Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Очень важно обеспечить необходимую направленность АС. Действительно, предположим, что система имеет, как это часто бывает, тупую характеристику направленности на низких частотах и острую — на высоких. Тогда даже при весьма равномерной частотной характеристике на оси мы получим под некоторым углом к ней частотную характеристику с большим спадом в сторону высоких частот. Разумеется, что получить удовлетворительное звучание от такой системы для всех направлений, кроме осевого, невозможно. Поэтому на практике применяют разные способы расширения характеристик направленности на высших частотах. Простейший из них — применение малых по сравнению с длиной волны излучаемого звука головок. Так, если головка работает в поршневом диапазоне, ее направленность изменяется незначительно. В некоторых зарубежных моделях АС для расширения характеристик направленности на высоких частотах одиночных больших головок применяют рассеиватели (рис. 79) или головки с секторными рупорами (рис. 80). Однако среднечастотные и тем более высокочастотные одиночные головки являются слишком маломощными, и для того чтобы подводить к ним большую мощность на средних и высоких частотах, приходится применять по нескольку головок, соединенных электрически последовательно или параллельно.
    Конструкция высокочастотной головки с рассеивателем
    Высокочастотная головка с секторным рупором
    Такая группа головок будет обладать, как мы увидим дальше, довольно острой направленностью. Чтобы она не слишком сильно влиялa на качество звучания, иногда располагают головки группами, вертикально одна над другой. При этом обостряется направленность только в вертикальной плоскости, что не причиняет большого вреда, если ось группы располагают на высоте ушей слушателей. Направленность же в горизонтальной плоскости при этом не отличается от направленности одиночной головки. Но такое расположение не всегда удобно конструктивно, так как при этом «раздувается» высота системы. Направленность группы излучателей может быть определена исходя из основной теоремы направленности, гласящей, что направленность группы Rr(θ) равна произведению из направленности, входящей в нее одиночной головки R0(θ) на направленность R1(θ) рассматриваемой группе, но составленной из точечных, т. е. ненаправленных излучателей. Так, для линейной группы, т. е. составленной из ненаправленных излучателей, расположенных по прямой линии
    где θ — угол между перпендикуляром к линии излучателей и направлением на точку наблюдения, п — число головок, d—расстояние между соседними излучателями, λ — длина волны излучаемого звука.
    Как видно, направленность группы частотно-зависима, не говоря уже о том, что зависит также от частоты и направленность составляющих ее головок. Это приводит к обострению направленности с повышением частоты. Для борьбы с этим применяют включение головок группы через электрические фильтры (см. далее), рассчитанные так, что по мере повышения частоты одни за другими отключаются крайние головки группы, чтобы сохранить примерно постоянным отношение nd/λ.
    Часто для расширения характеристики направленности располагают головки в горизонтальной плоскости по дуге круга. На рис. 81 изображены получающиеся при этом характеристики направленности при угловом размере дуги 60° (рис. 81,а), 90° (рис. 81,6). Цифры над каждой характеристикой обозначают отношение диаметра группы к длине волны излучаемого звука. Эти характеристики вычислены по довольно громоздкой формуле
    где θ — угол между радиусом группы, проведенным через точку симметрии дуги и направлением на точку наблюдения, 2m-l — число головок, предполагаемое нечетным, D — диаметр группы α— центральный угол между соседними головками.
    Это выражение выведено для группы, составленной из ненаправленных головок. Так же, как и для линейной группы предотвратить обострение направленности при повышении частоты можно с помощью электрических фильтров, отключающих одни за другими крайние головки группы.
    Характеристики направленности головок при разных угловых размерах дуги
    Каждым из описанных способов можно добиться существенного расширения характеристик направленности. Однако малонаправленные акустические системы, предназначенные для воспроизведения стереофонических программ, обеспечивают удовлетворительное воспроизведение их лишь на сравнительно небольшой площади (см. рис. 82), примыкающей к перпендикуляру, восстановленному к середине базы — линии, соединяющей центры систем стереофонической пары. А если учесть, что наилучшее впечатление у слушателей получается при нахождении на расстоянии от базы, примерно равном ее длине, то ясно, что площадь удовлетворительного восприятия стереофонического эффекта может содержать в себе лишь очень небольшое число слушательских мест.
    Далее...

 
 

Бытовые акустические системы

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬТРЫ

В многополосных АС головки, предназначенные воспроизводить разные части частотного диапазона, включаются через так называемые разделительные фильтры. Их назначение заключается в том, чтобы пропускать к каждой головке напряжение только нужных частот. Эти фильтры различают по крутизне спада за пределами высшей или низшей граничной частоты. Обычно применяют фильтры с крутизной спада 6, 12 или 18 дБ на октаву. По схеме их разделяют на фильтры для двухполосных и трехполосных АС. Исходными данными для расчета являются частота раздела и сопротивление головки в рабочей полосе фильтра. На рис. 89,а, б, в приведены схемы фильтров с крутизной спада соответственно 6, 12 и 18 дБ/октава. В верхней части каждого из рисунков приводится схема фильтра для двухполосной АС, а в нижней — для трехполосной. На каждом рисунке приведена также формула для определения элементов этих, фильтров. Емкости, индуктивности и сопротивления соответственно даны в фарадах, генри и Омах. Конденсаторы фильтров выбирают из номенклатуры выпускаемых промышленностью изделий. Больше всего подходят для разделительных фильтров конденсаторы типа МБГО.

Схемы разделительных фильтров

Рис. 89. Схемы разделительных фильтров

Что касается катушек индуктивности, то их изготавливают путем намотки без железного сердечника во избежание искажений, обусловленных перемагничиванием. Практически оптимальная в смысле максимума отношения индуктивности катушки к ее активному сопротивлению конструкция получается, когда внутренний диаметр цилиндрической обмотки вдвое больше ее высоты h, a внешний диаметр в 4 раза больше h и в 2 раза больше внутреннего диаметра. При этих условиях значение h= √L/R/0,866 мм (L, мкГн, R, Ом), длина провода l= 187,3√Lh, число витков N = 19,88 √L/h, диаметр провода (без изоляции) d = 0,84·h/√N мм, масса провода т = (h3/21,4) ·103 кг.

Пример. Определить данные катушки индуктивностью 3,37 мГн разделительного фильтра, нагруженного головкой сопротивлением 15 Ом. Активное сопротивление рассчитываемой катушки выбираем равным 5% от сопротивления головки. Это соотношение можно считать вполне приемлемым. Тогда R = 0,05 -15 = 0,75 Ом, откуда L/R = 3,37·103/0,75 =4500. Высота обмотки h= √4500/0,866= 24,5 мм, длина провода l = 187,3 √ 3,37·103·24,5 = 5,35·104 мм = 53,5 м, число витков N = 19,88 √ 3,37·103/24,5 = 233 витка, диаметр провода d = 0,84·24,5/ √ 233 = 1,35 мм, масса провода m = (24,53/21,4) ·103 = 0,69кг.

Схема бескаркасной намотки катушки

Рис. 90. Схема бескаркасной намотки катушки

Естественно, полученные числа должны быть округлены, и в первую очередь диаметр провода, до ближайшего стандартизованного диаметра. Окончательно индуктивности подгоняют путем измерения на мостике, отматывая по нескольку витков обмотки, намотанной с некоторым превышением числа витков сравнительно с рассчитанным. Катушки можно наматывать на пластмассовые, деревянные или картонные каркасы. Применяется и бескаркасная намотка (рис. 90), для того чтобы катушка не развалилась, витки после намотки каждого слоя промазывают клеем БФ-4. Если есть возможность, то для полимеризации клея катушку запекают в термостате при температуре 140—160° С в течение 1 ч. Если такой возможности нет, то катушка должна быть высушена при комнатной температуре в течение суток. Иногда провод, в качестве которого предпочитают марку ПЭЛ, бывает покрыт каким-либо маслом. Тогда перед намоткой или в ее процессе провод нужно протереть ваткой, смоченной смесью из 50% спирта и 50% бензина или, в крайнем случае, чистым бензином. Собранный и смонтированный фильтр, т. е. его конденсаторы и катушки, размещают на полочке, укрепленной внутри корпуса АС. Разумеется, все электрические соединения должны быть хорошо пропаяны во избежание шорохов и тресков, могущих возникнуть из-за плохих контактов.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

В предыдущих разделах мы ознакомились с основными параметрами, которые характеризуют работу АС. Эти параметры определяются с помощью соответствующих измерений, которые могут быть разделены на две основные группы: электроакустические и электрические. Первые из них хотя и несут наибольшую информацию, вместе с тем и наиболее сложны, так как для своего выполнения требуют не только сложной аппаратуры, но и специальных условий измерений, которыми могут располагать только хорошо оснащенные специализированные лаборатории, а именно, заглушенными звукомерными камерами. Устройство таких камер весьма дорогостояще, особенно если нужно измерять в них АС, начиная с самых низких частот. В этом случае камера должна иметь большие размеры, хотя и меньшие по сравнению с длиной волны, на этих частотах, но сравнимые с ними (даже на частоте 50 Гц длина волны около 7 м). Стены, потолок и пол камеры должны быть отделаны звукопоглощающим покрытием, в качестве которого преимущественно используют клинья из тонкого стекловолокна (рис. 91). И большие размеры камеры, и ее звукопоглощающая отделка служат одной цели — исключить в камере отражения и тем самым создать в ней условия свободного пространства. В таких камерах и определяют основные параметры АС, а именно: частотные характеристики как осевые, так и под различными углами к оси, их неравномерности, стандартное звуковое давление (характеристическую чувствительность), среднее звуковое давление, характеристики направленности, нелинейные искажения и др. Типичная схема измерительной установки приведена на рис. 92.

Устройство измерительной заглушённой камеры

Рис. 91. Устройство измерительной заглушённой камеры

Напряжение от звукового генератора 1 подается на мощный усилитель 2, выходное напряжение которого подводится к АС 3.

Схема измерения частотных характеристик

Рис. 92. Схема измерения частотных характеристик

Звуковое давление, развиваемое ею, воздействует на измерительный микрофон 4, имеющий весьма ровную частотную характеристику, т. е. чувствительность, мало зависящую от частоты. Выходное напряжение с микрофона подается на микрофонный усилитель 5, к которому подключено устройство автоматической записи характеристик 6. Устройство записи имеет механизм, протягивающий бумажную ленту, и пишущее устройство (перо), перемещающееся перпендикулярно направлению движения ленты. Механизм протягивания обычно жестко скреплен с валом конденсатора переменной емкости звукового генератора, при вращении которого и изменяется (примерно по логарифмическому закону), частота генератора. Таким образом, и перемещение ленты происходит по логарифмическому закону в соответствии с изменением частоты. Перемещение пишущего механизма (пера), благодаря соответствующей схеме микрофонного (или вспомогательного) усилителя, происходит пропорционально логарифму входного напряжения микрофонного усилителя и тем самым логарифму звукового давления, воздействующего на микрофон. В результате запись на бланке автоматического устройства происходит в двойном логарифмическом масштабе как по оси ординат (в децибелах), так и по оси абсцисс. Если на этом бланке записывать не только осевые частотные характеристики головки или АС, но характеристики под разными углами (рис. 93), то это даст возможность судить о направленности этой головки или АС.

Частотные характеристики головки 10ГД-20 под разными углами

Рис. 93. Частотные характеристики головки 10ГД-20 под разными углами

Если теперь вместо пишущего устройства включить анализатор гармоник, то можно определить и нелинейные искажения.

Частотные характеристики и характеристики направленности можно определять не только на чистых тонах, т. е. на синусоидальных сигналах, но и на полосах шума. Наиболее распространенными в настоящее время шумовыми сигналами для измерений являются 1/3 октавные полосы шума. Следует отметить, что наиболее употребительным расстоянием от испытуемой АС до измерительного микрофона является расстояние 1 м. Однако иногда берут и другие расстояния, но результаты измерений на них приводятся к 1 м. Более полно методика электроакустических измерений устанавливается государственным стандартом 16122—78 «Громкоговорители. Методы электроакустических испытаний».

Как указывалось, проведение электроакустических испытаний доступно лишь хорошо оснащенным специализированным лабораториям. Более доступны измерения электрические. Они дают возможность проверить АС на отсутствие дребезжания, определить ее сопротивление, резонансную частоту, добротность, эквивалентный объем. Для выполнения электрических измерений необходимо иметь лишь звуковой генератор, усилитель и электронный вольтметр. Включая звуковой генератор на испытуемую АС через усилитель и изменяя непрерывно частоту генератора в диапазоне АС при напряжении, подводимом к системе, можно путем прослушивания установить наличие или отсутствие дребезжания у испытуемой системы. Электрическое сопротивление АС на какой-то частоте измеряется с помощью магазина сопротивлений, так что на нем подбирают такое сопротивление, что при переключении вольтметра с него на испытуемую АС показания вольтметра не меняются. Выставленному при этом на магазине сопротивлению и равен модуль электрического сопротивления головки, открытой, закрытой АС. Резонансная частота АС определяется по частоте, на которой модуль электрического сопротивления АС максимален.

Схема определения добротности головки и акустической системы

Рис. 94. Схема определения добротности головки и акустической системы

Для определения эквивалентного объема головки последовательно определяют ее резонансную частоту без оформления f0 и далее резонансную частоту f01 этой же головки, помещенной в закрытое оформление известного объема V. Тогда эквивалентный объем Vэ может быть определен по формуле Vэ = V·(f201/f20-1). Например, если резонансная частота головки составляет 30 Гц, а при помещении ее в закрытый объем (100 л) — 45 Гц, то эквивалентный объем головки будет составлять Vэ = 100·(452/302-1) = 125 л.

Несколько сложнее определяется добротность. Для этого (рис. 94) находим сопротивление испытуемой головки на постоянном токе (или на весьма низкой частоте) z1 и на резонансной частоте z0. Далее находят путем изменения частоты те ее значения f1, f2, при которых сопротивление z2=z1z0. Тогда искомое значение добротности будет

Например, пусть сопротивление АС на весьма низкой частоте составляло 4 Ом, а на резонансной частоте 30 Гц —16 Ом и на частоте 20 Гц равно √4·16=8 Ом. Тогда

Отметим, что такое определение резонансной частоты и добротности справедливо для головок открытых и закрытых АС. Для систем же с фазоинверторами и с пассивными излучателями простое понятие добротности не имеет места и поэтому его не имеет смысла определять. Однако по частотной характеристике модуля полного электрического сопротивления можно судить о степени эффективности АС с ФИ и АС с ПИ, как это указывалось в соответствующих параграфах.

 

В.К. Иофе, М.В. Лизунков     

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [5]  [7]  [8]  [9]  [10]  [11]  [12]  [13]


Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

 

Это интересно

В простейшем виде усилитель с обратной связью может быть представлен как совокупность обычного усилителя, или μ-цепи, и пассивного четырехпо-люсника, или β-цепи, при помощи которого часть энергии с выхода системы может быть подана обратно на вход. Подобная комбинация изображена на фиг. 14. Обе цепи, μ и β, являются, само собой разумеется, четырехпо-люсниками и только ради простоты обозначены на фиг. 14 одной линией.
    Если часть энергии с выхода возвращается обратно ко входу, в схеме, естественно, могут возникнуть паразитные колебания. В этом случае схема обычно не может работать как усилитель. Однако характеристики устройства могут быть легко определены, если мы предположим, что подобные колебания в схеме отсутствуют. Необходимо только учитывать, что процессы, происходящие как в μ- так и в β-цепях, полностью определяются напряжением на зажимах этих четырехполюсников. При этом можно не принимать во внимание, что последние являются частями замкнутой цепи обратной связи. Обозначим соответственно через Е0 и ER напряжение, подводимое от источника ко входу, и напряжение, снимаемое с выхода схемы, как это показано на фиг. 14. Пусть E1 будет некоторое дополнительное напряжение, подаваемое β-цепью с выхода схемы на вход. Ввиду того, что μ-цепь работает как обычный усилитель, должно удовлетворяться уравнение
    Аналогично, если β является коэффициентом передачи β-цепи, то напряжение, подводимое к входным зажимам посредством обратной связи, может быть представлено в виде
    Исключая Е1 из этих двух уравнений, находим
    При отсутствии β цепи выходное напряжение может быть записано в виде
    Отсюда следует приводимая ниже теорема:
    Теорема. Обратная связь уменьшает коэффициент усиления усилителя в 1 — μβ раз.
    Величина μβ может быть названа коэффициентом обратной связи.
    Очевидно, что эта величина определяет коэффициент передачи напряжения по замкнутой петле от входа усилителя обратно к этому же входу. На практике обычно μβ значительна больше единицы. При этом уравнение (3.4) удобно переписать следующим образом
    Учитывая, что если μβ велико, то первый множитель в правой части (3.5) близок но абсолютной величине к единице, мы можем заключить, что коэффициент усиления усилителя примерно обратно пропорционален коэффициенту передачи (3-цепи или, другими словами, примерно пропорционален затуханию в β-цепи.
    Получаемая при этом погрешность за счет отклонения | μβ/(l — μβ) | от единицы будет в дальнейшем называться μβ-погрешностью.
    Из (3.5) следует, что на величину коэффициента усиления в значительной степени влияют небольшие изменения в β-цепи, в то время как изменения в μ-цепи почти не оказывают никакого действия. Чтобы последнее положение стало более ясным, продифференцируем (3.4), считая β постоянной величиной. Разделив затем обе части полученного уравнения на (3.4), имеем
    В этом выражении величины dER/ER и dμ/μ, очевидно, представляют соответственно изменения коэффициента усиления усилителя в целом и коэффициента усиления μ-цепи в случае, когда обе величины выражены в логарифмических единицах — неперах или децибелах. Отсюда следует теорема:
    Теорема. Изменение общего коэффициента усиления усилителя (в дб) на каждый децибел изменения коэффициента усиления μ-цепи уменьшается обратной связью в отношении (1 —- μβ):1.
    Последнее свойство обратной связи является особо важным с точки зрения уменьшения действия помех или нелинейных искажений, возникающих в μ-цепи. В широком физическом смысле помехи, так же как и нелинейные искажения в некотором элементе схемы, могут рассматриваться как некоторые “изменения” в данном элементе. Чувствительность цепи к такого рода изменениям всегда находится в определенном соответствии с чувствительностью цепи к нормальным изменениям параметров данного элемента. Поэтому указанное свойство систем с обратной связью является следствием только что выведенной теоремы. Однако для того чтобы доказать это независимым образом, положим, что в каком-либо внутреннем звене μ-цепи включен генератор D0, как показано на фиг. 15. D0 может представлять собой напряжение помех, которые возникают за счет плохого контакта или фона переменного тока, либо напряжение, получающееся за счет нелинейных искажений в μ-цепи.
    Обозначим через Ed выходное напряжение, обусловленное генератором шумов, а через D1 — дополнительное напряжение, появляющееся между μ1, и μ2 благодаря связи по петле μβ. Учитывая, что общее напряжение в месте включения генератора равно D0 + D1 а коэффициент усиления между этим .участком и выходными зажимами схемы равен μ2, мы можем .записать выражение для Ed в следующем виде:
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1