Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Мне хотелось бы начать рассказ с того, что существует идея, показавшая себя с наилучшей стороны - это разработка аппаратуры без предубеждений. Почему? Я занимаюсь подобными вещами уже свыше 15 лет и часто слышал, как любой конструктор превозносит свои достижения и преуменьшает просчеты. В том числе и я сам. Позже я подходил к разработке аудиотехники без общепринятых предубеждений, и мои экспериментальные образцы показали прекрасные результаты.
    Одна из причин, по которой многие разработчики имеют какие-то предпочтительные решения, состоит в том, что есть вещи, которые они испробовали на практике и добились определенного успеха, и есть вещи, которые они вообще не пробовали. Зачастую, та или иная схемотехника или идеология получают ярлык 'неудачных' без существенных на то оснований только из-за оброненного кем-то слова. Иногда репутация схемного решения не зависит от его истинного качества. Некоторые технологии сохраняют плохое или доброе имя многие годы, совершенно того не заслуживая. Никто не испытал всего и стоит задуматься, почему же мы стараемся обходить стороной те решения, которые не испробовали сами по тем или иным причинам.
    Размышляя над схемами однотактных усилителей, я с удивлением задаю вопрос: "почему они не применяют пентодов?". Ведь, например, несколько пентодных двухтактных усилителей, ранее мною разработанных, прекрасно функционируют. Неужели в наши дни "триодной лихорадки" добрый старый слуга-пентод заслужил себе плохую репутацию. Так или иначе, я стал размышлять о том, каким может быть звучание хорошего пентодного однотактника. Никто из моих знакомых такового не слышал. "Это уже история" - говорили они.
    Преимущества пентодов просты и очевидны. Высокая чувствительность по входу и эффективность позволяют без особых ухищрений разработать жизнеспособный двухкаскадный усилитель. "Запросы" сеточной цепи пентода весьма умеренны и в качестве первого каскада можно использовать великолепно звучащие триоды с малым значением m. Выходная мощность пентодного каскада несколько больше, чем у типового триодного, скажем на 300В, даже без использования генераторных ламп и высоких анодных напряжений. Например, от однотактного каскада на двух параллельных лампах 6550 запросто можно получить до 30 Вт выходной мощности.
    Правда, пентоды в отличие от триодов не обладают низким внутренним сопротивлением, но ведь мы ведем речь только о работе в абсолютном классе А. Что же касается преимуществ триодов в плане гармонического состава продуктов искажений, то я могу сказать следующее: независимо от того, какую лампу мы применяем в выходном каскаде, однотактный усилитель не подавляет четные гармоники, в отличие от двухтактного. Может быть магия однотактных триодных усилителей в большей степени обязана их однотактности, чем триодности? Может быть те самые четные гармоники можно получить и от пентодов?
    Когда мы приступаем к какой-либо разработке, нужно задать некие исходные условия, которые позволят определить оставшиеся неизвестные величины. Для начала я решил, что желательно получить 10 Вт выходной мощности. Эта величина в известной степени произвольна и я выбрал ее из соображений достаточности для моих AC Pro Ac. Такая мощность вполне по силам пентодному однотактнику при сохранении простоты схемы. В результате, я решил делать стерео усилитель с общим источником питания для упрощения конструкции и снижения стоимости.
    Мой усилитель, в отличие от триодных на 300В, использует дешевые и общедоступные лампы. Я остановил свой выбор на скромно замалчиваемой (с точки зрения high-end audio), но очень доступной лампе 807(1). В продаже имеется огромное количество 807-х, несравнимо большее числа аппаратов, их применяющих. 807-я стала первым и последним выбором для моего усилителя и полностью оправдала возлагавшиеся надежды. В справочниках эту лампу называют лучевым тетродом, но часто обозначают как пентод с антидинатронной сеткой. Поэтому будем считать ее пентодом и примемся за работу.
    В процессе работы над схемой пентодного усилителя мне стало ясно - схеме требуется некоторая обратная связь (либо общая, либо местная в выходном каскаде). Общая ООС в однотактном усилителе с хорошим выходным трансформатором, на мой взгляд, будет похожа на жалкую пародию. Я использовал трансформаторы разработки Magne Quest значительных габаритов и, с большой индуктивностью первичной обмотки. Однако, если эта индуктивность не велика, то, возможно, придется использовать общую ООС для расширения частотного диапазона на низких.
    Я планировал ввести в выходном каскаде местную ООС глубиной несколько дБ с помощью нешунтированной конденсатором части катодного сопротивления. Выяснилось, что определенная глубина местной ООС оказывает заметное влияние на стабильность и звучание хорошего пентодного усилителя. Местная ООС создается током, протекающим через нешунтированную часть катодного резистора. Как указано в "Radiotron Handbook": "Если ток сигнала через [лампу] и резистор R1 (анодная нагрузка) обозначить Ip, то на катодном резисторе Rk упадет напряжение сигнала Rk*Ip, пропорциональное сигналу на нагрузке, таким образом осуществляется ООС по току". Ограничение усиления каскада подобным способом улучшает линейность и снижает искажения и не создает проблем с временными характеристиками усилителя.
    Далее...

 
 

Однотактный усилитель на лампе 807

 

ЧАСТЬ 2

ВХОДНОЙ КАСКАД

Принципиальная схема входного каскада

Теперь обратимся к входной части усилителя. Нам нужно получить усиление 15-18 раз с хорошим отношением сигнал/шум и способностью раскачать цепь сетки 807-й лампы с сопротивлением утечки 332 кОм.

Ознакомившись с номенклатурой двойных триодов, мы увидим, что имеются лампы с величиной m равной 20, 40, 60 и 100. Значение m=20 слишком близко к необходимой величине коэффициента усиления, а m=100 слишком велико и получить К=18 без глубокой ООС невозможно. Остаются два варианта m=40 и m=60. Хотя многие разработчики с симпатией относятся к семейству ламп 12АТ7, мне эти лампы не по душе из-за своих звуковых особенностей.

Как-то, разговаривая с одним из редакторов, мы затронули тему усилителей Ongaku. И я спросил себя - а как насчет серии 12AY7, ведь лампа 6072А, промышленный вариант 12AY7, применяемая на входе Ongaku, хороша собой и вполне доступна. Значение ц у 6072А составляет 44, а максимальная мощность рассеяния на каждом из анодов 1,65 Вт. Попробуем использовать 6072А при токе каждого анода в 2,5 мА и анодном напряжении 200 В. Включив нити накала параллельно, цепь подогревателя можно питать от напряжения 6,3В.

Параллельное включение обеих половин лампы имеет много достоинств: внутреннее сопротивление снижается в 2 раза, возрастает усиление каскада, снижается шум. Все это очень хорошо для входного каскада. Кроме того, 6072А отбирается по минимальному микрофонному эффекту и уровню собственных шумов, так что применение такой лампы вполне естественно.

Рабочую точку 6072А я выбрал исходя из усиления каскада. Поскольку для питания его требуется напряжение около 400 В, то можно использовать уже имеющееся напряжение Ua = 450 В, развязав каскады фильтром R8 СЗ. Ток покоя каждой половины принимаем равным 2,5 мА, т.е. всего 5 мА. Напряжение смещения устанавливаем в пределах 2,5 - 3,5 В, чтобы заведомо избежать ограничения сигнала во входной цепи. При таких условиях напряжение на аноде оказывается равным 200 В. Резистор катодного смещения в 681-ом создает напряжение смещения в 3,4 В. Оставив его незашунтированным, мы получим местную ООС глубиной 3,8 дБ.

Анодный резистор определяем исходя из падения на нем напряжения 400 - 200 = 200 В. Я выбрал Roederstein MK8 мощностью 2 Вт сопротивлением 38,3 кОм. Подставив полученные эначения резисторов в уравнение (5), вычисляем коэффициент усиления. Он будет немного больше 18,7 раз. Хорошо, эта величина чуть превышает то, что мы рассчитали ранее, но вполне возможно ее уменьшение за счет разброса параметров ламп. Кроме того, определенные потери имеются и в выходном трансформаторе.

Компенсирующая цепь R5 С2 используется для улучшения работы усилителя. Насколько мне известно, этот тип компенсации впервые был применен в усилителях Williamson. Для себя этот фокус я открыл с подачи Erno Borbely, который обосновал пользу компенсации и представил уравнение для расчета величины R5:

R5 = R4xO,12

Значение емкости С2 определяется экспериментально при подаче на вход усилителя прямоугольного сигнала частотой 1 кГц и наблюдения формы выходного сигнала на нагрузке. Подбором емкости С2 добиваемся наилучшей формы выходного напряжения. Для резистора 4,64 кОм, который я установил в своем усилителе, оптимальная величина С2 оказалась равной 820 пФ. Увеличение ее до 1000 пФ вызвало затягивание фронтов, а уменьшение до 680 пФ-появление выбросов.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

Схема блока питания

Единственное, чего не хватает, чтобы усилитель обрел законченный вид - это источника питания. При катодном токе выходного каскада, равном 60 мА, токе входного каскада 5,3 мА и токе через стабилитроны 20 мА, общее потребление по цепи +450 В составит примерно 150 мА на оба канала. Для своего усилителя я взял силовой трансформатор на 175 мА. Если же вы захотите организовать раздельные по каналам стабилизаторы питания вторых сеток, то лучше будет применить 200-мА трансформатор.

Расчетное значение анодного питания равно 450 В. На кенотроне 5AR4 упадет около 37 В, следовательно можно использовать трансформатор с двумя обмотками по 350 В. Под нагрузкой анодное напряжение окажется равным 461 В. Кстати, новые российские 5AR4 Sovtek очень хорошо заменяют классические 5AR4 Mullard. Падение напряжения у них примерно одинаковое, однако, первые быстрее разогреваются и звучат немного лучше. Это в большей степени относится к серийному варианту 5AR4 Sovtek, чем к появившимся ранее опытным образцам.

Определенного внимания заслуживают газоразрядные стабилитроны. В наше врем этот тип приборов встречается довольно редко и мне, например, было сложно найти какую-нибудь информацию по их применению. Серьезный вопрос возник по поводу перемычки между выводами 3 и 7. Я думал, что это специальный электрод, подача напряжения на который облегчает зажигание разряда в лампе. Ситуацию прояснил разговор с Ned Carlson из Triode Electronics - человеком глубочайших познаний в ламповой технике. Оказалось, что эта перемычка включается последовательно в цепь питания схемы, чтобы исключить подачу повышенного напряжения, когда стабилитрон вынут из панели или поврежден. Кроме того, нужно обратить внимание на величину тока стабилитрона - иначе вы не получите хорошей стабильности выходного напряжения. Этот момент очень важен для пентодных усилителей, ибо нестабильность напряжения на второй сетке резко ухудшает качество басов.

При работе стабилитрон OD3 светится красивым пурпурным свечением и представляет собой величественную картину.

К ПОДБОРУ КОМПОНЕНТОВ

Хватит математики! Опустимся с небес на грешную землю электронных компонентов. Я люблю их повыбирать и всегда останусь таковым. Проведя многие часы за прослушиванием кабелей, резисторов, конденсаторов, я искренне полюбил продукцию HOLCO. Для антипаразитных резисторов в цепях сеток лучше всего подошли углеродные Alien Bradley 1 кОм, а для анодной нагрузки V1 Roederstein, поскольку он способен рассеивать значительную мощность. Все сопротивления катодных цепей - Clarostat 5 Вт 1% - проволочные безындуктивные. Подстроечник RX1 - многооборотный Spectrol, 3 Вт мощностью. Все оставшиеся резисторы - HOLCO, 0,5 Вт. Пленочные конденсаторы - Mit PPFX, за исключением С2 (MIAL) и конденсаторов большой емкости (Solen Fast Caps). Мне no-настоящему нравятся PPFX-ы и, на мой взгляд, только конденсаторы RTX звучат несколько лучше; правда, они вдвое дороже. Монтаж усилителя выполнен с помощью Kimber Kable TCSS20, за исключением входной цепи, где я применил кабель Cardas Twinax.

А теперь небольшое отступление о дилерах радиокомпонентов. Слушайте больше сами, а не ходите вослед за разработчиками и не звоните экспертам типа Ned Carlson каждый раз, как только вы что-то не можете определить самостоятельно. Сходите в библиотеку, изучите литературу. Но если вам нужен совет продавца, то получив его, купите что-нибудь. Эти люди не сидят сложа руки в ожидании ваших вопросов, у них есть свои дела и их время - их деньги. Совет квалифицированного продавца не дешев. Он должен постоянно что-то изучать, работать, тестировать с полной самоотдачей и его понимание вопроса заработано "потом и кровью'...

Каждый новый проект порождает вечную проблему: редко какой аппарат хорошо работает с первого включения. В этом усилителе я наблюдал самовозбуждение в правом канале, хотя оба канала абсолютно идентичны. Пришлось заменить все детали, даже выходной трансформатор. И что же? "Свист" исчез только при замыкании входа на "землю". Оказалось, что входной экранированный кабель проходил слишком близко к выходному трансформатору и наводка от него проникала на вход, создавая паразитную обратную связь.. Заземление оплетки кабеля у входного разъема полностью устранило этот дефект. Век живи - век учись! Ну а теперь давайте послушаем музыку...

КАК ЖЕ ОН ЗВУЧИТ?

ВАХ тетрода 807

Мне было очень любопытно услышать мой новый усилитель - ведь это мой первый однотактный пентодный аппарат. В своей системе я использую предусилитель Wavelength Audio Control Panel, модифицированный CD Philips CD680 в качестве транспорта, DAT Sony DTC 700 в качестве DAC. Виниловый проигрыватель - Linn Basik с тонармом Basik Plus и головкой К5. Корректор RIAA - самодельный. Акустика - известные Pro Ac Responce Two. Короче, современная High-end система. Без наворотов типа Klipsch horn или чего-то похожего.

Первое прослушивание состоялось в лаборатории на паре AC Warfedale Diamond III. Звучит неплохо, однако, но лаборатория слишком мала. Выходная мощность, измеренная на уровне ограничения составила 8,9 Вт. Я подобрал цепь компенсации и взял усилитель с собой для серьезного прослушивания.

Ого, да этот усилитель может по-настоящему громко петь! Верха были суперчистыми и, вообще, это самый малошумящий из усилителей, сделанных мною. Правда в самом низу бас, конечно, слабоват. Измерение АЧХ показало, что имеется спад на частоте 40 Гц до -3 дБ. На верхних частотах проблем не возникало аж до 50 кГц. Фазовый сдвиг на низшей частоте достигал 250. Неплохо для начала, но можно и лучше.

Я увеличил конденсатор в цепи второй сетки - и выходная мощность возросла до 10,2 Вт. Проведя измерения, я также установил, что движок переменного резистора нужно повернуть так, чтобы его сопротивление составило 100 Ом, а не 169, как вышло по расчетам. Кроме того, емкость 24 мкФ оказалась мала и мне пришлось подключить параллельно ей еще 30 мкФ. В результате нижняя частота по уровню -3 дБ съехала вниз до 22,6 Гц.

Меня удивили и обрадовали результаты субъективной оценки работы усилителя. Чувствительность моих Pro Ac нормируется на уровне 86 дБ/Вт, и изготовитель рекомендует для их раскачки минимум 100 Вт мощности. Но и мои 10 Вт их по-настоящему раскачали! Усилитель дал прекрасно очерченный бас даже с такой акустикой. Возможно раздельное питание вторых сеток еще в большей степени способно улучшить этот результат. Кто-то, наверно, поспорит, что стабильность питания вторых сеток значительно важнее стабильности анодного напряжения и, что газовые стабилитроны - далеко не последнее слово в технике стабилизации. Но я - то не стану спорить со звуком, полученным мною от примененных радиокомпонентов.

Удивило меня и то, что усилитель так хорошо работал с моими обычными аппаратами. Думаю, что следует послушать его с более эффективными колонками. Пентодный усилитель без общей ООС обладает относительно высоким выходным сопротивлением и весьма чувствителен к выбору громкоговорителя. Измеренное на 10 кГц выходное сопротивление оказалось равным 1,16 Ома, в то время, как у Dynaco ST70 - всего 0,105 Ом. А вообще, несмотря на то, что при номинальном сопротивлении 8 Ом, AC Pro Ac имеют его спад на частоте 300 Гц до 6,4 Ом, мне показалось, что усилитель на 807-й был лучшим из всех тех, когда-либо работавших с моими АС.

Не будучи особо искушенным в описании звучания усилителя цветистыми фразами, я решил провести испытания аппарата в полевых условиях - то есть в близлежащем магазине high-end Audible Elegance. Мы подключили к усилителю пару AC Thiel 1.2. Группа экспертов установила, что усилитель звучит чисто, без малейшего шума или фона. Однако, басов сильно не хватало. Я отнес это на счет 4-х Омных Thiel со значительной неравномерностью импеданса по частоте, да к тому же подключенных к 8-Омному выходу.

Мы не стали перематывать выходные трансформаторы, а просто заменили АС на Linn Nexus II. Это осчастливило и усилитель и наш слух. Конечно, басов, сбивающих ритм сердца, мы не услышали, но тем не менее, усилитель выдал ровные, наполненные низы. Джефф, местный эксперт по лампам удивился тому, что однотактник так хорошо работает в широком диапазоне частот. Мы прикинули возможность использования второго усилителя (bi-amping) для воспроизведения нижних частот. Это, может быть, принесет звуку еще большую открытость.

Середина и верха были очень точными и некоторые слушатели отметили, что это был наиболее "лампово" звучащий усилитель из всего, что они слышали прежде. Другие говорили об утере большинством современных ламповых усилителей той музыкальности, которая раньше была их отличительной чертой.

Под занавес общее мнение свелось к тому, что мой усилитель с правильно подобранной акустикой является очень выразительным аппаратом и в паре с двухтактником, работающим на частотах ниже 100 Гц, может быть настоящей "грозой гигантов". Эксперименты с AC Thiel подтвердили известное правило: выходные трансформаторы следует рассчитывать под конкретные АС.

В заключение хочу сказать - однотактник на лампе 807 стал удачным экспериментом. Результаты прослушивания превзошли мои ожидания. С точки зрения разработчика, этот усилитель стал хорошим подтверждением моей идеологии - не зацикливаться и искать новые пути. А с точки зрения аудиофила, он подарил мне по-настоящему хороший звук от элементов, которые совсем недавно я даже не воспринимал всерьез.

Литература

1. Langford - Smith, F., Radiotron Designer's Handbook - Fourth Edition, 1953

2. RCA Tube Manual - various editions

ОТ РЕДАКЦИИ

Вашему вниманию представлен еще один подход к проблеме создания ламповых усилителей, также заслуживающий серьезного внимания.

Желающим повторить эту конструкцию можем рекомендовать следующие отечественные компоненты: лучевой тетрод 807 имеет полный отечественный аналог Г807. Двойной триод 6072А можно заменить на 6Н4П, 6Н23П с соответствующим перерасчетом номиналов резисторов каскада. Кенотрон 5AR4 аналогичен 5ЦЗС (можно 5Ц9С), а стабилитроны ОСЗ и OD3 - СГ4С и СГЗС. Существенные трудности могут возникнуть с изготовлением выходного трансформатора. Возможно, рекомендации нашего журнала по их расчету помогут Вам. Пассивные элементы схемы лучше всего отобрать по результатам их прослушивания. Заведомо приличное звучание можно получить от резисторов С5-61, Р2-67 (металлофолыовых), ВС (углеродистых) и конденсаторов К40У-9. СГМ-3, ФТ-2, ФТ-3 (для цепей сигнала), К78-6 (для катодной цепи) и МБГО (МБГЧ, МБГВ, К75-40Б) - для фильтра питания.

При определении коэффициента демпфирования (или выходного сопротивления, однозначно с ним связанного) автор допустил неточность. Истинное значение выходного сопротивления усилителя составит примерно 40 - 60 Ом (оно может быть вычислено приближенно, как Ri к2тр, где Ri -внутреннее сопротивление Г807, ктр - коэффициент трансформации).

Если Вы изготовите подобный усилитель, напишите нам о результатах своей работы, трудностях и успехах при изготовлении и настройке. Будем рады Вашим письмам, вопросам, мнениям.

 

Над переводом трудился Д. Андронников


* - Кроме усиления, это еще и среднее значение напряжения выходного сигнала на первичке трансформатора

 

Часть [1]  [2]

 

Вестник А.Р.А. №2

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Информация

Бухгалтерская программа НМА

 

Это интересно

С десяток лет назад выбор схемы выходного каскада ограничивался либо триодным либо пентодным включением мощных ламп, и вопрос, внесенный в заглавие был одним из основных, Часть инженеров ратовала за так называемую "грубую силу" -использование подходящего по мощности триода для получения требуемой выходной мощности. При этом подчеркивалось, что триодный выходной каскад, несмотря на меньшую эффективность по сравнению пентодным, обеспечивает и существенно меньшие искажения сигнала.
    Те, кто отстаивал позиции пентодных усилителей, указывали на его высокую эффективность и меньшую, по сравнению с триодным той же мощности, стоимость. Кроме того, они утверждали, что искажения, вносимые пентодами, не выше, а в ряде случаев даже ниже, чем у триодного каскада.
    В этом споре обе стороны во многом правы - и это вызвало появление значительного числа схем выходных каскадов, сочетающих достоинства триодов и пентодов. Сегодня известно такое большое число вариантов схем построения выходных каскадов, что, зачастую, даже специалисты сбиты с толку достоинствами и недостатками конкретной схемы.
    Чтобы как-то разобраться в этой путанице, следует взять пару хорошо известных ламп, например 5881 (6ПЗС-Е - прим. перев.), и рассмотреть их работу в различных выходных каскадах. В данном случае конкретный тип ламп не имеет принципиального значения - по большому счету от этого зависит только выходная мощность, но качественная картина существенно не изменится.
    Как только мы определились с требованиями к выходной мощности и искажениям каскада, требуется лишь выбрать, в каком включении будут работать выходные лампы: триодном, пентодном или ультралинейном. Легко видно, что все остальные варианты схем получаются посредством комбинирования трех основных включений лампы с катодным повторителем (с полным или частичным использованием витков первички в катоде), либо иной небольшой доработкой схемы.
    Выбирая схему выходного каскада, следует принимать во внимание особенности источников питания, в частности для цепей смещения ламп. Работа усилителя на кратковременных пиковых сигналах
    - во-первых, изменения питающих напряжений при увеличении уровня сигнала не должны сколько-нибудь существенно влиять на усиление и искажения каскада. Если не выполнить это условие, то начало громкого фрагмента по звучанию будет отличаться от его продолжения.
    - во-вторых, изменение всех напряжений питания должны происходить с одинаковой скоростью, чтобы в переходных режимах не возникало специфических искажений. Это означает, что все источники питания каскада (анодное питание, напряжение смещения) должны обладать одинаковыми постоянными времени.
    Независимо от схемы построения выходного каскада, анодный ток возрастает с увеличением уровня сигнала, соответственно напряжение анодного питания несколько снижается (если, конечно, не используются весьма дорогостоящие стабилизаторы напряжения).
    В то же самое время абсолютное смещение может увеличиться (-Ucм упадет) либо из-за увеличения тока через катодный резистор при автосмещении, либо из-за протекания импульсов сеточного тока при ограничении сигнала в схеме с фиксированным смещением.
    Обоим вышеуказанным условиям удовлетворяет правильно сконструированный каскад с автосмещением. Применение же фиксированного смещения создает ряд проблем. При клипировании (ограничении) сигнала импульсы тока в сеточной цепи увеличивают отрицательное напряжение смещения, подзаряжая конденсатор фильтра источника смещения, постоянная времени которого обычно весьма велика для хорошего подавления пульсаций выпрямленного напряжения. После снятия перегрузки, пониженное напряжение смещения сохраняется на сетке дольше, чем восстанавливается номинальное напряжение анодного питания.
    В общем случае фиксированное смещение позволяет получить с конкретных ламп большую мощность, чем автоматическое, поскольку имеется свобода выбора наиболее благоприятной рабочей точки каскада. Такое увеличение мощности может быть и не столь явным, если сравнивать громкость усилителя на слух. Ограничение сигнала имеет место в любом усилителе. При фиксированном смещении ограничение вызывает специфические искажения, длящиеся дольше пика перегрузки (см. ранее). В случае применения автосмещения подобные искажения возникают только на время перегрузки, что гораздо в меньшей степени заметно на слух. Поэтому слушатель, зачастую, считает, что усилитель с автосмещением отдает большую мощность, чем усилитель с фиксированным смещением, хотя измерения говорят об обратном.
    В данном случае нагрузочная прямая 4 кОм является идеализацией. Она соответствует лабораторным условиям, при которых производились измерения. К сожалению, реальные условия работы усилителя обычно...
    Далее.....

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1