Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Для проверки всего вышеизложенного, был собран опытный экземпляр усилителя по следующей схеме:
    Анодное напряжение выбрано равным 290-300 В. Для задержки анодного напряжения собрана схема на транзисторе VT1 и реле K1. Время задержки порядка 60 с. Питание цепей накала выполнено обычным образом, последующие измерения подтвердили нецелесообразность применения более слож­ных решений (питание накала постоянным током, подача на нити кала постоянного напряжения смеще­ния и т.д.)
    Налаживание усилителя не требуется. После прогрева катодов ламп и включения реле K1 необхо­димо измерить высокоомным вольтметром указанные на схеме напряжения. Если они отличаются более чем на 10 %, то, скорее всего, придётся заменить лампу.
    Для проверки усилителя была использована звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi Xtreme Au­dio. В качестве генератора использовалась эта же звуковая карта + программный генератор (синус, 1000 Гц).
    Спектр "сквозного канала" звуковой карты (выход звуковой карты подключен перемычкой к линейному входу карты):
    Суммарный коэффициент искажений не превышает 0,003 %. Собственный шум карты находится на уровне - 130 дБ, поэтому на спектрограмме не виден. Амплитудное значение сигнала на выходе зву­ковой карты приведено к значению 1 В.
    Вместо перемычки к звуковой карте подключаем усилитель. В качестве нагрузки к усилителю подключены наушники. Генератор 1000 Гц - отключен:
    Пик на частоте 100 Гц по уровню -88 дБВ - фон переменного тока. Возник вопрос, что является причиной. Пульсации анодного напряжения или цепь накала? Кратковременные отключения реле K1 прояснили суть дела - при отключении реле пик на частоте 100 Гц исчезал. Поскольку фон переменного тока в наушниках не прослушивался, было решено оставить ёмкость конденсатора фильтра C4 без изме­нения.
    Включаем генератор 1000 Гц:
    Указанное на рисунке значение коэффициента искажений было получено путём перебора некото­рого количества ламп ("новые" лампы выпусков 1964 -1966 годов). Разброс коэффициента искажений на сигнале 1 В составлял приблизительно 0,3 %.
    Следует отметить, что искажения реального усилителя получились больше моделируемого. Уже при напряжении сигнала 1 В искажения почти сравнялись с теми, что получились при моделировании на 2 Вольтах входного сигнала. Ослабление же сигнала весьма точно совпадает с ожидаемым. Теперь проверим, как отразится уменьшение резистора R5 (или R3 при моделировании) до 86 Ом:
    В левом канале был замкнут один из двух резисторов по 86 Ом. В результате, коэффициент искажений вырос до 1,7 %. Разница хоть и не такая большая, как при моделировании, но, всё же, весьма заметная.
    Субъективно, громкость сигнала амплитудой 1 В, в наушниках, явно больше "средней". При прослушивании сигнала 1000 Гц ощущается явный дискомфорт. При уменьшении громкости звучания до приемлемого уровня на слух (получилось -15 дБВ) суммарный коэффициент искажений уменьшился до уровня 0,2-0,3 %:
    Далее, были пробные заслушивания "усилителя" на различных музыкальных произведениях. От классики до попсы. Думается, что рассыпаться в описании субъективных "очучений" смысла не имеет. Если совсем коротко - эффект есть и слышен невооружённым ухом :-). Возможно, дополнительно сказы­вается токовое питание наушников. Тот, кто повторит конструкцию, услышит всё сам.
    Для проверки всего вышеизложенного, был собран опытный экземпляр усилителя по следующей схеме:
    Анодное напряжение выбрано равным 290-300 В. Для задержки анодного напряжения собрана схема на транзисторе VT1 и реле K1. Время задержки порядка 60 с. Питание цепей накала выполнено обычным образом, последующие измерения подтвердили нецелесообразность применения более слож­ных решений (питание накала постоянным током, подача на нити кала постоянного напряжения смеще­ния и т.д.)
    Налаживание усилителя не требуется. После прогрева катодов ламп и включения реле K1 необхо­димо измерить высокоомным вольтметром указанные на схеме напряжения. Если они отличаются более чем на 10 %, то, скорее всего, придётся заменить лампу.
    Для проверки усилителя была использована звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi Xtreme Au­dio. В качестве генератора использовалась эта же звуковая карта + программный генератор (синус, 1000 Гц).
    Спектр "сквозного канала" звуковой карты (выход звуковой карты подключен перемычкой к линейному входу карты):
    Суммарный коэффициент искажений не превышает 0,003 %. Собственный шум карты находится на уровне - 130 дБ, поэтому на спектрограмме не виден. Амплитудное значение сигнала на выходе зву­ковой карты приведено к значению 1 В.
    Вместо перемычки к звуковой карте подключаем усилитель. В качестве нагрузки к усилителю подключены наушники. Генератор 1000 Гц - отключен:
    Пик на частоте 100 Гц по уровню -88 дБВ - фон переменного тока. Возник вопрос, что является причиной. Пульсации анодного напряжения или цепь накала? Кратковременные отключения реле K1 прояснили суть дела - при отключении реле пик на частоте 100 Гц исчезал. Поскольку фон переменного тока в наушниках не прослушивался, было решено оставить ёмкость конденсатора фильтра C4 без изме­нения.
    Далее...

 
 

"УСИЛИТЕЛЬ" ДЛЯ НАУШНИКОВ НА SRPP

 

ЧАСТЬ 6

 

Конструктивы и комплектация

 

Опытный экземпляр усилителя собран на гетинаксовой пластине размерами 190 x 110 x 5:

 

Внешний вид усилителя

 

Монтаж усилителя выполнен по общеизвестным правилам навесным способом. При монтаже следует использовать, по возможности, собственные выводы деталей.

Реле K1 - неизвестного происхождения с открытыми контактами. Несмотря на рабочее напряже­ние (обмотки) 24 В, оно надёжно срабатывает при напряжении 7,5 В.

По поводу конденсаторов нужно сказать отдельно. В литературе и Сети масса статей по поводу того, какие нужно применять конденсаторы. Почитать весьма познавательно. Аудиофилы здесь не должны мелочиться. Использовать продукцию только именитых фирм, как, например, бумажномасля­ные "Jensen". Применяются в качестве разделительных. Стоимость за штуку порядка 30$. Из электроли­тов - "BlackGate". Стоимость доходит до 100$ за штуку.

Из отечественных неэлектролитов, следует ставить полистирольные К71, полиэтилентерефталат­ные К73, полипропиленовые К78, фторопластовые ФТ, хотя, по поводу отечест­венных, мнения раз­нятся.

Автор разоряться не стал и поставил следующее. Электролиты - "Jamicon", C3, C4 - 220 мкФ x 350 В (хотя, ёмкость C3, C4 нелишним будет увеличить в 2 раза), C7 - 4700 мкФ x 25 В, C10 - 470 мкФ x 220 В. C5, C9 - плёночные К73-17 1 мкФ x 630 В, C6, C8 - ... керамические SMD конденсаторы. После этой фразы у истинных аудиофилов должен случиться ин­фаркт! И неспроста. Керамические конденсаторы заслуженно получили дурную славу среди любителей качественного звука. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В Сети можно найти много интересной информации по исследованию качества конденсаторов. Суть исследований заключается в следующем. Собирается нехитрая схема:

 

Схема для проверки конденсаторов

 

Для исследований используется какая-либо программа, позволяющая увидеть спектр входного сигнала и программный генератор. Далее, сравнивается спектр сигнала без конденсатора и спектр сиг­нала, пропущенного через конденсатор C1. В одном из примеров, выходной сигнал составлял 2 В (дей­ствующее значение), а R1 подбирался таким образом, чтобы напряжение на резисторе составляло при­мерно 1,5 В, т.е. ослабление по напряжению порядка 3 дБ.

Такой подход несколько озадачил. Если рассматривать возможность применения того или иного конденсатора в качестве разделительного, то тогда, очевидно, должно выполняться условие X(C1) << R1 т.е. ёмкостное сопротивление конденсатора на выбранной частоте должно быть много меньше сопро­тивления нагрузки R1. Наоборот, если нужно оценить качество конденсатора, как такового, то необхо­димо выполнить условие X(C1) >> R1. Автор решил провести собственные "исследования", с учётом этих требований.

Для эксперимента были выбраны конденсаторы К73-17 ёмкостью 1 и 4,7 мкФ и керамический  SMD конденсатор 2,2 мкФ.

Сопротивление (ёмкостное) конденсатора 1 мкФ на частоте 1000 Гц составляет 159 Ом, конденса­тора 2,2 мкФ - 72 Ома. Исходя из этого, были выбраны два значения сопротивления R1: 22 кОм и 8,2 Ом (МЛТ). Результаты проверки представлены ниже.

Спектр сигнала без резисторов и конденсатора (амплитуда напряжения на выходе - 1 В):

 

 

Спектр сигнала с конденсатором К73-17  1 мкФ и резистором 22 кОм:

 

Очевидно, спектр сигнала остался прежним.

Спектр сигнала с конденсатором К73-17  1 мкФ и резистором 8,2 Ом:

 

Искажения, вносимые конденсатором К73-17

 

Суммарный коэффициент искажений значительно возрос! Отчётливо "прорезалась" вторая гармо­ника, которой практически не было в исходном сигнале. Проверка конденсатора К73-17  4,7 мкФ дала практически те же результаты, поэтому спектрограммы не приводятся. Значительно интереснее обстоит дело с керамикой.

Спектр сигнала с керамическим конденсатором 2,2 мкФ и резистором 22 кОм:

 

 

Т.е. в своём "нормальном режиме" конденсатор не привнёс никаких искажений. Оно и понятно - ведь та же звуковая карта, как ни крутись, а работает!

Спектр сигнала с керамическим конденсатором 2,2 мкФ и резистором 8,2 Ом:

 

Искажения, вносимые керамическим SMD конденсатором

 

О! Вот тут-то и вскрылась суть! Суммарный коэффициент искажений увеличился по сравнению с перво­на­чаль­ным почти в 1000 раз! Причём, способность конденсатора "портить звук" имеет сильную об­ратную температурную зависимость - удерживание жала паяльника на расстоянии 10 мм от  конденса­тора в течение 30 секунд "согнало" цифру до значения 1 %. Теперь становится ясно, в каком именно случае "зазвенит" керамический конденсатор. Для проверки, подпаяем параллельно данному конденсатору такой же, ёмкостью 2,2 мкФ.

Спектр сигнала с керамическим конденсатором 4,4 мкФ и резистором 8,2 Ом:

 

 

Как и ожидалось, суммарный коэффициент искажений уменьшился в два раза.

Исходя из проведённых "исследований", и были, в целях эксперимента, поставлены кера­ми­че­ские кон­ден­са­торы. Конденсатор C6 составлен из трёх SMD конденсаторов и припаян непосредственно к выводу резистора R3 вблизи лепестка ламповой панели. Он является, по совместительству, монтажной стойкой - к противоположному концу конденсатора припаяна жила кабеля входного разъёма.

По идее, нынешние тенденции конструирования ламповой аппаратуры требуют отдельного источника питания на каждый канал. Тем не менее, автор сознательно пошёл против течения, и ограни­чился одним источником на два канала. Значение тока, протекающего по резистору фильтра R2, порядка 50 мА, при этом падение напряжения на нём около 50 В. Его рекомендуется составить из 2х равных ре­зисторов по 2 Вт. Остальные резисторы мощностью 0,25 - 0,5 Вт. Автор применил обыкновенные МЛТ резисторы, хотя аудиофилы, безусловно, должны применить углеродистые, вроде старых зелёных ВС.

Первичная обмотка силового трансформатора включена нестандартно, для уменьшения тока холостого хода. В результате, все выходные напряжения стали меньше. Для того чтобы получить необ­ходимые величины напряжений, трансформатор распаян в соответствии со схемой:

 

Схема соединения обмоток трансформатора ТАН 17-127/220-50

 

Что касается "земляной шины", то в данной конструкции усилителя её, как таковой, нет. Есть "земляная точка" примерно посередине межу лампами, в которую сходятся все необходимые цепи, в т.ч. и минусовой вывод питания 300 В. Сечение проводов - 0,35-0,5 кв. мм. Анодное питание берётся непо­средственно с выводов конденсатора C4.

Поскольку усилитель предназначен для работы совместно со звуковой картой, то регулятор громко­сти не предусмотрен (используется регулятор громкости системного микшера). В случае необхо­димости, следует установить высококачественный (например, японский ALPS, стоимость $30) сдвоен­ный по­тенцио­метр 10 - 50 кОм.

Соединение усилителя со звуковой картой и наушниками выполнено экранированным кабелем. Се­чение центральной жилы 0,5 кв. мм.

Ну и напоследок, предупреждение для тех, кто впервые решит заняться сборкой и наладкой лампо­вой аппаратуры. Работая с полупроводниковой техникой, привыкаешь к тому, что все напряжения имеют, как правило, один порядок и невелики по абсолютному значению. В случае с лампами это не так, и ко многому обязывает. Нужно отчётливо понимать, что проверка результата "методом тыка" может привести к весьма печальным последствиям. В лучшем случае, придётся распрощаться с дорогостоящим оборудованием. Метод "сначала сделать, потом проанализировать результат" нужно сменить на "сначала обдумать последствия, потом сделать".

Для примера, в данном усилителе необходимо проверить напряжение смещения (единицы вольт) и анодное напряжение (сотни вольт), разница в напряжениях - больше чем в сто раз. Пульсации пита­ния полупроводниковой техники смотрим осциллографом не задумываясь. Пульсации анодного же на­пряжения можно посмотреть только при наличии щупа с делителем 1:10, и то, не каждым осциллогра­фом.

Особую опасность представляют заряженные до высоких напряжений конденсаторы - они сохра­няют заряд в течение длительного времени. Поэтому совершенно недопустимо считать, что при отклю­ченной сетевой вилке в схеме отсутствуют опасные для жизни и приборов напряжения. Первое, что не­обходимо сделать, после отключения усилителя от сети - разрядить электролитические конденсаторы C3, С4, С10. Разряжать их, замыкая выводы накоротко недопустимо. Удобнее всего, применять для этой цели обыкновенную лампу накаливания 220 В 40 Вт (идеально - последовательно 2 штуки) с патроном и выводами, снабженные щупами.

Если возникнет желание проверить искажения усилителя, используя звуковую карту компьютера, то нужно помнить, что при отсутствии нагрузки (наушников 32 Ома), напряжение на выходе усилителя "подскочит" до 20 Вольт (амплитудное значение). Что произойдёт с входными цепями данной конкрет­ной звуковой карты - неизвестно.

 

Автор: Олег Иванов

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Как можно оценить качество выходного трансформатора ? Ведь он - сердце лампового усилителя и вы никогда не построите хорошо звучащий аппарат с плохим выходным трансформатором. Чтобы исследовать его, вам потребуется следующее: звуковой генератор, усилитель мощности, способный развить напряжение 35V RMS (непонятно, правда, в какой нагрузке - Ред.) и отдать ток в 1 А. Еще нужны вольтметр и амперметр переменного тока с диапазоном частот измеряемых значений 25 Гц - 5 кГц.
    Измерение емкостей
    Сначала меряем емкость трансформатора, приведенную ко вторичной обмотке, что очень важно для его Slew rate (скорости нарастания, V/S).Чем меньше емкость, тем выше SR.Соберите схему по Рис.1. Я предпочитаю измерять на выводе 8 Ом, так как он есть в любом трансформаторе,и потом эти значения удобно сравнивать между собой у других трансформаторов. Установите на генераторе частоту 5 кГц и напряжение на выходе усилителя 10 V. Отметьте значение тока. Емкость равна 3,18 х I (ток в амперах, емкость в микрофарадах). В табл. 1 указаны типичные значения емкостей для хороших трансформаторов.
    Индуктивность
    При той же схеме установите частоту 25 Гц. Не касайтесь выводов первичной обмотки, это опасно! Увеличивайте напряжение с усилителя, пока не добьетесь показаний амперметра в 0,3 А. На вольтметре должно быть примерно 15 V для 25 W транса, 20 V для 50 и 27 V для 100 W.
    Чтобы сравнить искажения по басу для различных трансформаторов, измерьте ток на уровнях 4, 8, 12, 16, и 20 V. Постройте график зависимости тока от напряжения (Помните, частота 25 Гц! ). Трансформатор с наименьшим значением тока и прямолинейной зависимостью, обладает наименьшими искажениями в НЧ диапазоне. Трансформатор с высоким значением индуктивности не обязательно должен иметь меньшие искажения против транса с меньшей индуктивностью.
    У высоко индуктивного может оказаться очень нелинейной зависимость тока от напряжения. Одновременно, низкоиндуктивный будет как раз линейнее, т.к., возможно, имеет воздушный зазор в сердечнике, оказывающий линеаризующее действие.
    Я провел серию измерений для некоторых трансформаторов, только частоту взял не 25 Гц, а 20 Гц. Данные сведены в табл. 2. Худшие результаты у Fisher, который рано влетает в насыщение. На 4 V трансформатор Luxman MQ-80 имеет наименьшее значение тока - 23 mА и, соответственно, самую большую индуктивность. Однако, это не лучший среди всех, так как зависимость опять-таки нелинейна. Трансформаторы Copland, Dynaco Mklll, Luxman MQ-80 очень линейны и дают наименьшие искажения по басу среди тех, что были у меня на руках.
    Индуктивность рассеяния и обмотки
    Индуктивность рассеяния, кроме потерь, создает фазовый сдвиг на высоких частотах. Это может вызвать проблемы с устойчивостью в усилителях с обратной связью. Верхняя частота усилителя находится в прямой зависимости от емкости выходного трансформатора, его индуктивности рассеяния и выходного сопротивления применяемых ламп. А потери в меди начинают греть трансформатор, вместо того, чтобы уйти в виде полезного сигнала в громкоговоритель.
    Соберите схему по Рис. 2. Частота генератора 50 Гц и напряжение 10 V. Измеренный ток обозначим I 50 - Затем установите частоту 5 кГц. Теперь это будет I5. Выполните то же самое со второй половиной первичной обмотки.
    Измерение коэффициента передачи по напряжению проводится по Рис.3. Он равен отношению напряжений на первичной к вторичной. Сопротивление обмоток равно 10 / I50n2(Ом). Индуктивность рассеяния рассчитана по формуле:
    У приличного трансформатора сопротивление, приведенное ко вторичной обмотке будет 1 Ом (меньше - лучше!) и индуктивность порядка 30мкГн. Для получения наименьших искажений, обе половинки должны иметь одинаковые значения сопротивлений и индуктивностей.
    Как пример - выходной трансформатор Dynaco Stereo 70 : n = 12,3 ; I50= 0,0536 A : I5 = 0.041A для одной половинки первичной обмотки и I50 =0,0574 А; I5 = 0,0444 А для другой. Значения индуктивности и сопротивления:1,23 Ом и 33 мкГн для одной половинки и 1,15 Ом и 30 мкГн для второй.
    Если ваш трансформатор имеет катодную обмотку ОС, вы должны также померить ее относительно вторичной. Отношение токов I5 / I50 должно быть меньше, чем 1,5.
    NB. Следует помнить, что приведение ко вторичке или к первичной обмотке делается путем умножения/деления на квадрат коэффициента трансформации. В этом случае индуктивность рассеяния будет 30 мкГн х п2 = 4,54 тГн (для одной половинки!). Общая индуктивность рассеяния будет равна (при равенстве значений у половин) 9,08 mГн. Если коэффициент качества трансформатора равен 15 х 103,то индуктивность первичной обмотки будет примерно равна 135 Гн. На самом же деле, коэффициент качества трансформатора вычисляется как отношение индуктивности первичной обмотки (полной !) к индуктивности рассеяния, а не наоборот, как это сделали мы.
    Далее...

 

Информация

- Плитка из терракоты в современных интерьерах [1] [2] [3]

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1