насыщению сердечника (при индукции порядка 15 кГаусс), усилитель станет клипировать опять-таки с большим уровнем нечетных гармоник.
    Заметьте, что значения тока, отложенные на горизонтальной шкале, всего несколько миллиампер. И этого достаточно, чтобы вогнать трансформатор в насыщение. Воздушный зазор, предложенный Партриджем, пластины из пермаллоя вперемежку с обычным железом у 20-20 Plus*** (спасибо ля Февру за историческую справку о фирме Peerless), все это предназначено для линеаризации гистерезиса в РР выходном трансформаторе.
    На Рис. 2 показана часть петли гистерезиса для однотактного трансформатора с зазором 0,006 дюйма (примерно 0,2 мм) или чуть больше того.
    Далее.....

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1