Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Яркий представитель американского audioaндегрэунда (a.a.а. - русская аббревиатура собственного приготовления - Ред.) - Дж Моррисон (J.C. Morrison) строит Hi-End у себя на дому. Судя по всему, никакой это не Hi-End, а просто настоящий звук, чего и вам желаем.
    В молодые годы audio на радиостанциях и в кинотеатрах водилось всевозможное "усилительное зверье" Совершенно дикое. То, что в те времена считалось "произведением искусства"*1, по нынешним стандартам признается откровенным курьезом.
    До появления недорогих постоянных магнитов, исполинские послевоенные динамики с катушкой подмагничивания и с магнитами альнико (тоже очень не маленькими) могли гордиться эффективностью свыше 100 Дб при 1 Вт на м. Да и рупорные колонки не являлись особой экзотикой.
    Основной заботой создателей audio были не мощность ради громкости или heardroom*2, но линейность и малость искажений.
    Выходными лампами служили триоды, просто потому, что они работали лучше. Их низкое внутреннее сопротивление в совокупности с хорошей линейностью и коротким шлейфом продуктов искажений приводили к прекрасно звучавшим схемам. Мощность усилителя редко поднималась выше 5 Вт и ограничивалась лишь требованиями линейности. См. Рис.1.
    Общая ОС применялась редко, так как возникающая при этом амплитудная компрессия давала довольно сомнительный прирост качества, да и звук получался, по мнению создателей, несколько странным. Признаком великих триодных усилителей было хорошее демпфирование, гладкий, но при этом точный звук, несложность и высокая надежность акустики.
    Усилители не были слабым звеном в цепи воспроизведения, источники и громкоговорители приносили гораздо больше хлопот и требовали исследований. Конструирование и производство акустики являлось весьма затратным делом и хороший динамик стоил очень не дешево. Естественно, что колонки с высокой отдачей были привлекательнее и 600 мВт было достаточно для них, а уж триодный усилитель с 6-ю ваттами обладал более чем достаточным запасом мощности.
    Все это навело меня на мысль: а что сегодня применимо из всей этой "архаики"? Сработает ли сочетание выходных триодов и чувствительной акустики для современного audioфилa? Конструируя свой Tubesaurus Rex, я не ставил особой задачи повторить усилитель 40 - 50-х годов, но желал, чтобы старое сочеталось с новым, в надежде получить улучшение породы. Думая так, я внедрил некоторые современные "примочки", которые хорошо сказались на звуке.
    Одна из них - дифференциальный драйвер с непосредственной связью с входным каскадом.*3 (См. схему).. Версии такой схемы известны всем вокруг, но в коммерческом производстве применялись на удивление редко, возможно из-за требований к подбору ламп и тонкому процессу настройки. Зато взамен получим хорошо балансируемую, широкополосную схему. А если применить резисторы с небольшим сопротивлением в анодах - схема будет очень быстра в передаче скоростных атак сигнала.
    Непосредственная связь потребовала некоторых усилий и источник питания оказался в результате не слабым, но как раз здесь-то любители и смогут "оттянуться" со своими доработками и фантазией. Другой фокус заключался в оптимизации блока питания для схемы в классе А. Здесь я применил дроссель на входе фильтра и полипропиленовые конденсаторы. Это дало замечательный эффект на звук. Так что теперь я вряд ли вернусь к электролитам.
    Хочу предостеречь "свернутых" от применения мегаФарад в питании и следовать тому, что указано. Еще один урок, уясненный из "прошлого": сглаживающий фильтр является фильтром НЧ. Так что не наворачивайте лишних конденсаторов в LC цепи и по достижении пульсаций в 0,01% нет особого смысла наращивать емкость фильтра. Следует помнить, что усилитель работает в классе А. Максимальное рассеяние тепла на анодах ламп происходит в отсутствие сигнала, и так как усилитель двухтактный, то потребляемый ток от источника будет болтаться в пределах 10-20 mА от тока покоя. Солидный дроссель фильтра (10 Генри, 60 Ом) легко препятствует качаниям анодного напряжения при малых изменениях тока, а потому каких-либо дополнительных элементов в фильтре не требуется. Выпрямители - кенотроны 5V3 и 5V4 *4 с низкими внутренними сопротивлениями и достаточными анодными токами.
    Как видно из Рис. 2, рабочим режимом для ламп типа 2АЗ является Ua= 250 V, Ia = 60 mА при Uc=-45V. Допустимо применение анодного напряжения Ua =300 - 350V. Каскады драйвера требуют 400 - 450 V. При разработке схемы я исходил из этих напряжений, отрицательное напряжение нужно для подачи на хвост первого дифференциального каскада.
    Рекомендуемое сопротивление нагрузки между анодами выходных ламп при автоматическом смещении равно 5 кОм. Здесь требуются некоторые пояснения. Как водится, чем выше качество выходных трансформаторов, тем они дороже. Американским самодельщикам часто приходится приобретать их у фирм производителей, либо выменивать друг у друга на дефицитные детали.
    Ни разу не читал и не видел, чтобы американец задался целью построить выходной транс, это у них не в крови. Тем не менее, у них не мало фирм, производящих очень хорошие выходники, в отличие от нас. Так что, если вы хотите, рискнуть - можно заказать любой. - Ред.
    Использование триодов в выходном каскаде обладает важным достоинством: при любой данной нагрузке между анодами, сопротивление, пересчитанное во вторичную обмотку, будет существенно меньше, чем с применением лучевых тетродов или пентодов.
    Триоду требуется сопротивление в аноде от двух до шести раз большее, чем его внутреннее сопротивление. Лучевые тетроды и пентоды более чувствительны к разбросу сопротивления между анодами. Так что на практике вы можете использовать то, что попадет под руку, в указанных пределах естественно, и такой трансформатор будет неплохо работать.
    Скажем, разобрали вы на части свой старый Fisher 500B. Выходной трансформатор у него нормирован по импедансу первички на 7 кОм, то есть на 2 кОм больше, чем рекомендовано для 2АЗ с автосмещением.
    Далее.....

 

Информация

 
 

Однотактный триодный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White.

 

ЧАСТЬ 1

Sound Practices Sp. 1994 Giro Marzio & Cristiano Jelasi

Оригинальная схема Лофтина-Уайта Отличительной чертой этого усилителя с технической точки зрения является использование непосредственных связей между каскадами, т.е. без использовния трансформаторов или конденсаторов. Схема разработана на основе классической разработки Лофтина и Уайта, впервые представленной в американском журнале Radio News еще в 1929 г. Статья вызвала широкий резонанс не только из-за технических характеристик усилителя, исключительно высоких по меркам того времени, но и благодаря крайней простоте схемы.

Оригинальный усилитель L-W имел частотный диапазон 50 Гц -10000 Гц по уровню -0,5 дБ без использования обратной связи - нововведения, примененного впервые всего годом ранее. Успех этого усилителя, кроме того, был обязан и приличной выходной мощности в 3 Вт. Подобная схема быстро завоевала популярность у любителей, а также была замечена производителями, которые стали изготавливать, как законченные конструкции, так и наборы "собери сам" (kit).

В первоначальном варианте схемы L-W использовался тетрод 224 (предшественник 24-ой) во входном каскаде, и триод 250 (предшественник 50-й) - в выходном, при этом общее усиление достигало 50 дБ. Наша конструкция основана на триодных каскадах и обеспечит подходящую величину усиления для большинства стандартных источников.

Мы понимаем, что построение усилителя на основе схемотехники 60-ти летней давности многим из вас может показаться странным, но это схема и по сей день обеспечивает непревзойденное качество воспроизведения музыки. Популярность схемы L-W очень велика среди японских аудиофилов и конструкторов и даже во Франции аудиофилы-безальтернативщики, весьма высоко ценят такие усилители за их музыкальность. По данным Jean Hiraga одного из европейских адептов этого типа усилителей, примерно 30% самодельных конструкций японцев в 70-80-ых годах были основаны на схемотех-нике L-W.

НАШ "L-W"

Монофонический вариант этого усилителя длительное время работал в домашнем комплекте аппаратуры одного из авторов. Он был собран для того, чтобы слушать музыку, а не для представления другим конструкторам, как законченное устройство. Наш усилитель имеет ряд специфических черт. Он сконструирован таким образом, что может работать с лампами различных типов при минимальных изменениях в схеме. Это требует специальной намотки анодного и накального трансформаторов. В большинстве же случаев усилитель проектируется под определенный тип ламп. И далее его не беспокоят.

ВЫХОДНЫЕ ДАМПЫ

Существует ряд кандидатов для работы в выходном каскаде. Мы решили не использовать такие знаменитые триоды как Mullard РХ4, Telefunken RE/604, Mazda РРЗ/ 250, Western Electric 275A и т.д., имеющие весьма высокие звуковые качества, но которые сложно найти.

Есть значительное число более доступных ламп, как то: 2АЗ, 6АЗ, 6B4G (различаются между собой только напряжениями накала и цоколями), VT52, 300В, 842, 10, 10Y, 801А (последние три - различные варианты одной лампы), 45 и 50. Первые пять из этого списка отличаются низким внутренним сопротивлением (700-800 Ом) и хорошо работают при сопротивлении анодной нагрузки 2,5 кОм. Остальные требуют более высокого сопротивления нагрузки.

В целом конструкция выходного трансформатора тем проще, чем ниже его сопротивление по первичной обмотке. Иными словами, при одинаковом качестве трансформаторов, цена их ниже при меньшем сопротивлении по первичке (даже у трансформаторов от одного изготовителя). Принимая это во внимание, мы решили остановиться на лампах с малым внутренним сопротивлением.

Старые американские лампы 45 и 50 обеспечивают высокое качество звука, но их очень трудно найти. Работа ламп китайского производства несколько хуже, но их легко достать, поскольку они производятся до сих пор.

Итак, вот наши кандидаты

2A3: имеются два варианта -относительно редкий одно-анодный и более известный двуханод-ный. Последний, по сути, представляет собой два запараллеленных триода в одном баллоне. Одноанодные 2АЗ выпускали Fivre и Brimar. Эти лампы отличаются большой воздушностью, гармоничностью и детальностью звука. Средние и высокие просто превосходны, а бас основателен и хорошо артикулирован. Это, действительно, один из самых музыкальных триодов прямого накала.

Версия Fivre наиболее известна из двух вариантов одно-анодных 2АЗ. Она обладает сложной структурой катода, состоящего из 12 параллельно соединенных нитей, которые закреплены на прямоугольной раме. Некоторые считают, что прекрасным звучанием лампа обязана именно этой конструктивной особенности. Кстати, Telefunken RE604 имеет такую же конструкцию катода и является единственным триодом, способным достичь высот одноанодных 2АЗ Fivre.

Многое из вышесказанного нельзя отнести к двуханодным версиям этой лампы: малейшая разность двух половинок, составляющих лампу, намного ухудшит звук - бас менее основательный, проработка перспективы на высоких слабее, детали не настолько сфокусированы. Короче, лампа чуть менее благозвучна.

Однако, и в этом случае, результаты будут много лучше тех, что можно получить, например, от КТ88, 6550 или EL34 в триодном включении (псевдотриоде). Двуханодные 2АЗ легкодоступны и по сей день производятся в Китае. Звукового различия между старыми западными образцами и современными китайскими практически не найдено. Номинальная выходная мощность составляет 3,5 Вт.

6АЗ - Идентична 2АЗ, за исключением напряжения накала в 6,3 В, вместо 2,5 В. Существуют одноанодные варианты, как стрые американские, так и современные российские.

6B4G - Идентична 6АЗ во всем, кроме октального цоколя, вместо 4-х штырькового Х4. Существует только в двуханодном варианте и до сих пор производится в Китае.

300В - Самый известный из триодов прямого накала. Славой своей обязан высочайшей музыкальности (производства Western Electric), которая характеризуется полнокровным, мощным, но в то же время детальным и аналитичным звуком обеспечивает драматическое воспроизведение тембра и окраски инструментов, чуть ли не на уровне одноанодных 2АЗ Fivre. При этом 300В превосходит их по мощности, артикуляции и упругости нижних частот. Но, несмотря на превосходные звуковые качества, высокая цена (пара - около 1600000 ит. лир) заставляет присматриваться к другим вариантам. Собственно WE давно прекратил выпуск электронных ламп.

Версия 300В фирмы Cetron, обладая основными звуковыми особенностями WE 300B, проигрывает им в богатстве звука, гармонии и панораме. Они весьма прилично звучат, хотя цена меньшая на 40%, чем у "родной' WE, все равно остается высока.

Китайская 300В немного "слабее" Cetron'овских и цена их более приемлема. Увы, их качество лишь слегка превосходит качество двуханодных 2АЗ. С нашей точки зрения, применение этих ламп оправдано только в тех случаях, когда необходима выходная мощность около 10 Вт.

Номинальная выходная мощность 300В составляет 17 ВТ, однако WE рекомендовала их использование с мощностью 11-12 Вт (в соответствии с техническими данными WE 1459).

VT52 (45 Special) - заслужила превосходную репутацию за свою музыкальность. Очень похожа на 300В по характеру звукоизвлечения и изящности, с которой она доносит детали и нюансы музыкальных событий. Лишь солидность и артикуляция в басу чуть меньше. Увы, эту лампу сложно найти, ведь она не выпускалась уже десятилетия, (прим.: VT52 -военная лампа и точного коммерческого аналога не имеет). Номинальная мощность достигает 4,5 Вт.

ВХОДНЫЕ ЛАМПЫ

В отношении ламп входного каскада выбор несколько проще и, на практике, может быть сведен к небольшому числу ламп:

1) группа 6DJ8; Е88СС/6922

2) группа 12АХ7 5751/Е83СС/7025

Мы получили хорошие результаты с лампами от Philips, Telefunken и Mullard, но хороши будут и другие лампы подобного качества.

Если требуется значительное усиление, как, например, в случае работы усилителя непосредственно от CD или предусилителя с малым выходным напряжением, имеет смысл попробовать применить лампу 5751 (m=70), а если усиления все равно не хватит, то Е83СС (m=100).

Все перечисленные входные лампы являются двойными триодами, соответственно, вы можете либо вообще не использовать одну половину лампы, либо запараллелить обе секции. В последнем случае следует уменьшить величину R4 на 10 - 20%.

Каждое из этих решений имеет свои достоинства и недостатки. Параллельная работа половинок лампы уменьшает внутреннее сопротивление с последующим улучшением работы в нижнем диапазоне частот и уменьшением чувствительности к нестабильному питанию. Однако, можно констатировать, что, чем больше различия половинок лампы, тем хуже будет разрешение усилителя.

Если вы желаете использовать усилитель в широкополосной системе, запараллеливание секций входной лампы будет интересным компромиссом, особенно совместно с двуханодной 2АЗ, которая представляет собой два параллельно включенных триода. Используйте тщательно отобранные маломощные лампы с минимальным различием секций. Окончательное решение лучше принимать в ходе прослушивания, - и оно останется за вашим вкусом. С другой стороны, в случае, когда усилитель работает в высокочастотном звене многополосной системы, использование только одной половины, дает лучшие результаты практически всегда.

Представленная нами схема оптимизирована под использование ламп 2АЗ (или аналогов), раскачиваемых Е88СС. Можно применить и VT52, не забывая про различие в напряжении накала. Основная причина такого выбора - относительная доступность 2АЗ. Для правильной работы ламп других типов нужно слегка изменить параметры источников питания.

Схема усилителя и перечень элементов

ВЫХОДНОЙ ТРАНСФОРМАТОР

Пожалуй это самый критичный элемент схемы. Качество разработки и сборки значат больше, чем точное значение сопротивления по первичной обмотке. Мы использовали 1,5 кОм-трансформатор, но вполне возможно поставить его с большим сопротивлением, вплоть до 3,5 кОм. Для усилителя такого уровня нужно отыскать компонент, который будет под стать качеству аппарата.

Учитывая высокую цену и дефицитность лучших моделей трансформаторов Tango, Magne Quest, Partridge, мы с радостью сообщаем, что хорошие выходные, анодные и макальные трансформаторы, подходящие для нашего усилителя, производит Elettrica Brenta (Италия).

ПАССИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Схема блока питания При конструировании аппаратуры, способной достигнуть вершин музыкальности, качество пассивных элементов становится важной составляющей успеха. В частности, это касается конденсаторов. Обратите внимание, что в списке компонентов электролитические конденсаторы не рекомендуются даже для фильтра питания. Мы шунтируем конденсаторы значительной емкости (за исключением С1, для которого этот момент непринципиален) слюдяными (с обкладками из серебра) или бумагомасляными. Такое решение обычно используют радикально настроенные экспериментаторы, знающие, насколько сильно эти элементы влияют на окончательный результат.

В качестве С2, СЗ, С4 мы взяли тефлоновые конденсаторы производства CSI. Их качество воистину "заоблачное", равно как и их цена. Кроме того, их сложно найти. По правде говоря, разница между CSI и обычными лавсановыми или бумажными конденсаторами совсем невелика, если зашунтировать их хорошими конденсаторами малой емкости. Если на CSI вы заработаете бессонницу, просто используйте тефлоновые Signalcaps или все, что душе угодно.

Мы предлагаем в первом варианте вашего усилителя применить обычные углеродистые резисторы (их преимущество безындуктивность и весьма хорошее звучание), а в качестве резисторов большой мощности - проволочные на керамических каркасах. Многие экспериментаторы (правда не все) считают углеродистые резисторы более музыкальными, чем металлофольговые. Проведите сами несколько тестов, чтобы определить свои предпочтения. Если почувствуете необходимость, то можете приобрести специальные (и дорогие) резисторы, такие как Caddock, Vishay или на основе танталовой фольги.

Если вы решите заменить входной резистор R1 аттенюатором, помните, что качество этого элемента окажет решающее влияние на конечный результат. Избегайте применения резисторов на основе проводящих пленок на этом участке. Значительно лучше будет применить переключатель на два направления для подключения резистора требуемой величины. В этом случае на пути сигнала будет всего один резистор, два контакта и один резистор, подключенный к "земле". Излишне говорить о том, что качество контактов должно быть очень высоким. Учитывая, что набор высококачественных переключателей увеличит стоимость аппарата на 10-30%, мы предлагаем использовать их в случае крайней необходимости регулировки входного напряжения усилителя.

Для расчета величин резисторов аттенюатора можно использовать следующие формулы:

RB=Rt10-A/20

Ra=Rt - RB

Ra - сопротивление резистора, включенного последовательно в цепь сетки лампы V1;

RB -сопротивление резистора утечки;

Rt - общее сопротивление аттенюатора;

А - желаемое ослабление (в дБ).

Дискуссия, подобная той, что касалась резисторов, возможна и в отношении кабелей. Для начала мы предлагаем использовать хорошие OFC - проводники, желательно в тефлоновой изоляции для исключения случайных повреждений жалом паяльника.

Если после прослушивания усилителя вам захочется заменить проводники внутренней разводки, то можете использовать для нее экзотические кабели из бескислородного серебра или других "хитрых" материалов. Мы использовали кабели для военно-космической техники из бескислородной меди, покрытой серебром. Они стоят дешевле, чем "именитые* кабели из hi-fi-магазинов и обеспечивают высокое качество звука.

Когда вы будете продумывать прокладку кабелей в усилителе не забывайте о возможности использования всех трех пространственных измерений. В отличие от печатного монтажа, где используется только два. Постарайтесь достигнуть правильного размещения кабелей с электрической точки зрения, а не с точки зрения видимой эстетики - они не всегда совпадают. Не отдавайте предпочтение "косметическим" характеристикам в ущерб достижению более важных электрических. Помните, что все земляные шины должны соединяться только в одной точке - около самого входа во избежание фона переменного тока.

 

Часть [1]  [2]

 

Источник: Вестник А.Р.А. №2

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Все вторичные обмотки дают напряжение переменного тока. Вторичка нашего накального трансформатора позволяет получать множество различных напряжений с заземленной средней точкой. Некоторые конструкторы питают цепь накала постоянным током, дабы избежать фона и для возможности стабилизации напряжения накала. Мы не обнаружили, что стабилизация напряжения накала дает существенное звуковое преимущество (разве, что в местностях, где напряжение электросети претерпевает частые и быстрые изменения), хоть и известна большая чувствительность прямонакальных ламп к изменению тока накала по сравнению с лампами косвенного накала. Какие-либо проблемы с фоном перед нами не вставали.
    Примененное нами анодное питание обеспечивается одним трансформатором со вторичной обмоткой с отводами, чтобы можно было установить требуемое питание для различных типов выходной лампы. Выпрямитель - двухполупериодный, кенотронный.
    Мы предпочитаем в качестве выпрямительного элемента газотрон с ртутным наполнением 83-го типа, хотя никаких противопоказаний к использованию других типов выпрямительных элементов (GZ33, GZ34, GZ37, 5R4GY, AZ50 и др.) не имеется. Звуковые качества усилителя будут чуть различными при применении различных выпрямителей. "Идеальный" фильтр следует составить из двух секций р-фильтров, что позволяет довести уровень помех от источника питания до исчезающе малого.
    Элементы, обведенные пунктирной линией, - дополнительные, и даже без них вы можете получить прекрасные звуковые свойства усилителя.
    Мнения о звуковой пригодности GZ34 диаметрально противоположны. Известный журналист Jean Hiraga (редактор La Nouvelle Revue du Sun и редактор L'Audiopfile) считает, что присутствие этого кенотрона делает звук грубым и не очень детальным. Наоборот, авторитетный Joe Roberts считает эту лампу, в частности версию Mullard, обладающей достойным звучанием. Честно признаться, мы не горим особым энтузиазмом в отношении GZ34 и считаем, что все другие перечисленные лампы и их аналоги бесспорно лучше. В любом случае, последнее решающее слово должно принадлежать вашему слуху, если вам удастся произвести сравнение.
    И, наконец, улучшить результаты может применение раздельных выпрямителей и фильтров для каждого каскада: такое решение позволяет сильно сократить паразитные межкаскадные связи через источник питания. В настоящее время у одного из нас именно так и сделано. Здесь мы не приводим схему с двойным источником питания, но можем сделать это в дальнейших статьях, если читатель проявит интерес. Увы, но с таким источником питания габариты усилителя возрастут.
    В усилителях с непосредственными связями, напряжения на электродах ламп взаимозависимы и, следовательно, на время прогрева нитей накала смещение выходной лампы не будет соответствовать номинальному. Как следствие, мы получим значительный бросок тока через выходные лампы. Очевидно, что такое жестокое обращение с ними сокращает их срок службы. Во избежание этой проблемы, необходимо задержать включение анодного напряжения на время полного прогрева катодов ламп.
    Учитывая, что мы используем раздельные анодные и накальные трансформаторы, очевидным решением проблемы будет применение двух раздельных выключателей в цепях сетевых обмоток питающих трансформаторов.
    Накальный трансформатор включают первым, а через 30 -40 секунд вслед за ним анодный. Другое решение - это применение схемы задержки, рекомендуемое, в частности, для "особо безмозглых", а также тех, у кого дома маленькие дети или излишне любопытные родственники (См. "Дельные вещи" - Ред.).
    Указанные на схеме номиналы элементов соответствуют случаю применения ламп 2АЗ или VT52 в паре с Е88СС/6922. При использовании Е83СС или 5751 во входном каскаде номиналы резисторов R5 и R6 следует увеличить вдвое. Требования к анодному напряжению также различны для различных пар ламп. Не рекомендуется увеличивать напряжение анод-катод выходной лампы выше 300V для 2АЗ или 6В46 и 330V для VT52.
    Хотя справочные данные 2АЗ определяют анодное напряжение не выше 250V в однотактном усилителе и 300V в двухтактном, многие любители в однотактных схемах работают с 300 V на аноде без каких-либо проблем и без сокращения срока службы ламп.
    Максимальная мощность рассеяния на аноде составляет 15 Вт для 2АЗ, 6АЗ и 6В46, 18 Вт для VT52 фирмы Hytron и 15 Вт для VT52 фирмы WE и Sylvania. Напоминаем, что для определения мощности на аноде нужно перемножить анодный ток и анодное напряжение, т.е. разность потенциалов между анодом и катодом. Не пытайтесь хитрить с этими величинами: их превышение над максимальными заметно сократит жизнь лампам.
    С этим усилителем следует использовать источник сигнала и предусилитель действительно высокого качества. Учитывая его исключительную прозрачность, усилитель проявляет индивидуальные звуковые особенности всех компонентов цепи сигнала. Очевидно, что это утверждение верно и для записей: мы сами открыли для себя заново несколько записей, чье высокое качество прежде не было реализовано.
    Что касается громкоговорителей, то хорошо было бы применить высокочувствительные модели, в особенности, если вы пользуетесь широкополосной системой. В многополосной усилительной системе вопрос о неискаженной выходной мощности стоит менее остро. Симбиоз такого усилителя с рупорной акустикой просто замечателен. Окраска звука в среднем диапазоне, вносимая акустикой типа Klipschorn или Altec "Voice of the Theatre", снижается до вполне приемлемого уровня...
    Далее.....

 

Информация