Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Усилители для наушников относятся к сравнительно молодым устройствам. Во всяком случае, появились они уже после CD-проигрывателей. В 70-80-х годах вопрос об отдельном устройстве для «ушей» вообще не стоял — соответствующее гнездо имела практически любая кассетная дека, катушечный магнитофон или интегральный усилитель. Начиная с 90-х подсоединить наушники к стандартным компонентам в стойке стало намного сложнее. Причин тому несколько. Каких? Кто-то скажет, что требования слушателей к качеству звука начали расти и крепнуть, вторые будут бранить маркетинговый заговор, родивший само понятие High End, третьи — рассуждать об экономии на комплектующих. Но что остается в сухом остатке?
    Выходы для наушников, которые на первых порах встраивались в CD-проигрыватели, оказались в большинстве своем очень слабыми. Раскачать высокоомные (свыше 300 Ом) модели они были не в состоянии да и вообще всерьез не воспринимались. Так что в современных CD- и DVD-плеерах этого излишества уже не встретить. Интегральные усилители поводов для оптимизма давали немногим больше. Чтобы согласовать их мощность с динамиками наушников, на пути основного сигнала ставился мощный резистор. В AV-ресиверах применяется аналогичное решение, изящество которого может оценить каждый, кто подсоединит свои «ушки» в соответствующее гнездо. Результат будет, мягко говоря, посредственным. Об уровне способностей подавляющего количества компьютерных аудио-карт на этом поприще лучше и не вспоминать. Да еще проблемы с малым уровнем сигнала, аналогичные CD-проигрывателям. В итоге на сегодняшний день ситуация с выходами для наушников такова:
    а) в современных усилителях они довольно редки, а там, где встречаются, — не очень радуют;
    б) в усилителях класса High End практически не встречаются;
    б) в AV-ресиверах — маловпечатляющие;
    в) в составе звуковой карты ПК — очень нужные, но совсем паршивые.
    Определенно, наши головные телефоны способны на большее и достойны лучшей участи. Если увлеченные люди готовы заниматься с отдельными фонокорректорами для виниловых проигрывателей, ЦАПами, выносными блоками питания и подбором кабелей — почему наушники должны оставаться в стороне? Изоляция звукового тракта от возможных наводок еще никому не вредила. Другой немаловажный аспект — экономический. Как бы там ни было, но система «наушники — усилитель» требует довольно скромных затрат: уже за пятьсот долларов у вас будет прекрасный мобильный комплект, конкурирующий по музыкальности с основным набором компонентов.
    Как показал анализ рынка, предложений в этом направлении не так уж и много. Линейки модернизируются нечасто, модели годами не снимаются с производства — это вам не прошивку в DVD-плеере обновлять. Но еще меньше можно обнаружить попыток сравнительного тестирования усилителей для наушников, хотя на интернет-форумах вопросы по их выбору возникают с завидной регулярностью. Новый, 2007-й, год мы решили встретить именно в наступлении на это «белое пятно», для чего собрали в своей лаборатории следующие усилители для наушников:
    Creek OBH21
    Creek OBH21 SE
    GradoRA-1
    Lakonic HA-03B2
    Musical Fidelity X-CANSv3
    Pro-ject Head Box
    Pro-ject Head Box SE
    Rega EAR
    Роль контрольных мониторов на этот раз играли головные телефоны AKG-240M, заслужившие доброе имя на многих радиостанциях и студиях звукозаписи. У модели AKG-240M сопротивление равно 600 Ом — это как раз тот случай, когда из-за высокого сопротивления различным слабогрудым усилителям портативной техники и компьютерных аудиокарт сложно заставить наушники звучать громко.
    Музыкальный материал использовался самый разный, и мы даже не будем перечислять весь его поименно. Поверьте, у нас большая коллекция: в списке было более десятка альбомов — и классика, и поп, и гитарные композиции, и электронные.
    Creek ОВН-21 Ручей звука
    Этот отчет будет общим для обоих устройств от Creek. Поскольку речь идет о несходстве электронной начинки, версия Special Edition (она же SE) отличается использованием более качественных...
    Далее...

 

Информация

 
 

Побалуйте свои уши!

 

ЧАСТЬ 2

Musical Fidelity X-GVNSv3
     Новый облик

X-CANSv3 принадлежит к третьему поколению усилителей Musical Fidelity для наушников. Аппарат стал очень респектабельным внешне: прежние цилиндрические формы обрели твердость параллелепипеда. Похвалы заслуживает большой металлический регулятор громкости на потенциометре Alps; прошлый был совсем маленьким и неудобным. Шкала проградуирована в духе студий звукозаписи: обратный отсчет от -70 до 0 дБ. Опоясывающие ребра по периметру кожуха X-CANSv3 — скорее дань единству дизайнерской концепции усилителей MF, чем борьба с перегревом; во всяком случае, за пару часов работы корпус еле-еле потеплел. Хромированное гнездо под штекер наушников завершает картину благополучия и надежности. А вот отдельный выключатель питания по-прежнему отсутствует.

Схема каскада усиления X-CANSv3 была позаимствована у знаменитого фирменного SACD-плеера серии Tri-Vista — с той лишь разницей, что для X-CANS вместо тривисторов milspec 5703 традиционно используется пара ламп Philips 6922: все-таки не будем забывать о цене нашего испытуемого.

Неслабо!

Абы какой источник питания к X-CANSv3 не подсоединишь—для этих целей у него на задней панели имеется XLR-разъем, знакомый нам по обзору источника X-PSU. Его и рекомендуют использовать: это здорово скажется на качестве звука, но увы, по конечной стоимости выведет усилитель за ценовые рамки мегатеста. Так что подключать придется штатным БП.

При прослушивании сразу чувствуется хороший запас по мощности (производитель заявляет о показателе, достигающем 1 Вт, — внушительном для аппаратов этого класса), стало быть, и динамика на высоте.

X-CANSv3 демонстрирует мощный звук с хорошей пространственностью. Вообще у MF любовь к широте звуковых полотен находится в крови. Для наушников, с их извечной проблемой «музыки в голове», расширить сцену никогда не помешает. Однако следует отметить и некоторую чрезмерность X-CANSv3 в подаче высоких частот. Басовой атакой X-CANSv3 не обделен, хотя назвать ее быстрой нельзя.

Зато чем хорош усилитель от MF, так это лояльностью к фонограмме, будь она даже неважно записана. Ухо поначалу пытается искать и цепляться за недостатки, однако это занятие быстро сменяется каким-то благодушием и нежеланием снимать наушники.

Меняем лампы.

Как уже упоминалось, в X-CANSv3 используются неплохие, но не лучшие в мире триоды 6922. Их не очень сложно заменить отечественными 6Н1П!
Также при выборе аппарата обратите внимание на отсутствие микрофонного эффекта у ламп конкретного экземпляра — все постукивания по корпусу не должны передаваться на динамики головных телефонов. Эту процедуру следует проводить с помощью чувствительных низкоомных наушников.

 

ПЛЮСЫ: Запоминающаяся внешность, высокая мощность, комфортный звук

МИНУСЫ: Не очень быстрый бас

 

Pro-Ject Head Box II      С легким сердцем

Эту пару мы рассмотрим аналогично совмещенному обзору участников от Creek. Надо сказать, что несмотря на именитость марки данные усилители для наушников не столь известны среди любителей аудио, как те же Creek или MF. Мы решили восполнить этот досадный пробел, тем более что на тест к нам явились весьма любопытные собратья.

Элементная база у усилителей Pro-Ject схематически хоть и схожа, но по начинке все-таки неодинакова. Head Box II зиждется на операционном усилителе JRC 2068D, a Head Box SE — на JRC 4580 (его, кстати, часто можно встретить в студийном оборудовании Behringer). Обе микросхемы не очень дорогие (как, впрочем, и вся начинка остальных участников мегатеста) но это не суть. Нам ведь интересен конечный результат, не правда ли? А внутри пусть стоит что угодно, хоть три скрепки. Что же касается внешнего вида и функциональности, то здесь Pro-Ject, в отличие от Creek, предлагает куда больше аргументов для выбора между моделями II и SE.

Pro-Ject Head Box II оказался самым маленьким участником теста, опередив по компактности даже изящную шкатулку Grado. Однако в руке малютка довольно-таки тяжела. Этакий увесистый брусочек — в кармане уместится, зато и оттянет его неслабо. Убранство передней панели предельно лаконично. И правильно — а что еще нужно, может, инвертор фазы? Здесь нет ничего лишнего: разъем под джек и ручка громкости. Сзади — 2 пары позолоченных RCA: входы и выходы под «петлю» между предом и мощником.

Усилитель SE — совсем другой. И дизайнерская концепция у него иная: лакированная панель, ребристый корпус — так и ждешь, что внутри непременно будет стоять ламповый каскад. Вообще-то у Pro-Ject Head как раз есть такая версия — с окошками, в которых виднеется пара «свечек», только это уже фонокорректор и называется он не Head Box, a Tube Box SE. Нашим усилителем тоже можно освещать окрестности, правда, мощный синий светодиод питания уж очень интенсивно бьет по глазам. Почему-то из-за больших габаритов SE кажется легче, чем Head Box II, хотя по спецификации тяжелее — вот они, обманывать не будут. А самый важный момент — это то, что Pro-Ject Head Box SE оказался чемпионом по оснащению среди тестируемых: три независимых входа, куда можно подключить две пары наушников и независимо регулировать громкость на каждой из них. Это очень удобно — практически студийное решение. Начинаем прослушивание с младшей модели — она, как уже сказано, не только самая компактная в тесте, но и имеет минимальную цену среди участников.

 

ПЛЮСЫ: Нейтральный адекватный звук, цена/качество, компактность

МИНУСЫ: За эту цену нет

 

Pro-Ject Head Box SE     Единство непохожих

Однако эта малышка определенно достойный конкурент — причем безо всяких скидок на бюджет. Возможно, благодаря действительно неплохим транзисторам BD139/140 или отсутствию операционников JRC 580, которыми комплектовалось предыдущее поколение Head Box. Вот его-то, между прочим, поругивали, да и разговоров о негативном влиянии ОУ JRC 4580 на звук было предостаточно... Забегая вперед, отметим, что звучание «младшенькой» действительно приглянулось нам как-то больше, хотя и не кардинально. Быть может, уже размер и уровень качества как-то сразу породили психологическую симпатию...

А вообще уже в первую минуту обратила на себя внимание легкая, непринужденная манера игры Head Box II. Даже удивительно — такая «взрослая» детальность и ясность звука. Казалось бы, что может быть общего у усилителя для наушников и винилового проигрывателя Pro-Ject Debut? А вот поди ж ты, что-то есть! Недаром «дебюты» пользуются спросом.

У Head Box SE в принципе сохраняется такой легкий «про-джектовский» характер — несколько сухо-деревянный. Только данном случае (полагаем, не в последнюю очередь из-за JRC 4580) эта сухость приобретает более сильную окраску, набирающую силу с ростом громкости. Для тембрально простых композиций с использованием секвенсоров эта особенность усилителей Pro-Ject совершенно некритична даже по сравнению с самыми музыкальными моделями. Но в записях, где большую роль играет нюансировка исполнения и прочая микродинамика, может произойти определенное нивелирование настроения фонограммы.

Connecting people

Совет по Head Box II очевиден уже из его габаритов — возьмите этот кусочек Hi-Fi с собой в дорогу! С версией SE можно придумать несколько затей. Например сравнивать между собой источники (допустим два плеера с одинаковыми дисками и треками), щелкая селектором входов. Так сделали мы, чтобы послушать разницу в звучании между DVD- и Blu-ray-плеерами. Также два разъема на панели усилителя пригодится для просмотра кино в паре. Всё — с Head Box SE наушники больше не являются символом стены, отгораживающей тебя от окружающих! Еще более развитой и цивилизованный вариант — использовать усилитель совместно с коллегой по работе: каждый слушает свое с высоким качеством усиления и никому не мешает.

 

ПЛЮСЫ: Наилучшая оснащенность

МИНУСЫ: Сухость саунда

Rega Ear      Скромность украшает

Перед нами еще один представитель компании, прославившей себя виниловыми проигрывателями. Rega — это некий стандарт аналогового воспроизведения. И на самом деле весьма логично: занимаясь фонокорректорами, невозможно не задуматься об усилителе для наушников. Потому-то Rega для своей модели Ear и использует алюминиевый корпус фирменного фонокорректора Fono. Ну что ж, это практично и к тому же органично вписывает компонент в «реговскую» линейку. Схема усиления Ear базируется на малошумящих сдвоенных ОУ с внутренней компенсацией 5532а производства Philips Semiconductor.

Экземпляр, попавший к нам в лабораторию, окрашен в серебристые тона, однако, честно говоря, нам больше приглянулся второй, темный образец. В целом Rega Ear к красавцам не относится: скромная панель, пара кнопок (сетевая и Mute), средних размеров ручка громкости — модель неприметна, как разведчик.

Зато крайне порадовало то, что питание можно выключить по-человечески, нажав на Power, а не выдергивая кабель из устройства. Да и вообще сделан аппарат хоть и скромно, но на совесть — ничего не болтается и не хрипит. На задней панели имеются выходы RCA, предназначенные для того, чтобы включить Rega Ear в цепь между предом и усилителем мощности, а в инструкции содержатся подробные наущения о четырех способах коммутации.

Let's rock'n'roll!

Звучание прибора в принципе не выбивается из фирменной концепции Rega — смягченные верхние частоты и очень хороший (пожалуй, лучший в тесте) бас, упругий и подвижный. В то же время огорчает наличие постороннего фона в аудиотракте — по всей видимости, виноваты здесь источник питания и недостаточная фильтрация на выходе. Это замечание справедливо лишь при отсутствии сигнала и вообще заметно на большой громкости, но тем не менее... Зато Rega Ear прекрасно ведет себя на композициях с электрогитарой — роскошный басовый регистр и капелька компрессии на ВЧ добавят таким записям напора и «мяса».

Сколько вешать в омах?

Следует иметь в виду, что модель Rega Ear разрабатывалась специально под наушники семейства Sennheiser (с индексами 580, 600, 650), имеющие высокое сопротивление — от 300 Ом. Если же к аппарату подключить низкоомные чувствительные головные телефоны (те же Grado, например), то можно запросто их повредить, ведь уровень усиления здесь довольно значителен и достигает 27дБ. В принципе слушать такие наушники на этом усилителе ничто не мешает, только регулятор громкости должен быть переведен в минимальное положение.

 

ПЛЮСЫ: Лучший в тесте бас, кнопка Power

МИНУСЫ: Фон в звуковом тракте

Кто победил?

Да-да, четная гармоника ламповых усилителей в наушниках совершенно не мешает жить. А вот искажения нечетного порядка, «любимые» транзисторными моделями на больших громкостях (там, где лампа мягко компрессирует перегрузку по аналогии с магнитной лентой), превращаются в «нож по стеклу». Но сегодня у нас тот случай, когда абсолютного победителя назвать невозможно: хотя каждый участник чем-нибудь да отличился, однако собрать воедино все достоинства, увы, не смог.

Вот Laconic HA-03B2 продемонстрировал самое лучшее звучание, но от безоговорочной рекомендации удерживает его внешний вид, находящийся за гранью добра и зла. Несмотря ни на что, ставим ему пятерку, но имейте в виду — с ним не во всякий дом впустят. Породистый Musical Fidelity дарит широкую сцену, у Rega Ear чемпионский бас, a Creek дотошно раскладывает по полочкам все обертона. Малышки Grado и Pro-Ject Head Box II очаровали, но опять же каждая по-своему. Pro-Ject Head Box SE позволяет приобщить к музыке не только вас. И не только один источник. Словом, все наши усилители оказались такими разными, что читатель, надеемся, на сей раз простит нас за отсутствие первого места. Главное, что все модели имеют четкое адресное видение своего покупателя, а мы, в свою очередь, постарались максимально объективно донести этот посыл до ваших глаз. И наушников.

Ярослав Годына, DVDXPERT, 1/2007

 

Часть [1]  [2]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 

 

 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Ограничение сигнала усилителем (клиппинг) – это такая ситуация, когда от усилителя пытаются получить напряжение на нагрузке больше, чем тот может обеспечить.
    В нормальном рабочем диапазоне входных напряжений, зависимость выходного напряжения от входного практически линейная (на самом деле не совсем, и эта небольшая нелинейность порождает искажения, которые призван оценить коэффициент гармоник Кг, или THD, и это отклонение от прямой составляет 0,001...0,1%), и форма выходного сигнала совпадает с формой входного – усилитель сигнал просто усиливает не искажая, то есть работает правильно.
    Если же входное напряжение все повышать и повышать, то выходное напряжение уже не будет по форме повторять входное: оно дойдет до какого-то предела, определяемого источником питания и схемотехникой усилителя, а потом перестанет изменяться. Форма сигнала при этом начинает отличаться от исходной, причем тем сильнее, чем сильнее клиппинг. В спектре сигнала появляется много таких составляющих, которых там сроду не было, причем спектр этих помех меняется динамически вместе с сигналом. Звук кардинально ухудшается. Нелинейность амплитудной характеристики при этом колоссальная и искажений соответственно намного больше.
    Кроме того, в спектре сигнала появляется много высокочастотных составляющих, которые могут перегрузить ВЧ динамик колонки (ВЧ динамики на самом деле рассчитаны на гораздо меньшую мощность, нежели на них написано, см. например, программа для расчета соотношения мощностей динамиков и даже сжечь его!
    Клиппинг (по-нашему он называется ограничением сигнала) - очень вредная для аналоговых усилителей вещь. В этой ситуации элементы усилителя не работают нормально. Их режимы могут быть неправильными (иногда транзистор просто неуправляем, и какое на нем будет напряжение/ток предсказать вообще невозможно). Обратная связь при этом тоже не работает, поэтому она не в состоянии скомпенсировать это безобразие.
    Почему же бытует мнение (поддерживаемое аудиожурналами), что клиппинг – это совсем не страшно, даже совсем и не плохо, и в нем очень даже можно работать, особенно ламповой технике? Тут нужно окунуться в историю.
    Лет 30-40 назад, когда почти вся техника была ламповой, выходная мощность аппаратуры была на уровне 0,5-1,5 Вт. 5 Вт – это было очень громко, а 20 Вт – уже для дискотеки.
    Потом появились транзисторы, для которых не то, что 20, а 50-100 Вт не мощность, также как и широкий (20-20000) диапазон частот. Внимание конструкторов переключилось на динамики. Были созданы динамики с гораздо более гладкой АЧХ, большей линейностью, более широким частотным диапазоном. Но за все нужно платить – за лучшее качество расплатились КПД, который стал меньше в 10-20 раз. Сегодняшние динамики при подводимой громкости 10-20 Вт звучат также громко, как и старые при 1 ватте. Но большая мощность не проблема, не так ли?...
    А потом появились аудиофилы с их однотактными в классе А ламповыми усилителями. И опять в обиход вошли маленькие мощности: Hi - End усилитель фирмы ХХХ имеет выходную мощность 4,5 Вт при цене 50 000$; а фирмы ZZZ имеет 9 Вт при цене 120 000$. Если к такому усилителю подключить современные колонки, нужно будет хорошо прислушиваться, чтобы что-то услышать. А старых динамиков нет и выпускать их никто не собирается. Как быть?
    Причем это еще не все. Ведь у музыки пик-фактор равен числу «пи» (до недавнего времени считалось, что «пи»/2, и даже советские стандарты на это ориентировались). Поэтому, чтобы пики сигнала оставались в линейной области амплитудной характеристики, общий уровень напряжения приходится уменьшать в 3 раза, а значит выходную мощность почти в 10 раз! Что там осталось от громкости? 0,45…0,9 Вт?.
    При таких ценах и таких мощностях проблема привлечения клиентов стоит очень остро. Мощность увеличивать трудно технически...
    Далее...

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

 

XD850MKIII

 

Акустическая система Music Angel One

 Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

 

XD800MKIII

 

Усилитель ламповый MINIP1

 

MINIP1