Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

У меня накопилась огромная информация с объяснением специфического характера звучания ламповых усилителей. Я сосредоточился главным образом на звучании баса, так как именно здесь искажения выходного трансформатора доминируют над всеми искажениями схемы. Формула (7) дает значение частоты, ниже которой искажения по напряжению становятся угрожающими.
    На выходе усилителя, чьи искажения ниже 40 Гц резко растут, мы намеряем хвост из гармоник: 80 Гц — вторая, 120 Гц — третья и так далее. Когда мы станем слушать этот сигнал, то услышим не продукты искажений, а сильный, богатый бас.
    Этот тест выявляет удивительную способность нашего слуха конвертировать набор искажений в основную составляющую. Нам слышится 40 Гц и, благодаря присутствию гармоник, этот тон воспринимается громче и интенсивнее. Также был проведен опыт, когда на выходе усилителя основной тон удалялся и оставались только гармоники6. В этом случае казалось, что мы ясно слышим этот тон, гармоники словно воссоздавали его.
    Указанный эффект имеет место только в басовой области, когда середина и высокие остаются неискаженными. Таким образом эти искажения проявляются не как хрипы, но как вполне приемлемое для уха звучание, ничуть не раздражающее.
    Но что же произойдет, когда мы используем выходной трансформатор с очень большой индуктивностью? Может быть, это удивит вас, но бас будет звучать мягче. Искажений не возникает, вы слышите только чистый тон. Это обнаружилось при работе с PAT 4006.
    Во время теста я заметил, что звучание тороидального транса несколько мягче, чем звук трансформатора на Ш-железе с невысокой индуктивностью (всего ЗО Гн). Частотная характеристика, благодаря громадной индуктивности тора, протягивается вниз гораздо дальше, чем у обычного (Ш-пластины). Вроде бы бас должен восприниматься громче, но это не так. Соображения, приведенные выше, как раз объясняют этот факт, а я оставляю вам судить, насколько желаемы или нет искажения в басу.
    Высказанная теория проясняет, отчего же выходные трансформаторы в разных приложениях могут звучать различно. Она же объясняет, отчего в гитарных усилителях они играют решающую роль в создании специфического тонального баланса и почему трансформаторы с солидными размерами не используются там. Эта модель способна объяснить, почему в качественных hi-end аппаратах мы встречаем трансформаторы огромных размеров: они таковы, чтобы искажения на низких частотах были низки насколько возможно. В этом свете тороидальные ОТ как раз следуют выдвинутой теории.
    В предыдущем обсуждении и взаимодействии акустики и усилителя я исходил из того, что последний работал без ОС. Я также полагал, что в нашем распоряжении нет громкоговорителя с постоянным импедансом, не зависящим, от частоты. Представьте теперь идеализированный усилитель с абсолютно линейной частотной характеристикой, линейностью передачи без искажений и совершенными временными параметрами.
    Такой вот «идеальный» прибор, при подключении его к нормальной акустике с гуляющим импедансом, может вызвать специфические эффекты. Нет, я не имею в виду, что усилитель начнет возбуждаться. Я говорю о совершенно другом эффекте, ранее изученном и до ныне остающимся очень важным, рис. 16 представляет эквивалентную схему усилителя и подключенную к ней нагрузку ZL.
    Благодаря совершенной частотной характеристике и отсутствию общей обратной связи, выходной импеданс такого усилителя будет частотнонезависим. Положим, что усиление равно А при входном напряжении Vin . Тогда выходное напряжение Vout на клеммах акустики будет определено формулой (9):
    В этой формуле коэффициент демпфирования представляет собой отношение импеданса нагрузки к выходному сопротивлению усилителя DF = ZL/Zout. паспорте на усилитель обычно указан импеданс нагрузки в 8 Ом, так что при выходном сопротивлении усилителя в 2 Ом, DF= 4.
    Однако в реальной ситуации из-за того, что импеданс громкоговорителя изменяется с частотой, действительный коэффициент демпфирования постоянным не будет. Следовательно, как показывает формула (9), напряжение на входе динамика будет также изменяться с частотой.
    Но, большинство громкоговорителей спроектированы на то, чтобы напряжение на зажимах поддерживалось постоянным во всем диапазоне частот и, таким образом, давление на оси (SPL — Sound Pressure Level) оставалось бы постоянным. С ламповыми усилителями с низким коэффициентом демпфирования дело обстоит иначе.
    Чтобы исследовать этот факт, я построил усилитель с регулируемым DFM подключил его к головке электродинамического типа, попросту — к обычному дифузорному излучателю с подвижной звуковой катушкой. У меня была возможность выставлять коэффициент демпфирования в 100, 8, 4, 2 и 1 (по отношению к 8-омной нагрузке). Измерения давления выполнялись калиброванным микрофоном в хорошо заглушенном помещении. Характеристика громкоговорителя при DF = 100 была взята за эталон, так что остальные графики дают лишь степень отклонения от этой характеристики, не являясь при этом собственной частотной характеристикой динамика. Результаты на рис. 17.
    Результаты оказались поразительными. Чем меньше коэффициент демпфирования, тем большее отклонение характеристики от эталонной. Ламповые усилители, особенно без ОС, имеют весьма малый DF и таким образом большой завал высоких частот. Я повторил эксперимент с разными динамиками и характер графиков подтверждал общее правило.
    Однако, прослушивание этих громкоговорителей не выявило большой разницы при изменении DF от 1 до 100. Почему же я не заметил субъективных изменений частотной характеристики? Не я один, поскольку ламповые усилители с ОС или без нее широко распространены в мире, и я не слышал нареканий в их сторону. Объясняю это тем фактом, что ухо человеческое быстро адаптируется к изменениям частотной характеристики, если они не происходят очень быстро. Но пойдем дальше.
    Исследования Kirk'a показали, что после короткого периода адаптации, человек начинает предпочитать ограниченный частотный диапазон всему остальному (под остальным имеется в виду диапазон со стандартными границами 20 Гц — 20 кГц — прим. ред.]. Большинство из существующих ныне ламповых усилителей имеет DF меньше 16 и, следовательно, имеют больший или меньший завал на верхних частотах. При этом звучание их более удовлетворительное, чем звук с заведомо более широкой полосой, вплоть до 22 кГц у современных CD с транзисторными усилителями, где демпфирование очень велико.
    Далее...

 
 

Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83


GENERAL

Cathode—Coated UnipotentialSeries Parallel
Heater Voltage, AC or DC12.66.3   Volts
Heater Current
Envelope—T-6V2, Glass
Base—E9-1, Small Button 9-Pin
Mounting Position—Any
0.150.3   Amperes
Direct Interelectrode CapacitancesWith Shield*Without Shield
Grid to Plate, Each Section1.71.7   µµf
Input, Each Section1.81.6    µµf
Output, Section 11.90.46   µµf
Output, Section 21.90.34   µµf

MAXIMUM RATINGS

DESIGN-CENTER VALUES, EACH SECTION300   Volts
Plate Voltage 
Positive DC Grid Voltage0   Volts
Negative DC Grid Voltage50   Volts
Plate Dissipation1.0   Watts
Heater-Cathode Voltage180   Volts
Heater Positive with Respect to Cathode 
Heater Negative with Respect to Cathode180  Volts

CHARACTERISTICS AND TYPICAL OPERATION

CLASS A: AMPLIFIER, EACH SECTION  
Plate Voltage100250   Volts
Grid Voltage-1-2   Volts
Amplification Factor100100
Plate Resistance, approximate8000062500   Ohms
Transconductance12501600   Micromhos
Plate Current0.51.2   Milliamperes

* With external shield ((RETMA 315) connected to cathode of
section under test.

Кто возьмется отрицать тот факт, что лампа ЕСС83 является самой популярной, когда требуется большое усиление сигнала по напряжению? Из современных триодов это, пожалуй, единственная лампа, что обладает большим усилением (m = 100). До нее с таким усилением была 6F5 (6Ф5С), но то был монотриод с октальным цоколем.

Производители радиоприемников уже успели оценить достоинства миниатюрных пальчиковых ламп, впервые выпущенных на рынок фирмой RCA в 39-41 г. В Европе миниатюрные лампы появились после войны. Однако Mullord и Mazda, затем Philips и Telefunken были поставлены перед выбором — продолжать ли дальше разработку и производство ламп с цоколем RimLock или вовремя перейти на 9-ти штырьковый цоколь, к тому времени уже вовсю производимый американцами. RimLock подобен цоколю Locktal, только меньше размером и без выходящего наружу штенгеля, укрытого ключом, как это сделано у октальных/локтальных цоколей.Штырей у него тоже было 8. Так что соперничество европейских и американских производителей представляло собой не просто формальное столкновение разных конструкций, но и дальнейшую борьбу за рынки. К этому моменту появилась организация НАТО и конфликт был решен в пользу 9-ти штырьковой лампы, с названием noval. Из-за нее многим европейским ламповым заводам пришлось отказаться от производства лампы ЕСС40, прекрасного двойного триода, близкого по характеристикам к 6N7/6H7C; последним, кто прекратил его делать, был Tungsram, наши же его так и не освоили. На тот момент MOV (Marconi Osram Valve) и Philips оказались самыми продвинутыми компаниями и первыми ввели noval. В 1947г. у MOV появился пентод Z77/B7G/CV138/ EF91 (семиштырьковая), a Philips/Milliard вовремя переделали пентод UL41 в EL41, ставший первым миниатюрным пентодом для звуковых целей, от которого затем пошло целое семейство во главе с ЕL84/6П14П.

Компания Philips собрала под свою крышу в Эйндховене самую мощную команду исследователей и разработчиков и уже в 48-м году явила миру ставшую скоро знаменитой троицу — ЕСС81/82 и 83. Первое упоминание об этом я нашел в Miniwatt Pocket Book, филипсовском справочнике за 1957г. Кто действительно имеет приоритет на ЕСС83/12АХ7 не знаю, но год спустя, в 1949-м, компания RCA ответила выходом семьи 12А с более длинным списком: 12АТ7, -AV7, -AU7, -АХ7, -AY7, -AZ7. Самая долгая жизнь суждено была лампе 12АХ7. Притом, что и АТ7, и AU7, и любимая микрофонщиками AY7 применяются и доныне, АХ7 остается безоговорочным лидером по современному производству и применяемости. Только она оказалась лампой настолько универсальной, одинаково пригодной для использования в индустриальном оборудовании и в звуковом — студийном, для сцены и бытовой технике.

Позднее появятся субминиатюрные лампы для спецтехники, не уступающие и часто превосходящие пальчиковые. Это лампы с индексом Б в конце названия, которые еще ждут своего часа у звукотехников; будут и нувисторы, о звуковых возможностях которых до сих пор не стихают дискуссии, но пальчиковые производятся до сих пор — Саратов, Калуга, Shugang (Китай), Tesla/ Groove Tube (Чехи/Штаты), Ei/Edicron(Югославия/Англия), и заката их популярности не видно.

Производители ламп, почувствовав, что 12АХ7 оказалась лампой весьма удачной, принялись создавать клоны, причем каждый всяк по своему. Со временем оказалось, что нет ни одного завода, где бы не делалась своя версия 12АХ7.

Кто знает, может быть хрущевская «оттепель» как раз помогла нашим разработчикам взяться за внедрение этой лампы. По параметрам она несколько отличается от оригинальной (S - 2 mA/V, m = 97.5); главным же отличием было то, что напряжение накала было только 6.3 V против 12.6/6.3 V, а 9-я ножка использовалась как экран между двумя триодами. Впрочем, по конструкции катода (плоский против круглого), размерам анода наша лампа также ощутимо отличалась от оригинальной. Естественно, цоколевка ее совпадала с общепринятой, но тоже с оговоркой. Если импортную лампу можно было установить взамен нашей, соответственно перебросив выводы на панельке, то при питании импортной 12.6 V накала,нашу уже не установить. Существовала легенда: нити накала у наших ламп включались параллельно потому, что технологически нельзя было обеспечить равенство сопротивлений двух раздельных нитей и включить их последовательно*. Вряд ли это было весомой причиной.

Вслед за вновь разработанной 12АХ7 появились версии с различными специальными требованиями. У американцев лампой, отобранной для звуковых применений (малый шум, отсутствие микрофонного эффекта и др.), стала 7025 и 6EU7, хотя последняя имеет иную цоколевку.

Британские производители:, еще до войны объединившиеся в картель с названием BVA (British Valve Manufacturer Association), выпускали лампы с собственными названиями, расшифровке которых с ходу логике не поддается.**

General Electric Company (UK) производила В339, Mazda — 6L13. Компании Mullard и Brimar, имевшие гослицензию на выпуск ламп для военных (Army + Navy = JAN), делали очень необычные ЕСС83 под номерами M8137/CV4004. В технической литературе такая конструкция называлась boxed anode, то есть «коробчатый анод». Он полностью закрывал сетку и катод, без каких-либо отверстий и был строго прямоугольной формы. Ширина его была раза в полтора больше обычной 12АХ7.***

Кроме CV4004, Mullard производил «обычные» 12АХ7 с большим ребристым анодом, за которыми сегодня буквально охотятся отъявленные аудиофилы.

Под фабричной маркой Philips с номером 6057SQ (Special Quality) известна еще одна версия 12АХ7; она имеет потребление тока по накалу около 0.4 А и ориентирована для работы в армейском оборудовании.

К сожалению, до сих пор не пришлось встретить 12АХ7 небольшой голландской (американской?) фабрики Amperex/Philips, которая известна серией звуковых ламп с названием Bugle Boy (мальчик-горнист).

Наконец заводы на континентальной Европе производили бесчисленное множество ЕСС83. Самыми популярными из них были Telefunken, Siemens, Tesla, Tungsram. Восточная Германия производила лампы аж на пяти (!) национализированных предприятиях,ставивших престранные значки на баллонах. Из них нормальные: WF, RFT и RWN Neuhaus. Все лампы серии ЕСС81, 82, 83 Made in DDR всегда (!) имели маленький анод (11 мм), причем форма его была единой для всех трех типов, изменялась лишь внутренняя структура. Вот пример высочайшей унификации! Хотя в России на эти лампы минимальный спрос, меж тем они имеют мелодичную сигнатуру.

Имея на руках столь солидный выбор ламп, открыли и мы для себя «страшную тайну», впрочем, хорошо известную в цивилизованном мире под названием rebrand. Это когда одна компания производит для другой и вторая ставит на баллон свой фирменный знак. Такая практика была довольно распространена и Америке, и в Европе. Tesla и Tungsram, в силу высокого качества их продукции, использовались для такой операции наиболее часто. Однако не смотря на rebrand, у каждой фирмы было свое «родимое пятно», по которому можно было безошибочно определить истинную оригинальность.
Mullard делал поверхность донышка матовой, на которой оттискивалась зеркально перевернутая буква латинского алфавита. Хорошо клеймили и тем самым защищались от подделок американцы. В верхней части пальчикового баллона был вытравлен тип лампы, но только не название фирмы! Поняти rebrand в Штатах появилось задолго до войны, пожалуй, с 1928 г., когда Westinghouse по заказу RCA разработала триоды 45-й и 50-й и производила их, но долгое время они носили знак RCA. Поэтому, после операции травления на баллоне могла появиться надпись дистрибьютера, к примеру Conraq. Чтобы не «попасть на деньги» — проконсультируйтесь! По малозаметным признакам (форма геттера, его крепление, контуры слюдяных держателей) можно с большой вероятностью определить, что это не китайцы, югославы, восточные немцы или многочисленные российские, а настоящий «галапагосский двойной триод» (каюсь, дурацкая шутка — моя. А. Б.).

У Tungsram — никелевый (2x2 мм) нумерованный флажок, приваренный к аноду в верхней (реже в нижней) его части. Telefunken имел свою особую метку — между ножками отпечатан рельефный квадратик, именуемый в свое время «diamond mark». Без него лампа либо подделка (процветала в свое время, да и сейчас не редкость), либо relabel/rebrand самой Telefunken от постороннего производителя, предназначенная для неответственной работы. Хотя следует признать, что relabel эта известная фирма не позволяла ставить на плохих лампах, они были, как правило, Testa. Siemens оставлял две характерные засечки наверху баллона и таких же четыре, если лампа несла знак Philips.

Начиная с середины 60-х этот электронный гигант стал медленно сворачивать производство ламп у себя на родине и все больше переносить производство под крышу предприятий, попавших в частичную или полную зависимость от Philips. Кроме Mullard, под влиянием концерна оказались Sylvania, Amperex (в Штатах), немецкие Valvo, Telefunken, венгерский Tungsram, французская Dario и австрийская Triotron. Лампы этих фирм, стало быть и 12АХ7, экспортировались по всему миру, имея на своем баллоне знак «Philips». Так что приобретая экзотическую лампу за бешеные деньги, стоит лишний раз присмотреться и попытаться узнать, чья она на самом деле. Хотя такая «чужая» лампа вовсе не обязательно окажется плохой, но вот обувь сбивать в поисках какой-либо «особенной Dario Miniwatt» не стоит. Если это явно не подделка, имеет позолоченные ножки и знак SQ, то вряд ли стоит сомневаться в подлинности лампы. К сожалению, даже у самых серьезных фирм надпись на баллонах была сделана разве что не акварелью, и снять ее не составляло труда. Соответственно, на «чужих» лампах можно было без труда накатать нужный знак.

Коль скоро Западная Европа к нам ближе Америки, то естественно и ламп от европейских заводов у нас больше. Вот о них стоит сказать подробнее.

ЕСС83/Е83СС/ECC803S/ECC808

Из известных версий наиболее доступны три: ЕСС83, Е83СС, ECC803S.

Справочник ф. Telefunken характеризует их применение следующим образом:

» ЕСС83 — двойной триод звуковой частоты. Для применения в звуковых усилителях в качестве входных каскадов и фазоинверторов.

» Е83СС — двойной триод с раздельными катодами. Для применения в качестве усилителя слабых сигналов в промышленной аппаратуре (Как правило, ножки позолочены — Ред).
    » ECC803S — двойной триод звуковой частоты с раздельными катодами, nonmicrophonic, т. е. микрофонный эффект отсутствует.

Выпускалась и особая «звуковая» версия — ЕСС808, с малым шумом, малым фоном, предназначенная для предусилителей. Судя по табличным данным той же Telefunken, эта лампа обладала большей линейностью (примерно в 2 раза при одинаковых амплитудах выходного сигнала) и нормировалась на меньшую мощность на аноде (опять же меньше е 2 раза против обычной, то есть 0.5 Вт). Еще у нее были выровнены по половинкам емкости, уменьшена проходная емкость Сg-a = 1.5 против 1.7 pF у обычной. В довершение ко всему, напряжение накала было только 6.3 V при токе потребления 0.34 А. Ради внутренней симметрии выводов пришлось и цоколевку поменять. В оригинальном исполнении лампа безумно дорогая и, естественно, дефицитная. Однако ее, без видимых изменений, также производили Tungsram и Valvo. Интересно, рискнет кто-либо поэкспериментировать с ней? Когда мы закончим испытывать лампы с обычной цоколевкой, попробуем ЕСС808, благо в наличии и Tele, и Tung, и Valvo.

Теперь о размерах и форме анода. Всего их три типа, по высоте: 17.5, 14 и 11 мм. Наиболее распространены два последних. Существует легенда, что чем больше высота анода, тем лучше звучание лампы с точки зрения субъективных оценок. Однако достаточно и тех ламп, которые, имея высокий анод, звучали тускло и невыразительно. Так что развенчивать легенды не станем из вредности.

Жива еще одна легенда, что мол лампы с гладким анодом звучат опять-таки лучше. Но из всех 83-х, оказавшихся у нас на руках, гладкий анод {г. е. без каких-либо ребрышек жесткости) имела только одна лампа — Telefunken. При ее высочайшем и непререкаемом реноме вполне можно такой вывод сделать, однако кто же еще будет с ней соревноваться по гладкости анода? Выпускалась еще одна лампа, размеры анодов которой могли бы конкурировать с Tele, это Mullard CV4004. Судя по номеру, ее ждали британские военные, а если б кто с натурой нервной и экзальтированной увидел ее, то впору заявить, что анод у нее аж из баллона вылезает. Вот такой он большой!

Описывать все лампы и конструктивные решения можно до последней страницы. Главная же наша задача — оценить, как они звучат и поделиться радостью с тобой, читатель. После недолгих раздумий решили собрать корректор для винила (EQ-RIAA) и прогнать весь строй через него. Пусть на деле докажут, кто чего стоит. Над схемой голову не морочили, нам важно, чтоб лампы прослушивались в одинаковых условиях. После корректора следовал усилитель (SE, 6C4C х 2; 7 Вт) сборки Золотая Середина/А&Т Sound и колонки Rogers 33/Epos 14.

Обескураживающими оказались не результаты, не общее резюме — они-то как раз ожидались быть примерно теми, что вышло в конце концов — но возник почти шекспировской мощи вопрос: для бытового ли звука 1 2АХ7, тем более высококачественного? Кроме одного показания — коэффициента усиления, как черти из под земли выскочили противопоказания:

а . Более чем у 80 % проявляется ясно слышимый микрофонный эффект. Нет, для этого не надо молотить линейкой по баллону (хотя для резвости оценок проводилось и такое бесчеловечие), нужно лишь отыскать программу, где инструменты бы явно «замыливались». То есть характерное звучание скрипки (шероховатое, при всей ее певучести) превращалось в ровный, будто скомпрессированный, сигнал, по ходу действия лишь изменяющий громкость и высоту тона. Чуткие натуры скучнели на глазах, тускнел их взгляд, из слов похвалы оставалось: «Мутно как-то, без огонька и страсти». Впрочем, Mullard CV4004 (милитаристская версия, жутко ценимая и столь же дорогая) при нестерпимом «микрофоне» не вызывала столь отчаянных отзывов, но была просто патологически певуча, в дюйме от размазни и бесформенности. Некоторым извращенцам это было по вкусу.

b. Неконтролируемый шум. То есть почти не зависящий от сопротивления нагрузки и тока через лампу. Это может быть легко объяснимо загазованностью лампы от времени или дохлыми технологиями при сборке. Как ни странно, но именно японские лампы грешили этим более всех остальных. Характер звучания столь различен, что поставь вы лампу во вновь конструируемый аппарат, получите вечное клеймо, что мол этот прибор вот так звучит и поделать с этим ничего нельзя. Можно пытаться «играть» лампами от разных фирм, но для серии придется остановиться на чем-то одном, в противном случае все усилители не будут близнецами. Себе еще можно позволить перебирать, если готовы выложить от $ 15 до 50, кому как повезет, за требуемую лампу.

c. В большинстве ламп происходило слышимое в динамиках «шкворчание», которое могло прекратиться через 15-30 минут, а могло и не прекратиться вовсе. Контакты панелек и ножки ламп были вычищены и обезжирены, чтобы не пенять на возможность «холодных» контактов. Опять же отличились японцы и примкнувшая к ним Sylvania.

Однако довольно «воинствующего пессимизма», а то выйдет так, что где ни встретите 12АХ7, то разбейте ее, чтоб не портила ни воздуха, ни звука. Если же оценивать с позиций человека, оставшегося один на один с 12АХ7 и возможностью выбирать, то наш отчет готов уместиться в таблицу, где каджой из четырех групп достанется и хороших слов и ругательств:

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДОСТОИНСТВАНЕДОСТАТКИ
1. Mullard ECC83
2. Telefunken, Mullard CV4004
3. GE, RCA (новый значек), Tesla (высокий анод)
Более ясная, детальная картина, чем у других. Сильный, устойчивый бас.
Остро угадывается Mullard (милитаристская версия), звучание сочное, без жирности.
Tele и Tesla — с min микрофоном.
Характерная для Tele стеклянность (не живость), будто робот поет — все ноты верно, но без души.
GE и RCA— все формально правильно, без особой динамики, крепкий середняк.
1. Siemens, Toshiba
2. Valvo
3. Tungsram, Sovtek
Все на месте, без явных нареканий по окраске звука. Valvo и Siemens — с min микрофономДостаточно пресное, невыразительное звучание. Сокращенная динамика — возможно, из-за низкой эмиссии и высокого (выше нормы) внутреннего сопротивления. Бас явно теряет артикуляцию, без быстрой атаки. Sovtek — нарушен баланс, перевал в сторону низких
Sylvania, RFT и прочие из Восточной ГерманииИспытываешь пиетет только к импортности образцов. Очень на любителя «каши» и изощренной певучести. С трудом различаются инструменты. Инструменты с выраженными четными гармониками в спектре
начинают выпирать, например — деревянные духовые. Возможно, это следствие большой нелинейности по 2-й гармонике.
Hitachi, Matsushita, NEC, Lorenz, HaltronВнутреннее устройство превосходно. У Hitachi — огромный анод из блестящего карбонизированного никеля, однако звуку эта красота никак не помогает.Повышенный шум: Matsushita, Hitachi. Микрофон, хоть и малый, может проявляться только в одной половинке и отсутствовать в другой. Заметно разное усиление по половинам. Некоторая «визгливость»

 

Приведенный рейтинг хоть и раздает места в каждой группе, однако сами группы не имеют совсем уж беспрекословного превосходства одна над другой. Просто в каждую собраны те лампы, звучание которых имеет схожий характер. После второй группы ставить кого-то ниже, либо выше не имело смысла, этак может выделиться «последняя» лампа. Между первой и второй группами разница может проявиться на натуральных инструментах и определенных жанрах; на электронной музыке этого можно не отметить. Последняя группа была выделена не столько по звуку, сколько по явным нарушениям работоспособности — шум, сильный микрофон, «шкворчание», перегорание нити нахала и прочее.

Что ж теперь, вовсе, что ли, не применять 12АХ7? Слушайте на здоровье! Дело в том, что все оценки были сделаны в сравнении с «премиумными» 1579 и 6Н9С, специально отобранными по шуму и микрофонному эффекту. На самом деле корректоров было сделано два, по единой схеме, и из особой вредности звучание каждой 12АХ7 оценивалось еще и относительно 1579-й. Так что, прежде чем приобретать особые фирменные лампы для своего проекта, следует крепко подумать над тем, что наши-то могут оказаться не хуже, да и возможность отбора по определенным параметрам еще осталась. Надо только хорошо поискать.

Помните, Ваша техника может иметь звучание, отличное от наших результатов и выводов. Мнения, высказанные выше, являются обобщенными, и внутри каждого остается личное восприятие со своими нюансами и эмоциями. Мы представляем вам просто отчет о проделанной работе.

* При последовательном соединении нитей и при существенном различии их сопротивлений появляется возможность перекала одной нити и недокала другой. Соответственно, эмиссия каждой половины лампы окажется разной.

** Мы еще уделим время и место исторической ретроспективе, где попытаемся осветить принадлежность ламп тому или иному производителю и, кроме того, какая фирма и когда оказалась под экономическим влиянием другой. Дело в том, что с переходом к новому владельцу, качество ламп часто менялось ( как правило, в лучшую сторону ); но порой появлялись на баллонах такие обозначения, что даже опытные люди разводят руками. К примеру Mazda Belvu, Mazda/Siemens Edison Swan, кто такая EEV, опять же? Заслуживает ли внимания Brimar STC и бывают ли невенгерского производства лампы со знаком Tungsram, почему Tungsram бывают Made in Austria и т.д. Разобраться в этом непросто, мы сами часто ломаем голову. Вот и готовим материал для любознательных. — Ред.

*** Подобная конструкция была введена Philips; лампы ЕСС80, ЕСС90, ЕСС92; имевшие такой анод, известны своим высочайшим качеством работы в звуковых цепях.

Вестник А.Р.А. №4

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Диэлектрические стремянки, лестницы и подмости.

HakRUS.ru - Профессиональное паяльное оборудование Hakko (Япония)

Компания «Альфикс» — автоматизация производства

Электромонтажные и пуско-наладочные работы. Аудит и проектирование электроснабжения.

Newwall® - авторизованный дилер PROXXON WOLFCRAFT STEINEL STARMIX

 

Это интересно

Схема корректора RIAA для воспроизведения виниловых пластинок была разработана по просьбе А. Белканова (и при его участии) для сессии прослушивания ламп 12АХ7 и 12AU7.
    Для начала было оговооено ТЗ (техническое задание). Основными пунктами его стали следующие требования:
    1. Перегрузочная способность по входу не ниже 30 дБ относительно выходного напряжения с головки звукоснимателя — 3 мВ, на частоте 1000Гц.
    2. Отклонение характеристики передачи от нормированной — не более 0.25 дБ.
    3. Использование каскадов с анодной нагрузкой, только при таком включении максимально проявляется сигнатура лампы.
    4. Отношение сигнал/шум (в этом случае кривая взвешивания не применяется) — не хуже 65 дБ.
    Для реализации требований была выбрана схема с сосредоточенной пассивной цепью коррекции с тремя каскадами усиления. Достоинства такой схемы:
    а. Меньшая чувствительность к требованию запаса по усилению. В схемах с ОС порой возникают проблемы с этим при замене одной лампы на другую.
    b. Рекомендуемые RIAA/IEC полюса и нули передаточной функции (постоянные времени) легче поддаются расчету; к тому же зависимость элементов друг от друга (в плане точного подбора их для соответствия постоянным времени) достаточно линейна и прогнозируема.
    c. Собственно цепь коррекции легче проверяется. Ее можно без хлопот отдельно прогнать от звукового генератора, предварительно установив перед ней инверсную RIAA (анти-RIAA) и таким образом с предельной точностью выявить отклонения от нормированной характеристики. В то же время включение корректирующей цепи в ОС требует постройки всей схемы усиления и лишь затем проверки работоспособности ее.
    d. Такая схема позволяет в дальнейшем применить распределенную цепь коррекции и тем самым увеличить перегрузочную способность и уменьшить интермодуляционные искажения. Если нам предоставят место в следующем номере журнала, мы готовы предложить свои решения этого вопроса (конечно предоставлю, для хорошего дела места не жалко — Редактор).
    Кроме уже известных 12АХ7 и 12AU7, выбранных из соображений оценки работы их в звуковом тракте, применен высокочастотный триод 6СЗП. Во-первых, потому что крутизна его высока, что позволяет получить низкое приведенное ко входу напряжение шума. При статическом усилении 50, без труда можно получить 30-35, при этом анодная нагрузка не превышает 25-30 кОм. Это, в свою очередь, позволяет при стандартных напряжениях питания (250-270 В) работать с большим анодным током покоя и тем самым увеличить нагрузочную способность первого каскада. Во-вторых, вместе с ей подобной 6С4П, лампа обладает куда меньшей чувствительностью к вибрациям, чем 6С15П/6С45П. Напоследок — сквозная динамическая характеристика ее имеет большое подобие с характеристикой 12АХ7, что позволяет надеяться на компенсацию искажений (при таких незначительных амплитудах сигнала вряд ли можно ожидать зримого проявления компенсации — Редактор). Спасибо Д. Андронникову за первоначальную проработку этого вопроса.
    К недостаткам данной схемы можно отнести несколько меньшую перегрузочную способность линейного каскада, стоящего до сосредоточенной корректирующей цепи, в сравнении со схемой с обратной связью. Хотя цифра в 35 дБ (реальное значение перегрузки до ограничения сигнала на входе) выглядит весьма внушительно.
    При расчетах использованы рекомендации статьи Стенли Липшица (S. Lipshitz), ставшей классической за минувшие 20 лет.*
    He скроем, мы проверили на точность расчета не один десяток схем и лишь единицы реализовали цепь RIAA математически верно. Это указывает на то, что даже серьезные производители игнорируют «школу» электротеники, полагаясь на некие «вкусовые» методы построения корректирующее цепи. И если отмечено, что иные корректоры звучат так или иначе, то в большинстве случаев это вызвано просто неверным расчетом.
    В качестве корректирующей цепочки взята одна из двух, рекомендованных в данной статье. Весь расчет касается правой цепи. Расчетные соотношения для левой естественно иные, мы их не приводим.
    Расчет начинают с произвольного выбора R1. Необходимо учесть, что в значение R1 входит выходное сопротивление предыдущего каскада. На высоких частотах (выше 3 кГц) нагрузкой для этого каскада будет только R1. Следовательно, R1 должен быть больше анодного резистора Ra в 5-7 раз, чтобы не шунтировать его с повышением частоты и, тем самым, не уменьшить усиления. К тому же R1 не должен вносить заметного шума, а ослабление сигнала делителем, образованным R1 и сопротивлением утечки второй лампы, не должно превышать 3 дБ.
    Выходное сопротивление каскада с анодной нагрузкой рассчитывают по формуле:
    где Ri — внутреннее сопротивление лампы, из анодных характеристик; m — усиление в данном режиме, из характеристик; Rk— катодный резистор смещения (может отсутствовать при расчете, если применено фиксированное смещение или резистор шунтирован конденсатором); Rа — анодный резистор нагрузки.
    Чтобы изменение величины внутреннего сопротивления оказывало минимальное влияние на выходное сопротивление каскада, следует применять лампу с высокой крутизной. Однако не забудьте, что такие лампы жутко «микрофонят». Плюс к этому, они имеют довольно узкий раскрыв анодной характеристики, поэтому будет резонно работать при смещениях 2-3 В...
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1