Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Теперь обратимся к входной части усилителя. Нам нужно получить усиление 15-18 раз с хорошим отношением сигнал/шум и способностью раскачать цепь сетки 807-й лампы с сопротивлением утечки 332 кОм.
    Ознакомившись с номенклатурой двойных триодов, мы увидим, что имеются лампы с величиной m равной 20, 40, 60 и 100. Значение m=20 слишком близко к необходимой величине коэффициента усиления, а m=100 слишком велико и получить К=18 без глубокой ООС невозможно. Остаются два варианта m=40 и m=60. Хотя многие разработчики с симпатией относятся к семейству ламп 12АТ7, мне эти лампы не по душе из-за своих звуковых особенностей.
    Как-то, разговаривая с одним из редакторов, мы затронули тему усилителей Ongaku. И я спросил себя - а как насчет серии 12AY7, ведь лампа 6072А, промышленный вариант 12AY7, применяемая на входе Ongaku, хороша собой и вполне доступна. Значение ц у 6072А составляет 44, а максимальная мощность рассеяния на каждом из анодов 1,65 Вт. Попробуем использовать 6072А при токе каждого анода в 2,5 мА и анодном напряжении 200 В. Включив нити накала параллельно, цепь подогревателя можно питать от напряжения 6,3В.
    Параллельное включение обеих половин лампы имеет много достоинств: внутреннее сопротивление снижается в 2 раза, возрастает усиление каскада, снижается шум. Все это очень хорошо для входного каскада. Кроме того, 6072А отбирается по минимальному микрофонному эффекту и уровню собственных шумов, так что применение такой лампы вполне естественно.
    Рабочую точку 6072А я выбрал исходя из усиления каскада. Поскольку для питания его требуется напряжение около 400 В, то можно использовать уже имеющееся напряжение Ua = 450 В, развязав каскады фильтром R8 СЗ. Ток покоя каждой половины принимаем равным 2,5 мА, т.е. всего 5 мА. Напряжение смещения устанавливаем в пределах 2,5 - 3,5 В, чтобы заведомо избежать ограничения сигнала во входной цепи. При таких условиях напряжение на аноде оказывается равным 200 В. Резистор катодного смещения в 681-ом создает напряжение смещения в 3,4 В. Оставив его незашунтированным, мы получим местную ООС глубиной 3,8 дБ.
    Анодный резистор определяем исходя из падения на нем напряжения 400 - 200 = 200 В. Я выбрал Roederstein MK8 мощностью 2 Вт сопротивлением 38,3 кОм. Подставив полученные эначения резисторов в уравнение (5), вычисляем коэффициент усиления. Он будет немного больше 18,7 раз. Хорошо, эта величина чуть превышает то, что мы рассчитали ранее, но вполне возможно ее уменьшение за счет разброса параметров ламп. Кроме того, определенные потери имеются и в выходном трансформаторе.
    Компенсирующая цепь R5 С2 используется для улучшения работы усилителя. Насколько мне известно, этот тип компенсации впервые был применен в усилителях Williamson. Для себя этот фокус я открыл с подачи Erno Borbely, который обосновал пользу компенсации и представил уравнение для расчета величины R5:
    Значение емкости С2 определяется экспериментально при подаче на вход усилителя прямоугольного сигнала частотой 1 кГц и наблюдения формы выходного сигнала на нагрузке. Подбором емкости С2 добиваемся наилучшей формы выходного напряжения. Для резистора 4,64 кОм, который я установил в своем усилителе, оптимальная величина С2 оказалась равной 820 пФ. Увеличение ее до 1000 пФ вызвало затягивание фронтов, а уменьшение до 680 пФ-появление выбросов.
    Единственное, чего не хватает, чтобы усилитель обрел законченный вид - это источника питания. При катодном токе выходного каскада, равном 60 мА, токе входного каскада 5,3 мА и токе через стабилитроны 20 мА, общее потребление по цепи +450 В составит примерно 150 мА на оба канала. Для своего усилителя я взял силовой трансформатор на 175 мА. Если же вы захотите организовать раздельные по каналам стабилизаторы питания вторых сеток, то лучше будет применить 200-мА трансформатор.
    Расчетное значение анодного питания равно 450 В. На кенотроне 5AR4 упадет около 37 В, следовательно можно использовать трансформатор с двумя обмотками по 350 В. Под нагрузкой анодное напряжение окажется равным 461 В. Кстати, новые российские 5AR4 Sovtek очень хорошо заменяют классические 5AR4 Mullard. Падение напряжения у них примерно одинаковое, однако, первые быстрее разогреваются и звучат немного лучше. Это в большей степени относится к серийному варианту 5AR4 Sovtek, чем к появившимся ранее опытным образцам.
    Определенного внимания заслуживают газоразрядные стабилитроны. В наше врем этот тип приборов встречается довольно редко и мне, например, было сложно найти какую-нибудь информацию по их применению. Серьезный вопрос возник по поводу перемычки между выводами 3 и 7. Я думал, что это специальный электрод, подача напряжения на который облегчает зажигание разряда в лампе. Ситуацию прояснил разговор с Ned Carlson из Triode Electronics - человеком глубочайших познаний в ламповой технике. Оказалось, что эта перемычка включается последовательно в цепь питания схемы, чтобы исключить подачу повышенного напряжения, когда стабилитрон вынут из панели или поврежден. Кроме того, нужно обратить внимание на величину тока стабилитрона - иначе вы не получите хорошей стабильности выходного напряжения. Этот момент очень важен для пентодных усилителей, ибо нестабильность напряжения на второй сетке резко ухудшает качество басов.
    При работе стабилитрон OD3 светится красивым пурпурным свечением и представляет собой величественную картину.
    Хватит математики! Опустимся с небес на грешную землю электронных компонентов. Я люблю их повыбирать и всегда останусь таковым. Проведя многие часы за прослушиванием кабелей, резисторов, конденсаторов, я искренне полюбил продукцию HOLCO. Для антипаразитных резисторов в цепях сеток лучше всего подошли углеродные Alien Bradley 1 кОм, а для анодной нагрузки V1 Roederstein, поскольку он способен рассеивать значительную мощность. Все сопротивления катодных цепей - Clarostat 5 Вт 1% - проволочные безындуктивные. Подстроечник RX1 - многооборотный Spectrol, 3 Вт мощностью. Все оставшиеся резисторы - HOLCO, 0,5 Вт. Пленочные конденсаторы - Mit PPFX, за исключением С2 (MIAL) и конденсаторов большой емкости (Solen Fast Caps). Мне no-настоящему нравятся PPFX-ы и, на мой взгляд, только конденсаторы RTX звучат несколько лучше; правда, они вдвое дороже. Монтаж усилителя выполнен с помощью Kimber Kable TCSS20, за исключением входной цепи, где я применил кабель Cardas Twinax.
    А теперь небольшое отступление о дилерах радиокомпонентов. Слушайте больше сами, а не ходите вослед за разработчиками и не звоните экспертам типа Ned Carlson каждый раз, как только вы что-то не можете определить самостоятельно. Сходите в библиотеку, изучите литературу. Но если вам нужен совет продавца, то получив его, купите что-нибудь. Эти люди не сидят сложа руки в ожидании ваших вопросов, у них есть свои дела и их время - их деньги. Совет квалифицированного продавца не дешев. Он должен постоянно что-то изучать, работать, тестировать с полной самоотдачей и его понимание вопроса заработано "потом и кровью'...
    Далее...

 

Информация

 
 

Триод против пентода. Что выбрать?

 

ЧАСТЬ 1

Norman Crowhurst, Glass Audio 3/96

Норман X. Кроухорст был инициатором разработки многих электронных устройств, в том числе радаров во время Второй Мировой Войны, что существенно помогло защите Лондона против немецкой авиации "Люфтваффе". В 50-е и 60-е годы плодотворно работал над теорией и конструированием звуковых устройств. Эмигрировал в США в 1953 г. С 1959-го являлся членом AES. Умер в 1991 году в возрасте 77 лет.

С десяток лет назад выбор схемы выходного каскада ограничивался либо триодным либо пентодным включением мощных ламп, и вопрос, внесенный в заглавие был одним из основных, Часть инженеров ратовала за так называемую "грубую силу" -использование подходящего по мощности триода для получения требуемой выходной мощности. При этом подчеркивалось, что триодный выходной каскад, несмотря на меньшую эффективность по сравнению пентодным, обеспечивает и существенно меньшие искажения сигнала.

Те, кто отстаивал позиции пентодных усилителей, указывали на его высокую эффективность и меньшую, по сравнению с триодным той же мощности, стоимость. Кроме того, они утверждали, что искажения, вносимые пентодами, не выше, а в ряде случаев даже ниже, чем у триодного каскада.

Объединение достоинств

В этом споре обе стороны во многом правы - и это вызвало появление значительного числа схем выходных каскадов, сочетающих достоинства триодов и пентодов. Сегодня известно такое большое число вариантов схем построения выходных каскадов, что, зачастую, даже специалисты сбиты с толку достоинствами и недостатками конкретной схемы.

Чтобы как-то разобраться в этой путанице, следует взять пару хорошо известных ламп, например 5881 (6ПЗС-Е - прим. перев.), и рассмотреть их работу в различных выходных каскадах. В данном случае конкретный тип ламп не имеет принципиального значения - по большому счету от этого зависит только выходная мощность, но качественная картина существенно не изменится.

Как только мы определились с требованиями к выходной мощности и искажениям каскада, требуется лишь выбрать, в каком включении будут работать выходные лампы: триодном, пентодном или ультралинейном. Легко видно, что все остальные варианты схем получаются посредством комбинирования трех основных включений лампы с катодным повторителем (с полным или частичным использованием витков первички в катоде), либо иной небольшой доработкой схемы.

О питании каскада

Выбирая схему выходного каскада, следует принимать во внимание особенности источников питания, в частности для цепей смещения ламп. Работа усилителя на кратковременных пиковых сигналах

- во-первых, изменения питающих напряжений при увеличении уровня сигнала не должны сколько-нибудь существенно влиять на усиление и искажения каскада. Если не выполнить это условие, то начало громкого фрагмента по звучанию будет отличаться от его продолжения.

- во-вторых, изменение всех напряжений питания должны происходить с одинаковой скоростью, чтобы в переходных режимах не возникало специфических искажений. Это означает, что все источники питания каскада (анодное питание, напряжение смещения) должны обладать одинаковыми постоянными времени.

Независимо от схемы построения выходного каскада, анодный ток возрастает с увеличением уровня сигнала, соответственно напряжение анодного питания несколько снижается (если, конечно, не используются весьма дорогостоящие стабилизаторы напряжения).

В то же самое время абсолютное смещение может увеличиться (-Ucм упадет) либо из-за увеличения тока через катодный резистор при автосмещении, либо из-за протекания импульсов сеточного тока при ограничении сигнала в схеме с фиксированным смещением.

Обоим вышеуказанным условиям удовлетворяет правильно сконструированный каскад с автосмещением. Применение же фиксированного смещения создает ряд проблем. При клипировании (ограничении) сигнала импульсы тока в сеточной цепи увеличивают отрицательное напряжение смещения, подзаряжая конденсатор фильтра источника смещения, постоянная времени которого обычно весьма велика для хорошего подавления пульсаций выпрямленного напряжения. После снятия перегрузки, пониженное напряжение смещения сохраняется на сетке дольше, чем восстанавливается номинальное напряжение анодного питания.

В общем случае фиксированное смещение позволяет получить с конкретных ламп большую мощность, чем автоматическое, поскольку имеется свобода выбора наиболее благоприятной рабочей точки каскада. Такое увеличение мощности может быть и не столь явным, если сравнивать громкость усилителя на слух. Ограничение сигнала имеет место в любом усилителе. При фиксированном смещении ограничение вызывает специфические искажения, длящиеся дольше пика перегрузки (см. ранее). В случае применения автосмещения подобные искажения возникают только на время перегрузки, что гораздо в меньшей степени заметно на слух. Поэтому слушатель, зачастую, считает, что усилитель с автосмещением отдает большую мощность, чем усилитель с фиксированным смещением, хотя измерения говорят об обратном.

Двухтактный триодный каскад

На Рис. 1 показана схема двухтактного каскада на лучевых тетродах 5881 в триодном включении с фиксированным смещением на сетках. Семейство характеристик пары ламп в таком режиме показано на Рис. 2. Нагрузочные прямые приведены для напряжения анодного питания +400 В и напряжения смещения -45 В. Пунктиром показаны индивидуальные характеристики каждой лампы, а сплошными линиями, соединяющими пунктирные кривые, - совместные характеристики обеих ламп каскада. Толстая сплошная линия по центру -нагрузочная прямая для сопротивления нагрузки между анодами 4 кОм. В этих условиях каскад отдает в нагрузку 13,3 Вт при 4,4% искажений (4% по 3-й гармонике, 1,5% - по пятой).

В данном случае нагрузочная прямая 4 кОм является идеализацией. Она соответствует лабораторным условиям, при которых производились измерения. К сожалению, реальные условия работы усилителя обычно далеки от идеала. Сопротивление нагрузки ламп может отличаться от 4 кОм в любую сторону и что самое неприятное, - содержать реактивную компоненту.

Рис. 3 показывает зависимости параметров усилителя при вариациях нагрузки. Одна пара кривых демонстрирует зависимость максимальной мощности каскада и искажений при максимальной мощности для изменения сопротивления нагрузки от 1,2 до 12 кОм. Эти пределы на Рис. 2 отмечены толстыми пунктирными линиями. Реальная нагрузка усилителя громкоговоритель (без разделительных фильтров или с ними), имеет кроме активной еще и реактивную составляющую, которая трансформирует нагрузочную прямую в эллипс (Рис. 4).

Вторая пара кривых на Рис. 3 показывает, как изменяются максимальная мощность и искажения в зависимости от гипотетической нагрузки, содержащей активную составляющую 4 кОм + реактивность, подключенную параллельно и уменьшающую импеданс до 1,2 кОм и подключенную последовательно для его увеличения до 12 кОм. Если сравнить эти кривые с соответствующими для пентодного каскада (Рис. 8), то сразу становятся ясными преимущества триода.

Смещение: фиксированное или автоматическое?

 

Рассмотренные графики относились к каскаду с фиксированным смещением. Иногда, с целью упрощения усилителя, применяют автосмещение (Рис. 5). Фиксированное смещение предпочтительнее, поскольку суммарный ток в катодной цепи зависит только от уровня сигнала. Так при смещении -45 В и отсутствии сигнала этот ток составляет 65 мА, а при полном сигнале уже 130 мА.

Если смещение задается резистором в цепи пентодов, то для получения смещения в -45 В в режиме молчания его величина составит 700 Ом, а в режиме полного сигнала - всего 350 Ом. Если же будет установлен резистор 700 Ом, то при полном сигнале смещение упадет до -90 В. Это вызовет резкое увеличение искажений, поскольку лампы будут работать с глубокой отсечкой анодного тока.

С другой стороны, при резисторе автосмещения 350 Ом в режиме молчания смещение поднимется до -22,5 В, а это вызовет перегрев ламп из-за большого тока.

Еще одна сложность заключается в том, что при автоматическом смещении анодное питание лампы равно разности между общим напряжением питания (Uип) и падением на резисторе автосмещения. В результате, при изменении падения напряжения на этом резисторе от 30 до 60 В, напряжение анод-катод лампы будет изменяться в пределах от 410 до 380 В (при Uип = +440 В).

Учитывая все эти моменты, в каскаде с автосмещением необходимо выбирать такую нагрузку в анодах ламп, которая не создает заметного изменения анодного тока при варьировании входного сигнала от нуля до максимума. Например, для триодного включения лампы 5881 типовым будет следующий режим работы: напряжение анод-катод: 400 В, напряжение смещения: -35 В (питание Uип =435 В), суммарный анодный ток: 130 мА, сопротивление автосмещения: 270 Ом, нагрузка между анодами Rа-а: 8 кОм, выходная мощность: 8,2 Вт, искажения: 5% (в основном 3-я гармоника).

Классификация режимов работы

До настоящего момента я не обозначал "класс" работы усилителя: А, В, АВ, и т.д. Поначалу эти обозначения позволяли сравнительно легко выявлять различия в режимах работы каскада, но вскоре потребовалось использовать дополнительные индексы, чтобы показать, насколько сильно воздействует на лампу амплитуда напряжения возбуждения каскада по управляющей сетке. Например, класс АВ означает, что лампы работают при смещении на сетке, обеспечивающем отсутствие отсечки анодного тока при малых сигналах (класс А) и отсечку некоторой части периода сигнала каждой лампой при полном возбуждении каскада. При этом, даже на полной мощности, напряжение возбуждения не заходит в область положительных значений на сетке.

Однако, такая классификация не принимает во внимание, что изменение режима работы лампы может быть вызвано и изменением величины анодной нагрузки. Например, триод может работать на нагрузку, как значительно превышающую его внутреннее сопротивление, так и на сопоставимую с ним. Изучение нагрузочных прямых позволяет сделать вывод - если каскад в первом случае работал в классе А, то во втором он перейдет в класс АВ, хотя напряжение смещения на сетке неизменно.

В результате, для полного описания режима работы каскада, нужно учитывать не только напряжение смещения в рабочей точке, но и определять величину анодной нагрузки. Так "упрощенные" обозначения стали столь же сложными, как и те моменты, которые они призваны были заменить. Поэтому будем считать, что наиболее полную информацию о режиме работы лампы лучше всего давать, определив рабочее напряжение, токи и сопротивления в цепях электродов.

Тетродный (пентодный) каскад

Перейдем к рассмотрению тетродного (пентодного) режима работы ламп. Рис. 6 представляет схему, а Рис. 7 совмещенные характеристики каскада при следующих режимах: анодное напряжение 360 В, напряжение второй сетки 270 В. Анодную цепь можно питать и 400-ми вольтами, что только подчеркнет разницу между триодным и пентодным включениями.

При сопротивлении нагрузки между анодами 6,6 кОм (значение, рекомендуемое справочниками) выходная мощность достигает 26,5 Вт, что вдвое превышает выходную мощность тех же ламп в триодном включении. Подняв анодное напряжение до 400 В, можно получить 35 Вт выходной мощности. Нелинейные искажения для такого режима составят 2%, причем эта величина, указанная в справочниках, хорошо согласуется с практическими данными. Однако, есть существенное различие между пентодными и триодными искажениями. Анализ показывает, что эти 2% включают в себя 1,7% третьей и 1% седьмой гармоник; 1,5% пятой гармоники триодного каскада менее заметны, чем 1% седьмой; поскольку высшие гармоники и сопутствующая им интермодуляция сильнее диссонируют с основным тоном, чем низшие.

Кривые зависимости выходной мощности и нелинейных искажений демонстрируют другую особенность пентодных каскадов - высокую чувствительность к отклонению сопротивления нагрузки от оптимальной величины. Кроме того, на эти параметры очень сильно влияет реактивность нагрузки. Например, если импеданс нагрузки составит 30% от оптимального значения, то лампа отдает мощность меньшую, чем в триодном включении. В идеальных условиях, наоборот, выходная мощность более, чем в 2 раза превосходит мощность триодного включения.

На практике трехкратное изменение импеданса - обычное явление. Импеданс многих громкоговорителей изменяется и в гораздо больших пределах. Очевидно, что несмотря на большую выходную мощность в идеальных условиях, реальная мощность пентодного каскада не выше, чем у триодного.

Ультралинейный каскад

Рассмотренные выше причины привели к созданию нового варианта включения ламп -ультралинейного каскада. Для работы тетрода (пентода) в триодном режиме необходимо соединить вместе анод и вторую сетку лампы, а для работы в пентодном режиме - запитать вторую сетку постоянным напряжением относительно катода. В первом случае напряжение на второй сетке изменяется точно так же, как и анодное, а во втором - сохраняется неизменным вне зависимости от анодного.

Ультралинейный каскад занимает промежуточное положение - потенциал второй сетки меняется синфазно с анодным, но с меньшей амплитудой. Этого можно добиться, если подключить вторые сетки к отводам первичной обмотки выходного трансформатора, как показано на Рис. 9. В результате характеристики лампы существенно изменяются (Рис. 10, по данным Tung-Sol). Их можно получить, изменяя напряжение на второй сетке в зависимости от напряжения на аноде, моделируя тем самым колебания напряжений в реальном каскаде.

В ультралинейном режиме суммарный анодный ток обеих ламп изменяется не так сильно, как в других схемах. Поэтому фиксированное смещение утрачивает значительную часть своих преимуществ. В рабочей точке ультралинейного каскада напряжение смещения составляет -45 В. Если подобное смещение будет обеспечиваться катодным резистором при максимальном сигнале, то в режиме молчания смещение составит -40 В. что вполне допустимо. Правда это относится не ко всем типам ламп. Возможно, для других типов предпочтительнее окажется фиксированное смещение, позволяющее снять несколько большую мощность.

При анодной нагрузке 6,5 кОм и напряжении питания Uип =445 В с двух ламп 5881 в ультралинейном каскаде можно снять 28 Вт выходной мощности. Искажения не превысят 3,3%, главным образом по третьей гармонике. Пентодный режим при Uип = 400 В позволяет получить до 35 Вт, но в этом случае, для питания вторых сеток нельзя использовать полное напряжение питания - лампа будет перегружена.

Следует обратить внимание на характеристики ультралинейного каскада (Рис. 11). Хотя при очень сильных изменениях нагрузки каскад ведет себя не так хорошо, как триодный, но при небольших амплитудах он сопоставим с триодным и, конечно, гораздо лучше пентодного.

Если рассматривать случай работы на оптимальную нагрузку, то можно заметить, что наибольшая величина искажений у триодного усилителя (4,4%), а наименьшая - у пентодного (2%). Однако, в реальных условиях меняющегося импеданса, лучшим будет ультралинейный каскад, за ним - триодный и, со значительным отрывом, пентодный. Вообще же, цифра 2% получается только благодаря особенностям характеристик пентодов; тщательный анализ показывает существенный уровень гармоник высших порядков.

 

Вестник А.Р.А. №2

 

Часть [1]  [2]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

До сего момента рассматривались только вопросы выходной мощности и нелинейных искажений трех типов выходных каскадов. При разработке усилителя в целом необходимо также учитывать и требуемую амплитуду возбуждения выходного каскада по управляющим сеткам.
    Напряжение возбуждения каскада разные источники определяют по-разному, поэтому при пользовании справочниками следует соблюдать осторожность во избежание ошибок. В некоторых источниках указывают среднеквадратичное значение напряжения на одной из сеток, другие указывают среднеквадратичное значение между сетками. Третьи приводят амплитудное значение напряжения на каждой сетке (1,44хС.К.), а иные амплитуду между сетками (она вдвое больше). Последний способ наиболее информативен, поскольку лучше всего демонстрирует требуемую величину возбуждения. Максимальное значение напряжения между сетками вдвое превышает амплитуду любого из сеточных сигналов, поскольку сетки возбуждаются в противофазе относительно одного и того же потенциала смещения.
    Ситуация, похожая на ту, что сложилась с определением напряжения возбуждения, наблюдается и с выходным сопротивлением усилительного каскада. Триодное включение 5881 (с фиксированным смещением) имеет выходное сопротивление ламп 5,6 кОм, т.е. в 1,4 раза больше, чем сопротивление нагрузки, равное Ка-а=4кОм. Это значит, что громкоговоритель с сопротивлением 10 Ом, подключенный ко вторичной обмотке выходного трансформатора, будет работать от источника сигнала с внутренним сопротивлением 14 Ом, определяемым внутренним сопротивлением ламп.
    Кое-кто может удивиться, как же получается, что внутреннее сопротивление ламп в триодном включении получилось в 1,4 раза выше сопротивления нагрузки. Принято считать, что это отношение находится в районе 0,3 раз. Однако, такое соотношение получается лишь при работе каскада в классе А, когда внутреннее сопротивление по переменному току составляет лишь часть общей нагрузки. Например, в триодном каскаде с автосмещением (Рис. 5) внутреннее сопротивление ламп составит 3,2 кОм, или 0,4 сопротивления нагрузки, т.е. 10-ти омный громкоговоритель будет работать от источника сигнала сопротивлением 4 Ома.
    В пентодном режиме эффективное внутреннее сопротивление каскада в 5 - 10 раз превышает сопротивление нагрузки и, кроме того, претерпевает изменения за период сигнала. Это является одной из причин необходимости обратной связи в пентодных усилителях - приходится уменьшать и линеаризовывать выходное сопротивление.
    Ультралинейный каскад, работающий на нагрузку 6,5 кОм имеет внутреннее сопротивление в 1,25 раза выше сопротивления нагрузки. Т.е. громкоговоритель сопротивлением 10 Ом, подключенный ко вторичной обмотке выходного трансформатора, будет работать от источника сигнала сопротивлением 12,5 Ом, даже без обратной связи.
    Приведенное выше сравнение показывает - ультралинейный каскад наиболее предпочтителен и с точки зрения обеспечения низкого выходного сопротивления усилителя (не считая триодного каскада с автосмещением и выходной мощностью всего-навсего 8 Вт).
    Простейший способ уйти от типового включения лампы (триодного, пентодного, ультралинейного) - это использовать лампу в режиме катодного повторителя. В таком режиме анод по переменному току заземлен, а нагрузка включена в цепь катода. На самом деле лампе необходимо напряжение питания, поэтому анод подключается непосредственно к "плюсу" источника питания. На Рис. 12 показана схема каскада на катодных повторителях в триодном включении. Если обратиться к характеристикам ламп (Рис. 2), можно убедиться, что анодные напряжения изменяются от 400В до 238В при изменении напряжения на сетке на 45В. В режиме покоя напряжение на аноде относительно катода равно 400 В, а напряжение на сетке относительно катода -45 В. При увеличении потенциала сетки до О В относительно катода, напряжение на катоде увеличится на 162 В относительно исходного значения. Итого, общее изменение напряжения на сетке относительно земли составит 162 В+ 45 В = 207 В. Соответственно, для возбуждения такого каскада необходимо напряжение амплитудой 207 В на каждую сетку (414 В от пика до пика). При этих условиях выходная мощность будет такой же, как и в каскаде с нагрузкой в анодах ламп в триодом включении. Следует обратить внимание на то, как изменятся искажения. В общей амплитуде напряжения возбуждения (207 В), приложенного к сетке, компонента в 162 В между катодом и землей содержит 4,4% искажений 45-и вольтового сигнала между катодом и сеткой. Считая, что напряжение возбуждения (207 В) - неискаженное, выходит, что компоненты 45 В и 162 В содержат искажения, но в противофазе друг другу. Если 45-и вольтовая компонента содержит 4,4% искажений, то неискаженной будет 162-х вольтовая и наоборот. Таким образом, гармоники составят 3,4% от 45 В и 1% от 162 В. Поскольку компонента 162 В является одновременно и выходным напряжением каскада, то понятно, что такой режим работы уменьшает искажения выходного сигнала с 4,4% до 1%.
    Выходное сопротивление каскада составит 1,25 кОм при нагрузке между анодами 4 кОм, т.е. внутреннее сопротивление каскада равно 0,31 величины сопротивления нагрузки.
    Пентод можно использовать в схеме катодного повторителя в соответствии с Рис. 13. Подобное включение требует дополнительной обмотки на выходном трансформаторе, поскольку напряжение на второй сетке должно изменяться в точном соответствии с напряжением на катоде. Пентодный катодный повторитель обеспечивает амплитуду выходного напряжения 280 В, при этом напряжение возбуждения составит 280 + 22,5 = 302,5 В.
    Так же, как и триодный вариант, пентодный катодный повторитель снижает искажения с 2% до 0,15%, а выходное сопротивление - до 450 Ом, т.е. 0,068 номинального сопротивления нагрузки (6,6 кОм). Следовательно, катодный повторитель на пентодах имеет ряд преимуществ перед триодным: меньшие искажения и меньшее выходное сопротивление. Однако, расплата за них - значительное напряжение возбуждения - 302,5 В на каждую сетку. Кроме того, пентодный каскад работает с меньшим напряжением питания - 360 В против 400 В у триодного (см. рис. 6).
    Катодный повторитель можно заставить работать и в ультралинейном режиме - для этого напряжения на вторых сетках должно составлять 57% от катодного. В этом случае потребуется уже 345 В...
    Далее.....

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1