Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Уже с обложки Michael Burrows (Майкл Берроуз) осыпает нас риторическими вопросами: что вы скажете о виниловых записях 50-х, берущих за душу при их отнюдь не хайфайном качестве? А как насчет ваших старых ацетатных пленок, записанных еще с пьезоэлектрического микрофона? Для прослушивания винила и других источников звука (включая CD) с нестандартными АЧХ автор предлагает предусилитель-эквалайзер, рассчитанный на подключение до 7 источников. Все каскады выполнены по схеме SRPP, на выход подключаются наушники (см. рис.1). При использовании в выходном каскаде ламп 6П14П и телефонов с сопротивлением 600 Ом обещана выходная мощность до 0.8 Вт при коэффициенте гармоник в полпроцента. С уменьшением сопротивления нагрузки мощность падает, а искажения растут. Для подключения магнитофона на запись имеется буфер на катодном повторителе. В отличие от предыдущего проекта Майкла, сплошь состоящего из моточных узлов, этот предусилитель содержит их только в блоке питания. В довершение ко всему его конструкция оснащена вентилятором, подобно домашнему компьютеру. Общая стоимость деталей усилителя составила $1885.
    Для раскачки мощных выходных триодов в классе А2 драйверы с низким выходным сопротивлением и трансформаторной связью, а также катодные повторители с непосредственной связью считаются наиболее популярными. Неплохо ведут себя и драйверы с дроссельной нагрузкой и мю-повторители. Однако всем им свойственны проблемы, возникающие с появлением сеточного тока выходной лампы. Во избежание этих проблем Mark Kelly (Марк Келли) предлагает заземлить сетку выходного триода и раскачивать его через катодную цепь (см. рис.2). На фоне постоянно протекающей (класс А) через катод анодной составляющей тока появление или пропадание сеточной составляющей теперь не будет столь заметным и не приведет к существенному изменению режима работы драйвера.
    Компьютерный аналитик Steve Robertson (Стив Робертсон) очень подробно, в деталях рассказывает, как он купил за $15 старый усилитель и восстановил его. Очередной двухтактник на EL84 и паре 12AX7.
    Среди множества объявлений привлекла внимание реклама нового программного продукта под Windows для конструирования и анализа выходных каскадов однотактных усилителей SE Amp CAD. Программа содержит данные о 30 электронных лампах и более ста выходных трансформаторов. Компания GlassWare приглашает вас посетить сайт в интернете www.tubecad.com.
    Прим. редакции: мы попробовали эту программу и сочли ее интересной для начального моделирования выходных каскадов. Программа не отражает поведения каскада в реальных условиях, ибо не учитывает влияние драйвера. Однако если вам лень просчитывать кучку связанных между собой формул, то проще всего использовать именно этот программный продукт.
    Larry Lisle (Ларри Лайл) предлагает прекрасный проект для начинающего – его усилитель (см. рис. 3) содержит всего 6 деталей, не считая блока питания. Впрочем, последний состоит тоже всего из 6 деталей. Для начала предлагается построить выходной каскад, а затем по мере надобности снабдить его и входным. В роли входного транса на рис. 3 выступает выходной, включенный наоборот, так что он повышает напряжение примерно в 17 раз, поэтому полоса пропускания будет очень узкой, около 5 килогерц. Тем не менее, звук будет отнюдь не слишком ужасным, более того, это может оказаться полезным в НЧ канале при биампинге. Однако на самом деле это сделано для того, чтобы только запустить выходной каскад. Впоследствие предлагается заменить трансформатор лампой (см. рис. 5). Резистор R1 в блоке питания (см. рис. 6) — гасящий. В зависимости от параметров силового транса этот резистор может и не понадобиться. Для надежности и защиты от начинающих выходная лампа выбрана 811-3. При анодном напряжении в 300 В вы можете закоротить цепь смещения и лампа это спокойно выдержит. Не пытайтесь ставить такие опыты с 300В! Спалить же 811-ю при таком низком анодном возможно лишь подав его на нить накала! Ларри обращает внимание, что накальный трансформатор расположен на плате усилителя, а анодный - на плате блока питания, и выдвигает 7 причин на это. Что же получилось в итоге? Прекрасный звук, хотя и при не очень высокой мощности. Во-первых, вы можете наслаждаться музыкой! Во-вторых, вы можете попробовать иные лампы взамен 811-й либо увеличить ей анодное (вполне возможно, что ламповым выпрямителем с масляно-бумажными конденсаторами). В-третьих, попробовать схему компенсации гармоник, иные лампы на входе и т.д. и т.п.
    Очередной двухтактник смотрит на нас с обложки второго номера. Daniel J.F. David (Дэниэл Дэвид) и Jean B. Fortias (Жан Фортиас) использовали по входу SRPP на 12AX7, фазоинвертор-драйвер выполнили на 12AU7, а на выходе поставили 6С33С-B (см. рис. 7). Авторы отмечают, что при фиксированном смещении 6С33С ведут себя нестабильно, поэтому пришлось использовать автоматическое и обязательно с одним резистором на обе лампы, иначе 6С33С плывут от малейшего изменения любого параметра.
    Далее...

 
 

Как работают звуковые трансформаторы

 

Norman H. Crowhurst

Говорят, знакомство порождает презрение. Я бы сказал, что презрение порождает знакомство! Я начал разрабатывать трансформаторы и другие элементы с «железным» сердечником более 60-ти лет назад. Так что вопросы, которые мне задают, помогают мне видеть в среднем человеке недостаток понимания относительно того, как они работают, тогда как мне это «очевидно»!

Первичная индуктивность, индуктивность рассеяния, емкость обмотки; как эти величины реагируют с импедансом ламп и другими элементами схем, например, громкоговорителями или микрофонами — остается глубокой тайной для большинства аудиофилов, в то время как мне это знакомо. Так что я начну сначала, как кто-то предложил Алисе в Стране чудес.

Теория трансформатора

различные нагрузки выходного трансформатора

Сначала схема, куда Вы подключаете ваш трансформатор: мы идеализируем как ее, так и его; затем мы рассмотрим недостатки обоих. Везде, где Вы поставите трансформатор, он работает от сопротивления источника на сопротивление нагрузки.

Начнем со входа: микрофон или любое другое устройство в качестве источника подключено к первичной обмотке трансформатора. Источник имеет сопротивление. Вторичная обмотка подключена к другому сопротивлению. Во времена ламп это было сетка, теперь это может быть что-нибудь другое, вроде перехода база-эмиттер у транзистора, или даже больший импеданс, чем сетка лампы — полевой транзистор (рис. 1).

Межкаскадные трансформаторы теперь не очень-то в моде — и верно, имеются лучшие способы — но там, где они используются, они должны работать аналогично: между двумя различными сопротивлениями (импедансами).

Выходные трансформаторы работают от сопротивления источника, которым может быть триод, пентод, нечто среднее — подобно пентоду или тетроду, работающему в ультралинейном режиме или что-нибудь еще. Их разработка может быть усложнена такими вещами как класс - AB, но мы придем к этому позже. Все они подключены к сопротивлению, которое мы считаем активным, но более вероятно, что это одна или более звуковых катушек громкоговорителей, или почти все, что угодно, кроме активного сопротивления!

В теории трансформаторов понятие источника включает в себя понятие «генератора». Трансформатор видит это как источник «сигнала» (звукового), с которым должна работать вся остальная схема. Сложные теории предлагают выбор эквивалентов генератора: источник напряжения или тока. Каждый из них является подходящим в различных ситуациях. Но начнем с источника напряжения, он проще в понимании.

Отсутствие магнитодвижущей силы*

схема, использующая эквивалент генератора напряжения

Рис. 2 показывает схему, использующую эквивалент генератора напряжения. Считается, что внешняя по отношению к трансформатору схема состоит из эквивалентных сопротивлений (позже мы это распишем полнее). Строчная «r» — это сопротивление источника, в то время как прописная «R» — нагрузка на выходе (иногда удобно поменять их местами). Мы начнем с этого и объясним, что каждая часть означает в типовых схемах.

Нам не доступен совершенный трансформатор, но мы можем понять, что реальный с реальными дефектами, включенный соответствующим образом, лучше совершенного. Итак, что сделал бы совершенный трансформатор?

Первичные и вторичные напряжения непосредственно пропорциональны их соответствующим числам витков

Даже это многие плохо понимают, так что простите меня за урок, если Вы его уже знаете. Сердечник совершенного трансформатора не испытывает действия намагничивающего тока. Считается, что этого тока просто нет. Фактическая первичка потребляет крошечный намагничивающий ток для установления напряжения на обмотке. Но теоретически совершенный транс дает нам отсутствие намагничивания. Первичные и вторичные напряжения непосредственно пропорциональны их соответствующим числам витков (рис. 3).

Совершенный трансформатор

Теперь наступает первый сложный момент. Потому что теоретически в совершенном трансформаторе именно это «отсутствие» намагничивания производит требуемое число вольт на виток (или витков на вольт), так что присутствие тока в двух обмотках должно быть совершенно сбалансировано. Если в одной обмотке нет тока, то его нет и в другой. Мы имеем только напряжения, но не ток.

Предположим, коэффициент трансформации равен 20:1. Итак, если на одной обмотке 20 V, то на другой — 1 V. Теперь предположим, что вторичная (1 V) обмотка подключена к схеме, которая потребляет 50 mA. Это должно быть сбалансировано первичным током в 20 раз меньшим (по количеству витков), так что первичная должна потребить ток в 1/20 от 50 mA, что составляет 2,5 mA. Давайте интерпретировать это в терминах импеданса.

потребление первичной обмотки

Сопротивление нагрузки, потребляющей 50 mA при 1 V, должно быть 20 Ом. Чтобы сбалансировать это, первичная потребляет 2,5 mA при 20 V (рис. 4). Таким образом в первичной это выглядит как 8 кОм**, что в 400 раз больше 20 Ом вторичной нагрузки, вызывающей это.

Итак, совершенный трансформатор умножает сопротивление на квадрат отношения витков. Напряжение умножено на отношение витков, а ток делится на отношение витков. В действительности он скорее трансформирует сопротивление, чем напряжение или ток. Измените вторичную нагрузку на 40 Ом, и первичная будет выглядеть как 16 кОм вместо 8.

Приведение к первичной

преобразование импеданса

Как мы увидим позже, совершенный трансформатор трансформирует реактивные значения типа индуктивности и емкости таким же способом. Он также работает обоими способами. Я только что описал наиболее очевидный: он отражает сопротивление нагрузки обратно умноженным на квадрат отношения витков. Он также и таким же образом отражает сопротивление источника вперед, на сопротивление нагрузки. Цифры могут пояснить, что это означает (рис. 5).

Реальная нагрузка в 20 Ом отражается на первичку как 8 кОм, т. е. умноженная на квадрат отношения витков, равный 400 : 1. Предположим, что цепь анода (или что является источником для первички) эквивалентна 2 кОм. Величина взята как пример, нагрузочные линии лампы сообщат Вам истинное значение. Трансформатор делает так, что 2 кОм выглядят как 5 Ом на вторичной — это 2000, поделенные на квадрат отношения витков.

В целях разработки далее удобно думать о совершенном трансформаторе как о перемещении всего «на одну и ту же сторону», если бы такая была. После этого станем думать о том, как дефекты реального трансформатора влияют на его работу.

Наша нагрузка 20 Ом, как договорились. Если мы относим все к первичке, то это 8 кОм. Мы думаем о первичной индуктивности, индуктивности рассеяния, емкости обмоток, оптимальном секционировании, как управлять специальными выходными каскадами, обо всех этих вещах, приводя все к первичке.

Что это означает

эквивалентная схема реального трансформатора

Вернемся к рис. 2, повторенному на рис. 6 с некоторыми дополнениями. Дефекты реального трансформатора помещают дополнительные эквивалентные «компоненты» в схему несколькими способами. Сначала мы определим первичную индуктивность. Это ток, собственно и создающий передачу энергии из первичной во вторичную обмотки, но взамен намагничивающий сердечник, и порождающий потери, он в нашем совершенном трансформаторе отсутствует. Это похоже на шунтирующую индуктивность между источником и нагрузкой.

Присутствие этого тока может иметь много эффектов, но пока мы будем думать о низкочастотном склоне, а в другие проблемы, обусловленные намагничивающим током, вникнем позже. На отметке в -3 дБ индуктивное сопротивление первичной обмотки равно параллельно соединенным сопротивлениям источника и нагрузки.

Смотрите, что это означает! Пусть источник — 2 кОм, а нагрузка — 8 кОм, параллельное соединение из тех двух рисунков дает 1,6 кОм — немного меньше источника. Индуктивность, имеющая на частоте 20 Гц сопротивление в 1,6 кОм, приблизительно равна 12,75 Гн.

Дополнительная осторожность при разработке

эквиваленты для расчета точки ВЧ-перегиба

Теперь предположим, что тот же самый усилитель используется с пентодом или тетродом, который по-прежнему работает на 8 кОм-ную нагрузку, но внутреннее сопротивление источника равно (снова те нагрузочные линии) 100 кОм, что в параллель составит около 7,4 кОм, не намного меньше нагрузки. Это означает, что переход на пентод или тетрод отодвинет точку -3 дБ у того же самого трансформатора на 92,5 Гц, что, согласитесь, является совершенно различным в сравнении с триодом***.

Если высокочастотный склон обусловлен емкостью обмотки, то произошло бы то же самое ограничение. 20 кГц-овый спад (в первом случае) теперь опустился бы до 4,3 кГц****. Но если ВЧ-спад обусловлен только индуктивностью рассеяния, то характеристика может оказаться более приличной. Как так? Мы доберемся до поведения трансформатора на ВЧ позднее, а сейчас индуктивность рассеяния приводит к спаду в 3 дБ, когда общее индуктивное сопротивление равняется последовательной сумме r и R, а не параллельной. Первичная индуктивность уже не имеет никакого значения, так что мы убираем ее из схемы (рис. 7). С 2 кОм-ным источником индуктивность рассеяния будет производить спад на 3 дБ, когда ее индуктивное сопротивление составит 10 кОм.

Если это происходит на 20 кГц (для первого случая), то увеличение сопротивления источника до 100 кОм отодвинет спад, где индуктивность рассеяния имеет сопротивление в 108 кОм, к отметке в 3 дБ до 270 кГц! На практике все не так просто, потому что мы учитывали либо емкость обмотки, либо индуктивность рассеяния, выступающую единственной причиной ВЧ спада, другую же вообще не принимали во внимание. Все не так просто. Мы преуспеем в том и многом другом, но в следующий раз. Эффективность, мощность, специальное секционирование для обеспечения хорошей характеристики передачи в таких режимах, как класс -В и -АВ или ультралинейное включение — все взывает к дополнительной осторожности при разработке.

Прежде чем закончить это первое введение, я хочу подготовить Вас к кое-чему: использование более дорогостоящих способов в вашей работе — не всегда лучше. Меня спрашивали: «Лучше иметь много секций обмотки или мало?» Иногда более простое расположение лучше, если оно сделано правильно. Кроме того, трансформатор может выполнять специальные забавные функции (подобно встроенному фильтру) который лучше чем тот, который вы использовали в ином случае.

* Магнитодвижущая сила (м. д. с.) или намагничивающая сила (н. с.), скалярная величина, характеризующая намагничивающее действие электрического тока, проходящего по виткам катушки с железным сердечником. Измеряется в амперах или ампер-витках. Если предположить отсутствие тока в витках, тогда в идеализированной модели остается оперировать лишь импедансами

** Из элементарной арифметики: 20 V : 2,5 mA = 8000 Ом.

*** Частота в 92,5 Гц взялась из предположения, что трансформатор по первому примеру имеет индуктивность первички 12,75 Гн. Вот этот-то трансформатор при работе с пентодом и даст точку перегиба в НЧ диапазоне, равную f = 7,4 k / 2p . L = 92,5 Гц.

**** Из формулы, определяющей полюс интегрирующего звена (см. рис. 7) f=1/(2pRC1) ; При одинаковом в обоих случаях С1, сопротивление R в первом случае равно 1,6 кОм, во втором случае — 7,4 кОм. Таким образом 7,4 : 1,6 = 4,625. Во столько раз сузится полоса.

По материалам А.Р.А.

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Окна пвх

Продажа картриджей

 

Это интересно

В статье приводится описание усилителя НЧ, который в сочетании с высококачественным акустическим агрегатом может быть использован в приемнике, телевизоре, магнитофоне или в комбинированной любительской установке, включающей эти элементы. Усилитель развивает мощность 12 Вт при относительно малых нелинейных искажениях (0,8—1,2%) и входном напряжении 70 мВ.
    Частотная характеристика усилителя достаточно равномерна в диапазоне от 20—30 Гц до 15—20 кГц. Наличие глубокой раздельной регулировки тембра позволяет в широких пределах корректировать частотную характеристику всего тракта в соответствии с характером передачи, акустическими свойствами помещения и т. п.
    На входе усилителя (рис. 1) включен компенсированный регулятор громкости, благодаря чему форма частотной характеристики изменяется в зависимости от уровня сигнала (рис. 2): при малых уровнях громкости увеличивается подъем усиления на низших и высших звуковых частотах, что соответствует кривым равной громкости звучания. Первый каскад усилителя, выполненный на левой (по схеме) половине лампы 6Н2П (Л1а), охвачен обратной связью по напряжению (через цепь R6 С3), что устраняет возможность самовозбуждения на ультразвуковых частотах. Второй каскад работает на правом (по схеме) триоде Л1б и является по существу широкодиапазонным регулятором тембра. Обычно регулировка тембра осуществляется с помощью пассивных частотно-зависимых RC-делителей напряжения. Недостатком таких регуляторов является то, что они увеличивают нелинейные искажения и затрудняют получение низкого уровня фона и шумов. Более совершенными являются регуляторы, использующие свойства цепей с отрицательной обратной связью. Один из таких регуляторов и применен в описываемом усилителе.
    Напряжение обратной связи подается с анода лампы Л1б на ее сетку через цепи регуляторов высших и низших частот. При среднем положении движка потенциометров R10 и R13 усиление каскада равно единице, а частотная характеристика линейна в широком диапазоне частот (рис. 3). Перемещение движков потенциометров изменяет глубину обратной связи на высших или низших частотах, причем во всех случаях каскад охвачен достаточно глубокой обратной связью. Преимуществом такого регулятора является большая крутизна срезов частотной характеристики и практическая независимость регулировки в области высших и низших частот.
    Как видно из графиков, диапазон регулировок составляет на частоте 20 Гц ± 18 дБ и на частоте 10 кГц ± 15 дБ. Регулировка частотной характеристики усилителя в области низших частот осуществляется потенциометром R12, а в области высших частот — потенциометром R13. Оба эти потенциометра должны иметь характеристику типа А (линейную). Переменное сопротивление с отводом от средней точки (R10) можно изготовить из обычного потенциометра.
    В крайнем случае, вместо того, чтобы делать отвод, можно параллельно потенциометру R13 подключить два последовательно соединенных постоянных сопротивления по одному мегому каждое. Точку соединения сопротивлений следует заземлить аналогично отводу потенциометра R1S.
    Третий каскад усиления, выполненный на пентоде 6ЖЗП (Л2), дает большое усиление по напряжению, что позволяет ввести несколько цепей достаточно глубокой отрицательной обратной связи. Связь между третьим каскадом и фазоинвертором осуществляется без переходного конденсатора, благодаря чему уменьшаются дополнительные фазовые сдвиги, нарушающие симметрию выходного каскада. Для того чтобы получить необходимое отрицательное смещение на сетки лампы фазоинвертора, сопротивление R25 выбирается таким, чтобы потенциал катода Л3 был выше потенциала анода Л2.
    На экранирующие сетки ламп выходного каскада (Л4, Л5) подается не только постоянное, но и переменное напряжение, снимаемое с части витков первичной обмотки выходного трансформатора. Анодный ток ламп поэтому изменяется под действием как переменного напряжения на первой сетке, так и переменного напряжения на экранирующей сетке. Поскольку оба эти напряжения находятся в противофазе, то выходной каскад оказывается охваченным отрицательной обратной связью, глубина которой определяется точкой подключения экранирующей сетки к первичной обмотке трансформатора. При таком включении параметры лучевого тетрода занимают промежуточное положение между параметрами триода и пентода: лампа обладает малым внутренним сопротивлением и развивает большую мощность при сравнительно небольшом напряжении возбуждения.
    Выбором точки подключения экранирующей сетки к первичной обмотке выходного трансформатора можно в сильной степени изменять параметры ламп, а также добиваться снижения нелинейных и интермодуляционных искажений.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1